Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста, примеры эффективных упражнений

Описания предметов

Цель: учить детей составлять описательные рассказы по картинками символами, обогатить словарь словами, что означают названия овощей, их качества и свойства, пиры подбирать синонимы, отгадывать загадки. Развивать связную речь .

Алгоритм работы (на примере темы «Помидор»)

  1. Отгадывание загадок про овощи.
  2. Сюрпризный момент, где Незнайка приносит посылку.
  3. Рассматривание детьми опорных схем.
  4. Описание воспитателем огурца, который содержится в посылке, за символами.
  5. Предложение воспитателя описать помидор, используя картинки-символы: а)цвет; б) форма; в) размер; г) вкус; д) место выращивания; е) употребление в пищу.
  6. Описание овощей детьми.
  7. Заучивание загадки про овощи

Использование схем при составлении описательных рассказов поможет детям усвоить сравнения предметов не в общей форме, чем подобные или чем отличаются предметы, а дифференцировать, сравнивать предметы по форме, величине и тому подобное.

Такие упражнения способствуют развитию речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов, активизируют мышление детей.

Задачи развития речи дошкольников в ДОУ

ФГОС ДО предполагает овладение речью в качестве средства общения и культуры. Обучение, направленное на усвоение языковых обобщений, понимание элементарных языковых явлений, вызовет интерес, обеспечит творческие проявления, тенденцию к саморазвитию.

Разговор об овощах

Проблемы ставятся с учетом возрастных особенностей. У младших дошкольников развивают инициативную речь. Она предполагает, что малыш будет рассказывать о том, что он видит, какие чувства эмоции у него вызывает предмет или явление. Взрослому следует поддерживать стремление воспитанника к диалогу.

В работе с четырехлетними обучающимися большое внимание уделяется монологу. Малыш должен уметь выстроить описание игрушки, картины, явления из 3 — 4 предложений

Старшие дошкольники совершенствуют свои навыки. В ходе занятий требуется:

  • поддерживать желание обучающегося высказаться;
  • формировать умение составлять план;
  • продолжать развивать умение описывать игрушку, картину;
  • развивать умение составлять рассказы по личному опыту;
  • участвовать в обсуждении;
  • формулировать вопросы;
  • дополнять, исправлять, обобщать ответы одногруппников;
  • формировать умение составлять рассуждение.

Технология ТРИЗ

Воспитателями используются различные технологии: развивающие, социально-адаптирующие, личностно-ориентированные, наглядного моделирования, ТРИЗ. Планы курсовой подготовки воспитателей предусматривают освоение новых подходов к развитию языковой деятельности.

Развитие лексического богатства

Занятия по развитию речи лучше всего проводить по игровой методике, давая малышу возможность не только получить полезные знания, но и повеселиться. Можно пригласить в гости сказочного персонажа, который будет загадывать ребенку всевозможные загадки. Например, сегодня к нам заглянул Мишка, у его приятельницы Куницы сегодня день рождения – давайте придумаем как можно больше добрых слов для именинницы. Ребенок старается подобрать различные эпитеты, характеризующие животное по окраске, внешнему виду, чертам характера, поведению.

Далее Мишка загадывает следующую загадку – «Закончите предложения»:

  • Если котик не может найти свой домик, мы … (постараемся помочь ему),
  • Если цветок завял, то … (его надо полить),
  • А вот лисичке скучно, ее … (надо повеселить). Как мы будем веселить ее? (Расскажем ей стишок). Далее в занятие вплетается стихотворение, в котором много слов с определенным звуком, задача ребенка – выразительно его рассказать.

Теперь Мишке интересно, что же делал ребенок вчера на улице. Задача малыша – составить небольшой связный рассказ о том, как он играл в песочнице или кормил голубей.

Мишка обязательно должен поблагодарить ребенка за старание, но давить подарок, даже сладость, специалисты не советуют, в противном случае у малыша может выработаться привычка связывать свою работу с вознаграждением и не стараться, если такового не будет.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Речь человека развивается поэтапно. Ее становление начинается с самого рождения. Отечественный психолог и лингвист Алексей Леонтьев выделил ряд важных этапов формирования речи, через которые проходит малыш: подготовительный, преддошкольный и дошкольный.

Подготовительный охватывает отрезок времени от рождения до года, он подразделяется на 3 этапа:

крик. С его помощью новорожденный общается с окружающими людьми. Это первая голосовая реакция. Ею ребенок говорит маме о своем дискомфорте. Благодаря крику тренируются артикуляция, голос, дыхание;

гуление. Длится до шестимесячного возраста. Младенец воспроизводит определенные звуки, их вариации (а-гы, бу-у-у, а-гу)

На этом этапе важно поддерживать желание ребенка общаться. Для этого родителям следует повторять сказанное малышом;

лепет

Этот этап длится до года. Является завершающей стадией подготовки младенца к полноценной речи. Дети начинают произносить повторяющиеся слоги (ма-ма, ва-ва, ба-ба, да-да, па-па). Сначала простые слова ребенок выговаривает неосознанно. Но уже к 10-12 месяцам дети начинают осмысленно употреблять «ма-ма», «ба-ба» и т.п.

Преддошкольный этап закачивается, когда груднички начинают осознанно произносить первые слова. Он длится с 12 месяцев до 3 лет. Первые детские слова носят обобщающий характер. Например, «дай» может означать просьбу, желание или предмет. Поэтому малыша пока понимают только члены семьи.

С полуторагодовалого возраста дети начинают выговаривать слова полностью, а не в усеченной форме. Продолжает пополняться лексикон. Малыши пытаются складывать простые слова в предложения без предлогов. Например, «Маша ам-ам» означает, что Маша хочет есть. К трем годам в речи формулируются вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?».

Малыши до трех лет активно пользуются жестами

Ребенок учится использовать предлоги, согласовывать слова в падеже, числе, роде. Четырехлетние дети уже общаются при помощи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Дошкольный этап формирования речи длится с 3 до 7 лет. Это время активного пополнения лексикона.

К концу дошкольного периода малыши правильно выговаривают все звуки и имеют широкий кругозор.

Что такое связная речь дошкольников?

Общее понятие подразумевает умение составлять единое смысловое и структурное высказывание. Оно состоит из законченных отрезков, связанных одной темой.

Если говорить, что такое связная речь у дошкольников определение становится более широким. Оно включает и фонетическую сторону языка, фонематическое восприятие, грамматику, практическое применение знаний. Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом, но структура и смысл в них должны присутствовать.

Чтение художественной литературы учит говорить красиво и правильно

Малыш с рождения испытывает потребность в контакте с близкими, что является предпосылкой к развитию речи. Дети подражают взрослым и пытаются освоить, осознать языковые явления, что отражает творческий подход. Дети сами пытаются создавать слова, речевые обороты, ориентируясь на образцы.

Целью развития речи дошкольников является овладение нормами языка. Воспитатели помогают детям полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Самообразование мам и пап, их тесный контакт с воспитателями помогают приобрести необходимые навыки малышу.

Виды связной речи у дошкольников

Основными разновидностями речи являются монолог и диалог. Диалогическая речь считается первичной формой общения, подразумевающей обмен высказываниями и установление связей с окружающими.

Диалог в сюжетно-ролевой игре

Монологическое высказывание является законченным текстом, объединенным смысловой и грамматической связью. Используется для сообщения фактов, информирования о своей точке зрения и аргументации.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.

Навыки диалога формируются в процессе общения с другими людьми. Монологическая речь сложнее диалогической, этому нужно учиться.

Монологическая речь у дошкольников

В методических материалах дошкольного образования определены типы монолога, которым обучают воспитанников. Рассказывание на определенную тему и пересказ готового текста используются наиболее часто. Дети рассказывают о предметах, картинах, делятся своим опытом.

Существует еще такая разновидность как творческое рассказывание. Отрабатывая пересказ, используют образец рассказа и его анализ. Выпускников обучают составлению плана текста, который помогает структурировать высказывание.

Важно! Часто используется классификация по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста предполагает понимание тем и границ высказывания, подбор материала и расположение его в нужной последовательности

Обучение монологу начинается с трехлетнего возраста.

Как мыслим, так и говорим

Речь отражает логику мышления, степень развития памяти, восприятия. Язык непосредственно связан с умственным и психическим развитием. Языковые навыки должны быть настолько развиты, чтобы малыш мог быстро создавать в сознании синтаксические конструкции, иметь большой словарный запас.

Научная конференция лингвистов

Основные навыки использования языковых средств должны быть сформированы к моменту поступления в школу. В этом случае не возникнет проблем с усвоением школьной программы.

Как оценить уровень развития связной речи?

Качество развития речи определяется педагогами ДОУ или самими родителями. Обследование ограничивается временными рамками, и не должно превышать 15 минут. Перед выполнением заданий нужно установить эмоциональный контакт, настроить малыша на работу.

Задания даются с использованием наглядности и без нее. Для рассматривания берут знакомые игрушки. Если речь идет об изолированных словах, то их значение должно быть понятно воспитанникам. Наглядность больше используется при обследовании дошкольников 3–5 лет, при обследовании шестилеток значение имеет точная формулировка заданий.

В большинстве методик применяется балльная оценка. Правильный ответ — 3 балла, ответ с неточностями — 2, непонимание задания — 1. После проведения обследования производят подсчет баллов отдельно в каждой категории. Например, из 12 вопросов воспитанник получил 3 балла за 8 вопросов, 2 — за 4. Если 2/3 ответов были оценены тремя баллами, как в этом случае, — это высокое качество. Если 2/3 и больше на 2 балла — среднее, на 1 балл — низкое.

Важно! Правильные ответы следует одобрять. Если ребенок ответил неправильно, нужно сказать верный ответ, в ведомости отметить задание как невыполненное

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

Увлекательный диалог

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Этапы обучения детей моделированию сказок

Первый этап – ознакомительный. Начинаем работу по составлению сказки по предметно-схематической модели. Как правило, предмет или рисунок может стать исходной позицией относительно составления сказки.

Второй этап – коммуникативно-деятельностный. Этот этап более сложный, потому что детям предлагаются схемы, не напоминающие ни одну из сказок, которые дети знают. Так, три одинаковые окружности могут напоминать сказку «Три поросенка», семь разных по размеру треугольников – «Репка», три одинаковых по цвету, но разных по величине круга – напомнят сказку «Три медведя».

Третий этап – моделирующий. Подводим ребенка к пониманию того, что не только знакомых сказочных персонажей можно схематически представить в виде геометрических фигур, схем, моделей, но и можно составить совершенно новую сказку с новым сюжетом, персонажами и т. п.

Рассказывая сказку, воспитатель может сопровождать ее условными картинками-символами. Сказку «Теремок» можно иллюстрировать буквами-зверьками. Также могут быть использованы цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или другие символы.

Для развития речи и воображения детей широко используются дидактические игры.

Да – нет. Ведущий загадывает предмет, а дети, задавая вопросы так, чтобы на них можно было отвечать только «да» или «нет», должны отгадать, что это за предмет.

Мозговой штурм. Педагог ставит перед детьми определенную проблему, и они ее решают, предлагая новые идеи или развивая предложенные.

Следовательно, использование инновационных технологий помогает не только обогатить словарный запас дошкольников, но и способствует развитию познавательной активности и образного мышления, способствует формированию речевой компетентности ребенка, помогает детям преодолеть застенчивость и неуверенность. Они учатся отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно принимать решения. А это, согласитесь, чрезвычайно важная и полезная работа для дальнейшей деятельности ребенка в любой сфере жизни.

Нормы развития речи ребенка в 5-6 лет

Не будем забывать о том, что каждый дошкольник – это, прежде всего, личность, развивающаяся по своим собственным законам, поэтому то, что легко и доступно для одного малыша, может пока составлять непреодолимые трудности для другого. Однако специалисты выделили определенные речевые умения и навыки, которыми дети, достигшие данного возраста, должны уже обладать.

  • Правильное произнесение всех звуков.
  • Речь должна иметь связный характер – старшему дошкольнику по силам описать показанную ему картинку, используя сложные распространенные конструкции, рассказать о том, как прошел его день, чем он занимался, какие эмоции испытывал. Повествование должно быть понятным слушателю, состоять из ряда последовательных предложений.
  • Ребенок к 6 годам владеет большим количеством слов, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас – 3000 слов и более.
  • В речи появляются не только конкретные слова, но и абстрактные. Ребенок понимает, что такое «обобщающее слово», может сказать, что роза, пион и нарцисс – это садовые цветы, а василек и ромашка – полевые, объясняет, почему. Развитие речевых навыков идет в теснейшей взаимосвязи с познаванием мира.
  • Активно используются различные интонации, ребенок в процессе игры может «заговаривать разными голосами», наделяя каждого игрового персонажа собственной речевой манерой.

