Лепка
Для развития продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте можно смело применять лепку, которая позволяет создавать объемные фигуры. Она хорошо развивает мелкую моторику, мышление, память и воображение, а для разнообразия и удержания интереса можно не только использовать пластилин, но и дополнять поделки природными и искусственными материалами (пуговицами, бисером, бусинками, пайетками, листьями, шишками, веточками, камнями и прочим). Кроме того, поделку можно раскрашивать, украшать при помощи контррельефа, наносимого палочкой.
В 2-3 годика малышам можно предложить специальный мягкий пластилин и самые простые задания – например, скатать шарики, расплющить их между пальцами, вдавливать углубление в заготовке, соединить детали в одно целое. Дети 4-6 лет могут использовать самый обычный пластилин или глину, поскольку пальцы у них уже достаточно окрепли.
Есть множество интересных тематических заданий, которые родители могут предложить ребенку.
- Вылепить еду: спагетти, сыр (дырочки на кусочке прокалывают стержнем от ручки), яичницу, овощи и фрукты, например морковь, яблоки, апельсины. Детям постарше можно предложить лепку грибов.
- Животных. Этот процесс несколько сложнее, поэтому всю работу следует разделить на этапы. Взрослый может показать ребенку пример, а позднее, когда кроха уже освоит основные приемы лепки, предоставить ему полную свободу действий.
- Любимых персонажей мультфильмов (проще всего своими руками сделать смешариков, они словно созданы для этой «роли»).
Родитель может либо устно пояснить задачу, либо предоставить малышу заранее подготовленную пошаговую инструкцию. Осенью несложно использовать собранные в лесах и парках материалы (желуди, шишки, семена, мох, ягоды), создавать необычные композиции, используя приемы лепки.
Старший дошкольный возраст – время для создания сложных композиций, поэтому можно предложить ребенку вылепить, например, комнату с мебелью и иными мелкими деталями.
Аппликация
Это очень полезный вид деятельности, позволяющий сформировать у ребенка представление о форме и положении в пространстве, а также научить его вырезать фигурки, создавать из них композиции. Тренировки улучшают мышление и воображение дошкольника, способствуют возникновению и закреплению математических навыков.
Для работы можно использовать не только привычную многим цветную бумагу, но и иные, необычные материалы:
- старые газеты;
- бумажные салфетки;
- фантики;
- пуговицы;
- крупы;
- зерна кофе.
Несложно использовать фигурные дыроколы и ножницы, самоклеющуюся бумагу, на фигурки наклеивать искусственные пластмассовые глаза. Все это поможет сохранить интерес к продуктивной деятельности.
Физическое развитие
Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:
- организация двигательной деятельности;
- выполнение упражнений на координацию и гибкость;
- правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
- развитие моторики;
- формирование представлений о видах спорта.
Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.
Охрана и укрепление здоровья
Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:
- воздушные ванны;
- пальчиковую гимнастику;
- утреннюю зарядку;
- физкультминутки;
- спортивные игры на свежем воздухе.
Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей
Физкультминутка в ДОУ
Развитие физических качеств
Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.
Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.
Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Классификация
Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:
- ознакомление с изобразительными материалами;
- развитие сенсорных способностей;
- улучшение моторики и координации движений;
- знакомство с окружающим пространством;
- развлечения музыкального характера.
Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:
- Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
- Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
- Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
- Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
- Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.
Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.
Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.
Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении
Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых
Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми
Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей
Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:
- формирование у малышей зачатков представления о культуре, искусстве, художественном вкусе;
- развитие творческих способностей;
- обучение видам деятельности, через которые дети приобщаются к художественной культуре;
- формирование уверенности в себе, становление индивидуальности у малышей;
- укрепление физического и психического здоровья;
- формирование уважения к чужому мнению;
- обучение рациональному использованию материалов;
- развитие интереса к своей стране, семье.
- формирование эстетического восприятия мира.
При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу
Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе.
Занятия по рисованию
Самый простой и полезный способ помочь ребенку заняться продуктивной деятельностью в дошкольном возрасте – предложить ему порисовать. Причем вовсе необязательно использовать стандартные краски (карандаши, фломастеры) и лист бумаги, можно смело проявлять фантазию, давая крохе все новые необычные задания. Такие виды занятий способствуют всестороннему развитию личности дошкольника, формируя у него не только художественный вкус, но и представление о цвете, гармонии. Со временем у ребенка, который регулярно занимается рисованием, выработается чувство стиля, умение сочетать цвета и размещать фигуры в пространстве, а также будет развиваться мелкая моторика.
Какие же формы необычного рисования можно использовать дома?
Использовать можно различные техники. Родителям следует заранее в ненавязчивой форме показать крохе, как смешиваются цвета:
- синий + желтый = зеленый;
- красный + синий = фиолетовый;
- красный + желтый = оранжевый.
Занятия для дошкольника
Вопрос о том, нужны ли детям 3-4 лет дополнительные занятия, должен решаться каждой семьей индивидуально. Причем необходимо участие обоих родителей в обсуждении. Первые несколько занятий должны рассматриваться как пробные. В конце недели можно будет оценить состояние ребенка и понять, не переутомляется ли он.
Лучшим выбором для дошкольников будут занятия, направленные на развитие координации и мелкой моторики. Во многих центрах работают кружки, где дети учатся лепке, танцам и рисованию с трех лет. Это помогает развить творческое начало и воображение.
Для тех, кто немного постарше, будут полезны детские театральные занятия. Здесь дети могут гримасничать вволю — так формируется мимика. Они приобретают опыт в психологии, ведь во время занятий им удается наблюдать проявления различных эмоций.
Еще один вариант для ребенка 4-5 лет — кружок с живым уголком. Чадо учится бережно обращаться с животными. Лучший способ развить эмпатию — заботиться о другом живом существе. Не у всех семей есть возможность держать домашнего питомца. А в живом уголке дети обретают пернатых и четвероногих друзей.
В 5-6 лет уже можно обратить внимание на занятия, направленные на развитие логики и интеллекта. Например, шахматы или шашки. Дух соперничества поможет сделать постижение новых вещей более развлекательным
Дух соперничества поможет сделать постижение новых вещей более развлекательным.
Будет хорошо, если вы лично познакомитесь с педагогом. Это должен быть профессионал, который любит свою работу и умеет найти подход к детям. Попросите разрешения поприсутствовать на одном из занятий. Хороший преподаватель, которому нечего скрывать, вряд ли откажет.
Предлагая дошкольнику то или иное занятие, постарайтесь рассказать о том, почему полезно им заниматься. Опишите чаду все возможные варианты и никуда не записывайте его, не посоветовавшись с ним предварительно. Ребенку будет комфортнее, если занятия проходят в окружении знакомых людей. Поинтересуйтесь у других родителей из группы, на какие кружки ходят их дети.
Организация продуктивной деятельности дошкольников
Большинство дошкольников включается в продуктивную деятельность с подачи взрослого. Лучше, если взрослый будет побуждать и мотивировать ребенка, а не делать за него большую часть работы.
Детское воображение подсказывает, как горстку мха применить для создания кроны дерева, а из соломинки сделать солнечные лучики. Особенно старшие дошкольники способны отходить от тех стандартов, которые предложили взрослые, или они уже видели ранее.
Ценным опытом для дошкольника станет выполнение задания в группе детей. Например, дети рисуют на заданную тему. У всех, разумеется, получатся разные рисунки. Крайне полезно по завершении показать свое творчество всем и посмотреть рисунки других. Ребенок наглядно увидит свой результат в ряду других работ, что внесет вклад в формирование адекватной самооценки.
Не нужно бояться, что у кого-то из детей самооценка рухнет от осознания слабости своего рисунка. Стремление быть причастным к действиям у дошкольника выражено намного сильнее, чем нацеленность получить качественный результат. И если большинство детей восхитятся чужим рисунком, а не его, дошкольник спокойно примет этот факт. А вот взрослый обязан найти, за что похвалить каждого ребенка, когда он занят продуктивной деятельностью.
Таким образом, вовлечение дошкольника в создание реального продукта дает многое. У ребенка развивается ручная умелость, художественные и творческие способности, актуализируется потребность быть самостоятельным, формируется адекватная самооценка. В современном мире взрослым нужно находить больше возможностей для организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников.
Работа полностью соответствует теме, но работа получилась незавершенной, т.к. изначально Саша боялся не затронуть краской важные части, а по окончанию занятия, когда все дети практически закончили, просто поленился доделать работу.
Есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом)
Сходство с образцом было вполне реалистичным, пока ребенок не начал закрашивать предметы.
Какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие?
Признаки соответствуют характеру изображения.
Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей)
Ладошка передана правильно и соответствует реальным формам..
Передана ли разница в размерах частей предмета
Не совсем. Солнце должно было быть чуть больше, чем изобразил Саша, а ладошка должна была находиться в правом нижнем углу.
Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически
Да, вполне. Хорошо передал цвет неба и солнца, но при смешении новых цветов запутался, поэтому ладошки получились не ярких и красочных оттенков, а темных и блеклых.
Как ребенок заполнил пространство листа бумаги (имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями)?
Навыки пространственного мышления развиты в принципе неплохо, Саша хорошо понимает связь расположенных на листе предметов.
Самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы
Помощь потребовалась только вначале, далее ребенок был полностью самостоятелен.
Качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей)
Саша не очень хорошо владеет кистью, поэтому рисунок закрашен неаккуратно, плохо закрашен контур предмета. Можно отметить, что плохо отжимает кисть, вследствие чего, слишком много воды на рисунке и краска получилась жидкой.
Тщательность или небрежность работы
Саша старался закрасить фон так, чтобы основные детали были не задеты, поэтому работа получилась недоделанной и, как следствие, небрежной.
Выводы: Считаю, что в целом работа для данного возраста выполнена неплохо. Немного незаконченная и небрежная, но ребенок старался соответствовать замыслу. Хорошо понимал взаимосвязь нарисованных предметов и тему. На будущее, следует поработать над техникой владения кистью и работы с красками.
Как будут работать школы с 28 октября
Планы союзников германии и позиция нейтральных государств кратко
Пусть всегда будет солнце проект в детском саду
Какие люди считаются выдающимися кратко
- Инновационный подход к контрольно оценочной деятельности в начальной школе в условиях фгос
Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?
Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение «старой закалки» (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:
- помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
- внести предложение о проведении «родительского дня», когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
- описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
- регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний;
- узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.
Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.
Производительность учителя в классе дошкольного образования для детей 3-5 лет – Ананда Марга Гурукул
МахаДжиоти и Джонна Глассман
Как создать наиболее продуктивную среду, способствующую обучению?
Как ваш класс может работать как хорошо смазанный механизм?
Все ли ученики в вашем классе знают, что и как делать?
Сколько времени у вас есть на то, чтобы давать детям указания относительно занятия?
Максимальное время обучения
Учитель старается, чтобы никакие помехи не мешали занятиям. Все возможные помехи сведены к минимуму. Если его прерывают, воспитатель быстро возобновляет занятие детей. Дополнительные занятия доступны для студентов, которые могут закончить задание раньше. Учителя следят за тем, чтобы дети знали план, и дают очень четкие указания.
Что делать по умолчанию, если ребенок не хочет участвовать? Учителя могут предложить другое упражнение, такое как чтение книги, замешивание теста для лепки или рисование, вместо принудительной изоляции или стула «тайм-аут». Маленьких детей нельзя наказывать за несоответствие. Могут быть доступны и другие действия по выбору.
Как вести групповое обсуждение, когда, например, учитель пытается организовать обсуждение о динозаврах, и вдруг появляется ребенок, который хочет поговорить о визите своей бабушки? Учитель очень мягко, но твердо возвращает дискуссию к первоначальной теме: «Кенни, давай поговорим о визите твоей бабушки через три минуты.
Воспитатели дошкольного образования поддерживают активность и вовлеченность детей. Эти учителя обеспечивают быстрое перенаправление для плохого поведения. Перенаправление активируется сладостью. Они могут спеть песню или выключить свет, чтобы перенаправить детей, которые «выходят из-под контроля». Детей можно попросить «замереть, как кубик льда» или «замереть, как Джини» (стоять со скрещенными руками — вот-вот моргнуть волшебством).
Учителя стараются минимизировать управленческие задачи или уборку в присутствии детей.
Некоторые другие быстрые исправления неправильного поведения:
- Яблочный соус крест-накрест = означает, что все сидят со скрещенными ногами
- Ложки в миске = означает, что все сидят, положив руки на колени
- Пузырь во рту = означает, что у каждого есть пузырь воздуха во рту
- Слушающие уши = означает, что все крутят ушами и издают звук «щелк-щелк»
Изучение шляпы = означает, что все делают движения руками, как будто надевают шляпу.
Подпрограммы
Отсутствие последовательного распорядка дня может привести к частой потере обучаемости. Твой распорядок каждый день одинаков? Дети любят повторение. Им не нужно что-то новое, как детям постарше. Вы делаете частые изменения? Каков распорядок для каждой части вашего дня? Ежедневное расписание или последовательность действий, которая остается неизменной изо дня в день, дает учащимся чувство безопасности и уверенности, а также понимание того, что от них ожидается каждый день. Отсутствие распорядка может привести к тому, что дети будут блуждать
Важно, чтобы распорядок дня в классе был постоянным каждый день, когда это возможно
Переходы
Кто-нибудь из ваших учеников разваливается во время переходов? Ваши переходы быстры и эффективны? Учителя дошкольного образования проверяют количество переходов, которые происходят каждый день, и прилагают усилия, чтобы уменьшить количество переходов. Они также могут провести «мозговой штурм» методов, которые могут помочь отдельным учащимся управлять переходами, т.
Подготовка учителя
Воспитатель дошкольного образования проводит уроки заранее и планирует свой распорядок дня. Искусство, наука и другие виды деятельности практикуются заранее. Учителя не приходят в класс «холодными». Иногда, особенно с художественными проектами, результат не так прост или практичен. Возможно, потребуется применить модификации. Учителя приходят полностью подготовленными и со всеми материалами.
Аппликация
Это очень полезный вид деятельности, позволяющий сформировать у ребенка представление о форме и положении в пространстве, а также научить его вырезать фигурки, создавать из них композиции. Тренировки улучшают мышление и воображение дошкольника, способствуют возникновению и закреплению математических навыков.
Для работы можно использовать не только привычную многим цветную бумагу, но и иные, необычные материалы:
- старые газеты,
- бумажные салфетки,
- фантики,
- пуговицы,
- крупы,
- зерна кофе.
Несложно использовать фигурные дыроколы и ножницы, самоклеющуюся бумагу, на фигурки наклеивать искусственные пластмассовые глаза. Все это поможет сохранить интерес к продуктивной деятельности.
Школьные персонажи
Если педагогов много
Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, «как зовут какую тетю». Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом — его сложно запомнить, нелегко произнести.
Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то — она ведет математику, зовут ее так-то.
Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.
Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить «школьных персонажей» — детей и взрослых, — это важная родительская задача.
Продуктивные виды деятельности дошкольников
Не всякая занятость ребенка приводит к наглядному продукту. И игра может порадовать результатом. Например, в сюжетно-ролевой игре ребенок может научиться накрывать стол или понять, как происходит покупка в магазине. В процессе игры развиваются коммуникативные умения, дети находят своих друзей. Это все важные результаты. Но не предметные, не материальные.
К продуктивным видам относят:
- Изобразительную деятельность
- Конструирование
- Рукоделие
Возможно, что некоторые родители сомневаются назвать продуктом тот результат, который получается у ребенка после его экспериментов с красками или соединения некоторых деталей конструктора. С точки зрения качественных характеристик результат часто в исполнении дошкольника слабоват… Тем более, взрослым нужно помнить, что ребенок демонстрирует все, что он делает, с желанием услышать поддержку и похвалу, а не критику.
Продуктивность изобразительного творчества и рукоделия
К изобразительной деятельности относят рисование, лепку и декоративное творчество. Это может быть изготовление аппликаций и других поделок. Близко к этому виду и рукоделие, хотя требует большей техничности, а поэтому доступно уже в старшем дошкольном возрасте.
Как только малыш трех-четырех лет в своих каракулях увидит некий объект, можно считать, что он создал свой первый продукт. Значит, ребенок не просто хаотично чертил на листе. У него был замысел! А что получилось – соответствует возрасту.
В среднем дошкольном возрасте дети рисуют вполне узнаваемые образы. Фигурки из пластилина еще не получаются, но простые формы уже вполне реализуемы. Яблоко, огурец, тарелку способен вылепить каждый ребенок.
Дети 6-7 лет имеют вполне сформированные навыки рисования и лепки. Усидчивые внимательные дети интересуются созданием аппликаций, присматриваются к вязанию и шитью. Если в семье кто-то увлекается рукоделием, старшие дошкольники обязательно приобщаются к этой деятельности.
Продукт деятельности в конструировании
Причисляя конструирование к продуктивной деятельности, важно иметь в виду, что продукт в этом случае временный. Редко какую конструкцию удается сохранить на продолжительное время. Разве что старший дошкольник смастерит по схеме из металлических или пластиковых деталей машину, кран, робота, и ему захочется на определенное время сохранить удачную модель
Разве что старший дошкольник смастерит по схеме из металлических или пластиковых деталей машину, кран, робота, и ему захочется на определенное время сохранить удачную модель.
У любой конструкции короткий век. Дети строят, собирают некий объект, смотрят на него, призывают взглянуть других, ожидают услышать похвалу и… в скором времени разрушают, чтобы создать нечто иное.
Но очевидно, что данная деятельность и осуществляется ребенком ради конкретного продукта. Это именно тот вид деятельности, который дает возможность увидеть дошкольнику наглядные достижения.
Занятия лепкой в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получает знания о мире, развивает мелкую и общую моторику. Кроме того, именно дошкольники считаются самыми творческими натурами. Они фантазируют, выдумывают, творят на уровень выше, чем взрослые люди. Поэтому все виды изобразительной деятельности актуальны и важны в дошкольном возрасте.
Одним из видов изобразительной деятельности является лепка. Лепка развивает у ребенка мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи, помогает усвоить малышу цвета и формы, поддержать в нем творческое начало.
Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
Значение лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Лепка это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей, художественного вкуса, способности фантазировать, представлять, воображать, активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки помогают ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.).
Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д».
Занятие лепкой очень полезно для ребенка. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.
Во время работы с любым пластическим материалом ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения.
На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.
Лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, его роспись.
Лепка позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности.
Преимущество лепки заключается в следующем:
— способствует развитию мелкой моторики;
-концентрирует внимание и усидчивость;
-снимает напряжение и стресс;
-помогает раскрыться творческим сторонам личности
Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности.
Также лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть.
При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных элементов и для передачи специфических особенностей формы.
Разновидности
Принята несложная классификация продуктивной деятельности дошкольников: она подразделяется на изобразительную и конструктивную, а первая, в свою очередь, включает рисование, лепку и создание аппликаций. Задачами их являются следующие:
- улучшение сенсорики;
- знакомство с изобразительными материалами;
- совершенствование координации движений и моторики;
- постижение окружающего мира;
- развитие музыкального слуха.
Для организации любого из этих видов следует использовать специальные «игрушки»: конструкторы, мозаики, оборудование для выполнения аппликация и поделок, пластилин и глину для лепки. Все это интересно дошкольнику и позволяет ему создать некий продукт – поделку, макет, вылепленную из пластилина фигурку.
Такая деятельность нацелена на результат, то есть помимо развития и укрепления конкретного навыка формирует в личности ребенка следующие качества:
- усидчивость;
- терпение;
- стремление завершить начатое;
- целеустремленность;
- настойчивость.
Кроме того, успех окрыляет, приносит уверенность в себе, хорошее настроение. Занятия лепкой и рисованием улучшают мелкую моторику малыша, помогают быстро выучить цвета и оттенки, получить представление о форме и размерах, развивают фантазию, интерес к творчеству.