Почему дети матерятся?
Если ребенок ругается матом, и при этом вы знаете, что в классе или компании во дворе так принято и не считается неприличным, то вполне вероятно, что таким способом ребенок старается завоевать популярность среди сверстников, считая, что ненормативная лексика повысит его статус.
Еще одна причина злословия – желание выглядеть старше и стать взрослым как можно скорее. Иногда так ведут себя те дети, к которым в семье относятся как к маленьким, не дают им возможности проявить свою самостоятельность, ограничивают их личную свободу. Нецензурные выражения, их использование к месту и не к месту являются для ребенка символом того, что он поступает как взрослый, а значит, считает он, все окружающие тоже будут считать его взрослым и самостоятельным человеком. И хотя такое поведение больше характерно для подростков, все же нередки случаи, когда дети шести-девяти лет ведут себя точно так же, чтобы показаться старше.
Это важно!
Об истинной причине детского злословия вы можете даже не догадываться. Например, если вашему ребенку не хватает внимания, любви, ласки, он вполне может привлекать их и таким необычным способом.
Слушая «неправильные» слова своего ребенка, мы чаще всего не остаемся равнодушными к ситуации. Ведь каждый родитель постарается изменить ситуацию – сделать замечание, прикрикнуть, запретить, наказать. А это именно то, чего и добивается ребенок: вызвать нашу, пусть и не слишком положительную, но все-таки реакцию. Такое поведение можно наблюдать у тех детей, которые растут в семьях, где родители много работают, редко бывают дома, а если и бывают, то все свое время посвящают отнюдь не детям, а просмотру телевизора или общению с друзьями, компьютеру и своим собственным делам, никак не связанным с ребенком.
Причина «семейная» – еще одна строчка в истории о злословии. Ведь стоит нам понаблюдать за собой, как сразу становится понятен источник многих детских выражений. Вот папа уронил на пол тяжелый предмет и выругался сквозь зубы. Вот мама выясняет отношения с соседкой и не скупится на выражения, вот знакомый рассказывает «соленый» анекдот, не считаясь с тем, что малыш стоит рядом. А ведь ребенок так хочет быть похож на маму, на папу и даже на этого дядю, потому что они взрослые, а малыш очень-очень хочет стать таким же. И он повторяет услышанные слова, легко запоминая их и выдавая текст, максимально близкий к оригиналу.
Чего не стоит делать, если Вы хотите отучить ребенка материться.
— Не нужно бить или грубо ругать ребенка за то, что он произнес плохие слова.
— Не нужно говорить ребенку о том, что своими плохими привычками он похож на папу (зачастую мамы видят причину в том, что ругается папа, а ребенок всего лишь повторяет его слова или выражения).
— Нельзя закрывать глаза на проблему, считая, что ничего поделать невозможно, ведь все вокруг выражаются.
— Нельзя просто изолировать ребенка от других детей (перевести в другую школу, садик, класс, двор). Это не выход из положения, ведь таким образом вы не решаете проблему, а только пытаетесь спрятаться от нее.
— Если ребенок не говорит, откуда он узнал то или иное слово, не нужно «клещами» вытаскивать из него информацию, ведь источник вы можете так и не обнаружить, зато отношения с ребенком основательно подпортите.
Матерятся практически все подростки. Существует небольшой процент школьников, которые не используют обсценную лексику. Мат – довольно распространенное явление среди них.
То, что подросток использует нецензурную брань, вполне нормально. Этим грешат практически все тинейджеры. И побороть эту проблему практически невозможно. Если школьник будет хотеть материться, то он будет делать это. Вне зависимости от того, насколько сильно вы будете ругаться.
Важно, чтобы подросток использовал обсценную лексику только лишь с друзьями. Если ребенок матерится абсолютно всегда, то это становится серьезной проблемой
Особенно ужасно, когда он использует нецензурную брань в присутствии учителей, администрации школы и родителей. В этом случае ситуация выходит из под контроля. И родителям нужно в нее вмешиваться.
Голики, трусики, одетики…
Как отучить ребенка от плохих слов? Очень просто: покажите ему абсурдность выбираемых им формулировок.
Метод работает для детей любого возраста и даже на умных подростках!
Но обо всем постепенно.
Мне пришлось использовать этот способ трижды.
История первая: «расширение словарного запаса в коллективе детского сада»
Старший сын 4 года.
Как и в начале статьи, ребенок принес из садика слова «жопа». Он сказал, что так всех называет мальчик в группе. Далее последовал мой вопрос: почему именно так, а не «нос», «рука», «нога», «живот», «голова» и далее по списку. После небольшого обдумывания ребенок начал примерять все формулировки. Смеясь, мы обзывались друг на друга всеми частями разрешенной анатомии, превратив ругательство в шутку.
Вопрос отпал сам собой… Как и желание использовать части тела для обзывательств.
История вторая: «голики, трусики, одетики»
Младший сын 5 лет.
Неправильный русский язык – моя боль. Я не могу слушать коверканье слов, использование их не по назначению, искажение смысла.
Пережить «голик» вместо «гола» в хоккее я не могла. Термин был придуман не столь замороченным за правильность речи мужем, поэтому бороться было сложнее. Пришлось работать с детьми.
В одно прекрасное утро, когда ребенок переодевался в садик, я назвала его «голиком», сделав акцент на более естественный смысл слова (для меня). После небольшого объяснения «голик» = «голый», было много смеха и тут же придумались слова: трусик – в трусах, одетик – одетый.
Но это неважно. Важно то, что при следующем хоккее сын на слово «голик» радостно заорал, что голик – это голый, а в хоккее гол
История третья: «истинный облик мата»
Старший сын 12 лет. Мат в школы приходит рано. К средней школе материться умеют все, но не все это делают. Рецепт «доведения» до абсурда поможет и в этом случае – для думающих и умных подростков. О том, как отучить ребенка от матерных слов сразу при появлении этой беды, будет рассказано чуть ниже.
А пока боремся с последствиями социализации и подросткового влияния, если есть такая проблема. Тут тоже все предельно просто. Если ваш ребенок материться, попросите «перевести» его на русский все сказанное матом.
Помните, как в «Джентльменах Удачи»: «Этот нехороший человек предаст нас при первой опасности».
Покажите бессмысленность употребления нецензурных слов именно с точки зрения их значения. Пусть подросток сам увидит, как нелепо звучат его «крутые» фразы. Даже если сразу это не поможет – в голове засядет. И ребенок сам начнет «переводить» одноклассников, поражаясь их недалекости и скудомыслию.
Итак, какие выводы по первому блоку рецептов?
Простые! Доводите до абсурда все формулировки с «неправильными», «плохими» и «нецензурными» словами и стимулируйте ребенка самостоятельно отказаться от их применения.
Без запретов. Без насилия. Только логика.
Щекотливая ситуация
Да, ситуация не самая приятная. Но одно дело, когда двухлетка в присутствии щепетильной свекрови награждает нелестными эпитетами свои игрушки, а совсем другое – когда подросток откровенно посылает маму «в пеший эротический тур». И разница не только в наличии или отсутствии зрителей, но и, прежде всего, в возрасте сквернослова. От него зависят причины, по которым ребенок ругается матом, и линия поведения родителей. То есть, услышав от ребенка мат, нужно сначала разобраться, почему он это говорит, а затем решать, как исправить ситуацию.
Итак, возрастные причины нецензурной ругани следующие:
Совсем маленький ребенок – в 2 или 3 года – чертыхается неосознанно. Сейчас активно развивается его речь, и потому он пробует каждое новое слово «на зубок». То есть просто проверяет – получается ли у него повторить то, что он слышит. Значит, где-то он услышал и эти вот «матюги» (которые, с точки зрения артикуляции, произносить даже в этом возрасте довольно просто). Смысл этих слов от него пока сокрыт.
В 4–5 лет родители имеют дело с коварным маленьким хитрецом, прекрасно отдающим отчет в том, что он делает. И если такой ребенок матерится, то наверняка осознает, что это – плохо
Скорее всего, мат для него – еще одна уловка из его арсенала ухищрений, помогающих привлечь внимание старших (родителей дома или воспитателей в детском саду). В этом возрасте малыш прекрасно понимает: если на тебя не обращают никакого внимания, сделай гадость – и реакция последует тут же.
Бывает, что малыши копируют лексику товарищей из детсадовской группы. Если кто-то из детей выражается таким образом, другие могут брать с них пример (точно так же некоторые дети начинают сюсюкать или шепелявить, подражая сверстникам, даже если до этого разговаривали четко)
Либо же такой пример им подает кто-то из старших товарищей. Подражание старшим – естественная стадия развития человека.
Дети старше 5 лет считают себя самостоятельными, взрослыми и независимыми. Поэтому могут браниться в качестве протеста против взрослых, чье поведение попирает эту самую независимость. Такой наивный бунт против несправедливости взрослого мира. Виноваты здесь почти всегда сами взрослые, которые в порыве воспитательного воздействия отпускают в адрес ребенка обидные обзывательства. Малышом они воспринимаются как доказательство его собственной ненужности для взрослых. Либо же дети привлекают внимание, чувствуя себя одинокими.
Еще одна причина – интерес к собственной физиологии. Дети быстро понимают, что некоторые части тела часто называют «такими» словами, и начинают называть их так сами, считая эти названия правильными.
У подростков мат чаще всего является способом самоутверждения в коллективе ровесников, способом заслужить авторитет.
Если кто-то из детей выражается таким образом, другие могут брать с них пример (точно так же некоторые дети начинают сюсюкать или шепелявить, подражая сверстникам, даже если до этого разговаривали четко). Либо же такой пример им подает кто-то из старших товарищей. Подражание старшим – естественная стадия развития человека.
Дети старше 5 лет считают себя самостоятельными, взрослыми и независимыми. Поэтому могут браниться в качестве протеста против взрослых, чье поведение попирает эту самую независимость. Такой наивный бунт против несправедливости взрослого мира. Виноваты здесь почти всегда сами взрослые, которые в порыве воспитательного воздействия отпускают в адрес ребенка обидные обзывательства. Малышом они воспринимаются как доказательство его собственной ненужности для взрослых
Либо же дети привлекают внимание, чувствуя себя одинокими.
Еще одна причина – интерес к собственной физиологии. Дети быстро понимают, что некоторые части тела часто называют «такими» словами, и начинают называть их так сами, считая эти названия правильными.
У подростков мат чаще всего является способом самоутверждения в коллективе ровесников, способом заслужить авторитет.
Можно ли материться публично
– Материться — плохо!
– Почему?
– Ну, это причиняет какое-то неудобство, дискомфорт. Опять же, если при детях, то они начинают спрашивать, что значит это слово — и громко повторяют вслух. Ну как объяснишь, тем более на людях? Или наставлять детей, что так говорить нельзя, и молчать, когда рядом взрослые (и даже в семье) пропускают матерок через слово или используют мат как обычный язык, — тут же явное противоречие в требованиях!
– Нехорошо, видите ли, материться! А как же свобода слова — Конституцией РФ гарантированная?! А может, я так самовыражаюсь!
– Мат — правда жизни наших дней. Да, горькая правда. Но ПРАВДА! И мы — передовые режиссеры, так сказать, деятели культуры — должны ее отражать без цензуры! Ну как ставить театральный спектакль или снимать фильм, например, о бомжах? — Они же говорят отнюдь не языком Пушкина или Тургенева, а современным русским языком, в том числе матом… разной этажности. А главное, на такие фильмы-спектакли публика валом валит, выручка хорошая! Выживать-то надо…
– Ну, да — не «комильфо», коробит немного. Но мы же не ханжи какие-нибудь, а современные люди! Это же — русский язык. Как говорится — «не нравится — не слушай…».
Дети и подростки матерятся — что происходит?!
Сейчас масса подростков — мальчики, девочки — говорят матом как обыденным языком, не стесняясь, будто такое поведение — норма.
В интернете множество запросов на просмотр видеороликов о том, как смешно матерятся маленькие дети. И те, кто такие ролики снимает, поощряет, даже специально провоцирует детей на повторение матерных слов.
Повторения — вслед за кем? И кто снимает подобные ролики, видя в этом забаву или способ собрать в своем блоге побольше «лайков»? Ответ очевиден: родители, близкие родственники.
Почему дети, подростки матерятся
Дети, подростки — в период развития до пубертата — подражают и перенимают в собственный опыт то, что их окружает, что присутствует перед глазами как пример, образец поведения, воспринимаемый как норма.
Дети матерятся, потому что за примерами для подражания далеко ходить не приходится.
Рассмотрим несколько причин катастрофического распространения детского, подросткового мата, на которые указывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
- В семье пример задают родители, которые матерятся в общении, используя мат и как грязную брань, и как обыденный язык — между взрослыми при детях и в обращении к детям.
- В среде сверстников ребенок подчиняется негласным законам группы, чтобы не «отставать», не выделяться и не попасть в число «белых ворон» или отверженных. И если в группе сверстников матерятся, то ребенок осваивает этот стиль. Особенно ярко это проявляется у подростков, ориентированных — в силу возрастных особенностей — на отношения со сверстниками, а не со взрослыми (родителями, учителями), если только взрослый не их кумир.
- Даже среди взрослых, которые по роду профессиональной деятельности обязаны транслировать культурную норму собственным поведением, — учителей школы и воспитателей детских садов, приглашенных в семью нянь для ухода за ребенком — имеют место случаи мата при детях или в адрес детей.
- Подражание подростков кумирам, медиа-персонам, чьи программы и выступления с матершиной заполняют эфир в интернет-сетях и даже в СМИ.
- Подростки в связи с физиологическими изменениями, гормональной перестройкой организма, в преддверии детородного периода все больше интересуются интимной стороной парных отношений, и мат, который об интимном, находит благодатную почву для усвоения и присвоения его детьми в качестве обиходного языка.
- Мат снимает запреты на проявление агрессии, «сносит культурный слой» в поведении, высвобождает необузданную спонтанность, что принимается подростками «на ура», чтобы сбросить внутреннее напряжение.
- Не ведая, как и куда направить свою еще не развитую чувственность, как говорить об интимном, они используют «штампы» матоговорения, предоставленные окружением.
Все это порождено общей причиной: в России огромная масса населения — на уровне семьи, школы, институтов культуры — не осознает угрозы в распространении мата среди детей и подростков.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана указывает на угрожающие последствия этого процесса, а также на возможные пути его предотвращения.
Почему дети ругаются?
Нередко причина появления мата в речи детей исходит от равнодушия родителей. Родители часто заняты собственными делами, а ребёнку так хочется внимания
А не обратить ли на себя внимание с помощью смачного словца? Не важно, что родители будут кричать и вздыхать, и даже пытаться наказать ребёнка, услышав из его уст нечто неприличное. Цель достигнута, внимание привлечено. Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова
Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова
Часто ребёнок даже не понимает смысл того, что говорит: главное — реакция родителей
Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова. Часто ребёнок даже не понимает смысл того, что говорит: главное — реакция родителей.
Родители частенько грешат тем, что сами того не замечая, используют время от времени в речи бранные слова. А потом мы поражаемся: где малыш нахватался ужасных словечек? Нужно думать заранее, когда собираетесь выражать своё недовольство, какие слова при этом будете употреблять, чтобы не «обогатить» лексикон малыша бранным словом.
Используя в своей речи бранную лексику, детям достаточно бывает и нескольких слов, чтобы украсить ближайшую стену в подъезде или анекдот.
В каждом детском возрасте существуют свои особенности употребления нецензурных слов:
- От двух до пяти лет. Младшие дошкольники используют мат бессознательно, потому что подражание, в том числе и речевое, характерно для этого возрастного периода.
- От пяти до семи лет. В этом возрасте актуально быть маленьким бунтарём. Дети употребляют бранные слова потому, что протестуют против того, какое поведение требуют от них родители. Они прекрасно понимают, что так делать — плохо.
- От восьми до двенадцати лет. Младшие и средние школьники хорошо знают, где ругаться можно, а где — нельзя. Эти дети используют мат с целью самоутверждения и желания выглядеть старше. Они перенимают манеру поведения учеников старших классов, пытаясь приобщиться к взрослому миру. Многих взрослых шокирует такая манера поведения, однако школьники считают, что так можно добиться уважения.
- От двенадцати до четырнадцати лет. Подростки предпочитают ненормативно выражаться с целью выхода своих эмоций. Ещё в давние времена считали, что матерные слова — защита, а не оскорбление. Тинейджеры тоже ругаются матом с целью защиты. Они чувствуют, что таким образом они могут отгородиться от жестокости внешнего мира. За бранью они скрывают свою беспомощность и хотят казаться опытнее и недоступнее.
Как нельзя реагировать на детский мат?
Основными ошибками в коррекционной работе с ребенком, который использует в своей речи мат, являются:
1. Непоследовательность в воспитании
Самая частая ошибка, которая, по сути, является неким злоупотреблением своим статусом родителя и взрослого человека. Если ребенку запретить ругаться матом, но не распространять этот запрет на семью и ближайшее окружение, то попытки перевоспитания будут не эффективны.
2. Попытка пристыдить
Попытка пристыдить ребенка, особенно при людях, является лишь методом самоутверждения родителя, оправданием свое беспомощности. Такое эгоистичное поведение по отношению к ребенку может привести к психологическим травмам и расстройствам.
3. Обобщение
К обобщению относится уход от темы. Зачастую, услышав бранное слово у ребенка, родители начинают ругать его за все его недостатки и прошлые ошибки.
4. Наказание без пояснений
Если наказывать ребенка без пояснений о причине, то такой способ перевоспитания приведет не к решению проблемы, а к элементарной негативной реакции на запрет.
Категорически нельзя использовать физическое наказание, напоминать ребенку о проступке и пускать проблему своим ходом.
Как родителям реагировать, если ребёнок матерится
Самая первая реакция родителя — ужас и желание наказать ребёнка. Однако ответом будет лишь протест, и использовать мат будут ещё больше. Чтобы не спровоцировать обратную реакцию, советуем придерживаться следующих шагов.
Родителям важно понять, что защитить ребёнка от матерной брани полностью не получится. Он будет слышать её на улице, в школе, во дворе — и рано или поздно захочет повторить
Чтобы это не перешло в постоянную привычку — объясните, почему нецензурная лексика — плохо. И покажите на своем примере — если родители не ругаются, ребёнок не матерится тоже. Расскажите, что мат необязателен, его можно заменить другими словами и этим демонстрировать свой широкий словарный запас.
Язык любви забыт
– Большую досаду вызывает, когда эту лексику используют для описания такого прекрасного чувства как любовь.
Фото: pixabay.com
– Так у нас в плане любовной риторики язык довольно обеднён. Нет красивых литературных слов для описания любви, в основном физиология, да ещё и грубая. Кстати, была на спектакле «Жизнеописания трубадуров», слушала и внезапно осознала, как мы многое утеряли. «Дама обещала рыцарю оказать ему любовную усладу в своём замке» – красиво же! Но мы так не говорим…
– В российской культуре почему-то не приживается такая красота. Хотя есть замечательные примеры, почитайте «Суламифь» Куприна, например.
Мы потеряли способность красиво описывать свои чувства, выражать восхищение, любовное томление. Никак не можем выйти из кризиса обеднённой культуры, пытаемся компенсировать его грубыми, жаргонными словечками.
Подводя черту под нашим разговором, рекомендую родителям для начала следить за культурой своей речи и помогать ребёнку увеличивать его лексикон. Читать книжки, наверное, очень тривиально, попробуйте чаще смотреть фильмы с хорошими диалогами. Попробуйте. Глядишь, и свой словарный запас пополните.
Частые ошибки родителей, которые пытаются отучить ребенка ругаться матом
По мнению не только психологов, но и прошедших через это родителей, можно выделить несколько действий, которые категорически стоит исключить при борьбе с детским сквернословием.
- Использовать физическую силу. Ни при каких обстоятельствах нельзя демонстрировать превосходство и подавлять ребенка физически. Это может касаться не только выпоротой попы или шлепков по губам. Некоторые родители заставляют ребенка лизать мыло или насыпают в рот перец, соль и другие специи. Такие действия крайне ошибочны. Они не вызовут послушания и не приведут к тому, что ребенок перестанет материться. Наоборот в знак протеста, сын или дочь начнут сквернословить с удвоенной силой. Помимо этого, физическое рукоприкладство может повредить детской самооценке, и как побочный эффект, чадо может начать писаться в кровать и даже заикаться.
- Запрещать ребенку ругаться матом посредством слов — «Я больше знаю, что можно, а что нельзя, поэтому, чтобы этих слов больше не было тобой произнесено», «Нельзя это говорить, потому что я так сказал» и прочее. Детская психология так устроена, что для прекращения тех или иных действий, им необходимо осознать весь процесс — почему этого делать не стоит. Родители должны аргументированно объяснить причины, по которым их ребенку следует отказаться от нецензурных выражений.
- Нельзя переводить детское сквернословие в шутку, смеяться над этим или радоваться. Ребенок может ошибочно принять нервный родительский смех за одобрение, тогда нецензурная лексика будет проявляться им чаще.
- Ругать или стыдить ребенка за сказанное в присутствии чужих людей. Это может сильно ударить по детской самооценке или озлобить ребенка против родителя, что вызовет обратную реакцию и ребенок начнет ругаться матом больше обычного.
- Устраивать сыну или дочери расспросы с пристрастием на тему «кто тебя научил этим словам?» Зачастую дети сами не помнят откуда и от кого почерпнули данные знания. На данном этапе важен факт того, что ребенок уже начал ругаться матом и следует с этим бороться, а не кто и где его этому научил. Частые подобные допросы лишь оттолкнут ребенка и замкнут его в себе. Наладить дальнейшие разговоры «по-душам» будет очень сложно.
- Употреблять нецензурную брань самими родителями. Необходимо следовать золотому родительскому правилу всех времен — сам не делай того, если не хочешь, чтобы твой ребенок это делал. Когда родители ругаются матерными словами, то как бы они не пытались скрыть это от ребенка, рано или поздно, он это услышит. Тогда в голове сына или дочери может закрасться мысль, что родители являются лицемерами, запрещая матершинничать, но сами это делают. Уважение к родителям может снизиться или вовсе потеряться. Ситуация от этого лишь усугубится, и подросток начнет чаще употреблять в предложениях матерные слова.
- Пытаться изолировать ребенка. Живя в цивилизованном мире, изолировать ребенка практически невозможно. Можно запретить ребенку гулять с друзьями, ходить в секцию, забрать телефон, ограничить просмотр телевизора, но это приведет лишь к неполноценной жизни. В итоге ребенок запутается и не будет понимать, что же можно делать в действительности, а что нельзя, впоследствии он станет беспомощным перед социумом.
- Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что материться разрешается только взрослым. Иначе ребенок захочет быстрее вырасти и решит, что для этого необходимо чаще сквернословить.
Несмотря на то, что много запретных действий, которые не нужно совершать по отношению к ребенку, пытаясь побороть вредную привычку, находится в стороне так же не стоит. Иначе ребенок решит, что у него полная вседозволенность, и побороть сквернословие в будущем станет еще сложнее.
Еще несколько советов
Иногда малыш выражает непечатными словами свои эмоции: восхищение, удивление, испуг. В таком случае рекомендуем вам постараться обогатить словарный запас чада. Ведь есть столько синонимов, выражающих всю гамму чувств красиво и богато. Можно преподать урок, как игру. Причем вовсе не обязательно посвящать этому специально отведенное время. Например, по дороге в садик. Увидели роскошную клумбу. Попросите малыша описать ее хорошими словами. Когда он начнет повторяться, то подскажите ему новые.
Конечно, для этого вы и сами должны иметь хороший словарный запас. Если мамочка владеет речью, как Эллочка-людоедка, то о каком богатстве языка может идти разговор?
Можно обогащать речь ребенка не только чтением книг или специальными обучающими программами. Покажите малышу несколько черно-белых фильмов 1960-69 годов. Особенно с участием Ефремова или Дорониной. Там такие монологи, закачаешься! И не обязательно заставлять малыша их смотреть. Пусть он занимается любимой игрушкой, а фильм идет как фон.
Пусть чадо не научится театральной речи, зато хоть в памяти отложатся правильные красивые выражения. А японских мультиков с возгласами вместо текста он еще успеет насмотреться.
При общении со сверстниками более продвинутые товарищи просвещают любознательного подростка на тему полов. Причем в выражениях совершенно не стесняясь. Ребенок употребляет мат именно в контексте обозначения частей тела или процесса совокупления? Так что мешает вам взять детский учебник по физиологии и научить чадо называть их грамотными словами, а не площадной бранью?
Иногда ребенок, услышав новое выражение, сам спрашивает родителей, что оно означает. Не надо картинно хвататься за сердце и показательно пить валерьянку. Вы не в театре играете. Не надо пытаться обвинить свою вторую половинку в распущенности малыша, тем более в его присутствии. Это стыдно в первую очередь для вас.
Совершенно спокойно выясняем у отпрыска, откуда он его узнал. Вспомните героев нескольких анекдотов, возможно, чадо просто не расслышал фразу или неправильно ее произносит. Если же это именно брань, то не повышая голоса, объясняем. Что это нехорошее выражение, его употребляют, когда хотят обидеть другого человека. И обязательно растолковываем, что пользуются матом тоже нехорошие люди. Иначе малыш будет по-своему «обижать» того, кто доставил ему неприятности.
Иногда случается, что все ваши потуги оканчиваются поражением. А отпрыск продолжает выкрикивать ругательства на каждом шагу. Тогда придется обратиться к психологу. Возможно, у вашего ребенка редкое заболевание.
Как отучить ребенка материться? Соблюдайте собственную культуру речи, побольше разговаривайте с ним и поменьше заостряйте внимание на бранных словах. как отучить ребенка грызть ногти. как отучить ребенка грызть ногти
как отучить ребенка грызть ногти
Как действовать, услышав мат от маленького ребенка?
Если непарламентские выражения звучат из уст дошкольника – повода всерьез волноваться за его лексикон пока что нет! Речь и словарный запас маленьких детей является попросту «зеркалом» всего того, что малыши слышат вокруг – от родителей, сверстников, да хоть от случайных прохожих!
Иногда кажется, что ребенок матерится осознанно – то есть выражения употребляются им именно с той интонацией и в тех фразах, где они логически обоснованы. И отругать бы юного матершинника за столь сомнительное обогащение лексического арсенала, но… как правило, дети не считают мат чем-то табуированным, даже если интуитивно правильно интегрируют его в свою речь. То есть, скорее всего, малыш просто перенимает манеру говорить те или иные слова в ситуациях, схожих с теми, где его применяют взрослые – например, если больно, если хочется кого-то обидеть, и т.д. Как правило, маленький ребенок не особо вдумывается в смысловое содержание выражений, а употребляет их как некие иностранные слова, не требующие дословного перевода.
Как поступить взрослому?
Нужно не ругать за факт использования тех или иных слов, а спокойно сказать, что так говорить некрасиво – и подсказать цензурные аналоги фраз: например, «ой!» вместо «б..ть!», и т.д. А если начать ребенка ругать, то обсценная лексика станет каким-то особо интересным «запретным плодом» для него. Кстати, предоставлять толкования слов тоже не стоит – достаточно сказать, что это некрасивые, невежливые слова.
И конечно, очень важно контролировать собственную речь в присутствии детей. Если у ближайшего окружения ребенка есть привычка выражаться, то очень быстро она перейдет и к нему!
Почему ребенок сквернословит?
Конечно, любого родителя, который столкнулся с данной проблемой, будет волновать – почему? Причин такого поведения может быть множество. Помимо внешних обстоятельств, которые влияют на эту проблему, существуют еще и возрастные факторы, которые могут порождать детский мат. В различных возрастных периодах жизни, дети могут пользоваться нецензурной лексикой в связи с определенными моментами их взросления.
• Период от двух до пяти лет
На данном этапе развития малышей, мат выступает как бессознательное подражание. Зачастую малыши слышат мат от сверстников, родственников, прохожих на улице или знакомятся с нецензурной лексикой через средства коммуникации (телевидение, интернет).
• Период от пяти до семи лет
В этом возрастном периоде дети отлично понимают, что некоторые слова лучше не произносить, а также прекрасно осознают, какую реакцию нецензурная лексика вызовет у взрослого окружения. Однако в этом возрасте характерно показывать свой дерзкий нрав и мат, в глазах ребенка – это эффективный способ выразить свое возмущение на тот или иной родительский запрет.
• Период от восьми до двенадцати лет
Школьники младшего и среднего звена, у которых все время на глазах старшеклассники, всячески пытаются копировать их манеру поведения. Для детей от восьми до двенадцати лет, мат является способом самоутверждения в компании сверстников. Тем самым, копируя модель поведения подростков, они как бы заявляют окружению ровесников о своей принадлежности к старшим ребятам.
• Период подросткового возраста
Подростковый возраст – один из сложнейших этапов взросления в возрастной психологии. Половое созревание, переходный возраст, первая любовь и еще масса испытаний, свалившихся на вчерашнего ребенка, делает его более эмоциональным, ранимым, придирчивым к себе и окружающим. Подросткам необходимо выплескивать свои эмоции и с этой целью они зачастую обращаются к нецензурной брани. Мат – это средство самозащиты, способ отгородиться от нападок внешнего мира, скрыть свою слабость и беспомощность.
Помимо возрастных особенностей, нецензурная лексика у ребенка может быть вызвана внешними обстоятельствами. Основными причинами детского мата являются:
• Мат распространен в окружении ребенка
• Малый словарный запас ребенка
• Отсутствие специальных знаний по «легальному» выплеску своих эмоций
• Наличие мата в лексиконе авторитетного для ребенка человека
• Активное использование нецензурной лексики семьей
• Чрезмерное психологическое напряжение, стресс
• Последствия полового созревания, яркое переживание романтических чувств
• Авторитарный стиль воспитания в семье, то есть жесткие запреты и требования по отношению к ребенку
• Недостаток внимания со стороны родителей
Причин множество, и не всегда родители могут правильно определить причину появления нецензурной лексики у ребенка.
Ребёнок ругается: матом как отучить
Школьники и мат
Вспоминаем свое детство. Как нам хотелось поскорее стать взрослыми. Как мы пытались подражать старшим в одежде, в манерах, в разговорах. Да, это было нелепо, но ведь было же. И это сейчас мы понимаем насколько смешными мы были. А тогда мы думали, что, сказав что-то неприличное и непристойное взрослеем прямо на глазах.
Школьникам уже важно не только одобрение мамы и папы, им важно одобрение тех, с кем они ежедневно общаются. Им важно быть похожими на своих кумиров
А какие сейчас кумиры у молодежи мы с вами хорошо знаем. Не думала, что когда-нибудь буду говорить или писать подобное, но в наше время все же отрицательных героев у молодежи было поменьше. Но надо учиться жить в новых реалиях.
Будет очень хорошо, если вы будете интересоваться что смотрит ваш ребенок, какую музыку он слушает, о чем говорит с одноклассниками и друзьями. Я не призываю вас следить и день и ночь за своим чадом, но просматривать ленты в его соцсетях, читать его комментарии, разговаривать с ребенком, уделять ему свое время – это необходимый минимум.
Научитесь не просто критиковать певцов и блогеров, которыми восхищается ребенок, но объяснять почему тот или иной персонаж не совсем попадает под определение кумира, на которого можно равняться. Если ваш ребенок фанат рэп-исполнителя, композиции которого пестрят матом, спросите у ребенка, а можно ли написать такую же песню, с тем же смыслом, но заменить мат на другие слова.
Почему блогер позволяет себе сквернословие в текстах и видео? Может быть он глубоко несчастный человек и таким образом выражает свою боль и скрывает комплексы? Сможет ли он удерживать аудиторию, если перестанет вставлять в свою речь матерные слова? Приведите в пример кого-то, кто не менее популярен, но при этом является эталоном в мыслях, словах и поступках.
Объясните ребенку, что быть взрослым – это не значит выучить много некрасивых слов. Быть взрослым – это умение принимать самостоятельные решения, разбираться в том, что хорошо, а что плохо, быть развитым и стремиться к самосовершенствованию.
И всё так же собственным примером продолжаем показывать недопустимость мата в речи. Потому как глупо требовать у ребенка не ругаться матом, если кто-то в семье позволяет это себе ежедневно.