Именно в этот период происходит формирование внутренней речи, которая в дальнейшем  поможет ребенку и в учебе, и во взрослой жизни. Также малыш должен уметь на слух определять количество слогов в слове, понимать, какой из них является ударным, различать мягкие и твердые варианты согласных звуков

Важно также, чтобы дошкольник умел понимать, есть ли какой-либо конкретный звук в том или ином слове, определял это на слух. Допустимы некоторые грамматические ошибки (например, говорить «полотенцев» вместо «полотенец»)

Другие методы работы над развитием речи

Только художественное слово может показать ребятам всю полноту окружающего мира. Те древние потешки, прибаутки, загадки, стишки, колыбельные, которые мы знаем от наших предков, раскрывают суть отношений человека и природы.

Ну, как можно не читать детям? Литература обогащает внутренний мир малыша, его эмоциональную сферу, учит отличать добро от зла. Помните, что, сформировав традицию семейного чтения, вы исподволь развиваете речь детей.

Кстати, вы слышали о Су-джок-терапии? Говорят, если найти точку на кисти или стопе, которая соответствует определенному участку мозга, то можно достичь больших результатов в развитии не только речи, но и умственной деятельности.

Вообще, все, чем вы занимаетесь со своими ребятами, способствует обогащению словарного запаса и «развязыванию» языка. Конечно, если вы не делаете все молча

Читаете ли вы книгу вслух перед сном малышу, играете ли в пальчиковые игры, рассказываете ли о своем детстве или расспрашиваете у ребенка, как прошел его день, – это все наполняет и тренирует его речевой опыт.

Помните, что самые большие сложности ожидают деток в школе, именно там проявятся все ваши и наши недоработки по развитию речи. Когда школьник не знает свой адрес, не может толком рассказать о своих родителях, не перечислит времена года названия месяцев – это печально и стыдно…

Продолжение следует…

Тема большая и серьезная, у меня еще есть, что вам сказать по этому поводу

Хочется одного, чтобы родители поняли важность тесного взаимодействия с воспитателем и дома старались закреплять те навыки и знания, которые ребенок получает в детском саду

Если вы согласны, прошу, кликните по иконкам соцсетей, распространите информацию. Возможно, в нашей компании появятся новые единомышленники!

Примерные задания

Существуют готовые пособия по лексическим темам (под авторством Арбековой или Теремковой). Логопеды используют самостоятельно разработанные игры.

Приобретает популярность формирование моделирования у детей. Оно проходит на базе уже изученного материала и заключается в нескольких этапах.

Для легкого освоения навыка рассказа используют готовые символы. Дошкольникам рассказывают сказку, после проводят беседу по ней, разбирают основные моменты. Дальше каждый персонаж связывается с определенной геометрической фигурой (например, черный кот – это черный треугольник). Детям предлагается пересказывать текст с использованием геометрических фигур.

Для начального этапа применяют простые рассказы. Постепенно увеличивают сложность.

Мнемотехника позволяет запоминать стихотворения. Для этого к каждому слову делают небольшую схематичную картинку. Когда ребенок будет учить текст, ему проще будет опираться на увиденные символы.

В процессе обучения дети должны усвоить определенные компоненты речи. Предлоги легче учить на наглядном материале. Потребуется небольшая коробочка и крохотная машинка. Игрушку помещают в разные места, проговаривая ее местонахождение:

  • на коробке;
  • в коробке;
  • под коробкой.

С этим реквизитом осваивают глаголы: машина подъехала, заехала, выехала, объехала и т. д. Ребенок сам осуществляет действия – это формирует связь между словом и делом.

В каждой лексической теме выделяют разные задания – это подбор антонимов, уменьшительных форм, признаков. В случае затруднений ребенка мягко поправляют.

Обязательно формируется план по коррекции произношения звуков. Ведется работа по развитию лексики и грамматики.

Общая информация

Для того чтобы человека понимали, он должен связно говорить. Под этим термином понимается правильное оформление высказывания. Оно должно соответствовать нескольким критериям:

  • логике;
  • стилистике;
  • психологической окраске;
  • грамматике языка.

Только при выполнении каждого пункта речь будет правильной. Ребенок должен говорить чисто, содержательно, точно и убедительно. Развитие связной речи задача не только дошкольного учреждения (ДОУ), но и родителей.

Для стимулирования используют разные методы и приемы. Детей учат правильно составлять рассказы, описывать предметы и беседовать на бытовые темы.

Специалисты выделяют два вида связной речи – диалогическую и монологическую. Для первой характерно участие двух и более лиц. Она сопровождается интонациями, мимикой, жестами. Происходит поочередное произношение фраз.

Монологическая речь более сложная, чем диалогическая. Она длительная, последовательно построенная, где события вытекают одно из другого.

Поищем ответы в Интернете!

Не смогла пройти мимо методической литературы и других полезных материалов по нашей теме, которые так и просятся на книжную полочку воспитателя и активных родителей.

Итак, что есть в «УчМаге»:

  • Электронное пособие для подготовительной группы «Речевое развитие. Тематические занятия-презентации» – здесь представлены занятия по развитию речи через игровую деятельность;
  • «Программа развития связной речи детей 5-7- лет» – методическое пособие для занятий с детками, имеющими недостаточно развитую для своего возраста речь;
  • «Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи» – отличное пособие по комплексному развитию речи дошкольников;
  • Предложение для педагогов: прослушайте вебинар на тему «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» и получите сертификат, который «украсит» ваше портфолио.

«Лабиринт. Ру» презентует книгу Гомзяк Оксаны «Говорим правильно в 6-7 лет» – здесь есть отличный картинный материал для тематических конспектов занятий.

Конечно, перечитать все существующие книги по интересующему вопросу невозможно, но именно печатные методические издания содержат самую достоверную и качественную информацию. Ведь в Интернете никто не даст вам гарантию, что материал, который вы приняли к руководству, написан грамотным специалистом.

А любая брошюра педагогической тематики проходит несколько кругов проверок, одобрений, рецензий, прежде чем издается и поступает в продажу. Кроме того, содержание материалов по педагогике должно соответствовать строгим требованиям ФГОС. Так что, думайте сами, решайте сами…

Решение проблем с дефектами

Дошкольники в 5-6 лет могут иметь сложности с выговариванием звуков и , а также другие проблемы, решать которые родителям необходимо совместно со специалистами, предлагая ребенку выполнять задания из логопедии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, произнесение чистоговорок, в которых представлены слова с проблемным звуком. Также дефектологи советуют выполнять различные упражнения.

«Фрукты»

Играть можно в любом месте, во время прогулки или дома. Взрослый показывает ребенку ряд карточек, на которых изображены фрукты, и просит назвать их. Если занятие проводится на улице, карточки необязательны, можно просто попросить перечислить знакомые фрукты.

Далее взрослый задает вопросы.

  • Как называется сок из яблок? (Яблочный). А из персика, апельсина? Такое упражнение помогает сформировать умение самостоятельно образовывать слова.
  • А теперь представь, что все эти фрукты принадлежат тебе. Как ты скажешь? (мое яблоко, мой мандарин). Дети учатся грамотного согласовывать местоимение и существительное.
  • Составим рассказ о фруктах по плану: цвет – форма – вкус. Опиши яблоко.

Дома можно и порисовать. Мама рисует один фрукт, например апельсин, просит ребенка нарисовать несколько и правильно назвать рисунок, осознавая таким образом понятия «один и много». Далее – просит нарисовать большой апельсин и маленький, помогая ребенку понять эти категории и в дальнейшем использовать их в речи.

Причины проблем

Проблемы с формированием связной речи возникают при алалии, задержке речевого развития. При таких диагнозах возникает существенное запоздание формирования компонентов речи.

В тяжелых случаях страдает не только звукопроизношение, но и наполняемость словаря, грамматика, синтаксис, слоговая структура. Детям тяжело дается словообразование, подбор синонимов и антонимов.

При других проблемах с развитием тоже отмечаются проблемы. При интеллектуальных нарушениях, глухоте и недостаточном зрении первичным дефектом будет не проблема с речью, а органическое поражение ЦНС. Выстраивание правильной структуры влияет на построение коррекционной помощи.

Проблемы с речью появляются из-за разных факторов:

  • гипоксия и асфиксия в родах;
  • болезни отца и матери;
  • наследственность.

В последние годы выделяют еще и социальные причины

Увлечение гаджетами, телевизором лишает детей самого важного – это общения со взрослыми. Родителям неприятно отвечать на вопросы, они не играют с ребенком

Ему неоткуда брать материал для формирования речи.

Особенности развития

Перед тем как определять задержку развития нужно разобраться с тем, как происходит формирование связной речи в норме. В возрасте четырех лет у детей появляются распространённые предложения, чуть позже сложные.

В этом периоде отмечается большое количество вопросов. Ребенок расспрашивает взрослых обо всем на свете. Появляется стремление комментировать, объяснять личные действия: насыпаю корм, чтобы кормить птиц.

Характерные навыки детей:

  • в 4 года пересказ сказки;
  • в 4 года запоминают стихи;
  • в 5 лет пересказывают короткие тексты.

В четыре года дети легко образуют уменьшительные формы, новые слова (железо − железный). После пяти лет ребенок может последовательно рассказать историю об увиденном, составить рассказ, обнаружить причину и следствие, разделить реалистичный рассказ и выдуманный.

В шесть лет дети способны составлять рассказ и сказку самостоятельно.  Влияние на скорость и качество формирования связной речи оказывают родители, воспитатели и другие взрослые, которые близко контактируют с ребенком.

Фольклор показываем малышам красоту родного языка, его средства, интонационные приемы, учит поступать определенным образом, показывает причину и следствие. Художественные произведения аналогично помогают в воспитании дошкольника.

Важные принципы

Специалистами была разработана методика развития связной речи у детей дошкольного возраста. Она рассчитана на детей возраста 5-7 лет. В ее основе лежат определенные принципы, которым следуют неукоснительно.

При составлении программы обучения опираются на онтогенез речевого развития. Все компоненты речи связаны между собой: речевой слух является почвой для словообразования. Поэтому занимаются развитием каждого из них.

Необходимо понимать структуру дефекта и обеспечивать индивидуальный подход. Программа рассчитана на два года, и она позволяет освоить:

  • грамматику;
  • фонетику;
  • элементы грамоты.

Эффективнее всего вести работу в специализированном детском саду. В нем ребенок будет находиться в малокомплектной группе, с ним будут проводить занятия воспитатель, психолог и другие специалисты.

При отсутствии коррекционной помощи у детей появятся сложности с освоением письма и чтения. Возможно развитие вторичных интеллектуальных нарушений.

Речевые упражнения

Для развития речи рекомендуется выполнять специальные упражнения. Проводить занятия можно в форме игры, чтобы заинтересовать ребенка.

Эффективные речевые упражнения:

  • поиск предмета. Перед малышом ставят минимум три игрушки. Просят его отвернуться и в этот момент прячут одну из вещей. Затем взрослый предлагает назвать, описать, какого предмета не хватает;
  • сравнение картинок. Показать малышу рисунок с изображенными животными. Попросить его провести анализ. Например, жираф большой, а собачка маленькая;
  • имитация голосов птиц и животных;
  • запоминание скороговорок, чистоговорок;
  • название предметов в единственном и множественном числе;
  • описание сказки по картинке;
  • поиск слов на предложенную букву;
  • рифмование слов.

Способы обследования

Перед началом коррекционной работы логопед проводит диагностику. Сделать ее могут в детском саду, при условии нахождения специалиста в штате сотрудников.

На первом этапе называется слово и объясняется, что это: стул – это досочка на четырех ножках, на нем сидят. После чего перечисляют ряд слов и просят объяснить их значение (телевизор, телефон, магазин).

Для определения полноты словарного запаса используют разные игры. Показывают картинки людей разных профессий, просят озвучить кто это. Пользуется спросом игра «Что забыл изобразить художник», где на каждом рисунке нет определенной детали.

Понять, насколько хорошо ребенок чувствует язык, помогает игра «Скажи наоборот». В ходе нее предлагается назвать антонимы: горячо − холодно, острый − тупой, низкий − высокий.

Для правильного оценивания развития учитывают только те слова, которыми пользуются дети. Для каждой группы свой набор, составленный с учетом возрастной нормы.

В этой части оценивается владение глаголами, прилагательными, родовые понятия и другие моменты. Задания должны усложняться по мере прохождения.

Простой способ оценивания понимания инструкции – это просьба что-то сделать. Нарисовать квадрат, раскрасить круг и другие.

Детей просят выполнить задание с образованием новых слов (ласкательных, признаков). Тщательно проверяют понимание и употребление простых, сложных предлогов.

В процессе общения логопед отмечает способность самостоятельно строить высказывание, ставить слова в единственное и множественное число. В пять лет просят составить рассказ по картинкам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий