Современные проблемы социального воспитания

Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.


Типы работы с неблагополучными семьми

Среди возможных путей коррекции:

  1. Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
  2. Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
  3. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
  4. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
  5. Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности

Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.

Специфика задач социального воспитания ребенка

  • Оказание помощи для успешного, эффективного прохождения процесса социальной адаптации, автономизации и интеграции;
  • Индивидуальная помощь личности при кризисных ситуациях в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое состояние ребенка;
  • Защита прав на достойную жизнь в обществе, профессиональное самоопределение;
  • Охрана здоровья, организация социальной, физической, познавательной, творческой деятельности;
  • Помощь подросткам в принятии самостоятельных решений при организации своей жизни

Результатом социального формирования личности является воспитанность ребенка (подростка) – это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой или стихийной социализации.

Социализация детей-сирот как главная задача педагогики

Основной целью педагогов детского дома считается формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы

Особенно важно мотивировать развитие, совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности

Главные задачи социального воспитания детей-сирот рассчитаны на полное обеспечение полноценного участия во всех сферах социальных отношений, которые будут позиционировать:

  1. Готовность к труду, направленному на развитие разнообразных способностей детей, их подготовку по выбору профессии;
  2. Формирование необходимых навыков для построения собственной семьи;
  3. Способность трезво подходить к решению социально-экономических задач

Для социального воспитания детей-сирот требуется специально организованная психолого-педагогическая деятельность, которая поможет им самоопределиться в жизни.

Важно
Эффективность формирования личности зависит от создания особой доверительной атмосферы педагогом в правильном эмоциональном тоне с сочетанием требовательности и доброты к ребенку.

13.1. Актуальные проблемы современного воспитания.

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.

Таковы, с нашей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.

Социальные проблемы семейного воспитания

Постоянный рост тотальных проблем преобладает во всех областях существования общества, что объясняет повышение интереса к воспитанию детей в сфере педагогического воздействия. Целью и результатом семейного социального воспитания считается социальное развитие личности.

Это сложный структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером ценностных установок, целей, с одной стороны, с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей. Согласно Д.И. Фельдштейну, закономерность социального развития может предопределять:

  1. Уровень освоения основ базиса социализации;
  2. Степень адаптации с учетом проявления новых качеств характера – независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности, отсутствие комплексов;
  3. Принципы взаимодействия человека и общества.

В связи с использованием интернета, телевидения и других информационных или мультимедийных средств, у ребёнка складывается виртуальное восприятие мира. Это особенно отражается на психическом развитии детей школьного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, культуры, психики

Поэтому родителям так важно с раннего возраста правильно организовать досуг, вовремя обнаружить и развить таланты своих чад

Изучение и анализ факторов организованной или стихийной среды влияния на ребёнка со стороны таких средств, характеризуется, правильной постановкой задач социального воспитания учащихся средних учебных заведений.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.


На чем базируется семейное воспитание

Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось

Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.


Задачи и цели семейного воспитания

В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм

Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.


Потакание капризам – воспитание будущего эгоиста и тирана

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе

И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.


Семья – место общения представителей разных поколений

Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.

Диагностика семьи

Одним из важных принципов в реализации современных образовательных программ является совместное воспитание и развитие дошкольников вместе с родителями, духовная ориентация родителей и детей, а также вовлечение педагогов и родителей в образовательный процесс в дошкольном учреждении.

На основе этой программы воспитатели могут применять различные техники работы с семьями, учитывая специфику дошкольного учреждения, особенности, желания и ресурсы воспитателей и родителей.

Диагностика является основным компонентом в системе сотрудничества дошкольного учреждения — семьи в социальном и личностном развитии ребенка. Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучение наиболее общих особенностей семейного воспитания детей в группе, интересов и потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке, а также на выявление трудностей в семейном воспитании. В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психолог, старший воспитатель) дошкольного учреждения решает задачи психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношений родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, определяющая интересы и потребности семей дошкольников, знания и умения родителей в определенных областях семейного воспитания, предшествует созданию образовательных программ для родителей, изменениям в различных аспектах образовательного процесса ДОУ, которые требуют участия и поддержки родителей. Задачи и методы такой диагностики разнообразны и зависят от направлений совместного воспитания детей с родителями в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы.

Наблюдая за общением родителей с ребенком в утренние и вечерние промежутки времени, педагог может обратить внимание на следующие показатели:

  • Эмоциональная расположенность взрослого и ребенка к общению (ребенок встречает своих близких радостно, спокойно, равнодушно, неохотно, раздраженно).
  • Эмоциональная предрасположенность взрослого к общению с ребенком — взрослый общается с удовольствием, спокойно, неохотно, раздраженно
  • Характеристики взаимодействия взрослого и ребенка в общении — они сотрудничают, могут договориться, они не сотрудничают, каждый делает «свое дело», они конфликтуют, не могут прийти к совместному решению.
  • Особенности тактики родительского воспитания: в случае возникновения трудностей взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромисс.
  • Типичная позиция, занимаемая каждым в общении — лидер (показывает, направляет, заставляет, оценивает), партнер (советует, сочувствует, напоминает, интересуется, соглашается), отстраненный (слушает, отвлекает, молчит, задает формальные вопросы) или другой.
  • Встречающиеся трудности, конфликты, их причины, пути выхода из сложных ситуаций.

Эти представления взрослого и ребенка могут дать тьютору общую картину их взаимоотношений, помочь понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Беседа и анкетный опрос родителей будут способствовать лучшему пониманию особенностей понимания родителями своих детей и проблем семейного воспитания.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея культуросообразности воспитания в педагогике в. А. Сухомлинского
  2. Средства обучения в начальной школе
  3. Система профессионального педагогического образования
  4. Гармонический слух
  5. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
  6. Станислав Теофилович Шацкий, известный русский и советский педагог-экспериментатор
  7. Математическое развитие детей на ориентировку в пространстве
  8. Конкретизация целей в дидактическом процессе, таксономия учебных целей
  9. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
  10. Организация индивидуальной воспитательной работы

Разновидности воспитания и роль в формировании личности

Первоочередная задача воспитания — выявление склонностей или дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, по способностям и возможностям. Выделяют несколько форм воспитания, каждая со своей спецификой взаимодействия.

Умственная

  • Добиться усвоения полученных знаний;
  • Заложить основу научного мировоззрения;
  • Стимулировать умственные силы, способности и дарования;
  • Сформировать активную тягу к познанию новых интересов;
  • Вызвать интерес к повышению уровня подготовки.

Физическая

Входит в основу всех воспитательных систем. Способствует выработке у молодежи физической подготовки, выносливости, терпению, стремлению к победе. Все это оказывает существенную помощь на формирование новых черт характера и позиционирует силу воли для достижения успеха в любом начатом деле.

Трудовая

Отвечает за формирование трудовых действий и азов производственных отношений за счет изучения орудий труда и способов их применения. Именно труд считается главным фактором, который мотивирует развитие личности.

Политехническая

Направлено на знакомство с основным принципом отдельного производства. Позволяет добиться усвоения нового материала о производственном процессе и отношениях.

Ставит перед собой задачу:

  1. Выработать интереса к производственной деятельности;
  2. Развить технические способности, новое экономическое мышление;
  3. Дает возможность проявить изобретательность;
  4. Позволяет выявить склонность к предпринимательству.

Важно
Правильная организация политехнического образования ведет к трудолюбию, дисциплинированности, ответственности и позволяет осознанно выбрать будущую профессию.

Нравственная

Формирует у подрастающего поколения основы социальных норм общества за счет понимания нравственности, суждений, чувств, убеждений, навыков, привычек поведения. Определяет постановку:

  1. Общечеловеческих ценностей;
  2. Непреходящих моральных исторически сложившихся норм на фоне эволюционной картины развития общества;
  3. Новых принципов и норм, которые стали результатом современного этапа развития общественного мировоззрения

Эстетическая

Подразумевает основу основ воспитательной системы, с учетом грамотной, комплексной подачи и дальнейшего развития эстетических идеалов, потребностей или вкуса, которые отвечают за познание индивидуальности человека.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий