Питаться умеренно
Базовые принципы питания — закупать продуктов ровно столько, сколько нужно на неделю. Включать в рацион цельнозерновые каши — овсянку, гречку, коричневый рис, семена — кунжут, чиа, орехи, отруби, рыбу, фрукты и овощи.
Покупаю перекусы — батончики из сухофруктов без добавления сахара и большое количество фруктов и овощей. Перекусы снижают вероятность того, что на обед и ужин вы съедите больше, чем требуется организму.
Закупите сразу 7-10 батончиков на неделю, чтобы они были под рукой
Читайте этикетки продуктов — подробно об этом рассказывает кандидат биологических наук
К составу котлет из полбы нет никаких вопросов
Я начинаю свой день с уникальной водоросли, суперфуда — спирулины. Это источник антиоксиданта фикоцианина — натурального белка, который обладает противовоспалительными, противоопухолевыми свойствами и укрепляет иммунитет.
Так выглядит упаковка и утренний напиток со спирулиной
Спирулина полезна веганам и вегетарианцам — в ней 65% растительного белка. Кстати, водоросль снижает аппетит.
Спирулина бывает в виде порошка и в таблетках
Как человек, который постоянно недоволен весом, советую книгу клинического психолога Юлии Лапиной «Тело, еда, секс и тревога».
Пункт «питаться умеренно» объемный. Я выписала неожиданные пункты, о которых раньше не задумывалась
Что помогло мне?
Купить
продукты питания на неделю — все строго по списку: у меня это крупы, натуральные йогурты, фрукты, овощи, семена, рыбу, чаще всего, ем в кафе
перекусы дают прилив энергии в перерывах между основными приемами пищи
приложение по подсчету БЖУ: одно из популярных — FatSecret. Подносишь штрих-код продукта и получаешь информацию о пищевой ценности
Делать ежедневно
пробовать суперфуды: к примеру, спирулина и другие водоросли благотворно влияют на уровень сахара в крови, снижают риск ожирения
читать этикетки: в супермаркетах появляются отделы со «здоровой едой», но не все из них действительно полезны
Обращайте внимание на:
дату производства, срок годности и условия хранения
энергетическую ценность на 100 грамм
состав: «нет» продуктам с добавлением сахара, фруктозы, консервантов, трансжиров, а также с длинным сложным составом
пробовать новые заправки к салатам: в блендере — базилик + чеснок + лимонный сок + оливковое масло; греческий йогурт + мед; оливковое масло + сок лимона
нет времени готовить — заказывайте еду с помощью специальных сервисов
Делать ежемесячно
не готовить одни и те же блюда по одним и тем же рецептам. Следите за разнообразием рациона — организм должен получать все макро- и микроэлементы.
практиковать периодическое голодание, проконсультировавшись с врачом (не всем оно подходит).
Мне нравятся две схемы:
16/8: поужинав в 19.00, завтракаете в 11.00 следующего дня
5/2: два дня в неделю сокращаете калории до 500-600
Спорт и здоровье для детей дошкольного возраста
Спортивное развлечение «Армейские учения с Незнайкой и его друзьями»
Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к разноцветным планетам»
Спортивный досуг для детей 6-7 лет «Остров сокровищ»
Спортивный досуг с родителями и детьми «В гостях у Семафорчика»
Спортивный досуг для детей «Битва волчат и козлят»
Спортивный досуг для детей в бассейне «Веселые игры»
Спортивный конкурс для детей, посвященный женскому празднику 8 марта «Самая умелая»
Спортивный конкурс для детей «Состязание здоровячков»
Сценарий спортивного развлечения с участием родителей для среднего возраста с ОВЗ «Папа, мама, я — спортивная семья»
Спортивный праздник для детей «День универсиады»
План-конспект спортивного соревнования в средней группе «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики»
Летний спортивный праздник «Неразлучные друзья — взрослые и дети!»
Спортивный досуг для детей второй младшей группы «Вечер спортивного развлечения»
Спортивный досуг для детей с элементами аэробики «Делай с нами, делай как мы!»
Спортивное мероприятие «Праздник мяча» совместно со школьниками 1 класса
Спортивное развлечение для подготовительной группы с участием детей средней группы «Праздник спорта и здоровья»
Конспект спортивного развлечения «Дворовые подвижные игры для дошкольников летом в ДОУ»
Методика осуществления внеучебной образовательной деятельности по воспитанию ЗОЖ
Эта форма образовательной деятельности реализуется посредством организации досуговых мероприятий (развлечений), которые обычно приурочены к праздникам — Дню физкультурника, Дню здоровья, Дню защиты детей, или смене времён года — началу осени, концу весны. Главная задача подготовки и проведения досуга по здоровьесбережению — создание в сознании у детей привлекательного образа ЗОЖ. Кроме того, в проведение развлечений могут подключаться родители малышей, что в целом способствует созданию эмоционально положительной атмосферы в коллективе.
При этом структура досугового мероприятия будет идентична НОД:
- вводная часть,
- основная,
- заключительная.
Общий хронометраж составляет от 30 до 40 минут в зависимости от сценарных задумок
Правда, важно помнить, что эти + 10 минут предназначаются для деятельности взрослых, не детей
Досуговые мероприятия являются важным элементом образовательной деятельности по ЗОЖ
Методика подготовки занятия по воспитанию ЗОЖ
Тематика уроков по здоровьесбережению определяется перспективным планом работы в этом направлении.
Таблица: примеры формулировок тем по ЗОЖ в детском саду
Группа
Дата
Тема
Цели
Декабрь
«Научим Зайку чистить зубки»
дать элементарные представления детям о зубах, о правилах ухода за ними;
формировать культурно гигиенические навыки.
Вторая младшая
Декабрь
«Тело человека»
познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств;
упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Средняя группа
Март
«Кто нас лечит. Экскурсия в поликлинику»
продолжать знакомить детей с трудом взрослых в поликлинике;
обратить внимание на трудовые действия;
расширять словарный запас детей (врач, больные, медсестра и т.д.).
Старшая группа
Октябрь
«Режим дня
Чтоб здоровье было в порядке, дружно делаем зарядку»
приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой;
формировать привычку здорового образа жизни у детей;
воспитание положительного отношения к режиму дня и к утренней гимнастике.
Май
«Правильное питание
Каша – пища наша»
рассказать о каше, её значении для человека;
знакомить детей с понятием «здоровая пища»;
формировать у детей представление о каше, как обязательном компоненте меню;
дать представление о крупах – рисе и гречихе;
дать представление о важности утреннего приёма пищи – завтраке, убеждать о наиболее подходящих блюдах для завтрака, о полезных для здоровья свойствах круп;
закрепить знания детей о каше, как основном компоненте меню, учить определять каши по вкусу и внешнему виду.
Подготовительная группа
Сентябрь
«Что помогает мне быть здоровым»
раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья»;
дать представление о вредных привычках;
воспитывать ЗОЖ.
Виды уроков по ЗОЖ
Образовательное направление «Физическое развитие», куда входит раздел о воспитании ЗОЖ, является непременным целевым компонентом любой НОД.
Поэтому здоровьесберегающие технологии реализуются всеми видами уроков, принятыми в психолого-педагогической практике классификации занятий в ДОУ. Среди самых широко используемых видов:
- традиционные (занятия по изучению нового материала, уроки на отработку и закрепление, уроки на обобщение материала);
- нетрадиционные (занятия-КВН, занятия-путешествия, занятия-сюрпризы и др.);
- познавательные уроки (информационные, творческие и пр.);
- физкультурные;
- интегрированные, то есть занятия, на которых рассмотрение темы происходит через призму её реализации в разных видах деятельности (познавательную, игровую, творческую и др.).
Последний вид занятия, с точки зрения методики, является наиболее удобным для реализации поставленных целей и задач воспитания привычки к ЗОЖ у подрастающего поколения.
Приобщение к ЗОЖ осуществляется на всех занятиях в детском саду
Таблица: временной план и композиция уроков по ЗОЖ в разных группах
Этап занятия и его суть | Этап занятия | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный – введение в тему, мотивация малышей на работу. | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной – разработка проблемы урока, отработка полученных знаний, навыков и умений на практике, в том числе и в играх. В основной этап обязательно включается физкультминутка. | 11 минут | 15 минут | 20 минут | 23 минуты |
Заключительный – подведение итогов занятия, поощрение малышей и их самоанализ (начиная со средней группы). | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты | 4 минуты |
Всего | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут |
Как составить отчёт по ЗОЖ в детском саду
Отчёт по любому виду деятельности в ДОУ составляется на основании проведённых мониторингов. Периодичность их организации определяется методическим советом ДОУ, но не реже одного раза в год. Мониторинг сформированности культуры и безопасного и здорового образа жизни подразумевает:
- медицинскую оценку состояния здоровья каждого воспитанника (контроль уровня заболеваемости, регулярное измерение роста, взвешивание и пр.);
- педагогическую диагностику (оценка уровня овладения основными движениями, освоение КГН, показателей двигательной активности);
- изучение режима питания;
- анализ случаев травматизма в ДОУ;
- оценка наполнения предметно-развивающей среды;
- диагностика эффективности осуществления образовательной деятельности (анализ занятий, развлечений, проведения режимных моментов);
- изучение результатов просветительской работы с семьями воспитанников.
Каждый из перечисленных критериев фиксируется в отдельной диагностической карте. На основе этих карт составляется итоговая таблица «Диагностика сформированности основ ЗОЖ», куда входят следующие показатели, обозначенные баллами от 1 до 3:
- наличие интереса к спорту;
- осознанное отношение к ЗОЖ;
- навыки ЗОЖ;
- навыки основ безопасности жизнедеятельности.
Диагностические карты и образец итоговой таблицы можно найти здесь.
Отчёт по ЗОЖ даёт возможность судить об общем уровне сформированности физических качеств у детей
Воспитание привычки к ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Этот вектор взаимодействия с малышами реализуется через все формы образовательной деятельности при помощи различных методов и приёмов, в том числе и в проектной деятельности. Результаты этой работы фиксируются в отчёте по сформированности представлений о ЗОЖ у детей.
Цели дидактических игр
Задача педагога – объяснить воспитанникам, что без здоровья невозможна полноценная жизнь. Чтобы быть крепким, выносливым, никогда не простужаться, не посещать педиатра и стоматолога, необходимо следить за питанием, физически тренироваться, соблюдать правила гигиены. А научиться всему этому можно игровыми методами.
Цели дидактических игр по ЗОЖ:
- приучение к здоровому образу жизни, соблюдению режима дня;
- получение представления о человеческом теле, его работе и потребностях;
- знакомство с гигиеническими правилами, приучение к чистоте и опрятности;
- формирование бережного отношения к собственному организму;
- расширение и систематизация представления о полезной и вредной пище, получение навыка дифференциации продуктов;
- знакомство с витаминами и питательными веществами;
- получение навыка оказания первой помощи и вызова врача;
- обучение выявлению опасных для жизни и здоровья ситуаций, закрепление представлений о правильном и безопасном поведении;
- расширение кругозора касаемо лечения и профилактики заболеваний;
- воспитание чувства сострадания, взаимопомощи;
- развитие речи, улучшение памяти и концентрации внимания.
Методика подготовки занятия по воспитанию ЗОЖ
Тематика уроков по здоровьесбережению определяется перспективным планом работы в этом направлении.
Таблица: примеры формулировок тем по ЗОЖ в детском саду
Группа Дата Тема Цели Первая младшая группа Декабрь «Научим Зайку чистить зубки» дать элементарные представления детям о зубах, о правилах ухода за ними, формировать культурно гигиенические навыки
Вторая младшая Декабрь «Тело человека» познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств, упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание. Средняя группа Март «Кто нас лечит
Экскурсия в поликлинику» продолжать знакомить детей с трудом взрослых в поликлинике, обратить внимание на трудовые действия, расширять словарный запас детей (врач, больные, медсестра и т.д.). Старшая группа Октябрь «Режим дня. Чтоб здоровье было в порядке, дружно делаем зарядку» приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой, формировать привычку здорового образа жизни у детей, воспитание положительного отношения к режиму дня и к утренней гимнастике. Май «Правильное питание
Каша — пища наша» рассказать о каше, её значении для человека, знакомить детей с понятием «здоровая пища», формировать у детей представление о каше, как обязательном компоненте меню, дать представление о крупах — рисе и гречихе, дать представление о важности утреннего приёма пищи — завтраке, убеждать о наиболее подходящих блюдах для завтрака, о полезных для здоровья свойствах круп, закрепить знания детей о каше, как основном компоненте меню, учить определять каши по вкусу и внешнему виду. Подготовительная группа Сентябрь «Что помогает мне быть здоровым» раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья», дать представление о вредных привычках, воспитывать ЗОЖ
Виды уроков по ЗОЖ
Образовательное направление «Физическое развитие», куда входит раздел о воспитании ЗОЖ, является непременным целевым компонентом любой НОД. Поэтому здоровьесберегающие технологии реализуются всеми видами уроков, принятыми в психолого-педагогической практике классификации занятий в ДОУ. Среди самых широко используемых видов:
- традиционные (занятия по изучению нового материала, уроки на отработку и закрепление, уроки на обобщение материала),
- нетрадиционные (занятия-КВН, занятия-путешествия, занятия-сюрпризы и др.),
- познавательные уроки (информационные, творческие и пр.),
- физкультурные,
- интегрированные, то есть занятия, на которых рассмотрение темы происходит через призму её реализации в разных видах деятельности (познавательную, игровую, творческую и др.).
Последний вид занятия, с точки зрения методики, является наиболее удобным для реализации поставленных целей и задач воспитания привычки к ЗОЖ у подрастающего поколения.
Приобщение к ЗОЖ осуществляется на всех занятиях в детском саду
Таблица: временной план и композиция уроков по ЗОЖ в разных группах
Этап занятия и его суть | Этап занятия | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный — введение в тему, мотивация малышей на работу. | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной — разработка проблемы урока, отработка полученных знаний, навыков и умений на практике, в том числе и в играх. В основной этап обязательно включается физкультминутка. | 11 минут | 15 минут | 20 минут | 23 минуты |
Заключительный — подведение итогов занятия, поощрение малышей и их самоанализ (начиная со средней группы). | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты | 4 минуты |
Всего | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут |
Методика разработки проекта по ЗОЖ
Одной из форм работы в рамках практического метода является проект. Его миссия заключается, прежде всего, в реализации творческого потенциала малышей и поощрении инициативности маленьких воспитанников. Кроме того, проекты приобщают родителей к активному креативному сотрудничеству с ДОУ. В контексте воспитания привычки к ЗОЖ проекты могут быть двух видов:
уточняющие, закрепляющие определённый вопрос темы и не требующие много времени на разработку, то есть краткосрочные (рисунки, стенгазеты, буклеты, поделки, например, посвящённые здоровому питанию и пр.);
разрабатывающие практический аспект темы после детального и всестороннего изучения теоретической составляющей, а также после рассмотрения результатов мониторинга развития детей, то есть долгосрочные (к примеру, долгосрочный проект «Остров здоровья» в подготовительной группе, призванный повысить уровень осведомлённости детей и родителей о мерах закаливания, важности физических процедур и рационального питания).
Разработка долгосрочного проекта требует тщательной методической подготовки.
Алгоритм разработки долгосрочного проекта
Подготовка такого рода проекта включает три этапа:
- вводный или подготовительный, то есть этап сбора материала по теме (например, для разработки описанного выше проекта «Остров здоровья» с детьми проводились мониторинги, призванные выявить объективные показатели здоровья и уровня знаний относительно ЗОЖ, родители участвовали в анкетировании по теме);
- внедренческий или основной, то есть осуществление задач проекта (проведение занятий, внеурочных мероприятий и пр.);
- итоговый, предполагающий составление творческого отчёта, «продукта», по изученной проблеме (подготовка презентации, фотоотчёта, методических пособий, например, серии дидактических игр).
Примерами долгосрочных проектов могут быть:
- «Малыши-крепыши» в первой младшей группе;
- «Неболейка» во второй младшей группе;
- «Будь здоров!» в средней группе;
- «Быть здоровым — это здорово» в страшей группе;
- «Остров здоровья» для подготовительной группы.
Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ
Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:
- физкультурно-оздоровительной (через развитие физических качеств малышей, а также удовлетворение их потребности в движении),
- медицинской профилактической (через осуществление контроля за состоянием здоровья детей медперсоналом детского сада),
- технологии социально-психологического комфорта воспитанников (через обеспечение оптимальных условий для создания позитивной атмосферы в коллективе малышей, а также для проведения диагностики готовности воспитанников к обучению в школе),
- повышения валеологического образования семей воспитанников (через приобщение мам и пап к мероприятиям по ЗОЖ, например, участие в спортивном состязании «Мама, папа, я — спортивная семья»).
Методика разработки проекта по ЗОЖ
Одной из форм работы в рамках практического метода является проект. Его миссия заключается, прежде всего, в реализации творческого потенциала малышей и поощрении инициативности маленьких воспитанников. Кроме того, проекты приобщают родителей к активному креативному сотрудничеству с ДОУ. В контексте воспитания привычки к ЗОЖ проекты могут быть двух видов:
уточняющие, закрепляющие определённый вопрос темы и не требующие много времени на разработку, то есть краткосрочные (рисунки, стенгазеты, буклеты, поделки, например, посвящённые здоровому питанию и пр.), разрабатывающие практический аспект темы после детального и всестороннего изучения теоретической составляющей, а также после рассмотрения результатов мониторинга развития детей, то есть долгосрочные (к примеру, долгосрочный проект «Остров здоровья» в подготовительной группе, призванный повысить уровень осведомлённости детей и родителей о мерах закаливания, важности физических процедур и рационального питания). Разработка долгосрочного проекта требует тщательной методической подготовки
Разработка долгосрочного проекта требует тщательной методической подготовки.
Алгоритм разработки долгосрочного проекта
Подготовка такого рода проекта включает три этапа:
- вводный или подготовительный, то есть этап сбора материала по теме (например, для разработки описанного выше проекта «Остров здоровья» с детьми проводились мониторинги, призванные выявить объективные показатели здоровья и уровня знаний относительно ЗОЖ, родители участвовали в анкетировании по теме),
- внедренческий или основной, то есть осуществление задач проекта (проведение занятий, внеурочных мероприятий и пр.),
- итоговый, предполагающий составление творческого отчёта, «продукта», по изученной проблеме (подготовка презентации, фотоотчёта, методических пособий, например, серии дидактических игр).
Примерами долгосрочных проектов могут быть:
- «Малыши-крепыши» в первой младшей группе,
- «Неболейка» во второй младшей группе,
- «Будь здоров!» в средней группе,
- «Быть здоровым — это здорово» в страшей группе,
- «Остров здоровья» для подготовительной группы.
Фотогалерея: краткосрочные проекты — рисунки и аппликации по ЗОЖ
Рисунки по ЗОЖ являются непременным атрибутом предметно-развивающей среды группы
Цветок Здоровья отлично представляет основы ЗОЖ
Аппликация может дополняться рисунком, например, очертаниями кастрюли для варки борща
Уже с младшего дошкольного возраста дети приобщаются к выполнению аппликаций на тему ЗОЖ
Для оформления аппликации можно использовать не только бумагу, но и подручный материал, например, одноразовую посуду
Фотогалерея: краткосрочные проекты по ЗОЖ — идеи для поделок из разного материала
Поделки выполняются совместно с родителями
Поделки из овощей и фруктов — один из самых популярных на сегодня вариантов совместного творчества детей и родитетей
Поделки могут быть иллюстрациями к сказочным сюжетам по теме ЗОЖ
Дети с большим воодушевлением выполняют поделки из пластилина
Как составить отчёт по ЗОЖ в детском саду
Отчёт по любому виду деятельности в ДОУ составляется на основании проведённых мониторингов. Периодичность их организации определяется методическим советом ДОУ, но не реже одного раза в год. Мониторинг сформированности культуры и безопасного и здорового образа жизни подразумевает:
- медицинскую оценку состояния здоровья каждого воспитанника (контроль уровня заболеваемости, регулярное измерение роста, взвешивание и пр.);
- педагогическую диагностику (оценка уровня овладения основными движениями, освоение КГН, показателей двигательной активности);
- изучение режима питания;
- анализ случаев травматизма в ДОУ;
- оценка наполнения предметно-развивающей среды;
- диагностика эффективности осуществления образовательной деятельности (анализ занятий, развлечений, проведения режимных моментов);
- изучение результатов просветительской работы с семьями воспитанников.
Каждый из перечисленных критериев фиксируется в отдельной диагностической карте. На основе этих карт составляется итоговая таблица «Диагностика сформированности основ ЗОЖ», куда входят следующие показатели, обозначенные баллами от 1 до 3:
- наличие интереса к спорту;
- осознанное отношение к ЗОЖ;
- навыки ЗОЖ;
- навыки основ безопасности жизнедеятельности.
Диагностические карты и образец итоговой таблицы можно найти здесь.
Отчёт по ЗОЖ даёт возможность судить об общем уровне сформированности физических качеств у детей
Воспитание привычки к ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Этот вектор взаимодействия с малышами реализуется через все формы образовательной деятельности при помощи различных методов и приёмов, в том числе и в проектной деятельности. Результаты этой работы фиксируются в отчёте по сформированности представлений о ЗОЖ у детей.
Оздоровление детей в детском саду
Игры, которые лечат – Живопись с помощью пальцев
Занятие по ЗОЖ в старшей группе «Даёт силы нам всегда витаминная еда»
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи
План оздоровительно-игрового часа на год (для детей от 2 до 3 лет)
Аутотренинг – релаксация для детей «Этюды для души»
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект проведения Дня Здоровья в рамках проектной деятельности в средней группе «Воздух, которым мы дышим»
День здоровья в рамках проектной деятельности в средней группе «Что такое витамины? И где их найти»
Конспект по валеологии с детьми старшей группы «Витамины укрепляют организм»
День здоровья в детском саду «Что такое витамины и где их найти?»
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников»
Конспект занятия «Сказка о потерянном здоровье»
Конспект занятия в подготовительной группе «Доктора природы»
Консультация для родителей на родительском собрании «Хождение босиком для детей»
Консультация для родителей «Будь здоров малыш»
Детям о вреде курения «Эксперимент с курительной машиной для детей старшего дошкольного возраста»
Сценарий организации и проведения НОД в группе физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей 4-5 лет «В стеклянной стране»
Выступление на родительском собрании «Воспитание правильной осанки детей дошкольного возраста»
«Игры, которые лечат» выступление на семинаре-практикуме для педагогов
План по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в соответствии с федеральными требованиями на учебный год
«Неделя здоровья» план мероприятий для детей подготовительной группы
ОД в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет по теме «Урок здоровья»
Конспект досугового мероприятия по здоровосбережению с семьей «Объединим семью»
Конспект развлечения по здоровьесберегающим технологиям «На цветочной полянке» с использованием ИКТ в старшей группе
Консультация для родителей «Оздоровительная роль игры»
Анализ компонента по воспитанию ЗОЖ в образовательных программах
Рабочая программа по ЗОЖ составляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29 декабря 2012 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326),
- Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384),
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» . Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. N 26 (Зарегистрировано Минюсте РФ 29.05. 2013 г., N 28564),
- Приоритетный национальный проект «Образование»,
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Программа по ЗОЖ также составляется на базе образовательной программы, по которой работает конкретное ДОУ. Этот документ устанавливает ведущий компонент работы по ЗОЖ.
Авторские программы по формированию ЗОЖ
Кроме того, при создании рабочей программы педагог, опирается на авторские разработки по формированию ЗОЖ. Существует ряд программ, которые основываются на комбинации требований к воспитанию ЗОЖ, представленных в общеобразовательных концепциях, и делают акцент на конкретном аспекте этой работы:
- «Школа здорового человека» Г.И. Кулика, Н.Н. Сергиенко (формирование представлений о себе, правилах гигиены, мерах по охране здоровья),
- «Я и моё тело» С.Е. Шукшина (знакомство с телом человека и его строением),
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, Н. Авдеевой. О. Князевой (формирование безопасности жизнедеятельности),
- «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой (знакомство с полезными и вредными свойствами продуктов).
Примером рабочей программы, составленной на основе вышеперечисленных концепций, может быть разработка воспитателя из г. Нижневартовска Ситенко О.В. «Программа по формированию основ ЗОЖ у дошкольников 3–7 лет «Азбука здоровья».
Рабочая программа по воспитанию привычки к ЗОЖ опирается на нормативные документы, образовательную программу и авторские программы по этому направлению
Методика разработки проекта по ЗОЖ
Одной из форм работы в рамках практического метода является проект. Его миссия заключается, прежде всего, в реализации творческого потенциала малышей и поощрении инициативности маленьких воспитанников.
Кроме того, проекты приобщают родителей к активному креативному сотрудничеству с ДОУ. В контексте воспитания привычки к ЗОЖ проекты могут быть двух видов:
уточняющие, закрепляющие определённый вопрос темы и не требующие много времени на разработку, то есть краткосрочные (рисунки, стенгазеты, буклеты, поделки, например, посвящённые здоровому питанию и пр.);
разрабатывающие практический аспект темы после детального и всестороннего изучения теоретической составляющей, а также после рассмотрения результатов мониторинга развития детей, то есть долгосрочные (к примеру, долгосрочный проект «Остров здоровья» в подготовительной группе, призванный повысить уровень осведомлённости детей и родителей о мерах закаливания, важности физических процедур и рационального питания).
Разработка долгосрочного проекта требует тщательной методической подготовки.
Алгоритм разработки долгосрочного проекта
Подготовка такого рода проекта включает три этапа:
- вводный или подготовительный, то есть этап сбора материала по теме (например, для разработки описанного выше проекта «Остров здоровья» с детьми проводились мониторинги, призванные выявить объективные показатели здоровья и уровня знаний относительно ЗОЖ, родители участвовали в анкетировании по теме);
- внедренческий или основной, то есть осуществление задач проекта (проведение занятий, внеурочных мероприятий и пр.);
- итоговый, предполагающий составление творческого отчёта, «продукта», по изученной проблеме (подготовка презентации, фотоотчёта, методических пособий, например, серии дидактических игр).
Примерами долгосрочных проектов могут быть:
- «Малыши-крепыши» в первой младшей группе;
- «Неболейка» во второй младшей группе;
- «Будь здоров!» в средней группе;
- «Быть здоровым — это здорово» в страшей группе;
- «Остров здоровья» для подготовительной группы.
Фотогалерея: краткосрочные проекты — рисунки и аппликации по ЗОЖ
Рисунки по ЗОЖ являются непременным атрибутом предметно-развивающей среды группы
Цветок Здоровья отлично представляет основы ЗОЖ
Аппликация может дополняться рисунком, например, очертаниями кастрюли для варки борща
Уже с младшего дошкольного возраста дети приобщаются к выполнению аппликаций на тему ЗОЖ
Для оформления аппликации можно использовать не только бумагу, но и подручный материал, например, одноразовую посуду
Фотогалерея: краткосрочные проекты по ЗОЖ — идеи для поделок из разного материала
Поделки выполняются совместно с родителями
Поделки из овощей и фруктов — один из самых популярных на сегодня вариантов совместного творчества детей и родитетей
Поделки могут быть иллюстрациями к сказочным сюжетам по теме ЗОЖ
Дети с большим воодушевлением выполняют поделки из пластилина
Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ
Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:
- физкультурно-оздоровительной (через развитие физических качеств малышей, а также удовлетворение их потребности в движении);
- медицинской профилактической (через осуществление контроля за состоянием здоровья детей медперсоналом детского сада);
- технологии социально-психологического комфорта воспитанников (через обеспечение оптимальных условий для создания позитивной атмосферы в коллективе малышей, а также для проведения диагностики готовности воспитанников к обучению в школе);
- повышения валеологического образования семей воспитанников (через приобщение мам и пап к мероприятиям по ЗОЖ, например, участие в спортивном состязании «Мама, папа, я — спортивная семья»).