Заикание у детей: причины и лечение в 3-4 года в домашних условиях (Комаровский)

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Можно ли вылечить заикание у ребенка?

Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.

Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.

Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.

Физиологические особенности заикания

Что лежит в основе физиологии заикания? Нарушение характеризуется такими проявлениями:

  • возникают мышечные спазмы в органах, принимающих участие в артикуляции, например, в гортани, губах, грудных и диафрагмальных мышцах;
  • лицо приобретает выражение сильного напряжения, скованности;
  • мышцы рта судорожно напряжены, дрожат;
  • из-за мышечного тремора и спазмов отдельные буквы или слоги не могут перейти в следующие, происходит удлинение слов, «застревание» на одном и том же месте.

Человек с заиканием начинает нервничать, переживать, расстраиваться. Поэтому таким людям часто свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность.

Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от заикания?

Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
·Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом

Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой
На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект

Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать логопеда и другие сопутствующие занятия.

Как помочь заикающемуся ребенку, подростку, взрослому?

Как помочь заикающемуся? На первой консультации врач расскажет Вам, нужны ли логоритмические упражнения, дыхательная гимнастика, логоритмика, речевое дыхание, скороговорки для заикающихся детей, какие психологические особенности заикающихся, в чем заключается коррекционная работа, работа психолога с заикающимися детьми, как не заикаться при разговоре. Если парень или девушка заикаются, то это сильно затрудняет им общение. А если начал заикаться взрослый, то нужно начинать лечение как можно скорее, пока не закрепился патологический рефлекс на заикание. Сарклиник знает, как помочь заикающемуся ребенку, как отучить заикаться, как понять, что ребенок заикается. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на полное избавление от заболевания.

Приходите в Сарклиник на консультацию лечение, врач постарается Вам помочь вылечить заикание и логоневроз.

Лечение заикания в Саратове, лечение заикания в России можно провести в Сарклиник.

Запись на консультации.
Отзывы о лечении.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото 1 : () Valeriylebedev | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Фото 2 : () Ruslanomega | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Дети, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Сопутствующие факторы

Формирование речи – это сложный процесс. Существуют фактор, способные оказать негативное влияние на его течение. Спровоцировать заикание у ребенка могут следующие сопутствующие причины:

  • Психологические травмы. Гибель близкого человека или сильный стресс чаще всего становится причиной заикания. Но нередко причиной является повышенные требования к ребенку, когда он боится не оправдать надежды родителей.
  • Физиологические особенности тоже влияют на развитие речевых навыков. Но обычно к 5 года они сами исчезают.
  • Тяжелые инфекционные заболевания также могут стать причиной дефекта.
  • Ложное заикание или подражание. Об этом упоминалось выше. Если ребенок живет или тесно контактирует с людьми, имеющими такой выраженный дефект, он начинает копировать эту манеру общения.

К перечисленным факторам следует добавить еще один. Ученые доказали, что попытка переучить ребенка левшу может обернуться заиканием.

Возрастные особенности детского заикания

Малыши в возрасте от 1 до 4 лет заикаются по-особенному. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, говорит Евгений Комаровский, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома.

Когда малыш в привычной обстановке, дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее, но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе – в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.

Заикание у детей 7 лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервных детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.

Симптомы заикания

Логоневроз можно распознать по следующим признакам:

  • растягивание гласных букв;
  • «спотыкание» на каком-либо звуке либо слоге;
  • повторение звуков;
  • раздражительность из-за того, что не выходит произнести слово;
  • нервные тики;
  • стеснительность из-за сложностей в произношении, избегание общения;
  • стресс, нарушения сна, аппетита, недержание мочи.

Если по этим признакам вы заметили, что ребёнок заикается в 4 года, то не стоит слишком волноваться, так как он делает это в силу возраста. Чтобы ему помочь, нужно сразу обратиться к специалисту, который подкорректирует речь и не даст проблеме усугубиться.

Также нередко можно заметить, что ребёнок заикается в 7 лет, при этом родители не знают, что делать. Такая неприятность может быть вызвана стрессом из-за непривычной нагрузки в школе, новыми знакомствами, неудачами в общении со сверстниками. Больше всего этому подвержены стеснительные и замкнутые дети. В данном случае не стоит затягивать с помощью логопеда. Лечение чада школьного возраста будет проходить сложнее, в отличие от работы с ребёнком, который заикается в 3 года. 

Чтение книг в медленном темпе

Еще несколько упражнений: ритмика при логоневрозе

  1. Насос. Ножки – на ширину плеч, тянемся прямыми руками до самого пола и делаем громкий вдох, округляя спинку.
  2. Часики. Ножки – на ширине плеч. Наклоняем голову вправо, прижимая ухо к плечу и делая громкий вдох носом. Затем выпрямляемся и выдыхаем, качаем головой «туда-сюда». Повторяем с левым плечом.
  3. Маятник. Опускаем голову и резко выдыхаем. Затем поднимаем ее, смотрим на потолок и шумно вдыхаем. Далее легко и незаметно выдыхаем.
  4. Перекаты. Выставляем левую ножку вперед и перекатываемся с правой (с носка) на левую. Затем опускаемся на корточки и, громко вдохнув, переносим вес на правую ногу.
  5. Обнимашки. Опускаем руки вниз, делаем громкий вдох, затем обнимаем себя же за плечи и спокойно выдыхаем.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н

Система дыхательных упражнений, разработанная Стрельниковой А. Н., отличается особой популярностью и признанием в медицинских кругах. Она направлена на устранение многих заболеваний, в том числе активно используется при заикании у детей и взрослых людей. Простота и эффективность – ее отличительные особенности. Гимнастика Стрельниковой при заикании − это сочетание резких вдохов с движением всех частей туловища.

Упражнение «Ладошки»

Выполнять можно в любом положении, но если присутствует головокружение, то следует сесть или лечь. Суть заключается в сжимании ладоней в кулак. Во время сжатия нужно 8 раз вдохнуть воздух – коротко, быстро, шумно. Вдох производится при слегка закрытом рте. Выдыхать нужно через рот в расслабленном состоянии без шума. Сдерживать выдохи не обязательно, они должны происходить сами собой.

Упражнение повторяется 32 раза. В процессе выполнения требуется держать под контролем плечевой пояс – плечи должны быть опущены и расслаблены.

Упражнение «Обними плечи»

В положении стоя или сидя (с выпрямленным позвоночником) вытяните перед собой руки ладонями вниз на уровне плечевого пояса. Согните их в локтевом суставе таким образом, чтобы одно предплечье лежало на другом. Представьте, что сидите за партой, положив рука на руку; положение такое же, только они подняты на уровень плеч.

Сделайте резкий и шумный вдох, во время которого быстро «обнимите» себя за плечи. Руки должны скользить вдоль друг друга, а перед лицом должен получиться треугольник. Далее, разведите руки обратно до исходного состояния (получения квадрата), делая непроизвольный выдох (воздух выйдет пассивно, самостоятельно).

Максимальное количество вдохов-выдохов составляет 32, но начинать рекомендуется с 8.

Упражнение «Погончики»

Выполняется в положении стоя, руки опущены вниз и немного вытянуты перед собой, сжаты в кулаки. Делая резкий вдох, так же резко потянуть плечи вниз, выбросить руки еще как можно ниже, расправляя ладони. При возврате в исходное положение происходит пассивный выдох. Кулаки должны быть опущены ниже уровня талии.

Необходимо произвести 8 быстрых вдохов-выдохов, не делая пауз, затем передохнуть 2-3 секунды и повторить. Всего должно получиться 4 подхода по 8 вдохов-выдохов.

Упражнение «Насос»

Встать прямо, ноги немного расставить в стороны, корпус наклонить вперед. Наклониться нужно так, чтобы ладони не доходили до уровня коленных суставов. Голову опустить перед собой. Спина должна быть округлой, а руки висеть свободно перед туловищем.

Делая быстрый короткий вдох, нужно еще немного склониться вперед, как бы выбрасывая руки вниз. Затем так же быстро вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз подряд без пауз. Подобных подходов нужно сделать 4.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа

В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа

Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью

Особенности течения болезни

Изначально у ребенка проявляются моторные тики, а если ситуация ухудшается, то к ним присоединяются и вокальные. Однако бывают случаи, когда гиперкинез начинается со звуковых тиков, что значительно усложняет диагностику и затягивает лечение.

В тяжелых случаях наблюдается одновременно несколько видов спонтанных движений. Иногда им сопутствуют и голосовые тики.

Нервные тики у детей имеют свои характерные особенности, дающие возможность отличать их от других патологий двигательных функций. Их можно выделить в несколько пунктов:

  1. Самоконтроль. Работает он, следует отметить, только на ранних стадиях заболевания. Это означает, что ребенок может контролировать свои приступы, только со временем делать это становится все сложнее.
  2. Усиление симптомов на фоне стрессовых ситуаций. Такая же тенденция наблюдается в конце дня вследствие переутомления нервной системы. Осенне-зимний период является пиком протекания заболевания.
  3. Никоим образом не страдает сознание ребенка. Этот факт позволяет исключить развитие эпилепсии.
  4. Гиперкинезы не проявляются во сне. Особенность актуальна при наличии вокальных тиков и подтверждает отсутствие патологий верхних дыхательных путей.
  5. Нервный тик глаза у ребенка сначала можно принять за развивающийся конъюнктивит, но вскоре все становится понятно.

Замечена такая закономерность: чем раньше заболевание проявится у ребенка, тем тяжелее оно будет протекать. Если не предпринять соответствующие меры, гиперкинез перерастает в хроническую форму. В таком случае лечение усложняется тем, что постепенно могут быть вовлечены несколько групп мышц. Патологические движения переходят с головы на нижние органы и становятся более сложными, присоединяются вокальные тики. Врачи оценивают их как генерализированные.

Тикозные проявления, возникшие после десятилетнего возраста, почти всегда квалифицируются, как преходящие. Это означает, что они пропадают спонтанно и незаметно, так же, как и появились. Их также называют транзиторными. Особого участия с медицинской стороны они не требуют.

Причины

Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:

  • отклонения могут носить симптоматический характер. К примеру, когда у грудных детей режутся зубы, нарушение аппетита – вполне нормальное явление. Потеря желания есть происходит и во время острой стадии гриппа или ОРВИ, и это абсолютно нормально. Организм ребенка все ресурсы направляет на борьбу с болезнью, подавляя на время пищеварительную функцию. Не стоит насильно кормить больного ребенка даже самой полезной едой – когда дело пойдет на поправку, аппетит полностью восстановится.
  • заболевания пищеварительной системы. Различные типы гастритов, дуоденитов и других подобных патологий оказывают существенное влияние на пищевое поведение ребенка.
  • анемия, то есть недостаток в крови гемоглобина – клеток, переносящих кислород. Наличие анемии может сопутствовать целому ряду заболеваний. Такое состояние у ребенка требует срочного обращения к специалисту и прохождения полного обследования.
  • нарушения в эндокринной системе. Сахарный диабет, заболевания щитовидной железы –этим эндокринным нарушениям сопутствует угнетенный аппетит или резкое повышение потребности в еде.
  • различные психические заболевания. Симптомами многих психопатологий является необоснованное изменение вкусовых пристрастий.
  • заболевания нервной системы.
  • авитаминоз (когда организм ребенка не получает необходимого количества витаминов и микроэлементов).
  • доброкачественные или злокачественные опухоли.

Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье

Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек

Я сильно заикаюсь – что делать? Как перестать заикаться, как научиться не заикаться? Не хочу заикаться!

Как перестать заикаться при волнении, при выступлении в аудитории, на работе, в школе, в институте, в униерситете, в гимназии, в лицее, в техникуме, или в спокойном состоянии? Наиболее оптимальный подход в ситуации, если ребёнок, подросток, взрослый заикается, это обратиться к специалисту в Сарклиник. Врач разработает наиболее оптимальный план лечения, подберет из 12 методик наиболее эффективную в данном конкретном клиническом случае. И тогда Вы забудете фразу: «Я сильно заикаюсь, или почему я заикаюсь, как говорить, не заикаясь?» В помощь взрослым, заикающимся на работе, разработаны специальные методики. Даются рекомендации родителям заикающихся детей.
 

Разновидности нервных тиков у детей

Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.

Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:

  1. Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
  2. Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.

Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма – какое-то одно короткое движение или звук, сложная – подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.

Зачем нужны движения при дыхании

В результате выполнения упражнений дыхание при заикании становится брюшным, или диафрагмальным. До этого оно грудное поверхностное и носит судорожный характер вследствие недостаточного развития брюшных мышц. Особенно это выражено у тех пациентов, которые не приемлют спорт ни в каком виде и болезнь у них диагностирована давно.

При таком типе дыхания возбудимость дыхательных и речевых центров головного мозга повышается, что негативно влияет на темп речи: ребенок быстро говорит, и начинает запинаться.

Тренировка брюшных мышц, мышц диафрагмы и формирование стереотипа глубокого брюшного дыхания позволяют устранить эти нарушения. Также увеличивается жизненная емкость легких, из-за чего малыш начинает эффективнее использовать дыхание при разговоре: голос не прерывается, становится ровным и выразительным.

Кроме того, гимнастика — это движение. А при движениях повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между левым и правым полушариями. У ребенка улучшаются когнитивные процессы, он легче начинает усваивать новую информацию. Это особенно заметно, если дополнить задания обычными физическими упражнениями.

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Продукты, которые способствуют улучшению речи ребенка — еда, помогающая в лечении логоневроза

Да, есть и такие. Конечно, они не являются волшебными таблетками, мгновенно действующими на дефект речи, но их действие основано на поставке/транспортировке «строительного материала» для нервных клеток, а также клеток мозга, и проч.

То есть, это — не средство лечения, а вспомогательные продукты, которые усилят действие основной терапии.

  1. Творог, сметана, натуральные йогурты.
  2. Льняное масло. Его можно мазать на хлеб — или же принимать по ложке.
  3. Квашеная капустка с растительным маслом.
  4. Рыбий жир. Его можно принимать в капсулах или в качестве приготовленной жирной морской рыбы. Например, палтус, сельдь, семга и проч. В этой рыбе, помимо «строительного материала» для разных клеток, имеются еще и жиры Омега 3.

Что касается сладостей – их дозировку для ребенка с логоневрозом следует сильно уменьшить. Сахар повышает гиперактивность, что в данном случае совершенно ни к чему.

Стадии заикания у детей

Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.

1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.

При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.

3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.

При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.

Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления

Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений

В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.

Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.

Профилактика у детей

Перед тем как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную обстановку дома. Необходимо создать комфортную психологическую среду.

Во многих случаях логоневроз проходит без приема медикаментов и участия врачей. При этом хорошо помогают специальные методики, которые развивают речь и правильную дикцию.

При обнаружении симптомов заболевания предлагаем обратиться к специалисту нашего центра. Мы определим причины и предложим эффективные методы лечения заикания у детей.

  1. Е.Ф. Архипова. Если ребенок заикается // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2016, с.62-67.
  2. А.И. Кругликова. Заикание как психологическая проблема // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2015, с.61-66.
  3. И.А. Кувшинова, Э.Р. Мазитова. Основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2016, т.1, №1, с.135-138.

Автор статьи

Врач высшей квалификационной категории

Специальность: невролог

Стаж: 25 лет

Заикание у детей – причины и лечение в домашних условиях

Причины заикания у детей

Признаки заикания у ребенка:

  • Если части слов повторяются больше трех раз.
  • Если, споткнувшись на слове, ребенок так и не справляется с ним.
  • Если речь дается мучительно, с видимыми усилиями.

Если вы думаете, что ваш ребенок заикается, обратитесь к невропатологу и логопеду.

Народные методы лечения заикания у детей

Настойки для лечения заикания у ребенка

Рецепт отвара для детей при заикании

Лечебный сок от заикания

Молитва от заикания у ребенка

Идет по лесу старичок-лесовичок, идет не спотыкается, раба Божья (имя) не заикаетя, говорить не устает на радость нам, на горе врагам. Говори, не заикайся, на словах не спотыкайся, как старик-лесовик не запинается, не заикается. Аминь .

Чтобы вылечить заикание читать нужно на молодой месяц и только на молодой, всего 12 раз. В это время из дома не дают ни хлеба, ни денег и вообще ничего.

Как проводится лечение заикания у детей в домашних условиях?

Что важно не упустить в лечении заикания? В лечении заикания старайтесь держать паузу. Не спешите отвечать на реплику или вопрос ребенка

Сделайте паузу в пару секунд. Это задаст спокойный, неторопливый темп беседы, облегчая ее заикающемуся.

Допустимо ли быстрое излечение от заикания? Не торопите события при лечении заикания у маленьких детей. Не старайтесь постоянно поправлять речь ребенка и без конца совершенствовать ее различными упражнениями и скороговорками. Излишняя концентрация на проблеме может усугубить ее. Сводите стресс к минимуму. У каждого ребенка свой темп овладения навыками, и форсирование его ни к чему хорошему не приведет.

Доктор Комаровский про заикание у детей

У вашего ребенка есть ? Поделитесь!

ТОП-10 полезных для здоровья радостей жизни. Иногда можно!

ТОП препаратов, способных увеличить длительность вашей жизни

ТОП-10 методов продления молодости: лучшие средства против старения

Все материалы сайта защищены законом об авторских правах

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно

Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь

Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

 контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата

При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения
Не допускайте переутомления;
обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Симптомы заикания

Заикание сопровождается нарушением ритма речи вследствие неоднократного повторения элементов речи, непроизвольных пауз. Характерны нарушения ритма движений всего тела, или отдельно рук, головы, ног.

В речи обращается на себя внимание замена трудных звуков, логофобия (боязнь разговаривать), остановки в речи. Ребенок старается меньше разговаривать, у него появляются болезненные реакции на свое состояние

Перед разговором сильно волнуется, отчего расстройство речи становится более выраженным. Это накладывает отпечаток на характер: дети становятся нелюдимыми, иногда агрессивными, обидчивыми, раздражительными.

Дети с такими проблемами должны быть осмотрены неврологом, логопедом, психологом или психиатром. В зависимости от типа заикания применяются различные виды коррекции: занятия с логопедом, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная гимнастика, медикаментозное лечение различными группы лекарств.

Механизм развития нарушений заключается в спазматическом сокращении структур, которые участвуют в формировании речи. Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется избыточное возбуждение структур. Оно распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

В зависимости от уровня поражения выделяют спазмы:

  • артикуляционные — страдают мышцы языка, губ, мягкого неба. Когда болезнь изолированно поражает только эти органы, заикание называют артикуляционным. Может сопровождаться перекашиванием лица;
  • голосовых связок, при котором затрагивается гортань, при сокращениях ее мышц возникает признаки, напоминающие икоту. Голос прерывается или совсем исчезает;
  • дыхательные — при этом «сбивается» дыхание, из-за чего возникает ощущение нехватки воздуха. Пациент среди разговора делает резкий вдох и возникает пауза.

Советы по профилактике

Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.

Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах – стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.

Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:

  • избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
  • здоровый полноценный сон;
  • качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
  • соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
  • дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
  • недопустимость переутомления.

В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.

Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти

Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

рефлексотерапевт

Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их

В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий