Список использованных источников
//URL: https://psychoexpert.ru/referat/didaktika-vyisshey-shkolyi/
1. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. — М.: Педагогика, 1982. — 128 с .
2. Вильман О. Дидактика как теория образования. / Пер. с нем. Т.1-2. — М.: Тихомиров, 1908. Т.1. — 470 с.; Т.2. — 678 с.
3. Гребенев И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. — №1, с.14-21.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
5. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А.Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
7. Дьяченко В.К. Дидактика. Учеб. пособие для сист. повыш. квалиф. работ. образования. В 2-х т. — М.: Народное образование, 2006.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
9. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
6 стр., 2516 слов
Развитие инклюзивного высшего образования в Крымском регионе: …
… в инклюзивной образовательной среде на территории Крыма. Реализация мероприятий координационного этапа решала следующие задачи: 1. разработку и моделирование региональной системы непрерывного инклюзивного образования в Крыму … институте был открыт первый в системе высшего образования Украины Специализированный факультет для студентов с инвалидностью. Факультет для обучения студентов I–III групп …
10. Ситаров В.А. Дидактика / Под ред. В.А. Сластенина — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
11. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95с.
1. Дидактика как система знаний
Дидактику можно рассматривать как «систему знаний об определенного рода действительности — процессе обучения». Причем, именно в широком понимании этого термина, речь идет не только о специально-организованном процессе обучения, который осуществляется в специальных социальных институтах. Современная дидактика изучает обучение во всех возможных проявлениях этого процесса: в его формальном, неформальном и информальном вариантах. Дидактические исследования своим объектом избирают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения.
По-прежнему нет единства среди ученых относительно объекта и предмета дидактики. По мнению И. И. Логвинова, «в соответствии с современными воззрениями, объектом дидактики является процесс обучения, а предметом — закономерности, объединяющие в единое целое цели обучения, содержание образования, методы и организационные формы обучения, процесс усвоения содержания учащимися». В. А. Попков, А. В. Коржуев объектом дидактики как науки считают «обучение во всем его объеме и во всех аспектах», а предметом — «систему следующих отношений: «учитель — ученик», «ученик — учебный материал», «ученик — другие ученики», а в применении к высшему образованию — «преподаватель — студент», «студент — учебный материал», «студент — другие студенты»». По В. И. Загвязинскому, «предмет дидактики — воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности». В. А. Ситаров указывает, что «объект дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства»; предметом, по его мнению, является «процесс преподавания и учения».
4 стр., 1529 слов
Связь дидактики с другими науками
… достоинства. Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной российской школы, как и некоторые западные теории, даны ниже. Связь дидактики с другими науками. Как и все другие науки, дидактика относится к системе гуманитарных общечеловеческих знаний, …
Задачи дидактики связаны с теоретическим описанием процесса обучения и условий его реализации; разработкой более совершенной организации процесса обучения, чем существующие, с разработкой новых дидактических систем и технологий обучения. Специфической задачей дидактики как самостоятельной научной дисциплины является «выявление онтологических основ процесса обучения».
Влияние постнеклассической научной рациональности на дидактическое знание об образовательном процессе в высшей школе
Минимальные отклонения при высокой экспертной оценке получили также утверждения о связи дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе с теоретическими положениями общей дидактики (№4-5), тогда как альтернативная позиция, указывающая на теоретические связи дидактики высшей школы с развитием предметных областей содержания вузовского образования и методикой профессионального образования (№12, 15) оценена ниже.
Таким образом, метод экспертных оценок позволил подтвердить достоверность и значимость теоретических положений концепции развития дидактического знания об в предыдущих разделах работы, позволяют приступить к определению характеристики современного состояния и перспектив развития научного осмысления обучения в вузе, выявлению научно-методологических проблем в области дидактики высшей школы на современном этапе ее развития.
Проблема концептуального оформления дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе прежде не являлась предметом специального изучения. Однако проведенный во второй главе диссертации анализ процесса развития дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе создает теоретические предпосылки для решения данной исследовательской задачи. В арсенале педагогики имеются подходы к проведению такого рода исследований. В качестве примеров можно привести работы Е.В. Титовой, Н.А. Вершининой, Н.В. Бордовской, А.В. Сергеева, А.К. Крупченко и др. Опираясь на предложенную в этих исследованиях логику, мы разработали исследовательский алгоритм, позволяющий определить уровень концептуализации знания в дидактике высшей школы.
Первый шаг связан с необходимостью обнаружения и раскрытия предпосылок (причин, условий, факторов) зарождения дидактики высшей школы как нового проблемного поля педагогики, предполагает проведение теоретико-рефлексивной оценки результатов исторического развития дидактики высшей школы, их обобщение и систематизацию. В задачи второго шага входит определение специфики дидактики высшей школы, т.е. выявление совокупности определенных признаков, особенностей, отличающих ее от других областей педагогического знания. Особый исследовательский интерес здесь представляет характер и направленность научного поиска. Задачей третьего шага является определение методологических основ дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе (его функции, формы фиксирования результатов, перспективные направления развития, риски). Применение данного алгоритма позволит получить знание об уровне концептуализации дидактического знания (гносеологический аспект) и сделать выводы о проблемах, препятствиях на пути развития дидактики высшей школы.
Итак, рассуждая в соответствии с первым шагом предложенного алгоритма, проследим изменения, которые происходили в дидактике высшей школы и обобщим результаты ее исторического развития. Проведенное нами исследование показало, что процесс ее становления имеет глубокие исторические корни и в нем можно выделить три взаимосвязанных этапа, имеющих качественные различия. Приведем характеристику этапов развития дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе в таблице.