Особенности педагогической профессии
Сущность педагогической деятельности заключается во взаимодействии с людьми, которое направлено на улучшение, преобразование, формирование личностных человеческих качеств. Это профессия предполагает особую ответственность и чувство долга. Педагогу необходимо обладать определенным типом мышления, объясняемым характером его деятельности.
Замечание 1
Особенность педагогической профессии – ее двойственность: педагог должен иметь знания о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и пр., а с другой стороны, ему в полной мере необходимо владеть предметом своей специализации.
Первоначальная задача педагога – наладить контакт с учениками, передать ему знания, сформировать умения и навыки, соответствующие конкретной предметной области, выявить общественные цели сконцентрировать усилия других людей на их достижении.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в том, что она по природе своей носит гуманистический, коллективный и творческий характер. Она выполняет две социальные функции: адаптивную и гуманистическую.
Адаптивная функция предполагает приспособление человека к полноценному функционированию в сформированном обществе. На содержание адаптивного воспитания оказывает воздействие время и различные политические и общественные состояния.
Гуманистическая функция направлена на гармоничное и полноценное развитие человека, учитывая его индивидуальные особенности, с точки зрения гуманистической направленности, педагог выступает как хранитель личности человека, как величайшей ценности, которая при любых условиях остается неизменной.
Обе названные функции должны реализовываться комплексно, каждая из них играет важную роль в формировании личности.
Коллективный характер педагогической профессии обладает своими особенностями. Педагог, в отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, должен не только управлять и руководить, но и сотрудничать. То есть, на конечный результат работы педагога оказывает воздействие не только его действия, но и воздействие на ученика и ученический коллектив со стороны других учителей, родителей, одноклассников и других окружающих факторов.
Творческая природа педагогического труда связана с индивидуальными качествами каждого учителя.
Замечание 2
Индивидуальность – это высшая стадия личностного развития, основная характеристика которой – целостность, способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы и ценности.
Творческая личность отличается особым сочетанием личностно-деловых качеств, которыми характеризуется ее креативность.
К признакам творческой личности относят:
- способность замечать и формулировать альтернативные взгляды;
- избегание поверхностных формулировок;
- видение перспектив в решении той или иной проблемы, отрыв от реальности;
- отказ от ориентации на авторитеты;
- выделение знакомого объекта с абсолютно новой стороны и в новом контексте;
- легкое ассоциирование;
- способность выносить оценочные суждения.
Профессиональными функциями учителя являются:
- культурно-гуманистическая – предполагает не только обеспечение восходящего культурного воспроизводства, но, в первую очередь, становления ребенка как культурного человека, определяя его успешное развитие и социализацию, а значит и личностные качества, гражданскую позицию и экономическое существование;
- формирование общей культуры учеников, включая умственную, духовно-нравственную, эстетическую, экологическую, правовую, экономическую, физическую культуру;
- охрана жизни, здоровья и социальная защита детей – не менее важная профессиональная функция учителя. Учителю ни на минуту нельзя забывать о том, что он работает с растущим и проходящим стадию формирования, человеком, который не может противостоять давлению, которое оказывается на него со стороны окружающего мира. Учитель должен контролировать учебную нагрузку, с учетом возрастных возможностей организма ребенка, защищать его от произвола взрослых и пр.
Учителю необходимо осознавать и постоянно соблюдать права и свободы учеников, которые предусмотрены Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка.
Возникновение и становление профессии учителя
Определение 1
Профессия учителя – это род трудовой деятельности, предполагающий воспитание и обучение детей, одна из самых древних на планете профессий, которая может считаться вечной.
Способность к научению, усвоению и использованию чужого опыта – специфичная для человека способность. Общество не способно существовать и развиваться, если молодое поколение должно начинать весь путь с начала, не осваивая и не используя опыт, который был получен предыдущими поколениями. Иными словами, возникновение педагогической профессии связывают с появлением потребности древнего общества передавать накопленный социальный опыт от старшего поколения младшему. Необходимость передачи привела к выделению обучения в самостоятельный вид деятельности.
В древнем Египте были заложены зачатки наук – арифметики, геометрии, медицины и др. Эта информация была доступна очень ограниченному кругу лиц, которые передавали ее от отца к сыну и хранили в секрете.
Постепенно учителя стали государственными служащими, которым назначали ежегодный гонорар и определяли привилегии.
С ростом городов и развитием ремесел, церковные школы уже не могли удовлетворить потребности в грамотных людях и начали появляться цеховые и гильдейские школы. Обучение в них было платным.
С появлением и развитием капитализма профессия учителя стала массовой, возникли новые типы учебных заведений, а все эти перемены предполагали организацию специальной подготовки педагогических кадров.
На сегодняшний день в России осуществляют подготовку педагогов по 41 специальности. Сформировался целый пласт новых педагогических профессий: педагоги-экономисты, юристы, менеджеры, маркетологи, психологи и т. д. Развивается подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальных педагогов, учителей ОБЖ и других предметов.
Где получить профессию учителя
В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.
Топ-10 лучших педагогических вузов России:
- Московский педагогический государственный университет
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- Воронежский государственный педагогический университет
- Армавирская государственная педагогическая академия
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- Уральский государственный педагогический университет
- Алтайский государственный педагогический университет
- Московский государственный психолого-педагогический университет
Личностные качества учителя
Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию
Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли
В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.
Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками
Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные
Учитель – очень ответственная профессия
В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу
Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.
Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?
С чего следует начать?
Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.
Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.
В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.
Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.
При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе
На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:
- Высшая школа экономики (НИУ «ВШЭ»).
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
- Казанский федеральный университет.
Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.
Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.
Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.
Должностные обязанности педагога
Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:
- Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
- Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
- Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
- Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
- Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
- Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
- Осуществляет связь с родителями или опекунами.
- На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
- И другие.
Задачи и обязанности педагога
Главная задача учителя — стать примером и другом для учеников. Формирование личности человека, его принципов и правильных взглядов на жизнь происходит под неусыпным контролем наставника. Помимо умения подобрать индивидуальный подход обучения к каждому подопечному, преподаватель реализует следующее:
- воспитание в учениках трудолюбивости и ответственности;
- введение во взрослую жизнь путем приобщения к государственным нормам, законам, которые необходимо соблюдать;
- формирование моральных основ личности и целого ряда положительных качеств;
- прививание добропорядочности и патриотизма;
- развитие правильного отношения к здоровому образу жизни.
Современный учитель должен грамотно направлять сознательность вверенных ему детей, чтобы после окончания школы они умели пользоваться полученными знаниями и осознавали свое значение в обществе. Для своей успешной деятельности по достижению поставленных задач преподаватель должен быть тщательно подготовлен. В его обязанности входят:
Методическая работа: календарное планирование на год, разработка учебной программы, составление поурочных планов, где имеет место описание целей, задач, хода урока и предполагаемых результатов.
Подбор и использование самых эффективных способов, форм, средств обучения. Учитель как психоаналитик должен ориентироваться в ситуациях на занятиях, доступно донося материал до каждого. Усвояемость предмета учениками полностью зависит от учителя.
Проведение уроков. Помимо совершенного владения знаниями о своем предмете, каждый педагог должен идеально знать русский язык, иметь грамотную речь и хорошую дикцию. Его аудитория будет воспринимать информацию лучше, если она поступает в открытой, четкой, понятной форме.
Анализирование успеваемости. Проверка тетрадей и знаний у доски — обычное дело для педагога
Плохо или хорошо себя ведет ученик вне класса — не важно. Выставление оценок должно быть справедливо и беспристрастно
Объективность — одна из главных характеристик достойного учителя.
Контроль над учащимися, дисциплина. Важная часть работы педагога заключена в правильной расстановке приоритетов в поведении учеников. Умение перенаправлять буйную энергию подростков в правильное русло — бесценное качество.
Формирование навыков самостоятельной работы. Учитель должен научить своих подопечных не только теории, но и добиться успешного применения полученных знаний на практике.
Ведение классного журнала. Обязательный пункт в работе преподавателя — это фиксирование успеваемости класса. Заполнение журнала требует серьезного подхода и внимательности. Кроме того, в письменные обязанности входит составление официальных бумаг разного рода.
Организация мероприятий, кружков и секций. Учитель много внимания посвящает воспитательной работе. Более трети его рабочего времени уходит на организацию различных праздников, викторин, олимпиад, всевозможных проектов. Помимо участия в школьных мероприятиях, преподаватель сопровождает учеников вне школы на выставки, в театр, туристические походы и т. д.
Самообразование — значимая часть жизни педагога. Чтобы идти в ногу с молодым поколением, необходимо постоянно совершенствовать и расширять свои знания с помощью специальной литературы, посещения специальных курсов по повышению квалификации и т. д. Нужно обладать широким кругозором, чтобы понимать все течения современности.
Проведение родительских собраний. Психологический аспект профессии направлен на индивидуальную работу с людьми. Обеспечение актуальной информацией родителей об их детях, разбор сложных или неприятных ситуаций, решение проблем, организационные моменты — все лежит на учителе.
Особенности профессии
Преподавание — тяжелый труд, который сопряжен с повышенными умственной концентрацией и нервным напряжением. Основная деятельность учителя заключена в проведении уроков, обеспечивающих поступление новых знаний его предмета, закрепление ранее данного материала, контроль успеваемости и ее оценивание, организация самостоятельного поля деятельности учеников. Специальность не лишена ежедневной рутины, однако имеет большой простор для творчества.
Специфика деятельности педагога зависит от возраста тех, кого он обучает. Например, профессия учителя начальных классов накладывает огромную моральную ответственность. Ведь для малышей такой преподаватель становится практически «родителем», который прежде всего является воспитателем, трепетно относящимся к эмоциям ребенка, а только потом учителем, дающим первый багаж знаний. Главное здесь — умение общаться и ладить с детьми, завоевывать доверие.
Каким должен быть учитель
Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.
Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:
любить детей;
владеть навыками педагогического воспитания;
иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
обладать самоконтролем и уравновешенностью;
быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.
Учитель как призвание
Время современных технологий предъявляет к преподавателю очень непростые требования — факт. Учитель должен быть универсальным. Дети хотят видеть перед собой красивого, адекватного, интеллигентного, образованного, понимающего человека, к образу которого они будут стремиться.
Отсутствие истинного призвания в этой нелегкой профессии — самое страшное, что может случиться. Дети мгновенно чувствуют равнодушие или фальшь, а учитель должен быть честен, иначе уважения от учеников ему никогда не увидеть. Человеку, не любящему детей, не стоит работать в школе.
Преподаватель — это целый мир для ребенка, поэтому он должен поделиться своим внутренним богатством с доверяющими ему маленькими людьми. Совершенство владения своим предметом, интересное ведение обучения, запоминающиеся уроки, понимание детских трудностей, индивидуальный подход и любовь к каждому подопечному делают учителя уважаемым взрослым другом и примером для подражания.
Умение увидеть особенность каждого ребенка, выявить уникальные черты или таланты, заранее распознать предрасположенность к тем или иным предметам делают рядового учителя несравненным педагогом. Под влиянием школы происходит полноценное становление личности. Статья призвана показать тем, кто только выбирает свой путь, что учитель — это призвание, образ жизни. Профессия гордо звучит, поэтому нужно ей соответствовать.
Описание и специфика профессии
Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.
Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.
В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.
Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.
Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.
Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.
Роль педагога в обществе
Хорошо подготовленный в профессиональном плане педагог не всегда справится с поставленными целями и задачами без собственной внутренней готовности отдавать собственные знания, установить доверительные отношения и проникнуть во внутренний мир ученика.
От того, насколько велика степень душевности педагога, зависит готовность ученика впитывать, узнавать, творить, меняться самому и стараться изменить мир к лучшему. Педагог должен быть новатором, вносить что-то свежее и новое в свои уроки. Мотивировать учеников на продуктивную работу, не давать заскучать им в процессе обучения.
Учитель – это еще и психолог, так как помогает не только со школьными предметами, но и в различных жизненных ситуациях. Также педагог – это человек, который не осуждает и относится ко всем на равных. Он идет в ногу со временем, участвует в воспитании детей, прививании им полезных привычек и в становлении личности.
Профессия педагога останется одной из самых востребованных во все времена. Педагог – это тот, кто остается в сердцах 3-4 поколений. Только представители этой профессии в год получают около 300 великолепных букетов, а может даже и больше.
Педагог – это тот, кто встречает на пороге школы и провожает из нее в долгий жизненный путь.
В этом видео вы ознакомитесь с лекцией о становлении педагогики как науки:
https://youtube.com/watch?v=zoSMR_Tarpk
О профессии
Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.
Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.
Учитель выполняет несколько функций:
- Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
- Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
- Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
- Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
- Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.
Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.
Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:
- Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
- Планировать и проводить учебные занятия.
- Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
- Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
- Мотивировать учеников к обучению и т.д.
Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:
- Владение различными методиками обучения.
- Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
- Организация различных внеурочных мероприятий.
- Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.
Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой
Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее
???? Как стать педагогом
Стать учителем возможно с наличием профильного педагогического среднего специального или высшего образования по определенному направлению. Заниматься преподавательской деятельностью также можно после окончания педагогического института, университета или колледжа. Заочная система обучения также приветствуется.
Сильной стороной педагогического колледжа является обширная практика. Благодаря ей учителя получают огромный опыт. Период обучения в нем составляет от трех до четырех лет, по истечению которых студенту выдается диплом, позволяющий ему трудоустроиться. Если Ваши амбиции предполагают карьерный рост, то нужно идти учиться дальше.
Жизненный урок из известного фильма. Чему нужно учить: