Развитие критического мышления у детей

Настольные игры

Есть много настольных и компанейских игр, отлично развивающих критическое мышление. Здесь игрокам для классификации приходится придумывать критерии и признаки, выдвигать гипотезы, проверять их, наконец, делать верный выбор.

  • «Да-Нетки» – известная игра, в ней нужно либо отгадать слово, либо воспроизвести загаданную ситуацию. Водящий на любой вопрос может отвечать только односложно: «да» или «нет». Количество вариантов ответа постепенно сужается с помощью наводящих вопросов, пока не выкристаллизуется единственно верный, устраивающий всем критериям.

  • «Контакт», «Активити», «Шляпа» и подобные игры, в которых игроку приходится объяснять фразы или слова любым путём, кроме речи. Здесь нужно вспоминать факты, касающиеся загаданного предмета (зачем нужен, из чего состоит и т. д.), выдумывать способы его описания.
  • «Codenames» – команды в этой игре должны быстрее других найти среди выложенных карточек своих тайных агентов. Карточки в ходе игры приходится группировать по разным признакам, а потом карточку с нужным агентом выбирать методом исключения.

Можно только радоваться, что малыш задаёт много вопросов и указывает на огрехи в чьих-то размышлениях – значит, он смышлёный и любознательный. Его нужно научить тому, чтобы прежде чем кого-то критиковать, ему следовало бы получше разобраться в вопросе и сделать нужные выводы. Ему нужно позволить делать ошибки, сомневаться, чтобы потом их анализировать и вместе с родителями делать выводы. Развитие критического мышления у ребенка – очень важный этап – пусть у ребёнка будут условия для принятия самостоятельных решений, не нужно навязывать ему свои, чтобы он вырос решительным и уверенным в себе. 

Преимущества навыков критического мышления

Навыки критического мышления могут принести пользу вашему ребенку во многих отношениях. От умения решать сложные задачи в школе и определять свое отношение к тем или иным вопросам до построения отношений и преодоления давления со стороны сверстников. Эти навыки помогут вашему ребенку справиться с жизненными проблемами и препятствиями.
Навыки критического мышления полезны при решении математических задач, при сравнении и сопоставлении, а также при формировании аргументации. Они также полезны при самоанализе. Когда ребенок пытается достичь личной цели или сохранить удовлетворительные отношения, очень полезно применять критическое мышление.
Критическое мышление также способствует развитию независимости, повышает творческий потенциал и поощряет любознательность. Дети, которых учат использовать навыки критического мышления, задают много вопросов и никогда не принимают все за чистую монету — они хотят знать «почему».
Развитые навыки критического мышления также могут привести к улучшению отношений, уменьшению стресса и повышению удовлетворенности жизнью. Тот, кто умеет решать повседневные проблемы, скорее всего, будет чувствовать себя более уверенным в своей способности справиться с любыми трудностями, которые подбрасывает ему жизнь.

Как развитое критическое мышление пригодится в жизни

Если говорить о детях, то умение придирчиво относится к информации, пригодится им везде: и в учебе, и в общении, и в повседневной жизни.

Ребенок с развитым критическим мышлением будет:

  • Всегда иметь свое мнение. Дети часто берут пример с других и копируют модели поведения одноклассников, друзей, блогеров. К сожалению, чаще всего это не самые лучшие примеры. Ребенок с развитым критическим мышлением сможет отличать плохое от хорошего и не поддаваться негативному влиянию.
  • Меньше подвержен стрессам. Умение «фильтровать» и анализировать информацию даже в самых трудных ситуациях помогает сохранять устойчивое эмоциональное состояние и правильно оценивать ошибки.
  • Уметь красиво и логично выражать свои мысли. Как можно убедить кого-то в своей правоте? Например, взрослого. Верно, нужно привести убедительные доводы и отстоять свое мнение. Критическое мышление помогает не только логично мыслить, но рассуждать и убеждать.
  • Хорошо учиться. Благодаря умению вникать, структурировать и обобщать информацию, детям легче дается школьная программа и дальнейшее обучение.

Как можно развивать критическое мышление у ребенка

Первое, с чего нужно начинать – расширение кругозора. Чтобы уметь оценить ситуацию с разных сторон, ребенку нужно много знать. А для этого нужно постоянно пополнять свою «базу данных» с помощью:

  • чтения художественной и научно-популярной литературы. Как говорят, кто много читает, тот много знает;
  • смотреть познавательные Youtube-каналы с документальными фильмами и передачами;
  • наблюдать за поведением людей, чтобы понимать, какие мотивы ими движут в тех или иных ситуациях, делать выводы и вырабатывать свои модели поведения;
  • побольше общаться и обмениваться опытом.

Здоровые семейные отношения — залог гармоничного развития

Самое лучшее, что могут родители сделать для своих детей — научить их думать своей головой. Данный навык не привьют в детском саду или школе — развитие критического мышления у детей закладывается в семье. И на это уходят годы.

Начинается все с уважения, доверия и понимания

Ребенок, который растет в теплой и дружественной обстановке, если ему уделяют внимание, если с ним разговаривают, отличается от сверстников рассудительностью и сознательностью

В таких семьях родители не требуют от детей беспрекословного подчинения, а терпеливо объясняют, рассказывают и учат мыслить самостоятельно. Если родители не спешат с прямым ответом на вопрос, а вместо этого задают ребенку наводящие вопросы, то тем самым они побуждают его к размышлению, обдумыванию темы. Он сам рассматривает разные варианты и самостоятельно ищет ответ. Так родители завуалировано учат детей путем проб и ошибок искать логические несоответствия. И это ключевой момент.

У родителей, которые выбрали подобную тактику воспитания, дети рано обнаруживают признаки критического мышления, которые потом перерастают в такие качества, как осознанность, внимательность и умение анализировать.

Дети, которые имеют право голоса дома, никогда не попадут впросак ни в школе, ни в каком-либо другом учреждении. Они прекрасно сориентируются в любой обстановке и смогут принять нужное решение.

Как учить ребенка мыслить критически на практике

Научите его задавать правильные вопросы

Основа развития мышления – это тяга к познанию. И здесь не обойтись без умения правильно задавать вопросы. Чтобы ребенку было интереснее, можно тренироваться играя.

Например, после совместного просмотра кино или мультфильма, попросите его придумать 10 – 20 вопросов по сюжету и задать их вам. В процессе ребенок будет учиться замечать детали и рассматривать тему с разных сторон.

Покажите, как анализировать прочитанное

С помощью вопросов также можно разбирать и анализировать прочитанную информацию:

  • Что автор хотел донести до читателя?
  • Что читатель должен понять или сделать после того, как прочтет текст/книгу?
  • Подкрепляет ли автор предоставленную информацию фактами, или больше использует общие фразы, например «ни для кого не секрет», «всем известно», «никто не поспорит» и т.п.
  • Скрывается ли что-то за основным смыслом?

Анализируя прочитанное с помощью вопросов, ребенок научится формировать свое независимое мнение, подкрепляя его фактами и логическими доводами.

Рассказывайте, что информацию можно черпать из разных источников

Чтобы научиться мыслить критически, ребенок должен уметь использовать и оценивать различные источники информации.  Например, сравнить авторов статей по одной и той же тематике: кто из них теоретик, а кто практик, у кого больше опыта в данной сфере, на основании чего он сделал такие выводы, можно ли было сделать другое заключение и т.п. Самой достоверной будет та информация, которая хорошо подкреплена доказательствами и фактами.

Учите рассуждать и предвидеть варианты развития событий

Хорошо, когда ребенок, прежде чем что-то сказать или сделать, сядет и подумает, чем это ему может обернуться или как достичь цели самым быстрым и безопасным путем.

Научиться рассуждать можно также с помощью вопросов. Например, можно написать на листе бумаги «Что будет, если я не выучу уроки или получу плохую оценку по контрольной». А ниже описать возможные последствия. А еще ниже – какие действия помогут разрешить эту проблему наилучшим образом.

Объясните, как делать выводы из ошибок

Никто не любит ошибаться. Но самый бесценный опыт в жизни мы получаем именно благодаря ошибкам. Поэтому, чтобы ошибки помогали расти, а не становиться «на те же грабли», нужно уметь их правильно анализировать. Объясните ребенку, что не ошибаются только те, кто ничего не пробует. Иногда нормально оступиться, главное, потом спрашивать себя, чему научила эта ситуация и как лучше поступить в следующий раз, если такое повторится.

Когда нужно начинать развивать критическое мышление?

Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в полтора года. К 4-5 годам чтобы обсуждать знакомый предмет, ребёнку уже необязательно его видеть, поскольку он может его представить. Образы в его сознании становятся обобщёнными, малыш уже способен выделять те особенности предмета, которые важны сейчас для решения конкретной задачи. Мышление ребёнка начинает работать со схемами и моделями, анализировать полученную извне информацию и обобщать её. Это самое подходящее время для развития критического мышления.

Самые первые проявления зачатков критического мышления заметны из классических детских «почему?», которые говорят о том, что ребёнок хочет разобраться в причинах некого явления, правила поведения и т. п. Часто родители жалуются, что их «достают» бесконечные «почему?», но если они будут просто отмахиваться от малыша, то запросто отобьют у него интерес к процессу познания. Наоборот, детскую любознательность необходимо всячески поощрять

Благодаря этому ребёнок будет не только развиваться, но и тренировать своё внимание, которое играет значительную роль в процессе психологического развития малыша

Как развить критическое мышление у ребенка?

Как отмечает Д. Халперн, прежде чем развивать критическое мышление, поработайте с ребенком над другими важными личностными качествами: готовностью к планированию, поиску компромисса, к работе над своими ошибками, гибкостью и настойчивостью.

Эти базовые навыки значительно ускорят прогресс ребенка. Но то, что работа над ними еще в процессе, не означает, что развивать критическое мышление нельзя начать прямо сейчас.

Как развивать критическое мышление ребенка в повседневной жизни:

Настольные игры, требующие размышлений.

Наверное, первое, что приходит на ум каждому – это шахматы и шашки. И эта мысль верная. Исход игры зависит от череды принятых решений игроков. Каждый ход требует анализа положения фигур и продумывания последствий их передвижения. Эти игры и подобные им помогут ребенку оторваться от конкретных шаблонов и научиться анализировать, принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках.

Командные игры-угадайки.

Alias, «Шляпа», «Да-нет» и другие похожие игры, где участникам необходимо использовать фантазию, чтобы объяснить слово, действие, явление обходными путями. Во время объяснения и угадывания ребенок смотрит на привычные вещи другими глазами, предлагает множество гипотез и возможных вариантов.

Вопрос – вопрос.

Если ребенок интересуется у вас, что означает то или иное явление, не спешите сразу отвечать. Узнайте у него, почему оно его заинтересовало, с чем оно ассоциируется, есть ли у него предположения. Попросите его пофантазировать, поразмышлять. Главное, чтобы процесс был для него приятен – покажите ребенку, что вам правда очень любопытно узнать, что он думает. После его ответов похвалите его и объясните настоящее значение. Такой метод поможет в развитии аналитических умений и в запоминании.

Периодически будьте тем, кого учат.

К примеру, за завтраком спросите у ребенка, как он думает, почему лучше всего утром есть кашу. Выслушайте его объяснения, и задайте уточняющие вопросы. «Случайно» ошибитесь – скажите, что земля плоская, позвольте ребенку доказать вам обратное. Ребенок в этот момент анализирует, строит причинно-следственные связи. К нему приходит понимание, что люди могут ошибаться.

Так процесс развития критического мышления может стать не только полезным, но и приятным, интересным, а главное – ненавязчивым. Не забывайте отмечать успехи ребенка. Со временем ваши совместные усилия принесут плоды.

Как развить критическое мышление у ребенка в игре

В дошкольном и школьном возрасте для развития мышления идеально подходят игры. Давайте рассмотрим настольные игры, которые будут интересны детям разного возраста.

«Да или Нет» 

Эта игра полюбилась детям благодаря своей простоте. Нужно с помощью наводящих вопросов угадать ситуацию или слово. Ответы на вопросы должны быть краткими «да» или «нет». По мере продвижения игры круг вариантов сужается и приближает игрока к правильному ответу. Есть варианты игры для детей разных возрастов.

 «Элементарно»

Это серия карточных игр по различным тематикам, в которых нужно вычислить злодея на основе полученной информации

На каждом этапе игры важно решать, какие данные важны, а какие бесполезны. Игра подходит для детей от 8 лет

«Brainy Trainy». Критическое мышление

Эта карточная игра, где карты можно разделить по уровням сложности. Игра будет интересна даже взрослым. Здесь нужно включать внимательность и наблюдательность, сопоставлять факты, искать противоречия и проверять информацию на достоверность.

Как еще можно развить критическое мышление у ребенка

Конечно же, нужно читать книги. По этой теме есть литература как для детей, так и для родителей. Ниже несколько примеров.

1. «Гарри Поттер и методы рационального мышления», Элиезер Юдковский

Не знаете, как заговорить с ребенком о критическом мышлении, тогда это подходящая книга. От оригинала она отличается тем, что здесь Гарри прежде всего не волшебник, а вундеркинд, который изучает теорию вероятности и квантовую механику. Он мыслит критически и учится смотреть на все происходящее с точки зрения науки.

2. «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение», Том Чатфилд

Эта книга больше подходит взрослым. Она поможет научиться думать правильно, замечать детали и критически воспринимать информацию. Автор книги рассказывает, как стать более убедительным для окружающих благодаря мышлению.

Как сформировать и тренировать

Добиться максимальной объективности при суждениях, принятии решений и вообще в поведении можно при помощи расширения кругозора. Чем больше сценариев поведения знает ребенок, тем проще ему сориентироваться в конкретной ситуации. Помимо социального взаимодействия с другими людьми, полезно знакомиться с книгами разных жанров. Сказки, классическая литература, познавательные рассказы — чем разнообразнее чтиво, тем шире мировоззрение. После накопления определенной базы знаний, эти знания надо научиться применять. Ролевые игры с различными сценариями развивают не только навык принятия решений, но и творческое мышление.

Для более детального изучения этого типа мышления Викиум разработал онлайн-курс «Критическое мышление». Он подходит для школьников, которые уже знакомы с основами критического мышления, и направлен на глубокую работу с собственными мотивами, эмоциями, желаниями. Курс удобен тем, что все его уроки — это живые вебинары, на которых подробно рассматривается каждый аспект: как управлять своими эмоциями, анализировать свое поведение и прошлые решения, чтобы стать лучше. В конце каждого урока есть домашнее задание, которое поможет тренировать навык критического мышления, чтобы закрепить его на всю жизнь.

Когда начать развивать

Развитие мышления как познавательной функции мозга происходит в старшем дошкольном возрасте. Тогда ребенок начинает понимать закономерности, видеть причинно-следственные связи, мыслить логически. Именно в этот период полезно познакомиться с основами критического мышления. Оно базируется на объективном взгляде на окружающие вещи, а также на понимании собственных внутренних мотивов. Это еще и вопрос безопасности — критический взгляд поможет побороть так называемая детскую наивность, которая может привести к негативным последствиям. Например, уберечь от разговора с незнакомцами и не попасться на уловки мошенников.

Детям свойственно повторять за окружающими с раннего детства — это одна из форм обучения, она называется импринтинг. Если родители делают так, значит, надо делать так же. В школе ребенок знакомится с другими моделями поведения, узнает другие взгляды на привычные вещи. И тут тоже срабатывает принцип повторения. Он может быть обусловлен желанием влиться в какую-то компанию или завоевать чей-то авторитет. Здесь критическое мышление позволит не поддаваться «стадному чувству», когда на перемене все бегают по коридору или дерутся портфелями.

Как развивать критическое мышление

В зависимости от возраста ребёнка стратегия действий родителей должна быть разная:

1. С детьми младшего возраста нужно следить в первую очередь за тем, чтобы контент, с которым они взаимодействуют, соответствовал их возрасту и уровню развития. Ребёнок должен осознавать происходящее на экране (или в книге): понимать сюжет, держать во внимании основных действующих лиц, видеть причинно-следственные связи, отслеживать логику развития событий и так далее.

Понимание происходящего на экране – первый шаг к формированию критического мышления.

На этом этапе полезно беседовать с детьми на тему того, что они поняли и запомнили из увиденного/прочитанного: как вели себя герои; кто из них положительный, а кто отрицательный, и почему; обращать внимание на внешность персонажей, на их поступки и так далее

2. Детей среднего возраста надо учить выявлять посыл произведения – то есть определять и оценивать идеи, которое авторы доносят до зрителя с помощью показанного сюжета. Для этого регулярно задавайте ребёнку вопрос «чему учит?» просмотренный ими фильм, прочитанная книга, прослушанная песня.

Обсуждайте, выявленные смыслы, совместно давайте им свои оценки – какие из них полезные, какие вредные и почему. Подводите к пониманию того, что от просмотра токсичного контента надо отказываться, так как он плохо влияет на психику человека и общество в целом. Подробно обосновывайте свою позицию – детям в этом возрасте нужны аргументы, а не голословные заявления.

3. Детей старшего возраста познакомьте с технологией «Троянский конь» и учите их распознавать информационные вирусы, распространяемые под прикрытием чего-то позитивного, яркого, гламурного. Объясните им, что значительная часть популярного медиаконтента создаётся и продвигается в «красивой обёртке», но при этом содержит ядовитую начинку.

Для тренировки можете использовать тот вредный контент, который будет вам попадаться: каналы различных раскрученных блогеров, творчество звёзд шоу-бизнеса, продукцию Голливуда. Например, можете совместно анализировать различные якобы развлекательные телевизионные шоу по типу «Давай поженимся», «Пацанки», «Холостяк», «Пусть говорят», «Дом 2» и так далее – 99% подобных передач типичные «Троянские кони». Подробно эта тема раскрыта в материалах проекта «Научи хорошему».

В итоге к подростковому возрасту ваш ребёнок должен научиться самостоятельно отделять полезную информацию от вредной и делать осознанный выбор в пользу того контента, который способствует его развитию.

Для повышения эффективности процесса следуйте рекомендациям

  1. Старайтесь формировать вокруг детей положительный информационный фон, выбирая для них созидательные и поучительные произведения и образы. Вредные материалы специально искать не надо – вы с ним и так неизбежно встретитесь.
  2. Ограждайте детей от клипового контента (наиболее часто встречается в музыкальных клипах, некоторых мультфильмах и в соцсетях по типу ТикТока) – чем выше плотность информационного потока, тем сложнее его осознать, проанализировать и оценить. Чем младше ребёнок, тем более плавной должна быть анимация и повествование.
  3. Пробуйте не только устно обсуждать посыл произведений, но и совместно создавайте письменные рецензии. Делитесь своими рассуждениями с окружающими – пусть они тоже привыкают осмысленно относиться к потребляемой информации.
  4. Повышайте свою грамотность в вопросах влияния СМИ и массовой культуры, изучайте медиаграмотность, разберитесь с такими понятиями как структурное и бесструктурное управление.

Для лучшего понимания темы прикладываем также список вредных советов, следование которым гарантированно сформирует у вашего ребёнка клиповое мышление (привычку бездумно потреблять информацию).

Как научить ребёнка применять критическое мышление

До старта тренировок критического мышления полезно объяснить ребёнку, зачем нужен этот навык. А дальше показывать не столько упражнения, сколько приёмы критического восприятия информации. Такой подход поможет школьнику применять критическое мышление не только в игре, но и в реальной жизни.  

Включаем любознательность 

Критическое мышление начинается с точных и свежих знаний об окружающем мире.  Полезно приучить ребёнка ежедневно изучать достоверную информацию. Это могут быть новости из надёжных источников, видеоуроки или книги об истории, строении Вселенной, философии. Например, подойдут книги «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари, «Краткая история времени» Стивена Хокинга, «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда. 

Учим сомневаться

Дальше стоит научить ребёнка не верить всему прочитанному, а задаваться вопросом: а правда ли это? Объясняем, что удивление — это первый звоночек, чтобы задуматься. Если что-то кажется подозрительным, то, может, и не кажется. Стоит это перепроверить. Особенно перед тем как делать репост или устно пересказывать друзьям. 

Важно! Объясняем ребёнку, что не призываем его превращаться в душного скептика. Однако из-за переизбытка информации сейчас особенно полезно проверять правдоподобность и достоверность фактов. 

Рассказываем про популярные фейки 

Ребёнку будет проще усвоить необходимость проверять факты, если он узнает о фейках, в которые дружно поверил весь интернет. Для создания таких фейков часто используют кадры из фильмов и фотошоп, а теперь и изображения, сгенерированные нейросетями. Например, широко разошлось фото с подписью, что якобы с первых показов фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда» люди разбегались в испуге, хотя на самом деле такого не было.

Учим находить первоисточник

Показательно разоблачить массовые фейки можно и на примере расхожих цитат. Например, многие паблики с цитатами приписывают фразу «Глаза — зеркало души» Л. Н. Толстому. А на самом деле писатель так не говорил. Цитата — популярная латинская поговорка: Vultus est index animi

После подобных примеров объясняем ребёнку, что важно проверять первоисточники и отличать факты от мнений.   

Общеобразовательная, частная или онлайн-школа: какую выбрать

Разбираем плюсы и минусы трёх популярных систем образования

Тренируемся отличать правду от фейков

Практиковаться отличать правду ото лжи удобно на развлекательно-познавательных постах из соцсетей с кликбейтными «фактами». Берём сомнительный пост и спрашиваем, верит ли ему ребёнок. Например: «Как думаешь, действительно ли кит на картинке может быть размером с мост? Или это фотошоп?» или «А точно ли площадь ЖКТ человека составляет 250 м2 и практически равна теннисному корту?» После того как школьник ответит, вместе проверяем информацию

Важно привлекать к информационному расследованию и ребёнка: чтобы он находил подтверждения и опровержения и анализировал, насколько достоверный источник

Пользуясь этими простыми техниками каждый день, ваш ребёнок постепенно научится мыслить критически. Это поможет ему не только в учёбе, общении и интернет-сёрфинге, но и при трудоустройстве в будущем.

Как войти в школьный режим

Подсказки, как настроиться на учёбу после каникул

Иммунитет к вредной информации

Чтобы подготовить ребёнка к активному использованию информационных ресурсов, необходимо по мере взросления развивать у него критическое мышление, чтобы он сам умел отличать вредную информацию от полезной и управлять своим информационным окружением, настраивая его под текущие задачи и интересы своей жизни. Но прежде, чем поговорим о том, как тренировать у детей этот навык, давайте разберёмся с тем, что это за зверь такой – «критическое мышление», и чем грозит его отсутствие.

Формирование всякой привычки происходит через изучение теории и регулярную практику. Поэтому сначала раскроем наше определение чуть более подробно. Критическое мышление базируется:

  1. На знании того, что любая информация, с которой мы сталкиваемся, на нас влияет.
  2. На умении выявлять смыслы и идеи, которые несёт информация (будь то книга, фильм, песня или что угодно, вплоть до шутки или мема).
  3. На оценивании выявленного посыла, то есть наделении его различными характеристиками: «полезный», «вредный», «достоверный», «ложный», «сомнительный» и так далее.

Противоположностью критического мышления – является клиповое мышление, представляющее собой привычку к бездумному потреблению информации.

Особенно актуально критическое мышление в отношении всего, что относится к современной массовой культуре. Ведь она часто подаётся под прикрытием «развлечения» – зрителю как бы предлагают сесть на диван, расслабиться и бездумно потреблять предлагаемый контент для получения ярких эмоций и удовольствия. Естественно, что под таким прикрытием легче всего внедрять в общество всевозможные разрушительные модели поведения, аморальные ценности, продвигать потребительские и паразитические взгляды, идеологии. Чего стоит хотя бы современный маркетинг, готовый давить на любые инстинкты и болезненные точки, лишь бы впарить нужный заказчику товар?

Но если взрослые люди в силу богатого жизненного опыта могут осознать, как ими пытаются манипулировать под прикрытием «развлекухи», то дети в этом плане практически беззащитны. Они с любопытством и открытым сердцем относятся к окружающему миру и не ждут от него подвоха. А мир между тем полон ловушек и соблазнов, поэтому осмотрительность необходима, и роль родителей – подготовить детей ко встрече с современным информационным пространством.

Для чего это нужно

Фундамент для формирования личности как раз закладывается в детстве. И несмотря на то, что дети обычно принимают решения на основе собственных желаний, на них оказывается большое давление. Воспитание, школа, социальные и культурные аспекты порой навязывают определенные идеи, которые могут идти вразрез с потребностями и талантами ребенка. Критическое мышление, в первую очередь, поможет понять, каким ребенок видит свой дальнейший жизненный путь, профессиональную реализацию. Вырабатывая навык мыслить объективно, ему будет проще самоопределиться в сложном подростковом возрасте, а также избежать выброшенных лет на обучение нелюбимой специальности.

Как оценивать прогресс в формировании 4К-компетенций

Оценка критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации, как и других софт-скиллов, — это не самая простая задача, так как просто невозможно измерить непосредственно, насколько у ученика развита та или иная компетенция.

В этой ситуации, как пишут авторы «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», могут помочь так называемые индикаторы — то есть проявления той или иной компетенции в поведении человека. Пинская и Михайлова назвали такой подход к оцениванию «аутентичным»: ученикам предлагается задача, которая отражает реальную жизненную ситуацию и связана с использованием определённого навыка или умения.

Анна Владычина привела перечень из ключевых индикаторов, которые ученик с развитыми 4К-компетенциями проявляет в решении подобных задач:

  • Коммуникация: ученик задаёт вопросы и отвечает на вопросы одноклассников, просит уточнить то, что ему непонятно в рассуждениях другого человека, разъясняет свои идеи, избегает конфликтных ситуаций или устраняет их.
  • Кооперация: ученик обращается за помощью, слушает чужие аргументы и соглашается с предложениями, встраивает свои действия в работу группы, определяет свой вклад в общую работу, приглашает одноклассников к ответу или выступлению.
  • Критическое мышление: ученик анализирует информацию, предлагает гипотезы и варианты решения, аргументирует, даёт оценку.
  • Креативность: ученик предлагает идеи, ценит идеи, предлагаемые другими, применяет базовые умения в нестандартной ситуации, находит оригинальные решения, продолжает поиск новых идей и решений даже после завершения задания.

По мере формирования этих компетенций ученик будет двигаться от пассивности при выполнении задач к инициативности и самостоятельности, что также можно оценивать по индикаторам в поведении и отслеживать от урока к уроку.

Заключение

Развитие критического мышления у детей — один из самых важных жизненных навыков, которые вы можете привить им. В современном мире, перенасыщенном информацией, эти навыки необходимы им для того, чтобы процветать и выживать. Эти навыки помогут им принимать лучшие решения, формировать здоровые отношения и определять, что они ценят и во что верят.
Кроме того, когда вы учите своих детей критически оценивать окружающий мир, вы даете им преимущество, которое будет служить им долгие годы — преимущество, которое поможет им в учебе, профессиональной деятельности и отношениях. В конце концов, они не только смогут думать самостоятельно, но и станут более жизнеспособными во взрослой жизни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий