Механизмы личностного роста
- Присвоение подразумевает формирование личностных качеств в тесном контакте с окружающим. В каком-то смысле, этот механизм является навязыванием человеку устоев, принятых в обществе.
- Обособление проявляется в нежелании субъектом принимать правила поведения и стремление выделиться из толпы. Этот механизм способствует формированию индивидуальных качеств, позволяющих обособить человека от общества. Обособление может проходить через внутреннее, то есть темперамент, черты характера или интеллект, внешнее направление, к которому относятся половая принадлежность, национальность и т.д.
- Идентификация является наиболее сложным механизмом личностного роста. Речь идет о попытке человека стать похожим на объект симпатии. Копирование может затрагивать физический и эмоциональный уровень.
Знание механизмов и законов развития личности позволяет составить программы обучения, используемые педагогами и психологами. Эти же законы помогают психоаналитикам в работе с пациентами.
Кто такая сформированная личность
Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.
- Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
- Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
- Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
- Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.
Что есть личность
Фото автора Monstera: Pexels
В понятие «личность человека», как правило, вкладываются следующие значения:
- лицо как понятие целостности человека, от латинского слова persona. В этом понимании, личность человека рассматривается с точки зрения субъекта отношений и созидательной деятельности;
- социальный и психологический облик – сформированная система социально значимых черт, которые характеризуют человека как члена общества.
Как видно, по своей направленности эти два понятия очень различны, но часто используются как синонимы.
При рассмотрении процесса становления личности, будем рассматривать личность как набор элементов психики носителя сознания, которые определяют его в качестве индивида, исполняющего значимую роль в социуме, а также способного приносить пользу себе и обществу и нести ответственность за свои поступки.
Признаки формирования личности в разные периоды жизни
На первом году жизни признаком формирования личности служит проявление доверия или недоверия по отношению к миру. Младенец либо улыбается незнакомым людям и охотно взаимодействует с ними, либо пугается и заливается плачем.
В период от года до 3 лет ребенок демонстрирует стремление к самостоятельности, независимости от взрослых и уверенность, что он все сможет сам.
В возрасте от 3 до 6 лет он проявляет любознательность по отношению к окружающему миру, усидчивость, способность выполнять простые задания, желание помогать взрослым по хозяйству.
В период от 7 до 13 лет ребенок становится самостоятельным, он способен справиться со сложными жизненными задачами, проявляет стремление к успеху и признанию, усердие и трудолюбие в освоении новых знаний и навыков. Хорошо развиты коммуникативные навыки.
В возрасте с 13 до 20 лет происходит половое самоотождествление и жизненное самоопределение. Юноши и девушки решают, чем хотят заниматься, кем быть, какими быть. У них вырабатывается собственное устойчивое мировоззрение.
В период с 20 до 50 лет проходит основной этап самореализации личности. Человек совершенствуется в профессиональном плане, обзаводится семьей, воспитывает детей, развивается в духовном и нравственном направлении.
В возрасте от 50 до 65 лет человек видит итоги самореализации. Он добился высот в карьере, пользуется уважением коллег и общества. Вырастил детей, успехами которых по праву гордится. Человек заслужил любовь и уважение близких, родных, друзей. Продолжает активно трудиться на благо общества, занимается саморазвитием.
Что может препятствовать росту?
Несмотря на обилие методов личностного развития, есть факторы, которые могут помешать вам расти. Обычно проблемы личностного развития кроются в самом человеке, а не во внешних обстоятельствах.
Чувство страха. Факторы личностного развития таковы, что это, в любом случае, выход из зоны комфорта. Шаг вперед – это нечто новое и неизвестное, а неизвестное всегда пугает
Важно вопреки этому чувство идти вперед и поставить роль личностного развития на первый план, а страх на второе место.
Чрезмерная уверенность. Важно уметь отличать зерна от плевел и видеть, когда вы действительно имеете силы и могущество на перемены, а когда вам это лишь кажется
В этом случае вы сумеете в нужный момент сделать паузу, чтобы не расточать силы зря.
- Креативность. Творческий подход может и навредить, если использовать его без меры. Умейте остановиться и проявить мудрость и самоконтроль.
Усталость. Приходит со зрелостью, вам кажется, что все уже познано и ничему новому научиться нельзя. Она вызывает нарушение личностного развития, при этом человек не осознает проблемы
Важно отдыхать и всегда помнить, что остались еще новые высоты.
Важнейшие факторы, влияющие на формирование успешной личности
Личность человека развивается в течение длительного времени. Во время этого процесса у индивида меняется мировоззрение, моральные устои, приоритеты. Именно от этих условий зависит формирование личности и то, насколько успешным становится человек в жизни.
Факторы формирования успешной личности следующие:
- Баланс. Первый шаг к успеху человека – гармония между внутренним и внешним миром. Он возможен, если индивид знает, кто он, чего он хочет и как этого добиться.
- Напористость. Является важным аспектом на пути к успеху человека. Если он пытается до тех пор, пока не получит желаемый результат, трудится ради того, чего хочет, мечта обязательно исполнится благодаря приложенным усилиям.
- Целеустремленность. Если действия совершаются целенаправленно, имеют под собой логическое обоснование и соответствуют моральным принципам, индивид развивается.
При наличии этих факторов человек сможет прийти к поставленной цели в кратчайшие сроки.
Кто и что влияет на процесс формирования индивида
Процесс формирования личности происходит под воздействием ряда факторов. Выделяют 4 основных источника, из которых индивид черпает знания и опыт. Рассмотрим, какие именно факторы оказывают влияние на формирование личности:
- Наследственность. Этот фактор определяет многое в человеке: именно он закладывает фундамент для формирования личности.
- Окружающий мир. Из него человек получает знания и опыт. Среда, в которой растет и развивается ребенок, накладывает на его психику серьезный отпечаток. Если он жил в бедности, во взрослом возрасте человек старается экономить, с умом подходит к планированию расходов, даже если денег у него достаточно.
- Воспитание и обучение. Родители и другие взрослые люди, окружающие ребенка, посредством общения передают ему свой опыт. Именно от них дети впервые узнают об опасностях и радостях, которые встречаются в жизни. Те ценности и моральные установки, которые родители дают ребенку, остаются с ним на всю жизнь. То же самое касается и психологических травм, перенесенных в раннем возрасте. Также дети перенимают поведение родителей, а во взрослом возрасте часто проецируют образы близких людей на партнеров.
- Собственный опыт. Это решающий фактор формирования личности. Переживая определенные события, человек осознает их и делает выводы. Приобретенный опыт считается уникальным. Именно он дает индивиду толчок к саморазвитию и позволяет двигаться дальше.
Выделяют и пятый критерий, без которого формирование человека как личности невозможно. Он называется привязанностью. Это чувство может возникать по отношению к людям или вещам, идеям.
Очень важно понимать, кто и что влияет на человека в большей степени в процессе формирования его личности. Таким образом можно скорректировать влияние этих факторов на индивида.
Внутренние установки, под воздействием которых формируется человек
Внутренние установки представляют собой часть мировоззрения индивида. Они являются своеобразным фундаментом и влияют на механизмы формирования личности.
Первые внутренние установки прививают человеку родители. Со временем они меняются под воздействием общества и ближайшего окружения индивида.
Гармония внешних условий и личностных характеристик как решающий фактор
Гармония между характеристиками личности и окружающими ее условиям – крайне важный критерий дальнейшего развития.
Например, талантливые от рождения люди нередко перестают работать над собой и совершенствоваться, из-за чего упускают шанс добиться успеха в конкретной сфере. Здесь происходит конфликт внутреннего характера (индивид слишком самоуверен) и внешнего (врожденного таланта не хватает, чтобы продвигаться по карьерной лестнице или развиваться в творческой сфере).
Также нельзя забывать про факторы, влияющие на формирование личности, и условия, в которых рос и воспитывался ребенок. Если они изначально были плохими, но человеку хватило мотивации, чтобы расти, – он победил внешние факторы. Бывает и обратная ситуация: избалованный в детстве ребенок не хочет развиваться и принимать самостоятельные решения, из-за чего стагнирует или даже деградирует. stakhanovets.ru/dlp
Задачи личностного развития
Создание условий для личностного развития влияет на его задачи. Например, если вы хотите сменить место работы, вы должны создать условия – найти новые варианты, куда можно уйти. Задачами могут выступать:
- Завершение абьюзивных отношений
- Преодоление тревожности
- Усовершенствование принятия своего «я»
- Прекращение всех зависимостей
- Умение выбирать приоритеты
- Отсутствие вредных привычек
- Работа над недостатками характера
- Встреча любимого человека
- Шаги вверх по карьерной лестнице
- Финансовое благополучие
- Построение отношений, приносящих удовольствие
- Преодоление вредных привычек
Стоит начать делать шаги по направлениям личностного развития работать над этими задачами, как появляются силы на их выполнение.
С чего начать личностный рост?
Особенности личностного развития включают в себя сложность старта. Вам кажется, вы не знаете, чему следовать, что делать отправной точкой. Это кропотливый процесс, который можно упростить, благодаря следующим вещам:
- Изучите себя, свои сильные и слабые стороны. Как вы взаимодействуете с миром и людьми? Какой у вас характер? Чего вы хотите от жизни? Можно использоваться медитации, вести личный дневник, прорабатывать эмоции. Спросите себя, чего достигнете, если будете продолжать настоящие действия? Вас это устраивает?
- Будьте готовы сами отвечать за свою жизнь и события. Сетовать на судьбу и удачу – плохая политика. Поймите, что, если ситуация совсем не поддается изменению, стоит начать относиться к ней иначе. В остальном, вы и только вы творец своей жизни.
- Придумайте план совершенствования себя. Разработайте путь. Одна большая цель содержит множество маленьких шагов, которые можно разбить на временные рамки. Так вам будет легче идти вверх по ступеням роста.
- Расширяйте зону комфорта. Сделайте свой страх оружием. Идите напролом, бросайте вызов самому себе и испытывайте на прочность. Пробуйте вещи, которых боялись. Учитесь смотреть на ситуации с разных точек зрения.
- Создайте себе полезные привычки. Именно привычки формируют нашу реальность.
Будет полезно завести дневник, куда вы будете записывать все полезные идеи, которые пришли вам на ум в течение дня. Записывайте абсолютно все инсайты, даже если они кажутся вам нелогичными. По прошествии времени вы обнаружите, что с их помощью увидите интересное направление, в котором можно начать двигаться. Может, вам придет на ум сюжет к книге или фильму, название парфюма, рецепт блюда. Фиксируйте все!
Примерно 20 или 30 минут в день выделяйте для общения с собой. Примите комфортное положение и прислушайтесь к мыслям. Первое время вы не увидите пользы от этого процесса, но позже диалог с сознанием наладится, и вы поймете, чего хотите.
Процесс формирования личности
Социализация, как процесс формирования личности.
В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически – организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.
Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности – это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.
Воспитание, как процесс формирования личности.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.
Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.
С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я»
При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни
Этапы формирования личности
Формирование личности начинается с рождения. Это долгий и сложный процесс, который происходит в несколько периодов (этапов):
Младенческий период — 0-2 года
На этом этапе младенец начинает учиться доверять или не доверять. Если о нем хорошо заботиться и любить, он начнет развивать чувство безопасности и положительно относиться к жизни. В противном случае ребенок будет чувствовать себя незащищенным, начнут развиваться первые детские страхи.
Стадия малыша — от 18 месяцев до 3 лет
В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном воспитании ребенок обретает уверенность в себе. Родителям придется пройти через упрямство и первый большой кризис.
Дошкольный этап — от 3 лет
Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться инициатива. Он начинает использовать свое воображение и понимать, как вести за собой других и следовать за ними.
Этап школьного возраста
На этом этапе ребенок развивает базовые интеллектуальные навыки. Он понимает, как общаться со сверстниками и умеет управлять общением, проявляет гибкость в разных компаниях.
Подростковая стадия
На этом этапе формируется набор ценностей, которые помогут в жизни. Мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
17 лет
Формируется абстрактное мышление, формируются участки префронтальной коры головного мозга. На рисунке эти зоны выделены темно-синим и фиолетовым цветом. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Они начинают оценивать риски, проявлять самоконтроль и планировать свое будущее.
21 год
В этом возрасте формируются высшие психические функции. Но человек по-прежнему не может контролировать свои эмоции и принимать решения рационально, что видно по небольшим зеленым зонам на рисунке. Эти навыки формируются только к 23 годам.
Диагностика состояния психики
Наилучший метод диагностики – консультация у психолога. В процессе беседы, наблюдая за реакциями клиента и анализируя его ответы, специалист выявляет истинную причину. Для подтверждения диагноза используются вспомогательные тесты. К слову, провести тестирование можно и в домашних условиях
Однако важно помнить, что по итогам одного тестирования диагноз не ставится никогда
Как и способы диагностики, технология решения психологических проблем подбирается в индивидуальном порядке. В целом, чтобы решить проблему, психолог выстраивает взаимодействие с клиентом по такому алгоритму:
- Установка контакта, построение доверительных отношений.
- Исповедь клиента. Детальный рассказ о том, что его беспокоит, описание проблем и чувств.
- Уточняющий диалог. Психолог задает вопросы, уточняет сказанное клиентом, подсказывает, направляет к решению проблемы и помогает человеку разобраться в себе.
- Решение проблемы. Сам клиент осознает и находит выход из сложившейся ситуации.
Таким образом, во время психотерапии клиент получает следующее:
- осознание истинных проблем, причинно-следственных связей;
- выход эмоций;
- поиск и принятие адекватного решения;
- принятие того, что нельзя изменить, и адаптация к этому;
- личностный рост и способность лучше понимать себя и других.
Конкретный план реабилитации зависит от характера ситуации и индивидуальных особенностей клиента. В арсенале психолога есть сотни различных способов.
Закономерности развития личности человека
Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.
Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.
Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.
Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:
1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.
Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период
Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.* По материалам книги «Психология деловых отношений», Занковский А.Н.
10 признаков личностного роста
Владимир Львович Леви — один из выдающихся психологов, кто просто и доступно рассказывает про личностный рост. В своих трудах писатель обозначил основные показатели развития личности
Владимир Львович Леви
К таким показателям относятся:
Расширение сферы интересов и хобби.
Формирование устойчивых жизненных взглядов и убеждений.
Понимание природы поступков окружающих людей.
Осознание собственных желаний и потребностей.
Обретение внутренней свободы, раскрепощение мысли.
Принятие ответственности за собственную жизнь и действия.
Формирование и защита личного мнения, интересов.
Абсолютное принятие своей индивидуальности.
Самосовершенствование, постоянная проработка слабых сторон личности.
Раскрытие и активизация внутренних ресурсов и талантов.
Наличие хотя бы одного пункта из данного списка свидетельствует о процессе развития личности. Причем полноценная трансформация никогда не заканчивается. По мере достижения существующих целей намечаются новые горизонты, и процесс начинается снова.
Полезные книги по личностному росту
Дополнительным подспорьем для успешной работы над собой станет тематическая литература.
Советуем обратить внимание не следующие издания:
«Бойся… но действуй! Как превратить страх из врага в союзника», Сьюзен Джефферс
Книга содержит эффективные способы избавления от ограничивающих убеждений. Автор объясняет, как взять ответственность за собственную жизнь и перестать поддаваться на манипуляции окружения.
«Думай медленно, решай быстро», Даниэль Канеман
В работе рассматриваются особенности медленного и быстрого мышления. Канеман делится механизмами принятия решений, рассказывает, как избежать необдуманных действий и направить энергию в нужное русло.
«Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь», Гретхен Рубин
Книга представляет собой пошаговое пособие для личностного развития. После прочтения вы сможете определиться со своими истинными целями и желаниями, а также получите рекомендации, благодаря которым будете становиться лучше и продуктивнее с каждым днем.