Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

I. Вступительная часть

Ухудшение физического, психоневрологического, нравственного, эмоционального здоровья детей стало предметом тревоги общества.

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ОВЗ и нуждаются не только в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-медико-педагогическом сопровождении.

Необходимость преодоления этой тенденции — актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов.

Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья говорят о том, что дети с ОВЗ «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания-образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения развития».

Одной из задач развития системы дошкольного образования в современных условиях является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детям с ОВЗ и содействие их социализации.

Что дает статус Овз у ребенка?

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.

Сколько детей с Овз может быть в группе детского сада?

Сколько детей с ОВЗ должно быть в группе детского сада? — В составе группы компенсирующей направленности должно быть не больше 6 человек (группа до 3 лет) и 10 (группа от 3 лет), если детям поставлен один из диагнозов: тяжелое нарушение речи, задержка психического развития, умственная отсталость легкой степени, слабовидящие.

Нормативно-правовая документация

Нормативно-правовое обеспечение по сопровождению детей с ОВЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (копия .pdf).
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31 (копия .pdf) «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155» (копия .pdf).
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (копия .pdf)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (копия .pdf)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (копия .pdf).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”  (копия .pdf 
  • СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 г. №44);
  • СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 г. №32);
  • Распоряжение от 9 сентября 2019 г. N Р-93 “Об утверждении примерного ПОЛОЖЕНИЯ о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации”
  • Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 33 «Мечта» городского округа Тольятти. (электронный документ. PDF) 
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 33 «Мечта» городского округа Тольятти(электронный документ. PDF) 
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением зрения (косоглазием и амблиопией) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 33 «Мечта» городского округа Тольятти (электронный документ. PDF) 

 Локальные акты Учреждения:

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности МБУ детского сада № 33 «Мечта» городского округа Тольятти (копия .PDF);
  • Устав МБУ детского сада № 33 «Мечта»  городского округа Тольятти  (копия .PDF) ;
  • Приказ о создании и составе ППк (копия .pdf) 
  • Выписка из протокола педсовета об утверждении программы АООП (копия .pdf) 
  • Информация об узких специалистах (копия .pdf) 
  • Правила приема на обучение (копия .PDF)
  • Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (копия .PDF) 
  • Положение о психолого-педагогическом консилиуме  (копия .PDF)
  • Положение о работе с детьми с нарушением зрения (копия .PDF )
  • Положение о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (копия .PDF ) 
  • Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы (копия .PDF ) 
  • Положение о разработке и реализации основной образовательной программы (электронный документ .PDF ) 
  • Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (копия .PDF) 
  • Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО .(копия .PDF)  ;
  • Положение о порядке реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) (копия .PDF)
  • Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (копия .PDF) 
  • Порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (копия .PDF)

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ

АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ должна разрабатываться с учетом особенностей их слухового восприятия.

Вот несколько основных направлений, которые следует учесть при разработке АООП для детей с проблемами слуха:

Важно обеспечить педагогическим работникам специальную подготовку, чтобы они могли работать со слабослышащими детьми эффективно. Воспитатели должны быть знакомы с особенностями слухового восприятия, знать различные методы и техники обучения таких ребят.
Использование различных технических средств помогает облегчить коммуникацию и обучение детей с проблемами слуха

Например, использование аппаратов для усиления звука на аудиозаписях или видео
Это помогает ребенку лучше слышать и понимать речь педагога.
Так как слабослышащие и позднооглохшие дети часто полагаются на зрение для восприятия информации, важно уделять особое внимание развитию их зрительных навыков. Для этого используются различные визуальные задания и упражнения, которые помогают тренировать зрительную память и внимание.
Одной из важных задач АООП для слабослышащих и позднооглохших детей является развитие их речи и слухового восприятия
В программу следует включить специальные занятия на тренировку артикуляции и слуха, еще рекомендуют разрабатывать специальные упражнения или игры, чтобы поддержать интерес во время образовательного процесса.
Каждый ребенок имеет свои особенности слуха и потребности. Поэтому важно учитывать это у каждого ребенка при разработке АООП и предоставлять ему индивидуальную помощь и поддержку.

В целом, разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольных учреждениях требует комплексного подхода и учета их особенностей слухового восприятия

Важно создать условия, в которых обучающиеся могут справляться с образовательными задачами и развиваться в соответствии с их потенциалом

Ожидаемые результаты развития дошкольного образования в аспекте повышения стартовых возможностей поступающих в школу детей

  • вывод части детей группы риска в группу детей с нормативным развитием и обучение их в общем потоке детей без ограничений здоровья;
  • приближение развития части детей с ОВЗ к возрастным показателям и подготовка к полноценному инклюзивному школьному обучению с обязательной индивидуальной коррекционной помощью, но уже не требующему развернутых специальных условий образования (выход на I образовательный маршрут Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) вместо II);
  • возможность части детей с ОВЗ освоить более сложный образовательный маршрут, чем это предполагалось исходно. К моменту поступления в школу уровень их развития не будет близким к нормативному, но они будут способны к полноценному освоению содержания начального школьного образования в специальных условиях (выход на II образовательный маршрут ФГОС НОО вместо III, как предполагалось исходно);
  • профилактика нарастания угрозы формирования наиболее тяжелых форм нарушений психического развития при аутизме и умственной отсталости (выход на III образовательный маршрут ФГОС НОО вместо IV, как предполагалось исходно). В результате – сокращение группы детей с ОВЗ, нуждающихся в школьном возрасте в индивидуальном, наиболее специальном и дорогостоящем образовательном маршруте (IV вариант ФГОС НОО).

Для чего рождаются больные дети?

Как показывает статистика в большинстве случаев рождаются здоровые дети. Но как всегда во всех правилах есть исключения и иногда могут родиться дети с самыми разными патологиями, что конечно же вызывает сильное волнение у родителей. Патологий на сегодняшний день есть очень много и перечислить их все просто нереально, но стоит вспомнить о тех, которые встречаются чаще всего.

Причинами таковых могут быть совершенно разные факторы. Одними из таких можно отметить проблемы с центральной нервной системой, с развитием органов и систем, хромосомные мутации. Если рассматривать классификацию подобных патологий, то можно выделить те, которые произошли из-за генетических нарушений, и те, которые были приобретены.

  1. Хромосомная патология плода.
  2. Одним из самых распространенных патологий считается синдром Дауна.
  3. Случаев рождения больных детей в последнее время становится все больше и больше.
  4. К сожалению, профилактических мер от этой болезни нет.
  5. Нередко у здоровых родителей рождаются больные дети, и ученые до сих пор не могут точно сказать, почему такое происходит.

Однако узнать об этой патологии новорожденных детей можно еще в первой половине беременности. Для этого делается скрининг. После того как женщина узнает об этом, она может сделать выбор: оставить ребенка или же избавиться от него. Это личное решение каждой девушки, поэтому осуждать за это не стоит.

  1. Обязательно, если есть такие-то предпосылки к проблемам, изучается материн анамнез.
  2. Патологии новорожденных иногда передаются по наследственному фактору.
  3. У девочек может развиваться болезнь Шерешевского-Тернера.
  4. Это заболевание присуще только девочкам.
  5. Нередко находят его в 10 лет.
  6. Сопровождается тем, что развивается легкая степень отсталости, а также бесплодие.

Болезнь характеризуется отсутствием одной хромосомы типа X. Патология новорожденных мальчиков — болезнь Клейнфелтера. Проявляется высоким ростом и отсутствием возможности иметь детей. Характеризуется наличием 47-й хромосомы. Кроме этих болезней, есть еще целый ряд заболеваний, которые развиваются из-за проблем с хромосомами, однако описанные встречаются чаще всего.

  1. Профилактика от хромосомных проблем.
  2. Есть два варианта, которые позволят вам не иметь больных детей.
  3. Первый из них — консультация специализированного врача до беременности.
  4. Второй вариант — это скрининг в определенный срок беременности.
  5. Затягивать нельзя, так как, после того как время закончится, ответы будут неверными.

Поэтому исследование надо делать строго тогда, когда скажет врач. После этого вы можете решить, что делать с ребенком, если окажется, что он больной. «Приобретенные» патологии. Врачи уже устали каждой женщине повторять, что они должны готовиться к своей беременности.

Публикация «Нормы в детском саду» размещена в разделах

от 1 года до 3 лет – 15 детей;

от 3 лет до 7 лет – 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;

любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;

любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – 12 детей;

для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей – 6 и 8 детей;

для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей;

для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет – 8 детей;

для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей;

для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп;

для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с туберкулезной интоксикацией – 10 и 15 детей;

для детей, часто болеющих, – 10 и 15 детей;

для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, – 12 и 15 детей.

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет – 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

старше 3 лет:

10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

«Типовое положение» также определяет, что «дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выполнение функций, определенных уставом;…». Таким образом, чтобы установить нормативы конкретного детского сада, следует поговорить с его администрацией и попросить показать их устав, в котором должны быть оговорены все функции. Если они не соблюдаются, Вы имеет полное право требовать ответа перед законом у данного учреждения. Не показать Вам устав не имеют права. Исходя из того же «Типового положения»: «При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.»

В чем заключаются функции воспитателя при работе с детьми с Овз?

В процессе работы с детьми с ОВЗ воспитатель развивает у них познавательную активность с помощью игр и упражнений, помогает адаптироваться в детском коллективе, формирует навыки самообслуживания с помощью режимных моментов, организует самостоятельную игровую деятельность на прогулках.

Какие специалисты работают в детском саду с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах — Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу обстоятельств привыкают к постоянной родительской опеке, поэтому им сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх.

Обустроить территорию детского сада таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться независимо от возможных физических ограничений. Создать благоприятную атмосферу в группе, подготовив здоровых деток к приходу ребенка с особенностями. Задача воспитателя – создать среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, придерживаясь принципа равноправия и не нарушая прав обычных детей

При этом важно следить, чтобы в группе сохранялась доброжелательная атмосфера. Поощряйте смешанные игры, где малыши играют вместе, не подчеркивайте отличия малыша с особенностями перед другими детьми

Будьте тем мостиком, через который ребенок найдет себе первых друзей. Помните, что детская психика гибкая и очень быстро воспринимает как данность любые особенности одногруппников в саду, если взрослые относятся к ним спокойно и доброжелательно. Задействовать в работе с детьми не только воспитателей, но и других специалистов. В программе должны участвовать: психолог, логопед, дефектолог, медработник, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Они оценивают поведение ребенка, его реакции на различные ситуации, проводят дополнительные индивидуальные или групповые занятия. Затем наблюдают за результатами, составляют необходимые рекомендации и сообщают о них родителям. Таким образом получится обеспечить разностороннее развитие ребенка — физическое, художественное, речевое и социальное. Изучить особенности каждого ребенка и рекомендации медкомиссии. На основе этого составить индивидуальный план развития. Несмотря на возможность совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ, формы и методы обучения для детей с диагнозом отличаются от стандартных.

Сколько часов работает воспитатель в комбинированной группе?

Воспитатель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности, имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет 25 часов в неделю.

Что такое комбинированная группа в детском саду?

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.

Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
Развитие социально-коммуникативное

Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию

Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами

Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое

ФГОС ДО касательно обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Определение 1

Дети с ОВЗ – это дети, которые имеют различные отклонения в психическом или физическом развитии, обуславливающие нарушения общего развития и не позволяющие им детям вести полноценный образ жизни.

Проблематика обучения детей с ОВЗ приобретает все большую актуальность в связи с существенным возрастанием числа таких детей, а также с появлением новых возможностей для их адаптации в современном обществе. В качестве социальной группы дети с ОВЗ нуждаются в реальных условиях для получения качественного образования, начиная с детского сада, и вплоть до получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства и адаптации в обществе

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантировано каждому человеку вне зависимости от его способности трудиться и принимать участие в общественно важном труде

Основная цель модернизации системы специального образования – реализовать конституционное право на получение доступных форм образования каждой категорией детей с ОВЗ

Большое внимание при этом уделяют технологиям коррекционно-развивающего обучения с учетом требований ФГОС, направленных на физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей

Технологии коррекционно-развивающего обучения детей-дошкольников с ОВЗ – основа организации учебного процесса, при котором идет развитие творческой, поисковой и исследовательской деятельности детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования свидетельствует, что содержание коррекционное работы и инклюзивного образования включено в Программу, если планируется ее освоение детьми, имеющими некоторые проблемы со здоровьем.

В данном разделе должны содержаться специальные условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая и механизмы адаптации учебной программы для этих детей, использование специализированных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также осуществление квалифицированной коррекции нарушения их развития.

Коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на то, чтобы:

  • обеспечить коррекцию нарушений развития разных категорий детей с ОВЗ, оказать им квалифицированную помощь при освоении учебной программы;
  • освоить с детьми с ОВЗ учебную программу, разносторонне развивать их, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и особые образовательные потребности, а также осуществить социальную адаптацию.

Если инклюзивное образование организовано по основаниям, которые не связаны с ограниченными возможностями здоровья детей, выделять обозначенный выше раздел не обязательно, если же он выделяется, что содержание его ДОУ определяет самостоятельно.

III. Заключение.

Анализ деятельности ППС показывает, что командная работа специалистов позволяет добиться того, что ребенок с ОВЗ:

  • с минимальными затратами адаптируется к новой образовательной среде, включен в среду обычных сверстников;
  • имеет динамику развития нарушенных функций, психического, физического, интеллектуального развития;
  • обладает в той или иной степени достижениями, определенными целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС;
  • владеет нормативной социальной компетентностью.

А также указывает на необходимость активного продолжения работы по формированию психологической и профессиональной готовности педагогов к реализации требований ФГОС ДО, в повышении компетентности родителей (законных представителей) к изменениям в связи с введением ФГОС ДО.

Ловчикова Е.А.,
учитель-логопед

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий