Так какой же формат работы выбрать для частной практики логопеду?
Более эффективным считается индивидуальный маршрут занятий с логопедом, который учитывает особенности конкретного ребенка. Но некоторые речевые нарушения успешно корректируются и в группах. Поэтому частному логопеду правильнее всего сочетать индивидуальные и фронтальные формы работы.
Программа по теме:
Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета
108 часов (1 мес.)
5100 руб. 4048 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
- НОД, то есть занятия;
- праздники;
- игры;
- экспериментирование;
- экскурсии.
Такой формат планирования позволяет;
- добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
- привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
- развлечь участников учебно-воспитательного процесса.
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.
Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных представлений
Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка
является развитие его ума, формирование таких мыслительных навыков и
способностей, которые позволяют легко усваивать новое
В процессе обучения
математике дошкольников совершенствуются познавательные психические процессы
(восприятие, мышление, память, язык, внимание, воображение), формируются приемы
и способы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и
др.), у детей начинают формироваться математические способности
В.А. Крутецкий характеризует математические способности как
индивидуально-психологические качества человека, которые помогают ему при прочих
равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями,
умениями и навыками в области математики (31, 44).
Ш.А. Амонашвили видит суть педагогического процесса в том,
чтобы помочь ребенку достичь большего, чем он мог бы достичь без этого
процесса, поднять ребенка до уровня его возможностей и только на этом уровне
постичь суть новых знаний и умений.
В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются и
формируются сложные системы общих представлений об окружающем мире и
закладываются основы содержательно-предметного мышления. Дети используют
относительно узкий эмпирический материал для выявления общих схем ориентации в
пространственно-временных и причинно-следственных отношениях вещей. Эти схемы
служат своего рода «системой координат», в рамках которой ребенок
начинает глубже понимать различные свойства разнообразного мира. Конечно, эти
общие схемы мало осознаются и могут быть выражены самим ребенком в
незначительной степени в терминах абстрактных суждений. Они, образно говоря,
являются интуитивным способом организации поведения ребенка. Формирование схем
общей ориентации у ребенка дошкольного возраста прослеживается в работах многих
отечественных и зарубежных авторов. Некоторые из этих исследований обобщены,
например, в работе Д.Б. Эльконина (68, 100).
В теории и практике педагогики существуют различные взгляды
на роль обучения в развитии ребенка. Сторонники теории спонтанного развития (во
главе с Ж. Пиаже) отрицают роль обучения и считают, что оно приспосабливается к
развитию, которое происходит независимо (49, 5).
Ученые другого направления, принадлежащие к школе Л.С.
Выготского, рассматривают обучение и воспитание как основные условия,
определяющие развитие ребенка.
Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего
развития» «Обучение хорошо только тогда, когда оно предшествует
развитию».(11, 3) Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в процессеформирования первичных математических представлений у дошкольников ведущая роль
отводится обучению. Зона ближайшего развития характеризует потенциальные
способности каждого ребенка и позволяет определить оптимальное время обучения
детей математике.
С точки зрения психологии, зона ближайшего развития
определяет суть развивающего обучения.
Научные основы развивающего обучения в детском саду были разработаны
А.В. Запорожцем, П.Я. Яковлевым и др. Гальперин, Л.А. Венгер.
Развивающая направленность обучения математике является
ведущей тенденцией современного учебно-воспитательного процесса. Однако, как
отмечала Н.А. Менчинская, «интеллектуальное развитие зависит не только от
обучения, но и от активности самого ребенка, его восприимчивости к обучению на
том или ином этапе онтогенеза» (41, 29)
Автор также подчеркивает важность
индивидуальных различий детей, которые влияют на результаты обучения
Л.Ф. Обухова характеризует процесс развития как самодвижение
субъекта, а факты наследственности и среды являются лишь условиями, которые не
определяют сущность процесса развития, а лишь различными вариациями в пределах
нормы.
Организация логопедической работы в ДОУ
Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:
- Поиск речевых проблем.
- Коррекция.
- Профилактика.
Первый визит к логопеду
Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:
- Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
- Постановкой звуков.
- Закреплением полученных навыков.
Для чего нужен логопед в детском саду
Вот чем занимается логопед в детском саду:
Помощь в постановке звуков. Развитие мелкой моторики
Развивает память и внимание. Учит правильной постановке предложения
Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
- Укреплять мышцы рта.
- Делать артикуляционную гимнастику.
- Играть с мелкими предметами.
- Учить выделять звуки.
Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
- Раннего выявления проблем.
- Сопоставления речи и развития ребенка.
- Сравнение речи в разных ситуациях.
- Индивидуальный подход к ребенку.
При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.
Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:
- Планирование занятий.
- Обмен информацией.
- Развитие интереса к изучению.
- Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
- Благоприятную атмосферу в коллективе.
- Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
- Совместное закрепление результатов.
- Наблюдение.
Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.
Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек. Особенности речевого развития у дошкольников
Особенности речевого развития у дошкольников
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.
Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.
Педагогическое кредо учителя-логопеда
Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.
Гимнастика для улучшения речевой функции
Технология разработки календарного плана
Содержание календарного плана отражает проведение воспитателем образовательной деятельности, которая включена в режим дня дошкольного учреждения. Данная деятельность может быть реализована на основании организации специальных учебных занятий, включена в игровой процесс, в самостоятельную детскую деятельность и иные моменты режима дня дошкольников.
План отражает целевое назначение каждого образовательного занятия, методы и формы его реализации, инструментарий, подготовительную работу, если она требуется.
Рисунок 2. Примерное календарное планирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технология разработки ежедневного календарного плана основана на соблюдении следующих требований:
- Определение допустимой учебной нагрузки для детей конкретной возрастной группы. Нельзя включать в план такой объем работы, который приведет к умственной перегрузке детей.
- Определение этапов воспитательно-образовательной работы в течении дня, исходя из учета гигиенических норм и медицинских закономерной реализации режимных моментов дня.
- Учет условий реализации плана: местоположение ДОУ, климат, природные особенности той или иной местности, время года, погодные условия и т.д.
- Обязательное чередование совместной работы воспитателя с детьми с самостоятельной деятельностью детей.
- Рассмотрение изменения работоспособности детей в определенные временные промежутки дня и анализ работоспособности при выполнении образовательной деятельности в течение недели.
- Учет индивидуальных особенностей развития отдельного ребенка, уровня их развития для создания дифференцированной системы реализации плана.
- Системный характер проведения плановых мероприятий.
- Регулярность, поэтапность и цикличность воспитательных и образовательных мероприятий.
- Включение в образовательную деятельность рекомендаций всех специалистов ДОУ: психологов, медицинских работников, социальных педагогов.
- Связь ежедневной воспитательной и образовательной работы.
- Планирование должна включать элементы мотивации к образовательной деятельности детей.
- Планирование должно включать обязательные элементы разрядки, отдыха на обучающих занятиях. Необходимо устраивать физ.минутки или иные действия, приносящие детям радость и расслабляющие их. Эмоциональная разгрузка необходима дошкольникам всех возрастных групп.
- Включение в план работы с родителями воспитанников.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
18 ноября 2015
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее — Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Плюсы и минусы логогруппы
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:
- В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
- Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
- Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
Как устроить ребенка в логопедический детский сад
Шаг 1. Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.
Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.
Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.
Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Шаг 3. Собрать для ПМПК несколько справок:
– от ЛОР-врача,
– окулиста,
– педиатра,
-невропатолога (для детей младше 3 лет),
– психиатра.
Шаг 4. Найти адрес своей окружной ПМПК, позвонить и записаться на прием.
Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.
Что нужно взять:
Документы для прохождения ПМПКНеобходимые документы для логопедического сада: Свидетельство о рождении ребенка;
|
Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:
– логопед,
– психолог,
– иногда психоневролог.
Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!
Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.
Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.
А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.
Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).
На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:
– заикания;
– общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);
– фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 – 12 звуков);
– нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).
Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.
Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.
Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические пункты в обычных садиках. О том, как попасть на логопункт, можно почитать здесь.
Детские логопедические сады или сады с логопедическими группами по округам Москвы перечислены здесь: ЦАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО, САО, СВАО.
Важные теоретические нюансы
Во многих методических источниках смешиваются понятия «образовательная программа» и «рабочая программа». Однако эти два понятия не являются синонимичными, более того, они находятся в подчинительной связи.
Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все (!) группы того или иного детского сада. Эта модель согласно п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбирается руководителем и методическим советом ДОУ на своё усмотрение.
Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.
Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.
Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.
Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе
Цели и задачи программы «Развитие»
Целью программы является
- развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных,
- регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, их коммуникации с взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Цели программы могут быть достигнуты в результате решения задач
- по созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, в соответствии с их возрастным и индивидуальными особенностями,
- организации благоприятной развивающей предметно — пространственной среды,
- обеспечения психолого-педагогической поддержки педагогов с целью овладения ими способами позитивной коммуникации с детьми, методами и приемами развивающего образования, методикой развития познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей дошкольников,
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации;
Таким образом, программа направлена на развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации с взрослыми и другими детьми по всем образовательным областям.
В то же время полноценное психическое развитие невозможно без обеспечения самой жизнедеятельности, здоровья ребенка, общего физического развития, зависящих от особенностей культуры, конкретных условий жизни ребенка. Для обеспечения жизни и развития ребенка в дошкольном детстве часть этих задач берет на себя дошкольное учреждение.
Программа предполагает образовательную работу с нормально развивающимися детьми. В то же время принципы образовательной работы, заключающиеся в создании условий для развития общих способностей дошкольников, могут применяться и в работе с детьми с особенностями развития. Однако методическое обеспечение такой работы, как считают авторы программы, должно быть ориентировано на особенности развития таких детей и может быть создано только специалистами — дефектологами. В коллективе авторов программы «Развитие» таких специалистов нет. К тому же многообразие особенностей психического развития детей, отличающееся от нормы, не позволяет сделать это одним, унифицированным способом (например, для детей с ЗПР, аутизмом, нарушениями слуха или зрения, логопедическими проблемами и др.).