Предварительный контроль, готов ли ваш малыш к школе?

Психологическая готовность

Это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Составляющие психологической готовности ребёнка к школе:

  • Личностная — самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. 
  • Волевая — заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим.

Тренируйте ребёнка быть усидчивым, заниматься задачей или игрой долгое время

Он должен понимать, что дела требуют планирования, и осознавать важность некоторых задач, например, чтобы сделать домашку, придётся отложить весёлую игру на потом. . Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами

Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса. 

Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами. Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса. 

Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.

Оценка кругозора

Многие школьные предметы направлены на то, чтобы постепенно
развивать кругозор ребенка. Потому предполагается, что к моменту поступления в
первый класс у человека уже должна быть создана устойчивая база.

Вот несколько признаков того, что ребенок владеет необходимым минимумом кругозора:

Умение рассказать точные данные о себе и своей семье. Минимальный набор – состав семьи, имена родителей, адрес и телефон

Это также важно в повседневной жизни, потому что поможет в случае, если первоклассник потеряется.
Понимание работы окружающего мира. Хороший пример – умение назвать особенности деятельности взрослых, понимание работы различных основных профессий.
Базовое понимание работы природы

Ребенок должен иметь представление о сменяемости времен года, их особенностях, характерных явлениях для каждого из сезонов. Также нужно знать все дни недели и месяцы, понимать, в какой последовательности они идут.
Еще одно важное требование – умение вести себя в общественных местах, на улице, в присутствии взрослых и сверстников.

Как родителям помочь ребенку адаптироваться к школе

С наступлением школы в жизни семьи наступают перемены. Идет адаптация не только у ребенка, но и у родителей. Чтобы этот период прошел максимально быстро и безболезненно для всех, предлагаем вам три простых совета.

Пересмотрите режим дня

Если ребенок ходил в детский сад, то у него будет понимание, что такое следование распорядку дня. Придется лишь немного подкорректировать расписание под текущую ситуацию. Например, ребенок учится в первую смену. После школы он обязательно должен поесть и отдохнуть. У кого-то отдыхом будут игры, а у кого-то дневной сон. 

Папе и маме тоже важно быть в ресурсе. Конечно, после рабочего дня это довольно сложно, но перед тем как заниматься с ребенком, лучше тоже немного отдохнуть

Важно придерживаться распорядка дня регулярно, так ребенок быстрее привыкнет к новому образу жизни

Уделите внимание адаптации в новом коллективе

В большей степени – это задача педагога и школьного психолога. Если ребенок трудно сходится с детьми, об этом нужно сказать учителю. Но по возможности лучше отправить его в первый класс со знакомыми детьми, так ему будет спокойнее.

Приучайте к обязанностям

Если вы привыкли застилать постель, мыть посуду и складывать вещи за ребенком, потому что так быстрее, пора расставаться с этими привычками. Ребенок должен учиться выполнять сам посильные для себя обязанности. Такой подход воспитывает самостоятельность и ответственность, потом детям эмоционально легче следовать школьным правилам.

Даже у максимально подготовленного ребенка может пойти что-то не так в школе. Чаще всего это связано со школьной дезадаптацией. Подробнее о том, что это такое, как распознать, что делать, читайте здесь.

Проверяем готовность ребенка к школе с помощью простых тестов

Мы подготовили для вас специальные вопросы и тесты, которые помогут определить степень готовности будущего первоклассника. Но для начала хочется отметить, как будет выглядеть поведение ребенка, который совершенно не готов к школе.

Ребенок:

  • Не проявляет инициативу к учебе, отвлекается, играет.
  • Не может сосредоточиться на уроке и при выполнении домашнего задания.
  • Ему трудно общаться с учителем и одноклассниками.
  • Не может включиться в общий режим работы класса.

Чтобы такого не произошло с вашим маленьким учеником, ответьте на 20 вопросов и узнайте, готов ли ваш ребенок к школе.

Ваш ребенок:

Хочет идти в школу, чтобы учиться.
Умеет играть в настольные игры по правилам.
Умеет самостоятельно знакомиться с детьми и договариваться об играх.
Может самостоятельно играть, не отвлекая взрослого.
В играх со взрослыми спокойно реагирует, когда проигрывает.
Умеет соблюдать правила поведения в общественных местах

Например, прекращает шуметь по просьбе взрослого.
Умеет поддержать разговор со взрослыми, отвечая на вопросы о себе и своей семье.
Может самостоятельно заниматься в группе: слушать педагога, выполнять задания, взаимодействовать с другими детьми.
Умеет удерживать внимание на одной задаче 10 – 15 минут и не отвлекаться.
Испытывает гордость за свои старания и достижения, мотивирован трудиться, чтобы получить новые знания.
С удовольствием выполняет поручения и просьбы взрослых.
Спокойно относится к критике взрослых.
Обращается к старшим взрослым на «Вы».
Сам справляется с простыми бытовыми делами: моет за собой посуду, убирает постель, наводит порядки в комнате.
Умеет держать слово и выполнять обещание, которые дал взрослым.
Имеет любимые увлечения и хобби.
Умеет критично относиться к результатам своей деятельности, замечать ошибки и промахи, исправлять их.
Ориентируется во времени: часы и дни недели. Ориентируется в своем расписании, знает, как зовут учителей.
Может сам собрать учебники в рюкзак и вещи на тренировку.
Может самостоятельно найти одежду и одеться по погоде.

Кроме вопросов, проверить готовность ребенка к школе помогут тесты.

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Поможет выявить общий уровень развития мышления ребенка, а также понять, как ребенок умеет слушать и выполнять задания по примеру.

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций

Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.

Ребенок не готов, что делать?

Здесь однозначного ответа нет, выбор за родителями, но если вас, что-либо обеспокоило при выполнении проб, то стоит получить дополнительную консультацию у специалистов (психолога, педиатра и т.д.)

Не старайтесь отдавать ребенка в школе раньше времени, а если есть возможность, то подождите с зачислением в первый класс, дайте ребенку время лучше подготовиться к школе.

Ведь в начале обучения важны не столько учебные успехи, сколько возможность сохранить желание ребенка учиться в школе.

Выполнение простых советов родителям первоклассников помогут вашему школьнику чувствовать себя комфортно с первых дней обучения в школе.

Набор психологических функций, значимых для школы

Есть также ряд навыков, которые позволяют ребенку успешно встроиться в сам процесс обучения.

К ним относятся такие, как:

Способность работать ведущей рукой. Ребенок должен уверенно держать ручку, карандаш, кисть для рисования. Хороший метод проверки развития мелких мышц руки – способность работать ножницами, вырезать по обозначенному на бумаге контуру.

Координация движений и системы глаз-рука. Есть ряд упражнений, которые также помогают проверить такие способности, к примеру, перенос на бумагу определенной фигуры.

Логическое мышление. Будет плюсом, если ребенок освоит сравнения, сможет находить сходство между различными предметами и явлениями, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни

Один из методов проверки – определение предмета по названным признакам.

Произвольное внимание. Одна из распространенных проблем современных детей – сложности с концентрацией внимания

Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен уметь сосредотачиваться на предмете хотя бы на 15 минут. Чем больше это время сосредоточения, тем лучше.

Произвольная память. Ребенок должен хорошо запоминать сказанное и увиденное.

Получите бесплатно тест на школьную зрелость и оцените результат по описанию ниже.

Сначала ребенку нужно нарисовать мужскую фигуру. Вам не нужно исправлять в процессе, говорить, что что-то не так. По готовому рисунку проводится оценка.

Второе задание – скопировать фразу из прописных букв. Ребенку нужно переписать фразу, как он умеет, учитывая заглавную букву. Затем подсчитываем баллы и смотрим ответ.

Следующее задание – срисовать точки по образцу.

Считаем полученные баллы:

Поколение современных детей, которые идет сегодня в школу, сильно отличается от поколения детей, которое училось 10, 20, 30 лет назад. К сожалению, школьная программа не успевает так быстро перестраиваться. Те нормы, которые были разработаны для тогдашних семилеток, сейчас подходят для учеников 3 – 4 классов

Поэтому родителям важно самим регулярно заниматься с ребенком, чтобы максимально сократить этот пробел по возможности. А также можно доверить подготовку профессиональным педагогам онлайн-школы Kidskey

Бережно подготовим вашего ребенка к школе и привьем любовь к обучению с ранних лет. Познакомьтесь с нашими курсами здесь.

Проверка готовности к овладению грамотой

Многие дети сегодня отправляются в школу уже умея читать на
достаточно хорошем уровне. Но в то же время некоторых школьников учат читать в
первом классе. Чтобы овладеть грамотой у первоклассника должна быть хорошо
развита речь.

Вот несколько основных критериев, которые стоит предварительно проверить у будущего первоклассника:

Развитие фонематического слуха

Специалисты отмечают критическую важность этой способности. Ребенок должен уметь работа со звуками – выделить определенный в речевом потоке, указать, где именно он находится в конкретном слове

Это поможет справиться с пониманием расстановки ударений, правильным произношением не только русских, но и иностранных слов. Важны также навыки звукового разбора слов, когда ребенок может отличить звонкие и глухие буквы, гласные и согласные, мягкие и твердые.

Первичное умение читать. Никто не просит первоклассника читать быстро и с выражением. Но есть ряд рекомендаций, которые стоит учитывать. В первую очередь, малыш должен уметь разделять слова на слоги и составлять из них предложения. Хорошо, если ребенок может составить связку из предложенных ему слов в правильном порядке.

Владение речью. Это комплексная и сложная область для оценки. В период дошкольной подготовки ребенок должен научиться использовать обобщения, искать подходящие для существительного определения. Хорошо, если он может рассказать о каком-либо предмете, пересказать короткий рассказ с правильной эмоциональной окраской, выразительно.

Адаптация к школе

Итак, как же адаптировать ребенка, чтобы его готовность к школе материализовалась в виде интереса к учебе, новых знаний и хороших оценок? Что для этого должны сделать учителя и родители?

Методические рекомендации учителям начальных классов по успешной адаптации первоклассников к школе содержатся в уже достаточно подробно рассмотренном нами письме «Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы» . Там расписано буквально все, вплоть до того, как лучше организовать для первоклашек уроки математики, музыки, рисования и прочие.

Для пап и мам первоклашек можно порекомендовать книгу «Советы родителям первоклассника. Самые главные вопросы и ответы» . Для желающих «углубиться» в тему подойдет книга «Гвозди для школы: Топ-10 навыков будущего первоклассника» .

И, конечно, стоит прислушаться к советам действующих учителей школ, которые имеют возможность наблюдать за большим количеством детей и по этой причине имеют более обширный статистический материал для обобщений, чем родители, занятые воспитанием только своих детей. Особенно, если педагоги систематизировали собранный материал, как это сделали, к примеру, в московской школе № 1586 .

Рекомендации родителям первоклассника:

  • Помнить, что ваш ребенок учится всего лишь в 1 классе, и воздержаться от избыточных требований.
  • Уважать самостоятельность ребенка, его личное пространство, воздержаться от проверки личных вещей и портфеля ребенка без его ведома.
  • Воздержаться от перекладывания вещей ребенка в шкафу и учебных принадлежностей на столе на свое усмотрение, по возможности приучая его к порядку методом объяснения.
  • Воздержаться от тотального контроля и отнестись с пониманием, что у ребенка формируется свой круг общения, появляются новые друзья в школе и стремление общаться с ними вне школы.
  • Относиться с уважением к личности ребенка, особенно в присутствии его сверстников и одноклассников, не критиковать его промахи в присутствии посторонних.
  • Проявлять интерес к делам ребенка, интересоваться, что интересного было в школе и что нового он узнал на уроках.

Эти несложные правила помогут вам найти взаимопонимание и установить доверительные взаимоотношения с ребенком, что обязательно даст свои плоды в переходном возрасте, когда подростки склонны к необдуманным поступкам. При наличии доверия и взаимопонимания в семье гораздо больше шансов, что ребенок будет с вами советоваться по разным вопросам, и вы сможете его уберечь от каких-то глобальных ошибок, плохо влияющих на его здоровье и дальнейшую жизнь.

Итак, мы с вами разобрались, что такое психологическая готовность к школе, из чего она складывается, как ее проверить, и, главное, как сделать, чтобы ребенок не разочаровался в учебе, а с интересом получал новые знания об этом прекрасном мире. Помните, что в школе будет учиться ваш ребенок, а не вы, поэтому не нужно делать за него то, что он обязан делать сам. Если вы посчитаете нужным помочь ребенку с уроками, помогите, но не делайте их вместо него.

Мы желаем вам и вашим детям успешной учебы, добра и взаимопонимания. Если подготовка детей к школе вызывает у вас больше беспокойства, чем радости от предстоящего нового этапа жизненного пути, рекомендуем нашу программу «Психическая саморегуляция». После этой программы вы будете намного меньше беспокоиться из-за мелочей, которые от вас не зависят, и более эффективно контролировать обстоятельства, на которые можете влиять.

В заключении мы предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи и поделиться своими соображениями относительно нюансов подготовки детей к школе:

Психологическая подготовка

Так как школа отвечает не только за обучение, но и за
правильную социализацию, важно чтобы минимальные навыки у ребенка были еще до
поступления в первый класс. Здесь можно выделить три основные категории
параметров социально-психологической готовности

Мотивация к учебе

Ребенок должен понимать важность процесса обучения. Хорошо, если он будет иметь непосредственное желание заниматься, обучаться чему-то новому, расширять список доступных навыков.

Способность к общению с другими людьми

Речь идет о базовой коммуникабельности. Ребенок должен уметь вступать в контакт как со взрослыми, так и с детьми. При этом важно, чтобы отсутствовала агрессивность, было понимание авторитета взрослых, готовность слушаться их.

Способность к принятию учебной задачи. Нужно прививать первокласснику как умение слушать, так и способность задать интересующий уточняющий вопрос, если что-то вдруг окажется непонятным.

Групповая диагностика готовности к школе

Тесты на готовность ребенка к школе по ФГОС проводятся в два этапа:

  • групповое тестирование;
  • индивидуальное собеседование.

В первом этапе в класс приглашается несколько будущих учеников. Обычно в группе должно быть не больше 15 человек. Их рассаживают по одному за парту, выдают цветные карандаши и чистые листы.

Обратите внимание! На выполнение каждого задания не должно уходить больше 3 минут, а в целом тестирование длится полчаса. От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:

От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:

  • умеют ли дети передавать форму фигуры, рисовать прямые отрезки и углы, как они держат карандаши;
  • умение ориентироваться на плоскости и считать клетки;
  • умение складывать и вычитать, насколько они математики;
  • понимают ли дети термины «внутри», «вне»;
  • умеют ли проводить сравнения множества;
  • навыки классифицирования;
  • состояние моторики, умение воспроизводить на бумаге указанную фигуру;
  • развит ли фонематический слух;
  • умеют ли дети определять количество звуков в заданном слове.

Важно! По результатам группового тестирования назначается индивидуальное. Если в первом этапе ребенок ошибся в каком-то вопросе, его еще раз переспросят во втором этапе

Полную оценку готовности к школе комиссия даст после прохождения всех этапов, в том числе беседы с ребенком.

Групповое тестирование дошкольников — первый этап при приеме в школу

Поступление в школу — важное событие в жизни ребенка и его первое испытание. Готовить к нему детей начинают не позднее, чем за год до 1 сентября

Лучшей подготовкой станут тесты, которые можно проводить дома. Немаловажным моментом является общение с ребенком, обсуждение каких-то событий из жизни, просьба пересказывать сказки или услышанные истории. Чем более развитой будет речь дошкольника, тем проще ему будет пройти все этапы собеседования.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Способы определить готовность к школе

Учеба в школе для детей является трудом, а для первоклассников это тяжелое испытание, ведь в неподвижности за партой придется сидеть несколько часов, при этом еще и выполнять задания учителя.

У будущего первоклассника должны:

Появиться постоянные зубы, это важный знак физиологической зрелости будущего школьника. Потому, что они указывают на сформированность костей, а значит ребенок сможет без ущерба для осанки высиживать урок.

Будущий первоклассник должен уметь:

  • Не наклоняя голову дотянуться и закрыть ладонью правой рукой левое ухо. Данная проба называется «филиппинским тестом» и указывает на биологический возраст ребенка. Бывает, что и ребенок умненький и по возрасту ему уже 7 лет, а биологически он еще не дозрел. Поэтому при школьных нагрузках, сложной школьной программе могут начаться психофизиологические нарушения, которые спровоцируют заболевания различной тяжести.
  • Встать на одну ногу, согнув другую и прижав ступню к колену, вытянув руки и закрыв глаза. Проба «Поза Ромберга» указывает на физиологическую зрелость скелета. Семилетний ребенок должен простоять в такой позе около 8-10 секунд, если меньше, то нужно задуматься стоит ли посылать его в школу.
  • Рисовать мелкие элементы, например, повторить рисунок между двумя волнистыми линиями. Если линия ребенка не касается других линий, то тест на мелкую моторику можно считать пройденным. Он указывает на готовность рук ребенка к письму. Если у него не получается линия, то есть вероятность трудностей при письме потому, что ему будет сложно выводить элементы букв, руки будут уставать, что отразиться обучении письму.
  • Считать обратным счетом с 1 до 10, это покажет свободную ориентацию ребенка в числовом ряде, а значит его готовность к освоению математики. Усложненный уровень заключается в счете без подготовки через два до 10 (10-8 и т.д.). даже если ребенок считает вперед до тысячи, а обратно затрудняется, то есть повод задуматься.
  • Уметь одеваться и раздеваться самостоятельно, ведь в школе не будет родителей, помогут собраться на физкультуру, а затем на уроки.
  • Пользоваться не только ложкой, но и вилкой, ведь в школе время на завтрак ограничено, и ребенок будет учиться голодным.
  • Выполнять инструкции учителя. Проверить данное умение можно попросив ребенка, например, взять карандаш синего цвета и отнести его папе, а от него принести ручку зеленой пастой.

Учить выполнению инструкций взрослого нужно заранее, но  здесь важно не переборщить, ведь ребенок  должен понимать, что не каждого взрослого нужно слушать. Например,  если взрослый на улице скажет, что нужно идти с ним, то ребенок должен понимать, что этого делать нельзя

Кроме этого, будет просто отлично, если ребенок умеет читать или хотя бы знает отдельные буквы и сливает  их слоги.

Обратите внимание, что у вас есть возможность самостоятельно заложить основы правильного чтения. В этом вам поможет программа “Гласные буквы и звуки

Учусь читать!», построенная на основе традиционного метода обучения. 

Нужно помнить, что правильная и понятная речь является основой письма и чтения. которые являются главными для успешного освоения всех предметов. Если ребенок не умеет читать, то у него возникнут проблемы не только по русскому и чтению, но и по окружающему миру. а в старших классах исстории, обществознанию, физике и т.д.

Пройдите диагностику и убедитесь, что ваш малыш проговаривает все звуки правильно. В этом вам поможет экспресс-тестирование в режиме онлайн.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий