Документы и принципы работы
Теория ничто без практики. Это справедливо и при разработке наиболее эффективной системы правового воспитания
Нельзя банально заучить все пункты статей или перечисление конкретных прав – важно дать ребенку прочувствовать каждое понятие, опробовать его на себе и применить на практике. Только пройдя через все эти рабочие моменты обучения, дошкольник сможет в полной мере усвоить ту информацию, которую хочет донести до него педагог, и сопоставить понятие права с окружающей действительностью и своей жизнью
Задачи
Основные задачи правового воспитания – научить ребенка ощущать ценность каждой жизни, сопоставить собственное «Я» с личностями себе подобных индивидуумов, научиться уважать себя и проявлять уважение, толерантное отношение к интересам и мнениям других членов общества.
Тема
В качестве рабочей может быть выбрана тема «Знакомство дошкольников и их родителей с правами ребенка, общепринятыми международным обществом».
Документы
Работа по правовому воспитанию должна основываться и ссылаться на следующие документы:
- Составленная и принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка.
- Две декларации – одна от 1959 года о правах ребенка, вторая от 1990 года об обеспечении защиты, выживания и развития детей.
Принципы, цели и задачи
Наибольшая эффективность работ, направленных на правовое воспитание детей дошкольного возраста, может быть достигнута только при одновременном освоении двух направлений – работы с родителями и их детьми.
Цели проведения работы с родителями:
- формирование правовой базы знаний и культуры;
- повышение гуманности по отношению к ребенку;
- призыв обеспечивать защиту прав своего и других детей в обществе.
Цели и задачи проведения работы с дошкольниками:
- формирование доброжелательного отношения к себе и окружающим;
- формирования коммуникативных навыков в социуме (умение строить общение и взаимодействие);
- донесение в доступной форме (на основе литературных произведений) понятия «права человека» и формирование базы знаний о собственных правах;
- определение понятия «Здоровый образ жизни» и обоснование его значения для человека;
- создание условий для восприятия своей индивидуальности и формирования положительного отношения к самому себе;
- закладка в сознание понимания ценности каждой человеческой (и не только) жизни, вне зависимости от расы, происхождения, цвета кожи, статуса в обществе, мировоззрения, пола, облика и умственных способностей;
- помощь в формировании важных чувств – собственного достоинства, свободы и всесторонней ответственности (относительно других людей, обещаний и начатых дел);
- помощь в понимании равноправия среди себе подобных, обучение уважению достоинства других людей и принятию их прав наравне со своими;
- разъяснение существующих в обществе социальных и поведенческих норм;
- доступное знакомство с обозначенными выше документами, регламентирующими права ребенка.
Правовое воспитание дошкольников — понятие и определение
Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ
Работа с детьми
Мероприятия в старшей группе
Слайд 15Примерные темы НОД и бесед на правовую тематику. Младшая группа. 1.Тема: «Ты
и твое имя» Цель. Познакомить детей с правом на имя. Научить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.2.Тема: «Моя семья» Цель. Формировать представления о семье. Знать имена своих родителей. Воспитывать уважение к членам семьи.3.Тема: «Наш дом – детский сад» Цель. Поддерживать интерес к жизни в детском саду. Воспитывать чувство хозяина, уважения к сотрудникам детского сада и доброжелательное отношение к сверстникам.В совместной деятельности педагога с детьми.1.Беседа «С кем ты живешь?»2.Рассматривания иллюстраций. «Моя семья»3.Беседа «что тебе нравится в детском саду»4.чтение русских народных сказок.5.Драмматизация сказок «Теремок» «Репка»6.Игры «узнай по голосу?» «Назови ласково»7.Сюжетно – ролевая игра «Семья»8.Заучивание стихотворения Р. Сефо «Поссорились чашка и блюдце»
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов —, вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно
Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность
Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Читайте еще: Понятие, методы и формы правового воспитания
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа,
- Тематический классный час,
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики),
- Игры, конкурсы, викторины,
- Экскурсии,
- Выставки, наглядная агитация,
- Встречи – лекции с представителями социальных структур,
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Форма мероприятия | Тема (задача) |
---|---|
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках», | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Работа с родителями
Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:
- Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
- Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
- Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
- Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
- Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
- Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
- Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.
Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.
Работа в подготовительной группе
Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.
В процессе чтения, игр педагогу важно, чтобы ребенок мог поставить себя на место обижаемого и поискал возможные варианты самозащиты.
По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью. Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.
К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:
- активной социальной, нравственной позиции;
- положительных личных качествах;
- умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
- ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
- стремлении самосовершенствоваться.
Значение дошкольного правового воспитания
Только что родившийся ребенок – это чистый лист или губка. Со временем он записывает и впитывает в свое сознание принципы сначала своей семьи, затем и общества в целом. Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности
Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении
Эти знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.
Почему именно дошкольники? Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка
Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума
Методика
Правовое воспитание в детском саду осуществляется посредством совместных действий ребенка и воспитателя и включает в себя три компонента:
- информация,
- практика в заранее заданных условиях
- самостоятельная деятельность.
Это означает, что организатор занятия с детьми вначале в доступной форме, с учетом жизненного опыта детей, дает им информацию. Затем моделируется игровая ситуация, в которой можно применить полученные знания. Далее воспитатель должен наблюдать, как дети самостоятельно переносят новые знания в практику, и при необходимости корректировать их действия.
Грамотно организованное правовое воспитание в ДОУ включает в себя методы и виды работ, наиболее подходящие каждой конкретной возрастной группе. Мероприятия в младших и старших группах детского сада должны различаться по своему содержанию.
Младшая и средняя группа
Сейчас издано много книг о родительской любви, об отношениях с родителями, возрастная аудитория которых «1+»:
- «Хочу к маме» Д. Дональдсон,
- «Самый лучший папа» Р. Гуишу,
- «Что бы ни случилось» Д. Глиори,
- «Самые нежные объятия в мире» С. Нэш,
- «А дома лучше» Ю. Лангройтер,
- «Люблю тебя всегда и навсегда» Э. Джонатан и многие другие.
Анализ сюжетов подобных произведений поможет осознать ценность семьи. Также уместно будет провести беседы о семейном благополучии. Такие книги подойдут для работы с детьми любого возраста.
Старшая и подготовительная группа
Для детей постарше наиболее популярными и широко используемыми являются ролевые и дидактические игры, направленные на развитие способности к коммуникации, эмпатии, толерантности и эмоциональной сферы в целом. В результате ребенок видит, как смотрятся со стороны его поступки, какие чувства он вызывает у одногруппников.
Хорошие результаты приносят беседы об известных сказочных героях, ситуациях. В работе со сказками воспитатель должен быть особо внимателен. Часто события в таких произведениях могут пониматься детьми иначе, чем взрослыми. Нужно ставить детей на место героя, задавая вопросы, как бы он себя повел, например, если бы поймал говорящую щуку или золотую рыбку.
Обязательно проводить сюжетно-ролевые игры, формирующие способность к бесконфликтному общению, умение договариваться. Можно разыгрывать ситуации, связанные с обидой, гневом, непониманием, радостью, счастьем, дружбой. Главное, чтобы дети усвоили необходимость вежливого поведения и поняли особенности проявление различных эмоций.
Можно провести игры на тему:
- «Свое – чужое»,
- «Я в другой стране»,
- «Кому помочь?» и т.д.
Помимо устных занятий, очень полезны творческие уроки. Рисование, создание открыток, плакатов, лепка, создание декораций – задания вполне доступные для дошкольников.
Воспитание таких качеств личности, как правовое сознание и культура являются основой для формирования правовой компетентности человека.
Залогом становления такой личности становится правовое воспитание дошкольников, так как именно в этом возрасте закладывается характер, начинают вырабатываться привычки. Ведь всем известно, что легче и логичнее изначально учить правильно, чем переучивать в дальнейшем. И главное, делать это нужно вовремя.
Примечание
В настоящее время на защите прав детей стоят три международных документа:
- Декларация прав ребенка, принята в 1959 году;
- Конвенция ООН о правах ребенка от 1989 года;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, вступила в силу в 1990 году.
В России права ребенка также изложены в следующих документах:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
- Закон об образовании;
- Семейный кодекс;
- Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа с родителями
Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:
- Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
- Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
- Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
- Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
- Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
- Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
- Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.
Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.
Работа с детьми
Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:
определиться со списком прав, особенно важных для закрепления, придумать доступные методы донесения смысла каждого права, изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов, составить оптимальный и перспективный план подачи информации, определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме). При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:
При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:
Предпочтительнее всего подавать информацию в игровой форме с присутствием персонажа из сказки. Для игр необходимо выбирать простые темы, направленные на самопознание и развитие («Отражение в зеркале», «Сходства и различия», «Магия сновидений», «Кого я люблю» и другие). Вместо персонажей из существующих сказок можно выбирать выдуманных героев с определенной чертой характера или особенностью («Зайка-забияка», «Медвежонок-нехочуха», «Лучший друг Дружок», «Самый смелый ежик»)
Важно правильно использовать прием драматизации, давая ребенку возможность прочувствовать ситуацию, поставить себя на место героя, сопереживать ему и радоваться вместе с ним
При использовании художественной литературы необходимо включать ребенка в процесс спрашивать его мнения о сюжете, поступках героев, узнать оценку произведения в конце прочтения, акцентировать внимание на особо важных моментах
Принципы
Педагоги и воспитатели должны опираться на ряд принципов:
- регулярность, последовательность и ориентирование на конкретный результат;
- учет возрастных особенностей;
- на занятиях необходимо опираться на витагенный (жизненный) опыт дошкольников, так как только в этом случае можно достичь понимания детьми информации;
- привлечение родителей и иных окружающих ребенка людей к правовому воспитанию необходимо, чтобы использовать в этом отношении единый подход;
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику, ведь у всех разные семьи, различный опыт, уровень развития;
- создание благоприятного психологического климата, дружелюбной обстановки в группе, в стрессовой атмосфере ребенок будет не способен к обучению.
Работа с родителями
Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% — совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:
- Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
- Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
- Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
- Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
- Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
- Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
- Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.
Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.
Слайд 16Средняя группа. 1.Тема: «Дружная семья» Цель. Закреплять представления
о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям.2.Тема: «Дом, в котором ты живешь» Цель. Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица города). Воспитывать добрые чувства. Интерес к месту, где живешь.3.Тема: «Как поступить правильно» Цель. Формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения. Правильно оценивать себя и других. Видеть хорошее и плохое в персонажах знакомых произведений.В совместной деятельности педагога с детьми.1.Беседа: «Мой дом и с кем я живу»2.Беседа: «Братья и сестры»3.Беседа: «Наши бабушки и дедушки»4.Целевая экскурсия: «Кто работает в детском саду»5.Игра: «Мой портрет»6.Игра: «Угадай, кто это?»7.Развлечения: кукольный театр «Лиса и заяц»8.Аппликация «Дом для любимой куклы»9.Рисование «Моя мама»10.Целевая экскурсия «Улица»11.Беседа: «Кто построил дом»12.Чтение русских народных сказок.13.Чтение «Волшебное слово» – Осеева.
Эффективность правового воспитания дошкольников в семье
Семья является первым социальным институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения.
Семья несет основную воспитательную функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным детям.
Такие нарушения в семье влияют на отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.
В первую очередь ребенка нужно познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые названия таких документов, как Конвенция прав.
Далее следует развивать уважительное отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета кожи, полового признака и возраста. Все люди равны.
Чувства собственного достоинства будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека.
В семье нужно всегда подчеркивать и обращать детское внимание на нормы поведения среди людей
Слайд 8Формы и методы правового воспитания детей. Формы работы с детьми:Специально организованное занятие
“О правах играя”. Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.Ролевые, театрализованные и дидактические игры.Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков
Виды и формы работ по организации правового воспитания
Дети могут понять и принять все что угодно, но при условии подачи информации на понятном им языке. Для дошкольников это два основных вида деятельности:
- игровая – в форме игр, соревнований, заданий и прочих развлечений,
- художественно-продуктивная – включает в себя творческое самовыражение в виде лепки, рисования, аппликации, создания поделок и так далее.
Поэтому процесс правового воспитания рекомендуется строить, основываясь на проведении следующих мероприятий (выбираются и планируются непосредственно педагогам, ниже приведены только вероятные примеры):
Всевозможные игры, преимущественно ролевые, в виде театрализованных представлений и с наличием строгих правил (дидактические). Опросы на тему выбора поступка в той или иной ситуации («Как бы в этой ситуации поступил ты?»). Упражнения и тренировочные игры на развитие эмоциональных ощущений, проявления чувств. Закладывание в игровой форме навыков построения общения и дружеских отношений друг с другом
Занятия, направленные на обозначение профессии мамы и папы, понимания их важности и толерантности по отношению к работе родителей сверстников. Подготовка и демонстрация тематических плакатов, листовок и презентаций
Включение в работу сказок, стихов, песен, поговорок в качестве иллюстраций. Построение знакомства со структурой государства и основными процессами, протекающими в нем, на основе модели выборов – дежурных, президента в стране кукол, главного капитана среди мальчиков. Проведение анкетирования среди родителей для выявления имеющихся знаний о правах ребенка. Проведение праздников, направленных на закрепление понятий основных детских прав.
Право на здоровье и медицинское обслуживание
Закрепление возможно посредством следующих приемов:
рассказов о человеческом организме и возможных сбоях в его работе, построения представления о важности поддержания здоровья и доступных для этого методах (здоровый образ, спорт, витамины), акцентирования внимания на заботе о детском здоровье со стороны родителей, знакомства со «Скорой помощью», проведения экскурсий в медицинский кабинет детского сада, в поликлиники и больницы
Право на безопасность
Для закрепления данного права пригодятся:
- реализация постановок, моделирование нестандартных ситуаций и предложение совместной групповой работы дошкольникам для поиска оптимальных и безопасных решений («Остался один в незнаком месте – что делать?» и так далее),
- разработка совместных проектов при участии воспитателя, направленных на организацию собственной безопасности ребенка.
Право на имя
Право на имя закрепляется проведением соответствующих игр – «Угадай, чья игрушка», «Какое имя хотел бы ты?», «Назови куклу», «Что значит твое имя?» и других.
Право на гражданство
В рамках знакомства с правом на гражданство можно:
- рассказать о стране, республике, городе, их истории и символике (название, герб, флаг),
- провести экскурсии в соответствующие музеи, посвященные городу,
- показать детям главные достопримечательности города,
- вовлечь детей в общегородские мероприятия, подходящие по тематике, – конкурсы рисунков на асфальте, помощь в озеленении, субботники и так далее,
- познакомить детей с главными документами человека – свидетельством о рождении и паспортом.
Право быть самим собой
Для закрепления данного права можно провести беседы на темы «Мой любимый цвет», «Что я люблю есть», «Мне не нравится, когда», в процессе которых продемонстрировать детям, что все люди разные, и дать понять каждому малышу, что он индивидуален, уникален и прекрасен – такой, какой есть.
Право на образование
Данное право легко можно закрепить экскурсией в школу и рассказами о важности получения знаний, о том, что когда-то давно не все люди были грамотными, и о трудностях, связанных с неумением читать, считать или писать
Слайд 18Подготовительная группа. Тема: «Право на труд и свободный выбор работы».Программная задача. Каждый
человек имеет право на труд и свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию.Тема: «Право на отдых и досуг».Программная задача. Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учит ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.Тема: «Право на образование». Программная задача. Познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Воспитывать уважение к правам человека.Тема: «Право-искусство добра и справедливости».Программная задача. В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах человека, отраженных во всемирной декларации прав человека. Развивать способность анализировать поступки сказочных героев. Адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни.В совместной деятельности педагога с детьми.1.Беседа «Мои умения»2.Беседа «Зачем и как работают взрослые люди»3.Беседа «Зачем человеку свободное время?»4.Беседа «Зачем мы спим?»5. Беседа «Профессии»6.Игра «Если я сделаю так»7.Игра «Поможем Золушке»8. Игра «Нелепица»9. Рассматривание картины «Стройка»10.Чтение С.Михалкова «Дядя Степа»11.Чтение С.Маршака «Почта»12.Чтение Н. Саконская «Руки-умельцы»13.В.Катаев «Дудочка-кувшинчик»14.Чтение Н.Емельянова «Окся-труженица»15.Рисование на тему «Мы сажаем деревья»16. Рисование по сказке «Золушка»
Итоги
Чтобы правильно организовать работу по осуществлению правового воспитания у детей дошкольного возраста, рекомендуется условно разделить все права на смысловые группы:
- Охрана здоровья, его поддержание и укрепление.
- Индивидуальность и личностные качества.
- Оптимальное развитие посредством игр и других доступных форм деятельности.
- Образование.
- Защита и безопасность.
Подавать информацию детям нужно дозировано, в соответствии с выделенными группами.
Дети неотрывно связаны с такими понятиями, как «семья» и «игра», и это важно учесть при построении планов мероприятий. Правильная организация рабочих процессов является залогом эффективного и адекватного правового воспитания
Оценить эффект педагогических усилий можно, проанализировав изменения в поведении детей – проявление доброжелательности друг к другу, внимательности, открытости, коммуникабельности и смелости.