Правила безопасности и поведения детям дошкольникам на транспорте

Занятие из серии «Этикет для детей»

Тема: Поведение в общественном транспорте

Цель занятия: показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.

Конечно, вы пользуетесь общественным транспортом

В свободное время и в часы пик вы обращали внимание то, как нервничают пассажиры, когда замечают невоспитанность детей. Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят, за поручни держатся рукой

Младший уступает место старшему, мужчина уступает место женщине. Необходимо также уступать место больному человеку, инвалиду. Ответом на услугу всегда служит благодарность.

Объясните ребенку, что в присутствии посторонних желательно говорить тихо, так, чтобы стоящие рядом люди не слышали, о чем ты говоришь. Не следует делать себя предметом всеобщего внимания.

Поиграйте в транспорт. Отработайте несложные формы поведения: как войти в автобус; как выйти из автобуса; как протянуть руку, помогая выйти из автобуса бабушке; как обратиться с просьбой к пассажиру и др.

Следите, чтобы дети вели себя в общественном транспорте по правилам.

Текст для чтения:

Мама, Ксюша и Петя отправились в гости к Валентине Степановне. Мама сказала:

— Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети.

Ксюша села у окна, Петя — рядом с ней.

— Ксюшка! — закричал Петя на весь автобус. — Ты заслоняешь все окно. Ничего не видно!

Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

— Мальчик, — сказала женщина, которая стояла рядом, — если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.

Петя смутился:

— Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.

— Спасибо, мальчик.

— Пожалуйста, не стоит благодарности.

— Как вы думаете, правильно ли вел себя в автобусе Петя? (Сначала нет, потому что громко, на весь автобус, разговаривал. Кроме того, он не сидел на сиденье, а стоял на коленях. Он не обратил внимания на то, что рядом стояла женщина.)

— Но потом Петя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил как вежливый мальчик? Объясните.

— А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их разговор.

— А вы уступаете место пожилым людям? Какие слова вы при этом говорите? Никогда не забывайте: к старшим нужно относиться с уважением.

Текст для чтения:

Петя спокойно стоял, держась за спинку сиденья. И тут его попросили:

— Передай, пожалуйста, деньги за проезд.

Петя растерялся…

— Девочка, — обратилась к Ксюше старушка — Передай, деньги за проезд кондуктору, пожалуйста.

— Простите, пожалуйста, — ответила Ксюша — я не знаю, что нужно сделать…

— А вы знаете, что нужно сделать, когда пассажир просит передать деньги за проезд на билеты? Научите Петю, как следует вести себя в таком случае и что нужно сказать в ответ на просьбу.

Игровые ситуации:

Давайте поиграем в трамвай. Все садятся на места и готовят «деньги». Поговорите между собой. А теперь в трамвай входит Таня — «бабушка». Как вы поступите? Кто должен встать первым? (Тот, кто сидит ближе к «бабушке».) Что он при этом скажет? Что ответит «бабушка»? А на следующей остановке войдет Вера с «ребенком» (куклой) на руках. Что будет дальше?..

* * *

Поиграем в метро. Наша группа едет в парк. Нужно проехать одну остановку. Катя — воспитатель. Она должна подойти к кассе и купить карточку на метро. А теперь воспитатель раздаст карточки. Ребята пропустят их через щель турникета. Как только загорится огонек, можно проходить. Но если вы ошибетесь, турникет вас не пропустит, так что будьте внимательны! Воспитатель наблюдает, чтобы все пассажиры правильно прошли в метро.

* * *

А сейчас собираемся у эскалатора. Воспитатель проверяет, все ли на месте. Спускаемся вниз. Стойте спокойно, держитесь руками за поручни. Движущаяся лесенка сама вас доставит вниз. Все входят в электропоезд, но никто не подходит вплотную к двери. Юра машинист

Он объявляет: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция (название)»

Разыграйте сценку «В электричке». Пассажиры должны понять, что рядом с ними — воспитанные дети.

Правила поведения в общественном транспорте

Существуют «Правила поведения в общественном транспорте», регулирующие взаимодействие пассажиров в общественном транспорте. Они устанавливают права и обязанности пассажиров и помогают обеспечивать безопасность в транспорте. Некоторые из этих правил вам нужно запомнить.

  1. Ожидание наземного транспорта допускается исключительно на специально оборудованных площадках – остановках общественного транспорта.
  2. Вход в транспорт осуществляется сзади, а выход производится через передние двери. В транспорт оборудованный турникетом вход производится в передние двери, а выход в средние и задние двери.
  3. Перед тем как заходить в транспорт, нужно дать выйти тем, кто собирается выходить.
  4. В обязательном порядке необходимо произвести оплату проезда, приобретя билет на одну поездку, или показать проездной билет на некоторое количество поездок.
  5. Стоящий транспорт обязательно обходят спереди, если это трамвай и сзади, если это автобус и троллейбус.

В транспорте нужно вести себя законопослушно:

  • не создавать шум и не делать резких движений, чтобы не задеть соседних пассажиров;
  • уступать места людям в возрасте и гражданам с ограниченными возможностями, а также женщинам с тяжелой поклажей;
  • не создавать помехи шоферу во время того как транспорт движется;
  • держаться во время движения транспорта за поручни;
  • быть вежливым и обходительным при коммуникации с другими пассажирами;
  • никогда не забираться в уже движущийся транспорт (можно оступиться и соскользнуть со ступенек, попав при этом под колеса);
  • не входить в заполненный под завязку автобус, троллейбус или трамвай;
  • острые или громоздкие предметы надо хорошо упаковывать и располагать в салоне таким образом, чтобы они не доставляли неудобства другим пассажирам.

Ход беседы:

Воспитатель: Я, блестящая такая,

И, конечно, легковая

По дороге мчусь стрелой –

Не угнаться Вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня?. (Машина)

Показ иллюстраций различного вида транспорта.

Воспитатель: Для чего люди придумали эти машины? (Ответы детей). Какие машины перевозят людей, а какие грузы? (Ответы детей). Как называют людей, которые водя машины? (Ответы детей). Благодаря транспорту можно быстро передвигаться по земле, воде или воздуху. Транспорт, который служит для перевозки людей, называется пассажирским, а для грузов – грузовым.

В больших городах много разных видов транспорта, это троллейбусы, автобусы, трамваи, метро, такси, различные грузовики и легковые автомобили.

Для передвижения между городами, поселками существует железнодорожный транспорт (Пригородные и дальние пассажирские и товарные поезда, междугородние автобусы.

Есть ещё воздушный транспорт (самолеты и вертолеты, морской и речной – водный транспорт (катера, теплоходы, баржи).

Рассказываю о назначении каждого вида транспорта.

Воспитатель: Движение транспорта на улицах регулируется светофорами и дорожными знаками. Ребята, давайте вспомним с вами правила дорожного движения. (Ответы детей). Ребята, как нужно правильно переходить улицу? (По пешеходным переходам, где движение регулируется светофорами).

А если нет светофора или полицейского, то как в этом случае переходить улицу?Ответы: (В этом случае нужно соблюдать осторожность: переходить улицу только по пешеходным дорожкам, где есть знак перехода). Воспитатель: Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что машины поблизости нет, только после этого можно начинать переходить

В какую сторону надо посмотреть сначала при переходе улицы? (Сначала налево, а дойдя до середины улицы – направо). Ребята, для чего нам нужны правила дорожного движения? (Правила дорожного движения нужны для безопасности движения транспорта и пешеходов. Нарушать правила – значить подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Нельзя мешать движению транспорта). Почему нельзя играть на проезжей части улицы? Где можно играть? (Только во дворе, на игровой или спортивной площадке)

Воспитатель: Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что машины поблизости нет, только после этого можно начинать переходить. В какую сторону надо посмотреть сначала при переходе улицы? (Сначала налево, а дойдя до середины улицы – направо). Ребята, для чего нам нужны правила дорожного движения? (Правила дорожного движения нужны для безопасности движения транспорта и пешеходов. Нарушать правила – значить подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Нельзя мешать движению транспорта). Почему нельзя играть на проезжей части улицы? Где можно играть? (Только во дворе, на игровой или спортивной площадке).

Физкультминутка «Машины»

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит.

Би-би-би! Би-би-би!

В машине, в машине

Детей полно.

Поехали дети.

Глядят в окно.

Би-би-би! Би-би-би!

Вот поле, вот речка,

Вот лес густой…

Приехали дети. Машина, стой!

Би-би-би! Би-би-би!

Н. Найденова

Воспитатель: А сейчас, ребята, я расскажу, как вести себя в транспорте:

1. Входить в автобус полагается через заднюю дверь, а выходить через переднюю.

2. Разговаривать надо тихо.

3. Нельзя стоять у дверей, это мешает входу и выходу пассажиров

Это особенно важно, так как двери открываются автоматически. Нельзя высовывать руки в открытое окно

4. Принято уступать место пожилым людям.

Рефлексия.

Решение проблемных ситуаций.

«Ты сидишь, а в автобус вошел пожилой мужчина или женщина»;

– «Ты с бабушкой вошел в автобус. А там только одно свободное место (или несколько?»;

«Тебе надо передать деньги на билет. Как ты обратишься к пассажирам?»;

«Ты зашёл в автобус и начал в нём играть с друзьями?»;

«Ты зашёл в автобус с мороженым и испачкал другого пассажира»;

«Ты запрыгиваешь в уходящий автобус».

(Ответы детей).

Воспитатель: Я думаю, вы запомнили, какой бывает транспорт, как вести себя в транспорте. И никогда не будете нарушать правила дорожного движения.

Что небезопасно делать вблизи железной дороги?

Любые правила поведения в местах повышенной опасности продиктованы весьма печальным опытом. Необходимо объяснить детям, что их не выдумали «вредные дяди и тети» для того, чтобы ограничить их свободу. То, что запрещено, – действительно опасно.

Регламент поведения на железнодорожных путях и вокзалах гласит:

  1. Нельзя находиться за чертой перед краем платформы, небезопасно даже заступать за нее. Если нарисованной на платформе линии нет, то безопасным расстоянием может считаться расстояние не менее 5 метров до рельса.
  2. Нельзя переходить пути при красном сигнале светофора или опущенном шлагбауме на переезде или переходе. Иногда даже взрослым не хватает терпения после проезда состава дождаться поднятия шлагбаума или включения зеленого цвета. Может быть, они думают, что нерадивый работник зазевался и не открывает проход? На самом деле велика вероятность того, что приближается другой состав – по встречным путям.
  3. Даже рискуя опоздать на поезд, нельзя пролезать под вагонами и перебираться через автосцепки. В это время состав может тронуться или просто дернуться – и увечье или даже гибель неминуемы.
  4. Пути можно пересекать только по мосту или специальным переходам.
  5. Платформа, пути, ж/д насыпи, тоннели не место для игр. Это смертельно опасно!
  6. На вокзалах, привокзальных площадях, платформах дети могут находиться только под наблюдением взрослых. Ребенка, даже подростка, лучше взять за руку.
  7. Находясь вблизи железной дороги, наушники нужно снять, телефонные разговоры прекратить и быть очень внимательным.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий