Развивающие занятия для ребенка 3-4 лет: как заниматься с детьми дома?

Как научить трехлетнего ребенка играть самостоятельно

Но вопрос так и остаётся открытым, что нужно для того, чтобы ребёнок играл самостоятельно? Оказывается, ответ на него довольно прозаичен. Есть некоторые требования, соблюдая которые родители быстро научат этому своего малыша:

  • чтобы ребёнок каждые пять минут не цеплялся за мамину юбку, а с каждым вопросом не бежал к отцу, родители должны уделять ему достаточно своего времени, заботы, и настоящего проявления ласки и любви, в которых даже более взрослый малыш отчаянно нуждается;
  • прежде чем ждать от ребёнка сосредоточенной игры и внимания, родители должны убедиться, что он понял правила и знает, как играть;
  • при необходимости у взрослого должна быть возможность контакта с малышом, ведь ему может понадобиться помощь;
  • папе и маме надо поощрять желание ребёнка играть самостоятельно, а это, прежде всего, похвала.

Нельзя забывать и о том, что игровое пространство сына и дочери должно быть удобным и специально обустроенным, кроме того, дети должны чувствовать себя, с одной стороны защищёнными, с другой – абсолютно свободными.

Навыки самостоятельного времяпровождения очень важны, в дальнейшем такая модель поведения сделает ребёнка самодостаточным и готовым к любым жизненным коллизиям. Главное, чтобы все члены семьи действовали по этим правилам, и тогда малыш не только научится управлять своими желаниями, действиями и временем, но и искренне будет радовать близких успехами и достижениями.

Учитывайте особенности детей

Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается  сложнее

Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее. С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника

В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –  приключения, настольные игры

С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –  приключения, настольные игры.

Если ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам

При этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь

Навыки занятий с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.

Занятие рисованием

Большинство детей этого возраста любят рисовать. Пусть рисунки получаются смешными и нелепыми, но в них заложен смысл, а также старания маленького человечка.

Поэтому критика такого творчества неуместна. Напротив, кроху нужно заинтересовывать, мотивировать на дальнейшую работу.

Ведь заняться рисованием только на первый взгляд кажется примитивно и просто. На самом деле оно является отличной тренировкой мелкой моторики, внимания и памяти, а также способствует развитию воображения.

Заниматься рисованием кроха может как самостоятельно, так и под руководством родителей.

Несомненно, второй вариант ему понравится больше, ведь родительское внимание и поддержка является самым сильным стимулом. Да и родители смогут расслабиться в процессе игры

Ребенку можно предложить порисовать карандашами или красками. Он придет в восторг от следующих игр:

Да и родители смогут расслабиться в процессе игры. Ребенку можно предложить порисовать карандашами или красками. Он придет в восторг от следующих игр:

«Спаси меня». Ее целью является усвоение такого навыка, как штриховка рисунка. Для этого родителям необходимо изобразить на бумаге несколько любых животных, которые малыш должен спасти от их врагов (например, зайца от волка, маленькую рыбку от большой).

Для этого ему необходимо посадить слабейшего зверя в клетку, а для того чтобы ее изобразить зверька потребуется зарисовать штриховыми линиями.

  • «Бушующее море». Ее целью является научить детей рисовать волнистые линии. Потренироваться можно на примере моря. Изначально оно изображается в спокойном состоянии, а потом в бушующем.
  • «Дополни рисунок». Задачей родителей является нарисовать основу для рисунка. Например, любимого зверька малыша, который в руках держит корзинку.

Маленький художник должен дополнить рисунок, и заполнить корзинку тем, чем считает нужным (ягодами, овощами, фруктами, предметами).

В 3 года дети должны знать все части человеческого тела. Закрепить знания можно с помощью рисования. Родители рисуют человека, предусмотрительно не дорисовав несколько частей тела, которые кроха должен определить и изобразить самостоятельно.

Развитие речи у ребенка в 3 года: упражнения

Лучшие занятия:

  • Повторялки. Очень простоя занятие, которое предполагает повторение малышом слов взрослого (от простого до сложного).
  • Звуки животных. Имитирование звуков домашних и диких животных. В некоторых случаях можно повторять звуки автомобилей, вертолетов и самолетов (жужжащие, звенящие и рычащие буквы).
  • Назови предмет. Для этого можно использовать игрушки или карточки с яркими картинками, все слова должны быть знакомы ребенку.
  • Игра «Меня зовут». Игра основана на заучивании личного имени и фамилии, имен родных и близких.

Как развивать речь ребенка:

  • Начинать произношение простых слов и заканчивать сложными (либо новыми).
  • Учить ребенка описывать ситуацию и находить решения (Например: У слоненка заболел животик. Нужно звонить доктору. Доктор дает лекарство. Слоненку хорошо, больше не болеет).
  • Научите ребенка распределять слова по группам. Например, одежду (платье, штаны, футболка, майка), посуду (тарелка, чашка, вилка), игрушки (кукла, мишка, машинка).
  • Учите связывать предмет и действие: кошка ест, мальчик пьет, цветочек пахнет.
  • Учите пользоваться интонацией: говорить громко, тихо, «взрывать» голос, шептать.

Искусство лепки

Пластилин – это материал, который не оставит равнодушным ни одного малыша, ведь возможности его использования безграничны.

Ребенок может не только лепить различные фигурки, любимых персонажей из мультфильмов, но и делать поделки. К сожалению, многие родители недооценивают пользу данного занятия для 3-х летнего ребенка дома.

А ведь данное развлечение способствует развитию мелкой моторики, малыш быстрее и легче осваивает технику письма, у него тренируется память, усовершенствуется образное мышление.

Не стоит лишать детей такого удовольствия, как лепка с пластилина. Ведь данное занятие может на длительное время увлечь малыша и принести пользу.

К тому же существует множество техник лепки, среди которых каждый ребенок найдет то, что по нраву именно ему.

Например, в три года развлекать детей можно, используя следующие техники:

  • Щипания. Она несложная и нравится многим малышам, которые только учатся лепить с пластилина. Заключается она в том, чтобы отщипывать материал небольшими кусочками и лепить их на основу. С помощью данной техники можно сделать рыбу с чешуей, облако и много всего другого.
  • Сплющивание. Небольшой кусочек пластилина разминается и путем надавливания на него пальцем фиксируется на что-либо. Например, родитель может сделать мухомор, а малыш дополнить его белыми пятнами.
  • Разрезание. Из пластилина можно изготовить то, что ребенку потребуется порезать предварительно подготовленным неострым пластиковым ножом. Это может быть небольшой фрукт, овощ. Малыш будет в восторге от такого занятия.
  • Размазывание. На листе бумаги с помощью пластилина можно сделать настоящую картину. Для этого материал размазывается по поверхности. Так можно изобразить дождь или радугу, которая появилась после него.
  • Дополнение. Учитывая возраст крохи, он может столкнуться с определенными трудностями. Например, ему сложно сделать поделку полностью самостоятельно, но в его силах дополнить ее.

Поэтому задачей родителей является изготовление всех частей для поделки, а крохи – их фиксирование.

Музыкальные занятия

Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет

Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики

Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.

Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:

  • простые речевые и двигательные упражнения;
  • песни, стихи;
  • пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
  • танцы с четко выраженным ритмом;
  • изучение музыкальных инструментов и их звучания;
  • подвижные игры.

Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.

Задания:

Читайте по теме: Влияние музыки на развитие ребёнка

Составляем план

Важным условием результативности является планирование

Оно необходимо для того, чтобы не запутаться и не забыть что-нибудь важное. Во время работы следует придерживаться составленного плана

Для организации интересных уроков, нужно таким образом спланировать работу, чтобы один вид деятельности сменялся другим.


Проще всего составить себе план занятий и придерживаться его

Это нужно для того, чтобы понять какой вид упражнений крохе кажется простым, а кокой-сложным или скучными. Если ему что-то сложно и недоступно, то пока нужно это упражнение отложить и попробовать приступить к нему через пару недель.

Задания и упражнения для развития детей 3-4 лет

Для физического и психического развития малыша в программу нужно включать разнообразные игровые занятия.

Математические

В этом возрасте ребёнка можно познакомить с порядковым счётом от одного до пяти. Предложив ему выкладывать из камешков знакомые цифры, можно закрепить у него знание того, как они выглядят.

Обратите внимание! Для изучения цифр можно составлять несложные задачки, решение которых основано на простейших рассуждениях. Например, попросить малыша подобрать пару предмету или найти в данном множестве лишний предмет

Речевые

Ребенок способен хорошо понимать обращённую к нему речь. Он может формулировать свои мысли путём образования простейших предложений. Чтобы он учился лучше говорить, с ним можно проговаривать артикуляционные упражнения, разучивать чистоговорки.

Бытовые

Можно задавать вопросы, описывая свойства предмета с тем, чтобы ребёнок его назвал.

Обратите внимание! Рассматривая бытовые ситуации, сюжеты сказок или мультфильмов, можно интересоваться у малыша о том, что было сначала и что потом, обучать его правильному восприятию последовательности событий

Логические

Ребёнку можно предложить изображения предметов или фигур и давать задания найти такие, которые соответствуют определённым признакам, или предложить составить множество тех, которые обладают определённым свойством.

Познавательные

Трёхлетний карапуз находится в том возрасте, когда он активно интересуется окружающим миром и задаёт большое количество вопросов.

Можно распечатать специальные карточки, помогая ему осваивать окружающий мир.

Ребёнок в игре осваивает окружающий мир

Важно! Когда ребенку три или четыре года, необходимо стараться по возможности отвечать на все заданные вопросы, давать элементарные знания об окружающей среде, рассказывать о предметах, животных, растениях. Знакомя малыша со сказками, полезно дать ему начальные сведения о том, что такое добро и зло, развить понятие о том, как надо поступать

Знакомя малыша со сказками, полезно дать ему начальные сведения о том, что такое добро и зло, развить понятие о том, как надо поступать.

Спортивные

Для развития физических качеств карапуза можно использовать разнообразные подвижные игры:

  • ходьба по дорожке сложной формы, по кочкам или брёвнышку;
  • ведение хороводов или занятие простейшими видами танцев;
  • лазанье через рукотворные тоннели или по специально приспособленной для этого стенке;
  • игра в прятки;
  • прыжки через скакалку или игра в классики.

Знания и умения, которыми должны обладать дети в 3 года

Конечно, каждый ребёнок — это индивидуальность. Он одновременно особенный, но и в чём-то похож на большинство детей своего возраста. Родители, вырастив трёхлетнего ребёнка, хотят знать, соответствует ли его уровень развития нормальному или нет.

Специалисты для оценки развития предлагают усреднённый подход. Они выяснили средние значения, которым соответствует большинство детей.

https://youtube.com/watch?v=pjSSjYYSHWM

Физические характеристики

В рассматриваемом возрасте малыш свободно владеет координацией всего тела. Он способен совершать точные движения руками, ногами, туловищем. Малыш легко может удерживать равновесие.

От него вполне естественно ожидать следующее:

  • Легко поднимается или спускается по лестнице, чередуя ноги.
  • Легко удерживает равновесие, стоя на одной ноге.
  • Способен без напряжения ходить на цыпочках, легко бегает.
  • Может поднимать с пола или бросать предметы.
  • Умеет перепрыгивать через препятствия, запрыгивать на ступеньку.
  • Если ему хочется, поднимает и бросает небольшие предметы.
  • В этом возрасте он катается на трёхколёсном велосипеде, может забраться на горку.

Психическое развитие карапуза

Малыш всё больше начинает осознавать себя в качестве личности, индивидуальности. Это может проявляться следующим образом:

Для демонстрации того, что они действуют самостоятельно, дети склонны показывать непослушание и строптивость.
Для малыша важно одобрение старших, похвала, обращённая к ним.
У него сейчас особенно сильно развиты познавательные способности. Карапуз на этом этапе своей жизни впитывает новое, как губка.
Проявляется интерес к совместной игре с другими детьми, он пытается одалживать игрушки.
Сенсорное восприятие развивается

Малыш умеет различать предметы по форме, цвету, размеру, с использованием запаха или по вкусу. Он способен выделить группу предметов в соответствии с обладанием ими общим признаком.
Карапуз умеет запоминать несложные мелодии и подпевать.
Такие дети любят рисование и лепку из пластилина.

В это время происходит развитие речи. 3-летний ребёнок обычно имеет словарный запас, состоящий из 300-500 слов.

Обратите внимание! Хотя его предложения не бывают сложными, они состоят из подлежащего, сказуемого и других слов. Он должен в этом возрасте уметь описать несложную картинку с помощью 2-3 предложений

Изучение математики

Развитый трёхлетний ребёнок активно интересуется причинно-следственными связями в окружающем мире.

Навыки ухаживать за собой

В рассматриваемом возрасте ребёнок способен усвоить некоторые способы того, как заботиться о себе.

Он может сделать следующее:

  • Самостоятельно одеваться или раздеваться.
  • Может сам мыть руки и лицо, вытираться полотенцем, чистить зубы.

Обратите внимание! Малыш должен также уметь без помощи взрослых принимать пищу, пить из чашки и пользоваться салфеткой

Полезные занятия на карантине

1. Обучающие видео. Как правильно мыть руки и сколько времени, как чистить зубы, как проводить влажную уборку, как правильно питаться, как укреплять иммунитет. Все эти видео будут полезны ребенку, и сейчас самое время освежить его знания в этих областях. Например, предложите посмотреть такое видео:

2. Самостоятельное шитье защитной маски. Следуя инструкциям изготовьте выкройку вместе с ребенком.

https://youtube.com/watch?v=AdlXe9y_czk

3. Зелень на окне. Сейчас существует в продаже множество наборов для выращивания зелени на окне. Задавайте в поиске «купить микрозелень» и вам предоставятся различные варианты. Такие магазины могут доставлять заказ прямо до вашей двери. Не будем рассказывать, чем полезна микрозелень, но пользу ее сложно переоценить. Для детей же это будет прекрасный опыт по выращиванию растений на окне или балконе. Ведь прорастают семена очень быстро (в течение уже первой недели), и по мере роста растения можно добавлять в пищу. Это обязательно укрепит ваш иммунитет.

4. Раскладывание круп по банкам. Наверняка, отправляясь на карантин, вы накупили всевозможных круп и макаронных изделий. Поручите вашему ребенку рассортировать их по банкам. Такое задание может его надолго увлечь, да и дело, само по себе, очень полезное.

5. Влажная уборка комнаты. К этому занятию можно привлечь даже самых маленьких деток, поручая им что-то простое. Выделите каждому члену семьи по ведерку и тазику и отправляйтесь на борьбу с грязью в своем жилище. Тщательно протрите все пыльные поверхности и пол.

6. Порядок в шкафу и игрушках. Еще дин вид полезной активности для детей. Все игрушки можно рассортировать по отдельным группам: мягкие игрушки, конструкторы, различные фигурки, машинки, музыкальные игрушки, настольные игры. Разложите их по разным полкам в шкафу или по разным ящикам Когда основная сортировка закончена, предложите более детальную сортировку. Например, мелкий конструктор, вроде Лего, можно разложить по цветам. Если у вас нет промышленных коробочек для игрушек многие можно сделать самим, например из коробок от обуви. Внутри из картона сделайте перегородки, у вас получится домашний органайзер для конструктора или прочих мелких игрушек.

7. Уборка в шкафу для одежды. Карантин — отличный повод «расхламиться». Ребенок меряет одежду из шкафа, которую будет носить в этом и следующем сезоне. Все, что уже мало, вы убираете. Остальное складываете в шкаф вместе с ребенком. Можно рассортировать одежду по видам и цветам. Отдельно сложите брюки, юбки, шорты, футболки, свитера, школьную одежду и платья. С помощью картонки вы можете научить ребенка идеально складывать одежду.

8. Распорядок дня. Составьте с ребенком распорядок его дня. Зарядка, завтрак, мультфильм, прогулка на свежем воздухе, обед и т.д. Можете оформить красиво на большом листе, с указанием времени, отведенное на каждое занятие. Разукрасьте и повесьте на двери или над столом ребенка. Это учит его собранности, дисциплине, умению рассчитывать свое время.

9. Мытье игрушек. Устройте вашим игрушкам банный день. Мягкие игрушки отправьте в стиральную машину, понаблюдайте, как игрушкам весело купаться в пене. Резиновые игрушки мойте щеткой с мылом, деревянные протирайте влажными салфетками или тряпочками. Наполните ванну горячей водой и отправьте купаться всех игрушек, которым доступны водные процедуры. Это может быть по-настоящему весело.

10. Домашнее мыловарение. Все мы теперь моем руки чаще и дольше, а это значит, что лишним мыло не бывает. Вы можете изготовить мыло вместе со своими детками. Наборы для детского мыловарения можно заказать в интернете. В таких коробках уже есть, как правило, все необходимые ингредиенты: мыльная основа, эфирные масла и добавки. Мыльную основу можно заказать и в онлайн-магазинах для мыловаров. Нарежьте 100г такой основы в миску, растопите в микроволновой печке, ни в коем случае не давая закипеть. Добавьте к жидкой основе эфирные масла (если у ребенка нет на них аллергии) — 5-7 капель на 100 г. В качестве добавок можно использовать молотый кофе, мак, шоколад или какао-порошок, кокосовую стружку, молотую овсянку и др. После перемешивания разлейте по формочкам. Идеально подойдут для этого силиконовые формочки для выпечки кексов или даже чисто вымытые детские пасочки для игр с песком. Помните, что нюхать аромат можно только у застывшего мыла.

Как я могу помочь улучшить учебу и эмоциональную безопасность моего ребенка

Вероятно, вам интересно задания для детей 3 лет:

Развивающие занятия для детей 3 4 лет: рассмотрите следующие способы повышения эмоциональной безопасности вашего 3-летнего ребенка:

  • Потратьте время, чтобы ваш ребенок поговорил с вами
  • Научите вашего ребенка, как все работает
  • Поощряйте игру с другими детьми
  • Прислушайтесь к своему ребенку
  • Пусть ваш ребенок делает как можно больше для себя, когда одеваешь, чистишь зубы и расчесываешь волосы
  • Попросите вашего ребенка помочь с такими простыми делами, как сбор игрушек
  • Пойте песни или детские стихи, и учите своего ребенка словам
  • Прочитайте истории с вашим ребенком и попросите его пересказать часть истории
  • Помогите своему ребенку поиграть с карандашом и бумагой, показав, как рисовать круги и линии, чтобы сделать фигурку. Сделайте фигуры счастливыми, грустными или удивленными и расскажите о различных чувствах, показанных на каждой картинке
  • Пусть ваш ребенок строит вещи из коробок
  • Предоставьте ребенку безопасное место для езды на трехколесном велосипеде
  • Слушайте детскую музыку вместе с ребенком и танцуйте
  • Практикуйтесь в подсчете с вашим ребенком
  • Дайте ребенку возможность играть в игры с другими детьми
  • Собирайте пазлы вместе с ребенком
  • Покажите своему ребенку, что вы гордитесь любым его рисунком
  • Научите своего ребенка цветам
  • Играйте в мяч со своим ребенком. Играйте в разные игры с мячом, например, бросайте мяч в коробку или катите мяч вверх и вниз по склону.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики

Доказано, что мелкая моторика напрямую связана с уровнем интеллекта и речи детей, поэтому ее укреплению нужно уделять много внимания наряду с упражнениями на развитие познавательных процессов. 2-3-летнего ребенка можно занять:

  • Лепкой. Подойдет качественный пластилин разного цвета. Подключайте к процессу изучение цветов.
  • Аппликацией. Это занятие не только укрепит пальчики, но и разовьет творческое мышление.
  • Рисованием. Одно из самых любимых занятий детей. Можно рисовать карандашами, красками, фломастерами.
  • Пуговицами. Есть специальные игровые комплексы с подобными упражнениями, но можно поиграть и родительской одеждой.
  • Одеванием и раздеванием. Позвольте ребенку самостоятельно нарядить куклу или собраться на улицу.
  • Играми с водой. Лучше играть детской посудкой. Она изготовлена из специального пластика и полностью безопасна. Разрешите крохе повозиться в воде, используя крошечные чайник и чашки.
  • Мытьем рук. Научите ребенка мыть руки без помощи постороннего, после прогулки и перед едой. Заодно он освоит правила гигиены.
  • Игрой «Рыболов». Подойдут шарики или мелкие игрушки. Бросьте их в воду и попросите, чтобы ребенок выловил их с помощью ложки.

Существует еще много игр, которые можно организовать у себя прямо дома: собирать воду мочалкой, пипеткой, перемещать крупу пинцетом, закрывать бутылки. Эти и другие игры – эффективный способ укрепить моторику рук.

Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития

Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.

Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.

Подробнее о том, надо ли заниматься с ребенком дома читайте на сайте psy-razvitie.ru. 

Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.

Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий