Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков «марлбс».

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Очки

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет — животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.

Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

Готовность руки к овладению письмом

Рисование простых узоров (рис. 4 и 5) на листе нелинованной бумаги мягким простым карандашом. Если ребенок, хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев.

  • Высокий уровень — узоры продолжает правильно
  • Средний уровень — допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них
  • Низкий уровень — продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов.

Развиваем пальчики с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.

Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

  1. В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
  2. В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
  3. 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.

Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.

Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Виды упражнений

Существует немало видов деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук. Среди них можно подобрать занятия, соответствующие разным возрастным этапам. Например, для самых маленьких подойдут:

  • массаж;
  • игры-потешки как разновидность пальчиковой гимнастики;
  • катание между ладошками орехов, ребристых карандашей;
  • хватание и сжимание каучукового мячика (или массажного – с мягкими шипами);
  • «переминание» песка.


Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Для деток после года подойдут, например, такие:

  • лепка из пластилина или теста;
  • рисование карандашами или красками;
  • собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок, сортеров;
  • выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха;
  • перебирание круп;
  • рисование по песку, муке, мелким крупам;
  • застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков;
  • закручивание баночек, бутылочек;
  • разрывание бумаги на кусочки.

Таким образом, далеко не всегда необходимо приобретать специальные дорогие игры. Для пальчиковых игр вполне подойдут предметы, имеющиеся в повседневном обиходе каждой семьи.

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”rectangle” data-ad-slot=”9953632029″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=3″></iframe></ins>

<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”rectangle” data-ad-slot=”9953632029″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=3″></iframe></ins>

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

Развиваем мелкую моторику домашним хозяйством

Сейчас в магазинах очень много игрушек для развития детской моторики, но освоенные игры часто надоедают. Как же сделать так, чтобы ваш малыш развивался постоянно?

Есть маленькая хитрость – пусть он вам помогает по дому. Ведь детки любят подражать взрослым и с удовольствием помогут им во взрослых делах, а непослушные пальчики получат необходимую тренировку. Попросите его:

снять кожицу с картофеля, сваренного в мундире. Очистить яйцо от скорлупы, а цитрусовые – от кожуры;

  • вытащить из расколотой скорлупы грецких орехов ядро, отшелушить пленку с жареного арахиса;
  • убирать пальчиками крошки со стола, помочь собрать с пола мелкие предметы: горошинки, пуговки, бусинки;
  • закрутить отвёрткой шуруп;
  • перебрать различные крупы;
  • лепить манты, пельмени, печенье;
  • перебрать ягоды;
  • помыть овощи и посуду, но постарайтесь перемывать её только тогда, когда ребёнок не видит, чтобы труд малыша в его глазах не обесценился,
  • развязать пакеты из магазина;
  • прополоть огород;
  • пересадить рассаду, которую не жалко;
  • собирать вместе с вами ягоды;
  • собирать инвентарь для поделок: шишки, жёлуди, листочки;
  • открывать двери и почту ключиком;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;
  • заплетать косы себе, маме, сестре;
  • вешать бельё, пользуясь прищепками;
  • комкать и отрывать бумагу для обуви, которую убираете на зиму;
  • отвинчивать пробки;
  • точить карандаши точилкой;
  • найти край скотча и отклеить;
  • достать предметы из-под шкафа и других узких пространств, куда ваша рука не влезет;
  • аккуратно листать книжки;
  • чистить расчёску,
  • убирать катышки с одежды пальчиками;
  • нанизывать бусинки;
  • сортировать пуговички;
  • сматывать пряжу;
  • помогать набивать наполнителем (синтепоном) самодельные игрушки.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Мы подобрали для вас разнообразные игры и упражнения, среди которых вы обязательно найдёте то, что подойдет вам и вашему чаду.

  1. Складывание игрушек. Ставим перед ребёнком прозрачную ёмкость и отдельно кладём мелкие игрушки. Предлагаем сложить в емкость игрушки правой рукой. Затем высыпаем их обратно, и просим повторить те же действия левой рукой.
  2. Игры с крупой. В одной ёмкости смешиваем два вида круп, например, рис и гречу. Необходимо, чтобы ребёнок разложил эти крупы по разным контейнерам. Можно усложнить игру, добавив в смесь из круп другие мелкие предметы, например, бусинки, пуговки, камешки.
  3. Упражнение на разрывание листа бумаги. Предварительно на листе бумаги чертим произвольные линии. Предлагаем ребёнку разорвать руками бумагу точно по нарисованным линиям. Можно усложнить задание, изобразив геометрические фигуры.
  4. Упражнение на перелистывание страниц. По мере взросления ребёнка вместо разрывания листа бумаги можно предложить листать страницы любимой книги. Это упражнение также способствует ранней заинтересованности ребёнка к чтению литературы.
  5. Разглаживание смятого листа бумаги. Кладём перед ребёнком смятый лист бумаги и предлагаем разгладить его настолько, чтобы не осталось ни одного согнутого уголочка. Можно усложнить упражнение, предложив выполнить его одной рукой, при этом придерживая лист большим пальцем.
  6. Игры с кубиками. Даём задание собрать разнообразные фигуры из кубиков: башню, домик, машинку и т.д. Также для этих игр подойдут кольца от пирамидок. Задания усложняются по мере освоения ребёнком постройки простых фигур.
  7. Игры со шнуровками. Возможны в различных вариантах. Это может быть и ненужный ботинок, который можно давать ребёнку зашнуровывать и расшнуровывать. Это может быть и карточка, в которой сделаны отверстия под шнурки. В любом случае действия с этими предметами одинаковы и преследуют одну цель – научить ребёнка самостоятельно справляться со шнурками, так как этот навык пригодится ему в будущем.
  8. Упражнения со счетными палочками. Просим выложить на столе геометрические фигуры. Сначала ребёнок выполняет задания по образцу, а затем самостоятельно по словесным указаниям. Дополнительный плюс этого упражнения – формирование элементарных математических представлений.
  9. Игры с крышками. Здесь можно предложить различные ёмкости и сосуды с крышками, которые ребёнок будет самостоятельно закручивать и откручивать. А если сказать ребёнку, что без него вам не справиться, вы дадите мотив стать вашим главным помощником.
  10. Рисование пальцем на песке. Предложите ребёнку нарисовать поочередно всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает. Взаимодействие с песком к тому же положительно влияет на центральную нервную систему.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением

Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека

Таким образом, под понятием логопедического термина «мелкая моторика рук » подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий