Задержка развития речи
Существует две основные причины нарушений: биологическая и социальная. Первая связана с нарушениями развития ребенка будучи еще в утробе матери (асфиксия, недоношенность, травмы при родах и т.д).
К тому же на задержку могут повлиять сложные и серьезные вакцинации. Или, например, снижение слуха.
Вторая — социальные причины зависят от окружением ребенка. Это могут быть отсутствие стимула роста, несвоевременное развитие, стрессовые ситуации, отсутствие коммуникации и т.д.
- неправильное произношение сложных слов;
- не может составить предложение больше чем из 2-3 слов;
- словарный запас беден (в основном состоит из слов, встречающихся в быту);
- нарушена артикуляция;
- не замечает ошибки за собой и другими.
Правила развития речи
Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:
Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.
Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.
Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.
Развитие моторики
Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики
Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.
Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.
Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.
Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.
Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала
Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.
Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.
Что такое нормальное речевое развитие
Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:
- Подготовительный (от рождения до 1 года).
- Преддошкольный (от года до 3 лет).
- Дошкольный (3 – 7 лет).
Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.
Упражнения и задания
Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:
Артикуляционная гимнастика
Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.
Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.
Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.
Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.
Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.
Пальчиковые игры
Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.
Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.
Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.
Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.
Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.
Логоритмика
Логоритмика – это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.
Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.
Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.
Упражнения для разминки губ и мышц языка
Перед любым занятием, направленным на исправление произношения, следует выполнять разминку языка и губ. Делать ее лучше в сидячем положении, так как сидя у малыша выпрямленная спина и тело не напряжено. Ему должно быть видно свое лицо и лицо взрослого, так он будет способен следить за правильностью выполнения упражнений. Так что зарядка должна проводиться перед зеркалом достаточных размеров.
В виде игры взрослому нужно описать задание, которое они будут делать. Сначала следует самому показать его крохе, после чего тот должен его повторить. При необходимости придется помогать ребенку, пользуясь ложкой, чистым пальцем или другим удобным предметом.
Ряд самых распространенных упражнений для разминки языка и губ:
- растягивание губ в улыбку, со спрятанными зубами;
- вытягивание губ хоботком;
- поднимание верхней губы со стиснутыми челюстями;
- круговые движения губами, вытянутыми в трубочку;
- массирование вытянутых губ пальцами;
- надувание щек, вместе и по отдельности;
- втягивание щек;
- облизывание губ по кругу с открытым ртом;
- вытягивание напряженного языка вверх и вниз;
- прижимание языка к небу в открытом рту, при этом нижнюю челюсть надо тянуть вниз.
Речевые особенности
До четырехлетнего возраста у детей в редких случаях получается дать характеристику предмету или описать его свойства и качества. Обычно в этих целях они прибегают к помощи разведения рук или указывания пальцами, а если взрослые их не могут понять, начинают сердиться. Ребенок, которому уже исполнилось 4-5 лет, в большей степени способен дать свое объяснение чего-либо, однако на собственном языке, состоящем из исковерканных слов. Например, муйка – мультик или зезя – ежик.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: список рекомендованных книг для детей 4-5 лет
В процессе речевого развития у ребенка 4 лет желательно отмечать подобные детские термины и исправлять их, уча малыша тому, как говорить правильно
Важно проявить при этом терпение и не ругать кроху, так как он просто не в состоянии моментально запомнить правильный вариант, тем более того, что дается ему с трудом
Однако всегда стоит обращать внимание ребенка на такие вот переделанные слова, объясняя, что они ненастоящие, проговаривать с ним верный вариант
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие кружки и спортивные секции для детей от 4 лет
К пятигодичному рубежу малышам доставляет удовольствие учить стихотворения. Со временем, если читать с крохой и разучивать всевозможные скороговорки и веселые стишки, он и сам может начать поиск разных рифм.
Казалось бы, что соединение в небольшие сочетания, в пределах 2 строк, рифмующихся слов – это достаточно незамысловатое и простое занятие. Однако именно оно помогает развить у ребенка слух, гармоничность речи и умение соединять слова, которые похожи по звучанию.
Кроме того очень важен такой момент как развитие музыкального слуха. В пять лет это весомый нюанс в формировании способности правильно говорить, так как ребенку нужно слушать и воспринимать повседневную речь и окружающие звуки. Родителям следует способствовать тому, чтобы малыш разобрался в происхождении шумов и звуков, которые для взрослого человека уже стали привычными.
https://youtube.com/watch?v=LLSkRHye7dM
Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет
Какой обязана быть речь ребенка в возрасте 4-5 лет? Ниже приведен общий список ее основных показателей:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет?
- Достаточный словарный запас. Ребенку должно хватать слов в арсенале, чтобы составлять предложения из 5-7 слов.
- Понятность. В этом возрасте то, что говорит кроха, уже должно быть понятно не только родителям, но и посторонним людям.
- Способность ориентироваться в пространстве и отличать предметы между собой, зная и называя их качества.
- Знание единственного и множественного числа.
- Умение легко найти описанный предмет или наоборот самому описать требуемую вещь.
- Ведение диалога. Ребенок уже может задавать вопросы и отвечать на них.
- Пересказ прочитанной сказки. Также способен рассказать стишок или спеть недлинную песенку.
- Кроха с легкостью называет свое имя или имена близких родственников, свою фамилию, возраст, плюс клички домашних питомцев.
Упражнения и задания
Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:
Артикуляционная гимнастика
Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.
Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.
Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.
Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.
Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.
Пальчиковые игры
Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.
Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.
Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.
Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.
Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.
Логоритмика
Логоритмика – это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.
https://youtube.com/watch?v=mVVVwd5Ovb8
https://youtube.com/watch?v=YFeRcOywkUw
Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.
Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.
Скороговорки
Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:
- Содержащие звук : «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
- Содержащие звуки , , , : «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
- Содержащие звук : «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
- Содержащие звуки и : «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.
Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков). Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими. Поэтому развитие речи детей в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.
Диагностика речевых нарушений
Оценить уровень развития речи можно в домашних условиях. Для этого ребенка просят назвать наименования животных, предметов посуды и мебели, явлений природы. Дошкольнику дают простые поручения, требующие формирования вопросов ко взрослому человеку.
Способность к построению словосочетаний оценивают с помощью таких действий:
- образование множественного числа;
- определение количества предметов (помогает понять, насколько правильно ребенок согласовывает существительные и числительные);
- образование уменьшительно-ласкательных форм;
- составление небольшого текста по предложенному изображению;
- завершение начатого взрослым высказывания.
Для выполнения звукового анализа просят воспроизвести слоги, содержащие разные гласные и согласные. Проверяют и ритмичность детской речи.
https://youtube.com/watch?v=L4-nGG8_oX0
Как помочь малышу в речевом развитии?
Тренируйте мышцы артикуляции. Для этого можно играть в различные игры. Например, поиграть с языком в прятки, постучать им по зубкам, сделать его узким или широким и т.д. Предлагаем посмотреть видео упражнений для губ и языка — артикуляционная гимастика:
Вот еще несколько важных советов, следуя которым вы сможете избежать речевых нарушений и улучшить речь вашего ребенка.
- Поощряйте стремление своих детей в общении. Пусть они делятся впечатлениями, рассказывают про свои интересы, задают вам и окружающим тысячу вопросов. Старайтесь всегда найти на это время.
- Если ребенок не стремится к общению, стимулируйте его сами. Будьте инициатором беседы. Найдите те темы для разговоров, которые заинтересуют малыша.
- Читайте с ребенком как можно больше сказок, рассказов, стихов. Пойте вместе детские песни.
- Мастерите с ребенком поделки (например, про любимых героев сказки), при этом общаясь и описывая каждый ход действий.
- Добавляйте элементы игры в свои упражнения. Малышам очень интересны пальчиковые игры или кукольные театры.
Полезное видео о том как развивать и формировать речь ребенка в 4 года:
Логопедические занятия по развитию речи
Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.
- Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
- Артикуляционная гимнастика
- Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
- Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
- Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
- Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
- Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
- Чтение.
- Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
- Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
- Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.
Упражнения на укрепление мышц
- «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
- «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
- «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
Особенности развития речи детей 4 –5 лет
У дошкольников постепенно совершенствуются все компоненты — фонетика, грамматический строй, словарный запас и связность.
Особенности произношения звуков
- Первый критерий развития речи детей 4 – 5 лет — фонетика, или звукопроизношение. Ребенок 4 лет смягченно произносит согласные звуки (вместо «ложечка» скажет «лезецька»). Не хватает четкости и в произношении свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или заменяют;
- Свистящие «ц», «с», «з» заменяют: «с» и «ц» — на «ф», «с» — на «т», «з» — на «д», «ц» — на «т»;
- Шипящие «ш», «щ», «ж», «ч» заменяют: «ш» — на «с» или «ф», «ж» — на «з» или «в», «ч» — на «ц» или «ть», «щ» — на мягкие «с» или «т»;
- Звуки «л» и «р» чаще пропускают или могут заменять мягким «л».
Ребенок 5 лет лучше воспринимает и произносит звуки и больше не смягчает их, а шипящие и свистящие не заменяет другими звуками. Многие звуки дети теперь выговаривают правильно, четко, с правильной артикуляцией. Хотя некоторые по-прежнему неправильно произносят шипящие, «р» и «л».
Сложные и длинные слова сокращают, опускают слоги: вместо «автомобиль» скажут «атабиль». Вот еще какие ошибки допускают детки в произношении слов:
- Переставляют звуки: «первый» — «певрый»;
- Пропускают согласные при их стечении: «большой мальчик» — «босой мальчик»;
- Вставляют гласные в словах со стечением согласных: «не зинаю», «корабель».
У пятилетних деток развитие речи на более высоком уровне: они говорят правильнее, реже сокращают слова, меняют слоги и начинают составлять слова по аналогии.
Словарный запас ребят
Второй критерий развития речи детей 4 – 5 лет — объем активного словаря. К 4 годам словарь включает 1000 слов.
У ребенка 4 лет постоянно увеличивается объем активного и пассивного словаря. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.
У ребенка 5 лет объем словаря удваивается — теперь в нем до 2000 слов.
4-х — 5-тилетние детки — «почемучки». Им интересно все на свете и они постоянно задают вопросы родителям
Для развития речи важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать чадо на диалог, вместе искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас
Грамматический строй речи
Третий критерий развития речи детей 4 – 5 лет — грамматическое оформление, то есть сложность предложений, последовательность и согласование слов.
Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3 – 4 слов. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее.
Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Вот какие ошибки допускают детки: неправильно выстраивают последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласуют слова («один кошка», «у меня три подругов»).
К 5 годам ребята говорят распространенными и усложненными фразами, речь становится более логичной и связной.
Связность речи дошкольников
Четвертый критерий — связность и логичность высказываний. Первые фрагменты диалогической речи наблюдаются уже у трехлетних малышей. К 4 — 5 годам этот навык совершенствуется.
У дошкольников развитие речи выходит на новый уровень: они могут пересказать простую сказку («Колобок», «Курочка Ряба»). Рассказ по картинке детки составить пока не могут, зато с удовольствием рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы о них.
При нормальном развитии речи детей 4 – 5 лет отмечается способность составлять рассказы по картинке, отвечать на вопросы о содержании сказки или рассказа. В этом возрасте детки с удовольствием рассматривают книжки с картинками, могут рассказать о своих желаниях, впечатлениях об увиденном мультфильме.
Упражнения для речевого развития детей в 4-5 лет
Получая ответы, дошкольники учатся описывать предметы и определять их характеристики, выражать эмоции и строить монологи.
Артикуляционная гимнастика
Улучшить произношение проблемных звуков помогают такие упражнения:
- «Съешь варенье».
Ребенок должен представить, что он съел пирожок, а на губах осталась сладкая начинка. Выполняют движения, позволяющие съесть варенье. Языком медленно облизывают верхнюю и нижнюю губы. - «Язык-лопата».
Нужно представить себе инструмент, который требуется уложить на подставку, в роли которой выступает нижняя губа. Язык вытягивают и стараются удерживать приподнятым как можно дольше. - «Язык-иголка».
Орган вытягивают и скручивают в трубку, удерживая его в таком положении не менее 10 секунд. - «Я — лошадка».
Ребенок представляет себя лошадью, которая цокает языком и топает копытцем. Очередность ног при этом меняют.
Развивающие занятия длятся 5-10 минут, проводятся они утром и вечером. Повысить интерес ребенка к обучению помогают книги с яркими иллюстрациями.
Пальчиковые игры
Развитию речи способствуют такие упражнения:
- «Кошечка».
Ладони сжимают в кулаки и кладут на ровную поверхность. Одновременно вытягивают пальцы, прижимая их к столу. Действия выполняют 4-5 раз. Через некоторое время задачу усложняют. Ребенок должен распрямлять и сжимать пальцы поочередно. - «Угости кошку молоком».
Ладони складывают ковшом, совершая движения, имитирующие зачерпывание молока. - «Зайчик».
Указательный и средний пальцы складывают так, чтобы они напоминали заячьи уши. Руки сжимают в кулаки, после чего имитируют бег животного. - «Собака».
Руки сжимают и, вытягивая указательный и большой пальцы, устраивают бег по столу.
Пальчиковую гимнастику рекомендуется сочетать с разучиванием стихотворений. Тренировка мелкой моторики ускоряет развитие речевого центра головного мозга. Ребенок начинает легко запоминать и воспроизводить новую информацию.
Логоритмика
Изучение с детьми стихов для развития речи.
Логоритмикой называется чтение стихотворений, сопровождающееся музыкальным фоном и набором движений, например, с использованием мяча. Упражнения такого типа положительно влияют на формирование детской речи.
Родитель показывает пример выполнения действий, ребенок воспроизводит увиденное. Занятия проводятся после дневного сна каждые 2 дня.
Скороговорки и постановка звуков
Скороговорками называют фразы, имеющие сюжетную линию. Заучивание таких предложений помогает расширить словарный запас и улучшить произношение. Скороговорки могут содержать буквы «л» и «р», шипящие звуки или комбинации указанных элементов. При правильном подборе фраз улучшается дикция и повышается грамотность.
Нормы развития речи в возрасте 4-5 лет
Для того, чтобы вовремя определить проблемы с развитием речи, необходимо ориентироваться в том, что должен уметь малыш, и лишь после этого «бить тревогу», обращаясь к логопедам и дефектологам.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:
- говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
- спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);
строить логические предложения из 6-8 фраз; - понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
- уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч — круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
- понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
- иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
- уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
- без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
- знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;
без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания; - уметь отвечать на вопросы о своем времяпровождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).
Диагностика ЗЗР
Диагностика ЗЗР включает в себя проверку таких показателей:
произношение звуков;
- звуко-слоговая структура слова;
- фонетическую восприимчивость;
- возможности фонематического анализа синтеза;
- состояние лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.
На основании данных проверки логопедом составляется диагностическая карта с описанием особенностей развития речи малыша, на основании которых делается заключение и озвучиваются рекомендации касательно занятий по развитию речи.
Нормы речевого онтогенеза в возрасте 3-4 лет
В этот период ребенок должен говорить развернутыми фразами и простыми предложениями. Он должен правильно произносить свистящие и шипящие группы звуков, сонорные являются исключением, потому что у них сложная артикуляция. В речи появляются двух- и трехсложные слова.
В 3-4-летнем возрасте словарный запас резко возрастает. В экспрессивном словаре к четырем годам должно быть около 2 000 слов. Трехлетний малыш объединяет предметы по общему признаку, называет их одним словом. К четырем годам он понимает сложные предложения вне определенной ситуации. Ему нравится слушать сказки и рассказы, ребенок понимает смысл услышанного текста.
Дошкольник 3-4 лет начинает овладевать простыми грамматическими категориями, согласовывает слова во фразах и предложениях. В речи чаще появляются местоимения и числительные. Он все больше задает вопросов взрослым, сам дает развернутые ответы. Высказывает свое мнение, делится впечатлениями.