Профессиональные качества современного учителя

Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.

2. Техническая грамотность

Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера

3. Опыт работы

Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

4. Умение общаться

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками.

5. Понимание, что волнует подростков

Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники.

Изображение на обложке: Meredith Schomburg / Dribbble

Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога при общении с аудиторией

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей :

  1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
  4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
  6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

  • – «приспособления» – система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
  • – «пристройки или достройки» – приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
  • – усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения :

  1. естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
  2. напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
  3. преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
  4. непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
  5. эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
  6. неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

Значимые качества и свойства личности педагога

Сегодня к личностным характеристикам преподавателя предъявляются повышенные требования. Специалист должен давать ученикам не только новые знания, но и должен быть образцом для поведения, давать пример правильных манер и внешнего вида. Каждый педагог должен стремиться быть гордостью своего учебного заведения. Только в этом случае к нему будут хорошо относиться ученики, ценить коллеги и родители.

Способности и личностные качества сводятся к следующим направлениям:

  1. Профессионально-педагогическому. Направление представляет стремление педагога к совершенствованию и саморазвитию, постоянному повышению собственного мастерства в педагогическом плане и умении взаимодействовать с людьми.
  2. Социально-нравственному. Представляет нравственные потребности, чувство долга, моральные ценности, гражданскую ответственность. Все это характеризует социальную активность педагога. При этом он не замыкается в рамках собственных забот, а ведет общественную жизнь. Это помогает расширить круг общения, привлечь в свое поле больше людей со схожими интересами.
  3. Познавательному. Не менее важным становится познавательная активность учителя в рамках образовательного процесса, обновления информации по своей дисциплине.

В результате комбинации всех направлений преподаватель начинает применять разносторонний подход. Он обладает необходимыми знаниями для повседневной работы, дает требуемый объем материала ученикам, обладает высокими моральными качествами.

Среди основных качеств можно выделить стремление к развитию и становлению личности, заботу и интерес к интересам детей. Преимуществом становится педагогическое призвание, природная склонность к работе учителем, положительное отношение к педагогике в целом.

Любовь к детям

Учитель должен любить детей и работать только из таких позиций. Только в этом случае правильно строится педагогический процесс. У учеников появляется интерес к преподаваемой дисциплине, а педагог получает уважение со стороны родителей и коллектива преподавателей в учебном заведении.

Стремление к совершенствованию

Преподаватель должен постоянно узнавать новую информацию о своем предмете, детской психологии и воспитании. Для этого можно пройти переподготовку или повысить квалификации. Современные образовательные программы включают не только дисциплины по специальности, но и дают общее понимание о взаимодействии с детьми и современными коммуникативными технологии.

Правильная оценка своих возможностей

Важно учитывать текущий уровень знаний и навыки. Если предмет освоен в недостаточной степени, необходимо совершенствоваться. Также важно улучшать качества, которые не дотягивают до совершенства

Также важно улучшать качества, которые не дотягивают до совершенства

Гуманизм

Гуманизм представляет собой систему воззрений, которая признает ценность человека, его право на счастье, свободу, проявление и развитие собственных способностей. Данная система учитывает интересы не только совершеннолетних, но и подрастающего поколения.

Важно гуманно относиться к детям, следить за отстающими учениками, давать дополнительную нагрузку тем, кто быстро осваивает преподаваемый предмет. В современных условиях родители не занимаются своими детьми. Многие забывают о потребностях во внимании и общении

Педагог может частично решить проблему, став наставником для учеников

Многие забывают о потребностях во внимании и общении. Педагог может частично решить проблему, став наставником для учеников.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.

Вопросы терминологии

В сущности, они охватывают примерно одни и те же вопросы, но при этом принципиальный подход авторов, если не сказать, гносеологический (т.е. методологический), к раскрытию содержания разный .
Термин «требования к учителю» (Н.Е.Ковалев, В.В.Воронов, Т.А. Ильина и коллеги), на наш взгляд, изначально неправомерен. Совершенно неясно, от кого, откуда и на каком основании исходит это «требование»? Оно было порождением соответствующей идеологии и сегодня следует от него отказаться как от научно-педагогического термина.
Термин «качества педагога» используется многими педагогами и психологами (Э.И. Моносзон, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, И.А. Зимняя и др.). Мы также предпочитаем этот термин. Наши доводы таковы.
«Качество» формулируется не как произвольное и властное «требование» диктатора, а выводится из законов развития общества, социальных групп, т.е. истории, социологии, а также закономерностей педагогики. Другое дело, что мы не можем говорить о системе законов педагогики: многие процессы проявляют себя как тенденции. Это затрудняет вывод о содержании некоторых понятий и терминов педагогики. Мысль о зависимости качеств учителя от законов и закономерностей педагогики и социологии выражена в социальных функциях педагога и специфики (особенностей) педагогической деятельности. Если эти законы, функции и особенности на основе научных данных определены верно, то и «качества» педагога будут определены не волевым образом, не субъективно, а объективно.
Кстати, «качество» в словаре русского языка определяется как «существенный признак, свойство, отличающие один предмет или одно лицо от другого» , т.е. именно об этих признаках и свойствах идет речь, когда мы хотим отличить педагога, учителя от представителей других профессий.

Умение организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебный процесс

Учитель должен уметь создавать образовательное пространство, используя тот набор инструментов, который предоставляет школа: обычную или интерактивную доски, шкафы, парты и т. п., но не только это. Он должен при необходимости привносить что-то свое, и это не обязательно новое оборудование. Это может быть, например, новая методика или технология, новый взгляд на традиционно используемые при обучении средства.

Чтобы правильно создавать пространство, в котором ребенку будет интересно учиться, педагог должен четко знать, с какой целью он проводит урок или организовывает внеклассное мероприятие, равно как с какой целью и для чего он будет пользоваться тем или иным инструментарием.

Значимые качества и свойства личности педагога

Сегодня к личностным характеристикам преподавателя предъявляются повышенные требования. Специалист должен давать ученикам не только новые знания, но и должен быть образцом для поведения, давать пример правильных манер и внешнего вида. Каждый педагог должен стремиться быть гордостью своего учебного заведения. Только в этом случае к нему будут хорошо относиться ученики, ценить коллеги и родители.

Способности и личностные качества сводятся к следующим направлениям:

  1. Профессионально-педагогическому. Направление представляет стремление педагога к совершенствованию и саморазвитию, постоянному повышению собственного мастерства в педагогическом плане и умении взаимодействовать с людьми.
  2. Социально-нравственному. Представляет нравственные потребности, чувство долга, моральные ценности, гражданскую ответственность. Все это характеризует социальную активность педагога. При этом он не замыкается в рамках собственных забот, а ведет общественную жизнь. Это помогает расширить круг общения, привлечь в свое поле больше людей со схожими интересами.
  3. Познавательному. Не менее важным становится познавательная активность учителя в рамках образовательного процесса, обновления информации по своей дисциплине.

В результате комбинации всех направлений преподаватель начинает применять разносторонний подход. Он обладает необходимыми знаниями для повседневной работы, дает требуемый объем материала ученикам, обладает высокими моральными качествами.

Среди основных качеств можно выделить стремление к развитию и становлению личности, заботу и интерес к интересам детей. Преимуществом становится педагогическое призвание, природная склонность к работе учителем, положительное отношение к педагогике в целом.

Любовь к детям

Учитель должен любить детей и работать только из таких позиций. Только в этом случае правильно строится педагогический процесс. У учеников появляется интерес к преподаваемой дисциплине, а педагог получает уважение со стороны родителей и коллектива преподавателей в учебном заведении.

Стремление к совершенствованию

Преподаватель должен постоянно узнавать новую информацию о своем предмете, детской психологии и воспитании. Для этого можно пройти переподготовку или повысить квалификации. Современные образовательные программы включают не только дисциплины по специальности, но и дают общее понимание о взаимодействии с детьми и современными коммуникативными технологии.

Правильная оценка своих возможностей

Важно учитывать текущий уровень знаний и навыки. Если предмет освоен в недостаточной степени, необходимо совершенствоваться

Также важно улучшать качества, которые не дотягивают до совершенства.

Гуманизм

Гуманизм представляет собой систему воззрений, которая признает ценность человека, его право на счастье, свободу, проявление и развитие собственных способностей. Данная система учитывает интересы не только совершеннолетних, но и подрастающего поколения.

Важно гуманно относиться к детям, следить за отстающими учениками, давать дополнительную нагрузку тем, кто быстро осваивает преподаваемый предмет. В современных условиях родители не занимаются своими детьми

Многие забывают о потребностях во внимании и общении. Педагог может частично решить проблему, став наставником для учеников.

Идеальный учитель – какой он?

Отношения с учителями

Идеальный учитель всегда понимает и уважает своих учеников. Он требователен, но справедлив, а не жесток. Иногда может и посмеяться вместе с классом, но никогда не станет кричать. Образованный, умный человек, который не только знает, но и умеет доходчиво объяснить новый материал. Он неравнодушен к проблемам учеников, понимает, что ученик «тоже человек», а не машина, делающая уроки. Но в то же время он не лезет в личную жизнь. Всегда идет навстречу просьбе ученика и может, если это необходимо, позаниматься индивидуально. Способен быть авторитетом и другом для учеников. С ним можно поделиться сокровенным и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа. Никогда не опаздывает, одевается всегда аккуратно и элегантно.

Вот такими качествами должен обладать идеальный учитель. Но в жизни, к сожалению, так случается очень редко. И конфликты между учеником и учителем встречаются гораздо чаще, чем того хотелось бы.

Что же в поведении учителей вызывает самый сильный гнев учеников? Оказывается, нет на свете школьника, который остался бы равнодушен, если ему несправедливо поставили отметку. Но злятся на учителей и по другим причинам. Например, когда считают, будто они всегда правы, если задают домашнее задание, толком не объяснив, что надо сделать, когда приходят в школу в плохом настроении, когда кричат и многое другое.

Что касается взаимоотношений с учениками, то тут самое главное — справедливость. Ведь дети все видят и все понимают. Авторитет учителя не может раз и навсегда быть завоеван. Он должен постоянно поддерживаться чем-то. Учитель никогда не должен кричать. В особенности в адрес одного ученика при всем классе. Так и заикой стать недолго. Он не должен, ни в коем случае, высмеивать одного человека при его друзьях. Не надо заставлять учеников думать так же, как он.

Очень трудно поддерживать нормальные отношения, если учитель просто-напросто не хочет понять или считает себя и Богом и царем. Конечно, у них больше прав и власти. Но ты можешь применить в борьбе за своё «Я» те принципы, о которых узнал в разделе «Научись бороться с хамством и побеждать».

И еще одно «но». Прежде всего, посмотри на себя. Так ли ты бесконфликтен, не провоцируешь ли ты сам спорную ситуацию. Ведь если учитель всегда неправ, то тут стоит серьезно задуматься — скорее всего, причина в тебе. Постарайся поразмыслить над тем, всегда ли ты вежлив, отзывчив. Не стало ли у тебя системой прогуливание какого-то урока или вызывающее поведение на нем. Будь самокритичен. Если же ты не найдешь ни одной причины, по которой педагог предвзято к тебе относится, то стоит подумать о смене учителя. Можно перевестись в другой класс или заниматься по этому предмету индивидуально. Но это меры кардинальные, после того, как были использованы уже все способы наладить отношения.

Стандарты педагогического образа

Профессия «учитель» стоит в особом ряду среди видов профессиональной деятельности категории «человек–человек». Она является одновременно преобразующей, коммуникационной и управляющей. В ее основе лежит становление и преобразование личности, поэтому к работе педагога предъявляются особые повышенные требования.

В России экспертами под эгидой Министерства труда и социальной защиты выработаны профессиональные стандарты педагогической деятельности.

Профессиональный стандарт педагога — программные рамочные документы, отражающие структуру и содержание профессии учителя, необходимый набор знаний и умений работников педагогического труда.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут. В профессиональном стандарте выделяются 3 вида функций учителя:

В профессиональном стандарте выделяются 3 вида функций учителя:

  1. Общепедагогические (обучение).
  2. Воспитательные.
  3. Развивающие.

Разработаны стандарты педагогической деятельности следующих видов образования:

  • дошкольного;
  • начального общего;
  • основного и среднего общего.

Примечание 1

Отдельно выделены модули стандартов для учителей русского языка и математики как наиболее важных предметов в образовании.

Среди перечня необходимых знаний и умений учителя указывается не только способность грамотно планировать и проводить уроки и воспитательные занятия, но и владение специальными формами и методами работы:

  • проектная деятельность;
  • лабораторные эксперименты;
  • полевая практика;
  • современные психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные);
  • знание специфики работы с детьми, для которых русский язык не является родным;
  • ИКТ-методы.

Инклюзивные методы — педагогические методы, позволяющие реализовывать эффективное совместное обучение детей, имеющих особенности развития, с остальными учащимися.

Пример 1

Ребенок с ДЦП, обучающийся в обычном классе — пример инклюзивного образования.

​ИКТ-методы — методы проведения учебных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Пример 2

Примеры ИКТ-методов: презентации, интерактивные доски, мультимедиа-проекты.

Педагоги должны в совершенстве владеть нормативной базой ФГОС и реализовывать свою деятельность, опираясь на эти документы.

ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты. Документы, содержащие совокупность требований, которые обязательны для реализации в учебных заведениях на территории всей Российской Федерации.

Впервые ФГОС были введены в 2004 году, с тех пор ежегодно подвергаются обновлениям.

Примечание 2

В документах ФГОС на 2021 год особое внимание уделяется формированию междисциплинарных и коммуникационных навыков

Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения

Комфортная среда позволяет создать атмосферу сотрудничества, построить общение и взаимопонимание с учениками. И учитель должен уметь организовывать образовательный процесс так, чтобы подросток свободно высказывал свое мнение, не боялся возражать и спорить, а учитель слушал, относился к ученику с уважением и не допускал пренебрежительности. Педагог должен уметь устанавливать дистанцию, при этом оставаясь ребенку другом.

У некоторых педагогов это умение врожденное или воспитано в семье. Другим его придется в себе развивать. Но главное – если есть желание, всему можно научиться.

Важные профессиональные качества педагога

Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, чувство ответственности, умение поставить цель и выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение профессионального уровня, стремление постоянно улучшать качество своей работы и так далее.

Через эти требования учитель реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Мы являемся свидетелями удивительного превращения учебных заведений в производственные предприятия, предоставляющие населению «образовательные услуги», где есть планы, контракты, забастовки и конкуренция — неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особое значение приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в образовательном процессе. К этим качествам относятся человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни учащихся, доброта, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, честность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательным качеством для учителя является гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманистическое отношение состоит из интереса к личности ученика, симпатии к нему, поддержки его, уважения к его мнению, уровню его развития, высоких стандартов к его учебной деятельности и заботы о его личностном развитии. Студенты видят эти явления и следуют им сначала бессознательно, постепенно испытывая гуманное отношение к людям.

Учитель — это всегда активный, творческий человек. Он выступает в роли организатора повседневной жизни студентов. Пробудить интересы, направить учеников, может только человек с развитой волей, где личная активность занимает решающее место.

Педагогическое управление таким сложным организмом, как класс, группа детей, обязывает учителя быть находчивым, изобретательным, настойчивым и всегда готовым к самостоятельному решению любой ситуации. Учитель — это образец для подражания, который побуждает учеников следовать его примеру.

Качествами учителя должны быть самоконтроль и самообладание. Профессионалы всегда, даже в самых неожиданных обстоятельствах (а они случаются часто), должны занимать ведущую позицию в образовательном процессе. Никакого волнения, растерянности и беспомощности учителя не должны чувствовать и видеть ученики. Макаренко говорил, что учитель без тормозов — испорченная, неуправляемая машина. Они должны постоянно помнить о необходимости контролировать свои действия и поведение, не поддаваться на оскорбления учеников, не нервничать по пустякам. Духовная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние учителя — это профессиональная забота о настоящем и будущем своих учеников. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения.

Справедливость — неотъемлемое профессиональное качество

По роду своей деятельности учитель должен систематически оценивать знания, навыки и поведение учащихся, поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития учащихся. По этому студенты судят об объективности педагога

Ничто так не укрепляет моральный авторитет учителей, как их способность быть объективными. Предвзятость, предубеждение, субъективность учителя очень вредны для дела образования. Предвзятый учитель, воспринимающий учеников через призму собственных оценок, становится пленником схем и установок. Можно легко добиться обострения отношений, конфликта, отсутствия образования, сломанной судьбы.

Педагог должен быть требовательным

Это самое важное условие для его успешной работы. Высокие требования учитель предъявляет к себе, потому что нельзя требовать от других того, чего не знаешь сам

Педагогическая настойчивость должна быть уместной. Мастера образования учитывают способности развивающейся личности.

Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока

Важнейшая задача педагога – определить для работы со своим классом правильные стратегию и тактику. Учитель должен подбирать учебный материал таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от его способностей, мог разобраться в теме урока. Понимание, как сделать так, чтобы заинтересовать абсолютно всех детей, – навык хорошего учителя.

Кроме материалов по предмету, педагог определяет, какую стратегию он будет использовать в процессе урока: игровые технологии, выезд на природу, эксперименты, изучение художественного произведения, а после – просмотр спектакля по его сюжету в театре и т. п. Педагог выбирает стратегию, исходя не только из своих знаний, компетенций и возможностей, но и с учетом того, какой способ подачи материала его ученики воспринимают лучше. Чтобы найти свой собственный подход к организации занятий, нужно постоянно изучать новые практики, методики, уметь их применять и видоизменять.

4. Навык применения формирующей оценки

Оценка должна точно измерять, что школьники уже освоили, а в чем у них еще есть пробелы. Например, в течение нескольких уроков дети изучали тему, для закрепления учитель провел контрольную работу. Выставив оценки, педагог понял, что часть материалов по теме усвоена хорошо, часть – слабо, а что-то не усвоено совсем. Учитель все анализирует и далее планирует уроки с учетом полученных результатов, даже если класс приступил к изучению нового раздела. 

Хороший учитель поставит подобную оценку и себе – что удалось ему самому, а над чем стоит поработать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий