Особенности набора веса в первом полугодии
Если в первый недели жизни новорожденный может потерять в весе, то к концу первого месяца показатели не просто выравниваются, а уже идут вверх. Следующие два месяца – время максимального роста. В среднем малыш набирает по 750-800 грамм в месяц. Однако бывает и больше. Так, например, прибавка в 1,5 кг за тридцать дней в этот период тоже будет нормой, потому что в первом триместре активно развиваются все системы жизнедеятельности ребенка:
- нервная система
- костно-мышечная система
- активизация функций всех внутренних органов и систем.
С четвертого месяца интенсивность набора веса снижается, что тревожит многих родителей. Но повода для беспокойства нет. В этом возрасте ребенок начинает больше двигаться, познавать мир, поэтому сохранить прежний темп роста становится сложнее. В первые шесть месяцев жизни ребенка ежемесячная прибавка в весе не должна быть меньше 400 грамм.
5 советов по уходу за двухмесячным младенцем
Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:
- Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
- Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
- Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
- Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
- Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.
Контрольное взвешивание
О тревожности молодых мам слагают легенды и анекдоты. Шутники не понимают, что ответственность за новую жизни – это ноша, к которой нужно привыкнуть. Но и родителям не стоит перегибать палку. Да, в первые дни в роддоме новорожденного взвешивают ежедневно. Иногда врачи грозят не отпустить домой, пока не будет прибавки в весе.
Женщина поддается панике, и покупает домой весы для ребенка. Потом ежедневно взвешивает малыша по всем правилам (утром до кормления, после опорожнения кишечника и мочевого пузыря). Но успокоения ей это не приносит. Потому что новорожденные набирают вес не линейно, а скачками. Оптимально измерять вес ребенка раз в неделю или в месяц. Средняя прибавка обычно составляет 90-200 грамм в неделю в первые полгода.
Участковый педиатр взвешивает ребенка ежемесячно в первый год жизни. И оценивает набор массы тела, учитывая предыдущие показатели. Ежеквартальные цифры скажут больше, чем каждодневные взвешивания.
Кроме того, важно понимать, что есть ряд индивидуальных причин, которые влияют на набор веса:
- Здоровье ребенка. Здоровые дети имеют хороший аппетит, а, следовательно, и растут быстрее.
- Вес при рождении. Дети с небольшой массой тела в первые месяцы жизни набирают вес быстрее. Особенно это заметно, например, при рождении двойняшек.
- Возраст. В первые три месяца груднички набирают вес быстрее, а на 10-12 месяце их масса меняется совсем незначительно
- Физическая активность. У подвижных малышей вес растет медленнее, чем у их сверстников, которые не так активны.
- Тип вскармливания. Дети на искусственном или смешанном вскармливании поправляются быстрее грудничков.
Почему ребенок перестал прибавлять в весе
Однако бывают случаи, когда ребенок набирает вес слишком медленно или прибавки нет совсем. Тогда необходимо выявить причину и не пускать ситуацию на самотек.
Возможные причины недостаточной прибавки в весе у ребенка в первый год жизни:
- Болезнь. Потому что, при плохом самочувствии, ухудшается аппетит малыша. Кроме того, в первые месяцы жизни отсутствие или недостаточная прибавка в весе может свидетельствовать о патологических проблемах с нервной, сердечно-сосудистой системами, или системой ЖКТ.
- Стрессовая ситуация: изменение семейных обстоятельств, стресс у мамы и пр.
- Недостаток питательных веществ.
На последний пункт стоит обратить особое внимание. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то есть вероятность, что качество материнского молока недостаточно высокое
Тогда матери стоит пересмотреть свой рацион питания, или перейти на смешанный тип кормления. Нельзя исключать вероятность того, что ребенку просто не хватает материнского молока. Такие малыши, как правило, беспокойны, плохо спят и мало мочатся (меньше 6-8 раз в сутки). Если ситуацию исправить не удается, то стоит подумать о смешанном или искусственном кормлении.
Те родители, которые предпочтут такой вариант, должны совместно с педиатром подобрать смесь и разработать режим ее ввода в рацион ребенка. При этом, конечно, желательно сохранять грудное вскармливание хотя бы в ограниченном режиме. Современные продвинутые врачи сегодня рекомендует давать новорожденным и детям второго полугодия жизни смеси на основе козьего молока. Во-первых, оно ближе всего по своим характеристикам к грудному. Во-вторых, благодаря своим особенностям и физико-химическим свойствам, оно лучше усваивается и переваривается, что повышает количество питательных веществ, поступающих в организм ребенка.
Педиатры призывают присмотреться к смесям Kabrita. Эти смеси известны во всем мире благодаря своему уникальному составу. Помимо своей основы – козьего молока, они обогащены уникальным жировым комплексом, витаминно-минеральным комплексом. В смеси добавлены и жирные омега-кислоты, эффективную комбинацию пребиотиков ГОС и ФОС, а также живые бифидобактерии Bifidobacterium BB-12 (пробиотики). Все это помогает ребенку не только насытиться, но и получить все необходимые питательные вещества для правильного развития. Такой состав способствует формированию защитных сил организма малыша.
Питание
Ранее бытовало мнение, что кормление ребенка необходимо совершать по часам, следуя определенному графику. Теперь педиатры склонны к тому, что кормить малыша необходимо по-требованию.
Природой заложен механизм, который не даст младенцу переесть – количество пищи определяется инстинктивно. Это способствует хорошему усвоению и пищеварению.
Кроме материнского молока или смеси малышу можно при необходимости давать ложечку воды.
Рассчитать, сколько малыш должен съедать в сутки молока (в случае грудного вскармливания) в первые 10 дней жизни можно умножив возраст младенца в днях на 80. Разовая доза составит возраст умноженный на 10.
Это усредненные цифры, на практике малыш может съесть больше или меньше в зависимости от различных факторов – температурного режима, самочувствия.
Средняя суточная доза для детей от 10 дней жизни после рождения составляет около 750-1000 гр.
При искусственном вскармливании появляется риск перекормить ребенка. Чтобы этого избежать кормить ребенка необходимо регулярно, строго следуя указанным дозировкам и инструкциям педиатра.
Средства для ухода: самое необходимое
Очень важно подбирать правильный уход с первого дня жизни младенца. Ищите упаковки с пометкой «0+» и упоминанием того, что средство проверено и рекомендовано педиатрами
Старайтесь выбирать гипоаллергенные средства — это означает, что их формула с минимальной вероятностью может вызвать аллергическую реакцию.
Пенка-шампунь с головы до пят — универсальное средство, которое очищает волосы, тело и создает легкую приятную пену. Она увлажняет кожу и делает волосы мягкими и шелковистыми.
Вечером можно воспользоваться пенкой для купания «Баю-Баюшки». Аромат лаванды создает приятную атмосферу и настраивает малыша на крепкий сон, а нежная пена поднимает настроение.
Крем-гель с пантенолом бережно очищает кожу при смене подгузника или перед сном. Благодаря D-пантенолу крем не сушит кожу и препятствует возникновению раздражений из-за подгузника — особенно если у малыша чувствительная кожа.
Крем под подгузник создает надежный воздухопроницаемый барьер и предотвращает контакт с мокрым подгузником. Масло жожоба, D-пантенол и цинк в составе препятствуют появлению опрелостей: раздражений из-за механического трения или контакта с экскрементами.
После смены подгузника обязательно понадобятся влажные салфетки. Неважно, где вы находитесь: дома, в гостях, на прогулке или в торговом центре — салфетки помогают соблюдать гигиену в любое время. Они легко и бережно удаляют загрязнения, не сушат кожу.
Присыпка-крем от опрелостей нужна каждому малышу. Зачастую воспаления возникают вне зависимости от тщательности ухода и мучают младенца. Детская присыпка в форме крема моментально превращается в шелковистый тальк, который не скатывается в складочках. Крем быстро подсушивает кожу и избавляет от дискомфорта
Нежный крем для лица и тела обеспечивает бережный уход за нежной кожей лица и тела. Благодаря комплексу масел ши, D-пантенолу, экстрактам цветков календулы и ромашки крем делает кожу малыша нежной и мягкой. А еще он легко наносится и быстро впитывается.
Детский бальзам для губ с пантенолом подходит малышам с первых дней жизни. Его можно наносить перед выходом на улицу, чтобы защититься от воздействия солнца и ветра. Бальзам содержит D-пантенол, витамин Е, масло ши и быстро восстанавливает сухую кожу губ в любое время года.
Масло для массажа поможет сделать массаж бережно и аккуратно, не вызывая раздражения у малыша. Масло для общеукрепляющего массажа и ухода за детской кожей Мое солнышко или масло-спрей с экстрактом алоэ быстро впитываются, не оставляя липкости и жирного блеска.
Режим сна: сколько спать и бодрствовать
Очень полезная статья о том, как уложить новорожденного спать.
По словам доктора Комаровского режим сна ребенка устанавливается родителями – переход к ночному сну осуществляется планомерно и согласовано с кормлением малыша. Для детей до 3-х месяцев нормальным считаются 1-2 ночных приема пищи.
Известный педиатр советует не приучать ребенка к укачиваниям, так как не видит в них пользы и уделять достаточное внимание обеспечению нормальных условий сна:
- свежий увлажненный воздух;
- жесткая поверхность матраса;
- отсутствие подушки;
- температура воздуха 18-22 °С.
Купание – может стать не только необходимой гигиенической процедурой, но и ритуалом, который будет успокаивать младенца и настраивать на ночной сон.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие:
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Второй важный показатель — это навыки, которые приобретает маленький человек к этому возрасту
За этим прогрессом наблюдать интереснее всего. Так вот, в два месяца малыш умеет уже много всего:
Ребенок начинает совершать более плавные, осмысленные движения ручками и ножками — уже не такие хаотичные, как прежде.
Он может держать головку, но недолго. А если положить его на животик, то он сам ее поднимает.
В этом возрасте он становится более внимательным: не только начинает узнавать вас в лицо, но и следит глазами за движущимися предметами.
Кроме того, он начинает проявлять самостоятельность. Например, успокаивать себя, если разволновался. Для этого он обычно использует собственный палец как пустышку.
А если ему скучно, суетится и издает недовольные звуки. Прямо как взрослый 🙂
Что должен уметь ребенок в 14 месяцев
- Твердо держится на ногах без опоры; передвигается сам или за руку, может подняться по невысоким ступенькам с помощью или без нее.
- Различает речь взрослого и выполняет элементарные просьбы («сядь на диван», «дай ручку»).
- Понимает названия окружающих его предметов, игрушек, посуды, одежды, еды. Имеет пассивный словарь в 30-50 слов.
- Знает, как обращаться с той или иной игрушкой: машинку катает, кубики ставит один на другой, мячик кидает).
- Может играть самостоятельно некоторое время.
- Просит родителей поиграть с ним в конкретную игру.
- Имитирует голоса животных («мяу», «гав», «му» и тд).
С этого возраста могут проявляться первые отличия в навыках и умениях между мальчиками и девочками. Обычно развитие ребенка в 14 месяцев у мальчиков больше направлено в физическую сторону. Мальчишки активнее и непоседливее. В следствие чего менее усидчивы и освоение новых навыков занимает у них больше времени. Девочки раньше проявляют стремление к самостоятельности и успешно справляются с первыми задачами самообслуживания. В развитии речи девочки обычно тоже опережают будущий сильный пол.
Маленькие достижения в 2 месяца жизни
Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.
Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:
чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
видит не только очертания предметов, может замечать детали;
учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.
В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.
Речь | Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например «г-г-г», «к-к-к». |
Слух | Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает. |
Зрение | С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов. |
Эмоции | Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым. |
Моторика | Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело — опускает, но через время поднимает вновь. |
Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:
Развивающие занятия
С целью формирования внимания и тактильных навыков малыша успешно применяются:
- мобиль или детская каруселька, где движение крупных фигурок сопровождается приятной и мелодичной музыкой;
- воздушные шарики;
- картинки в виде шахматной доски или со спиральными узорами, выполненные в черно-белом цвете;
- яркие игрушки и контрастные фигурки тех цветов, которые способен различить малыш;
- дуга для игры в кроватке или развивающий коврик.
Отличным способом для закаливания и гармоничного развития ребенка является плавание. Можно заниматься как в детском бассейне вместе с тренером, так и в собственной ванне. Маме необходимо приобрести надувной круг, надеваемый на шею, и отпустить малыша в наполненную водой комфортной температуры емкость. Поначалу ему потребуется помощь мамы, но как только произойдет привыкание, маме останется лишь следить за ребенком.
Развитие малыша идет семимильными шагами, с каждым днем активность крохи все возрастает. Прекрасным способом запечатлеть каждые навык и умение, то, как увеличиваются рост и вес крохи, является использование фотоаппарата. Спустя всего лишь один год при просматривании снимков можно с удивлением заметить, как много умел ребенок в 1 месяц!
Двигательная активность и эмоциональное развитие
Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).
Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:
- подносить руку ко рту, сосать пальчики;
- не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
- отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
- некоторое время способны держать голову на весу;
- лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
- тереть кулачком глаза и носик;
- прислушиваться к голосам взрослых.
Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.
Навыки и умения
Новорожденный ребенок в 2 месяца уже держит головку и поворачивает ее в разные стороны, осматривая окружающую его обстановку.
Лежа на спине, начинает приподнимать верхнюю часть туловища, делая движения схожие с физическими упражнениями на пресс. Если ребенку предложить в качестве упора пальцы, то он начнет приподниматься, как будто хочет сесть, и у некоторых деток это действительно получается. Однако переусердствовать с такими «упражнениями» не стоит, так как это может повлиять на развитие тазобедренных суставов. Вообще врачи не рекомендуют сажать детей до 4 – 5 месяцев.
У малыша появляется большое желание стоять, что он и пытается делать, когда его держат подмышками. Он начинает разгибать ножки и упираться ими. Это естественное явление, которое позволяет снизить тонус ножек.
Ребенок начинает играть игрушками, крутя и рассматривая их в руках. Для развития моторики ему можно давать не только объемные предметы больших размеров, но и маленькие фигурки, которые имеют разную форму и фактуру.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
Психоэмоциональное развитие:
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.