Календарь развития в 10 месяцев. Что должен уметь ребенок и во что с ним играть

Моторные функции

Позы и перемещения

В возрасте 10 месяцев ребенок:

  • сам стоит несколько секунд (без поддержки),
  • старается ходить, держась за предметы соответствующей высоты или за руки взрослого.

Конечно, как и всегда, помним об индивидуальных различиях и достаточно большом временном диапазоне нормы (общая таблица по периодам освоения ключевых навыков здесь).

Действия с предметами

В возрасте 10 месяцев ребёнок открывает для себя манипулирование одновременно 2-мя предметами:

  • он соотносит предметы между собой,
  • один отдаляет от себя, а другой приближает,
  • один предмет пытается положить, поставить, нанизать на другой
  • и т.д.

К примеру, вставляет кубик в кубик, чашку в ложку, пытается нанизать пирамидку.

Малыш может выполнять и более сложные действия нанизывания, вкладывания и открывания, если взрослый их покажет.

Физическое развитие: умения и навыки

  • ребенок должен уметь садиться без помощи взрослых, подниматься на ноги и передвигаться, держась за опору в десять месяцев;
  • вставая на ноги, десятимесячный ребенок должен полностью опираться на стопу;
  • дети пытаются самостоятельно залезть на родительскую кровать или взобраться на лестницу;
  • координация и логическое мышление малыша в десять месяцев достигает уровня, позволяющего ребенку успешно вставлять один предмет в другой, собирать пирамидку и строить башни;
  • развиваются мышцы кисти, и теперь малыш не только умеет хватать, но и осознанно разжимает пальцы;
  • десятимесячный грудничок любит разглядывать и трогать других детей; также он должен уметь отличать себя от других малышей на фото или видео;
  • развитие мелкой моторики позволяет малышу в десять месяцев играть с некрупными игрушками;
  • десятимесячный младенец стремится делать все самостоятельно и подражает взрослым, копируя их действия и разговоры;
  • ребенок в десять месяцев должен уметь осмысленно действовать обеими руками, одной он может держать игрушку, а другой рукой трясти погремушку;
  • малышу нравится получать результат своих действий, поэтому он с удовольствием бросает предметы, «играет» на музыкальных инструментах и нажимает кнопки игрушек, проигрывающих мелодии;
  • поскольку в среднем у ребенка десяти месяцев во рту должно быть три пары зубов, он может пережевывать твердую пищу. Питание малыша теперь перестает представлять из себя пюре, грудничок должен уметь кушать цельнозлаковые каши и овощные рагу;
  • в возрасте десяти месяцев жизни у ребенка определяется ведущая рука. Протяните малышу игрушку, он может взять ее правой рукой, если он правша, или левой, если он левша. Не нужно насильно вкладывать ребенку предметы именно в правую руку, поскольку это может оказать негативное влияние на функции его мозга.

Но не все дети одинаково развиваются, одни полны исследовательского интереса и неустанно ползают по дому, другие будут спокойно катать машинку или играть в своем «развивающем центре», а третьи будут лениться и висеть на маминых руках. Ваша задача на этом этапе – постараться мягко направить малыша в нужную сторону и способствовать освоению навыков – как двигательных, так и игровых.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина.
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыш в 10 месяцев уже многое умеет и понимает. Он сильно вырос в физическом плане: научился координировать свои движения и продолжает развивать мелкую моторику, быстро ползает, а некоторые детки начинают ходить самостоятельно. В эмоциональном плане такой ребенок – уже личность. Дети становятся участниками общения с родителями, понимают сказанные им фразы, с радостью выполняют просьбы и негативно реагируют на неприятные им действия (например, подстригание ногтей). Этими навыками должен обладать малыш 10 месяцев, развитие мальчиков и девочек может отличаться:

  1. Девочки охотнее занимаются монотонными занятиями и опережают своих сверстников противоположного пола: быстрее осваивают горшок, пользование ложкой, первые слова.
  2. Мальчики проявляют упрямство, стремятся с самостоятельности, поэтому могут рано начать ходить. Усидчивости им часто не хватает.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Нередко мамы и папы задаются вопросом: что должен уметь малыш в 10 месяцев? Главные навыки, которые осваиваются к этому времени, касаются физического развития. Координация движения развита, если нет отклонений.

Дети должны уметь:

  • брать предметы обеими руками;
  • подцеплять вещи двумя пальцами;
  • переступать, держась за каталку или руку;
  • ползать;
  • слезать с возвышенности и забираться на нее;
  • открывать дверцы и крышки;
  • находить нужные вещи среди других;
  • делать подражательные жесты руками;
  • повторять за взрослыми их поведение и звуки.

Как развивать ребенка в 10 месяцев?

Эмоциональное и физическое развитие детей полностью ложиться на плечи родителей. Они должны знать, как развивать малыша в 10 месяцев, чтобы привить ему необходимые умения и знания.

Соблюдение простых правил поможет малышу взрослеть гармонично:

Необходимо оборудовать для ребенка простор для движения, позволять безопасно передвигаться по квартире, исследовать мир. Нужно вводить нормы поведения в доме и разумные запреты. В комнате ребенка должно быть место, куда он смог бы складывать свои игрушки. Гимнастические упражнения помогают крохе быстрее научиться ходить

Во время прогулки стоит выпускать его из коляски, удерживая за руки помогать переступать ножками

Очень важно общение на любые темы для закрепления лексики малыша. Чтению стоит уделять хотя бы немного времени ежедневно. Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия

Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия

Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия.

Игрушки для детей в 10 месяцев

Подрастающему малышу интересно узнавать окружающий мир. Делать это он может с помощью предметов, которые всегда под рукой. Полезно позволять ребенку:

  • переливать воду из емкости в емкость;
  • перебирать крупу на подносе;
  • пересыпать песок;
  • играть со шнурками;
  • рвать бумагу;
  • лепить из теста и глины.

Хорошо, когда дома есть интересные развивающие игрушки. С радостью десятимесячный ребенок занимается с такими предметами, как:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • машинки-каталки;
  • сортеры;
  • пупсы;
  • матрешки;
  • лейки;
  • посуда для кукол и другие игрушки.

Игры для детей в 10 месяцев

В возрасте 10 месяцев малыш в состоянии занять себя сам, его ненадолго увлекают игрушки, погремушки. Полезно оставлять кроху одного (но под присмотром). Однако для целенаправленного развития ребенку необходимы игры с родителями. При поддержке взрослого дети в состоянии собрать пирамидку, справиться с сортером, уложить куклу спать, укрыв одеялом. Развивающие игры для малышей 10 месяцев подразделяются на двигательные, речевые, направленные на сенсорное развитие и взаимодействие. Например, это такие занятия, как:

  • «марафон», преодоление полосы препятствий;
  • игры с мячом;
  • сортировка предметов;
  • распаковка (игрушки из бумаги, пакета);
  • пальчиковый театр;
  • занятия с прищепками – найти и снять;
  • соотношение предмета с картинками.

10 месяцев ребенку – прекрасный возраст, когда родители ощущают радость от общения с подросшим малышом

Это трудный, но интересный период, в который важно заложить навыки взаимодействия с окружающим миром. Совсем скоро малыш научится ходить, и необходимо подготовить его к этому, развивая координацию движений, занимаясь гимнастическими упражнениями

Правильные действия родителей – залог успеха и здоровья ребенка

Правильные действия родителей – залог успеха и здоровья ребенка

Правильные действия родителей – залог успеха и здоровья ребенка.

Развивающие занятия и игры

В период бодрствования нужно играть с малышом, проводить обучающие занятия. Необходимо совершенствовать имеющиеся и развивать новые способности, навыки. Для этого рекомендуется приобрести ряд полезных предметов.

Для умственного, физического, сенсорного развития, совершенствования бытовых навыков у ребенка должны быть такие игрушки:

  • пирамидки;
  • погремушки;
  • деревянные либо пластмассовые разноцветные кубики;
  • мячики;
  • машинки;
  • ксилофон, пианино;
  • пластмассовые детские чашки, тарелки;
  • телефон;
  • мягкие игрушки (куклы, животные, персонажи мультфильмов).

Развивающие игры и занятия для десятимесячных детей:

  • машинки. Взять две машинки: одну дать ребенку, а вторую оставить себе. Катать по полу детские автомобили, приговаривая «би-би» или «ду-ду». Хорошо, если есть игрушечный грузовик. В нем можно катать плюшевого медвежонка или куклу. Игра развивает моторику и мышление;
  • телефон. Взять детский телефон, приложить трубку к уху и сказать: «Привет, это мама». Передать трубку ребенку и попросить его тоже что-то сказать («мама», «баба»). Малыш поймет, для чего нужен телефон. Игра способствует становлению речи;
  • мячик. Надо катать мяч по направлению к ногам малыша и обратно. Можно аккуратно подбрасывать игрушку. Также следует катать мяч к шкафу, кровати, мотивируя двигаться ребенка в определенном направлении. Игра развивает малыша в физическом плане;
  • колокольчик. Дать грудничку колокольчик и предложить издать с его помощью звонкий звук. Это способствует пониманию причинно-следственных связей.

Помогаем развиваться дальше

Разговаривайте с малышом как со взрослым. Не сюсюкайтесь, избегайте коверкания слов. Поддерживайте беседу с малышом в ответ на его лепет как с полноценным собеседником. Спрашивайте его, рассказывайте, проговаривайте свои действия. Постарайтесь строить короткие предложения из простых слов, большинство из которых уже знакомо крохе.

Носите на руках. Несмотря на то, что ребенок проявляет все больше самостоятельности, он по-прежнему нуждается в ласке. Нежные объятия и ношение на руках создают доверительную атмосферу между родителем и карапузом. Не стесняйтесь петь, это не только успокаивает кроху, но и стимулирует развитие речевых навыков.

Учите ребенка чувству юмора. Оно обязательно пригодится ему во взрослой жизни, особенно когда столкнется с трудностями. Малыш не только понимает шутки, но и пытается сам сознательно рассмешить близких людей.

Свобода в ползании, но с ограничениями. Ползать везде и всюду и доставать до всего, чего душа пожелает, вполне нормально для 10 месячного карапуза. Однако заботливые родители ограничивают такую свободу определенными запретами. Например, они запрещают трогать утюг, объясняя, что он горячий. При этом ребенок должен понимать на практике, что значит горячо. Урок можно провести на кухне, позволив дотронуться ему до чашки с горячим чаем.

Рисуем и лепим. В этом возрасте закладываются лишь основы для творчества. Поэтому рисование пальчиковыми красками сводится к возюканью по ватману. Выводя дорожки, можно мокнуть ладошку в краску и сделать отпечаток и т. п. Обнимите ручку ребенка своей рукой, предварительно взяв фломастер, и покажите, что получается, если провести им по бумаге. Можно попробовать лепить из мягкого пластилина колбаску, шарик. Во время занятий не оставляйте малыша одного.

Читайте. Всем известные сказки, такие как «Курочка-ряба» и «Теремок», дети готовы слушать часами. Каждый день уделяйте время для чтения, позволяя малышу переворачивать странички. Со временем он будет запоминать, когда текст на этой странице закончился и ее пора перелистнуть. Хорошо, если полка с книжками будет ему доступна, чтобы он сам мог выбирать предмет для чтения.

Изучение своего тела. Карапуз вполне способен запоминать и показывать, где у него глазки, ротик, животик и т. п. Для разнообразия можно спрашивать, где у мамы ушки, носик и др.

Постройте туннель. Соорудите из коробок туннель, затем встаньте на одном его конце, оставив кроху на другой стороне. Наклонитесь и позовите его, побуждая проползти через образовавшийся проход к вам. Такая игра вызовет массу удовольствия.

Как развивать ребёнка в 10 месяцев?

В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру

Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается

в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения. Не ограничивайте малыша пределами манежа

Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.

Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.

Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.

  • физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике пупочной грыжи;
  • больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.

Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.

В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.

Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.

ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.

Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.

https://youtube.com/watch?v=Gs3AUHP4akc

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

 
Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).
Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок

Расширять пассивный словарный запас, называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес

Побуждать ребенка произносить звуки, которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша

В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.

Действия с предметами
Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами, например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.
Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку. Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности
На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка. Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.
Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело

Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие

В 10 месяцев малыш активнее, чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание. Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей

Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.
На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям. Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка
В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад. Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.
Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями, к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

Кроха уже стал более общительным, проявляет самостоятельность. Чадо определяется со вкусами: выбирает музыку, игры. К 10 месяцем крошечка:

  • пользуется ложкой, пьет из кружки;
  • сидит, стоит сам, с опорой поднимается, становится на четвереньки, начинает ходить самостоятельно;
  • реагирует на протягивание к нему рук;
  • садится на горшок;
  • берет двумя пальчиками мелкие предметы – «пинцетный захват»;
  • сам залазит на кровать, кресло, сам слазит.

Двигательные навыки

Навыки двигаться развиваются очень стремительно. Кроха проявляет желание одновременно использовать несколько игрушек, предметов: подвигать совочком ведерко, идти за любимой игрушкой, самостоятельно ее нести, показывать. Родители должны обязательно похвалить малыша за самостоятельность. Дети сами кушают: откусывают и пережёвывают мелкие кусочки. Они с удовольствием играют с мелкими игрушками, перебирают пуговицы, камушки, застежки, развивая при этом мелкую моторику.

Речевое развитие

Малыш начинает формировать речевые навыки. Дети «разговаривают» при помощи лепета – повторения слогов, многотипных, однотипных. Следя за артикуляцией взрослых, малютка способен воспроизводить слоги типа: «ба-ба», «ну-ну», «ма-ма», «дай-дай» и др. Особенно ярко проявляется интонация. Должен уметь малыш в 10 месяцев выделять силой голоса слоги, расставлять паузы. Лепет становится похож на ритмически повторяющиеся звуки

Важно, чтобы взрослые использовали только мягкую интонацию, разговаривали спокойно

Что должен уметь мальчик

Разница в физическом и психическом развитии между девочками и мальчиками становится заметна уже в десятимесячном возрасте. Мальчики физически более развиты, но менее эмоциональны. Крошки уверенно ползают, начинают контактировать со сверстниками, умеют самостоятельно:

  • садиться;
  • ходить со взрослым;
  • складывать игрушки;
  • показывать предметы по названиям;
  • откликаться на имя;
  • разбирать, складывать пирамидки;
  • строить из кубиков;
  • самостоятельно пить, держать еду.

Что должна уметь девочка

В девятимесячном возрасте девочки более эмоциональные, они чаще смеются, умеют лучше подражать движениям. Девочки легче выполняют просьбы взрослых, умеют пить и есть самостоятельно, с удовольствием начинают двигаться под музыку, могут сами вставать и садиться. У них быстрее начинают развиваться речевые навыки

Девочки нередко что-то делают, стараясь привлечь внимание взрослых, обязательно ожидают похвалу

Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Физическое развитие

10-месячный ребенок может:

  • может уверенно сидеть, твердо стоять на ножках, держась за опору одной рукой;
  • ходить, опираясь на какой-либо предмет или стену (стул, машинку, бортик кроватки и др.);
  • подниматься на невысокую лесенку (в доме или на горке для катания) — 2—3 ступеньки, а вот спускаться обычно получается хуже;
  • садиться из стоячего и лежачего положения и вставать на ножки, придерживаясь за опору;
  • вероятнее всего у него уже имеется 4 зуба, но если их еще нет, то это не повод для беспокойства, это тоже норма;
  • манипулировать игрушками (открывать и закрывать коробочки, прятать в них игрушки, кидать их, сбрасывать со стола);
  • переворачивать плотные странички книжек;
  • есть ложкой, пить из кружечки;
  • захватывать предметы пальцами («пинцетный захват»);
  • понимать, что такое горшок и для чего он нужен.

Каждый ребенок развивается в процессе игр, которые с каждым месяцем становятся все более осмысленными:

  • 10-месячный карапуз перекатывает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Таким образом, он начинает понимать, что мячик катится, кубик стоит. Если ранее он пирамидку рушил, то теперь может ее собирать и понимать, как это делается;
  • играет в «прятки», «ку-ку», когда малыш сам закрывает себе глаза ладонями или прячется за предметы и забавно хохочет, когда родители долго не могут его обнаружить и, наконец, находят;
  • в различные пальчиковые игры, а они, в свою очередь, прекрасно развивают мелкую моторику;
  • крайне интересуется предметами домашнего обихода (посудой, прежде всего, складывает в нее, «варит», стучит и др. манипуляции), пытается подражать маме в мытье полов и др. бытовых делах.

Календарь развития от 10 месяцев до года

Навыки и умения
10 месяцев
11 месяцев
12 месяцев
Физические
Может стоять некоторое время без опоры и поддержки, делает шаги, держась за поручни
Хорошо стоит без опоры около 5 секунд, балансируя; уверенно идет при поддержке взрослого
Ходит самостоятельно, может приседать, поднимая что-то с пола, редко теряя при этом равновесие
Речевое
Повторяет за взрослыми слоги, лепечет на «своем языке», говорит некоторые слова отчетливо
Способен выполнять отдельные просьбы взрослого, связанные с привычным для него окружением (взять игрушку, положить тарелку и т.д.)
Хорошо идет на контакт со взрослым, который просит его что-то сделать (показать, положить куда-то, принести и т.д.), активно изучает новые слова и пробует их произносить пока еще неотчетливо
Мышление
Улучшается восприятие мира через все каналы чувств, усложняется мыслительная деятельность, запоминаются понятия и сопровождающие их суждения (молоко вкусное, солнце желтое и т.д.)
Начинает управлять своими действиями, думает, прежде чем произвести действие, мышление совершенствуется
Начинает осознавать категории предметов, их виды (семья, еда, животные, книги и т.д.), может задерживать внимание на предмете произвольно

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий