Как организовать интересную и познавательную прогулку в средней группе

Подготовительный этап

Прежде чем отправляться за новыми впечатлениями на улицу, необходимо выполнить несложный алгоритм действий.

  1. Детей делят на 2 группы. Для средней группы это разделение разумно делать по уровню сформированности навыков самообслуживания, в частности, умению одеваться: первая группа, у членов которой есть проблемы с запоминанием порядка одевания, и вторая группа, справляющаяся с этим заданием на «отлично».
  2. «Первые» вместе с воспитателем идут в туалет, а затем чистят нос.
  3. После гигиенических процедур малыши выходят в приёмную и одеваются.

  4. Помощник воспитателя в это время осуществляет помощь второй группе с туалетом.
  5. После того как «первые» вышли, воспитатель помогает оставшимся детям одеться и выводит их на улицу.

Выносной материал

Философская категория важности формы и содержания справедлива и для планирования прогулок в детском саду. Дело в том, что для полноценной реализации задач таких видов деятельности, как труд и игра, необходим определённый инструментарий:

  • Для уборки территории: веники, мётлы, совки, вёдра.
  • Для игр в тёплое время года: лопаточки, формочки для лепки фигур из песка, мячи, бадминтон, кольцеброс, кегли и пр.
  • Для игр зимой: мячи, формочки для лепки из снега, лопатки и пр.

Обратите внимание, что оборудование для игр подбирается под конкретные сюжеты. Иногда это могут быть костюмные элементы

Например, для игры «Пастух и стадо» пастух получает дудочку и плёточку.

Цветные метки также считаются универсальным выносным материалом в сухую погоду

Подготовительный этап

Прежде чем отправляться за новыми впечатлениями на улицу, необходимо выполнить несложный алгоритм действий.

  1. Детей делят на 2 группы. Для средней группы это разделение разумно делать по уровню сформированности навыков самообслуживания, в частности, умению одеваться: первая группа, у членов которой есть проблемы с запоминанием порядка одевания, и вторая группа, справляющаяся с этим заданием на «отлично».
  2. «Первые» вместе с воспитателем идут в туалет, а затем чистят нос.
  3. После гигиенических процедур малыши выходят в приёмную и одеваются.
  4. Помощник воспитателя в это время осуществляет помощь второй группе с туалетом.
  5. После того как «первые» вышли, воспитатель помогает оставшимся детям одеться и выводит их на улицу.

Выносной материал

Философская категория важности формы и содержания справедлива и для планирования прогулок в детском саду. Дело в том, что для полноценной реализации задач таких видов деятельности, как труд и игра, необходим определённый инструментарий:

  • Для уборки территории: веники, мётлы, совки, вёдра.
  • Для игр в тёплое время года: лопаточки, формочки для лепки фигур из песка, мячи, бадминтон, кольцеброс, кегли и пр.
  • Для игр зимой: мячи, формочки для лепки из снега, лопатки и пр.

Обратите внимание, что оборудование для игр подбирается под конкретные сюжеты. Иногда это могут быть костюмные элементы

Например, для игры «Пастух и стадо» пастух получает дудочку и плёточку.

Цветные метки также считаются универсальным выносным материалом в сухую погоду

Цели, задачи и требования к проведению прогулки в ДОУ

Приобщение малышей к природе родных мест происходит посредством прогулки. Именно поэтому данный вид досуга является обязательным компонентом воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

На прогулке малыши получают бесценный опыт взаимодействия с окружающей средой

Первостепенная цель организации деятельности на свежем воздухе — это повышение иммунитета и укрепление здоровья. Однако, как и любой другой составной элемент образовательной деятельности, прогулки имеют триединую цель проведения:

  • Обучение навыкам фиксации и анализа изменений во внешней среде, связанных со сменой времён года.
  • Развитие и совершенствование умения наблюдать за природой, людьми, окружающим миром.
  • Воспитание положительного отношения к флоре и фауне, направленного на сохранение и преумножение богатства природы.

Чтобы воплотить поставленные цели в жизнь, воспитателю необходимо систематически работать над решением конкретных задач:

  • Продемонстрировать ребятам уникальность и совершенство мира природы.
  • Показать малышам достопримечательности местности, результаты труда взрослых, озеленяющих, строящих родной край, поддерживающих порядок в нём.
  • Научить делать выводы из собственных наблюдений, основываясь на анализе фактов (например, видеть различия между похожими деревьями: ель и сосна).
  • Работать над развитием навыка одеваться по сезону, ориентируясь на погоду.
  • Повышать уровень культуры заботы о собственном здоровье, а именно вырабатывать привычку чистить нос и справлять нужду перед прогулкой, мыть ручки и ножки после и пр.
  • Воспитывать ответственность в отношении гармоничного сосуществования с окружающим миром.

Федеральным государственным образовательным стандартом обозначены основные требования к санитарному состоянию и оснащению участков групп детского сада:

  • Наличие отдельных участков для каждой возрастной категории.
  • Достаточный ассортимент игрушек для строительства (кубиков, пазлов и пр.), для забав с песком (формочек для куличиков, лопаточек, вёдер и т. д.) и для активных игр (горки, качели, турники и пр.).
  • Возможность укрыться от непогоды в беседке.
  • Регулярная уборка территории дворником, а также поддержание чистоты педагогами, курирующими группу.

На территории участка должно быть достаточно места для подвижных игр

Виды досуга на свежем воздухе

Прогулки организуются каждый день утром и после дневного сна в любое время года, но при соответствующих погодных условиях. Зимой дети находятся на улице до 4 часов в день, летняя прогулка подразумевает пребывание на свежем воздухе в течение всего дня, за исключением времени для еды и сна. По содержанию прогулки в ДОУ могут быть следующими:

  1. Традиционные, включающие в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега, игрушек и т. д.), подвижные и тихие игры и т. п.
  2. Тематические, посвящённые наблюдениям и беседам на конкретную тему (осень, транспорт, животные и т. д.), обычно они являются логическим продолжением темы дня в детском саду.
  3. Спортивный досуг, который проводится на улице. Обычно такие «выходы» организуются 3–4 раза в год. В средней группе подобные мероприятия проводятся нечасто, поскольку ребята ещё не понимают духа соперничества, а на соревнованиях без него нельзя.
  4. Целевые прогулки, отличие которых от уже описанных видов заключается в том, что дети со взрослым выходят за пределы детского сада.
  5. Нетрадиционные прогулки, проведение которых предполагает создание необычной ситуации для гуляния. К таковым можно отнести, например, прогулки-общение со сказочным персонажем (в его роли воспитатель или приглашённый аниматор) и выполнение его заданий. По форме эти выходы могут быть квестом или просто прогулками по красивым местам «в сопровождении» героя сказки или мультфильма.
  6. Экскурсии (проводятся начиная со средней группы примерно 1 раз в месяц).

Организация и проведение прогулок

Для правильного составления календарно-тематического планирования досуга на улице необходимо учитывать хронометраж каждого структурного элемента, а также его содержательное наполнение.

Временной план

Для средней группы распределение времени между разными видами деятельности следующее:

  • наблюдение — 5–25 минут;
  • труд — 5–10 минут;
  • игры — 10–40 минут;
  • индивидуальная работа — 5–15 минут.

Таким образом, прогулки в средней группе могут длиться от 25 минут до 1,5 часов. Хронометраж зависит от погоды и сезона (зимой для досуга на улице время сокращается до 40 минут). План составляется на год, при этом на месяц закладывается от 10 до 12 тем для изучения с набором элементов для каждого вида деятельности.

Зимние прогулки короче по времени, поэтому обычно сокращается время, отведённое на наблюдение и труд

Распределение времени между этапами прогулки в мае на тему «Сосна и ель» может выглядеть следующим образом:

  1. Наблюдение. Уточнение параметров сравнения ели и сосны, отгадывание загадок о деревьях (10 минут).
  2. Трудовая деятельность. Уборка участка (10 минут).
  3. Игровая деятельность. На две игры, «Воробушки» («птички» ходят по территории, на сигнал «Кошка!» должны успеть сесть на лавочку) и «Поезд» (малыши — «вагончики» ходят по скамейке, замедляя или убыстряя темп по сигналу, цель — удержаться) отведено 20 минут.
  4. Индивидуальная работа. Забава «Кто быстрее добежит?»: малыши собираются вокруг скамейки, воспитатель называет объект на территории, дети должны добежать до него, опередив соперников (15 минут).

Любой шаг каждого из видов деятельности в ДОУ нужно точно хронометрировать

Виды деятельности при проведении досуга на свежем воздухе могут комбинироваться на усмотрение педагога. Более того, при наличии времени в качестве элемента индивидуальной работы можно добавить самостоятельную деятельность.

Организация и проведение прогулок

Для правильного составления календарно-тематического планирования досуга на улице необходимо учитывать хронометраж каждого структурного элемента, а также его содержательное наполнение.

Временной план

Для средней группы распределение времени между разными видами деятельности следующее:

  • наблюдение — 5–25 минут,
  • труд — 5–10 минут,
  • игры — 10–40 минут,
  • индивидуальная работа — 5–15 минут.

Таким образом, прогулки в средней группе могут длиться от 25 минут до 1,5 часов. Хронометраж зависит от погоды и сезона (зимой для досуга на улице время сокращается до 40 минут). План составляется на год, при этом на месяц закладывается от 10 до 12 тем для изучения с набором элементов для каждого вида деятельности.

Зимние прогулки короче по времени, поэтому обычно сокращается время, отведённое на наблюдение и труд

Распределение времени между этапами прогулки в мае на тему «Сосна и ель» может выглядеть следующим образом:

  1. Наблюдение. Уточнение параметров сравнения ели и сосны, отгадывание загадок о деревьях (10 минут).
  2. Трудовая деятельность. Уборка участка (10 минут).
  3. Игровая деятельность. На две игры, «Воробушки» («птички» ходят по территории, на сигнал «Кошка!» должны успеть сесть на лавочку) и «Поезд» (малыши — «вагончики» ходят по скамейке, замедляя или убыстряя темп по сигналу, цель — удержаться) отведено 20 минут.
  4. Индивидуальная работа. Забава «Кто быстрее добежит?»: малыши собираются вокруг скамейки, воспитатель называет объект на территории, дети должны добежать до него, опередив соперников (15 минут).

Любой шаг каждого из видов деятельности в ДОУ нужно точно хронометрировать

Виды деятельности при проведении досуга на свежем воздухе могут комбинироваться на усмотрение педагога. Более того, при наличии времени в качестве элемента индивидуальной работы можно добавить самостоятельную деятельность.

Ход экскурсии:

Воспитатель подводит детей к цветнику:

— Малыши, посмотрите, что это здесь растет такое красивое? (ответы детей) А вот у каждого из вас есть имя: Света, Никита, Степа, Марина. И у этих цветов есть свои имена-названия. Вот это флоксы. Какого они цвета? (ответы детей, корректировка ответов воспитателем) Давайте вместе повторим их название: «Флоксы».

Воспитатель обращает внимание детей на ромашки: — А эти цветы называются ромашки. Давайте повторим вместе их название. (хоровые и индивидуальные повторы) Скажите, малыши, а какого они цвета? (ответы детей)

(хоровые и индивидуальные повторы) Скажите, малыши, а какого они цвета? (ответы детей)

Сейчас, дети, мы подойдем к другим цветам. Они называются георгины. Давайте вместе повторим это название. (хоровые и индивидуальные повторы) А какого же они цвета, кто нам скажет? (ответы детей)

Малыши, вот вы кушаете и растете. И цветы тоже растут. А как вы думаете, почему они растут? Они кушают? (Ответы детей, корректирование ответов воспитателем. Если кто-то из малышей даст правильный ответ, что цветы «пьют» воду, обязательно похвалить этого ребенка). 

— Конечно, ребята, цветам нужна влага — вода. Люди поливают их из шлангов или из леек.

«Лейка»
У меня есть лейка.
Ой, какая лейка! 
Если будет сухо,
Я ее наполню
И цветы полью.

— Что это у меня? (ответы детей) Знаете, дети, я прежде, чем полить цветы, срежу несколько, чтобы составить букет, который мы поставим в группе в воду, чтобы у нас было красиво.

Воспитатель берет ножницы и срезает один цветок: — Малыши, давайте посмотрим внимательно на цветок и скажем, что у него есть. Воспитатель показывает на стебель, листья, цветки (соцветие), серединку, определяет с детьми их цвета, сопровождая показ хоровым проговариванием всех названий. Затем воспитатель просит детей вспомнить и назвать цветок, который она срезала. Если дети задумаются, помочь им. Срезая второй и третий цветок, воспитатель просит назвать их.

— Сейчас, малыши, я полью из своей большой лейки все цветы, чтобы они росли и радовали нас своей красотой. А завтра вы будете мне помогать поливать цветы из своих маленьких леек. В завершении экскурсии воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Найди свой цвет»

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Описание. Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего цвета.

Указания к проведению. Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, расходились бы по всей площадке, залу. Примечание: на следующий день провести с детьми игровое упражнение «Найди цветок по названию (по цвету)».Скачать конспект экскурсии с детьми младшей группы «День цветов»

Картотека наблюдений и труд в уголке природы в средней группе

Существуют определенные задачи, которые нужно выполнить для закрепления общих знаний в средней группе. Например, детей знакомят с различными растениями в уголке природы. Данная тема активно развивает познавательный интерес ребёнка к миру комнатных растений.

Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:

  • длительные наблюдения за растениями,
  • организацию труда по уходу за комнатными растениями;
  • систему занятий.

Обратите внимание! Дошкольники в средней группе больше наблюдают за явлениями, чем выполняют поручения воспитателя. Поэтому такой образец взаимодействия с природой имеет решающее значение. Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями

Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие

Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями. Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие.

Следующий этап — это когда воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

Как проходит этап организации труда в природе:

  • наблюдаются живые объекты, выявляется их состояние и самочувствие, определяются недостающие условия для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
  • заключительное наблюдение, позволяет качественно оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Основные методические рекомендации как правильно организовать и провести наблюдения

Подготовительный урок по наблюдению за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

  • рассматриваются внешние особенности строения растений;
  • происходит наблюдение за способами их функционирования;
  • дети знакомятся с условиями внешней среды (иногда педагоги организуют экскурсию);
  • выявляется зависимость состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий.

Картотека наблюдений и труд в уголке природы в средней группе

Существуют определенные задачи, которые нужно выполнить для закрепления общих знаний в средней группе. Например, детей знакомят с различными растениями в уголке природы. Данная тема активно развивает познавательный интерес ребёнка к миру комнатных растений.

Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:

  • длительные наблюдения за растениями,
  • организацию труда по уходу за комнатными растениями;
  • систему занятий.

Обратите внимание! Дошкольники в средней группе больше наблюдают за явлениями, чем выполняют поручения воспитателя. Поэтому такой образец взаимодействия с природой имеет решающее значение

Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями. Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие.

Следующий этап — это когда воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

Как проходит этап организации труда в природе:

  • наблюдаются живые объекты, выявляется их состояние и самочувствие, определяются недостающие условия для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
  • заключительное наблюдение, позволяет качественно оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Основные методические рекомендации как правильно организовать и провести наблюдения

Подготовительный урок по наблюдению за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

  • рассматриваются внешние особенности строения растений;
  • происходит наблюдение за способами их функционирования;
  • дети знакомятся с условиями внешней среды (иногда педагоги организуют экскурсию);
  • выявляется зависимость состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий