Техника безопасности в кабинете химии

Правила хранения химических реактивов в лаборатории

Для обеспечения безопасности важно правильно хранить реактивы непосредственно в лаборатории:

  • во-первых, их не должно быть большое количество;
  • во-вторых, каждую группу веществ хранят соответственно их реактивности.

Нельзя располагать в шкафах и стеллажах рядом вещества, которые вступают в реакцию друг с другом. Концентрированные кислоты хранятся в стеклянной таре с полимерными пробками. Закрываться тара должна как можно герметичнее.

Концентрированные щелочи хранят в полиэтиленовой таре, подальше от кислот. Если вещество обладает сильным запахом, оно хранится в герметичном сосуде с резиновой пробкой, чтобы не распространялись запахи.

Если реактив реагирует на освещение, такие вещества хранят в темной таре, не допускающей проникновение света. Горючие вещества хранятся в таре из огнеупорного толстого стекла. Количество, разрешенное для хранения в лаборатории горючих веществ, ограничено расходом на один день.

Правила работы в школьной химической лаборатории

Находиться и работать в школьной химической лаборатории, в кабинете химии учащиеся могут только в присутствии преподавателя. При этом в лаборантской присутствие учеников категорически запрещено.

За каждым учеником должно быть закреплено постоянное место, оборудованное рабочим столом по ГОСТ 18314–73, набором необходимых принадлежностей. К проведению опытов можно допускать лишь тех учащихся, которые прошли инструктаж, получили допуск к уроку.

Также при работе в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила:

  • надевать специальную одежду;
  • использовать защитные очки, респираторы, перчатки;
  • длинные волосы стягивать резинками, заколками;
  • убирать с проходов между партами сумки, портфели;
  • знать и периодически повторять инструкции по технике безопасности;
  • принимать пищу, пить воду и другие напитки за пределами рабочего помещения;
  • мыть руки с мылом по окончании опытов, исследований.

Ученикам запрещено играть в лаборатории в подвижные игры, бегать, выполнять физические упражнения. Нельзя самостоятельно ремонтировать оборудование, инструменты, проводить непредусмотренные учебной программой опыты, выносить реактивы, вещества, жидкости за пределы кабинета.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Все емкости с реактивами должны быть подписаны. Пробки от склянок кладут широкой частью вниз, чтобы не пачкать стол той частью пробки, которая находилась внутри склянки с веществом.

  • Жидкости переливают через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
    Если нужно перелить жидкость из стакана или другой емкости, не имеющей носика, лучше делать это по стеклянной палочке.
     

    При нагревании пробирки в пламени следует проследить, чтобы она была сухой, иначе она может лопнуть. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих. Пробирку следует нагревать равномерно, чтобы избежать перегрева отдельной области пробирки (иначе пробирка может лопнуть).

  •  Если вы используете в своей работе спиртовку, не ставьте ее непосредственно на стол, а обязательно подложите под спиртовку несгораемый материал (лист жести, кафельную плитку и т. п.)
  • Все израсходованные реактивы нельзя сливать в раковину! В лаборатории должна быть специальная емкость для отходов: как правило, отдельно для органических и для неорганических веществ. 
    Неизрасходованные реактивы нельзя высыпать и выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты. Желательно поместить их в отдельный бокс и подписать.
    Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
  • Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
  • Посуду после проведения следует тщательно мыть. Для очистки от неорганических соединений можно использовать раствор пищевой соды, «хромпик» (расхожее  название смеси дихромата калия и концентрированной серной кислоты, получаемой при нагревании), затем воду и в конце — дистиллированную воду. После проведения синтеза органических соединений обычно используют ацетон. 
    Поскольку любая «грязь» в колбе, оставшаяся от предыдущего опыта, может испортить следующий эксперимент, мытье лабораторной следует проводить очень тщательно, лучше с использованием специальных ершиков для химической посуды. 
    После того как посуда вымыта, ее следует высушить в сушильном шкафу или в специальной сушилке.
     
  • При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.

VII. Тренажеры

Тренажер №1:“Меры предосторожности при работе а кабинете химии (лаборатории)”

Тренажер №2:“Оборудование и посуда для химической лаборатории”

VIII. Выполните тестовую работу

Тест: “Химическая лаборатория”

IX. Оформление отчета

Домашнее задание

  1. Параграф 1 (повторить)

Правила техники безопасности в химической лаборатории

Работать в химической лаборатории можно только в специальном халате, а также в перчатках и респираторах. Без такой спецодежды допуск в лабораторию запрещен. Нельзя отвлекаться на посторонние разговоры и шумы, так как работа с опасными веществами требует повышенного внимания. Нельзя бегать, кричать, размахивать руками и производить резкие движения при работе.

Поскольку в лаборатории находятся вещества, опасные для здоровья пить и принимать еду в таком помещении категорически не рекомендуется.

Рабочее место обязательно содержать в чистоте и в сухости. Помещение лаборатории должно хорошо вентилироваться. Работать с ядовитыми и сильно пахнущими реактивами полагается в вытяжном шкафу. При этом брать что-либо руками запрещается.

Для работы необходимо использовать пинцет или ложечку. Пробирки также запрещается брать руками, для таких работ используется держатель.

Следует беречь все кожные покровы от попадания на них активных веществ. Если требуется изучить запах, который получается при реакции, следует аккуратно движеньем ладони направлять поток газа в свою сторону. Ни в коем случае не наклоняться над пробирками и не нюхать содержимое.

Категорически запрещается сливать продукты реакция и любые реактивы в канализацию.

Обязательно в лаборатории должны находиться средства для тушения пожара и все сотрудники обязаны проходить инструктаж по противопожарной безопасности.

Если кислота попала на кожу, ее следует промыть в течение 10 минут быстрым потоком воды, а потом обработать 2-5% раствором карбоната натрия. Кислоту, попавшую на рабочее место, засыпают песком. Затем убирают и промывают чистой водой.

Примерный план пожаротушения в кабинете химии

При возникшей пожарной ситуации нужно понять, чем вызван пожар. Способ тушения пожара зависит от вещества, которое его вызвало. Наиболее универсальным средством пожаротушения является пенный огнетушитель. Он должен быть установлен в каждом кабинете химии по правилам пожарной безопасности. Так же часто используют для тушения песок, если он имеется в классе и асбестовое полотно. Если горящее вещество растворимо в воде, то его можно затушить водой. Но если вещество в воде не растворимо, то воду применять для тушения нельзя. Тушить очаг пожара необходимо с самого близкого нему расстояния и так, чтобы при этом не наносить излишнего вреда водой или струей пены огнетушителя оборудованию и мебели, не охваченных пожаром.

Если возник пожар, то в первую очередь нужно сохранять спокойствие, вызвать пожарную охрану, попытаться начать тушить пожар самостоятельно, предупреждая его распространение. При невозможности потушить очаг возгорания, покинуть кабинет химии без паники, суматохи, беготни.

Техника безопасности на уроке химии для учащихся

 Требования техники безопасности перед уроком химии

  • К проведению лабораторных и практических работ не допускаются ученики не прошедшие инструктаж по технике безопасности либо имеющие противопоказания по здоровью.
  • Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.
  • Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть хлопчатобумажный халат, манжеты которого на пуговицах, длина ниже колен и который застегивается в передней части.
  • При опасных экспериментах: при работе с высокими температурами, разъедающими растворами или другими вредными химическими веществами, учащиеся должны использовать фартуки, защитные очки и перчатки.
  • Ученики с длинными волосами должны защищать их от случайного попадания реактивов или соприкосновения с открытым пламенем.
  • К проведению экспериментов приступать школьники могут лишь с разрешения преподавателя.
  • Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
  • Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,
  • Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.
  • Во время лабораторной или практической работу ученикам нельзя несанкционированно менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование.
  • О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.
  • Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.
  • Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
  • Нельзя оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы. Во время урока надо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами.
  • При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить учителю химии.
  • После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, а также сдать оборудование и реактивы. Всю грязную посуду необходимо тоже сдавать лаборанту или учителю.
  • Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
  • Стирать халат, который был испачкан химическими реактивами необходимо отдельно от другой одежды.

Требования техники безопасности во время урока химии

  • Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
  • Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,
  • Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.
  • Во время лабораторной или практической работу ученикам нельзя несанкционированно менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование.
  • О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.
  • Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.
  • Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
  • Нельзя оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы. Во время урока надо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами.
  • При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить учителю химии.

Техника безопасности после урока химии  

  • После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, а также сдать оборудование и реактивы. Всю грязную посуду необходимо тоже сдавать лаборанту или учителю.
  • Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Как обезопасить себя при взаимодействии с химическими веществами и реактивами

Главное при работе с реактивами, реагентами, агрессивными химическими веществами ― соблюдать осторожность

Важно помнить, что:

  • насыпать смеси и наливать жидкие вещества в пробирки, колбы, другие емкости можно только над столом;
  • сыпучие реактивы измельчают в ступке пестиком, не прикасаются к ним руками;
  • никакие химические субстанции нельзя пробовать на вкус;
  • определение запаха производится путем направления испарений к носу легким движением ладони;
  • разбавлять щелочи или кислоты можно только добавляя их небольшое количество в воду, а не наоборот;
  • встряхивать пробирку разрешено, закрыв ее крышкой, а не пальцем;
  • нагревать пробирку можно только в том случае, если ее объем заполнен не более чем на одну треть, горло пробирки при этом должно быть повернуто в сторону от окружающих;
  • выливать неиспользованные химические вещества в канализацию строго запрещено, для этого есть специальная посуда;
  • порядок действий, определенный преподавателем, обязателен к соблюдению.

Разбитые предметы из стекла убирают при помощи совка и щетки. Прикасаться к осколкам руками не стоит.

Первая помощь при ожогах щелочами и кислотами

При попадании щелочи на кожу рекомендовано промывание очага поражения проточной водой в течение 4-5 минут с последующим нанесением раствора уксусной или борной кислоты. Поражение кожи кислотами требует промывания проточной водой, 3%-м раствором гидрокарбоната натрия и снова водой.

Правила безопасной работы с щелочами в химической лаборатории

Щелочь в сухом виде практически неактивное вещество. Но разведенная щелочь может вызвать сильный химический ожог.

Для безопасной работы с такими реактивами следует знать следующее:

  • для взвешивания сыпать щелочь следует аккуратно и медленно, чтобы пыль не попала в воздух и в дыхательные пути;
  • запрещается дышать над пробиркой с горячим раствором щелочи. Это может привести к ожогу слизистых;
  • работать следует в перчатках и очках, также желательно наличие фартука. Концентрированный раствор щелочи может испортить одежду;
  • обязательно присутствие на рабочем столе уксусной или лимонной кислоты. Они пригодятся для нейтрализации разлитой щелочи;
  • при попадании на кожу следует сразу промыть чистой водой, а затем слабым раствором воды с лимонной кислотой;
  • если раствор попал на одежду, следует обязательно проверить кожу.

Приемы обращения с лабораторной посудой и веществами

При выполнении химического эксперимента используется разнообразная химическая посуда.

Она может быть изготовлена из стекла, пластика, фарфора.

Стеклянная посуда имеет разнообразное предназначение. Например, с помощью мерного цилиндра отмеряют необходимый объем жидкости, а в колбах хранят растворы веществ и проводят превращения одних веществ в другие.

Пробирки используют для проведения опытов с малым количеством веществ, воронки – для переливания жидкостей. Если условия опыта требуют больших количеств веществ, используют колбы, стаканы. Небольшие объемы жидкостей удобно отмеривать пипетками. Сыпучие вещества удобно отбирать при помощи шпателя.

Фарфоровая посуда менее разнообразна, чем стеклянная. Ступка с пестиком используется для измельчения веществ. Фарфоровая чаша необходима для нагревания веществ, а тигель – для прокаливания веществ в специальных печах при высоких температурах.

Пластиковая лабораторная посуда изготавливается из различных полимерных материалов, обеспечивающих легкость и прочность. Такой вид посуды пригоден для разбавления концентрированных растворов химических веществ, а также для проведения некоторых лабораторных операций.В химической лаборатории все вещества хранятся в плотно закупоренных банках, как правило, изготовленных из стекла. Перед началом эксперимента из банки берут необходимое количество вещества. Банку с остатком вещества сразу убирают на место.

Каковы же основные правила, которые необходимо соблюдать при работе с веществами? Крышку от банки, из которой вы берете вещество, необходимо класть на стол резьбой вверх, это необходимо для того, чтобы частицы вещества, находящиеся на крышке, не попали на стол.

Сыпучие вещества необходимо насыпать с помощью ложечек или согнутого листа бумаги, избегая рассыпания. Если кусочки вещества слишком крупные, не бросать их в стеклянный сосуд, так как стекло от удара может треснуть. Жидкости необходимо наливать аккуратно, прислоняя горлышко одного сосуда к другому, чтобы избежать разбрызгивания.

Жидкости можно переливать, используя стеклянную палочку: по ней жидкость стекает равномерно и не происходит разбрызгивание. При растворении веществ в жидкостях перемешивайте смесь аккуратно, с помощью вращательных движений сосуда, или помешивая жидкость стеклянной палочкой. Нельзя закрывать отверстие сосуда пальцами, ладонью, и после этого производить перемешивание, едкое вещество может причинить вам химический ожог. Для обнаружения запаха вещества необходимо расположить отверстие сосуда на уровне лица, на расстоянии 10–15 см, и при помощи взмахов ладони, «захватить» воздух, содержащий запах, и направлять его к носу.

Что произойдет, если школьник на уроке химии нарушил технику безопасности?

В процессе опыта может случиться самая непредвиденная ситуация. Рассмотрим примерный случай. Школьник забыл закрыть пробирку с реактивом и оставил ее отрытой на столе. Что может произойти в таком случае?

В таком случае могут произойти следующие события:

  • Реактив может испаряться, при этом издавая неприятный запах, от которого может разболеться голова.
  • Испарения могут попасть в дыхательные пути человека и вызвать раздражение слизистой оболочки или же токсическое отравление.
  • Стеклянная посуда может перевернуться, а раствор – попасть на одежду или кожу ученика, что чревато такими последствиями как воспламенение одежды или ожог.

Требования охраны труда во время работы

3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам, а также групп про­дленного дня.

3.2. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя).

3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.

3.4. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и рас­творы, принимать пищу и пить напитки в кабинете химии.

3.5. Запрещается использовать в работе самодельные прибо­ры и нагревательные приборы с открытой спиралью.

3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отли­чающихся по химической природе.

3.7. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из поли­мерных материалов.

3.8. Выдача учащимся реактивов для проведения лаборатор­ных и практических работ производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а раство­ров концентрацией не выше 5%.

3.9. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жид­кости. Их необходимо собирать для последующего обезврежива­ния в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л.

3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

3.11. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концент­рированных кислот и водного раствора аммиака разрешается толь­ко с использованием средств индивидуальной защиты в вытяж­ном шкафу в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плот­ности.

3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из скля­нок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

3.13. С целью обеспечения надлежащей естественной осве­щенности в кабинете, а также исключения случаев опрокидывания не расставлять на подоконниках цветы.

3.14. Стекла окон очищать от пыли и грязи два раза в год, а очистку светильников производить не реже двух раз в год. При­влекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запре­щается.

3.15. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограни­чители.

3.16. Во избежание выпадения из окна, а также ранения стек­лами, запрещается вставать на подоконник.

Приемы обращения с лабораторным штативом

Лабораторный штатив – приспособление, с помощью которого можно выполнить множество различных экспериментов. Благодаря многофункциональности в штативе можно закреплять как стеклянную, так и фарфоровую посуду, различные приборы, необходимые для опытов. Рассмотрим устройство штатива. На рисунке схематично обозначены его части:

  • 1 – основание штатива;
  • 2 – металлический стержень;
  • 3 – муфта;
  • 4, 5 – штативные кольца;
  • 6 – лапка.

При помощи лапки в штативе можно закрепить различную стеклянную посуду. На штативное кольцо ставится, как правило, фарфоровая чаша. Стеклянную посуду закрепляют в лапке штатива на расстоянии нескольких сантиметров от отверстия пробирки или колбы. С помощью поворотов лапки в муфте закрепляют сосуд под нужным для опыта углом. Например, на рисунках 17–18 показано правильное закрепление стеклянной посуды в штативе

При закреплении стеклянной посуды в лапке штатива важно помнить, что стекло довольно хрупкое

Чтобы избежать растрескивания стекла, не закручивайте винт лапки слишком туго. Фарфоровую чашу и вовсе не нужно крепить, ее достаточно поставить в углубление штативного кольца.

Как придерживаться правил безопасности во время работы?

Преподаватель в первую очередь должен научить школьников придерживаться нескольких правил во время работы:

  • При выполнении работ в лаборатории следует содержать рабочее место в чистоте.
  • Ни в коем случае не следует пробовать реактивы на вкус, а также не вдыхать испарения реактивов полной грудью.
  • Очень аккуратно обращаться с реактивами, чтобы избежать их попадания на кожу.
  • Следить за тем, чтобы посуда для опытов была стерильно чистой.
  • Вся посуда с химическими веществами должна быть промаркирована;
  • Колбы с реактивами следует брать в руки, придерживаясь правил. То есть одной рукой берем за горлышко, второй придерживаем дно.
  • При переливании реактивов из посуды в посуду, следите, чтобы маркировочная этикетка была вверху.
  • Остаток реактива стирают с горлышка посуды только краем той колбы, в которую переливается реактив
  • При использовании пипетки ни в коем случае нельзя втягивать реактивы ртом.
  • Реактивы твердые следует брать только с помощью совочка или других специальных приспособлений.
  • Во время нагревания реактивов ни в коем случае не стоит поворачивать посуду горлышком к себе или заглядывать в нее.
  • Нельзя выливать в раковину реактивы и кислоты, все отходы собирают в специальную посуду.
  • Ни в коем случае нельзя самостоятельно изготавливать посуду для проведения опытов.
  • Ученикам следует выдавать реактивы только в количестве, необходимом для опытов.

Техника безопасности на уроках химии и правила поведения в кабинете

Все правила техники безопасности в кабинете химии можно условно разделить на две группы:

  1. Правила пребывания в кабинете до начала и после окончания урока.
  2. Требования к поведению ученика во время практического занятия.

Что можно и чего нельзя делать в кабинете химии

  • Нужно запомнить, что находиться в кабинете химии ученики могут только тогда, когда там есть учитель или лаборант.
  • Сумки и рюкзаки убираются в ящики стола; их нахождение в проходах между столами недопустимо.
  • В кабинет нельзя приносить посторонние предметы, а также нельзя ничего выносить, кроме собственных вещей.
  • Правилами техники безопасности в кабинете химии категорически запрещается приём пищи и напитков.
  • Во время перемены или проветривания все выходят из кабинета.
  • Ученикам не разрешено заходить в лаборантское помещение.
  • Все должны знать, где в кабинете хранятся противопожарные накидки, огнетушители и ящик с песком и медицинская аптечка.
  • До команды учителя нельзя ничего трогать на столе.
  • Нельзя обмениваться приборами и химреактивами с другими учениками.

Что можно и чего нельзя делать во время лабораторной работы

По правилам техники безопасности в кабинете химии каждый ученик должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты: фартуком, очками, резиновыми перчатками.
Перед началом опыта длинные и распущенные волосы убираются в аккуратную причёску.
Все внимательно изучают методику безопасного проведения химического эксперимента.
Подготовленный к работе прибор или аппарат сначала обязательно показывают учителю, и только после его разрешения приступают к практической работе.
Используя спиртовку, тщательно соблюдают правила техники противопожарной безопасности в кабинете химии: зажигают спиртовку только спичкой, тушат исключительно специальным колпачком и не передают огонь от одной спиртовки к другой.
При нагревании жидкости, ею заполняют пробирку на одну треть высоты сосуда.
При нагревании твёрдого или сыпучего вещества, его засыпают в небольшом количестве и только в сухую пробирку.
Никогда не подносят посуду с реактивом к лицу: если нужно почувствовать запах содержимого пробирки, движением руки направляют воздух над ней по направлению к носу (так же, как нюхают духи в парфюмерном магазине).
Все манипуляции с реактивами проводят с крайней осторожностью: ни в коем случае не пробуют на вкус; излишки, образовавшиеся во время проведения опыта, в общую ёмкость не возвращают; а всё, что разлилось или рассыпалось, самостоятельно не убирают.
Закончив эксперимент, убирают своё рабочее место и тщательно моют руки с мылом

Лабораторная посуда и оборудование

ОборудованиеНазвание оборудованияНазначение
Делительная воронкаДля разделения несмешивающихся жидкостей
БюреткаДля отбора точных объёмов жидкостей
Пипетка МораДля отбора точных объёмов жидкостей
Мерный цилиндрДля отбора точных объёмов жидкостей
Воронка химическаяДля фильтрования растворов
Колба двугорлаяДля проведения химических синтезов
Колба трехгорлаяДля проведения химических синтезов
Колба ВюрцаДля проведения химических синтезов
БюксДля хранения веществ
ПробиркаДля проведения химических опытов
Химический стаканДля приготовления и отбора порции растворов
Колба плоскодоннаяДля приготовления растворов с заданной концентрацией
Колба коническаяДля проведения химических опытов
Колба круглодоннаяДля проведения химических опытов
ШтативДля проведения химических опытов
Шпатель химическийОтбор твердых веществ

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрес­сивными веществами использовать средства индивидуальной за­щиты.

2.2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.

2.3. Подготовить к работе необходимое оборудование и при­боры, проверить их исправность.

2.4. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также наличии и укомплектованности медицинской аптечки.

2.5. Убедиться в исправности электрооборудования кабине­та: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголен­ных контактов.

2.6. Проверить санитарное состояние кабинета и проветрить его, убедиться в целостности стекол в окнах.

2.7. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20° С.

Что регламентирует, какие документы

Основные нормы и правила отображены в:

  1. Методических рекомендациях ПНД Ф 12.13.1, раскрывающих общие положения техники безопасности при работе в аналитических лабораториях.
  2. Федеральном законе №3-ФЗ, посвященном действиям с психотропными веществами и наркотическими средствами.

Требования к проведению образовательного процесса в школах описаны в:

  1. СанПин 2.4.2.2821-10.
  2. Правилах по охране труда при использовании химических веществ, вступивших в силу 27.08.2017 г.

Дополнительно каждая организация, ведущая образовательную деятельность, вправе разработать и утвердить собственные локальные нормативные акты. При этом их содержание не должно противоречить общепринятым требованиям, нормам.

Какие действия проводятся после окончания занятий

После работы в лаборатории ученики должны подготовить кабинет для следующих юных химиков. Для этого они должны:

  • В обязательном порядке убрать свое рабочее место.
  • Отходы слить в специальную посуду для утилизации.
  • Снять рабочую одежду и средства защиты;
  • Вымыть руки с мылом.
  • Открыть окна и двери для проветривания.

Если во время работы все же произошел несчастный случай и кто-то опрокинул реактив, поранился химическим инструментом или произошло что-то другое, действия должны быть такими:

  • Если разбился сосуд, осколки следует собрать с помощью специальных предметов, предназначенных для этой цели.
  • Разлитые реактивы убирают в соответствии с требованиями безопасности.
  • Если жидкость, разлитая в лаборатории, легковоспламеняема, следует как можно быстрее приступить к утилизации и срочно позвонить в пожарную часть,
  • В случае травмы оповестить дирекцию школы, при необходимости – вызвать неотложную помощь.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий