Первый и второй класс (6-8 лет)
Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем
Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе
Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.
Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:
- принадлежат к активу класса;
- хорошо учатся;
- имеют опрятную внешность;
- с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.
- неопрятны;
- капризны;
- замкнутые и молчаливые;
- неохотно делятся;
- отстают в учебе.
Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем
Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.
Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:
- читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
- учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
- кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
- приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
- не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников
Проблемы общения
И все-таки дети неспроста выбирают виртуальное общение: многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности. Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины проблемы.
Застенчивость
Многих из нас воспитывались со знанием, что скромность украшает человека. Однако не следует путать скромность и застенчивость.
Застенчивость – это особенность, характеризующая человека как робкого и стеснительного. Застенчивый ребенок – нерешительный, робкий, боязливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Ребенок боится ответить у доски, даже если он выучил уроки, заговорить с другим человеком, войти в коллективную игру. Почему? Потому что он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексованности. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спрятаться от общего внимания. Причина в глубокой неуверенности в себе.
Интровертность
Все знают, что в зависимости от психологических особенностей люди делятся на интровертов и экстравертов. Большинство людей являются экстравертами – они нуждаются в общении и взаимодействии. Интроверты, наоборот, некомфортно чувствуют себя среди других и старательно избегают любого взаимодействия. Их внутренний мир надежно скрыт от посторонних. С такими людьми не очень комфортно и неинтересно. Поэтому люди избегают интровертов. Однако самую большую сложность среди других людей испытывают сами интроверты: им страшно, неудобно, тревожно. Интроверту комфортно в одиночестве или в очень ограниченной компании людей. Они полностью уверены в себе и своих силах, но просто не нуждаются в других.
Семья
Важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются внутрисемейные отношения. Ребенок самовыражается в первую очередь в семье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют инициативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному обращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся.
Порой у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, грубит, когда ему делают замечания, и так далее. Привыкший к уступкам дома, он не в силах сдерживать себя и в коллективе, но вряд ли такой собеседник обрадует детишек.
Средняя и старшая школа
У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового
Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей
Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками, которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.
Психологические особенности общения
Одним из важнейших факторов психического развития ребенка является общение. Оно понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, которое направлено на согласование их усилий с целью достигнуть определенный результат.
Замечание 1
Как всякая деятельность общение предметно. Предметом деятельности общения служат качества и свойства коммуникатора, проявляющиеся при взаимодействии. В общении выделяется ряд аспектов: цель, содержание и средства.
Статья: Психологические особенности общения младших школьников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Цель общения – для чего субъект вступает в акт общения? Цель человека может содержаться в познавательных, культурных, социальных потребностях.
Содержание общения – информация, передающаяся от одного субъекта к другому.
Средства общения – кодирование (способ передачи) информации, передающейся в процессе общения.
Психологи выделяют 3 типа межличностного общения:
- Императивное – авторитарная форма воздействия на партнера по общению. Цель этого типа общения – подчинение одного партнера к другому, достижение контроля над его мыслями, поведением и принуждение к определенным действиям и решениям. Особенность общения в том, что принуждение к чему-либо не скрывается. Средством влияния выступают указания, приказы, требования.
- Манипулятивное похоже на императивное. Цель общения – оказание воздействия на партнера, однако достижение намерений осуществляется скрытно.
- Диалогическое является альтернативой двум предыдущим типам общения. Общение основано на равноправии партнеров.
Средствами общения являются:
- Язык;
- Интонация;
- Мимика, поза;
- Жесты;
- Расстояние собеседников.
Замечание 2
Именно в процессе общения проявляются и формируются межличностные отношения. Функции общения многообразны – оно является важным условием становления личности человека, осуществления личностных целей и удовлетворения потребности в информации, в межличностном контакте.
Почему возникают проблемы с общением
Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.
И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.
Причина 1. Застенчивость
Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.
Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.
Причина 2: Отношение в семье
Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.
Причина 3. Отсутствие навыков общения
Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.
Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:
- не обижай других;
- ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
- если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
- делись тем, что тебе нравится;
- если тебе доверили секрет — храни его;
- не ставь себя выше других;
- учитывай чужие интересы;
- если друг попал в беду — помоги чем можешь;
- если друг затеял плохое — останови его;
- если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
- принимай помощь и советы от других ребят.
Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.
Причина 4. Неудачный опыт
Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми
Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.
Причина 5. Неумение постоять за себя
Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.
Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.
Дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Вложение | Размер |
---|---|
problema_obshcheniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_so_sverstnikami.docx | 5.86 КБ |
Общение младших школьников
Ребенок, пришедший в школу, занимает новое место в системе отношений людей. У него появляются обязанности, связанные с учебной деятельностью. Индивидуальные особенности ребенка дошкольника не мешали его естественному развитию, поскольку принимались близкими людьми; в школе же происходит стандартизация условий жизни ребенка.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится трудным в отношении воспитания. Такой характер становится переходной ступенью в развитии.
Школьная система обучения предполагает, как особые отношения ребенка с учителем, так и отношения с другими детьми. Школьники должны учиться деловому общению друг с другом, умению взаимодействовать, выполнять совместные учебные действия. С самом начале школьного обучения складывается новая форма общения со сверстниками.
Дружеские отношения формируются в младшем школьном возрасте между детьми одного пола, так как ослабляет связь с родителями, ребенок ощущает потребность в товарищеской поддержке, а также эмоциональной безопасности.
Группа сверстников является для ребенка своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, определяя, на какие из них ориентироваться, а какие отбросить. Для 6-7-летних детей характерно кооперативно-соревновательное общение. Они следуют общей цели, друг в друге видят соперников.
Сотрудничество сверстников встречается редко, когда дети могут принять общую для них задачу и проявить сопереживание. Умеющие сотрудничать друг с другом дети пытаются найти общий способ решения задач, составить план действий.
Ребенок в младшем школьном возрасте представляет собой личность. Как личность он отдает отчет в том, какое место занимает среди людей. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих взаимоотношений. К моменту поступления в школу ребенок много достигает в межличностных отношения, а также может ориентироваться в семейно-родственных отношениях. Развивается умение построения отношений со взрослыми и сверстниками и с этого момента складывается система поступков и мотивов, появляется самоотчет, самооценка.
Устноречевое общение школьников охватывает такие темы как учеба, природа, фильмы, родственные отношения, игра и т.д. Младшие школьники могут осмыслить и обсудить политические, социальные, нравственно-этические, бытовые вопросы.
Вместе с обсуждением общих тем среди сверстников для каждого пола выделяются специфические темы, обусловленные нормами и воспитанием. Ожидания родителей и педагогов от детей различны: как правило, от мальчиков ожидают достижения уважения, власти, продолжения рода, а от девочек – чуткости, заботы, помощи по дому.
В тематическом плане общение мальчиков разнообразно, свободно от школьных дел, привязано к предметной деятельности. Они чаще всего обсуждают спорт, игры, технику. Наряду с этими вопросами в разговорах детей присутствуют диалоги о военной службе, героях и т.д. Стоит отметить, что в общении мальчиков немалое место занимают анекдоты, секреты, страшные истории, шутки, дразнилки – это считается развлечением, способом выйти за рамки обыденного. В кругу общения мальчиков – 3-4 сверстника. Предпочитаемое место общения – улица, двор. Как правило, мальчики избегают общения с девочками, не принимают в свои игры и переносят форму общения на них – дерутся, толкаются и т.д. В общении мальчики независимы, самостоятельны, встречаются ссоры, драки.
Девочки чаще всего ведут разговоры о школе, игрушках, животных, делятся секретами, тайнами, рассказами о родственниках. Рассказы девочек содержат информацию о красоте, одежде, привлекательности. Не малый интерес вызывают темы, связанные с человеком, его возможностями
Для девочек характерно общение в группах из 2-3 человек, важно хранение тайны и секрета, который никто не должен знать. По сравнению с мальчиками девочки терпимо относятся к мальчикам, играют в их игры, но ожидают от них обиды, драки
Место общения – школа, дом, улица, в гостях.
Общение между мальчиками и девочками происходит в играх и видах деятельности, организованных педагогом. В процессе совместной деятельности вполне характерно разделение детей на однополые объединения, которые сопутствуют становлению психологического пола.
Итак, общение младших школьников со взрослыми и сверстниками в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует развитию характера взаимодействия с окружающими. Младший школьник становится субъектом межличностных отношений.