Система Монтессори
В настоящий момент это одна из самых популярных методик в мире, по ней работает множество детских учебных заведений. В основе системы Монтессори заложен принцип: каждый ребёнок – это личность, которая развивается по определённому пути. «Помоги мне это сделать самому» – главный девиз методики. Тут ребёнка никогда не критикуют, он сам должен догадаться, что ошибся. В группах огромное множество игрушек, с помощью которых малыш узнает о цвете, форме, и других свойствах предметов.
Однако методика не подразумевает ролевых игр и творческого развития. Да и предоставить ребёнку самому решать, когда и что ему развивать – спорное утверждение.
О пользе раннего развития
В чем же преимущество раннего развития малыша? Прежде всего, он общается со своими родителями, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое становление.
Кроме того, отмечены такие полезные эффекты:
- развитие речи;
- улучшение мыслительной деятельности, логики, памяти;
- развитие творческого начала;
- постижение мира всеми органами чувств;
- улучшение пространственного мышления;
- развитие умения анализировать, обобщать, находить общее и отличия;
- появление новых интересов.
Если не делать из РР преждевременного, то есть не пытаться обучить ребенка тому, что он пока понять не в состоянии, то такое развитие, несомненно, принесет огромную пользу. Нельзя ставить знак равенства между «развитием» и «обучением» – РР отнюдь не предполагает, что с рождения ребенок будет получать теоретическую информацию. Нет, он будет именно развиваться, познавать мир, попутно получая знания и формируя навыки.
Методика Чаплыгина
Евгений Чаплыгин, педагог и отец троих детей, разработал собственные уникальные пособия для обучения чтению и счету – кубики и домино Чаплыгина. Они подходят детям от 3 лет.
Основные принципы методики:
В отличие от кубиков Зайцева, Чаплыгин сделал упор на игровую составляющую обучения чтению. Ребенку интересно крутить в руках так называемые динамические кубики (это два кубика, соединенных вместе специальной платформой), и он самостоятельно собирает склады и слова
Автор целенаправленно не дополнял буквы картинками, не акцентировал внимание на глухих и звонких, твердых и мягких звуках, поскольку считал, что лишняя информация только запутывает ребенка.
На плашках математического домино изображены черные и красные точки, от 0 до 20 на одной плашке, причем их расположение ни разу не повторяется, а также знаки математических операций. С помощью домино ребенок знакомится с счетом, понятиями «больше-меньше», учится складывать и вычитать.
ТРИЗ-методика
Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.
Оказалось, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.
Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.
Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Педагогическое кредо “тризовцев” – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.
Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.
Плюсы
- развитие творческого воображения;
- приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
- развитие интеллектуальных способностей ребенка;
- развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.
Минусы
- большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность;
- наличие сложной для детского ума терминологии.
Несколько слов об основателе
Методика Глена Домана была разработана американским
терапевтом. Он уделял много времени изучению особенностей детского мышления,
основал Институт развития человеческого потенциала.
Глен Доман
Доман предполагал, что сложности в развитии ребенка могут
быть напрямую связаны с болезнями или травмированием мозга. Именно это
становится причиной ухудшения памяти, проблем с речью, воображением.
На этом фундаменте ученый построил свою теорию детской реабилитации, комплекс мер, которые помогали бы малышам адаптироваться после повреждения мозга, снова стать частью общества. Более поздние изучения работ Домана и его главных книг, «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать», показали, что все предложенные средства помогают и здоровым детям.
Есть ли лучшая методика для Вашего ребенка
Мы рассмотрели лишь малую часть современных методик раннего развития и обучения детей, которые нацелены на самых маленьких. Несмотря на всё многообразие развивающих методик для детей, необходимо ориентироваться на особенности Вашего малыша. Какую бы систему занятий Вы ни выбрали, следует учитывать некоторые нюансы:
Обратите внимание на то, какая реакция ребёнка на занятие: нравится или не нравится ему то, что Вы предлагаете.
Внимательно ознакомьтесь с выбранной методикой раннего развития ребёнка, убедитесь, что все аспекты Вам понятны и совпадают с Вашим мировоззрением.
Не заставляйте ребёнка заниматься развивающим занятием, если в этот момент он увлечён другой интересной для него деятельностью.
Уделите внимание комплексному развитию ребёнка, не ущемляя никакие стороны его личности.
Занимайтесь обучением детей не ради конечных знаний, умений и навыков, а для стимулирования интереса ребёнка к самому процессу обучения, формирования любознательности и здоровых отношений с социальным миром.
Если же Вы находитесь в поисках подходящей методики раннего развития для Вашего ребёнка, сеть детских центров развития «Бэби-клуб» с радостью подберёт комплекс методик, которые принесут удовольствие малышу и будут иметь результат для его дальнейшего образования. Чтобы ребёнок был развит не только интеллектуально, но и творчески, наши центры совмещают лучшие идеи из разных методик. А специалисты центров всегда готовы помочь в вопросах воспитания и обучения детей.
Методика Тюленева
Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты
Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры
Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов.
С четырёх месяцев нужно начинать играть в “Игрушкобол” – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов.
С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.
С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру “Принеси букву”, а с десяти месяцев – в игру “Покажи букву”, затем – “Назови букву/слог/слово”.
С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.
Методика Зайцева
Создатель методики — педагог Н.А. Зайцев — обещает, что ребенок с помощью специальных кубиков научится читать за очень короткое время. В чем же секрет?
Согласно методике Зайцева, обучение детей чтению происходит по складам, а не по буквам или слогам.
Все «кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону внутри них. Это помогает ребенку отличать гласные и согласные, мягкие и звонкие.
На каждой грани кубика написан один из складов. Ребенок запоминает не написание каждой буквы, а сразу отдельные склады: ка-, ку-, ки-, ко-, ба-, би-. А затем малыш легко может сложить склады в слова — ба-ба, ку-би-ки.
Зайцев утверждает, что чтение по складам гораздо проще дается ребенку, чем изучение сначала букв, а потом слогов и слов. Ведь дети начинают говорить складами и слышат произносимую речь тоже складами.
По словам автора, в основе его методики лежат следующие принципы:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учет физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Метод Глена Домана
Американский физиотерапевт пришёл к выводу, что раннее развитие детей лучше всего проводить до 7-летнего возраста, и предложил соответствующие занятия. С первых месяцев жизни ребёнку предлагается показывать карточки Домана, что поспособствует его развитию. Информационный поток, действительно, значительно расширит детские возможности, но потребуется огромное количество карточек. К тому же система не предусматривает сенсорного развития.
Система Сесиль Лупан
Бельгийская актриса, не удовлетворившись методикой детского развития Глена Домана, на её основе разработала собственную систему, позволяющую учитывать индивидуальные интересы и способности ребёнка. Заниматься с малышом нужно начинать с 3 месяцев, а с проговариванием первых слов приступить к обучению чтению. Но для этого потребуется изготовить своими руками много вспомогательных материалов.
Правила обучения и материалы для занятий
Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.
Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори
Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:
Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе
Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»
Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием
Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.
Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности
Как научить ребенка считать по методике Домана
Как и в случае с чтением, по карточкам Глена Домана можно
освоить и понятия счета
При самостоятельных занятиях в этом направлении
проблемы обычно начинаются из-за того, что малыши пока не обладают абстрактным
мышлением, которое важно для понимания арифметики. Все что вы проговариваете,
нужно показывать максимально наглядно и конкретно
Сами карточки для изучения чисел обычно содержат крупные
точки. Помните о требовании создания больших карт, размером не менее 28х28 см.
Можно и больше – так даже лучше.
Есть несколько рекомендаций, которые помогут вам значительно быстрее освоиться с таким процессом:
- Покажите ребенку карточку и проговорите число,
которое написано на ней. Это нужно делать в течение 15 секунд. - Ограничьте время занятий и количество карт.
Нужно показывать пять карт три раза в день, количество постепенно становится
больше. - Соблюдайте ротацию карточек. Каждый раз
добавляйте две новые и убирайте две старые.
Такие манипуляции постепенно подготовят ребенка к тому, чтобы начать изучать счет и лучше понимать арифметику на конкретных примерах.
Методика Сесиль Лупан
Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает. Она уверена – знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет.
Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, “стул” – возле стула, а “диван” – рядом с диваном.
Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.
Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.
Основная идея, которую предлагает автор, заключается в том, что дети требуют не внимания – опеки, а внимания – интереса, который им могут дать только их родители.
Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.
Плюсы
возможность заниматься дома с мамой;
активная стимуляция органов чувств ребенка;
всестороннее развитие интеллекта;уделяется внимание эмоциям ребенка;
ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.
Минусы
подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.
Польза развивающих методов обучения
В раннем возрасте природой созданы идеальные условия для усвоения различных знаний и накапливания жизненного опыта. Все программы для ранней дошкольной подготовки построены таким образом, чтобы преподносить детям учебный материал в интересной игровой форме. В этом плане наиболее эффективными считаются следующие методики раннего развития:
- игры Никитиных;
- методики М. Монтессори;
- методика С. Лупан;
- кубики Зайцева;
- методика Е. Даниловой;
- методика Г. Домана и др.
Основным направлением воспитания дошкольников является непосредственно подготовка к школьному учебному процессу. С другой стороны, различные творческие и игровые методы воспитания детей дошкольного возраста позволяют развить полезные личностные качества, которые помогут не только в получении знаний, но и в дальнейшей жизни.
Обучение в раннем возрасте не является выдачей ребенку сухого материала и готовых решений. Посредством учебно-игрового процесса у дошкольника вырабатывается потребность в получении все новых знаний и умений, которые он быстро усваивает и учится применять в будущем. Такой тип подготовки стимулирует мыслительные процессы у ребенка, развивает способность делать логические выводы и самостоятельно определять пути решения той или иной задачи. Предметная деятельность, в свою очередь, развивает у дошкольников творческие задатки и воображение.
Современные развивающие методики детей с 6 месяцев до года
К полугоду ребенок становится более физически развит, начинает самостоятельно сидеть, что дает возможность разнообразить занятия с ним, используя новые методики развития детей раннего возраста в дополнение к указанным выше.
Кубики Зайцева
Педагог разработал свою систему обучения, где используются таблицы и кубики со слогами-складами. Главным правилом является полная раскрепощенность малыша в момент обучения — от него не требуют тишины и усидчивости. Разрешите крохе творить, строить, складывать слова и помогайте ему в этом, пусть он словно «играет языком», используя для этого физический элемент в виде кубика с буквами.
Такая система раннего развития ребенка до года подойдёт многим родителям. Однако, если захотите продолжить обучение в дальнейшем, чтобы получить видимый результат, необходимо будет усложнять технику, использовать таблицы и ознакомиться с авторским подходом основательно.
«Грудничковое рисование» от Марии Гмошинской
Основа методики — развитие младенца через рисунок. Подход формирует желание творить, пробовать, экспериментировать, улучшает мелкую моторику, а бонусом — настроение ребёнка. Суть очень проста: расстелите большой лист ватмана на полу, предложите юному художнику нетоксичные краски и начинайте творить. Пусть малыш оставляет отпечатки ладошек или ступней, размазывает и смешивает краски разных цветов и любуется результатом.
Система Сесиль Лупан
Изучая раннее развитие детей до одного года, методики и подходы, нельзя не упомянуть о Сесиль Лупан. Женщина считает, что чем дольше ребёнок что-то изучает, тем лучше, поэтому заниматься нужно с самого младенчества. При этом обучать следует тому, что и так окружает малыша — пусть на столе будет надпись«стол», а на шкафу соответственно «шкаф» и так далее.
Так как автор методики не педагог, а лишь такая же мама, как и все, то наибольший акцент сделан на личном опыте, которым она делится в своей обучающей книге.
У Сесиль внимание сконцентрировано на развитии органов чувств, поэтапном подходе в процессе обучения и позитивном настрое.
Согласитесь, что родители даже без знаний о методиках раннего развития детей используют эти приемы повсеместно. Поэтому не бойтесь полагаться на природное чутье, когда речь идёт о воспитании младенца.
Методика Зайцева
Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.
Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел. Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.
- В первую очередь, известны «кубики Зайцева» — отличающиеся друг от друга по размеру, с нанесенными на их грани разноцветными буквами. Последние на гранях объединены в «склады» (некое подобие слога), из которых ребенок, ставя рядом несколько кубиков, собирает слово. Частью пособия являются таблицы, по ним можно находить и пропевать склады, строить слова.
- Счет и умножение любых чисел в пределах до 100 и далее под силу освоить 4 – 5-летнему дошкольнику, занимающемуся по играм «Стосчет», «Счетные палочки Зайцева», «Пять в кубе», «Тысяча и еще» и др. Каждая из них также сопровождается методическим пособием и таблицами.
- Таблицам в системе Зайцева отведена особая роль: они систематизируют материал так, что правила русского языка и математики становятся наглядными и простыми для освоения и запоминания.
- В детских садах, применяющих зайцевскую систему обучения чтению и счету, урок длится около получаса. Материал подается в игровой форме, за партами никто не сидит — наоборот, можно бегать, прыгать, лежать на полу, топать ногами, хлопать в ладоши.
- Таблицы в виде плакатов висят на стенах, к ним можно подходить в любой момент, они всегда перед глазами, что позволяет лишний раз освежить в голове материал и тем самым закрепить его.
- Непринужденная обстановка, игровая атмосфера, отсутствие жесткой регламентированности как в подаче материала, так и в правилах поведения — все это создает уникальную атмосферу, когда детей не надо заставлять учиться.
Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю.
Основные принципы методики Зайцева
- Обучение должно задействовать максимальное количество каналов восприятия: слух, зрение, моторику, мышление.
- Задача образовательного педагогического процесса — пробудить самостоятельную познавательную деятельность ребенка.
- Обучение идет через игру, весело, непринужденно.
- Эргономичная организация среды — таблицы на стенах, дидактический материал на полу (никаких парт) — ничто не должно ограничивать свободу движения.
- Наглядность материала обеспечивает связь образа (символа), слова и понятия, а работа с дидактическим материалом закрепляет эту связь через действие (манипуляции с кубиками, счетными палочками).
- Обучение идет от частного к общему и от общего к частному.
- Весь материал дается сразу и системно.
- Никакой зубрежки.
По мнению педагогов и психологов, этот метод более всего подходит детям с выраженным творческим началом, а тем, кто его не имеет, позволяет развить образное мышление и музыкальный слух.
Мы познакомили вас с самыми распространенными и любимыми педагогами и родителями методиками раннего развития. Они отличаются друг от друга — рассчитаны на разный стартовый возраст, ставят перед детьми разные задачи. Но все они объединены одной целью — помочь ребенку раньше и проще начать ориентироваться в мире, искать ответы и не бояться новых задач.
Как же выбрать методику, которая подойдет именно вам?
Пособия для игр Воскобовича своими руками
Готовые комплекты Воскобовича с методическими пособиями можно приобрести. Дополнительно к основным наборам покупаются приложения. Своими руками игровые пособия по Воскобовичу тоже можно сделать. С одной стороны, это существенно сэкономит средства. А с другой, если привлечь к изготовлению детей, материал станет ещё более ценным.
Фиолетовый лес
Уголок по сенсорике замечательно дополнит знаменитый «Фиолетовый лес» Воскобовича.
В качестве основы послужит доска ДСП или плотный картон. Поверхность можно обклеить старыми обоями.
Наклеиваются отрезы фетра: зелёный — трава, голубой — небо.
- Далее фиксируются объекты средней величины — деревья. Рекомендовано пользоваться клеевым пистолетом.
Детали меньшего размера (птицы, плоды, листья, следы) должны быть съёмными, то есть иметь липучки с обратной стороны.
Сказочных персонажей можно выполнить из текстильных материалов или распечатать на плотной бумаге.
Квадрат Воскобовича (инструкция с фото)
Подберите контрастные цвета для треугольников.
Расчертите на картоне необходимое количество треугольников. Для двухцветного необходимо по 16 штук каждого цвета, для четырёхцветного — по 8 штук. Размеры треугольников можете использовать стандартные (6*4,5*4,5 см).
Вырежьте треугольники.
Исходя из размеров треугольников, определитесь с размерами основы. Для стандартных размеров основа будет 15*15 см.
- Склейте треугольники попарно контрастными цветами: синий-жёлтый, красный-зелёный. Всего должно получиться 16 треугольников.
Далее если вы используете скотч, склейте треугольники между собой с двух сторон, согласно количеству выбранных для квадрата цветов.
Если вы используете плёнку, то сначала отмеряйте размеры основы квадрата. На основе расположите квадраты в необходимой последовательности. Сложите плёнку по верхней границе и аккуратно проклейте квадраты с другой стороны. У вас получится цельная основа вашего квадрата. В случае если вы используете скотч, то будет много мест его соединения.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Эта методика раннего развития детей была создана бельгийкой Сесиль Лупан, мамой трех дочерей. Суть ее, в принципе, мало отличается от методики Домана, на основе которой Лупан и построила свою систему воспитания и обучения. Разница состоит в том, что в данной методике отсутствует четкое расписание занятий, а воздействие направлено на внутренний мир ребенка.
Методика Сесиль Лупан предписывает заниматься с ребенком только тогда, когда он этого хочет. Род занятий также определяется интересом ребенка. Передача знаний, в основном, происходит посредством игры и дополняется шутливыми стишками и песенками.
Основной отличительной чертой методики раннего развития Сесиль Лупан является мнение автора о том, что лучшим учителем для маленького ребенка может стать только его родитель.
Развитие и его виды
«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» – вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.
ИНТЕРЕСНО: как правильно проводить воспитание ребенка от 0 до года?
Воспитание детей от 1 до 3 воспринимается в качестве антагониста традиционному обучению, которое начинается по канонам европейской культуры с 6-7-летнего возраста ребенка. Под ранним развитием ребенка подразумевают иногда не только уроки с грудничками, но и работу с детками младшего и среднего дошкольного возраста, то есть с ребятами 3-4 и 4-5 лет.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный план развития ребенка 2-3 лет
Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:
- Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
- Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
- Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.
Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.
Методика Тюленева
Павел Тюленев – педагог, социолог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработавший «Метод интеллектуального развития ребенка», или МИРР. Автор, как и другие специалисты в области раннего развития, считает важным создать вокруг ребенка благоприятную для его развития развивающую среду. Соблюдение принципов МИРР, по мнению Тюленева, способно ускорить обучение детей в 5,10 и даже 20 раз. Обучение четко распланировано и не допускает совмещения с другими методиками развития.
Основные принципы методики:
Необходимо соблюдать строгие правила создания максимально полезной для развития ребенка среды: выбора игрушек, книг и пособий.
Младенческий возраст слишком важен, чтобы тратить его «впустую», поэтому важно использовать каждую минуту с пользой.
Окружающие ребенка предметы должны быть безопасными. Младенца нужно отучить пробовать всё на вкус.
Главное – это интеллектуальное развитие ребенка
Всё, что отвлекает его, должно быть устранено (реклама и передачи, вызывающие эмоциональную реакцию, музыка – как минимум, до обеда).
Ребенка должны окружать «опорные образы», разработанные в системе МИРР: геометрические фигуры, изображения животных, цветов, символов и т.д. Разглядывая и запоминая их в раннем возрасте, в будущем он встретит их, «как старых знакомых».
Как видите, российские специалисты предлагают массу интересных и разносторонних методик раннего развития, каждая из которых находит своих последователей. Заниматься по конкретной программе, выбрать из некоторых отдельные элементы или же вовсе отказаться от идеи раннего развития – решать вам, родителям.
Желаем вашим детям радостного детства и гармоничного развития!
Специально для lovingmamx.ru
Ментальная арифметика и неоспоримые плюсы методики развития
Ментальная арифметика основана на устных вычислениях. В России методика начала применяться относительно недавно, но уже доказала свою результативность. Ментальная арифметика создает прочную базу для самореализации. Благодаря этому курсу улучшается успеваемость по многим школьным предметам, а также раскрываются самые разнообразные творческие и интеллектуальные способности.
На занятиях ментальной арифметикой у ребенка улучшается зрительная, слуховая и эмоциональная память. Методика учит детей быстро воспринимать новую информацию, у них повышается общий уровень успеваемости в школе. Курсы развивают креативное мышление, творческие задатки, фантазию, внимательность и терпение, формирует лидерские качества и интерес к процессу обучения.
Навыки, которые прививают курсы ментальной арифметики в детской академии развития интеллекта «AMAKids», являются эффективными для интеллектуального развития детей. Возрастная категория – от 5 до 16 лет. Ребенок будет заниматься с профессиональными педагогами, его ждут занятия в игровой форме. Программа разработана таким образом, чтобы дети могли качественно осваивать материал. На первом занятии они могут ознакомиться с физическими и ментальными счетами. В течение месяца дети учатся быстро и правильно решать в уме простые математические примеры, а после двух месяцев занятий ребенок может совместить вычислительный процесс с декламацией стихотворения. На протяжении года ребенок осваивает все правила вычитания и сложения, а по окончанию курса он легко использует свои знания при ментальном счете. Занятия проходят в небольших группах. Максимальное количество участников составляет 10 человек.
Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, он умеет считать от одного до десяти, то у вас есть возможность записаться на пробное занятие!
Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори
Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал
Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность
Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».
Основные принципы воспитания
В целом методика опирается на ряд принципов:
- Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
- Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
- Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
- Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
- Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.
Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать
В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:
- Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
- Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
- Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
- Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
- Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
- Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».