Как развивать творческое воображение в дошкольном возрасте

Виды воображения

Воображение бывает следующих видов:

  • воссоздающим – самый частый вид, когда образы в голове воссоздаются на основе какой-либо информации, например, при чтении книги мы представляем себе героев, место, события;
  • творческим – образы в голове возникают в новых форматах без опоры на имеющуюся информацию. Этот вид воображения необходимо целенаправленно развивать, так как он не формируется сам по себе;
  • неуправляемым – вид свойственен «буйным фантазёрам» и выдумщикам, которые не могут управлять своим потоком фантазий, не имеют никакой последовательности и логики образов и часто не отличают реальность и выдумку.  

Ценные советы родителям

Ценные советы помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.
  3. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  4. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  5. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
  6. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию

Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста

Отличительные особенности воображения ребенка

Воображение ребенка отличается яркостью, неординарностью и богатством

К сожаление стоит отметить, что чаще всего со временем эти качества заметно притупляются и с возрастом становятся все менее выраженными. Ярким подтверждением этого являются тесты креативности: если большинство детей все же старается давать на вопросы оригинальные ответы, для взрослых процент ответов, отличающихся от эталонных не превышает и двух процентов. Неординарность детского мышления проявляется практически во всем: они сочиняют невероятные истории, приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причинами подобных явлений являются, главным образом опыт, который накапливает ребенок (в виде сказок, стихов, мультфильмов и т.д.), высокая познавательная потребность на фоне ограниченных представлений об окружающем мире (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). А также то, что ребенок еще не испытывает на себе давление социальных норм и не заинтересован в одобрении или порицании со стороны окружающих.

Виды воображения – классификация

Ребенок не всегда способен четко разделить реальность и вымысел

И те переживания, которые вызывают у них воображаемые или вымышленные события, герои и т.д. у них значительно сильнее, чем у взрослых. И объяснить ему, что «это всего лишь мультфильм (фильм, сказка и т.д.) бывает очень непросто. Во многом именно эта особенность детского воображения объясняет формирование у детей проявлений страхов, а то и невротических реакций

Поэтому, родителям нужно проявлять осторожность, используя сказочных персонажей в качестве мер воспитательного воздействия (например, рассказывая о том, как непослушных детей забирают колдуны и ведьмы), а также быть разборчивых в телепередачах и фильмах. Увидев на экране Бабу-Ягу или Кощея, ребенок может испугаться также, как взрослый человек при виде вооруженного преступника. Таким образом, воображение является одним из ключевых психических процессов, оказывающих огромное влияние на как моральное, так и интеллектуальное развитие

Можно ли каким-то образом стимулировать развитие этого познавательного процесса и обрести возможность направлять его?

Таким образом, воображение является одним из ключевых психических процессов, оказывающих огромное влияние на как моральное, так и интеллектуальное развитие. Можно ли каким-то образом стимулировать развитие этого познавательного процесса и обрести возможность направлять его?

На сегодняшний день психологи выделяют три основных этапа развития воображения ребенка.

Развитие воображения – это высвобождение способностей

Когда дошкольник восприимчив к развитию творческого воображения

В психологии условно выделяют этапы развития творческого воображения дошкольников.

Начальная ступень проявляется, когда дети, уже зная настоящее назначение предмета, применяют его в новом качестве. Появляется замещение, но на роль «заместителя» назначается только чем-то похожий объект (формой, цветом…). Например, имитируя измерение температуры, дошкольник возьмет палочку в качестве градусника; а протягивая сверстнику оранжевый мячик, станет говорить об апельсине.

В этот возрастной период полезно показывать ребенку, как можно находить новое применение обычным материалам. К примеру, можно продемонстрировать ему разные способы рисования — кистью, карандашом, угольком, мелком и т.д.

Рисование с детьми 3 4 лет подразумевает не создание конкретных рисунков. Малыши изображают каракули, пятна, хаотичные мазки. А затем с подсказками взрослых усматривают нечто в нарисованных линиях и завитках

В этом возрасте важно расширять кругозор малыша, чтобы у него формировался запас знаний, на который он и будет опираться в своем творчестве

От реальности к фантазийным образам

На следующем этапе, в 4-5 лет, происходит совершенствование ранее усвоенных навыков. Фантазирование все еще основывается на представлении о реальном предмете, а новые образы появляются непреднамеренно. Поэтому даже 5-летний ребенок редко откликнется на предложение сочинить сказку. Он еще не в состоянии выполнить подобное задание по заявке взрослого.

Младшие дошкольники могут выполнить определенные действия, а потом рассказать, что происходит в их игре или занятии. Это означает, что замысел формируется после действия. В подобных ситуациях также имеет место творческое воображение, но его уровень только начальный.

Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение опирается на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Старшие дети уже способны включить любой мелкий элемент в общую композицию, представить предполагаемый результат до того, как он появится, объединить разрозненные детали одной идеей и пр.

На этом этапе увлекает сам процесс фантазирования. Родители нередко замечают, что их сын или дочь придумывает «на ходу». Особенно ярко это умение проявляется в сочинении историй старшими дошкольниками. Значительный рывок происходит благодаря общему развитию познавательной сферы ребенка и обогащению речи.

Способы развития воображения

Методы развития воображения у детей.

Игры 

Развитию воображения способствуют обучающие дидактические игры, которые подразделяются на виды.

  • Игры с использованием предметов (игрушек, развивающих предметов), которые помогают создавать сюжет, творческие образы, могут быть направлены на социальное взаимодействие или же индивидуальную игру;
  • Настольно-печатные игры подбираются по возрасту ребёнка и направлены на развитие многих способностей: познавательных, творческих, психических. Примеры настольных игр на развитие воображения у дошкольников и младших школьников: 
  1. Игра «Имаджинариум.
  2. Детство» для детей от 5 лет, в которой нужно загадывать и отгадывать иллюстрации, направлена на развитие ассоциативного и творческого мышления, фантазию и память. 
  3. «Экспромт» – игра-импровизация на развитие воображения в младшем школьном возрасте – заключается в рассказывании историй по изображениям на карточках.

Словесные игры побуждают детей общаться, строить рассказы, мыслить творчески, рассуждать. Например, в игре «Живые предметы» необходимо представить себя в роли потерянной шапки или мокрой варежки, описать их состояние, историю, мысли. В игре «Это невозможно» участникам предлагается выдумать историю, после которой слушатели скажут, что такое в реальной жизни невозможно.

Чтение

Книги запускают интеллектуальные процессы: память, воображение, мышление, внимание. Слушая сказку, ребёнок представляет образ героя, часто ставит себя на его место и фантазирует, как бы он поступил, будь он героем сказки

Можно предложить ребёнку нарисовать его любимых персонажей, рассказать свой конец сказки или театрализовать сюжет.

Творчество

Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликация – так или иначе, способствуют развитию воображения в дошкольном возрасте. Рисуя, делая поделку или занимаясь лепкой, ребёнок представляет тот образ, который в итоге должен получиться. 

Творческие занятия помимо развития воображения хорошо влияют на развитие мелкой моторики и концентрации внимания ребёнка. Больше информации о развитии творческих способностей детей читайте в нашей статье.

Искусство

Дети-дошкольники и школьники очень отзывчивы к различным видам искусства. Можно предложить описать действия на картине, рассказать, что могло на ней произойти, что чувствуют персонажи, придумать свою историю создания. Слушая классическую музыку, дети описывают её настроение, могут придумать движения в такт. Театр для детей является реальным воплощением прочитанных сказок, он стимулирует к подражанию, пополняют опыт.

Наблюдение

Познание окружающего мира и его явлений даёт массу позывов для творчества. Сначала с помощью взрослых ребёнок познаёт окружающий мир, задаёт вопросы, устанавливает причинно-следственные связи. По мере взросления ребёнок самостоятельно начинает подмечать, например, на что похоже облако или куда плывёт листок.

Движение

Дети очень активны и движение для них – приятный и необходимый способ познания мира. 

Вариантов развития воображения предостаточно. Например, можно предложить через движение изобразить животного: его повадки, размер, звуки, которые он издаёт. Через упражнение «Изобрази явление» можно научить ребёнка показывать, как дует ветер, как качаются деревья, как идёт дождь.

Любая двигательная активность положительно влияет на психику и моторику ребёнка, позволяет расходовать энергию и безопасно выплёскивать эмоции. 

Способ 4 — воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  1. ребенок представляет в уме требуемый результат;
  2. углубляются представления об окружающем мире;
  3. идет процесс осмысления предметных свойств;
  4. запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  5. дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  • готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  • наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  • различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Организация проведения исследований

Исследование проводилось на детях с 2х до 3х лет. Выбраны были две группы детей по 10 человек. Выборка производилась исходя из показателей благополучия семьи, в которой растет ребенок.

Я решила сравнить уровень развития воображения детей из благополучных и неблагополучных семей, исходя из предположения, что дети первых развиты намного лучше последних. В двух детских садах были взяты у психологов данные о детях. Я не стала включать в исследование детей, вопрос о благополучии семей которых нашла спорным. Хотя, должна признать, откровенно неблагополучные семьи сейчас не могут позволить себе отправить ребенка в детский сад это для них слишком дорого.

Исследование проводилось в группе, в привычной обстановке, с использованием игрушек, книг и т.п все использовавшиеся материалы описаны в приложении. Использовались три методики, взятые мной из статьи Палагиной Н.Н. 11. Третью методику пришлось несколько изменить, т.к. в оригинале за основу нужно было взять запоминающееся событие лета например, рыбалку. А так как исследование проводилось почти сразу после Новогодних праздников, то именно эти события и были взяты за пример.

Методики варьированы с учетом позиции взрослого в сотрудничестве с ребенком. Усиление меры помощи служит показателем невысокого уровня воображения. Предусматривается 1 выполнение задания без какой-либо помощи взрослого высокий уровень развития 2 выполнение после минимальной помощи взрослого в виде параллельного действия, образца средний уровень 3 выполнение после побуждения взрослого и прямого показа уровень ниже среднего. За образец я взяла 1-ю группу благополучных детей, соответственно 2-я группа дети неблагополучные. Учет показателей фиксировался в таблицах см. приложения.

В общем, должна заметить, в первый момент я была удивлена результатами исследования. Конечно, по сумме плюсиков дети первой группы дали результаты выше, чем вторая группа, но это преимущество оказалось не настолько глобальным, как я думала вначале. Если начать разбирать результаты по индивидуальности, то самый высокий уровень развития воображения показали трое детей из первой группы, а самый низкий пара человек из второй.

В сущности, предполагая большую разницу в развитии детей разных групп, я исходила из того, что Во-первых, благополучные семьи намного более обеспечены материально, поэтому они могут позволить себе покупать детям больше игрушек, книжек с цветными картинками и т.п. Во вторых, мне казалось, что в обеспеченной, благополучной семье, где никто не злоупотребляет спиртным, дети должны получать больше внимания со стороны родителей, отсюда уровень развития воображения должен быть больше.

Конечно, в основном так оно все и есть. Но в разговорах с воспитателями выяснилось, что многие благополучные родители очень заняты на работе и на детей у них времени не хватает. В основном, этих детей приводят в садик, забирают оттуда и сидят с ними на больничном бабушки и дедушки, преклонный возраст которых не позволяет им заниматься с детьми так, как это делали бы родители. И, напротив, в неблагополучных семьях, характеризующихся в первую очередь низким достатком, пьянством одного из родителей, иногда дети получают столько заботы и внимания, что оно, видимо, компенсирует недостаток игрушек.

Естественно, нельзя забывать и о вкладе воспитателей в развитие творческих способностей детей. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико, однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать возможности своего воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу

И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

  • воссоздающее
  • творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Методы развития творческого воображения старшего дошкольника посредством изобразительной деятельности

Формирование основ творческого воображения ребенка начинается с развития у детей потребности к художественной деятельности, любви к искусству. В этой связи, активно применяется изобразительная деятельность, содержащая огромный воспитательный потенциал.

В дошкольных образовательных заведениях проводятся занятия художественного творчества. Они носят комплексный характер т.е. дети приобщаются к разным видам искусства и направлениям творческой деятельности. Это помогает в диагностировании творческого потенциала каждого воспитанника, способствует раскрытию индивидуальности ребенка.

К основным направлениям изобразительного творчества старших дошкольников относятся:

  • Рисование. Оно помогает ребенку в познании окружающей действительности и переносе познанного на лист бумаге, в том виде, какое закреплено в его сознании и, какой образ реального объекта сложился в представлении ребенка. Рисование отражает степень развитости образного мышления дошкольника, а также уровень его интеллектуального развития и уровень познания окружающей действительности.
  • Лепка. Она помогает в развитии у ребенка пространственных представлений. Объекты окружающего мира дети представляют в объемном, трехмерном виде. В ходе лепки отдельных фигур животных, растений, людей и неодушевленных предметов, ребенок отражает их форму, особенности строения, какие-то специфические свойства. В лепке применяется большое количество различных материалов, которые помогают в достижении выразительности объектов. Именно развитие способности передачи выразительности объектов и является приоритетным назначением лепки.
  • Аппликация. Эта разновидность изобразительной деятельности помогает в развитии не только творческого воображения, но и активизирует работу мелкой моторики, развивает терпимость и усидчивость, помогает в подготовке ребенка к обучению письму. Аппликация предполагает вырезку из бумаги разнообразных фигур и их приклеивание на другую поверхность: бумагу, картон, ткань и т.д. аппликации можно делать из бумаги разного цвета и фактуры. Также, можно использовать и другие материалы: пластилин, ткань. Использование различных материалов и техник аппликации помогает в активизации представлений и их образов в своей памяти. Дети расширяют свое воображение и укрепляют пространственные представления. Кроме того, аппликация способствует развитию художественного вкуса.
  • Проведение занимательных занятий. Такие занятие необходимы для развития мотивации ребенка к творческой деятельности. необходимо стремиться к тому, чтобы каждое учебное занятие в ДОУ содержало занимательный компонент.
  • Художественное слово. Этот метод не так часто и активно применяется на занятиях по изобразительному искусству, но в нем заложен огромный потенциал по развитию воображения ребенка. Выразительное чтение художественной литературы создает творческое настроение в коллективе и активизирует работу воображения. Поэтому, чтение можно включить в начальный этап занятия по изобразительному искусству. Дети могут изображать при помощи рисования, лепки или аппликации те объекты, о которых шла речь в произведении. Таким образом, творческое воображение будет максимально активизировано.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий