Почему плачет
Сама по себе ситуация абсурдная — ребенок живет в комфорте с любимыми людьми, о нем заботятся, ухаживают, он самый умный, красивый и любимый. А потом его приводят к незнакомой тете, у которой еще 25 таких. Оказывается, что он не умеет быстро одеваться, держать ложку и даже вытирать попу. Взрослый тоже растеряется, если у него права категории В, а его вдруг посадят за штурвал самолета!
Легко не будет. Можно пустить все на самотек и игнорировать слезы, надеясь на «адаптацию», но, поверьте, гораздо проще быть внимательнее к ребенку 1 месяц, чем выработать у него стойкую антипатию сначала к садику, а потом и к школе!
Своим плачем малыш не хочет разозлить маму, не пытается манипулировать — это неконтролируемый выход эмоций.
Ему хочется спать, играть с любимой игрушкой, которая осталась дома, а еще быть с семьей. В его голове не укладывается, что все на работе — вдруг он в садике пропускает все самое интересное?
Я постоянно вижу внутреннюю борьбу в глазах моих малышек, их сомнения, насколько это правильно — быть в детском саду. Сложно объяснить младшей, почему большинство детей утром орут и просят маму, если детсад — это нормально.
Приходится списывать это на маленький возраст, непонимание детей, их страхи. Помогает эмпатия — я объясняю, что малыш боится, что его не заберут, что ему сложно быть без мамы из-за того, что он не умеет одеваться или играть с другими детьми. Мы разбираем страх другого ребенка, и это помогает ей справиться со своими сомнениями.
Нежелание, как вариант нормы
Родители должны учитывать моменты, когда такое поведение считается закономерным, а когда нет. Давайте разберемся, что и по какой причине может вызывать нежелание идти в сад, при этом будет естественной реакцией растущего организма:
- Малыш впервые отправляется в дошкольное учреждение и его пугает:
- незнакомая обстановка;
- необходимость остаться без мамы;
- к карапузу выдвигаются иные требования, не такие, как дома;
- он уже не единственный малыш;
- новый и непривычный распорядок дня;
- большое количество незнакомых детей.
Тут важно понимать, что на период адаптации уйдет какое-то время. Малыши, которых с детства приучали к самостоятельности, к общению со сверстниками, гораздо быстрее и проще проходят этот период
Чего нельзя сказать о карапузах, с которых сдували пылинки и держали в тепличных условиях.
- Ребенок не выспался. Маме необходимо подумать, правильно ли организован его дневной режим. С появлением здорового сна и сбалансированного питания, нежелание ходить в детский сад пропадет.
Зачем нужно ходить в детский сад: 7 причин
Многие родители и бабушки детей считают, что можно вообще обходиться без детского сада. Объясняют они свою точку зрения такими факторами:
- наличие инфекции
- сомнение в воспитателях
- боязнь недружелюбных детей
Но всё же пойти в детский сад ребенку просто необходимо, ведь ему нужен отдых, да и его семье тоже. Только там малыши становятся самостоятельными, приобретают важные для своей социализации навыки.
Причина № 1: Важно научиться общению с другими сверстниками
Думаете, это не так важно? Согласно наблюдениям многих родителей, посещение детьми детского сада, помогло им выделиться среди одноклассников, по крайней мере, в начале школьных занятий. Общение с другими детьми очень важно для ребенка, оно помогает вырабатывать характер, учит его манерам поведения, помогает проявить интересы, а также понять кто друг, а кто неприятель
К тому же ребенок учится преодолевать естественный эгоцентризм, то есть вместо понятий «я и моё», появляются «мы и наше».
Школьникам, не познавшим опыт жизни в детском саду, сложнее получить навыки взаимодействия. Подготовка к школе не учит детей тому, чему их научат в детском саду. Дети в возрасте от 4 до 6 лет особенно импульсивны, им нужно общение и подвижные игры, вряд ли они останутся довольными пребыванием на полупустой игровой площадке.
Причина № 2: Надо познакомиться с нормами социальной жизни
Когда ребенок находится в компании своих сверстников, то он понимает «что такое хорошо и что такое плохо» не только по своему опыту, но и по наблюдениям за другими детьми. Ребенок уже может провести наблюдение, сравнить и даже принять решение, догадываясь о реакции взрослых. Так в голове маленького человечка зарождаются мысли об общих правилах, нормах и традициях.
Причина № 3: Важно показать детям, авторитет «чужого» взрослого
Это необходимое правило жизни, которое пригодится ребенку не только в школе, институте, но и на работе. Ему придется сталкиваться с окружением учителей, руководителей, начальников. Многие родители строят на свое чадо большие планы и представляют его «солидным боссом». Но не нужно забывать, что всего можно добиться только постепенно. Сначала придется пройти через подчинение, а только потом, получив жизненный опыт, можно стать руководителем
Авторитет взрослых людей важно показать еще в дошкольные годы
Причина № 4: Личность должна развиваться
Кто-то скажет, что ребенок может развиваться и дома, когда он находится с родителями или бабушкой. Однако, как говорится другой человек своего рода «зеркало», и его поведение находит отклик другого. Таким образом, общаясь с другими детьми в детском саду, ребенок будет развиваться быстрее. Чужие люди могут не простить того, что прощают близкие. Ребенок должен уяснить это с детства.
Причина № 5: Важно накапливать опыт и получать знания
Как уговорить ребенка пойти в детский сад? Можно сказать ему, что там с ним будут заниматься хорошие педагоги, что там он будет заниматься музыкой, физкультурой, окружающим миром, изучением культурных ценностей, и сможет хорошо подготовиться к школе. Когда ребенок достигнет определенного возраста, то нахождение одного или более взрослых перестанет считаться для него благом, прежде всего потому, что эти взрослые не будут иметь диплома в указанных направлениях.
Причина № 6: Нужно учиться самостоятельности
Детский сад помогает детям становиться самостоятельными, они учатся самообслуживанию быстрее, чем дома
Для ребенка очень важно научиться одеваться, раздеваться, мыть руки перед едой и после прогулки, кушать, убирать за собой. Во всем этом на помощь всегда могут прийти отзывчивые воспитатели
Да и сами дети будут тянуться друг к другу, и стараться не отставать во всем. К тому же у воспитателя не всегда находится время на каждого ребенка, таким образом, дети вынуждены учиться самостоятельности.
Причина № 7: Это важный момент для семьи
Как уговорить ребенка пойти в детский сад? Можно попытаться объяснить ему, что взрослым нужно работать, чтобы покупать еду, игрушки, платить за квартиру. Если к отцам вопрос о работе отпадает, то многие мамы часто говорят, что хотят творчески развиваться и жалуются на усталость от быта.
Как подготовиться к детскому саду?
Подготовка нужна – это неоспоримо. Вы же нашли время подобрать из десятков заведений лучшее на ваш взгляд, пройти медицинскую комиссию, взять справки на работе и для работы. Найдите еще немного для психологической подготовки своего ребенка, чтобы в недалеком будущем избежать конфликтов и взаимных обид.
Подготовиться к детскому саду – это не только купить новые костюмчики, панамочки, сделать прививки и начать учить азбуку. Важен психологический момент. Как сделать переход для малыша из привычного небольшого домашнего мирка, где все его любили и опекали, в просторный мир незнакомых людей, где ему еще только придется самостоятельно, без мамы и папы, завоевывать свои позиции?
Заранее начните рассказывать ребенку, что его ждет
Не акцентируйте внимание на том, что вас рядом не будет – говорите о том, сколько нового и интересного он узнает и увидит, как весело ему будет там играть с детьми.
Прогуляйтесь вместе с малышом в детский сад, чтобы он своими глазами увидел, что это, чем там занимаются его сверстники, как все красиво, уютно и весело.
Постарайтесь познакомиться с будущим воспитателем – обычно они не отказывают в этом родителям. Таким образом ребенок привыкнет к новому человеку в своей жизни и не испугается, когда останется с ним на какое-то время без вас.
Если ваше драгоценное чадо до этого круглые сутки семь дней в неделю находилось только рядом с вами – даже не с бабушкой! – немедленно исправляйте ситуацию
Пусть вам на самом деле не нужно, скажите, что отправляетесь по делам, а малыш должен какое-то время поиграть с папой, с тетей, с сестрой, другими родственниками. Постепенно приучайте его к тому, что он вполне комфортно может существовать и без вашей постоянной опеки.
Показывайте мультфильмы, читайте стихи и рассказы о детях и детском саду – пусть крохе станет интересно самому увидеть, что это такое.
Очень редко дети с первого дня хорошо воспринимают садик, обходятся без капризов и плача. Почти все родители понимают это, хотя и переживают за любимое чадо. Но куда большую тревогу вызывает поведение ребенка, который ходит в сад уже не один месяц или даже год, и вдруг по утрам его не вытянешь из постели. Он дуется, капризничает или же злится и становится агрессивным, плачет и кричит. Свое поведение объясняет так: не хочет идти в садик. Что делать в этом случае?
Как решить проблему?
Если причина того, что малыш не хочет идти в садик и плачет каждое утро, только в смене обстановки, ситуацию можно попытаться смягчить.
- Не оставляйте сразу ребенка в садике на целый день. Начинайте с двух часов утром – но именно утром, а не в обед, чтобы он приучался к новому режиму дня, привыкал вставать немного раньше и собираться в сад. Постепенно увеличивайте время пребывания в группе, но не затягивайте этот процесс. К концу первой недели стоит попытаться оставить ребенка в садике на дневной сон. Не получилось – отложите эксперимент еще на неделю.
- Другой вариант – попросите воспитателя разрешить вам находиться с сыном или дочерью какое-то время в группе или на прогулке. В некоторых детских дошкольных учреждениях сама администрация и воспитатели настаивают на этом.
- Пусть малыш выберет игрушку или предмет, который больше всего ассоциируется у него с домом, и берет его с собой. Обычно это также не запрещено правилами детских садов.
Поговорите с детским психологом – сейчас кабинеты открыты практически при каждом заведении. Ведь дети, хотя и не могут объяснить словами, очень остро чувствуют обстановку вокруг и интуитивно подстраиваются под нее. Если мама переживает сильнее, чем сам ребенок, даже хорошо скрывая это, он тоже будет беспокойным и капризным. Потому в первую очередь взять себя в руки и находиться в позитиве должны сами родители.
Советы родителям
И самое главное: после того, как вы уже начали ходить в детский сад – уделяйте время на неформальное общение с вашим ребенком каждый день (хотя бы 15 минут).
Он будет чувствовать, что вы любите его по-прежнему, просто ваш график изменился. Недостаточно быть просто физически рядом, а думать о работе или о том, что приготовить на ужин. Нотации и учеба – это тоже не то общение, которое нужно ребенку.
Говорите на темы, интересные ему, слушайте, какую кашу давали в садике, и как он поссорился, а потом помирился с Сережей…
И в конце предлагаю смоделировать «правильное» поведение: вы приходите в сад, а в момент расставания ребенок начинает плакать, капризничать, цепляться за вас.
Допустим, вы заранее договорились и даже дошли до сада, но вместо «Пока!» начались слезы. Что делать?
Неправильно: начать жалеть ребенка и его уговаривать.
Правильно: обнять ребенка и поцеловать, не смотря ему в глаза. Быстро отдать воспитателю и выйти. Несмотря на то, что его плач слышится на лестнице (а иногда и на улице). Потеряет вас из виду – быстрее успокоится.
Это секретное упражнение из одного тренинга. Некоторым это может показаться странным. Но такой способ намного эффективнее, чем долгие уговоры.
Потом вы начинаете злиться, раздражаться, но все равно оставите его в саду
Быстрой лаской вы показываете свою любовь, а быстрым уходом решимость своего намерения и то, что это решение не обсуждается. Не давайте собой манипулировать.
Команда Фаза Роста, Фаза Роста
Можно ли пропускать детский сад?
Психолог уверена, что ходить в сад нужно четко по графику и каждый день:
— Для ребенка во время адаптации важно постоянство. Ему будет проще адаптироваться к саду, если он будет знать, что и когда его ждет. Конечно, если вы видите, что малышу сложно эмоционально, можно устроить ему дополнительный выходной в среду или забирать его из сада раньше какое-то время
Но без уважительных причин делать этого не стоит, поскольку ребенок уже привык, что утром будет завтрак, потом прогулка, обед, сон и так далее. И изменения в этой схеме могут стать для него своеобразным стрессом
Конечно, если вы видите, что малышу сложно эмоционально, можно устроить ему дополнительный выходной в среду или забирать его из сада раньше какое-то время. Но без уважительных причин делать этого не стоит, поскольку ребенок уже привык, что утром будет завтрак, потом прогулка, обед, сон и так далее. И изменения в этой схеме могут стать для него своеобразным стрессом.
С тем, что нельзя нарушать режим, соглашается и воспитатель.
— Ребенок может начать требовать от мамы, чтобы каждый раз они приходили в сад позже, не понимая, почему они вчера пришли позже, а сегодня зачем-то идут к 8 утра. И в ход будут идти не только просьбы, но и слезы, капризы и даже истерики, чтобы добиться желаемого. Таких проблем поможет избежать четко налаженный утренний режим.
Адаптация к детскому саду через плач… Зачем?
Здравствуйте! Посоветуйте, как быть? Мы два дня ходим в ясли (сыну 1 год 8 месяцев). В первый день воспитатель взяла сыночка на руки и унесла в группу, мне не дала его завести, сказала, уходите быстрее (детский сад государственный). У сына это вызвало страшный плач (или истерику), ужас какой и очень долгий. Я думала, мне дадут его завести, ознакомить — он вообще у нас перестал меня куда-либо отпускать после того, как мы лежали в больнице, под капельницей. Я опешила, он ко мне, а воспитатель его в группу: идите, у нас не положено. Через час я его забрала, надо было через два, и сказала, что завтра останусь с ним, она согласилась. Снова пришли — воспитатель была настроена против уже, чтобы я была, я ее уговорила разрешить остаться мне на завтрак. Когда сыночек отвлекся на игрушку, я ушла, но плач был слышен на улице. Неужели надо приучать так, через плач? Сыночек, вижу, уже ко мне относится по-другому, все больше к папе, а два дня назад все было наоборот. Может, это я преувеличиваю, и пусть поплачет, как они говорят, и привыкнет. Но почему-то я не согласна с этим, хочу первое время походить с ним, они пока не разрешают. А муж говорит: он привыкнет, что ты рядом, тогда совсем не сможешь уйти, и сколько ты будешь так с ним ходить? Но ведь это же стресс для него. Разве так должно быть, не знаю? Или лучше повести в сад через год? И опять муж не согласен, говорит, вот там коллектив, пусть привыкает. Спасибо.
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Дорогая мама! Очень меня тронуло ваше письмо. Я с вами полностью согласна. Не должен ребенок плакать. Мы детей рожаем не для того, чтобы им было плохо, а для того, чтобы они радовались жизни (желательно вместе с нами), чтобы им жить было интересно и приятно, а не страшно и больно. Поэтому ситуацию с яслями я бы посоветовала срочно изменить: либо найти другие ясли, с более гуманными и понимающими воспитателями, либо посидеть еще дома какое-то время. В 1 год 8 месяцев у среднестатистического ребенка потребность в общении со сверстниками выражена еще слабо, она постепенно растет, достигая своей первой вершины в 4 года. Сейчас для вашего малыша гораздо важнее отношения с мамой и папой, ближайшими людьми, а сверстники интересны, но не настолько, чтобы проводить с ними весь день.
Бояться вырастить “маменькиного сыночка”, который в 15 лет будет держаться за мамину юбку, в вашем случае не стоит. Приблизительно в 2–2,5 года наступает время, когда ребенок учится “отрываться” от родителей, прежде всего от мамы. Всевозможные “я сам” становятся все чаще, ребенок примеряет роль самостоятельного человека, ему интересно учиться делать все самому, интересно попробовать отойти от мамы подальше — и в буквальном, и в переносном смысле, — а потом вернуться. При этом он активно учится, смотрит на вашу реакцию, пробует, импровизирует, творит.
Теперь открываю секрет: на этом этапе развития и формируются “маменькины дети” — несамостоятельные, зависимые, инфантильные взрослые дядечки и тетечки, которые сами шагу ступить не могут. Несамостоятельный человек формируется именно в этом возрасте, когда он ребенком очень хочет что-то сделать сам, попробовать что-то новое, отойти на 20 метров, чтобы нарисовать мелком на асфальте, например, а у мамы или папы истерика: не смей убегать! Там бабайки толпами ходят, у бабушки слабое здоровье, без моего разрешения ни шагу, и далее в том же духе. Как видите, ситуация немножко другая — ребенок хочет отодвинуться на время, а потом вернуться, а его не пускают.
Ваш малыш откровенно протестует против разрыва с вами, пусть и на несколько часов. По-моему, это может значить только одно — рано, наверное, или садик не совсем подходит. У детей внутри такая замечательная пружинка есть — она их заставляет делать то, что им действительно нужно, и не делать того, что им действительно не нужно. У взрослых она тоже имеется, но не у всех одинаково сильная. Некоторые взрослые ее так запихивают в угол все время, что она теряет упругие свойства. Как запихивают? А словами: надо, должен, у всех так, а то будет плохо, иначе нельзя. Дорогие товарищи взрослые, можно! Каждый из вас — творец, вы можете жить не так, как “положено”, а как ваша душа вам подсказывает. Некоторые называют это “счастье”.
Чем помочь своему ребенку
Позаботьтесь о постепенном приучении малыша к садику, не стоит сразу оставлять его на целый день. Процесс адаптации должен быть постепенным и не травмировать чувства ребенка.
Создайте тихую спокойную обстановку, пусть в квартире по утрам будет все на пониженных тонах
Так важно, чтоб новый день начинался с положительных эмоций и радовал ребенка, повышая его настроения, даря заряд энергии на весь день.
Если у малыша возникают конфликтные ситуации, то очень важно их вовремя решать. Если вы замечаете какие-то изменения в поведении ребенка, попробуйте поговорить, выяснить причину, если нужно расспросите воспитателя.
Не оставляйте появившиеся проблемы без решения
Если бездействовать, ребенок все больше будет замыкаться, начнет испытывать чувство постоянного стресса.
Созывайте отношения доверительного типа. Очень важно, чтоб ваш малыш мог делиться своими переживаниями, рассказывал вам о том, что его сильно беспокоит, получал поддержку.
Уделяйте ребенку, как можно больше своего внимания, показывайте, насколько сильно вы его любите, проявляйте свою заботу.
Если малышу тяжело общаться со сверстниками ежедневно отправляйтесь на детскую площадку, пусть почаще играет с соседями. Желательно начать такое практиковать еще задолго до первого посещения сада.
Если вам попался плохой воспитатель, не созданный для работы с детьми, об этом необходимо написать коллективную жалобу на имя заведующей дошкольным учреждением.
Приучайте карапуза к дневному распорядку. Некоторые мамочки даже предварительно узнает режим дня в садике, а потом свое чадо приучают к нему.
Позаботьтесь о том, что ребенок должен с уважением относиться к воспитателям, к родителям, слушаться их беспрекословно и не перечить.
Если вашего карапуза обижает какой-то малыш, необходимо разобраться, что послужило причиной такого поведения. При необходимости пообщаться с родителями обидчика.
Чего делать нельзя?
- Не давайте обещаний, которые заведомо не можете выполнить, не обманывайте ребенка. Например, мама говорит, что оставит малыша в группе только на минуточку, а сама потом исчезает до конца дня.
- Не обсуждайте при детях воспитателей.
- Не вводите новые изменения в жизнь ребенка во время адаптации. Например, переселение малыша в отдельную комнату в первые дни посещения детского сада – не лучшая идея, т.к. добавит дополнительных переживаний всем.
- Не показывайте своих переживаний.
- Не пытайтесь следить за малышом, когда он в садике. Есть среди родителей любители подсматривать в окна группы. Остаться незамеченной довольно сложно. Ребенок видит маму и снова начинает плакать.
Установка на позитив
1. Изучите разные варианты садиков. Рассмотрите государственные и частные, послушайте отзывы друзей, знакомых, соседей.
По-максимуму соберите информацию. Так вы будете уверены, что сделали осознанный выбор, а не привели в первый попавшийся или ближайший садик.
Не думайте, что частный садик априори лучше. На мой взгляд, большой минус таких заведений – очень ограниченное пространство.
А многие государственные садики располагают бассейном и другой очень привлекательной инфраструктурой.
2. Не рекомендую выбирать садик в другом районе. Близость к дому – это все-таки очень важный показатель.
Вы это делаете, чтобы освободить себе время для работы или других дел. Если вам придется тратить много времени на дорогу – это будет тяжело.
А значит, будет противоречить изначальной цели: облегчить жизнь и получить помощь.
3. Переведите свой фокус внимания с ребенка (жалко его) на себя (я люблю своего ребенка, но пришло время немного освободить время для себя и своих дел, своего развития, своей работы, своей жизни. Можно совмещать материнство и другие активности).
4. Позитивный настрой. Верить, что и другие люди могут любить и учить вашего ребенка. Вы для него и так всегда будете главным человеком в жизни.
Но полезных людей будет много. Возможно, первые их них – это воспитатели
Я очень много внимания уделяла раннему развитию нашего старшего ребенка. Карточки Домана, кубики Зайцева, счет и чтение по Доману, методика Монтессори.
Мне казалось, что кроме меня это никто не сделает – так и было. С младшим получилось по-другому: я понимала, что у меня уже нет моральных сил повторить все это и я стала надеяться, что попадутся другие люди, которые это сделают.
Я была очень удивлена, когда на собрании в садике воспитатель задала вопрос, «Кто слышал про методику Г. Домана?»
Руку подняла только я и она начала рассказывать, что они собираются делать с детьми и просить иногда такое повторять дома.
Я была в шоке, когда видела, как она учит трехлеток читать простые слова по слогам, разучивает с ними логопедические стишки и так далее.
Получилось, что я не хотела это делать сама, и Вселенная послала мне людей, которые это хотят этим заниматься
Но в это важно поверить