Методические основы организации предметно-развивающей среды в средней группе

Цели и задачи методической работы педагогов по проектированию предметно-игровой среды

Методическая работа, ориентированная на проектирование предметно-игрового пространства в разных группах ДОУ, имеет своей целью расположение компонентов среды таким образом, что он выступает коллективным т.е. предназначен для всей группы ребят, но при этом, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и саморазвиваться, удовлетворять свои потребности.

Исходя из целевого назначения методической работы, можно выделить ее основные задачи:

  1. Освоение педагогом инновационных приемов и методик воспитательной работы с применением элементов предметно-игрового пространства.
  2. Проектирование среды на основании эстетических качеств и возможностей ее модернизации. Среда должна способствовать личностному развитию каждого ребенка, активизации его инициативы, творческой ориентации деятельности, развитию фантазии и воображения, навыков самостоятельной деятельности.
  3. Проектирование индивидуально ориентированного предметно-игрового пространства. Среда должна быть комфортной и приятной для каждого ребенка, привлекать его к взаимодействию с ней.
  4. Привлечение родителей к организации предметно-игровой среды.

Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ” />Рисунок 1. Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Экспериментальная деятельность

Ребята создают в холодное время года настоящий мини-огород. Кроме комнатных растений, за которыми они ухаживают — поливают, пропалывают, пересаживают, моют, в живом уголке располагаются и разнообразные дидактические материалы, связанные с экологией.

Например, картинки «Растительный и животный мир», «Времена года», муляжи фруктов и овощей, коллекции природных материалов формируют у дошкольников представление об объектах живой природы. Среди основных элементов экологического уголка в средней группе необходимо отметить календарь погоды и природы. Он предполагает отметку о температуре воздуха, наличии ветра, атмосферных осадков в разные времена года.

Вместе с родителями и воспитателем ребята занимаются сбором гербария, камней, семян. Во время занятий в живом уголке они получают навыки работы с лупами, микроскопами, мерными стаканчиками, колбами, часами, лейками.

При проведении исследовательской деятельности, направленной на выращивание определенных растений в мини-огороде, ребята учатся оформлять специальные дневники наблюдений, анализировать полученные результаты, делать выводы по проведенной работе.

Условия, созданные для познавательной деятельности дошкольников в средней группе, в полной мере соответствуют требованиям новых образовательных стандартов. Воспитатель реализует индивидуальный подход к каждому ребенку, выстраивает для своих подопечных индивидуальные образовательные траектории развития. Малыши превращаются под руководством своего наставника в настоящих исследователей, умеющих понять и объяснить суть проведенных ими опытов и экспериментов.

Нравственно-патриотическое воспитание

Учитывая тот факт, что одним из направлений, указанных в ФГОС для ДОУ, является именно формирование бережного отношения дошкольников к своему народу, традициям, для реализации данной задачи в средней дошкольной группе используются специальные программы патриотической направленности. В отдельном месте в группе размещается символика страны: флаг, герб РФ, а также герб региона, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Здесь же находятся иллюстрационные материалы, благодаря которым ребята смогут познакомиться с разными уголками своей страны.

Особое внимание во время занятий, независимо от направления деятельности, воспитатель уделяет именно гражданско-патриотическому развитию своих воспитанников, формированию у дошкольников терпимого отношения к представителям других национальностей и религий

Роль уголков в развитии детей

Начнем с того, что оформление уголков в детском саду имеет огромное значение, прежде всего для детей. Ребенок проводит здесь большую часть своего времени. А все фундаментальное в характере, поведении и привычках закладывается с самого раннего возраста. Именно поэтому дошкольное детство – важный период в жизни каждого ребенка. На этом этапе он приобретает опыт социальных отношений, познает общество, учится общаться с людьми, знакомиться с приемлемыми формами поведения и учится им следовать.

Для правильного и гармоничного развития ребенку важно общаться со сверстниками. Это одна из основных причин, по которой малышей отдают в детский сад. Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое

Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое.

Атмосфера в детском саду должна быть такой, чтобы малыш хотел туда приходить. В особенности это касается младшей группы, ведь детки только начали привыкать к новой жизни и к новому коллективу, они впервые надолго стали разлучаться с мамой и папой. Все должно способствовать тому, чтобы процесс адаптации к детскому саду прошел безболезненно. Большое значение имеет и оформление детского сада.

Оформление группы в детском саду не должно быть ярким и кричащим. Пусть преобладает светлый фон. Изображать же на стенах избыточное количество мультяшных и сказочных героев не всегда оправдано, в особенности, если эти изображения больших размеров. Малыш не должен пугаться огромной черепахи из мультика, который он еще совсем не знает. Нужно, чтобы это было что-то познавательное. Например, тема времен года, ведь дети в младшей группе еще совсем маленькие и только начинают узнавать, что такое снег, дождик, листья на деревьях. Размеры изображений не должны превышать норму, ведь возрастные особенности детей еще не позволяют им настолько хорошо фокусировать свой взгляд, чтобы различать большие предметы.

Знания и умения, полученные ребенком в детском саду, это основа его успешного обучения в начальной школе. Здесь воспитатели ненавязчиво, часто в игровой форме, помогают ребенку познакомиться с некоторыми школьными знаниями: цифрами, буквами, посетить уроки природы и творчества. Занятия проводятся в виде марафонов, конкурсов, уроков, праздников. Нельзя не отметить также самостоятельное изучение ребенком доступной ему информации. В чем могут помочь, оформленные воспитателем уголки группы в детском саду.

Там, где дети спят, конечно, не должно быть никаких отвлекающих изображений, как, впрочем, и в столовой. А вот про развивающие зоны в детском саду следует поговорить более подробно.

Предметно-развивающая среда и принципы ее построения в ДОУ

Определение 1

Предметно-развивающая среда – это совокупность природных и социальных средств, методического и предметного обеспечения условий ближайшего и перспективного развития ребенка в различных областях и направлениях деятельности.

Современное образование реализуется на основании реализации личностно-ориентированного подхода. Он требует создание в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды. Для этого, педагогу необходимо ориентироваться на личностное развитие каждого учащегося, его потребности, желания и стремления, уровень интеллектуального и физического развития, возрастные особенности конкретной группы.

Развивающая среда в ДОУ строится на основе учета игровых потребностей детей конкретной возрастной группы. Игровая форма деятельности является приоритетной в дошкольном возрасте. поэтому, обучение и развитие целесообразно строить путем построения предметно-игровой среды, развивающей направленности. В такой среде происходит формирование условий, которые требуются для гармоничного и полноценного развития ребенка, формирование творческих направлений деятельности и реализация условий обеспечения зоны ближайшего развития.

Воспитательный потенциал предметно-игровой среды ДОУ обусловлен следующими параметрами:

  • Формирование отношения к моральным и культурным ценностям;
  • Освоение социального взаимодействия и форм построения социальных контактов;
  • Формирование социально значимых свойств личности;
  • Способ перевода внешних отношений во внутреннюю сферу личности;
  • Удовлетворение игровых и иных деятельностных потребностей ребенка;
  • Сфера общественной и культурной деятельности;
  • Развитие творческого потенциала.

Построение природно-игровой среды в любой возрастной группе детского сада ориентировано на развитие у детей навыков самостоятельности и самодеятельности.

Предметно-игровая среда строится по следующим принципам:

  1. Принцип дистанцирования расположения. Расположение игрового пространства должно быть ориентировано на установление визуального контакта педагога с детьми.
  2. Принцип совместной деятельности. организация предметно-игровой среды производится путем взаимодействия детей и педагогов.
  3. Принцип динамичности. Предметно-игровая среда должна иметь возможность быть дополненной новыми предметами в любой момент, либо, из нее должны быть удалены некоторые предметы.
  4. Принцип гибкости зонирования. Пространство должно подразделяться на зоны, чтобы дать детям возможность заниматься различными видами деятельности одновременно.
  5. Принцип гендерного подхода. При формировании развивающего пространства требуется учитывать гендерные и возрастные различия детей.
  6. Принцип эстетичности. Среда должна быть приятной для визуального рассмотрения.
  7. Принцип эмоционального комфорта. Среда должна обеспечивать активизацию личностного развития каждого учащегося.
  8. Принцип открытости/закрытости. Предметно-игровая среда должна быть персонализированной для каждой возрастной группы. Кроме того, она должна развиваться вместе с детьми, преображаться и совершенствоваться по мере их развития.
  9. Принцип безопасности. Среда должна быть безопасной для ребенка, поэтому, предметы, входящие в ее состав, должны соответствовать росту и возрасту детей конкретной группы.

Как оформить развивающие центры в группе

Начиная со средней группы, воспитатель оформляет предметно-развивающую среду вместе с детьми, то есть советуется относительно расположения центров, вариантов их сочетания. Тем самым давая понять малышам их значимость, то есть опираясь на самую главную мотивацию ребёнка 4–5 лет: во всём быть похожим на взрослых.

Центры могут не иметь жёстко закреплённых уголков, а быть организованы более гибко. Для этого нужно найти оптимальное сочетание компонентов-центров по содержанию и эстетическому оформлению.

Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ

С раннего возраста дети повторяют правило о том, что брать следующую настольную игру можно тогда, когда предыдущая будет возвращена на место

Уголок книги и правда может размещаться в углу, только мебель для этого должна быть подходящая

Уголок патриотического воспитания выделяется во втором полугодии

Коробку с природными материалами можно хранить в уголке природы, а не в центре материалов

Мягкие конструкторы могут использоваться как снаряды на спортивных занятиях, поэтому и хранить их можно в спортивной зоне

Игрушечная мебель для игрового центра — обязательный элемент комплектации

В центре творчества обычно столов и стульев для детей нет, мебель используется из учебной зоны

В уголке уединения может быть организован музей, например, с моделями разного вида транспорта

К сожалению, не во всех детских садах достаточно пространства для отделения одной зоны от другой. Но, с другой стороны, ограниченность площади заставляет педагога придумывать интересные сочетания центров развития. Например, часть игрового с экспериментально-экологическим.

Для стимулирования интереса детей к чтению, книг в группе должно быть много

Комбинировать уголки — дело не простое, требующее определённого методического опыта

Музыкальный центр может гармонично сочетаться с театральным

Фотогалерея: оформление центров на больших по площади пространствах

Центр творчества — один из немногих, который можно расположить ближе к зоне уединения

Ещё один оригинальный способ совместить зоны — объединить их, как соседствующие города, Буквоград и Игротека

Интересное решение организовать книжную зону в виде настоящей библиотеки

Антуража кукольного быта в средней группе никогда не бывает много

Видео: видеоэкскурсия по центрам развития в средней группе

Предметно-развивающая среда в средней группе играет такую же важную роль в обучении, развитии и воспитании малышей, как и для детей младшего или старшего дошкольного возраста

При этом для ребят 4–5 лет особую важность приобретает возможность моделировать бытовые ситуации, манеру поведения взрослых. Исходя из этого, насыщенность предметно-развивающей среды становится основным принципом её создания

Материалы могут добавляться, варьироваться, но некая усреднённая комплектация должна обязательно соблюдаться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий