Образовательные и рабочие программы в ДОУ

Так какой же формат работы выбрать для частной практики логопеду?

Более эффективным считается индивидуальный маршрут занятий с логопедом, который учитывает особенности конкретного ребенка. Но некоторые речевые нарушения успешно корректируются и в группах. Поэтому частному логопеду правильнее всего сочетать индивидуальные и фронтальные формы работы.

Программа по теме:

Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета

108 часов (1 мес.)

5100 руб. 4048 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Тематические недели

В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.

Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:

  • НОД, то есть занятия;
  • праздники;
  • игры;
  • экспериментирование;
  • экскурсии.

Такой формат планирования позволяет;

  • добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
  • привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
  • развлечь участников учебно-воспитательного процесса.

Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.

Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему

Конспект занятия по теме недели

По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.

Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста

Этап занятия (содержание)Хронометраж (минуты)
Младшая группаСредняяСтаршаяПодготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей)2 минуты3 минуты2 минуты3 минуты
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой)11152023
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия).2234
Итог15202530

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных представлений

Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка
является развитие его ума, формирование таких мыслительных навыков и
способностей, которые позволяют легко усваивать новое

В процессе обучения
математике дошкольников совершенствуются познавательные психические процессы
(восприятие, мышление, память, язык, внимание, воображение), формируются приемы
и способы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и
др.), у детей начинают формироваться математические способности

В.А. Крутецкий характеризует математические способности как
индивидуально-психологические качества человека, которые помогают ему при прочих
равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями,
умениями и навыками в области математики (31, 44).

Ш.А. Амонашвили видит суть педагогического процесса в том,
чтобы помочь ребенку достичь большего, чем он мог бы достичь без этого
процесса, поднять ребенка до уровня его возможностей и только на этом уровне
постичь суть новых знаний и умений.

В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются и
формируются сложные системы общих представлений об окружающем мире и
закладываются основы содержательно-предметного мышления. Дети используют
относительно узкий эмпирический материал для выявления общих схем ориентации в
пространственно-временных и причинно-следственных отношениях вещей. Эти схемы
служат своего рода «системой координат», в рамках которой ребенок
начинает глубже понимать различные свойства разнообразного мира. Конечно, эти
общие схемы мало осознаются и могут быть выражены самим ребенком в
незначительной степени в терминах абстрактных суждений. Они, образно говоря,
являются интуитивным способом организации поведения ребенка. Формирование схем
общей ориентации у ребенка дошкольного возраста прослеживается в работах многих
отечественных и зарубежных авторов. Некоторые из этих исследований обобщены,
например, в работе Д.Б. Эльконина (68, 100).

В теории и практике педагогики существуют различные взгляды
на роль обучения в развитии ребенка. Сторонники теории спонтанного развития (во
главе с Ж. Пиаже) отрицают роль обучения и считают, что оно приспосабливается к
развитию, которое происходит независимо (49, 5).

Ученые другого направления, принадлежащие к школе Л.С.
Выготского, рассматривают обучение и воспитание как основные условия,
определяющие развитие ребенка.

Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего
развития» «Обучение хорошо только тогда, когда оно предшествует
развитию».(11, 3) Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в процессеформирования первичных математических представлений у дошкольников ведущая роль
отводится обучению. Зона ближайшего развития характеризует потенциальные
способности каждого ребенка и позволяет определить оптимальное время обучения
детей математике.

С точки зрения психологии, зона ближайшего развития
определяет суть развивающего обучения.

Научные основы развивающего обучения в детском саду были разработаны
А.В. Запорожцем, П.Я. Яковлевым и др. Гальперин, Л.А. Венгер.

Развивающая направленность обучения математике является
ведущей тенденцией современного учебно-воспитательного процесса. Однако, как
отмечала Н.А. Менчинская, «интеллектуальное развитие зависит не только от
обучения, но и от активности самого ребенка, его восприимчивости к обучению на
том или ином этапе онтогенеза» (41, 29)

Автор также подчеркивает важность
индивидуальных различий детей, которые влияют на результаты обучения

Л.Ф. Обухова характеризует процесс развития как самодвижение
субъекта, а факты наследственности и среды являются лишь условиями, которые не
определяют сущность процесса развития, а лишь различными вариациями в пределах
нормы.

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

Помощь в постановке звуков. Развитие мелкой моторики

Развивает память и внимание. Учит правильной постановке предложения

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек. Особенности речевого развития у дошкольников

Особенности речевого развития у дошкольников

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

Гимнастика для улучшения речевой функции

Технология разработки календарного плана

Содержание календарного плана отражает проведение воспитателем образовательной деятельности, которая включена в режим дня дошкольного учреждения. Данная деятельность может быть реализована на основании организации специальных учебных занятий, включена в игровой процесс, в самостоятельную детскую деятельность и иные моменты режима дня дошкольников.

План отражает целевое назначение каждого образовательного занятия, методы и формы его реализации, инструментарий, подготовительную работу, если она требуется.

Рисунок 2. Примерное календарное планирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Технология разработки ежедневного календарного плана основана на соблюдении следующих требований:

  1. Определение допустимой учебной нагрузки для детей конкретной возрастной группы. Нельзя включать в план такой объем работы, который приведет к умственной перегрузке детей.
  2. Определение этапов воспитательно-образовательной работы в течении дня, исходя из учета гигиенических норм и медицинских закономерной реализации режимных моментов дня.
  3. Учет условий реализации плана: местоположение ДОУ, климат, природные особенности той или иной местности, время года, погодные условия и т.д.
  4. Обязательное чередование совместной работы воспитателя с детьми с самостоятельной деятельностью детей.
  5. Рассмотрение изменения работоспособности детей в определенные временные промежутки дня и анализ работоспособности при выполнении образовательной деятельности в течение недели.
  6. Учет индивидуальных особенностей развития отдельного ребенка, уровня их развития для создания дифференцированной системы реализации плана.
  7. Системный характер проведения плановых мероприятий.
  8. Регулярность, поэтапность и цикличность воспитательных и образовательных мероприятий.
  9. Включение в образовательную деятельность рекомендаций всех специалистов ДОУ: психологов, медицинских работников, социальных педагогов.
  10. Связь ежедневной воспитательной и образовательной работы.
  11. Планирование должна включать элементы мотивации к образовательной деятельности детей.
  12. Планирование должно включать обязательные элементы разрядки, отдыха на обучающих занятиях. Необходимо устраивать физ.минутки или иные действия, приносящие детям радость и расслабляющие их. Эмоциональная разгрузка необходима дошкольникам всех возрастных групп.
  13. Включение в план работы с родителями воспитанников.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

18 ноября 2015

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее — Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Плюсы и минусы логогруппы

В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:

  • Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
  • Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.

Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:

  • В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
  • Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
  • Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Как устроить ребенка в логопедический детский сад

 Шаг 1. Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

 Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК  (психолого-медико-педагогической  комиссии)

 Шаг 3. Собрать  для ПМПК несколько справок:

– от ЛОР-врача,

– окулиста,

– педиатра,

-невропатолога (для детей младше 3 лет),

– психиатра.

 Шаг 4. Найти  адрес своей окружной ПМПК, позвонить  и записаться на прием.

 Шаг 5. В назначенный день приехать  на обследование вместе с ребенком.

Что нужно взять:

Документы для прохождения ПМПК

Необходимые документы для логопедического сада:

Свидетельство о рождении ребенка;

  • Паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • Четыре медицинских заключения: – детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет — невропатолога районной детской поликлиники), – логопеда районной детской поликлиники, – отоларинголога районной детской поликлиники, – окулиста районной детской поликлиники.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

– логопед,

– психолог,

– иногда психоневролог.

Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия  решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.

Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.

А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

– заикания;

– общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);

– фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 – 12 звуков);

– нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические пункты в обычных садиках. О том, как попасть  на логопункт, можно почитать здесь.

Детские  логопедические сады или сады с логопедическими группами по округам Москвы перечислены здесь: ЦАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО,  САО, СВАО.

Важные теоретические нюансы

Во многих методических источниках смешиваются понятия «образовательная программа» и «рабочая программа». Однако эти два понятия не являются синонимичными, более того, они находятся в подчинительной связи.

Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все (!) группы того или иного детского сада. Эта модель согласно п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбирается руководителем и методическим советом ДОУ на своё усмотрение.

Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.

Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.

Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.

Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе

Цели и задачи программы «Развитие»

Целью программы является

  • развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных,
  • регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, их коммуникации с взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Цели программы могут быть достигнуты в результате решения задач

  • по созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, в соответствии с их возрастным и индивидуальными особенностями,
  • организации благоприятной развивающей предметно — пространственной среды,
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки педагогов с целью овладения ими способами позитивной коммуникации с детьми, методами и приемами развивающего образования, методикой развития познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей дошкольников,
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации;

Таким образом, программа направлена на развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации с взрослыми и другими детьми по всем образовательным областям.

В то же время полноценное психическое развитие невозможно без обеспечения самой жизнедеятельности, здоровья ребенка, общего физического развития, зависящих от особенностей культуры, конкретных условий жизни ребенка. Для обеспечения жизни и развития ребенка в дошкольном детстве часть этих задач берет на себя дошкольное учреждение.

Программа предполагает образовательную работу с нормально развивающимися детьми. В то же время принципы образовательной работы, заключающиеся в создании условий для развития общих способностей дошкольников, могут применяться и в работе с детьми с особенностями развития. Однако методическое обеспечение такой работы, как считают авторы программы, должно быть ориентировано на особенности развития таких детей и может быть создано только специалистами — дефектологами. В коллективе авторов программы «Развитие» таких специалистов нет. К тому же многообразие особенностей психического развития детей, отличающееся от нормы, не позволяет сделать это одним, унифицированным способом (например, для детей с ЗПР, аутизмом, нарушениями слуха или зрения, логопедическими проблемами и др.).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий