Как развивать творческое воображение у детей
Существует много приемов и методов развития воображения у дошкольников — на материале игр, рисования, сочинения сказок самими детьми.
«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана обращает внимание на значение чтения детям произведений художественной литературы для развития у них воображения, а также на то, как это эффективнее делать. Данный способ — почитать своему ребенку нужную книжку — доступен каждому родителю
Казалось бы, нет ничего трудного. Однако на некоторых моментах стоит заострить внимание.
Важно, чтобы совместное чтение (когда родитель читает ребенку книжку) было систематическим, лучше — в какое-то определенное время, например после ужина или перед сном. Иногда ребенок сам просит почитать ему понравившуюся историю или сказку, но, кроме этого, родитель может выбрать и новое произведение, подходящее малышу по возрасту
Чтобы дошкольник внимательно слушал, нужно заинтересовать его, эмоционально вовлечь в процесс восприятия. Для этого чтение должно быть интонационно выразительным: в какие-то моменты таинственно завораживающим, в какие-то — динамичным, а в другие — спокойным, неторопливым (все в зависимости от развития сюжета). Если в истории, сказке есть диалоги между героями, желательно читать их, изменяя голос (у каждого персонажа — свой тембр, выразительная манера говорить) — так, чтобы по особенностям голоса (на слух) можно было догадаться, кто это из героев. Ребенок, эмоционально вовлеченный в чтение (слушание сказки), очень активно сопереживает персонажам, отождествляет себя с положительными героями — и тогда ярче и полнее представляет в воображении все, что происходит по сюжету.
При выборе книги для чтения немаловажно, чтобы она была с красивыми, крупными и эмоционально выразительными, но не агрессивными иллюстрациями. Это тоже помогает ребенку сосредоточиться на содержании и воссоздать в своем воображении всю историю
Для дошкольников характерно играть в героев любимых сказок, драматизируя особенно яркие эпизоды, в центре которых — главный персонаж. Ребенок исполняет его, представляет себя в его образе: экспрессивно произносит реплики, имитирует действия своего героя. Если этого не случается спонтанно (по инициативе самого ребенка), можно предложить ему поиграть в такую игру (театр), предварительно спросив, какой из эпизодов ему понравился больше всего. Такое действенное проигрывание дополнительно обогащает воображение, развивает его.
Совместное чтение активно развивает не только воображение, но и эмоциональную сферу ребенка, его способность к сопереживанию, отзывчивость на чувства других людей, расширяет его представления о человеческих взаимоотношениях, укрепляет эмоциональную связь родителя с ребенком, взаимное доверие. А также готовит основу для развития любви к чтению, значение которого трудно переоценить для развивающейся психики ребенка.
Об этом и многом другом можно узнать на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.
Воображение бывает двух видов — воссоздающее и продуктивное (творческое).
Название, принятое в детской, возрастной психологии.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — С. 65
Автор Елена Горшкова, педагог-психолог
Корректор Алла Антипина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
30 Сен, 2018
Просмотров:
2116
Теги: Всё о детях психология
Виды и функции
Особенности воображения малыша состоят в том, что изначально оно имеет две функции:
- Познавательная. Это воссоздание собственной реальности, дополнение картины для целостности, окрашивание мира яркими красками и получение незабываемых впечатлений.
- Аффективная. Это защита собственной личности. Малыш создает воображаемые ситуации, в которых он учится себя ставить в коллективе, защищать свое мнение и работать над собой.
В комплексе эти функции делают человека личностью, учат тому, что живя в обществе, не стоит забывать о своих особенностях. Функции и виды воображения тесно связаны. Если функции обеспечивают гармоничное существование человека в социуме, то виды возникают в связи с особенностями развития детей.
Виды воображения:
- Непроизвольное. Оно часто встречается во сне малыша. Непроизвольное воображение возникает само по себе и не контролируется детьми. Этот вид нужно оттачивать, чтобы малыш мог сознательно контролировать образы, возникающие у него в подсознании.
- Произвольное. Оно включается, когда перед ребенком поставлена четкая задача. Его и развивают, играя в игры и выполняя игровые упражнения.
Виды и функции воображения отвечают на вопрос, зачем его развивать и для чего специалисты разрабатывают методики по включению творческих способностей. Но взрослые играют решающую роль в развитии детского творчества, поэтому изучайте литературу, которая ответит на ваши вопросы и поможет в работе с детьми.
Развитие воображения у детей
В целом для развития воображения у детей и взрослых используются примерно одинаковые способы
Однако стоит принять во внимание особенности дошкольного возраста
В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:
- дети мыслят преимущественно образами;
- открыты всему новому и необычному;
- их образы живые и красочные;
- они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, которые свойственны взрослым.
Это относится к несомненным преимуществам детской психики. Однако есть и отрицательные особенности, которые стоит учитывать.
- У детей пока нет в памяти большого объема информации, необходимого для формирования воображения. Поэтому для начала лучше начинать развивать фантазию и восприятие. Учить ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
- Малыши быстро устают, часто отвлекаются. Им тяжело долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А самый лучший способ развить воображение – это, конечно же, игры и чтение книг.
Мы, взрослые, своим примером и энтузиазмом можем увлечь ребенка – вместе играть, выполнять упражнения, фантазировать и таким образом развиваться. Особенно эффективны совместные занятия во время прогулок или длительных поездок.
Способы
Самый лучший способ развивать воображение у ребенка – это заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как это здорово придумывать что-то новое и необычное. Малыш всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.
- Читайте вместе книги, написанные в жанре фантастики. Надо не просто прочитать ребенку произведение, а еще обсудить его, проанализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и небольшие фантастические рассказы. С подростком уже можно читать более серьезные научно-фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и т. д.
- Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какой суперспособностью он бы хотел обладать и для чего.
- Предлагайте ребенку затруднительные задачи. Например, ребенок очутился на необитаемом острове. Что ему надо делать, чтобы выжить?
Упражнения
Лучше всего развивать воображение, сочетая предложенные выше способы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.
- Оживший рисунок. Представьте, что вы обладаете особым даром. Все, что вы нарисуете, сразу оживет. Пофантазируйте вместе с ребенком, во что бы вы хотели вдохнуть жизнь.
- Превращение. Человек превращается в птицу, зверя, насекомое, растение, в неживой природный объект, в другого человека. Что он будет чувствовать, делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
- Антропоморфизм. Этот способ предполагает наделение одушевленных и неодушевленных предметов человеческими свойствами. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. Можете вместе сочинить сказку с придуманными образами.
- Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать обитателя далекой планеты, на которой совсем не такие условия жизни, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
- Новые вещи. Предложить ребенку усовершенствовать обычные вещи, наделив их новыми качествами или соединив между собой. Это может быть все что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, светильник, подушка и т. д.
- Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали величиной с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества у вас появятся? Что будете делать? Лучше всего сочинить рассказ на основе этого сюжета. А потом представьте обратную ситуацию – вы с ребенком уменьшаетесь до размера мышки. Что произойдет?
Зачем детям нужно воображение
Эйнштейн однажды сказал, что воображение важнее знаний. Для ребенка наличие этого фактора означает огромное богатство, которое может принести бесконечную пользу его будущему росту.
- Воображение позволяет детям развивать языковые навыки. В детстве языки изучаются медленно. Чтобы представить себе различные сцены, персонажей и даже животных, требуется большой словарный запас, что улучшает языковую организацию ребенка и коммуникативные навыки.
- Может развить социальные навыки детей. С помощью игр, чтения и игр дети узнают, как люди взаимодействуют друг с другом, и узнают много вещей, с которыми они раньше не сталкивались, так что они постепенно развивают свои социальные навыки.
- Поможет преодолеть страх. Когда дети подражают и играют разные роли. Они думают, что страшных монстров, которых они на самом деле боятся, можно покорить, чтобы те не казались такими злыми и огромными и дети могли свободно справляться с возникающими фобиями.
- Стимулирует уверенность детей в себе и их потенциал. Как и взрослым, детям нужно чувство гордости. Представляя себя инженером, врачом или космонавтом, вы придадите ребенку огромную силу, что очень полезно для развития его уверенности в себе и потенциала.
В некоторой степени воображение важнее ограниченных знаний. Сильное воображение проложит детям будущий путь в профессию и придаст им огромную силу.
Особенности воображения
Развитие воображения в дошкольном возрасте психологи определяют по трем фазам совершенствования творческой фантазии:
- Лидирующая позиция творческого мышления и сказок;
- Переплетение фантазии с рациональным мышлением;
- Полная покорность творческого мышления интеллектуальной функции.
Дошкольники находятся в первичной фазе совершенствования творческой фантазии. До достижения трехлетнего возраста игровой процесс лишь закладывает основу для своевременной идеализации способности создавать образы. На момент завершения этого периода ребенок вполне способен выразить появляющиеся представления словесным способом.
На протяжении последующих двух лет малыш учится заключать расстановку действий для получения необходимого результата при выполнении поставленной задачи. В более старшем возрастном периоде ребенок воссоздает содержательные представления. Его фантазия активно совершенствуется, а деятельность основывается на творческом мышлении. Для того чтобы в совершенстве развить воображение в любом из этих периодов, разработаны специальные способы и методики. Создаваемые малышами представления крайне слабы. Однако все протекание творческого мышления наполнено веселыми и живыми эмоциями. Крохе будет приятно послушать сказку или посмотреть мультфильм. Вся приходящая информация закладывается в голове и образует фундамент для совершенствования воображения.
Шаг второй. И чтобы учиться было в радость
Макото Шичида, японский профессор, который изучал головной мозг в течение 40 лет и разработал свою методику для развития деток (о ней можно почитать здесь), пишет, что те детки, которые плохо учатся, имеют плохо развитую языковую память правого полушария.
О способах развития памяти и правого полушария у дошкольников читайте Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения и 44 игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет. Как выбрать игры и какие игры и упражнения самые эффективные? (ссылки откроются в новых вкладках)
Дети с развитым правым полушарием головного мозга могут читать книги с закрытыми глазами — прочитав один раз, перелистывать ее у себя в голове и ища нужную информацию.
Запоминают огромные объемы инофрмации
Макото Шичида считает, что развитие образов — самое важное в развитии правого полушария. Детей нужно обучать способности видеть образы
А как мы узнали раньше, развитие правого полушария дает развитие всего мозга.
Итак, что же нужно делать? У него конечно, есть особенные упражнения на развитие силы образов, но есть и очень простые.
Развиваем образную память
Играть с детьми в превращения.
Игра «Превращение в котенка»
Скажите ребенку, что вы хотите с ним поиграть в игру. «Представь, что твое тело уменьшается, становится маленьким и превращается в котенка. Рыженького маленького котенка. Теперь ты котенок.
Смотри, вокруг тебя все большое: стол, стулья, а ты совсем маленький. У тебя мягкие лапки и есть коготки, которыми ты можешь царапаться и цепляться и взбираться на спинку дивана или даже на занавески.
Куда ты хочешь взобраться? Давай полезай. Как там наверху? Тебе не страшно, потому что ты очень ловкий, а когда спрыгиваешь ты всегда приземляешься на все четыре лапки.
А когда ты идешь, тебя совсем не слышно. И ты очень любишь играть и прыгать. А еще тебе нравится, когда тебя гладят по шерстке. От этого ты урчишь.
Но вот ты очень проголодался и захотел попить. На кухне стоит твоя мисочка с молочком. Ты подходишь и лакаешь молочко. Какое на вкус молочко? Оно теплое?»
После того как поиграете, помогите ребенку вернуться в его прежнее состояние. Скажите: «А теперь ты превращаешься в мальчика Сашу или девочку Лизу».
Можно играть во все, что угодно. Например, летать в облаках самолетиком или воздушным шаром, плавать в море дельфином или корабликом, машиной ехать в далекое путешествие…
Есть и другие упражнения. Об этом мы рассказываем и во все игры играем на нашем тренинге по развитию воображения (откроется в новой вкладке).
Сказочные образы
Методики, основанные на слушании сказок, разыгрывании их на сцене, обсуждении, отлично влияют на развитие воображения. Наблюдение за сюжетом и героями произведения позволяет ребенку:
- получить опыт, узнать о культуре своего или чужого народа;
- активизировать собственные знания о мире и действительности;
- проявить творческие способности, работать над собственной речью, памятью, индивидуальностью;
- узнавать больше о взаимоотношениях людей, правилах поведения в обществе;
- создавать различные образы, проводить ассоциации;
- ставить себя на место героя, пытаться найти ответ в трудной ситуации, помочь персонажу;
- окунуться в сферу эмоций, выразить свои чувства.
Особенности воображения у детей дошкольного возраста
Специалисты считают, что воображение на пути своего становления проходит три стадии:
- непроизвольные фантазии, связанные с вымышленными событиями и героями (сказки);
- формирование образов ради поставленной задачи;
- способность полностью контролировать процесс, обеспечивающий творческую деятельность.
Первая половина периода дошкольного детства характеризуется репродуктивным воображением, когда ребенок лишь воспроизводит действительность и полученные от взаимодействия с ней впечатления в виде образов. Представления могут строиться на основании восприятия реальности, во время или после прослушивания сказок, просмотра мультфильмов. Детям до 3 лет нужно предоставить возможность для игр, во время которых ребенок будет активно фантазировать, что положительно скажется на дальнейшем развитии воображения. 3-телний малыш уже может выразить словесно возникающие образы.
На следующем этапе происходит представление действий и предметов с целью достижения конкретной задачи. Это продолжается до 5 лет. В старшем школьном возрасте ребенок развивает воображение и воссоздает образы, когда участвует в сюжетно-ролевых играх. Когда человек еще немного повзрослеет, фантазия становится управляемой, а представления строятся уже на произвольной основе, опережая план достижения цели, тем самым подготавливая почву для действий.Ключевую роль в развитии целенаправленного воображения играет взрослый, именно он побуждает ребенка к деятельности, требующей создания образов. Уже после дети могут сами выстраивать план и намечать способы его реализации. Особенно часто подобное наблюдается в коллективных играх, где необходимо, чтобы участники тесно взаимодействовали друг с другом.
Фантазия помогает ребенку выявить основные закономерности окружающей действительности, является условием для развития личности человека и реализации его возможностей в творчестве. Словесное описание образа может быть вполне реалистичным, а персонажи наделены существующими в жизни чертами и характерами.Если развитие воображения происходит нормально, то к 5-7-летнему возрасту ребенок способен создавать целые галереи образов, миры, в которых живут герои с типичными качествами, дающими им право поступать так или иначе в различных ситуациях. Дети могут придумывать воображаемых напарников, а затем действовать с ними вместе во время игры.
Позднее наступает момент, когда человек осуществляет переход к творческой деятельности, а умение фантазировать все больше подчиняется интеллекту. Развивать воображение на каждой из стадий позволяют специально разработанные методики.
Воображение у детей от 7 до 12 лет
Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй
Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира
Как это сделать?
Советы для родителей, как развить воображение:
- Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
- Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
- Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
- Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
- Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
- Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.
Чем отличается фантазия от воображения?
Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.
Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.
А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими
Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку
Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.
Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.
Фантазия | Воображение |
Ситуация, далекая от реальности | Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться |
Так и остается вымыслом | Может воплотиться в жизнь |
Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.
Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?
- он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
- он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
- он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.
Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.
Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста
В период младшего школьного возраста у ребят игры отходят на второй план. На первый выходит учеба, познавательные процессы. В этом возрасте у детей происходит интенсивное развитие мозговой деятельности, отвечающей за особенности воображения.
Чтобы определить уровень развития воображения, воспользуйтесь знаниями опытных педагогов. В младшей школе педагоги проводят диагностику творческих способностей. Не закрывайте на это глаза. Если у малыша выявлен низкий уровень их развития, у вас есть время, чтобы это исправить. Игры для младших школьников отличаются от упражнений для дошкольников. Чтобы развивать детское воображение в младшей школе, используйте такие методы:
- Предлагайте детям придумывать рассказы. Не используйте при этом никаких картинок, дайте ребятам полную свободу выбора персонажей, места событий и развития сюжета;
- Не ограничивайте детей в темах при рисовании. Пусть они самостоятельно придумывают темы для рисунка и сюжетную линию;
- Никакая методика развития не обойдется без чтения книг. Причем просмотром телевизора этот процесс заменить нельзя. Даже познавательная передача устанавливает однообразный взгляд на тематику трансляции. Книга же заставляет додумывать некоторые вещи самостоятельно;
- Просите детей высказывать свое мнение о разных вопросах, описывать свои эмоции после очередного дня в школе или после просмотра любимого мультфильма;
- Игры с использованием ассоциаций не развивают воображение напрямую, зато отлично активизируют творческие процессы мозга.
Чтобы не возникало сомнений о необходимости развития воображения, рассмотрим виды и функции этого фактора в жизни ребенка.
Организация проведения исследований
Исследование проводилось на детях с 2х до 3х лет. Выбраны были две группы детей по 10 человек. Выборка производилась исходя из показателей благополучия семьи, в которой растет ребенок.
Я решила сравнить уровень развития воображения детей из благополучных и неблагополучных семей, исходя из предположения, что дети первых развиты намного лучше последних. В двух детских садах были взяты у психологов данные о детях. Я не стала включать в исследование детей, вопрос о благополучии семей которых нашла спорным. Хотя, должна признать, откровенно неблагополучные семьи сейчас не могут позволить себе отправить ребенка в детский сад это для них слишком дорого.
Исследование проводилось в группе, в привычной обстановке, с использованием игрушек, книг и т.п все использовавшиеся материалы описаны в приложении. Использовались три методики, взятые мной из статьи Палагиной Н.Н. 11. Третью методику пришлось несколько изменить, т.к. в оригинале за основу нужно было взять запоминающееся событие лета например, рыбалку. А так как исследование проводилось почти сразу после Новогодних праздников, то именно эти события и были взяты за пример.
Методики варьированы с учетом позиции взрослого в сотрудничестве с ребенком. Усиление меры помощи служит показателем невысокого уровня воображения. Предусматривается 1 выполнение задания без какой-либо помощи взрослого высокий уровень развития 2 выполнение после минимальной помощи взрослого в виде параллельного действия, образца средний уровень 3 выполнение после побуждения взрослого и прямого показа уровень ниже среднего. За образец я взяла 1-ю группу благополучных детей, соответственно 2-я группа дети неблагополучные. Учет показателей фиксировался в таблицах см. приложения.
В общем, должна заметить, в первый момент я была удивлена результатами исследования. Конечно, по сумме плюсиков дети первой группы дали результаты выше, чем вторая группа, но это преимущество оказалось не настолько глобальным, как я думала вначале. Если начать разбирать результаты по индивидуальности, то самый высокий уровень развития воображения показали трое детей из первой группы, а самый низкий пара человек из второй.
В сущности, предполагая большую разницу в развитии детей разных групп, я исходила из того, что Во-первых, благополучные семьи намного более обеспечены материально, поэтому они могут позволить себе покупать детям больше игрушек, книжек с цветными картинками и т.п. Во вторых, мне казалось, что в обеспеченной, благополучной семье, где никто не злоупотребляет спиртным, дети должны получать больше внимания со стороны родителей, отсюда уровень развития воображения должен быть больше.
Конечно, в основном так оно все и есть. Но в разговорах с воспитателями выяснилось, что многие благополучные родители очень заняты на работе и на детей у них времени не хватает. В основном, этих детей приводят в садик, забирают оттуда и сидят с ними на больничном бабушки и дедушки, преклонный возраст которых не позволяет им заниматься с детьми так, как это делали бы родители. И, напротив, в неблагополучных семьях, характеризующихся в первую очередь низким достатком, пьянством одного из родителей, иногда дети получают столько заботы и внимания, что оно, видимо, компенсирует недостаток игрушек.
Естественно, нельзя забывать и о вкладе воспитателей в развитие творческих способностей детей. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико, однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать возможности своего воображения в направлении прогрессивного саморазвития.