Перспективное и ежедневное планирование работы воспитателя средней группы

Как выглядит календарный план на каждый день?

Календарно-тематические планы на каждый день оформляют по-разному, есть в продаже журналы готовые, разграфленные. Обычно графы такие: месяц, день недели, число. Тема недели в соответствии с перспективным планом, например, как я писала выше «Осень», «Азбука вежливости», «Мои любимые игрушки» на октябрь.

Затем графы такие: по вертикали – совместная деятельность воспитателя и детей, организация предметно-развивающей среды, поддержка индивидуальности ребенка. Могут быть другие графы по вашему усмотрению. Например, по целям: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, физическое и эстетическое развитие.

Если выбираем второй вариант записи плана, то, что мы можем написать в графе «Совместная деятельность» на тему «Осень» в строке познавательно-речевое развитие:

  • Наблюдение «Осенние деревья», рассматривание листьев, коры деревьев, которые есть на участке, учимся определять различие между деревом и кустом, характеризуем форму листьев разных растений, цвет.
  • Побуждение детей к активному коммуницированию. Слушаем шорох листьев, шум ветра, развиваем сенсорные ощущения.
  • Исследовательская деятельность: «Что нравится деревьям?» Выясняем, какие условия подходят для роста деревьев. Развиваем познавательные способности, умение наблюдать, анализировать, высказывать свою мысль.
  • Проблемная ситуация: осень – противоречивая пора года. Учимся анализировать причинно-следственные связи между явлениями природы и отношением к ним людей, пытаемся анализировать плюсы и минусы осени, развиваем умение доказывать свою точку зрения.
  • Беседы на тему осени. Тем может быть множество, не стану перечислять.
  • ФЭМП: обучение счету, сравнению величин, в общем, по плану занятий.
  • Дидактические игры. Тоже великое множество, определяйте по своему желанию.

Это лишь одна графа заполненная. Так же нужно заполнить остальные, отталкиваясь от программы и перспективного плана, а также сетки занятий. Сложно для новичка, да? Надеюсь, немного помогла молодой коллеге. Если что, пишите, отвечу. Советую найти в Интернете готовый план и просто переписать, а по ходу дела вносите для себя коррективы. Должны были же остаться планы работ от предшественника?Если статья понравилась, делитесь с теми, кому она может быть нужна. Также подписывайтесь на новости, будем на связи.

Что предусматривает программа «От рождения до школы» для средней группы?

Напомню, что о комплексно-тематическом, и о календарном планировании я писала в статье «Документация работы воспитателя: вопрос читателя», где я дала пример плана по неделям на октябрь именно для средней группы. Видимо, плохо объяснила, раз просят уточнить.

Разочарую свою читательницу, но единого и точного плана для всех не существует. В самой программе под редакцией Н.Е. Вераксы и других педагогов-методистов «От рождения до школы» есть отличная подсказка, как составить комплексно-тематический план для всех возрастных групп. Я уже говорила когда-то, что, прежде чем сесть за план, нужно хорошо проработать программу, принятую к руководству конкретно вашим садиком.

То, что вы не видели приложение № 3 «Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-7 лет», говорит не в вашу пользу. Не буду здесь копировать таблицу, просто найдите и перепишите себе, но индивидуализируйте ее под ваших детей. Там таблица на три колонки, по каждому месяцу и неделе дана тема, развернутое содержание работы и итоговое мероприятие.

Если вам нужен календарный план, то на основе комплексного, с учетом темы недели, пишем на каждый день. Как его оформить, решать вам. Точно следуя программе, можно сделать такие графы: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Эти направления я взяла из программы Вераксы, так что не волнуйтесь, все точно по ФГОС.

И вот, верху эти ячейки, слева пишем месяц, число, день недели, первая половина дня и вторая половина дня, режимный момент (зарядка, прогулка). Но в примерном комплексном плане по программе мало тем, конечно, они обобщенные, в основном, по знаковым событиям или временам года: «День знаний», «Осень», «Я в мире – человек», «Мой город, моя страна», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Весна», «День Победы» и «Лето».

Никто не запрещает добавлять другие темы, на этом и строится календарный план. Понятно, что если на тему «Осень» дается 4 недели, то логично разбить ее на подтемы «Дары природы», «Осенние растения», сюда же пойдет «Азбука вежливости», «Мои любимые игрушки» или «Профессии», например.

Ежедневное и перспективное планирование по ФОП ДО в 2023-2024 гг.

Сегодня многие воспитатели и методисты задают вопрос о том, как как составить тематическое планирование по ФОП. Действительно, это большая проблема, так как календарное, тематическое, зачастую даже ежедневное планирование, которое предлагалось в комплексных программах («От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки») сегодня нуждается в значительной доработке.

Образовательная деятельность в ДОУ по ФОП ДО подразумевает ежедневную работу с детьми с учетом перспектив их развития, тематического содержания и ряда других факторов, образующих комплексное календарно-тематическое планирование.

Календарное планирование по ФОП ДО необходимо осуществлять во всех возрастных группах: во второй младшей группе; в средней группе; в старшей группе и в подготовительной к школе группе.

В целостном образовательном процессе каждая из культурных практик выступает в собственном разви­вающем значении, а вкупе все они являются взаимодополнительными (сочетаются в целое по развиваю­щим задачам).

Ежедневная образовательная деятельность не обязательно надо подчинять какой-либо теме, как это делают при комплексировании посредством так называемых «тематических недель». В тоже время тематическое сочетание культурных практик может быть полезно для придания большего интереса деятельности детей, для преодоления смысловой «разорванности» образовательного процесса.

Также надо учитывать то, что тематическое планирование в младшей группе, тематическое планирование в средней группе, и, конечно, тематическое планирование в старшей и подготовительной группах существенно отлича.тся друг от друга. В старшей и подготовительной группе оно является в большей степени перспективным и планируется на месяц, а в младших – на неделю. Перспективное планирование по ФОП в средней группе осуществляется в зависимости от результатов педагогической диагностики проведенной в соответствии с «картами развития» ребенка (по ФОП ДО).

Кроме того, нельзя упускать планирование воспитательно образовательной работы по ФОП ДО. Воспитательные задачи должны гармонично сочетаться с обучением детей.

Далее мы опишем примерный алгоритм календарного тематического планирования в ДОУ по ФОП дошкольного образования в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах. Календарно-тематическое планирование будет составлено по ФГОС ДО с учетом всех направлений развития и образования детей (образовательных областей):

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие; речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Сущность и цели планирования в ДОУ

Планирование образовательной и воспитательной работы с детьми является необходимой и очень важной частью работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В свете новых требований к образованию и воспитатели, и руководство детских садов ищут новые виды и формы планирования, которые помогли бы достичь в первую очередь таких целей:

  • Осуществление непрерывности и систематичности образовательного процесса.
  • Выполнение комплекса поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Программой ДОУ образовательных задач.
  • Индивидуализация образования. Проведение образовательных ситуаций и режимных моментов в течение дня с учётом возможностей и потребностей детей каждой возрастной группы.
  • Осуществление деятельностного подхода к дошкольному образованию. Теперь акцент делают не на систему знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ребёнок, а на виды деятельности, в которых малыш активно познаёт окружающий мир и реализует себя.

Планирование необходимо как начинающим, так и опытным педагогам. Оно помогает оптимально распределить нагрузку на детей, охватить все предусмотренные программой явления и объекты окружающего мира, природы, социума, избежать ненужных повторов и внести в образовательный процесс элементы развлечений и разгрузочные моменты так, чтобы они не навредили, а помогли основной деятельности.

Достижению этих целей помогает чёткая, оправдывающая себя на практике структура планирования работы в дошкольном учреждении. Основой её является основная программа годовой план ДОУ, который разрабатывается и утверждается администрацией перед началом учебного года. Воспитатели групп составляют перспективные и ежедневные планы.

Если отношения между воспитателем и детьми тёплые и доверительные, все запланированные виды работы пройдут максимально удачно

Основные требования к планам работы в средней группе ДОУ

И перспективные, и ежедневные планы, которые составляют воспитатели групп, опираются на ФГОС, годовой план образовательного учреждения, основную программу ДОУ, СанПин. Это позволяет соблюдать единство требований и путей их воплощения. В частности, к планированию детской деятельности ставят такие требования:

  • Реальность, осуществимость. Составляя план работы, педагог должен знать, имеются ли в наличии материалы и оборудование для неё, позволит ли предметно-развивающая среда в полноценно провести запланированный режимный момент, занятие и т. д.
  • Научность, достоверность. Дети средней группы способны усвоить простые научные факты, интересную познавательную информацию, подаваемую не только в игровой форме, но и в виде короткого рассказа, устной заметки. Это обусловлено стремительным развитием процессов мышления. Все данные, которые педагог сообщает малышам, должны основываться на научном материале, если только это не сказка и не игра.
    К примеру, в детских книгах часто можно видеть изображения ежа с яблоками и грибами на спинке. Воспитатель может сообщить детям. что ёжик ест не только грибы и яблоки, его любимая еда: жуки, червячки. Но и фруктами, грибами лесные ежи тоже могут лакомиться.
  • Осуществление триединой задачи педагогики (обучение, воспитание, развитие).
    • Особенно заметно выполнение этого требования при планировании непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть ежедневных занятий, наблюдений во время прогулок, бесед, чтения художественной литературы. Эти виды деятельности в ежедневном плане обязательно сопровождаются перечислением всех трёх видов задач.
    • Воспитательную, развивающую и обучающую нагрузку могут нести также индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.
      В этом случае возможно планировать не три, а две задачи по ситуации. В плане это может быть отражено таким образом: «Совместная игровая деятельность детей в зоне «Семья, «Транспорт». Развивать умение детей строить игровые диалоги, объединяться в малые группы по интересам, самостоятельно распределять роли и следовать им. Воспитывать умение складывать игрушки и предметы-заменители после игр, бережное отношение к игровому оборудованию».
  • Интеграция образовательных областей. Стремительное развитие науки, быстро изменяющееся социокультурное пространство требует от современного образования

    Например, рассматривая на прогулке деревья или кусты, воспитатель может не только побеседовать с детьми об их строении, пользе (познавательное развитие). Можно предложить детям описать деревца (речевое развитие), определить, какое находится слева, справа, в середине, какое выше или ниже (формирование элементарных математических представлений), передать настроение деревьев мимикой, жестами (социально-коммуникативное развитие). Для этого после наблюдения планируют соответствующую дидактическую игру или творческий этюд.

    формирования не только личности всесторонне развитой, гармоничной, но и обладающей быстрым, креативным, разноплановым мышлением, умеющей видеть взаимосвязь явлений, событий, подмечать новое и необычное вокруг. Развитию этих качеств в ребёнке пятого года жизни способствует интегрированный (взаимопроникающий) подход к подаче материала в течение всего дня.

  • Комплексный подход к решению образовательных задач. Этому способствует широкий охват тем, которые будут даны детям в течение года, а также разнообразие видов деятельности, проводимых ежедневно.
  • В плане работы должен чётко прослеживаться образовательный маршрут для всей группы в целом и для каждого из детей.
    Первое достигается за счёт усложнения задач и деятельности на протяжении года. Второе отражается в индивидуальной работе с воспитанниками.
  • Учёт возрастных особенностей, физиологии детей. Для этого организованную образовательную деятельность распределяют так, чтобы требующие умственного напряжения занятия (ФЭМП, развитие речи) сочетались с такими, где дети имеют возможность подвигаться, расслабиться (музыка, физкультура). Между занятиями планируют подвижные паузы, танцевальные минутки. Находит это отражение и в изменении продолжительности занятий в каждом возрасте. В средней группе НОД может длиться не более 20 минут.
  • Приоритет игры. Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей пятого года жизни, воспитатель должен отражать проведение различных видов игр (обучающих, подвижных, сюжетных) и игровых ситуаций как в перспективном, так и в ежедневном плане.

главное внимание при планировании уделяется Её величеству игре как основному и наиболее естественному виду детской деятельности

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий