Развитие абстрактного мышления у детей

Развитие абстрактного мышления

В этом блоке мы хотим коротко рассказать о том, как развивать абстрактное мышление у детей и у взрослых. Учитывая, что способы его развития в этих случаях будут различаться, поговорим о них отдельно.

Развитие абстрактного мышления у детей

Несмотря на то, что абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создавать для улучшения этого процесса специальные условия. Рекомендуется начинать занятия с первых лет жизни, когда детский мозг формируется и растет. Основная задача – помочь ребенку перейти от операций с конкретными предметами к работе с отвлеченными понятиями, а также максимально расширять его кругозор.

Вот несколько подходящих для этого упражнений:

  • Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
  • Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
  • Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.

Вместе с этими упражнениями разгадывайте со своим ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в логические игры и шахматы, собирайте паззлы и подбирайте ассоциации. Изначально у малыша могут возникать затруднения с выполнением заданий, но уже совсем скоро его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро, причем намного быстрее, чем у взрослого человека.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Развивать абстрактно-логическое мышление у взрослого немногим сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого уже сформировано и стало менее гибким. Новые знания воспринимаются и усваиваются труднее. Но и это не помеха, если выполнять специальные упражнения на развитие креативности и умения думать абстрактными категориями:

  • Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
  • Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
  • Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.

В дополнение к предложенным упражнениям подходят все те же головоломки, ребусы, логические задачки, судоку; занимайтесь рисованием и придумывайте несуществующие слова и выражения. А еще попробуйте читать книги необычным образом – задом наперед, в перевернутом виде, наискосок и т.п.

Также обратите внимание на книги по абстрактному мышлению. Среди самых популярных можно выделить «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Интеллект-тренинг» Андрея Родионова, «Развивайте интеллект» Филипа Картера, «Научите себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и другие работы

Учитесь думать абстрактно. Если бы мы не умели этого делать, вряд ли бы появился первый самолет или автомобиль, не было бы многих открытий и ошеломляющего технического прогресса. Все это происходит из человеческой способности к воображению, фантазированию, выходу за границы разумного и привычного. Умея мыслить абстракциями, каждый из нас легко перестраивается и адаптируется к обстоятельствам, находит выходы из ситуаций и решает проблемы, творит и создает, думает, рассуждает, анализирует и прогнозирует.

Впрочем, думаем, что вам будет полезно познакомиться еще и с профессиональной точкой зрения на абстрактное мышление

В видео, размещенном ниже, о его важности рассказывает профессор Высшей школы экономики, доктор физико-математических наук, преподаватель и консультант по стратегическому менеджменту и корпоративному управлению Геннадий Николаевич Константинов. Желаем приятного просмотра и, конечно же, успешного развития мышления в любом важном для вас направлении!

Игры на компьютере как метод развития абстрактного мышления

Совершенно естественно, что ни один нормальный психолог не порекомендует этот способ. Да, мозг во время игр активно работает, однако, все плюсы такого занятия перекрываются минусами. Есть масса других эффективных и безопасных способов. Особенно это ограничение касается детей.

По мере развития мозга маленькому ребенку крайне нежелательно так сосредотачиваться на одном процессе. К счастью, большинство родителей это понимают и стараются всеми силами ограничить время, проведенное у монитора. Компьютерные игры вместо развития мозга, с большой долей вероятности приведут к эмоциональному истощению либо, наоборот, к чрезмерному перевозбуждению.

С учетом всего сказанного не стоит бросаться в крайности. Постепенные и настойчивые занятия помогут развить в ребенке интеллект, твердый характер и помогут безболезненно влиться в процесс обучения предметам сразу же после поступления в 1 класс.

Уровни мышления

Фото Kamil Ślusarczyk on Unsplash

С некоторой долей условности можно считать, что есть два уровня мышления: конкретно-предметный и абстрактно-логический. Способность к обоим уровням даётся человеку от рождения и проистекает из общей способности мозга к обобщению.

Сложность состоит в том, что между ними нет особой принципиальной разницы. Они отличаются степенью обобщений и ступенями обобщения. Чем мощнее и более развит мозг, тем больше ступеней обобщения он способен одолеть.

Самые высокие уровни абстрактно-логического мышления начинаются со способности человека к:

  • самостоятельному добыванию новых знаний;
  • новым обобщениям, не основанным на существующем опыте;
  • устойчивости к социальным авторитетам.

Именно эти способности мозга имеются в виду, когда родители наставляют тебя: «Живи своим умом». Другими словами –  живи своей способностью к добыванию новых знаний и обобщений и не верь бездумно авторитетам.

Предметный мир более понятен для человека, так как без вещей (предметов) достаточно трудно прожить. Это пища, одежда и любые предметы, созданные руками человека. Для освоения предметного мира человеку нужен преимущественно конкретно предметный уровень мышления, а для освоения тонкого мира нужен преимущественно абстрактно-логический уровень.

Кто мыслит абстрактно?

Но без абстрактного мышления также трудно прожить. Иногда логика дает сбой, и тогда в дело включается другая часть мозга, отвечающая за расширение границ и нивелирование догм и правил. Это позволяет по-новому взглянуть на проблему и найти неординарный способ ее решения. Абстрактные мысли – это приблизительное мышление, помогающее тогда, когда  интеллектуальный экскурс заводит в тупик.

Нельзя рассматривать абстрактное мышление изолированно от памяти и воображения. Все психические процессы обобщают зрительные впечатления, что впоследствии позволяет легче оперировать образами. Поэтому упражнения на развитие мышления можно дополнять занятиями на развитие памяти или воображения.

Кстати, существует мнение, что художественный взгляд является врожденным. Это не совсем так. Конечно, некоторым людям легче дается все, что связано с творчеством, но если ты закоренелый математик, то тоже можешь заниматься изобразительным искусством или дизайном. Просто немного дольше поработай над абстрактным мышлением. Это также поможет тебе:

  • провести сравнение предметов на новом уровне, по новым признакам;
  • систематизировать, классифицировать большой объем знаний для упрощения запоминания;
  • найти соответствия между частным и общим;
  • извлечь из мысли только суть, отбросив все лишнее;
  • расчленить общую картину на части, либо собрать из отдельных частей единое целое.

Если ты разовьешь интуитивные способности, то забудешь о сложностях с учебой, долгом заучивании материала и про общую забывчивость. Те, кто имеют развитое абстрактное мышление находят ответ интуитивно, без опоры на логические связи. В результате различные операции им даются проще, а работа выполняется быстрее.

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

Развитие мышления

Развитие мышления может происходить естественным образом или с помощью специальных упражнений и тренировок

Чтобы улучшить навыки мышления и научиться принимать решения в сложных ситуациях, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, практиковаться, искать новые подходы и обращать внимание на детали

Исследования процессов мышления у детей показывают, что детское мышление обладает рядом особенностей.

Детское мышление проходит через несколько стадий развития, начиная с самого рождения и заканчивается во взрослой жизни.

На первой стадии, до двух лет, дети используют сенсорные и моторные способы взаимодействия с миром, не обладают возможностью абстрактного мышления и не понимают понятия времени и пространства. На этой стадии дети осваивают навыки общения и координируют движения.

На следующей стадии, от двух до семи лет, дети начинают использовать язык для описания своих мыслей и идей. Они начинают понимать простые понятия времени и пространства, но их мышление все еще ограничено конкретными объектами и событиями.

Следующая стадия, от семи до двенадцати лет, характеризуется появлением абстрактного мышления и возможности решать сложные проблемы. Дети начинают понимать принципы и законы, которые описывают окружающий мир, и начинают применять их в своих рассуждениях.

Наконец, на последней стадии, начиная с подросткового возраста и продолжающейся во взрослую жизнь, мышление становится более сложным и абстрактным. Люди начинают рассуждать о сложных и абстрактных понятиях, таких как справедливость, мораль и политика.

Обучение детей абстрактным понятиям

1. Дать голос мыслям

Когда вы решаете проблему в доме, озвучивайте ее вербально. Вы должны говорить о том, что у вас на уме, когда занимаетесь повседневными делами. Спросите своего малыша, что еще он хотел бы видеть в новой партии кексов, которые вы собираетесь испечь. Наблюдайте, как он подает вам отличные идеи.

2. Поиск объяснений

В поисках объяснения не бойтесь спрашивать «почему» и «как». Вы можете спросить своего малыша: «Как муравьи попали на кухню??» Это натолкнет вашего малыша на размышления. Ваш вопрос позволит ему придумать несколько забавных и увлекательных объяснений. Поэтому никогда не стесняйтесь поощрять абстрактное мышление у детей дошкольного возраста.

3. Поощряйте новые направления мышления

Вы всегда можете поощрять ребенка к поиску новых, абстрактных способов мышления. Задавайте такие вопросы, как: «Как ты думаешь, есть ли другие способы построить машину??» или «Можешь ли ты придумать, как использовать лишние яйца, лежащие в холодильнике??» Это один из лучших примеров абстрактного мышления у детей.

4. Используйте аналогии

Одним из лучших способов развития навыков абстрактного мышления у детей является сравнение новых ситуаций с повседневными примерами. Это позволит вашему ребенку установить связь между тем, что он уже знает, и тем, чего он не знает. Задавайте такие вопросы, как: «Не напоминает ли тебе этот эпизод историю, которую я читал тебе некоторое время назад??»

5. Новые перспективы

Поощряйте вашего ребенка придумывать новые перспективы. Вы можете спросить его, как он собирается заводить новых друзей, когда пойдет в школу. Постановка этого вопроса может стимулировать его мозг думать о том, как завести новых друзей. Перспективы — отличный способ стимулировать абстрактное мышление в развитии ребенка.

6. Инструменты для стимулирования мышления

Чтобы стимулировать абстрактное мышление, используйте диаграммы и рисунки для наглядного представления абстрактных понятий. Использование пересекающихся кругов, более известных как диаграммы Венна, покажет вашему ребенку конкретный способ противопоставления идей.

7. Проблемы с планами

Разработайте план решения задач на бумаге, чтобы помочь ребенку использовать представление для составления сложных схем. Когда он станет более уверенным в абстрактном мышлении, прекратите поддержку для активизации когнитивного творчества.

Когда у дошкольников развивается абстрактное мышление? Это зависит от того, как рано вы хотите начать процесс обучения. Дайте им пространство для свободного мышления. Позволяйте им задавать вопросы и не порицайте их за то, что они не быстро учатся.

Также Вас может заинтересовать:

  • Месяц дошкольника 61-66 — рост и развитие
  • Подготовьте своего дошкольника к поступлению в детский сад с помощью этих вопросов

Развитие речи

По мере пополнения словарного запаса у малыша увеличиваются возможности для игры. Если он уже знаком с буквами, используйте карточки со словами. Если нет, проговаривайте слова вслух. Кстати, таким способом можно легко научиться читать.
Попросите кроху продолжить ряд слов, а затем назвать их одним словом. Например: кукла, машинка, солдатики, мячик (игрушки), лук, морковь, чеснок, свекла (овощи). Можно и наоборот – мама называет одно общее слово, а ребенок подбирает те слова, которые отвечают заданной теме. Чем больше слов, тем лучше.

Не менее важно развивать детскую память. Некоторые родители полагают, что умение запоминать дано нам от природы, и повлиять на него трудно

На самом деле этот навык можно успешно тренировать. Считалочки, песенки, стишки, загадки, пословицы и поговорки – вот то, что в доступной форме тренирует память малышей. Также обязательно учите ребенка пересказывать своими словами прочитанную или услышанную сказку, увиденный по телевизору мультфильм. Это очень пригодится ему в школе.

Игры

Если занятия проходят весело, это еще лучше и полезнее. Благодаря положительным эмоциям материал закрепляется быстрее. Игры несложно придумать и самим, главное, чтобы они были направлены на тренировку абстрактного мышления. Например, спросите малыша, что у слона самое главное? А у цветка? У пчелы? Здесь не так важен ответ ребенка, как сам процесс активного размышления. Задав ряд таких вопросов, переходите к более абстрактным вещам: геометрическим формам, чувствам, понятиям. Если ребенок испытывает трудность с ответом, попросите его нарисовать то, что ему трудно представить. Можно просто использовать для этого разные цвета и формы. Скажем, надежду изобразить в виде зеленого круга, радость – как розовый треугольник, а любовь – как красное сердечко. Ассоциации здесь у каждого будут свои.

Творчество

Абстрактное мышление пригодится не только в школе, при решении задач. Оно очень полезно и в обычной жизни. Значение именно этого вида мышления трудно переоценить в творческих профессиях. Одним словом, вам обязательно нужно задуматься о развитии у своего малыша абстрактного мышления.
Психологи и педагоги предлагают такой способ творческой игры, как театр теней. Ребенок быстро научится заставлять тень от своей руки становиться волком, зайцем или собачкой. Также можно использовать подручные предметы, игрушки, вырезать фигурки из плотного картона. Подобные игры развивают фантазию, воображение, образное и абстрактное мышление.

В чем польза

Без развитого абстрактного мышления человек располагает только своим опытом и текущим восприятием окружающей среды. Именно способность абстрагироваться от внешней действительности помогает нам:

  • предвидеть какие-то ситуации;
  • придумывать что-то новое;
  • создавать музыкальные и литературные произведения;
  • заниматься скульптурой, живописью, архитектурой;
  • философствовать на разные темы;
  • находить неординарные способы решения проблем и т. п.

С возрастом человек, обладающий развитым абстрактным мышлением, становится менее категоричным. Он умеет признавать справедливость чужой точки зрения и допускает, что на один и тот же вопрос можно посмотреть под разными углами.

Вместе с тем некоторые исследователи отмечают и негативные стороны такого мышления:

  • отсутствие конкретики;
  • неспособность сделать окончательные логические выводы;
  • склонность к излишним обобщениям.

Согласно Гегелю такой тип мышления может выражать как ум, так и глупость. В своем эссе “Кто мыслит абстрактно?” он приводит свои размышления на данную тему и пытается опровергнуть утверждение о том, что абстрактное мышление – это неоспоримый признак высокоразвитого интеллекта.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Несомненно, для гармоничной и эффективной мыслительной деятельности лучше всего соблюдать баланс между рациональным и абстрактным видением мира.

Примеры абстрактного мышления

Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.

То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.

Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть планы и цели, стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.

Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.

Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.

Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.

Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.

Примеры абстрактного мышления

Один из ярких примеров – способность человека разговаривать и общаться с окружающими людьми с помощью слов. В природе не существует букв, цифр, слов. Но люди смогли создать алфавит, сложить слова и обозначить каждый предмет, свойство и явление собственным названием.

Способность мыслить и создавать абстракции проявляется в математических науках. Например, цифра 3. Такого явления в природе нет, однако человек понимает, что речь идет о трех одинаковых предметах, свойствах, функциях, баллах и т.п. Цифры были придуманы самими людьми, чтобы упростить и охарактеризовать многие явления. С развитием человечество начало использовать массу несуществующих в природе понятий.

Заключение

Мы с вами разобрали, что означает абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании, а также убедились в том, что оно поддается развитию как у детей, так и у взрослых.

Абстрактная мыслительная деятельность играет значимую роль во всех сферах жизни, рождает в нас креативность и воображение. А еще лучше, если она работает в тандеме с рациональным типом мышления.

Для тех, кто не хочет ограничиваться упражнениями из статьи, оставлю координаты курса Мнемотехники от платформы Викиум. Как настоящие витамины для мозга, все 15 уроков помогут быстро запоминать новую информацию с помощью ассоциаций. Сейчас как раз курс идет со скидкой, так что не пропустите.

Кстати, на нашем блоге есть статья, в которой мы собрали эффективные мнемотехники для развития памяти.

На сегодня это все

Благодарю за внимание и рекомендую подписаться на обновления, чтобы не пропустить новые познавательные публикации

До скорого!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий