Правила безопасности
Правила безопасного поведения обязательны к соблюдению при любых ситуациях. Они придуманы для того, чтобы сохранить здоровье человека, который пользуется автобусом, трамваем, поездом или самолетом. Касаются они как взрослых, так и детей, особенно школьников, которые могут уже самостоятельно без сопровождения родителей пользоваться услугами разного транспорта. Рассмотрим основные из них.
Памятка: Правила посадки, высадки
- Ожидать транспортное средство необходимо только на специальном оборудованном остановочном пункте (остановке);
- Подходить к входным дверям автобуса, поезда нужно только после полной остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу;
- Если заметили, что автобус или троллейбус переполнен, лучше подождать следующего;
- Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров;
- Заходить следует не спеша, соблюдая очередность, не стараясь опередить всех;
- После посадки не останавливаться у самого входа (если только не придется выходить на ближайшей остановке), спокойно пройди в середину, оставив место тем, которые заходят после;
- Не нужно пытаться выйти из автобуса, троллейбуса первым – лучше всего подождать пока основная толпа пассажиров уйдет;
- Переходить улицу после высадки желательно после отъезда транспортного средства от остановки;
- При посадке на трамвай его необходимо всегда обходить спереди, автобус, троллейбус – сзади.
Детям о пожарной безопасности: памятка о порядке действий при пожаре
Памятка: Правила безопасного поведения в пути
При поездке нужно всегда вести себя достойно и придерживаться некоторых правил безопасности и этикета.
Главные правила безопасности:
- Нельзя шуметь, толкаться, причинять другие неудобства пассажирам;
- В любом транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ, острых предметов. Большие предметы (сумки, рюкзаки) лучше всего ставить там, где они не будут мешать другим пассажирам;
- Нельзя отвлекать водителя во время его работы;
- Нужно обязательно держаться за специальные ремни, поручни;
- В транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Не стоит останавливаться около дверей, тем более высовываться из окон на ходу или дверей при начале движения;
- Домашних животных перевозят в специальных клетках -переносках; собак – в наморднике.
Памятка: Правила поведения в автобусе (троллейбусе) в ходе поездки
При поездках на любом транспорте необходимо соблюдать вежливость по отношению к остальным пассажирам и выполнять следующие правила:
- Входя, нужно снимать сумки, рюкзаки, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их;
- В автобусе не стряхивают снег со своей одежды, капли дождя;
- Согласно общепринятым правилам поведения при посадке в любой транспорт первыми всегда входят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды. Именно им школьники обязаны уступать. То же самое нужно делать, выходя из транспортного средства общественного пользования;
- К выходу желательно готовиться заранее (особенно если очень пассажиров много). Спрашивать у впереди стоящих: “Вы выходите на остановке?” Извиняясь, просить разрешения пройти, а не расталкивать, локтями прокладывая себе молча путь;
- В салоне необходимо уступать места людям престарелого возраста, женщинам с маленькими детьми, с тяжелыми сумками, инвалидам;
- В транспорте нельзя толкаться, стараться не наступать на ноги, не опираться локтями на человека, который находится рядом, не толкать его;
- В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговаривают очень громко, не высовываются из окна, не мешают пассажирам при выходе, на входе;
- Обязательно нужно оплачивать проезд и при необходимости показывать талон или билет контролеру, кондуктору после поездки билет выбрасывается в урну;
- Если пользуетесь проездным документом, то держать его при посадке нужно наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора и не доставлять неудобств другим пассажирам при его поиске;
- Если в переполненном салоне держаться неудобно, а в руках цветы или торт, то не нужно стесняться и попросить пассажиров подержать их;
- Не принято разглядывать пассажиров в упор, опираться на них или заглядывать в телефон, книгу сидящего, стоящего рядом человека;
- Нельзя грубить другим пассажирам. Если замечание сделано по поводу – стоит взять его на заметку, постараться исправиться;
- Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их, есть мороженое, пирожные, причесываться, чистить ногти, громко смеяться, разговаривать, обсуждать проблемы во всеуслышание и многое подобное.
Правила поведения на перемене в школе
Правила поведения в гостях
Дети часто ходят в гости, причем как к своим друзьям, так и к знакомым родителей. Если ребенок научится хорошим манерам, ему будет проще поддерживать общение в будущем, когда он станет взрослее и самостоятельнее
Итак, что важно знать детям?
- Напрашиваться в гости нельзя — следует дождаться приглашения хозяина;
- В гости нужно приходить вовремя, если опаздываешь — нужно заранее предупредить. Ранние визиты нежелательны — они могут поставить хозяев в неловкое положение;
- На праздничные мероприятия следует приходить с подарком;
- «Засиживаться» в гостях не стоит — всему нужно знать меру;
- Вести себя можно раскованно, но соблюдать порядок необходимо;
- Гулять по квартире, заглядывать в шкафы, включать телевизор и т. д. без разрешения хозяев нельзя.
Важность формирования навыков этикета у ребенка
Что принято называть этикетом? В обществе закреплены определенные правила поведения людей, манеры, правила хорошего тона, которые отображают уровень культуры человека. При различных жизненных обстоятельствах, в различных сферах деятельности общества принято соблюдать такие правила.
В первую очередь этикет необходим детям, так как все полученные знания и навыки в детстве ребенок заберет собой в дальнейшем в сложную, взрослую жизнь, где от культуры его воспитания будет зависеть его будущее: карьера, статус в обществе, отношения с окружающими людьми. Культурно обогащенный, вежливый человек всегда знает, как необходимо себя вести в том или ином месте, никогда не испытает сложностей в поддержании беседы, будет достойно держаться в любой ситуации.
Правильно сформированное в детстве отношение к нравственности, морали облегчает адаптацию в обществе.
В цивилизованном мире проблема этического воспитания стоит как никогда остро. Современные дети все реже задумываются о правилах хорошего тона, потому что вечно занятые родители не успели вовремя донести до своего чада азы правильных, хороших манер поведения, присущих для воспитанного человека. Ведь именно самые близкие люди, которые являются примером для подражания и становятся первыми помощниками в освоении этого мастерства. У культурных и воспитанных родителей дети знают и применяют на практике правила хорошего поведения:
- со старшими людьми, сверстниками, незнакомцами, воспитателями и учителями;
- дома и в общественных местах (в детском чаду, в школе, поликлинике, транспорте и прочем);
- в гостях;
- за столом;
- в телефонном разговоре и так далее.
Если же элементарные правила поведения не привиты ребенку своевременно, то в обществе он испытает дискомфорт, отвержение, замкнется в себе. Тогда уже родителям придется решать более серьезные проблемы.
Как обучать ребенка этикету
Нет лучшего способа обучения этикету, чем пример мамы и папы. Малыши копируют близких людей, подражают им. Родители должны взять под жесткий контроль свое собственное поведение: не срываться на крик, не проявлять грубости, невежества. В случае плохого поведения ребенка, оставаясь спокойными, взрослым придется быть твердыми в своих словах и решениях. Не стоит сомневаться, что в дальнейшем дети так же спокойно проявят себя в подобной ситуации.
Повторение вежливых слов при каждом уместном случае – это тоже обучение. Достаточно напомнить малышу, что нужно поздороваться с соседом, сказать «спасибо» после еды, «спокойной ночи» перед сном. Со временем это войдет в привычку, и ребенок будет произносить такие слова автоматически.
Самая большая ошибка родителей – «навязывание» этикета. Часто взрослые делают грубые замечания, постоянно одергивают по разным поводам и без них. Малыш чувствует давление, начинается противостояние. Родители раздражаются, сердятся, настаивают на своем и в итоге получают полное отрицание каких-либо правил своим ребенком.
Проводить обучение стоит ненавязчиво, лучше всего в игровой форме. Тогда маленький человечек даже не почувствует, что происходит процесс учебы, он охотно и с удовольствием будет выполнять игровые задания, усвоение материала пойдет быстрее и принесет больше пользы.
Очень хорошо и результативно пройдет ролевая игра с куклами. Взрослым нужно помочь ребенку придумать игровую ситуацию: куклы пришли в гости к медвежонку, одна ведет себя хорошо, другая – плохо; зайчонок балуется, когда ест; куклы собираются на бал и многое другое.
Игра в театр так же будет эффективна, можно дать ребенку возможность побыть как положительным героем, так и отрицательным. Принесет пользу просмотр с малышом мультфильмов, которые как раз и рассматривают вежливое отношение к окружающим, прививают правила хорошего тона, в которых идет обсуждение персонажей, особенности их поведения. Не стоит забывать и про чтение книг: сказок, стишков, потешек.
Перечень правил поведения детей за пределами дома
Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:
Правила поведения, разработанные Минобразования РФ
- На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
- Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
- Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
- Беречь общественное и чужое имущество.
- Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
- Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
- Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже минут.
Эти подростки злостно нарушают правила поведения
Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:
- Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
- Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
- Заниматься торговлей и перепродажей.
- Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
- Ездить на подножках общественного транспорта.
- Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
- Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.
Детям до 16 лет запрещено выезжать на скутере на дорогу
Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.
Гостевой этикет для детей: принимающая сторона
Важный урок в манерах и этикете для детей — это встреча и приветствие гостей
Важно помнить, что дети не бывают слишком маленькими, чтобы учиться приветствовать семью или гостей. Независимо от возраста или пола дети должны соблюдать этикет в гостях
Как детям принимать гостей у себя дома
- Открывая дверь и приглашая гостей войти, следует поприветствовать их улыбкой. Это возможность показать гостям, что им рады.
- Если гостей встречает мальчик, тогда по правилам ему следует пожать руки взрослым мужчинам, а также другим мальчикам.
- Нужно предложить гостям принять у них верхнюю одежду, аккуратно развесив ее. Либо показать им, где они могут оставить свои вещи.
- Если погостить приходят бабушки и дедушки, тогда уместно обнять и поцеловать их.
- Дети, особенно подростки, должны с уважением отвечать на неудобные вопросы взрослых, особенно когда те интересуются личными делами, происходящими с их внуками. Для этого достаточно вежливо ответить: «Извините, но я пока не хочу говорить на эту тему». (Прочитайте статью: нужны ли сегодня хорошие манеры подросткам?)
- Если в гости пришли дети со своими родителями, тогда ребенку-хозяину, нужно чем-то занять своих сверстников, чтобы им было интересно, даже если он был занят другими делами. Вежливость подразумевает радушие.
Правила приветствия
Приветствуйте гостей по имени, если вы их знаете, и спрашивайте имя, если не знаете. Это признак уважения к ним, а также указывает на то, что человека ценят. Поэтому учите детей всегда приветствовать других по имени или спрашивать, как обращаться к гостям, если забыли имя. Ребенку не нужно бояться снова спросить, не забыл ли он имя. Люди понимают, что иногда дети забывают имена взрослых людей. Поэтому вполне нормально сказать взрослому человеку: «Мне очень жаль, я не могу вспомнить, как вас зовут, напомните мне пожалуйста». Или сверстнику: «Прости, я не могу вспомнить, как тебя зовут, напомни пожалуйста». Нужно всегда смотреть в глаза людям. Смотреть в глаза человеку, с которым вы разговариваете — хорошее правило для всех, а не только для детей. Это простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердца каждого взрослого, которого они встречают
После приветствия очень важно добавлять положительные слова в начало разговора. Примеры таких слов: «Рада тебя (вас) видеть у меня (у нас) в гостях» или «Какое удовольствие к тебе приехать в гости». Выход за рамки стандартного приветствия показывает, что ваш ребенок ценит человека, с которым разговаривает
Важно не только спрашивать, но и уметь слушать. Мы все используем автоматическое: «Привет, как дела?», но часто забываем сделать паузу и дождаться ответа. Учите детей спрашивать, а затем слушать — это первый шаг к следующему правилу гостевого этикета. Запоминание деталей. Запоминания имен и конкретных деталей (например, болезни, сдача экзаменов или возвращения из отпуска) подразумевает заботу и уважение к собеседнику. Это оказывает существенное влияние на восприятие людей
Выход за рамки стандартного приветствия показывает, что ваш ребенок ценит человека, с которым разговаривает
Важно не только спрашивать, но и уметь слушать. Мы все используем автоматическое: «Привет, как дела?», но часто забываем сделать паузу и дождаться ответа
Учите детей спрашивать, а затем слушать — это первый шаг к следующему правилу гостевого этикета. Запоминание деталей. Запоминания имен и конкретных деталей (например, болезни, сдача экзаменов или возвращения из отпуска) подразумевает заботу и уважение к собеседнику. Это оказывает существенное влияние на восприятие людей.
Общие правила формирования у детей культуры поведения
Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:
Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.
Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.
Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями
Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.
Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.
Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают
Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора
Правила вежливости при разговоре
Взрослым следует объяснить ребенку, что вежливым нужно быть всегда, даже во время простого разговора. Вежливая беседа может помочь малышу завести новых друзей и вызвать уважение со стороны взрослых. Для этого нужно соблюдать определенные правила во время разговора:
- если вы заняты делом, а к вам обращаются, нужно отложить на время дела и ответить на вопрос;
- нельзя перебивать – вежливые люди всегда до конца слушают то, что говорит собеседник;
- во время разговора нельзя обсуждать и обзывать других людей;
- долгие разговоры – утомительны, поэтому не стоит быть чрезмерно болтливым;
- вежливый человек всегда дает возможность собеседнику рассказать о чем-либо, высказать свое мнение;
- нужно быть доброжелательным и внимательным;
- не стоит слишком сильно жестикулировать во время разговора.
Чтобы закрепить навыки вежливого общения воспитатель обыгрывает с детьми различные ситуации. Кроме таких игр, педагог обсуждает с детьми поведение сказочных персонажей, героев рассказов, спрашивает, правильно ли они себя ведут, и как поступил бы вежливый человек
Посредством беседы воспитатель объясняет детям объясняют важность соблюдения этикета во время разговора не только в детском саду, но и дома, и в гостях
Гостевой этикет для детей
Крайне важно обучить свое чадо правилам поведения в гостях. Следует объяснить, что находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:
- приходить в гости только по приглашению хозяев;
- поприветствовать хозяев дома;
- не опаздывать к назначенному времени;
- соблюдать правила общения;
- не трогать предметы и вещи в доме без спроса;
- не настаивать на своих желаниях;
- соблюдать правила поведения за столом;
- не бегать по квартире, не кричать;
- не мусорить, не разбрасывать игрушки, вещи;
- не задерживаться в гостях надолго;
- поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.
Так же следует разъяснять детям, что правила гостевого этикета соблюдаются не только приглашенными в гости, но и теми, кто принимает гостей.
- необходимо приглашать гостей заранее;
- встретить и поприветствовать пришедших;
- встречать друзей с улыбкой, хорошим настроением;
- разъяснить правила поведения в своем доме.
«Волшебные заросли»
Цель:формировать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения, вербальными и невербальными.
Ход игры
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями», (всеми остальными участниками игры). «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут раздвинуться и пропустить участника в центр круга, если он говорит хорошие слова, а могут и не пропустить, если их «просят плохо». Затем следует обсуждение, когда и почему водоросли расступились, кого пропустили, а кого — нет.
Этикет ученика
Школа – это одна из самых важных сфер детской жизни, которая занимает существенную часть его времени. Поэтому неудивительно, что в школьной культуре есть немало правил, с которыми поначалу ребенку может разбираться с трудом.
Уроки этикета для детей дошкольного возраста, а также школьников постепенно расставят все по своим местам. Вскоре все войдет в привычку и ребенку будет легко соблюдать необходимые предписания в школе.
Ключевые правила хорошего тона для детей школьного возраста в учебном учреждении:
- Портфель желательно собирать еще вечером, чтобы утром не тратить на это время и не опаздывать.
- Ученик должен приходить за 15 минут до уроков. Это время необходимо для того, чтобы школьник успел сдать вещи в гардеробную и подготовиться к занятиям.
- Этикет для школьника предполагает аккуратное и бережное отношение ученика к имуществу школы, других учеников и собственному.
- На мобильном телефоне нужно отключить звук, чтобы внезапный звонок не отвлекал ни учеников, ни учителей.
- Когда в класс входит педагог, другие взрослые или директор, ученики должны молча встать в знак приветствия.
- На уроках нельзя говорить с одноклассниками и покидать помещение, не спросив разрешения у учителя. Для этого нужно поднять руку, а затем задать вопрос.
- Нельзя разговаривать, кричать, нарушать правила поведения во время урока.
- Ученик должен содержать свою парту в порядке. Учебники, тетради, ручки и карандаши следует раскладывать аккуратно. Не стоит и говорить о том, что нельзя писать на партах.
- Школу не пропускают по неуважительной причине. Если нужно уйти с уроков раньше, нужно спросить разрешения у учителя или же у медсестры, если причина в плохом самочувствии.
- Нельзя смеяться над одноклассниками, обижать их или бросать различные предметы. Относиться к одноклассникам необходимо уважительно.
Правила поведения ученика в школе во время перемены:
- нельзя покидать класс, пока учитель не даст такое разрешение;
- по коридорам, классу и лестницам нельзя бегать, так как это не только проявление невоспитанности, но и травмоопасно;
- нельзя садиться на подоконники – даже в тех случаях, если окна плотно закрыты;
- не допускается бросание каких-либо предметов в педагогов и других учеников;
- нельзя хлопать дверьми, съезжать по перилам;
- запрещено использовать нецензурные слова и неприличные жесты.
Следует помнить, что перемены существуют для того, чтобы отдохнуть, поесть, справить нужду, посетить библиотеку или позвонить родным по телефону (если это разрешено школьным уставом).
Правила этикета по телефону для детей
С раннего возраста очень важно привить ребенку правильную культуру общения по телефону.
Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:
- Обязательно начинайте телефонный разговор с вежливого приветствия:«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», если общаетесь с другом, то можете начать со слов: «Привет!»,«Здравствуй!»;
- Телефонный разговор должен быть кратким и лаконичным, все детали можно обсудить при личной встрече.
- После ответа собеседника, спросите: «Удобно вам (тебе) сейчас разговаривать?», если неудобное время для беседы, попросите вам позвонить позже.
- Не нужно беспокоить по телефону людей до 8-00 и после 21-00, если это не форс-мажорная ситуация, требующая немедленного решения.
- Интонация во время разговора максимально приветливая, доброжелательная, не нужно повышать голос или угрожать собеседнику.
- Плотно держите телефон в руках, чтобы собеседник вас слышал хорошо, четко произносите свои слова и не отвлекайтесь параллельно на беседу с третьим человеком, это неуважительно.
- Постарайтесь продумать разговор заранее и задать все вопросы человеку за один телефонный звонок, беспокоить человека несколько раз не тактично.
- Если по телефону вам ответил не тот человек, то поздоровайтесь с ним и вежливо попросите позвать к телефону вашего товарища, если он дома.
- Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, выслушайте его внимательно, только затем задавайте вопросы.
- В завершении разговора вежливо попрощайтесь «Всего доброго, До свидания!», «Всего хорошего, до встречи!»
Каждый ребенок должен соблюдать приведенные выше правила хорошего тона и применять их в школе, во время общения с незнакомыми людьми, другими детьми и родными с раннего детства.
В будущем это сделает из вашего ребенка культурного человека, который своим поведением будет радовать вас и своих будущих детей воспитает соответствующим образом.
Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.
Родителям на заметку
Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.
Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.
Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»
Возраст
На что обратить внимание
До 1 года
Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать1-3 года
Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливостьУчим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой3-5 лет
Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфеткиУчим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду5-6 лет
Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемыСвоим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведениемШкольный возраст
Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах
Правила речевого этикета
Малыш-дошкольник должен:
- здороваться с близкими и родными по утрам и говорить «спокойной ночи», отправляясь спать;
- здороваться, встретив на улице знакомых, а также придя в гости. Ну и, разумеется, прощаться, уходя;
- говорить «здравствуйте» соседям;
- знать и понимать значение слов «пожалуйста», «спасибо», «извините»;
- извиняться, если совершил плохой поступок;
- называть чужих людей на «Вы»;
- никого не оскорблять и не дразнить, не ябедничать;
- не перебивать говорящих, а если это в крайних случаях сделать необходимо, прежде извиниться.
Правила столового этикета
Ребенок должен:
- кушать в специально предназначенном для этого месте, а не где попало;
- понимать назначение столовых приборов и уметь ими пользоваться;
- кушать из своей тарелки и не обсуждать содержимое чужих тарелок;
- не набрасываться с жадностью на пищу;
- не разговаривать во время еды;
- не чавкать;
- не играть с напитками или едой;
- не толкаться за столом и не баловаться;
- не тянуться на другой конец стола за чем-то необходимым, а попросить другого, чтобы он передал то, что нужно;
- не ковыряться во рту и в зубах, сидя за столом;
- знать назначение полотенца и салфетки и уметь ими пользоваться;
- не выбирать из общей посуды кусок или фрукт побольше и покрасивее, а брать тот, что ближе всего;
- не выходить из-за стола, когда вздумается, а подождать, когда другие закончат есть. Либо попросить разрешения, чтобы выйти, у кого-то из взрослых;
- не кушать перед телевизором или компьютером, не читать за столом.
Дополнительно о правилах поведения ребенка за столом расскажет это видео.
Правила гостевого этикета
Как известно, ходить в гости – дело непростое. И все же малыш-дошкольник должен понимать:
- приходить в гости с пустыми руками не принято;
- тем более – нельзя напрашиваться в гости;
- придя в гости, нужно со всеми поздороваться – даже с незнакомыми людьми;
- находясь в гостях, нельзя бегать по другим комнатам без разрешения и трогать какие-то вещи;
- и уж, конечно, ни в коем случае нельзя прыгать по диванам и кроватям – даже если кто-то другой это делает;
- вести в гостях себя нужно тихо, не кричать и не капризничать;
- нельзя ничего требовать у хозяев. За любой подарок или угощение нужно говорить «спасибо»;
- уходить домой следует, когда об этом скажут взрослые и не проситься поиграть еще;
- уходя, нужно поблагодарить хозяев за гостеприимство и сказать им «до свидания».
Правила семейного этикета
Находясь в кругу семьи, малыш должен:
- уважать старших, не дерзить и не грубить им;
- то же касается и других членов семьи – ровесников или младших;
- перед тем как зайти в комнату родителей или других взрослых родственников, необходимо постучаться;
- не ябедничать родителям на своих братьев и сестер;
- помогать маме и папе, а также другим членам семьи.
Правила уличного этикета
Находясь на улице, ребенок-дошкольник обязан уметь и понимать:
- бросать мусор нужно исключительно в урну;
- ходить по газонам, где это запрещено и рвать цветы с клумб нельзя;
- показывать пальцем на людей и не обсуждать, как они выглядят – неприлично;
- понимать, что такое светофор и для чего он нужен;
- уходить без разрешения взрослого, который его сопровождает нельзя;
- общаться с незнакомыми людьми и рассказывать им о себе или маме с папой также нельзя.
Правила поведения в общественном транспорте
Находясь в автобусе или трамвае, ребенок должен уступать место пожилым людям. Исключение из этого правила – общая давка, в которой малыша могут затоптать. В этом случае взрослые должны объяснить, почему он должен сидеть и не уступать место «той бабушке»; бегать по автобусу или вагону, кричать, громко смеяться, забираться с ногами на сиденья или стучать в чужие купе – нельзя; запрещается толкать ногами спинку переднего кресла.
Правила общего этикета – то есть, такие, которые необходимо соблюдать в любом случае и в любой ситуации. Итак, 5-6 летний малыш должен понимать, что в любом случае нельзя:
- прилюдно чесаться, ковырять в ушах, зубах или носу;
- лезть вперед других, стараясь протиснуться к выходу или входу в любое помещение;
- бегать, кричать, хлопать дверями, шуметь другими способами;
- грубить взрослым и сверстникам, произносить всякие плохие слова;
- кашлять, не прикрыв при этом рот и не извинившись;
- находясь в помещении, где много людей, бегать там и наступать другим людям на ноги;
- снимать с себя одежду, будучи не дома;
- ходить нарочито шаркающей и расхлябанной походкой;
- жевать резинку с открытым ртом, чавкать.
Разумеется, этот список можно продолжить в зависимости от конкретной ситуации.
Что такое этикет?
Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.
Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.