Ход игры:
Змей ….– Горыныч
Василиса…. Прекрасная
Мальчик …. с пальчик
Сестрица …. Аленушка
Крошечка…. Хаврошечка
Иван…-Царевич
Братец … Иванушка
Елена …. Премудрая
Приложение 6
Дидактическая игра «Назови сказку (по отрывку)»
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры: по отрывку из сказки дети отгадывают сказку.
Бывало сядут друзья за стол – не нахвалятся.
Воробей говорит:
– Эх, щи так щи, до чего хороши да жирны!
А блин ему в ответ:
– А я, блин масленый, окунусь в горшок, да вылезу – вот щи и жирные.
(русская народная сказка “Крылатый, мохнатый да масленый”).
Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран.
-Куда, баран, идешь? – спрашивает бык.
– От зимы лето ищу, – говорит баран.
Пойдем со мною!
Вот пошли они вместе.
(русская народная сказка “Зимовье зверей”).
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего у него не выходит! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
(русская народная сказка “Лиса и журавль”).
Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет,вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет. Бежала как-то лиса,услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать.
(русская народная сказка “Кот, петух и лиса”).
Приложение 4
Ребусы и загадки:
Цель: развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.
Летательный аппарат Бабы Яги? – Ступа.
На конце какого предмета находится смерть Кощея Бессмертного. – На конце иглы.
Как зовут огромного динозавра с тремя головами? – Змей Горыныч.
Сказочный воздушный вид транспорта. – Ковер-самолет.
Что за овощ – гигант вырос в огороде. – Репка.
Кто проучил колобка за хвастовство. – Лиса.
Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? – Маша.
Кто помог вытащить репку? – Мышка.
Какая жительница болота стала женой Ивана – царевича? – Лягушка.
Сколько козлят было у мамы Козы? – Семеро козлят.
Кто сломал теремок? – Медведь.
В какое домашнее животное превратился братец Иванушка? – В козленочка.
Приложение 7
Загадка:
Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут?
(Корзина).
Виды дидактических игры для развития речи в подготовительной группе
В зависимости от цели, которую ставит педагог, выделяют несколько разновидностей дидактических игр для развития речи.
Образовательные
Направлены на получение новых знаний, умений, закрепление пройденного материала
Игры формируют интерес к обучению, что очень важно на первых порах становления личности, когда определяются постоянные интересы ребенка
В образовательной игре, в отличие от других, четко поставлена цель обучения детей соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть выделены и проверены в явном виде. Отличительная черта — в каждой игре есть четко поставленные задания, которые должны быть выполнены.
Важно! Образовательные занятия требуют значительных затрат умственных сил и напряжения, поэтому нельзя перегружать детей. Чрезмерные усилия приведут к нежеланию заниматься и рассеянности
Развивающие
Цель таких дидактических игр — развитие определенных психических процессов, способностей ребенка и интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления).
Развивающие игры могут быть разного содержания. Главные их отличительные черты:
- Большинство игр не ограничиваются одним заданием, а позволяют придумывать детям и взрослым новые варианты задач.
- В большинстве случаев широкий диапазон трудностей — от доступных 2-3 малышу до непосильных задач для школьников.
- Решение задачи предоставляется не в абстрактной форме, а в виде видимых, осязаемых вещей.
Воспитательные
Эти игры организуются с целью освоения норм и правил поведения в обществе, общении, за столом, формирования определенных нравственно-эстетических ценностей, вырабатывания политического взгляда.
Обратите внимание! Большинство воспитательных дидактических игр развивают коммуникативные способности детей. Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях
К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык
Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях. К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык.
Связь педагога и детей в игре
Обратите внимание! С 2018 года в России стали набирать популярность терапевтические воспитательные игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения. Их эффективность в дошкольном возрасте очень велика, поэтому сейчас они активно принимаются психотерапевтами
Картотека игр для речевого развития по ФГОС в подготовительной группе
Дидактические игры по развитию речи для детей в подготовительной группе проводят как во время, отведенное для занятий, так и в часы самостоятельной деятельности. Место выбирает педагог. Если это подвижные занятия, то лучше всего устроить игру на улице, где хватит свободного пространства для всех. Деятельность с карточками, бумажками проводится за столом.
Федеральный государственный стандарт (сокращенно ФГОС) выделяет ряд игр для развития речевого аппарата, которые наиболее эффективны для детей в подготовительной группе, они представлены ниже.
«Венок из предложений»
Цель: Упражнение в составлении предложений.
Ход: Воспитатель произносит простое предложение. Далее ребенок называет последнее слово и с ним уже придумывают предложение. Так игра продолжается по кругу.
«Закончи слово»
Цель: Развить умение делить слова на слоги.
Ход: Дети становятся в круг. Педагог бросает любому ребенку мяч и говорит начало слова, а он должен бросить его назад и сказать конец слова. Например, ко-шка.
«Волшебные кубики»
Цель: Развить слуховую и зрительную память, научить производить синтез слова.
Ход: На стол кладут кубики, на каждой грани которого знакомые детям предметы, животные, явления. Воспитатель предлагает собрать любое слово, обращая внимания на первые звуки. Например, слон.
Обратите внимание! Ребенок сначала находит кубик, на котором изображена картинка, начинающаяся со звука , потом . Так он составляет слово
«Найди братца»
Цель: Научить различать твердые и мягкие знаки в слове.
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в ряд. Дети должны разложить изображение в 2 ряда, чтобы первые звуки были «братцами» первых звуков ряда. Например, «Йогурт» первый звук . Ребенок положит во второй ряд йога, первый звук в этом слове . Значит, йогурт и йог — братцы.
Дидактические карточки
«Веселый поезд»
Цель: Научить определять количество звуков в слове.
Ход: В руке каждого малыша билет — предметная картинка. Воспитатель предлагает каждому определить количество звуков в слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове.
«Сколько букв»
Цель: Научить ребенка считать и распознавать буквы в слове.
Ход: Педагог включает презентацию с изображением предметов, явлений или использует подготовленные карточки. Показывая на картинку, он просит сосчитать количество букв в слове. Можно усложнить задачу. Например, попросить сосчитать звуки или количество гласных букв.
Обратите внимание! Применение дидактических игр помогает педагогу в подготовительной группе воздействовать на интеллект, укреплять и развивать речь. Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста
Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста.
Ход занятия.
– Дети, сегодня к нам пришли гости,давайте поздороваемся с ними:
–«Доброе утро».
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
– Дети, я сегодня предлагаю вам отправиться в морское путешествие.
Согласны? (Да) Я буду вашим капитаном.
-Проходите за столы, присаживайтесь.
-Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Море волнуется раз
Море волнуется два
Море волнуется три
В сказку по морю отправимся мы».
-Дети, смотрите, остров, давайте высадимся на него.
(на экране остров, педагог замечает бутылку)
-Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)
-Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)
“Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали».
«Морские пираты».
-Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да). Тогда будьте внимательны и выполняйте задания правильно.
– Первое задание от морских пиратов.
Игровое упражнение “Скажи наоборот”.
-Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.
Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ.
-Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.
Следующая игра “Четвёртый лишний”.
(с использованием интерактивной доски)
Комар, муха, цапля, стрекоза (Цапля- это птица, а остальные насекомые)
Воробей, ласточка, заяц, кукушка (Заяц-это животное, а остальные птицы)
Лиса, волк, медведь, корова (Корова это домашнее животное, а остальные дикие)
-Молодцы, хорошо справляетесь со всеми испытаниями.
-А следующее задание, которое приготовили пираты, нам поможет выполнить Виктория Сергеевна, наш логопед.
Интерактивная игра с Викторией Сергеевной.
«Звуковой анализ слова», Найди, где спрятался звук».
-Дети, нам пора немного размяться и отдохнуть,давайте встанем возле своих стульчиков:
«Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить – нельзя».
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
-Отдохнули, пора продолжать дальше, нас ждут новые испытания.
Игровое упражнение “Закончи предложение”.
– осенью птицы улетают, а весной. (прилетают)
– с дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)
– лось через канаву перепрыгивает, а через реку. (переплывает)
– змея под камень заползает, а из под камня. (выползает)
– воробьи дорогу перелетают, а змеи. (переползают) .
– Ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.
(педагог достаёт новую записку, читает)
«На этом острове живёт Совунья, она очень любит готовить суп, а вот какой, надо отгадать».
(интерактивная игра «Совунья готовит суп»)
-Ребята, вы молодцы, умеете правильно строить предложения.
-Следующее испытание от морских пиратов:
Игровое упражнение “Сложные слова”.
Листья падают – листопад, зелёные глаза – зеленоглазый, звезды падают – звездопад, снег падает – снегопад, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол, седые волосы-седовласый, длинные волосы –длинноволосый, добрая душа-добродушный, и т. д.
Следующая игра “Чем отличаются слова? ” Воспитатель говорит слова.
Майка – байка – зайка – гайка – чайка (они отличаются друг от друга первым звуком).
-Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук)
-Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещёодна записка от морских пиратов:
«Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы, как и обещали, отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь». Морские пираты.
-Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться в детский сад, наше путешествие подходит к концу.
-Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?
-Какое из заданий для вас показалось самым сложным?
-А какое самым лёгким?
-Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.
-Дети, закройте глаза и скажите заветные слова,чтобы попасть в детский сад:
«Море волнуется раз
Море волнуется два
Море волнуется три
В садике снова окажемся мы».