Проблемы школьного образования. Психологический аспект

СОДЕРЖАНИЕ

От составителей 5

А. К. Маркова. Практика школы и психологическое исследование учебной деятельности учащихся. (Вместо введения) 10

Л. И. Айдарова, Н. И. Гаршина. Ориентация в структуре слова и изучение орфографии 15

П. С. Жедек, М. Я. Левина. Использование обобщений теоретического типа на начальных этапах обучения родному языку 19

Л. Н. Елисеева. Путь овладения теоретическими знаниями в начальной школе. (Русский язык) 29

Л. Е. Шагалова. Овладение понятием синонимии детьми младших классов 43

Л. Н. Елисеева, Н. И. Гаршина. Методы изучения русского языка в начальной школе 45

Л. И. Айдарова, Л. Я. Горская. Возможность первого открытия детям специфики искусства на материале анализа стихов 56

Г. А. Цукерман. Открытие младшими школьниками законов построения поэтического текста 60

Б. А. Сейдулаев. Формирование действий контроля в учебной деятельности младших школьников 63

Е. Е. Шулешко, М. А. Поливанова. Учебная деятельность и каллиграфия 69

А. К. Маркова, Н. Е. Бурштина. Усвоение учащимися обобщенных способов конспектирования как важная сторона самообразования 76

Т. А. Матис. Обучение школьников культуре письменного связного высказывания 79

Г. Н. Кудина, Н. Е. Бурштина, Е. В. Бомас. Возрастные возможности усвоения литературоведческих понятий младшими подростками 85

Г. С. Абрамова. Опыт формирования индивидуальных характеристик высказываний школьников 97

К. А. Оразбекова. Специфика учебной деятельности при усвоении русского языка в национальной школе 103

Л. Г. Родионова, Р. М. Любавина. Обучение школьников общим способам стилистического редактирования 108

К. А. Оразбекова. К проблеме возрастных возможностей усвоения знаний (на материале казахской школы) 113

Т. А. Матис. Психологические особенности организации совместной учебной деятельности школьников 126

А. А. Боровик, М. М. Гохлернер. О роли звукового анализа при обучении младших школьников иностранному языку 132

Г. Г. Микулина, В. А. Миндарова, Л. Ф. Орешенкова. Психологическая роль буквенной символики в постановке и решении учебной задачи 137

Ф. Г. Боданский, И. М. Дмитриева, В. З. Коростелева, А. С. Хейфиц. Из опыта построения систематического курса математики в начальных классах школы 145

Г. И. Ожиганова. Связь строения учебной деятельности с определенным типом абстракции и обобщения учебного материала 154

М. А. Семенова. Психологический анализ некоторых результатов усвоения первоклассниками общих свойств величин 160

Л. М. Фридман, Г. Г. Кравцов. Опыт изучения понятия функции в 4-м классе общеобразовательной школы 165

Л. М. Фридман, А. Я. Левочкина, Л. М. Таравкова. Опыт формирования у учащихся общего подхода к решению текстовых задач 175

Характеристика основных проблем психологической готовности ребенка к школьному обучению

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе в основном рассматривается как психологическая. Это связано с тем, что приоритет в подготовке ребенка к школьному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.

Как показывают проведенные исследования, лишь одна интеллектуальная готовность к школе не способна обеспечить ребенку успешность вхождения в учебную деятельность. Однако, на современном этапе система дошкольного образования направлена именно на овладение детьми старшего дошкольного возраста навыков чтения, счета и письма. Это связано с тем, что данные навыки до сих пор считаются основной школьного обучения. Отчасти это продиктовано теми учебными программами, которые реализуются в современных общеобразовательных школах, где отводится крайне мало времени на освоение детьми основ грамоты. Поэтому дети, которые не владеют навыками чтения, счета и письма с самых первых дней отстают от своих более развитых и продвинутых одноклассников.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимой мотивации на обучение, развитие памяти, произвольности внимания, ориентировки на способ действия, словесно-логического мышления и разнообразных операциональных навыков выступает при этом как побочный продукт обучения, который должен сформироваться самостоятельно в процесс интеллектуального развития ребенка. Однако, как показали последние исследования, это вовсе не так.

Специально проведенные исследования показали, что зачастую те дети, которые достаточно хорошо подготовлены интеллектуально к обучению в общеобразовательной школе, испытывают трудности в учебе. Например, они неправильно ведут школьные тетради, работают с дидактическим материалом и т.д. Это связано с тем, что у детей не достаточно сформирована мотивационная сфера и ряд важных психических процессов, необходимых для успешного вхождения в учебный процесс.

К сожалению, большинство родителей и педагогов считают, что все необходимые умения сформируются у ребенка «сами собой» по достижению им определенного возраста. При поступлении ребенка в школу и обнаружении у него отсутствия данных качеств, взрослые начинают требовать от ребенка быть внимательным и добросовестным, при этом совершенно забывая, что эти качества необходимо развивать у ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

В марте 1973 года в Минске состоялись Всесоюзные педагогические чтения, посвященные 50-летию образования СССР. Большая группа докладов была посвящена экспериментальному исследованию психологии учебной деятельности. В них доложено о результатах исследований в русле одного из теоретических направлений в психологии обучения. Основные положения этого направления были, сформулированы в докладе В. В. Давыдова (НИИ общей и педагогической психологии), который подчеркнул необходимость изучения возрастных
резервов усвоения в ходе формирования у школьников интереса к содержанию учебных предметов и умения ориентироваться в них на основе теоретических абстракций, обобщений и понятий. Осуществление этого пути обучения требует перестройки учебных предметов и способов их преподавания: детям необходимо открыть исходные связи и отношения, которые изучаются данной областью знания, показать условия происхождения понятий, фиксировать содержание понятий в особого рода учебных моделях и, наконец, организовать специфическую
учебную деятельность школьников с предметами и их знаковыми заместителями, направленную на усвоение способов происхождения понятий и способов изображения содержания их в моделях.

За последние годы метод изучения возрастных возможностей усвоения знаний, осуществляемый сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, получил значительное распространение среди учителей. Об этом свидетельствует количественный рост докладов, сравнительно с предыдущими Педчтениями (36 вместо 19), расширение «географии» (наряду с РСФСР, УССР и Таджикской ССР — Казахстан и Белорусская ССР), более широкий охват учебных предметов (наряду
с учебными курсами по русскому языку, математике и труду созданы экспериментальные программы по литературе, физике, биологии, русскому языку в условиях двуязычия и т. д.).

Понятие и сущность психологической готовности ребенка к школе

Определение 1

Готовность к школьному обучению (в психологии) – это совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, которые способны обеспечить ему успешный переход к организованному и систематическому обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает осознанное желание и понимание необходимости ежедневного посещения школы, потребности в получении новых знаний. Все это возникает у ребенка в процессе естественного социального созревания, появления необходимых внутренних противоречий, которые и задают мотивацию на учебную деятельность.

Психологическая готовность к школе предусматривает не только осознанное желание ребенка к учебе, но и наличие у него определенной системы знаний и умений. У каждого ребенка данная система имеется определенный набор элементов и уровень их развития.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Замечание 1

Основным элементом психологической готовности ребенка к обучению в школе является мотивация и личностная позиция, а также наличие волевой и интеллектуальной готовности, «внутренней позиции».

Элементы психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста относятся:

  1. Интеллектуальная (умственная) зрелость – способность ребенка дифференцированно воспринимать поступающую информацию, наличие произвольного внимания и аналитического мышления и т.д.
  2. Эмоциональная зрелость – включает в себя эмоциональную устойчивость, практически полное отсутствие импульсивных реакций у ребенка.
  3. Социальная зрелость – наличие у ребенка потребности в общении и взаимодействии со сверстниками, сформированность умения подчиняться интересам других детей и принятие на себя условностей группы, а также готовность взять на себя новую социальную роль – роль школьника.

Таким образом, понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя:

  • интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний);
  • личностную готовность (готовность к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей).
  • психофизиологическую готовность (общее состояние здоровья).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий