Преимущества электронных учебников

Следим за зрением и осанкой

В этом году у нас просто не
хватало учебников на 5 шестых классов. Четыре комплекта еще нашли, а пятый
нужно было покупать. Так почему бы не попробовать электронный вариант? Тем
более, что с этого года все пособия, которые одобрены министерством образования
России, обязаны иметь цифровую версию. Государство сделало все для перехода,
оставался вопрос, готова ли школа к нему? Я пришел на родительские собрания в
два класса и предложил идею. В одном настороженно отнеслись, а второй идею
поддержал.

Что касается готовности
учителей, то 28 школа давно была лидером в применении электронных новинок. Мы
первыми в России — 5 лет назад — отказались от печатной версии журнала
успеваемости. Поэтому педагоги были морально готовы, родители согласились, а
детей убеждать не пришлось…

Самый главный риск —
здоровье учеников. Есть примитивный взгляд: если 45 минут ридер лежит на парте,
то все 45 минут класс занимается только по нему. Нет. Педагог использует разные
виды деятельности, и поэтому электронный учебник более безопасен, чем домашний
планшет, с которым ребенок проводит неограниченное время. К тому же в школе
работает офтальмолог.

Электронные учебники —
это и забота об осанке. Дети будут приходить в школу с портфелем, который
в разы легче багажа с книгами.

Преимущества бумажных учебников

Бумажные учебники имеют ряд преимуществ, которые делают их предпочтительными для многих студентов и преподавателей.

1. Физическое восприятие. Бумажные учебники можно держать в руках, перелистывать страницы, подчеркивать важные моменты и делать заметки. Физический контакт с книгой насыщает учебный процесс осязаемыми ощущениями и помогает лучше запоминать информацию.

2. Удобство в использовании. Бумажные учебники не требуют электричества, интернета или специального оборудования для чтения. Они всегда доступны в любое время и в любом месте, без ограничений по времени и месту.

3. Меньшее отвлечение. Бумажные учебники не содержат других приложений, рекламы или возможностей для отвлечения во время чтения. Это позволяет студентам сосредоточиться и сконцентрироваться на основной теме и материале учебника.

4. Интуитивность. Бумажные учебники обычно организованы последовательно и имеют логическую структуру. Они легко воспринимаются и позволяют быстро находить нужную информацию с помощью содержания, оглавления и индекса.

5. Более глубокое понимание. Некоторым студентам тяжело усваивать информацию, читая ее на экране

Бумажные учебники позволяют лучше анализировать текст, обращать внимание на детали и имеют более тесную связь с когнитивными процессами

Электронная форма учебника: преимущества и особенности – статья на сайте

Преимущества электронной формы учебника

  • Возможность быстрого поиска нужного материала
  • Возможность мгновенного обновления и исправления содержания
  • Экономия места и ресурсов
  • Возможность использования интерактивных элементов в учебных материалах (видео, анимации, тесты)
  • Возможность доступа к материалам из любой точки мира, где есть интернет

Особенности электронной формы учебника

  1. Необходимость наличия устройства для чтения электронных книг (компьютер, планшет, смартфон)
  2. Необходимость соблюдения правил авторского права при использовании электронных книг
  3. Ограниченность функционала на некоторых устройствах (например, на некоторых моделях электронных читалок)
  4. Риск потери доступа к материалам в случае проблем с устройством или интернетом
  5. Необходимость привыкания к чтению с экрана, что может вызвать утомление глаз

В итоге, электронная форма учебника имеет свои преимущества и недостатки, и выбор между классической и электронной формой зависит от индивидуальных потребностей и вкусов пользователя. Однако электронная форма все больше набирает популярность и может быть весьма удобным и экономичным вариантом для самостоятельного обучения.

Состояние дел на сегодня

В России с 2015 года, согласно распоряжению Минобразования от 5.09.2013, в перечень рекомендованных к применению в школах учебников могут входить только имеющие, кроме бумажной, электронную версию.

На сегодняшний день согласно Приказу Минобрнауки от 9.01.14 «Об утверждении порядка….применения электронного обучения…» и ст. 16 Федерального закона №273 «Об образовании» время и порядок внедрения электронных учебников определяет само образовательное учреждение.

Своих учеников и их родителей школа должна проинформировать об изменениях и, согласно ФГОС, обеспечить бесплатными средствами обучения.

Разработкой и внедрением электронных учебников занимаются: Федеральный Институт Развития Образования, Российская Академия Образования, издательства «Бином», «Русское слово», «Просвещение», «Дрофа» и другие.

Создана федеральная система дистрибуции электронных образовательных компонентов «Азбука».

С целью подготовки преподавателей во всех регионах проводятся семинары, вебинары, курсы обучения. Предоставляются демо-версии электронных учебников.

Первый эксперимент по внедрению электронных учебников, проведенный в 2011—2012 годах в 9 регионах России показал положительные результаты с точки зрения роста успеваемости и интереса школьников к учебе.

Однако, было много замечаний от преподавателей. В течение нескольких лет велись дополнительные разработки контента учебников, именно поэтому электронные учебники сегодня превращаются не просто в копии бумажных, а в целый образовательный комплекс.

Современная школа – должна идти в ногу со временем и пользоваться всеми возможностями технологического прогресса.

Советуем почитать: День защиты детей

Поделиться

Вы здесь:

Главная

»

Ребенок

»

Электронные учебники для школьников, плюсы и минусы

Слайд 5«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы

украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи

достоинства электронных учебных пособий (естественно, они не обязательно присутствуют одновременно), которых нет у традиционных печатных аналогов

Использование мультимедийных возможностей, позволяющее сделать содержание более наглядным, понятным, занимательным.Возможность снабдить учебный материал динамическими рисунками, использование которых позволяет учащемуся экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон.Возможность моделировать.Возможность быстро и эффективно тестировать или как-либо иначе проверять знания учащихся.Возможность организовывать самостоятельную работу учащихся, давать подсказки, справки и многое другое (в печатном варианте пришлось бы в аналогичной ситуации искать необходимую подсказку, возможно, рыться в книгах, идти за необходимой литературой в библиотеку и т.п.).Использование гипертекстовых ссылок, позволяющее мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.Пожалуй, одно из главных достоинств – возможность организовать виртуальную лабораторную работу, которую по тем или иным причинам невозможно провести в реальной обстановке.

основные недостатки электронных учебников и других электронных материалов:

Отсутствие в большинстве случаев концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия.Большинство электронных учебников (учебных материалов) представляют собой упрощенные популяризаторские справочники, весьма поверхностные, которые не могут стать источником системного, углубленного знания.Не все достаточно хорошо воспринимают текст на экране.Методически не продуманная (а иногда и просто вредная) подача учебного материала. Учащимся предписывают действовать по определенной довольно жесткой схеме, тем самым сковывая их самостоятельную деятельность.Мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Они отвлекают, раздражают, не дают сосредоточиться. Выразительные средства должны быть довольно скупы и не подменять собою содержательную часть.

Накупили, а пользовались примитивно

— Я думаю, что школьники
готовы к нововведениям, чего нельзя уверенно сказать про педагогов. Хотя и
среди них вряд ли найдутся ярые противники электронных учебников. И я за их
использование, но бывает так: появляется что-то новое — все стремятся это
приобрести. Так было с компьютерами: накупили, а пользовались примитивно. Затем
— с интерактивными досками, у нас они практически в каждом классе, а используем
их возможности мы далеко не на 100%. Не все умеют. Или желания нет, или
находится еще какое-то оправдание… С электронными учебниками может случиться
также. К тому же дети более продвинуты в работе с гаджетами. И получается,
что главное тут — не наличие новинки, а ее грамотное использование. Если
учитель сумеет встроить эти средства в учебный процесс, хорошо. Но это требует
дополнительной подготовки, перестройки урока, особенно, когда уже наработана
методическая система. Если же педагог будет пользоваться электронным учебником
как бумажным, то плюсов никаких.

Возможности интерактивного контента и мультимедиа

Одним из главных преимуществ электронной формы учебника является возможность использования интерактивного контента и мультимедиа. Например, в учебниках можно использовать аудио- и видеоматериалы, анимацию, трехмерные модели и интерактивные диаграммы.

Благодаря интерактивности, ученики могут активно взаимодействовать с материалом, решать задания и проверять свои знания непосредственно в учебнике. Это повышает мотивацию и эффективность обучения.

Кроме того, использование мультимедиа-контента может значительно обогатить содержание учебника и сделать его более увлекательным и разнообразным. Например, можно использовать короткие видеоролики для демонстрации экспериментов, анимационные ролики для иллюстрации сложных процессов и т.д.

Все это позволяет сделать процесс обучения более интерактивным и занимательным, что, в свою очередь, положительно сказывается на результате учащихся.

Как это работает?

Основные издательства учебной литературы предлагают использовать для запуска электронных учебников собственные платформы, например, LECTA, «Учебники Просвещение», «Учебник цифрового века» и др. ПО загружается бесплатно, обычно существует и мобильное приложение, и сайты для онлайн и офлайн доступа. Как правило, имеется бесплатная демоверсия на месяц, затем придётся закупить лицензии для получения учебников. Например, на платформе LECTA комплект из 50 книговыдач (прав доступа к одному изданию на 500 дней) обойдётся в 3750 рублей. Кроме платных учебников, платформы содержат и бесплатную литературу, а также интерактивные карты, атласы, онлайн-тренажёры, аудиоприложения и т.д.

Сайт образовательной платформы LECTA

Закон подразумевает, что школа самостоятельно закупает электронные носители, то есть планшеты, а также оплачивает доступ к ПО для загрузки учебников, приобретая лицензию. Требуется официальное решение школы перейти на электронные учебники, тогда будут выделены средства из госбюджета. В реальности же всё не так радужно и переход на электронные учебники находится фактически на этапе тестирования, а в большинстве учебных заведений всё продолжает пользоваться по старинке бумажными учебниками. Кроме проблем со средствами на закупку гаджетов, встречаются возражения родителей против использования электронных учебников — якобы негативное влияние на зрение, непрекращающееся пребывание ребёнка онлайн и т.п. Да и многим преподавателям «старой школы» сложно обращаться с электроникой, хотя для них постоянно проводятся обучающие тренинги и семинары.

Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.

Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.

В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом — для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.

В прошлом году свой увесистый 1,5-килограммовый проект планшета для учебников будущего представила корпорация «Ростех». Он с разворотом и состоит из двух сенсорных экранов, даже выглядит, как книга: справа расположен дисплей на электронных чернилах, слева — обычный ЖК для просмотра презентаций и медиафайлов. Устройство собирается на небезызвестном заводе Foxconn, а его стартовая цена составляет около 30 000 рублей.

Экспериментальное устройство от корпорации «Ростех»

Также компания «Российский учебник» показала офлайн-учебник, который является интерактивным и даже не требует подключения к Wi-Fi — ему достаточно объединения устройств учеников в одну сеть, чтобы учитель мог их контролировать. Все эти устройства выдавали прошедшей осенью в школах во временное пользование.

Многие московские школы решили не закупать планшеты, но вложили средства в организацию точек доступа к беспроводной сети и разработку единого портала для всех школьников, где можно найти некоторые учебные пособия. Речь идёт о проекте «Московская электронная школа» с единой базой материалов — там выложены интерактивные учебники и огромное количество электронных уроков. Однако в таких случаях дети приносят на уроки свои гаджеты.

В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.

Адаптивность и многоплатформенность

Одним из главных преимуществ электронного учебника является его адаптивность к разным устройствам. Теперь ученик может учиться на любом устройстве – смартфоне, планшете, компьютере. А все потому, что учебник адаптируется под размер экрана и выглядит одинаково хорошо на любых устройствах.

Многоплатформенность же означает, что электронный учебник работает на разных операционных системах. Благодаря этому, ученик может использовать учебник в любой среде – Windows, MacOS, Linux. Это дает возможность учиться где угодно и когда угодно, что является большим плюсом для тех, кто не имеет постоянного доступа к компьютеру.

Более того, электронный учебник может быть расширен за счет встроенных интерактивных элементов, таких как видеоуроки, тестовые задания и игры. Это добавляет интерактивности и делает обучение более интересным и эффективным.

  • Электронный учебник адаптируется под разные устройства и операционные системы
  • Электронный учебник может содержать интерактивные элементы, которые сделают обучение более интересным

Чем экран не похож на бумагу

Учёные ищут различия в восприятии электронных и печатных текстов с того момента, как компьютеры вошли в нашу жизнь. Самые важные находки удачно обобщили учёные из Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в прошлогоднем обзоре научных работ по теме. Всего лингвисты проанализировали 119 исследований и выявили три главные особенности электронного текста:

  • Нелинейность. Гиперссылки, в отличие от сносок в печатной книге, не просто указывают на источник информации. Читатель электронного текста каждый раз решает, пройти по ссылке или остаться на странице, и по-своему выстраивает путь по материалу.
  • Интерактивность. Максимум, что читатель может сделать с печатным текстом, — подчеркнуть несколько строк, заложить страницу, написать замечание на полях. Электронный текст можно скопировать или выделить, можно запустить поиск по странице или в поисковике, включить чтение вслух, можно оставить открытый комментарий и вступить в обсуждение с автором и другими читателями.
  • Мультимодальность. Печатные книги тоже наполнены не только текстом, но и изображениями. Но в цифровом формате таких элементов больше, они разнообразнее, и с большинством из них читатель может взаимодействовать — увеличивать картинки, перестраивать графики, запускать мини-игры, включать видео и аудио.

Помогают эти особенности понять текст или только отвлекают от чтения? Универсального ответа в 119 исследованиях не нашлось:

  • Гиперссылки обычно увеличивают нагрузку при чтении и мешают понять и запомнить материал. Но для текстов из энциклопедий такого эффекта нет.
  • Интерактивность хорошо сказывается на понимании текста и обучении, особенно для детей младшего школьного возраста.
  • Насчёт совмещения разных форматов на одной странице данные противоречивы. В большинстве случаев работает принцип модальности. Графику, видео и текст мы воспринимаем визуально, то есть они имеют одну модальность. Поэтому считывать сложный материал одновременно из видео и из текста трудно: визуальный канал восприятия перегружается. А вот если сложную графику сопровождает аудио, то задействованы два разных канала, и ни один из них не перегружен. Но этот принцип не работает при изучении иностранного языка — при этом полезно параллельно смотреть видео и читать субтитры к нему.

Ещё одна примечательная особенность «цифры» в том, что она почти не задействует осязание. Печатный том — это физический объект, он воспринимается не только через зрение.

«Мы часто используем место в книге („где-то в начале“, „на середине“) или местоположение на странице как маркер для памяти», — отмечает американский лингвист Наоми Барон.

В электронном тексте таких пространственных маркеров нет, особенно если прокручивать его, а не перелистывать страницы. В этом случае положение текста на странице нестабильно, и мысленные пометки не к чему . Между тем в печатном тексте они полезны.

Одно исследование показало, что в хронологии прочитанной истории лучше ориентируются те, кто прочёл её в бумажной книге, а не на ридере. Вероятно, дело в том, что в начале и конце сюжета печатная книга ощущается в руках по-разному.

Слайд 2Зачем нужны электронные учебники?для развития дистанционных форм обученияЭлектронный учебник необходим, потому

что он:облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

Плюсы

Любая система или технология не совершенна и в ней есть свои недостатки. Так, и у электронных учебников есть свои слабые и сильные стороны. Плюсами использования этого гаджета можно назвать:

  • Поддерживание экологического баланса, так как на изготовление этого гаджета не нужно вырезать деревья.
  • Снижение нагрузки учеников отсутствием большого количества печатных учебников из-за того, что на устройстве может храниться тысяча книг одновременно.
  • Качественное изображение, предназначенное для чтения, не портит зрение, не смотря на распространённое мнение об обратном. Электронные страницы в учебнике имеют светло-серый фон, ярко-черные буквы и при этом отсутствует какое-либо свечение. Кроме этого, устройства выпускают в традиционном формате А5, который соответствует размерам обычной книги и ее страницам.
  • Автоматическое запоминание последнего места чтения, позволяет быстро открывать нужную страницу и не класть закладку или загибать страницу как в обычной книге.
  • Есть возможность делать личные заметки на полях страниц или создавать для этого отдельные закладки и не искажать при этом текст в целом.
  • Можно самостоятельно регулировать шрифты, их размер и вид (подчеркивание, выделение) при необходимости. Также не придется каждый раз настраивать удобный для пользователя шрифт, программа его запоминает один раз и потом показывает, когда это требуется.
  • Простое перелистывание страниц и быстрый переход на нужную главу или раздел.
  • Поиск какого-либо слова или предложения не займет много времени, так как его всего лишь нужно ввести в поисковую строку, и программа быстро найдет необходимый запрос, а в обычном учебнике такую задачу выполнить намного сложнее.
  • Большая часть учебных материалов находится в Интернете в общем доступе и их можно скачать без проблем, а это облегчает поиск нужных печатных книг и экономит денежные средства.
  • В электронной книге есть возможность воспроизводить аудио и видеофайлы, что улучшает процесс восприятия информации и повышает интерес к конкретному произведению или предмету.

Интерактивность и возможность обратной связи

Электронная форма учебника обеспечивает интерактивность и участие студентов в образовательном процессе. Она предоставляет возможности для использования мультимедийных материалов в дополнение к обычному тексту, что позволяет студентам лучше понимать и запоминать материал.

Также электронная форма учебника позволяет студентам получать обратную связь от своих преподавателей или даже других студентов. Это позволяет им быстрее и эффективнее учиться, а также лучше понимать свои ошибки и улучшать свои навыки.

Системы электронного обучения предоставляют учащимся доступ ко всей необходимой информации в любое время и в любом месте. Это значительно упрощает обучение и дает студентам свободу выбора темпа и объема информации, которую они должны усвоить.

Доступность информации, интерактивность и возможность обратной связи — вот лишь некоторые из преимуществ, которые предоставляет электронная форма учебника. Она открывает новые возможности для образования и учебного процесса, что делает ее все более популярной в нашем мире.

Не буду насаждать сверху

Но если учителю интересен
новый формат, и он будет его активно применять, то никаких ограничений не вижу.
Вариант внедрения через нескольких энтузиастов будет более успешен и постепенно
захватит всех. Я не сторонник того, чтобы насаждать новшества сверху.

Кстати, идея электронных
учебников не нова для кировских школ. Пару лет назад в нашем городе уже
проходил эксперимент, после окончания которого массово новинка применяться так
и не стала.

В нашем лицее есть
сотрудники, которые заинтересовались электронными учебниками: начнем
использование, но пока в необязательном для детей порядке. А когда педагоги
наработают методику организации нового урока — внедрим в широкое использование.

Конечно, обычные учебники
тяжелые и «неживые». А в лучших цифровых вариантах есть мультимедийные и
интерактивные приложения. Дети могут смотреть опыты или проводить лабораторные
работы, изучать карты. И если ребенка не интересовал обычный учебник, то может быть,
увлечет электронный.

Однако считаю, что полностью
заменить бумажные версии на электронные нереально по ряду причин, и не в
последнюю очередь — это финансы. Кем будет финансироваться покупка ридеров?
Чтобы использовать все преимущества продвинутых учебников, нужны планшеты с
немалой стоимостью.

Возможность работы в офлайн-режиме

Одним из главных преимуществ электронного учебника является возможность работы в офлайн-режиме, то есть без доступа к Интернету. Это означает, что ученики и учителя могут использовать учебник в любых условиях, не завися от наличия интернет-соединения.

Офлайн-режим также обеспечивает быструю загрузку страниц и лучшую производительность, так как электронный учебник сохраняется на устройстве и не нужно каждый раз загружать его из сети

Это особенно важно для учебников, содержащих множество графических элементов или больших файлов

Кроме того, в офлайн-режиме ученики и учителя могут избежать отвлекающих факторов, связанных с Интернетом. Они могут сосредоточиться на учебных материалах и не будут отвлекаться на социальные сети, почту или другие интернет-сервисы.

В целом, возможность работы в офлайн-режиме делает электронный учебник более гибким и удобным для использования, что позволяет ученикам и учителям эффективнее организовывать свою работу и учебный процесс в целом.

Преимущества электронной формы учебника

Электронная форма учебника – это новейшая технология в образовании, которая значительно облегчает процесс обучения. Ее преимущества ярко выделяют ее на фоне традиционных бумажных учебников.

  • Мобильность. Электронный учебник может быть доступен в любое время в любом месте, если у вас есть устройство и доступ в интернет. Вы можете читать его на своем телефоне, компьютере, планшете или электронной книге. Более того, вы можете загрузить электронный учебник и использовать его без интернета.
  • Удобство использования. Электронная форма учебника проще найти нужную информацию и произвести поиск по ключевым словам. Это особенно полезно для студентов, которые забыли, где именно была информация в бумажном учебнике. Кроме того, вы можете настроить шрифт, размер, цвет, яркость и другие параметры для более удобного чтения.
  • Доступность дополнительных материалов. В электронной форме учебника можно легко перейти к другим ресурсам, которые могут пригодиться для более полного понимания материала. Вы можете перейти к видеоурокам, сайтам, статьям и другим ресурсам, не отрываясь от чтения учебника.
  • Экологичность. Производство бумажных учебников требует много ресурсов и запрещенных веществ. Их переработка также требует много времени и денег. Электронным учебникам не нужна бумага, что означает, что они более экологичны и экономят ресурсы.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий