Из практики специалистов
Конечно же, никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.
Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием — магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга.
Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения.
По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы.
Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но прорыв уже произошел, и специалисты считают, что это, прежде всего, заслуга родителей
Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект — налицо
Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех терпение, целеустремленность и, конечно же, любовь к своему ребенку.
Как диагностируется детский аутизм?
Сам по себе аутизм считается неизлечимым состоянием, однако чем раньше будет поставлен диагноз и начата профессиональная работа с малышом – тем выше шансы научить его полноценному общению с другими людьми и полноправной жизни в социуме, значительно снизив проявление характерных симптомов.
Корректная диагностика – достаточно сложная задача, поскольку в данном процессе необходимо отличить аутизм от множества других возможных отклонений развития, включая генетические болезни, олигофрению, шизофрению и т. д.
В идеале ранний детский аутизм должен диагностироваться медицинской комиссией, в состав которой, помимо педиатра, входят и другие специалисты – психолог, психиатр, невролог, логопед. Также право войти в комиссию имеют родители и учителя ребенка, располагающие максимумом информации о нем.
В рамках диагностирования задействуются максимально эффективные методы, включающие в себя разнообразные тесты уровней развития и интеллекта, опросники, специальные игры. Может быть использован известный скрининговый тест М-СНАТ, успешно применяющийся более чем в 25 странах для выявления РАД и РАС у детей различных возрастов.
У детей 4 лет и более взрослых хорошо зарекомендовали себя и прочие скрининговые тесты, в группу которых входят:
- тест на AQ (коэффициент аутизма, по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта) – шкала индекса аутистического спектра. Этот тест разработан клиническим психологом С. Бароном-Коганом и состоит из 50 вопросов, ответы на которые могут даваться в одном из четырех предложенных вариантов. Если по результатам теста уровень AQ превышает 32 единицы – можно предположить высокую вероятность наличия аутизма;
- тесты на когнитивные особенности, оценивающие специфические свойства мышления. При их помощи выявляется уровень возможности реагировать на чужие эмоции и мысли, а также способность к контролю собственного поведения;
- тесты для выявления сопутствующих расстройств – например, алекситимии – состояния, связанного с трудностями при понимании собственных эмоций и настроения (алекситимия наблюдается у большинства аутистов – до 85%).
В качестве обследований, помогающих уточнить диагноз, врачебной комиссией могут быть рекомендованы:
- при наличии неврогенетических расстройств – генотипирование и консультация врача-генетика;
- при расстройствах пищеварения – консультация гастроэнтеролога;
- ЭЭГ, МРТ или КТ мозга.
Согласно новейшим исследованиям специалистов из Вашингтонского университета, предрасположенность к аутизму с высокой степенью вероятности может быть выявлена в самом раннем возрасте на основании трех параметров: объем головного мозга, толщина его наружного слоя (коры) и площадь коры. У детей с врожденной предрасположенностью к РАС наблюдается слишком быстрый рост мозга. Поэтому, если перечисленные параметры меняются с повышенной скоростью, то в будущем у ребенка, вероятно, появится и аутистическая симптоматика. Кроме того, что такое атипичный аутизм у детей и как он проявляется, может сказать только специалист.
Об официальном диагнозе «ранний детский аутизм» можно говорить при наличии трех обязательных факторов:
- явный дефицит социального взаимодействия;
- повторяющееся либо ограниченное поведение, ритуалы;
- нарушенная коммуникация с окружающими людьми.
Выраженность симптомов может очень широко варьироваться в каждом отдельном случае, а также изменяться с возрастом. Достаточно часто участковые педиатры игнорируют опасения родителей необычных малышей, успокаивая их тем, что ребенок «перерастет» все эти «милые странности». В результате диагноз РАС выставляется гораздо позже, чем стоило бы. Поэтому, если вы замечаете какие-либо настораживающие нюансы в поведении своего маленького сына или дочери – постарайтесь как можно быстрее обратиться к детскому психологу, не теряя драгоценного времени. Стоит помнить, что методики лечения аутизма дают больший эффект именно в раннем возрасте.
Симптоматика заболевания
Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.
Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.
Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:
- постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
- повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
- задержка в развитии ребенка;
- ускоренный рост головы;
- отсутствие реакции на голоса родителей;
- отказ от грудного вскармливания;
- нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
- неприятие материнских или отцовских прикосновений.
Признаками аутизма у ребенка от двух до одиннадцати лет являются:
- отказ от визуального контакта с собеседником;
- невосприимчивость к собственному имени;
- нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
- отказ от разговоров со старшими людьми;
- панические состояния при смене привычной обстановки;
- определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
- проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
- повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.
Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:
- депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
- нарушение речевой функции;
- склонность к повторяющимся действиям;
- коммуникации с вымышленными собеседниками;
- отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
- негативные проявления при любых переменах;
- повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
- сильная привязанность к определенным предметам;
- патологические страхи и панические состояния;
- систематическое следование придуманным ритуалам.
Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте. Обычно они имеют следующую симптоматику:
- игнорирование общепринятых норм поведения;
- скудность мимики, жестов и словарного запаса;
- отсутствие эмоций и интонации;
- невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
- нежелание контактировать с окружающими;
- серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.
Симптомы заболевания также различаются в зависимости от различных его видов и форм.
Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.
Особенности, присущие атипичному аутизму:
- проявление болезни в более позднем возрасте, после достижения ребенком трех лет;
- нарушение социального взаимодействия;
- заторможенность развития;
- стереотипность поведения, возникающая с определенной периодичностью.
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:
- отсутствие задержки речевого развития;
- познавательные способности развиты выше нормы.
Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.
Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявления заболевания. Для него характерны следующие симптомы:
- торможение развития речи;
- потеря приобретенных навыков;
- утрата мышечного тонуса;
- серьезный прогрессирующий распад двигательной функции и моторных навыков;
- приступы эпилептического характера.
Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Умственная отсталость
По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно. Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка. Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.
Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.
Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.
Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.
Важно: прогрессировать олигофрения не может. «Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:
«Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:
- курение и прием алкоголя будущей матерью в период беременности;
- воздействие токсинов на плод;
- гипоксия при родах;
- синдромы Клайнфелтера, Дауна и т.п.
Классификация
Заболевания с признаками, похожими на аутизм, принято объединять под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Симптомы болезней, которые входят в РАС, отличаются по интенсивности и в разной степени влияют на жизнь пациентов (табл. 1).
Заболевание | Характеристика |
Синдром Аспергера | Люди с этим заболеванием лучше приспосабливаются к функционированию в обществе, чем при аутизме. У них менее выражены нарушения речи. Пациенты с синдромом Аспергера нередко воспринимаются окружающими как бесчувственные, но на самом деле это не так. Они во многих случаях понимают эмоции окружающих, способны к сопереживанию, но реализовать свои чувства на практике не могу |
Классический аутизм (синдром Каннера) | Характеризуется нарушениями социального развития ребенка, при этом его физическое развитие остается нормальным. Первые признаки становятся заметны уже в грудном возрасте. У малыша при контакте с матерью не возникает комплекс «оживления». Становясь старше, ребенок предпочитает находиться в одиночестве. Его игры стереотипны, например, он раскладывает кубики в одну линию или часами монотонно крутит колесико машинки |
Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм) | Характерные признаки патологии:
|
Синдром Ретта | Наследственное заболевание, которое наблюдается у девочек и приводит к развитию тяжелой умственной недостаточности. Психомоторное развитие малышки до 6–18 месяцев соответствует возрасту. Затем приобретенные социальные, двигательные и речевые навыки начинают пропадать. Лицо приобретает «неживое» выражение, возможны судорожные припадки |
Детское дезинтегративное расстройство (синдром Хеллера) | До двухлетнего возраста ребенок развивается нормально. В дальнейшем он утрачивает ранее приобретенные навыки, у него формируется необратимая и тяжелая умственная недостаточность |
Высокофункциональный аутизм | Эта форма заболевания отличается уровнем IQ более 70, поэтому когнитивные способности таких детей оценивают как «высокофункциональные». Многие авторы не выделяют этот вид РАС как отдельную патологию, а считают его одним из вариантов синдрома Аспергера |
Все РАС разделяют по тяжести — для этого оценивают степень нарушений коммуникации, поведения и социального взаимодействия.
К легким формам аутистических расстройств относят:
- высокофункциональный аутизм;
- синдром Аспергера;
- атипичный аутизм без умственной отсталости.
Эти формы патологии поддаются коррекции — при правильно подобранной терапии дети спокойно могут учиться в обычных школах и вузах, освоить любые профессии и самореализоваться в жизни.
К тяжелым РАС относят:
- синдром Каннера («классический» аутизм);
- синдром Ретта;
- синдром Хеллера;
- атипичный аутизм с умственной отсталостью.
Тяжелые» формы аутизма сильнее влияют на жизнь пациентов. Людей с такими вариантами патологии редко принимают в социуме, поэтому они нуждаются в специальных программах реабилитации и постоянной коррекции поведения.
Бугайский Станислав Евгеньевич, детский невролог и психиатр клиники «Будь здоров»:
«Можно снизить риск рождения ребенка с аутизмом в тех семьях, где уже есть такой ребенок. На сегодняшний день из предлагаемых мер легко внедряемой и массовой может быть сопровождение беременности медицинским психологом — в семьях с риском рождения ребенка с аутизмом. В его силах помочь создать вокруг беременной оптимизирующую атмосферу и защиту от возможных проявлений наследственного задатка. Но не стоит забывать, что предлагаемые меры не способны предотвратить рождение ребенка с аутизмом на 100%».
Коррекция речи детей с умственной отсталостью
Коррекция и лечение детей с умственной отсталостью должна вестись по следующим направлениям:
- Непосредственно вызывание и развитие речи;
- Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.
При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации
Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями, как то: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное), внимание, память. Таким образом, для работы над системным недоразвитием речи, которое возникает у таких детей, необходима связка несколько специалистов:
Нейропсихолог занимается «базой», создает возможности и предпосылки речи (стимулирует определенные зоны мозга с помощью двигательной программы и сенсорной интеграции с целью «дозревания» незрелых структур, включения компенсаторных механизмов); работает с восприятием (слуховым, с ритмическим компонентом речи, фонематическим слухом), регуляторным компонентом речи и всей деятельности, в целом; с вниманием и памятью и так далее. Проводит со своей стороны профилактику или коррекцию нарушений письма и чтения;
Логопед работает непосредственно с речевыми структурами речи, артикуляционным аппаратом (постановка звуков, грамота, лексико-грамматический строй, выстраивание связной речи);
При глубокой и тяжелой форме умственной отсталости к коррекционной работе должен быть подключен дефектолог, невролог, специалист по адаптивной физкультуре и т.д.
Примеры корректирующих упражнений
Программа упражнений составляется только специалистом; самостоятельное проведение упражнений, направленных, на развитие когнитивных функций и речи, может быть не только бесполезно (за счет бессистемности, непонимания целей каждого упражнения и сути дефекта, на которое это упражнение направлено), но и опасно.
Работа с речью предполагает занятия по нескольким направлениям, как уже было сказано выше. Некоторые занятия, например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмо-интонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции).
Прогноз развития речи у детей с умственной отсталостью
Прогноз развития ребенка и, в частности, его речи связан со степенью тяжести и формой умственной отсталости.
Родителям ребенка, столкнувшегося с данным диагнозом, необходимо понимать, что требуется длительная, кропотливая работа, следование рекомендациям специалистов; ежедневная работа дома, кроме работы на занятиях. Кроме того, для ребенка необходимо создавать условия, которые позволят ему адаптироваться в социуме – это, пожалуй, один из ключевых моментов коррекции.
Как отличить?
Различить аутистов и детей с задержкой психического развития и иногда просто невозможно. Например, у первых быть трудности с учебой, похожие на ЗПР, а у вторых наблюдаться пристрастие к одиночеству, как при аутизме. Но есть особенности, которые позволят понять, что это за расстройство:
Ребенок с ЗПР | Аутист |
Трудности с речью, стесняются говорить | Говорит хорошо (в овладении речью может даже обогнать сверстников), но лишь то, что ему нравится и часто – самому себе. Может вообще отказаться разговаривать. |
Не умеет начинать общение, но очень бы хотел поиграть со сверстниками | Не желает общаться, играть с другими детьми, ничуть не страдает от одиночества |
Паника при появлении каких-либо новшеств, любовь к ритуалам | |
Привязан к членам семьи, ищет их одобрения и ласки | Эмоциональное безразличие |
Со временем при планомерных занятиях совершенно проходит | Аутизм полностью не излечивается, можно только адаптироваться к социуму |
В чем отличие олигофрении от аутизма вполне понятно, и расписывать это вряд ли нужно. Поражение участков головного мозга исправить невозможно, поэтому такого ребенка следует воспринимать, какой он есть.
Аутизм, если он «чистый», то является вполне осознанным выбором ребенка. А вот дети с олигофренией и ЗПР и хотели бы быть другими, но не могут. В этом как раз и есть главное отличие.
РАСплывчатое понятие
Понятия «расстройства аутистического спектра» в МКБ-10 попросту нет. Там есть синдром Аспергера, или аутическая психопатия, синдром Ретта, детская деменция (она же дезинтегративный психоз) и другие сходные заболевания с умственной отсталостью или без нее. А вот в DSM-5, американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, понятие РАС есть. Оно объединяет все болезни, которые МКБ-10 относит к общим расстройствам психологического развития.
Основным диагностическим критерием для РАС считают классическую триаду, характерную для детского аутизма. Но в том и путаница: при некоторых болезнях, включаемых в понятие РАС, эти признаки в полной мере проявляются не всегда.
В 2022 году вступит в силу МКБ-11. В новой редакции расстройства аутистического спектра — это категория в подразделе «Психические и поведенческие расстройства». Они подразделяются на 6 подкатегорий, но не по конкретным заболеваниям. Учитываются функциональный язык (без нарушений, с нарушениями, отсутствует) и интеллектуальное развитие (без нарушения или с ним). Решен в МКБ-11 и главный вопрос: аутизм и РАС — одно и то же, во всяком случае с 2022 года.
Помимо задержки речи, существует ряд других проблем, связанных с общением, которые могут быть признаками аутизма. Как правило дети с аутизмом:
не реагируют (или реагируют с задержкой) на свое имя или другие вербальные попытки привлечь их внимание,
не используют (или используют с задержкой) такие жесты, как указывание на что-либо и показывание вещей другим людям,
гулят и лепечут первый год жизни, но потом перестают,
медленно развивают речевые навыки,
часто учатся общаться с помощью картинок или собственного языка жестов,
говорят только отдельными словами или повторяют определенные фразы снова и снова, как будто не могут объединить слова в осмысленные предложения,
повторяют слова или фразы, которые они слышат, это состояние называется эхолалией,
используют слова, которые кажутся странными, неуместными или имеют особое значение, известное только тем, кто знаком с образом общения ребенка.
Задержки и различия в речи являются отличительной чертой аутизма, но даже дети, речь которых в младенчестве развивается нормально, могут испытывать трудности в эффективном использовании речи, когда они становятся старше. У них могут проявляться вокальные стереотипии, трудности в чтении или в использовании языка тела, они могут продолжительное время повторять звуки как форму самостимуляции, а не как средство общения.
Однако сами по себе задержки речевого развития не являются признаком аутизма. Если у Вас есть подозрения, стоит показать Вашего ребенка детскому неврологу. Если у Вашего ребенка действительно значительная задержка речи или признаки аутизма, лучше всего начать терапию, как можно раньше, и обеспечить своему ребенку наилучшие шансы обрести нормальные навыки коммуникации.
Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха
У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:
- степени нарушения слуха;
- времени возникновения дефекта;
- педагогических усилий;
- индивидуальных особенностей ребенка.
Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом
В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим
Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.
Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.
Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.
Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей
Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.
Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.
Коррекционно-развивающие занятия
Чем аутистические задержки речи отличаются от других задержек речи
Нормотипичные дети быстро учатся тому, что общение — это ключ к получению желаемого. Задолго до того, как они научатся использовать устную речь, малыши вступают в зрительный контакт, тянут за рукава, лепечут, показывают пальцем и всячески стараются донести свои мысли до взрослых и детей постарше. Со временем такие дети учатся использовать устную речь, потому что получают от этого положительные результаты. Кроме того, нормотипичные дети:
сильно мотивированы социальными реакциями, такими как улыбки и объятия,
естественно склонны подражать действиям окружающих их людей,
склонны тратить гораздо больше времени на наблюдение за людьми, чем на наблюдение за вещами,
как правило, это социальные существа, которым быстро становится скучно или одиноко, если они остаются одни.
Однако сложности, которые стоят на пути любой значимой социальной связи, для детей с аутизмом становятся непреодолимыми проблемами. Хотя дети с высоко-функциональным аутизмом могут быть гораздо более социально адаптированы, чем дети с более тяжелыми формами аутизма, одни и те же проблемы имеют место во всем спектре. Так, например, ребенок с аутизмом:
может быть больше мотивирован своими собственными интересами, чем социальными реакциями,
может никогда (или редко) не копировать действия других людей,
больше интересуется вещами, чем людьми,
предпочитает чтобы его оставили в покое, чтобы он мог заниматься тем, что ему интересно.
Все это приводит к отличию в поведении, в желаниях и в результатах.
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью
Развитие речи детей с умственной отсталостью сильно отличается от речевого развития детей без данного диагноза. Речевая задержка у детей с данным диагнозом начинается еще в младенчестве, фактически, с лепета и первых «лепетных» слов. У немалой части детей с умственной отсталостью речь появляется в 3-4 года и позже. Соответственно, у ребенка с умственной отсталостью существует серьезное системное недоразвитие всех речевых компонентов.
Надо понимать, что есть несколько видов умственной отсталости, отличающихся друг от друга как тяжестью, так и наличием ведущего дефекта: соответственно, нарушения речи детей с умственной отсталостью будут существенно отличаться. Речь детей с легкой умственной отсталостью может мало отличаться от речевых нарушений детей без диагноза умственной отсталости, тогда как речь детей с умеренной умственной отсталостью, а так же тяжелой и глубокой формой, составляет существенную проблему.
Тем ни менее, можно выделить следующие особенности речи детей с умственной отсталостью:
- нарушения речи имеют системный характер, они существуют во всех компонентах речи (звуковом, слоговом, фонематическом, лексико-грамматическом, темпо-ритмическом), кроме того существуют проблемы с письмом и чтением;
- дети имеют нарушения звуковой и слоговой структуры речи; при легких формах, это может быть, например, отсутствие, искажение или смешивание нескольких звуков, при тяжелых – существенно нарушенная артикуляция с невозможностью понять сказанное ребенком окружающими;
- дети, владеющие фразовой речью, как правило, имеют небогатый словарь, тяжело осваивают грамматический строй речи, так же имеют большие проблемы со связной речью;
- пассивный лексический запас превышает активный, хотя и он невелик; нарушена смысловая сторона речи и, так называемое, «языковое чутье»; При самых тяжелых формах умственной отсталости словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов;
- часто нарушен фонематический слух; овладение звуковым анализом и синтезом вызывают существенные трудности и, соответственно, овладение грамотой; при глубокой форме умственной отсталости больной не в состоянии понимать обращенную речь совсем;
- за счет нарушения абстрактного мышления, регуляторного компонента речи, саморегуляции, сниженного внимания и т.д. при тяжелых формах умственной отсталости речь настолько слабо развита, что не может выполнять коммуникативную функцию.
Аутичные черты — доктор, это лечат?
Так называют особенности поведения, которые часто встречаются у людей с ранним детским аутизмом. Это:
- однообразные навязчивые движения (стимы);
- чрезмерная реакция на обычные по силе раздражители;
- слабая коммуникация — ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, не отзывается на имя, причем постоянно, а не только когда чем-то увлечен;
- значительная задержка речевого развития;
- несформированность указательного жеста, жестов согласия и отрицания;
- эхолалия — повторение услышанных фраз;
- вокализация: долгое пропевание гласных, внезапные вскрики;
- отсутствие имитации действий;
- категорический отказ от определенных продуктов;
- отсутствие сюжетно-ролевой игры в возрасте около 3 лет;
- неуклюжесть, нарушение координации движений.
Сами по себе аутичные черты не говорят ни о чем. Практически у каждого ребенка можно обнаружить как минимум одну из них. Насторожить родителей должно присутствие 3 и более черт из этого списка. В таком случае нужна консультация врача — для начала речевого\поведенческого невролога, который составит план медицинской и педагогической коррекции. Дело в том, что комплекс аутичных черт может говорить как об аутизме — детском или атипичном, так и о расстройствах аутистического спектра, а кроме того — о состояниях, даже отдаленно не напоминающих ни один из аутизмов и скрывающихся в МКБ под кодом «Другие общие расстройства развития».