Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду

Тема 4. Составление контрольных вопросов и тестовых заданий.

Выделение и формулировка основных тем и разделов дисциплины при составлении контрольных вопросов. Виды тестовых заданий. Составление тестовых заданий для итогового контроля. Обработка ответов.

  1. Контрольные задания по психологии: / Бабанская Л. М., Бокуть Е. Л., Клименко И. Ф. и др.; ред.-сост. Першина Л. А. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2000. (С. 46-60).
  2. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учеб.-метод. пособие / Божович Е.Д., Пускаева Т.Д., Вайзер Г.А. и др.; Под ред. Божович Е.Д. — М.: МПСИ, 1999. (С. 57-73).
  3. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии: Учеб. пособие / В. Б. Хозиев. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. (С. 58-64).

Проблемная

Педагог-психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для педагога-психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Цели и задачи практических занятий в вузе

Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.

Цель практического занятия в вузе

Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:

  • научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
  • показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
  • развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
  • привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
  • заложить основы критического мышления;
  • научить решать практические задачи;
  • сформировать основные принципы профессиональной этики;
  • развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.

Лабораторная работа по химии в вузе

Задачи практических занятий в вузе

Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:

  • использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
  • применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
  • искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
  • проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
  • подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
  • решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
  • изучать правила и нормы профессиональной этики;
  • делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.

Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов. Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа

Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение “Забавные человечки”. С помощью этого упражнения происходит двигательная и эмоциональная разминка. Дети под музыку расслабляют свое тело, изображая кукол, которые двигаются с помощью веревок. По окончании музыки они замирают. Упражнение позволяет снять телесные зажимы.
  • Упражнение “Передай рядом сидящему” позволяет развивать самоконтроль. Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего — точно показать предмет, а принимающего — угадать его и либо оставить у себя, либо передать другому ребенку. Дети настраиваются на занятие, узнают, о чем пойдет речь на занятии.

Основная часть:

Работа с текстом, помогает создать конфликтные ситуации, которые они разрешают, находя конструктивные способы.

Дети садятся на ковер. Ведущий читает детям следующий рассказ:

Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз во время игры он вдруг догадался, что в последней драке он упал из-за того, что Вовка подставил ему подножку. Толик встал, подошел к Вовке и ударил его по голове. Воспитательница наказала его.Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил”.

Вопросы для обсуждения:

— Что сделал Толик, и почему его наказала воспитательница? Что чувствовал Толик перед тем, как что-то сделать, и что потом, когда его наказали? Был ли Толик хозяином своих чувств, умел ли владеть ими?

Далее ведущий рассказывает:

У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если хозяин плохой, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться ими. Другой не может, поэтому чувства управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много хлопот”.

Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их “доме”. Ведущий показывает детям способы владения своими эмоциями, рассказывает сказку; дает три сказочных совета, которые помогли Ивану.

Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала.

Второй – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь – муравья, комара, муху или цветочек махонький – чувство наружу не выпускай.

Третий – вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам своего выдоха не услышал.

Когда три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать – смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор”.

— После выполнения советов Ивана, что хочется делать? Почему?

Упражнение “Хочу”, направлено на формирование у детей умения контролировать свое поведение, “порывы”. Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую-либо геометрическую фигуру. Дети должны угадать фигуру, а, угадав, не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое “хочу выкрикнуть”, дождаться команды и прошептать ответ.

Заключительная часть:

Релаксация “Загораем” направлена на снятие у детей напряжения, их расслабление. “Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле).
Поднимаем ноги, держим: ноги напряжены. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими стали его мышцы. Опустили ноги, они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!”

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим,.. держим… напрягаем.

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол)

Ноги не напряжены,

А расслаблены.

Подведение итогов:

Прощание.

Итак, на основе представленной коррекционно-развивающей программы:

  1. формируются первичные этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять отношение к сверстникам;
  2. развиваются навыки самостоятельного выбора и построение детьми подходящих, в зависимости от ситуации, форм реакций и действий в разных ситуациях;
  3. возникают новые мотивы поступков и действий, их соподчинение;
  4. приобретаются и закрепляются приемлемые для ребенка стереотипы поведения и конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;
  5. устанавливаются благоприятные внутрисемейные взаимоотношения.

Направления и методы коррекционной работы психолога в ДОУ

Коррекционная работа психолога в ДОУ направлена на психические процессы, эмоционально-волевую сферу, а также на смягчение периода адаптации.

Перед началом коррекционной работы, педагог-психолог проводит диагностику:

  • уровня готовности детей к началу обучения в школе;
  • индивидуальных запросов детей;
  • познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Благодаря диагностике можно выявить детей, имеющих нарушения в эмоциональной сфере, отклонения в поведении и познавательном развитии. В последнее время большинство отклонений, выявляемых у детей, связывают с особенностями и типами семей, в которых они живут. В связи с нарушениями в семейной системе, отмечается снижение потенциала ребенка, снижение возможностей его полноценной коммуникации, деформация его личностного развития. Все названные отклонения являются препятствием для развития интеллектуальных функций детей. В связи с этим необходима коррекционная работа с детьми, включающая психологическое консультирование их родителей, проведение совместных клубов и мастер-классов.

В ДОУ на протяжении года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). На основании результатов диагностики специалистами консилиума делается заключение, касающееся необходимости индивидуальной или групповой коррекционной работы. После этого педагог-психолог приступает к коррекционной работе с данными детьми.

Иными словами система коррекционных мероприятий, реализуемых в ДОУ, должна:

активизировать познавательную деятельность и социальную адаптацию воспитанников;
повысить умственное развитие детей и сформировать у них отдельные психические функции (память, внимание, восприятие и пр.);
помочь воспитанникам овладеть знаниями об окружающем мире, сформировать у них опыт практического обучения и навык самостоятельно искать информацию;
корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития детей. На форму проведения занятий влияют конкретные задачи обучения

Обычно эффективнее овладевают знаниями и умениями дети, имеющие наглядную основу, то есть иллюстрации, непосредственную демонстрацию необходимых действий педагогом-психологом, с сопровождением их вербальным материалом, а также комментариями специалиста и самого ребенка, а также проведении занятий в игровой и практической деятельности – конструировании, рисовании, моделировании и пр

На форму проведения занятий влияют конкретные задачи обучения. Обычно эффективнее овладевают знаниями и умениями дети, имеющие наглядную основу, то есть иллюстрации, непосредственную демонстрацию необходимых действий педагогом-психологом, с сопровождением их вербальным материалом, а также комментариями специалиста и самого ребенка, а также проведении занятий в игровой и практической деятельности – конструировании, рисовании, моделировании и пр.

Проведением коррекционной работы предполагается необходимость использовать такие формы работы, как игротерапия, психогимнастика, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия, арт-терапевтические методики.

Игры помогают создать у детей положительное эмоциональное настроение, повышают мотивацию выполнять деятельность, обеспечивают возможность изучения или повторения материала более вариативно.

Структура коррекционно-развивающего занятия предусматривает обязательное чередование нескольких видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, графические задания, дидактические игры, проигрывание этюдов по ролям, решение проблемных ситуаций. Занятия обязательно должны состоять из здоровьесберегающих технологий – разминки для глаз, пальчиковой гимнастики, физминуток и пр.

Создать целостную коррекционно-развивающую систему для детей, имеющих особенности развития – сложно, это требует привлекать специалистов из разных областей. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только если будет осуществляться комплексно с педагогической и психологической коррекцией, а также медицинским сопровождением воспитанников.

На заключительном этапе коррекционной работы проводят ПМП консилиум, на котором озвучивают результаты заключительной диагностики ребенка, подводят итоги проведенной работы, делают вывод об эффективности разработанной программы.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.

Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.

Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Что такое программа социологического исследования

Социологическое исследование — это сбор и обработка различной информации о закономерностях жизни в обществе.

Результатом этой работы будет получение достоверной информации об изучаемом процессе или явлении, часто выражаемый в виде списков, таблиц, графиков, диаграмм и др.

Проведение социологических исследований позволяет находить ответы на многие вопросы общественной жизни, недоступные для других методов получения интересующих сведений. Предварительно распланировав эту процедуру можно значительно упростить работу и сделать результат более точным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут. Среди всех инструментов по изучению социальных процессов и отношений, социологическое исследование занимает приоритетную роль, позволяя получить наиболее полную и обстоятельную информацию

При этом его нельзя уподобить простому сбору необходимых фактов, это отработанная научная процедура, в рамках которой используются специальные методы и технологии, помогающие организовать необходимую выборку, систематизировать материал и пр

Среди всех инструментов по изучению социальных процессов и отношений, социологическое исследование занимает приоритетную роль, позволяя получить наиболее полную и обстоятельную информацию. При этом его нельзя уподобить простому сбору необходимых фактов, это отработанная научная процедура, в рамках которой используются специальные методы и технологии, помогающие организовать необходимую выборку, систематизировать материал и пр.

Социологическое исследование проводится там, где в нем есть общественная потребность, определяемая наличием проблемы

В этом отношении важное значение имеют выявление необходимости изучения отдельных областей социума, которые в силу своей неясной природы, могут создать серьезные сложности в будущем

Актуальность и практическая значимость исследования

При обосновании актуальности исследования в разделе введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.

Актуальность темы обосновывается с точки зрения ее:

  • научной значимости

  • социальной значимости

  • личностной значимости

  • Почему?

  • Для чего?

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории — актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

4. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Преподаватель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одногруппники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.

5. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

6. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.

Тема 6. Приемы самоанализа саморазвития и самовоспитания будущего педагога

Определение конкретных психологических приемов самоанализа, саморазвития и самовоспитания методом «Мозгового штурма».

  1. Ганеева Э. Р. Синдром «выгорания» на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э. Р. Ганеева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2005. (С. 5-9).
  2. Льюис Дэвид Стресс-менеджер: Как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса / Льюис Дэвид; Отв. ред. Удовик С.Л.; Пер. с англ. Хомик А.П. — М.: АСТ; Рефл-бук; 2001. (С. 148-168).
  3. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого / Ю. И. Мухин. — М.: Фолиум, 1995. (С. 95-116).
  4. Психология обучения речевому мастерству / Б. Ц. Бадмаев, А. А. Малышев. — М.: Владос Пресс, 2002. (С. 196-225).
  5. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического Вуза): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / О. В. Лозгачева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2004. (С. 9-11).
  6. Шарков Ф.И. Пособие по управлению без слов: Невербальные средства менеджера / Ф. И. Шарков. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. (С. 82-90).

Тема 5. Методы воспитательного воздействия в процессе проведения урока.

Проигрывание педагогических ситуаций, требующих воспитательного воздействия. Применение подходящих методов педагогического воздействия (поощрения и наказания).

Апробация разных методов педагогического воздействия на малой выборке. Оценка эффективность того или иного вида педагогической оценки: открытой (поощрение, одобрение, благодарность) и скрытой (наказание, замечание, выговор).

  1. Белянина В.Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов (на примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете): Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Б. Белянина; Мар. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. — Йошкар-Ола, 2003. (С. 12-15).
  2. Булыгина А.И. Психологические аспекты взаимодействия «преподаватель-студент» при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А. И. Булыгина; Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. — Казань, 1999. (С. 9-14).
  3. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; Под ред. Гриншпуна И.Б. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. (С. 265-269).
  4. Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е. А. Климов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. — М.: МПСИ; Флинта; 2003. (С. 216-234).
  5. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого / Ю. И. Мухин. — М.: Фолиум, 1995. (С. 58-61).

Диагностическая

В рамках этой функции педагог-психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, педагог-психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий