Как составить сценарий Дня здоровья в старшей группе
Праздник спорта и физической культуры проводится обычно 1–2 раза в год с целью создания эмоционально-положительного отношения ребят к ЗОЖ. При этом День здоровья в ДОУ — это не одно мероприятие, а целый комплекс образовательной деятельности, составляющей этот самый день.
Автор | Осипова В. В., воспитатель МБДОУ №11, г. Мценск, Орловская обл. |
Время | План |
Первая половина дня | В гости приходит Неболейка с ростомером. Что это? Для чего нужен ростомер? Предложить детям измерить их рост. Пригласить из ясельной группы несколько детей и измерить их рост. Чей рост больше? Почему? Что необходимо человеку для роста? |
Практическая деятельность по проблемной ситуации «У Карлсона заболели зубы»: закреплять навык чистки зубов, побуждать детей заботиться о здоровье зубов и делать это правильно. <…> | |
Подвижные игры:
| |
Занятие по физкультуре «Путешествие в страну здоровья». | |
Наблюдение за погодой и одеждой окружающих, работа по вопросам:
| |
Дидактическая игра «Так опасно или нет?» о правилах безопасности на прогулке. | |
Подвижные игры:
| |
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи: составление рассказов из личного опыта на тему: «Как моя семья выезжала на отдых». | |
Вторая половина дня | Гимнастика после сна. |
Ситуативная беседа «Зачем мыть руки». <…> | |
Чтение: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» (подвести к пониманию значения еды для здоровья организма). | |
Сюжетно-ролевые игры:
Цель: побуждать детей отражать в игре свои знания и впечатления. | |
Дидактические игры:
| |
Работа с родителями. В уголке для родителей выставляется информация на тему «Закаливание залог здоровья», «Лечение соками». | |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/16/tematicheskiy-den-zdorovya-v-starshey-gruppe |
День здоровья в детском саду предполагает тематические занятия в течение всего рабочего дня
Викторины на тему здоровья
Одним из видов досуга по технологиям здоровьесбережения является викторина. Организация такой работы, кроме прямых, направленных на заботу о здоровье, преследует следующие цели:
- воспитание командного духа (ребята играют командами, то есть личный результат зависит от общего);
- развитие способности к творчеству и импровизации;
- поощрение целеустремлённости.
В качестве примеров такого досуга на тему здоровья для старшей группы можно назвать викторины:
- «Царство здоровья» воспитателя Тилековой З.А.;
- «Здоровому всё здорово» воспитателя Габовой Е.Л.;
- «Как быть здоровым» коллектива педагогов из Амурской области.
Формы сотрудничества с детьми в рамках реализации здоровьесберегающих технологий
Направление заботы о здоровье в образовательном процессе реализуется не только через НОД, в частности, физкультурные занятия или уроки ознакомления с миром вокруг, но и посредством организации работы с детьми в других формах работы:
- организации развлекательных мероприятий,
- инициировании разговоров с родителями (и групповых на родительских собраниях, и индивидуальных в личной беседе),
- подготовки выставки творческих работ воспитанников (например, стенгазет, посвящённых вопросам правильного питания),
- трудовой деятельности детей, родителей, педагогов вместе (к примеру, посадка деревьев на территории детского сада),
- выполнения режима дня (в процессе того, как малыши моют после прогулки руки, педагог проводит беседу о вредных и полезных бактериях),
- подготовка проектов (на этой форме реализации задач здоровьесбережения в старшей группе остановимся чуть позже),
- участия мам и пап воспитанников в организации досуговой деятельности (к примеру, в подготовке Дня здоровья).
Взаимодействие с родителями является важным условием реализации задач здоровьесбережения детей
Виды и направления здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, подразделяются на виды, в зависимости от целей и задач, а также основных используемых средств.
Все здоровьесберегающие технологии образовательного процесса принято делить на три основных направления:
- Сохранение и стимулирование здоровья учащихся:
- пальчиковая гимнастика (проводится педагогом, решает множество проблем, таких как развитие мелкой моторики, речи, повышение работы головного мозга и т.д., может проводиться как самостоятельно, так и в виде физкультминутки);
- гимнастика для глаз (организуется педагогом, для того, чтобы предупредить переутомления глаз, а также с целью укрепления глазных мышц);
- дыхательная гимнастика (организуется в различных формах, в процесс учебных занятий в идее физкультминутки, во время гимнастики и т.д.);
- бодрящая гимнастика (организуется во время физкультминутки, чтобы избежать переутомления у учащихся);
- динамически паузы (направлены на создание благоприятной атмосферы во время обучения, могут проводиться в виде физкультминуток и включать в себя комплекс различных упражнений).
- Технологии, направленные на формирование у детей ЗОЖ, включают в себя:
- самомассаж и массаж (различные виды массажа);
- различные занятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья (например, закаливание);
- активный отдых (экскурсии, походы);
- спортивные праздники и развлечения («День здоровья», разнообразные спортивные соревнования);
- спортивные игры проблемного характера.
- Технологии коррекционного характера, которые включают в себя:
- библиотерапия;
- сказкотерапия;
- психогимнастика;
- фонематическая ритмика.
Проведение занятия по технологиям здоровьесбережения в старшей группе
Уроки по воплощению идей здоровьесбережения составляются на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Временной план занятия
Продолжительность занятия в старшей группе — 25 минут. В этот временной промежуток педагог организует:
- организационный этап занятия (до 5 минут), на котором малыши актуализируют имеющиеся знания по рассматриваемой проблеме,
- основной этап (до 15 минут), раскрывающий все аспекты изучаемого вопроса здоровьесбережения,
- заключительный этап (до 5 минут), включающий обобщение изученного материала, оценку деятельности воспитанников педагогом, а также рефлексию детей.
В структуру занятия обязательно включается физкультминутка, например, в формате самомассажа
Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе
Выполнение учебной программы по образовательному курсу в том или ином направлении осуществляется через разные виды деятельности: НОД, досуг, выполнение режима. Одной из форм работы в рамках этих видов является проект.
Проект — это продуктивная форма работы над отдельными аспектами тем разных образовательных направлений для реализации целей и задач учебно-воспитательного процесса. В частности, воспитания инициативности, развития творческих способностей и расширения кругозора. Проекты по здоровьесбережению, как и по тематике других областей знаний, в подготовительной группе могут быть:
- краткосрочными;
- долгосрочными.
Краткосрочные проекты
Этот вид проектной деятельности включает создание:
- плакатов (с рисунками или оформленные коллажем);
- стенгазет;
- буклетов;
- рисунков.
Кроме того, краткосрочными проектами являются:
- экскурсии;
- развлечения.
Любая из этих форм имеет свою проблематику, уточняющую изучаемую тему. Например, в рамках темы «Азбука здоровья» мы с детьми делали коллаж с полезными продуктами питания: ребята получили задание, мы оговорили сроки выполнения (2 недели) и воспитанники приступили к работе.
Фотогалерея: примеры стенгазет по ЗОЖ в подготовительной группе
Долгосрочные проекты
В проектах этого вида теоретическое осмысление темы совмещается с её практическим воплощением, поэтому заниматься ими нужно дольше, распределяя материал между тремя этапами работы:
- подготовительным (основным приёмом является чтение художественной литературы по теме, например, при рассмотрении темы, связанной с гигиеной, дети перечитывают «Мойдодыра» К. Чуковского);
- проведением проекта (к примеру, инсценировкой «Друзья-витамины», где персонажи беседуют о значении каждого из них для здоровья человека), организацией развлечения (например, досугового физкультурного мероприятия «Мама, папа, я — спортивная семья» и пр.);
- составлением отчёта о выполнении работы (презентации и доклада для родительского собрания, организации совместного досуга по физкультуре).
- «Быть здоровыми хотим»;
- «Я вырасту здоровым»;
- «Где прячется здоровье?»;
- «Ключик здоровья»;
- «Здоровье — это здорово»;
- «Если хочешь быть здоров».
Ознакомиться с оформлением паспорта долгосрочного проекта можно в работе С.А. Меркуловой, В.С. Меньшиковой.
Инсценировка часто является основным этапом долгосрочного проекта
Реализация здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе призвана систематизировать и обобщить весь тот материал по этому образовательному направлению, который ребята осваивали ранее. Для этого педагог использует целый ряд видов и форм взаимодействия с детьми, чётко продумывая структуру образовательной деятельности. В том числе НОД, развлечения, а также подготовку проектов.
Как составить сценарий Дня здоровья в старшей группе
Праздник спорта и физической культуры проводится обычно 1–2 раза в год с целью создания эмоционально-положительного отношения ребят к ЗОЖ. При этом День здоровья в ДОУ — это не одно мероприятие, а целый комплекс образовательной деятельности, составляющей этот самый день.
Автор | Осипова В. В., воспитатель МБДОУ №11, г. Мценск, Орловская обл. |
Время | План |
Первая половина дня | В гости приходит Неболейка с ростомером. Что это? Для чего нужен ростомер? Предложить детям измерить их рост. Пригласить из ясельной группы несколько детей и измерить их рост. Чей рост больше? Почему? Что необходимо человеку для роста? |
Практическая деятельность по проблемной ситуации «У Карлсона заболели зубы»: закреплять навык чистки зубов, побуждать детей заботиться о здоровье зубов и делать это правильно. <,…>, | |
Подвижные игры:
| |
Занятие по физкультуре «Путешествие в страну здоровья». | |
Наблюдение за погодой и одеждой окружающих, работа по вопросам:
| |
Дидактическая игра «Так опасно или нет?» о правилах безопасности на прогулке. | |
Подвижные игры:
| |
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи: составление рассказов из личного опыта на тему: «Как моя семья выезжала на отдых». | |
Вторая половина дня | Гимнастика после сна. |
Ситуативная беседа «Зачем мыть руки». <,…>, | |
Чтение: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» (подвести к пониманию значения еды для здоровья организма). | |
Сюжетно-ролевые игры:
Цель: побуждать детей отражать в игре свои знания и впечатления. | |
Дидактические игры:
| |
Работа с родителями. В уголке для родителей выставляется информация на тему «Закаливание залог здоровья», «Лечение соками». | |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/16/tematicheskiy-den-zdorovya-v-starshey-gruppe |
День здоровья в детском саду предполагает тематические занятия в течение всего рабочего дня
Викторины на тему здоровья
Одним из видов досуга по технологиям здоровьесбережения является викторина. Организация такой работы, кроме прямых, направленных на заботу о здоровье, преследует следующие цели:
- воспитание командного духа (ребята играют командами, то есть личный результат зависит от общего),
- развитие способности к творчеству и импровизации,
- поощрение целеустремлённости.
В качестве примеров такого досуга на тему здоровья для старшей группы можно назвать викторины:
- «Царство здоровья» воспитателя Тилековой З.А.,
- «Здоровому всё здорово» воспитателя Габовой Е.Л.,
- «Как быть здоровым» коллектива педагогов из Амурской области.
Формы сотрудничества с детьми в рамках реализации здоровьесберегающих технологий
Направление заботы о здоровье в образовательном процессе реализуется не только через НОД, в частности, физкультурные занятия или уроки ознакомления с миром вокруг, но и посредством организации работы с детьми в других формах работы:
- организации развлекательных мероприятий;
- инициировании разговоров с родителями (и групповых на родительских собраниях, и индивидуальных в личной беседе);
- подготовки выставки творческих работ воспитанников (например, стенгазет, посвящённых вопросам правильного питания);
- трудовой деятельности детей, родителей, педагогов вместе (к примеру, посадка деревьев на территории детского сада);
- выполнения режима дня (в процессе того, как малыши моют после прогулки руки, педагог проводит беседу о вредных и полезных бактериях);
- подготовка проектов (на этой форме реализации задач здоровьесбережения в старшей группе остановимся чуть позже);
- участия мам и пап воспитанников в организации досуговой деятельности (к примеру, в подготовке Дня здоровья).
Взаимодействие с родителями является важным условием реализации задач здоровьесбережения детей
Проведение занятия по технологиям здоровьесбережения в старшей группе
Уроки по воплощению идей здоровьесбережения составляются на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Временной план занятия
Продолжительность занятия в старшей группе — 25 минут. В этот временной промежуток педагог организует:
- организационный этап занятия (до 5 минут), на котором малыши актуализируют имеющиеся знания по рассматриваемой проблеме,
- основной этап (до 15 минут), раскрывающий все аспекты изучаемого вопроса здоровьесбережения,
- заключительный этап (до 5 минут), включающий обобщение изученного материала, оценку деятельности воспитанников педагогом, а также рефлексию детей.
В структуру занятия обязательно включается физкультминутка, например, в формате самомассажа
Проведение занятия по технологиям здоровьесбережения в старшей группе
Уроки по воплощению идей здоровьесбережения составляются на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Временной план занятия
Продолжительность занятия в старшей группе — 25 минут. В этот временной промежуток педагог организует:
- организационный этап занятия (до 5 минут), на котором малыши актуализируют имеющиеся знания по рассматриваемой проблеме;
- основной этап (до 15 минут), раскрывающий все аспекты изучаемого вопроса здоровьесбережения;
- заключительный этап (до 5 минут), включающий обобщение изученного материала, оценку деятельности воспитанников педагогом, а также рефлексию детей.
В структуру занятия обязательно включается физкультминутка, например, в формате самомассажа
Формы сотрудничества с детьми в рамках реализации здоровьесберегающих технологий
Направление заботы о здоровье в образовательном процессе реализуется не только через НОД, в частности, физкультурные занятия или уроки ознакомления с миром вокруг, но и посредством организации работы с детьми в других формах работы:
- организации развлекательных мероприятий,
- инициировании разговоров с родителями (и групповых на родительских собраниях, и индивидуальных в личной беседе),
- подготовки выставки творческих работ воспитанников (например, стенгазет, посвящённых вопросам правильного питания),
- трудовой деятельности детей, родителей, педагогов вместе (к примеру, посадка деревьев на территории детского сада),
- выполнения режима дня (в процессе того, как малыши моют после прогулки руки, педагог проводит беседу о вредных и полезных бактериях),
- подготовка проектов (на этой форме реализации задач здоровьесбережения в старшей группе остановимся чуть позже),
- участия мам и пап воспитанников в организации досуговой деятельности (к примеру, в подготовке Дня здоровья).
Взаимодействие с родителями является важным условием реализации задач здоровьесбережения детей
Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ
Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.
Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.
Определение педагогической технологии
Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированные;
- проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные;
- исследовательской деятельности.
Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее
Основные критерии педагогических технологий в ДОУ
Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:
- Концептуальность. Опора на научную концепцию.
- Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
- Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
- Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
- Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.
Виды образовательных технологий
Проектная деятельность по здоровьесбережению в старшей группе
Как уже отмечалось, проект является одной из форм воплощения технологий здоровьесбережения на практике. Проектная деятельность предполагает продуктивную деятельность над изучением отдельного вопроса темы, что способствует развитию самостоятельности малышей, а также помогает раскрыть их творческий потенциал. Проекты могут быть:
- краткосрочными,
- долгосрочными.
Краткосрочная проектная деятельность
К этому виду относятся:
- плакаты,
- стенгазеты,
- лэпбуки,
- буклеты,
- иллюстрации,
- экскурсии,
- организация досугов.
Содержание этих проектов уточняет рассматриваемую проблему по здоровьесбережению. Например, изучая тему «Азбука здоровья», своим воспитанникам я дала задание подготовить коллаж о витаминах.
Выполнять проект дети могут вместе с родителями
Проекты, требующие долгосрочной подготовки
- подготовительную, на которой дети знакомятся с материалами по вопросу (к примеру, разрабатывая проект по гигиене, читают стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»),
- собственно отработку проекта (инсценировка, например, отрывок из «Мойдодыра»),
- организацию отчёта по поводу выполнения всех заданий (в формате презентации для родительского собрания, подготовки досугового мероприятия).
Для детей 5–6 лет примерами долгосрочных проектов с детально проработанными паспортами могут быть такие:
- «Здоровье в наших руках»,
- «Культура здоровья дошкольника»,
- «В здоровом теле — здоровый дух».
Практическое применение технологий здоровьесбережения происходит на основном этапе работы над проектом
НОД, досуг, проекты — это способы освоения той или иной темы по здоровьесбережению. В старшей группе эта деятельность помогает дошкольникам обобщить полученные знания, а также встроить новые в имеющуюся систему представлений. Для реализации этой задачи педагог должен логично и структурированно выстраивать все этапы работы, опираясь на хорошо знакомые ребятам виды деятельности, в частности, на игры.
Проектная деятельность по здоровьесбережению в старшей группе
Как уже отмечалось, проект является одной из форм воплощения технологий здоровьесбережения на практике. Проектная деятельность предполагает продуктивную деятельность над изучением отдельного вопроса темы, что способствует развитию самостоятельности малышей, а также помогает раскрыть их творческий потенциал. Проекты могут быть:
- краткосрочными,
- долгосрочными.
Краткосрочная проектная деятельность
К этому виду относятся:
- плакаты,
- стенгазеты,
- лэпбуки,
- буклеты,
- иллюстрации,
- экскурсии,
- организация досугов.
Содержание этих проектов уточняет рассматриваемую проблему по здоровьесбережению. Например, изучая тему «Азбука здоровья», своим воспитанникам я дала задание подготовить коллаж о витаминах.
Выполнять проект дети могут вместе с родителями
Проекты, требующие долгосрочной подготовки
- подготовительную, на которой дети знакомятся с материалами по вопросу (к примеру, разрабатывая проект по гигиене, читают стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»),
- собственно отработку проекта (инсценировка, например, отрывок из «Мойдодыра»),
- организацию отчёта по поводу выполнения всех заданий (в формате презентации для родительского собрания, подготовки досугового мероприятия).
Для детей 5–6 лет примерами долгосрочных проектов с детально проработанными паспортами могут быть такие:
- «Здоровье в наших руках»,
- «Культура здоровья дошкольника»,
- «В здоровом теле — здоровый дух».
Практическое применение технологий здоровьесбережения происходит на основном этапе работы над проектом
НОД, досуг, проекты — это способы освоения той или иной темы по здоровьесбережению. В старшей группе эта деятельность помогает дошкольникам обобщить полученные знания, а также встроить новые в имеющуюся систему представлений. Для реализации этой задачи педагог должен логично и структурированно выстраивать все этапы работы, опираясь на хорошо знакомые ребятам виды деятельности, в частности, на игры.
Как составить сценарий Дня здоровья в старшей группе
Праздник спорта и физической культуры проводится обычно 1–2 раза в год с целью создания эмоционально-положительного отношения ребят к ЗОЖ. При этом День здоровья в ДОУ — это не одно мероприятие, а целый комплекс образовательной деятельности, составляющей этот самый день.
Автор | Осипова В. В., воспитатель МБДОУ №11, г. Мценск, Орловская обл. |
Время | План |
Первая половина дня | В гости приходит Неболейка с ростомером. Что это? Для чего нужен ростомер? Предложить детям измерить их рост. Пригласить из ясельной группы несколько детей и измерить их рост. Чей рост больше? Почему? Что необходимо человеку для роста? |
Практическая деятельность по проблемной ситуации «У Карлсона заболели зубы»: закреплять навык чистки зубов, побуждать детей заботиться о здоровье зубов и делать это правильно. <,…>, | |
Подвижные игры:
| |
Занятие по физкультуре «Путешествие в страну здоровья». | |
Наблюдение за погодой и одеждой окружающих, работа по вопросам:
| |
Дидактическая игра «Так опасно или нет?» о правилах безопасности на прогулке. | |
Подвижные игры:
| |
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи: составление рассказов из личного опыта на тему: «Как моя семья выезжала на отдых». | |
Вторая половина дня | Гимнастика после сна. |
Ситуативная беседа «Зачем мыть руки». <,…>, | |
Чтение: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» (подвести к пониманию значения еды для здоровья организма). | |
Сюжетно-ролевые игры:
Цель: побуждать детей отражать в игре свои знания и впечатления. | |
Дидактические игры:
| |
Работа с родителями. В уголке для родителей выставляется информация на тему «Закаливание залог здоровья», «Лечение соками». | |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/16/tematicheskiy-den-zdorovya-v-starshey-gruppe |
День здоровья в детском саду предполагает тематические занятия в течение всего рабочего дня
Викторины на тему здоровья
Одним из видов досуга по технологиям здоровьесбережения является викторина. Организация такой работы, кроме прямых, направленных на заботу о здоровье, преследует следующие цели:
- воспитание командного духа (ребята играют командами, то есть личный результат зависит от общего),
- развитие способности к творчеству и импровизации,
- поощрение целеустремлённости.
В качестве примеров такого досуга на тему здоровья для старшей группы можно назвать викторины:
- «Царство здоровья» воспитателя Тилековой З.А.,
- «Здоровому всё здорово» воспитателя Габовой Е.Л.,
- «Как быть здоровым» коллектива педагогов из Амурской области.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект занятия по валеологии старший дошкольный возраст «Путешествие в Страну здоровья» Бибикова Ирина Геннадиевна тьютор Сербина Елена Георгиевна тьютор МБДОУ № 68 , г. Белгород Конспект занятия по валеологии старший дошкольный возраст Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»
Цель: Учить различать понятия«часть тела» и«орган» ; Сформировать представление о том, что…
Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Здоровое питание» Цель: Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить со строением и функцией пищеварительной системы человека. 2. Закреплять знания детей о правильном питании; 3. Формировать культурно-гигиенические навыки. 4. Воспитывать…