Каким бывает воображение
Существуют различные виды воображения.
- Воссоздающее. Оно основано на опыте. Его еще называют репродуктивным (воспроизводящим). В основе воображаемых образов лежат существующие явления и события.
- Творческое. Новые образы создаются по собственному замыслу практически без обращения к опыту. Оно применяется практически во сферах деятельности человека (наука, искусство, техника и т. д.).
По степени активности выделяют следующие виды воображения.
- Активное. Используя его, человек реализует придуманные образы и идеи. Оно стимулирует человека к активному созиданию и поэтому требует достаточно больших усилий. Особенно когда вновь создаваемые образы нужны для профессиональной деятельности (иллюстраторы, писатели, модельеры и т. д.).
- Пассивное. Не стимулирует человека реализовывать придуманные идеи. Человек просто удовлетворен результатом своего воображения. Либо эти идеи в принципе пока не выполнимы.
Творческое мышление относится к активному воображению. Ведь созданные идеи и образы в дальнейшем реализуются. А вот мечты – это пассивное воображение. Они никак не мотивируют человека к активным действиям.
Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное. Оно используется человеком в разных областях деятельности. Помогает создавать новые предметы и образы благодаря использованию уже имеющейся в памяти информации об объектах и пространстве.
Виды и функции
Особенности воображения малыша состоят в том, что изначально оно имеет две функции:
- Познавательная. Это воссоздание собственной реальности, дополнение картины для целостности, окрашивание мира яркими красками и получение незабываемых впечатлений.
- Аффективная. Это защита собственной личности. Малыш создает воображаемые ситуации, в которых он учится себя ставить в коллективе, защищать свое мнение и работать над собой.
В комплексе эти функции делают человека личностью, учат тому, что живя в обществе, не стоит забывать о своих особенностях. Функции и виды воображения тесно связаны. Если функции обеспечивают гармоничное существование человека в социуме, то виды возникают в связи с особенностями развития детей.
Виды воображения:
- Непроизвольное. Оно часто встречается во сне малыша. Непроизвольное воображение возникает само по себе и не контролируется детьми. Этот вид нужно оттачивать, чтобы малыш мог сознательно контролировать образы, возникающие у него в подсознании.
- Произвольное. Оно включается, когда перед ребенком поставлена четкая задача. Его и развивают, играя в игры и выполняя игровые упражнения.
Виды и функции воображения отвечают на вопрос, зачем его развивать и для чего специалисты разрабатывают методики по включению творческих способностей. Но взрослые играют решающую роль в развитии детского творчества, поэтому изучайте литературу, которая ответит на ваши вопросы и поможет в работе с детьми.
Что бы такое придумать?
Ежедневно малыш получает огромное количество информации, и чтобы как-то успеть ее “переварить”, выстраивает свой собственный маленький мир. Его основа — фантазия. Она защищает кроху от негативных эмоций, помогает познавать действительность и приспосабливаться к новым условиям жизни. Воображение дарит возможность творить и совершать хорошие поступки. Малыш даже в кляксе может увидеть красивый цветок или бабочку, а потом захочет воплотить этот образ в реальность.
Развивайте умение фантазировать, рассказывая крохе разные истории и сказки. Чаще рисуйте с ним. Попросите изобразить закорючку и затем превратить ее в зайца, медвежонка, машинку или солнышко. Позднее он сам дорисует то, что есть только в его фантазиях.
Особенности развития воображения ребенка до 7 лет
К пяти годам дети уже накапливают определенный багаж жизненного опыта, который позволяет активно развивать творческое воображение. Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, создавать собственные персонажи и даже воображаемых друзей, которые помогают детям переживать неприятные события, обыгрывать тревожащие ситуации, приобретать навыки общения. Как правило, с возрастом эти фантазии исчезают без следа, родителям не нужно беспокоиться по этому поводу и уж тем более ругать ребенка. Однако слишком «глубокий» уход в несуществующую реальность должен стать поводом консультации у специалиста.
Лучше всего развитие воображения у детей происходит во время игры
Очень важно не прерывать ребенка, даже если вам кажется, что пришло время кушать, спать, переодеваться. Дайте ему логически завершить сюжет игры или придумайте, как прервать его до следующего раза. Например, машина должна поехать в гараж на ремонт, космический корабль может сделать несколько витков по орбите, прогревая двигатели, а куклы после взмаха волшебной палочки погрузились в сон
Например, машина должна поехать в гараж на ремонт, космический корабль может сделать несколько витков по орбите, прогревая двигатели, а куклы после взмаха волшебной палочки погрузились в сон.
Как правило, дети в этом возрасте учатся читать, открывая для себя волшебный мир литературы. Ребенок ассоциирует себя с героями различных сказок, придумывает свои варианты развития сюжета, «переносит» себя в сказочный мир.
Играя, читая книги или наблюдая за любимыми героями мультиков, можно выполнять несложные, но весьма эффективные упражнения на развитие воображения. Например, придумать историю, участниками которой станут герои из разных сказок; нарисовать персонажей только что прочитанной книги; пофантазировать о том, что было бы, если здесь и сейчас оказался бы мультипликационный герой.
Старшие дошкольники уже могут планировать свою деятельность, придавая осмысленность своим фантазиям. Ребенок в этом возрасте точно знает, что к маминому дню рождения он нарисует картинку, сначала он изобразит травку, коровку, а потом солнышко и облака
Способность управлять своими идеями, воплощать задуманное в реальность — очень важное умение, необходимое в течение всей жизни человека.
Роль детских фантазий не нужно недооценивать. Воображение помогает ребенку развиваться и совершенствоваться. Учеными доказано, что дети, обладающие развитым воображением, лучше учатся в школе, они более общительны, легко адаптируются в новом коллективе, а затем с успехом реализовывают себя во взрослой жизни.
Gnomik.ru
Полезные игры и упражнения
Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:
- «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
- «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
- «Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
- «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
- «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
- «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
- «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
- «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.
Происхождение
Воображение неразрывно связано с творческим мышлением. Формирование образов и представлений в мыслях — процесс творческой активности, т.е. создания нового из предыдущего опыта. А значит, оно опирается на восприятие и память. Откуда тогда дети выдумывают образы в своих играх, не имея предыдущего опыта? — Они рождаются не безосновательно, а являются продуктом переработки всей полученной ранее информации. Услышанное слово или увиденный образ закрепляются в сознании ребенка и связывается с другой информацией, создавая полную картину. Воображение у человека формируется в несколько этапов.
Связь воображения и творчества
Особенность процессов воображения заключается в том, что они не просто создают возможность к воспроизведению отдельных впечатлений человека в тех же формах и сочетаниях, в которых они были восприняты, а создают совершенно новые сочетания и формы. Именно в этой особенности и находит свое проявление глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое также имеет направленность на создание чего – то нового, уникального и неповторимого. Продуктом творчества могут выступать материальные ценности, научные идеи или художественные образы.
В мире существует огромное количество различных видов творчества: научное, техническое, литературное, художественное и т.д. Следует отметить тот факт, что ни одно из них невозможно без участия процессов воображения.
В процессе осуществления своей основной функции, которая заключается в предвосхищении того, что пока не существует в реальности, воображение способствует возникновению интуиции, догадок, озарения, как центрального звена творческого процесса.
Ученым и исследователям воображение помогает посмотреть на изучаемое явление под другим углом зрения, в новом свете. В истории науки присутствует множество примеров возникновения образов воображения, которые были в последствии реализованы в новые идеи, открытия и изобретения.
В процессе создания новых литературных произведений автор осуществляет процесс реализации в ловах образов своего эстетического воображения. Именно их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений окружающей действительности впоследствии и ощущаются читателями как что-то новое и неповторимое и вызывают у них чувства сотворчества.
Не следует забывать о роли творчества и воображения в педагогической деятельности и педагогическом творчестве.
Его особенность заключается в том, что результаты педагогической работы находят свое проявление не сразу, а с течением времени. В связи с этим необходимо представление их в виде модели формируемой личности ребенка, определенного образа его поведения и мышления в будущем. Именно этими особенностями педагогического процесса и обуславливается выбор определенных методов обучения и воспитания, необходимых педагогических требований и воздействий на ребенка.
У каждого человека имеются свои способности к творчеству, и они могут сильно отличаться. Формирование их определяется большим количеством факторов, к которым относят:
- врожденные задатки;
- особенности деятельности человека;
- особенности окружающей среды и социума;
- условия обучения и воспитания, которые оказывают влияние на развитие у человека уникальных особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.
Шагаем по ступенькам воображения
К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.
Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов
Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:
Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.
Воображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики – построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным – оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются
Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы – заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш)
Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения
На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек
Виды воображения
Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.
- Воссоздающий – основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу – придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей – готов!
- Для второго вида – творческого – характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид – наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.
Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста
Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.
«Дорисуй фигуру»
Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок. Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое. Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.
Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?
«Волшебные превращения»
Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.
«Каракули»
Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.
Упражнение Кляксы детям очень нравится
«Скажи художник»
Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д., предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.). Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).
Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.
При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.
Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.
Как правило, у родителей остаётся мало времени на развитие творческих способностей ребенка. В таком случае ребенку можно предложить посещать занятия в кружке, студии развития и тд. На KidsVisitor можно легко найти подходящее место для таких занятий рядом с вашим домом.
https://youtube.com/watch?v=hEYGJjKgHMU
Виды воображения
Воображение бывает следующих видов:
- воссоздающим – самый частый вид, когда образы в голове воссоздаются на основе какой-либо информации, например, при чтении книги мы представляем себе героев, место, события;
- творческим – образы в голове возникают в новых форматах без опоры на имеющуюся информацию. Этот вид воображения необходимо целенаправленно развивать, так как он не формируется сам по себе;
- неуправляемым – вид свойственен «буйным фантазёрам» и выдумщикам, которые не могут управлять своим потоком фантазий, не имеют никакой последовательности и логики образов и часто не отличают реальность и выдумку.
Главные функции детского воображения
Воображение детей с самого раннего возраста обладает двумя главными функциями: аффективная и познавательная. Главная задача познавательного воображения – это мысленное воссоздание реальности, достраивание представлений о мире, приобретение новых впечатлений. Воображение позволяет детям творчески осмыслить схемы действий людей, выстроить целостные образы каких-либо событий или явлений.
Аффективная же функция воображения связана с тем, чтобы утверждать и защищать собственное «Я». Эта защита может осуществляться разными путями. Во-первых, когда ребенок множество раз воспроизводит травмирующее его событие. Это позволяет ему как бы отстраниться от него и увидеть его со стороны.
Во-вторых, дошкольники продуцируют воображаемые ситуации, в которых стараются утвердить себя. Это помогает им чувствовать себя смелыми и сильными, умелыми и ловкими, даже в какой-то мере всемогущими. Многие детские фантазии о совершаемых победах и успехах, например фантазии о том, как можно спасти Кая или Иванушку, основаны на этой функции.
Когда дети подражают действиям взрослых, они начинают уже с раннего возраста использовать бумагу и карандаши, чтобы создавать каракули. Постепенно дети уходят от бездумного чирканья и начинают осознавать функцию карандаша. Так движения ребенка приобретают черту осознанности и точности. Начинается период изобразительной деятельности.
Рисунки появляются в жизни ребенка, когда тот начинает связывать собственные каракули с предметами и осознанно начинает создавать воображаемые предметы с помощью карандаша на бумаге.
Функции воображения
Основными функциями воображения как психологического процесса выступают следующие:
- Репрезентация действительности в форме образов в психике человека – благодаря воображению во внутреннем психическом плане личности в виде ярких образов отражается окружающая действительность;
- Регуляция деятельности личности – оказавшись в проблематичной ситуации, посредством использования воображения личность осуществляет планирование собственных поведенческих стратегий, направленных на достижение желаемого результата;
- Управление эмоциональными состояниями. Воображение используется в различных направлениях практической психологии для управления эмоциональным состоянием личности, оказания эффективной психологической поддержки, оптимизации внутреннего состояния индивидуума, гармонизации взаимоотношений, взаимодействия с социально-природной средой.
Анализ реализованных мероприятий
Цель: проверка эффективности формирующего этапа экспериментальной работы.
На этом этапе была проведена повторная диагностика формирования творческого воображения дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Использованы методики констатирующего этапа эксперимента.
Результаты исследования по методике по методике Е.Торрента представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования творческого воображения по методике по методике Е.Торрента на контрольном этапе эксперимента
группа | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
экспериментальная группа | 6 | 40,0 | 6 | 40,0 | 3 | 20,0 |
контрольная группа | 1 | 6,7 | 7 | 46,7 | 7 | 46,7 |
Как показывают результаты исследования по методике по методике Е.Торрента, высокий уровень показали 1 испытуемый контрольной группы — 6,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%. Дети за определенное время придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии и богатом творческом воображении.
Средний уровень показали 7 испытуемых контрольной группы — 46,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%. Дети нарисовали нечто, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческого воображения. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Низкий уровень показали 7 испытуемых контрольной группы – 46,7% и 3 испытуемых экспериментальной группы — 20%. Дети за отведенное время не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.
Результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова на контрольном этапе эксперимента
группа | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
экспериментальная группа | 7 | 46,7 | 6 | 40,0 | 2 | 13,3 |
контрольная группа | 1 | 6,7 | 7 | 46,7 | 7 | 46,7 |
Как показывают результаты исследования по методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немова, высокий уровень творческого воображения показали 1 испытуемый контрольной группы — 6,7% и 7 испытуемых экспериментальной группы – 46,7%. Дети быстро придумали свои идеи, в которых была отмечена оригинальность ответов.
Средний уровень показали 7 испытуемых контрольной группы — 46,7% и 6 испытуемых экспериментальной группы — 40%. Дети долго не могли придумать идеи, в ответах были элементы оригинальности на основе знакомых ситуаций.
Низкий уровень показали 7 испытуемых контрольной группы — 46,7% и 2 испытуемых экспериментальной группы -13,3%. Дети не смогли ничего придумать.
Как показывают результаты исследования творческого воображения, большинство детей экспериментальной группы дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).
Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.
Сравнительные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах отражены в таблице 6.
Таблица 6
Сравнительные результаты диагностики творческого воображения дошкольников на констатирующем и контрольном этапах, в %
Группа | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Конст.эт. | Конт.эт. | Конст.эт. | Конт.эт. | Конст.эт. | Конт.эт. | |
Экспериментальная группа | 6,7 | 46,7 | 40 | 40 | 53,3 | 13,3 |
Контрольная группа | 6,7 | 6,7 | 46,7 | 46,7 | 46,7 | 46,7 |
Как показывают результаты проведенного на контрольном этапе эксперимента исследования, 46,7% дошкольников контрольной группы имеют низкий уровень сформированности творческого воображения. В экспериментальной группе низкий уровень творческого воображения не выявлен.
Высокий уровень творческого воображения был выявлен у 46,7% дошкольников экспериментальной группы, что значительно выше результатов констатирующего этапа эксперимента. Как видим, после проведения эксперимента уровень творческого воображения у детей экспериментальной группы повысился.
Дети научились легко придумывать основные действия сказки, в их играх прослеживается четкий сюжет; дети представляют себе не просто некоторую схему событий, но и создают яркие образы героев; дети легко отступают от знакомых стандартов и создают свои собственные произведения, продукты воображения.
Таким образом, результаты повторной диагностики подтвердили эффективность проведенной работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников.