Правда ли, что в СССР воспитывать детей было легче

«Длинный прыжок»

Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль на конференции в Тегеране – Corbis via Getty Images

После того, как в октябре 1943 года немецкая разведка узнала о намерении Сталина, Черчилля и Рузвельта провести конференцию в Тегеране, в Берлине приняли решение о разработке операции «Длинный прыжок». Ее целью было похищение или физическое уничтожение руководителей стран антигитлеровской коалиции.

Иран до начала Второй мировой войны прочно входил в сферу влияния Третьего рейха. Даже после частичной оккупации страны советскими и британскими войсками в 1941 году и свержения прогерманского шаха Резы Пехлеви немецкая разведывательная сеть здесь все еще частично сохранилась.

Отто Скорцени

Осуществить операцию было поручено лучшему диверсанту Третьего рейха — оберштурмбанфюреру СС Отто Скорцени, 12 сентября того же года освободившему из заключения Бенито Муссолини. Первая группа диверсантов должна была вступить в контакт с местной резидентурой и подготовить все для прибытия второй группы во главе с самим Скорцени, чей задачей и был захват или убийство лидеров союзников.

Немцам было известно, что в то время как британская и советские миссии были расположены рядом друг с другом, американская находилась отдельно на окраине города. Рузвельту, которому приходилось бы по несколько раз в день ездить на встречи по узким улочкам Тегерана становился таким образом первоочередной целью.

Операция, однако, была обречена с самого начала. Благодаря данным разведчика Николая Кузнецова советские спецслужбы знали о готовящемся покушении и обезвредили первую немецкую группу, высадившуюся в районе города Кум в 70 км от Тегерана. После ее провала операцию свернули. «Длинный прыжок» был прерван в полете.

Не бояться боли

Гуляя на улице, советские ребята сдирали себе коленки, локти. При этом никто не придавал этому особого значения: к ранке летом просто прикладывали подорожник, и веселье продолжалось.

Советские дети всё время падали, сдирали коленки, локти, при этом продолжали весело играть

Современные же дети в этом плане изнежены: малейшая царапина становится трагедией. Её бегут показывать маме, которая охает и ахает, начинает утешать своё плачущее чадо.

Знакомая медсестра, работавшая в детском летнем лагере, рассказывала, что дети ежедневно к ней шли толпами. С широко раскрытыми глазами они показывали на ту же царапину, комариный укус и пр., просили обработать «рану» зелёнкой и прочими препаратами.

Школа

Школа в советское время была призвана:

  • решать образовательные задачи;
  • формировать любовь к труду;
  • развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
  • воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.

В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.

В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:

  • начальная школа с 1 по 4 класс;
  • неполная средняя с 5 по 9 класс;
  • полная средняя 10–11 классы.

Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:

  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
  • вытеснение религии из процесса обучения.

Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.

Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:

  • дома пионеров;
  • станции юных техников;
  • дома культуры;
  • школы искусств;
  • лагеря труда и отдыха.

Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.

Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.

Что изменилось

К сожалению, мы вынуждены принять тот факт, что проблем с успеваемостью, состоянием здоровья, поведением молодого поколения значительно прибавилось. Известно, что воспитание в большинстве своем зависит от семьи, в которой малыш растет. В Советском Союзе это была настоящая ячейка общества, обособленный элемент со своим укладом.

Конечно, не все семьи идеальны, но, если возникали какие-либо проблемы, поднимались всем миром и старались помочь. В современной России люди разводятся больше, чем регистрируют браки, растет число неполных семей. А страдают от этого, в первую очередь, дети. Им просто не у кого брать пример, что мужчина должен быть сильным, а женщина – верной опорой во всех начинаниях. Сегодня зачастую бывает с точностью да наоборот. Мужчина как таковой уже не защитник, не пример для подражания – он просто папа. Мальчикам с детства не прививается самостоятельность и умение держать слово. А девочкам – не преподносится женственность и желание в будущем стать хорошей матерью.

Детские сады

Каким было воспитание в советское время в детских садах? Они тоже потеряли свои позиции. В СССР дошкольное образование считалось единым, имело определенные стандарты обучения. Сейчас кто-то посещает государственные детские сады, кто-то – частные. Некоторые семьи предпочитают воспитывать ребенка дома (обосабливаясь от общества). Если в Советском Союзе профессия «воспитатель» была крайне почетной, то в современной России квалифицированных специалистов осталось мало. Да и идти в эту специальность людям остается только по зову сердца, ведь зарплаты предлагаются смешные.

Раньше каждый человек был товарищем, детишкам объясняли, что важно проявлять трудолюбие, дисциплинированность, любовь к близким, уважение к старшим. Повсюду висели лозунги с соответствующими наставлениями

Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности. Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь.

Изменилась и система физического воспитания детей. Советскому Союзу нужны были сильные, здоровые, работящие руки. Работало множество фабрик, заводов, колхозов, где необходимо много трудиться. В школах было много снарядов (кольца, брусья, перекладины), на которых занимались все. Конечно, достаточно времени уделялось и играм (футбол, баскетбол, волейбол). Сейчас тоже можно отдать ребенка в спортивную секцию. Но их не так много, и профессионализм тренеров не всегда достаточно высокий. Но на уроках не так строго спрашивают, не следят за выполнением нормативов. Отпускают домой с немного недолеченным насморком. О какой силе духа тут может идти речь?!

Разумеется, в любой системе есть свои положительные и отрицательные стороны. Возможно, когда-нибудь мы сможем вернуться к прошлому, советскому периоду воспитания, ведь он был далеко не плохой. А, быть может, спустя годы сегодняшняя система нам покажется идеальной. Кто знает, кто знает…

Система образования и воспитания

В советскую систему образования и воспитания входили ясли, детский сад и школа. Каждое из учреждений претерпевало немало изменений. Что-то осталось неизменным и в сегодняшней России. Советская система образования и воспитания имеет свои плюсы и минусы. Чтобы сделать правильные выводы на будущее, нужно знать, как воспитывали детей в СССР. Кто-то ругает советскую систему, другие — вспоминают с умилением, но равнодушных нет.

Ясли и детский сад

Ясли существовали еще в дореволюционной России, но их было всего 19. Крупный расцвет ясельных групп пришелся на эпоху Советского Союза. Подобные дошкольные учреждения принимали детей от 2 месяцев до 3 лет, поскольку женщина должна была работать. Ясли входили в государственную систему здравоохранения.

Там осуществлялись:

  • присмотр за детьми;
  • работа по охране здоровья;
  • мероприятия по физическому и психическому развитию детей;
  • учебная деятельность.

Ясли имели 4 возрастные группы:

  • груднички до 9 месяцев;
  • ползунки от 9 до 14 месяцев;
  • средняя от 14 до 24 месяцев;
  • старшая от 2 до 3 лет.

С 1959 года в СССР формируются единые дошкольные учреждения — ясли-сады. Перед поступлением в детский сад ребенок проходил врачей и медицинское обследование. В учреждении находился медицинский работник, следящий за здоровьем детей. Детский сад классически подразделялся на семь групп: три ясельные и четыре детсадовские.

Последние делились по возрастному принципу:

  • младшая 3–4 года;
  • средняя 4–5 лет;
  • старшая 5–6 лет;
  • подготовительная 6–7 лет.

Режим и учебная деятельность зависели от возраста. Министерством образования была разработана программа занятий:

  • музыка;
  • рисование;
  • лепка;
  • математика;
  • конструирование;
  • аппликация;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическая подготовка.

Особенностью работы детских садов было то, что все они существовали за счет государства. Мебель, игрушки, книги закупались и обновлялись регулярно. Родители лишь частично компенсировали оплату питания в зависимости от доходов семьи. Малообеспеченные и многодетные семьи освобождались от оплаты.

Воспитание насилием

В СССР было не особо важно, чего там ребенок хочет. Партия сказала надо…. Нередко детей наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется

Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой

Нередко детей наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется. Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой.

К счастью, рукоприкладство познали далеко не все дети СССР, но с психологическим насилием знаком, пожалуй, каждый ребенок. Тогда же были весьма популярны принципы «Не можешь – научим, не хочешь – заставим» и «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Однажды мне написала женщина за пятьдесят и рассказала, что она всю жизнь жила для кого-то (для детей, для мужа, для партии), а теперь осталась одна и совершенно не знает для чего ей жить. Пока она занималась чужими делами, своя-то жизнь прошла, а в ней ничего — ни радости, ни фундамента. У нее состояние близкое к депрессии и совсем-совсем невеселые мысли.

А еще истории из того же детского сада про «не выйдешь из-за стола, пока не доешь». Помните такое? Все ушли гулять или на тихий час, а ребенок сидит над своей тарелкой и поливает ее крокодильими слезами. Некоторые воспитатели как будто соревновались за право самого жестокого садиста — они вываливали содержимое тарелки со вторым в суп, да еще и сверху приправляли компотом. И заставляли есть.

У ребенка рвотный рефлекс, но это никого не волнует. Ведь он должен, у них, мол, режим и распорядок. В СССР обычным явлением было то, что насилие пряталось под высокими идеалами, а дисциплина была дороже человеческого достоинства. И таких примеров масса.

Дети могут быть эгоистами

Помните столп советского воспитания: «Нельзя быть эгоистом и думать только о себе»? Действительно, в 20 лет нельзя. А в 2-3-4, и даже в 5 лет — еще можно.

Ребенок не рождается со встроенной программой уважения чужих прав, признания чужих границ и чужой ценности. Как раз первое, что ему нужно освоить, — это собственную ценность, которая определяется тем, насколько он сам уважаем со всеми своими желаниями и потребностями. А они у ребенка всегда эгоистичные.

Детки еще не умеют принимать в расчет чужие психические реальности. Моя дочь научилась понимать, что мама может испытывать боль, огорчаться или страдать, немного раньше, чем пошла в школу. Даже распознавая невербальные сигналы о чужих чувствах, ребенок плохо их толкует. И это не всегда отражается на том, чтобы соразмерить свои эгоистичные потребности с чужими. По моему скромному мнению, чтобы стать альтруистом и любить весь мир, надо пройти возрастную стадию безусловного детского эгоизма. Иначе во взрослой жизни мы так и не научаемся ставить себя и свои интересы на первое место. И раз за разом попадаем в истощающие нас потребительские отношения. Или пытаемся всю жизнь отказываться от своих желаний в угоду тому, чтобы нас любили.

Это не значит, что мы должны потакать детям во всех безрассудных желаниях. Это значит, что мы уважаем то, о чем говорит и просит наш ребенок. Мы слышим это. Обсуждаем. Придаем ценность. И по возможности идем навстречу. Я часто вижу, как родители говорят «нет» на многие просьбы ребенка. И непонятно, почему «нет». Я не могу найти никакого логического объяснения. Но тут включается еще один страх советских родителей: «Избалуешь ребенка — он сядет тебе на голову!». На самом деле после такого воспитания вырастают не баловни, а ущербные взрослые люди со склонностью к созависимости и нарушенными границами.

С каждым годом моего материнства я все больше ухожу от того, что вынесла из своего советского детства. Но самое главное — я все ближе подхожу к своему внутреннему ребенку, который в свое время был бы очень рад получить такое понимание, поддержку и принятие своих неотъемлемых прав на грязь, эгоизм, неуемные эмоции и смелое познание мира. И знаете, кто меня этому учит? Конечно, мои собственные дети! Вместе с ними я получила еще один шанс прожить детство заново и обрести больше целостности, возвращая к счастью маленькую часть меня самой. Я уверена, что только дети могут научить нас истинам, которые мы забыли когда-то, выбрав навсегда стать взрослыми. Давайте учиться у детей! Это в наших общих интересах…

Дети могут (и должны!) пачкаться, играть с грязью и «пулькаться» в лужах

Страшный сон мамы-домохозяйки: сын или дочь бегают по лужам, размазывают в песочнице грязь или по локоть пачкаются, помогая дяде-дворнику. Я сама постоянно становлюсь свидетельницей тому, как мамочки на детской площадке истерически кричат своим чадам: «Петя! Быстро уйди из лужи!», «Маша! Попробуй еще раз взять в руки мокрый песок!».

Тем не менее только с грязью, в грязи или рядом с ней проходит важнейший этап психического развития ребенка! Эта стадия обычно длится у ребенка от одного до трех лет, и в это время важно давать ему возможность топать и прыгать по лужам и размазывать набухшую от дождя землю. Не прожитая как следует, эта стадия отпечатывается на всю жизнь различными достаточно неприятными «особенностями» характера. Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс

Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов

Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс. Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов.

Многодетные семьи

Вот, например, давайте сравним пособия и компенсации для льготных категорий, которые предусматривались в бытность Союза и действуют сейчас. Всем известно, что многодетным матерям в СССР выдавались почетные медали и звания героинь, но, как известно, такие знаки почета не помогут материально.

Начиная с 1936 года им была положена материальная помощь, которая в последствии неоднократно корректировалась в большую сторону. В итоге на момент 1947 года размер этой выплаты соответствовал значениям, внесенным в следующую таблицу:

Для матерей, воспитывающих:При рожденииЕдиновременная помощь, руб.Ежемесячное пособие, руб.
2 детей3-го ребенка20
34-го654
45-го856
56-го1007
67-го12510
78-го12510
89-го17512,5
910-го17512,5
1011-го25015

Если учитывать, что в те времена, когда молодое советское государство проходило тяжелейший путь становления, заработная плата составляла сущие копейки, то даже 20 руб. было неплохим подспорьем, другое дело, что они выплачивались единовременно, тогда как размер самого пособия варьировался в диапазоне от 4 до 15 руб.

Ну, то есть, можно сказать, “почетное издевательство” над героическими женщинами. Представьте, матери 4 детей выплачивались 4 руб., а 11 и более – 15. Выходит по рублю или чуть больше на каждого ребенка. Не забалуешь. Кроме того, практически отсутствовали другие преференции, и все, на что можно было рассчитывать, – это 50% скидки в оплате детского сада, при соблюдении следующих условий:

  • наличие 3 детей и заработной платы до 40 руб.;
  • четверо детей и зарплата 60 руб.;
  • 5 и более детей вне зависимости от доходов.

А что же сейчас? Сегодня для многодетных не предусмотрено каких-то отдельных пособий. Вместе с тем, эта категория граждан при условии малой обеспеченности имеет полное право оформить не одну, а сразу несколько льготных выплат на каждого ребенка в зависимости от его возраста:

  • ежемесячное пособие на ребенка возрастом от 3 до 7 лет в размере 50% от установленного в регионе прожиточного минимума – 5500 руб. (по новым правилам возможно повышение процентной доли до 75 и 100%, соответственно, в зависимости от степени нуждаемости);
  • до 18 лет в размере 100% от установленного в регионе прожиточного минимума –11300 руб.
  • ежемесячная выплата за рождение 3-го ребенка – 10-15 тыс. в зависимости от региона;
  • единоразовый маткапитал за 3-го ребенка – 639 тыс. 431 руб. (если ранее маткапитал не оформлялся);
  • 30% льготы на оплату ЖКХ;
  • пособие на санитарно-курортное лечение;
  • школьное питание бесплатно;
  • на подготовку к школе (новое разовое пособие в размере 10 тыс. руб.).

Важно помнить, что перечисленные льготы актуальны только для малоимущих семей. При этом подача документов осуществляется только 1 раз (можно удаленно через сайт Госуслуг), после чего все начисления и перерасчеты производятся в автоматическом порядке, в отличие от Союза, при котором приходилось оббивать пороги разных инстанций, убивая львиную долю времени на сбор справок и очереди

Не та машина

Hulton Archive/Getty Images

6 ноября 1942 года служивший в расквартированном в Москве полку Савелий Дмитриев покинул расположение своей части и, прихватив винтовку, направился в сторону Красной Площади. Солдат выдал себя за часового и занял пост у Спасских ворот Кремля.

Дмитриев дождался, когда из них выехала правительственная машина и открыл по ней огонь. В салоне в это время находился нарком внешней и внутренней торговли СССР Анастас Микоян (он не пострадал). После непродолжительной перестрелки охране удалось взять нападавшего живьем.

Савелий Дмитриев – НКВД СССР

В ходе последовавших допросов было установлено, что солдат собирался убить вовсе не Микояна, а Сталина, но по ошибке атаковал не тот автомобиль. Долгое время спецслужбы пытались выяснить, кто же стоит за покушением, опрашивали родных и близких Дмитриева, выезжали в районы боевых действий, где разговаривали с его сослуживцами.

Однако никаких связей стрелка с нацистами или контрреволюционными организациями выявить не удалось. Медицинские исследования показали, что у него есть проблемы с психикой. В одном из заключений от 1943 года было сказано: «При поступлении в больницу НКВД «Бутырская» жалуется на слуховые галлюцинации. Говорит, что слышит, как по радио из Америки с ним разговаривает Рузвельт». 25 августа 1950 года Савелий Дмитриев был расстрелян.

Каким было воспитание в советское время

В советское время было много идеологов, стремившихся дать лучшее системе воспитания и образования. Одним из крупных педагогов был А.С. Макаренко – он пытался развить социалистический гуманизм и оптимизм, придавал немалое значение воспитанию детей в труде. Он хотел, чтобы люди были образованными, квалифицированными, чтобы чувство долга и чести было не последним в их сознании. По мнению Антона Семеновича, дети должны воспитываться в коллективе, семья должна быть любящей и крепкой, полной уважения друг к другу.

Собственное представление о воспитание было и у гуманиста В.А. Сухомлинского, написавшего немало книг. Его точка зрения была таковой: наказать ребенка может только тот педагог, который любит детей, школьные оценки должны быть показателем того, что ребенок достиг, а не насколько плохо выучил урок. Сухомлинский считал, что воспитание в коллективе возможно только тогда, когда совместная деятельность всем приносит радость и удовольствие, обогащает детей интеллектуально. А для этого нужен исключительно детолюбивый опытный педагог. О многом говорит его фраза: «Сердце отдаю детям».

Стоит напомнить о том, каким был раньше кинематограф, какими были мультфильмы для малышей. Никакого насилия, убийств, эротики – в детях воспитывались только лучшие качества. Сейчас нет той жесткой цензуры, которая была ранее. Интернет проведен в каждом доме – это несомненный плюс для образования.

Теперь прочитать хорошую книгу, найти ответ на волнующий вопрос, подготовиться к экзаменам можно за рабочим столом. Но ведь не полезной информацией един интернет и телевидение. Современный 3-летний ребенок без труда справится с пультом от телевизора, в котором 200 каналов на любой вкус. Но с трудом скажет «Спасибо» маме за вкусный ужин или «Будьте здоровы» — чихнувшему незнакомцу.

Были ли дети в СССР умнее, чем современные

Судить о том, были ли дети умнее, достаточно сложно. Вероятнее всего, современные ученики школ не глупее своих одногодок времен СССР — они просто другие. Поменялись приоритеты и вектор внимания общества, моральные ценности и интересы.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Предсказания на 2021 год от Фатимы Хадуевой и других известных экстрасенсов

Школьники в СССР старались что-то мастерить, благодаря чему развивалась мелкая моторика и, соответственно, активно работал мозг. Они поглощали новую информацию из книг и комиксов, так как других развлечений толком не имели.

Дети советского времени жили в состоянии постоянного соревнования со своими сверстниками. Мотивация была огромной: самые быстрые, смелые, ловкие и умные никогда не оставались без внимания общества.

Современные дети имеют гораздо больше возможностей для получения знаний. Технический прогресс позволяет им путешествовать, не выходя из своего дома. Узнать можно все и обо всем.

При этом многие школьники технические приспособления используют только для поиска развлечений, а не для саморазвития. И именно этот факт особенно беспокоит взрослых, детство которых прошло в иных реалиях.

Почему советские школьники были умнее нынешних

Эксперты уверены, что дети в СССР были умнее за счет своей же старательности. Каждый в Союзе не желал быть изгоем, а таковым можно было стать в основном из-за собственной глупости и лени.

Детей с раннего детства приучали к самостоятельности. Девочки учились готовить и шить на уроках труда с младших классов. Мальчики мастерили, ремонтировали, строили.

Родители, не имея достаточной базы знаний о психологии ребенка, не потакали его слабостям. Баловство и любое проявление характера воспринималось с неодобрением. Быть не таким, как все, было зазорно. Потому ребенок с ранних лет старался подражать старшим или более «успешным» сверстникам.

Назвать советских школьников умнее можно лишь в отдельных случаях. Они были лишь более организованными и эрудированными. Развитием учеников занимались все вокруг: учителя, воспитатели, вожатые, родители и представители старшего поколения.

Современные дети от такого давления в большинстве случаев освобождены. И каждый ребенок имеет выбор: стремиться к знаниям и успеху или оставаться на «средней» планке.

Современная система образования в России достаточно жесткая и сложная для учащихся. Но свобода вне школы позволяет ученикам отвлекаться от обучения. Школьники находят альтернативные пути к достижению успеха.

Старшее поколение в этом видит негативные стороны. Психологи же уверены, что изменения в обществе только к лучшему. Гениев в современности общество воспитывает гораздо больше, чем годами ранее.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: КАКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ФАНТАСТОВ СТАЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ БУДУЩЕГО

Быть самостоятельными

В большинстве советских семей ребёнок, который дорос до школы (то есть 6–7 лет), мог самостоятельно передвигаться по своему району, на целый день оставаться дома (пока родители на работе). Он без проблем мог разогреть себе обед (впрочем, мог съесть его и холодным), некоторые даже умели приготовить простые блюда, например, яичницу или кашу. Родители могли послать малыша в магазин за хлебом и молоком.

Сегодня же за оставление несовершеннолетнего ребёнка без присмотра предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Сами дети гораздо более инфантильные и беспомощные, чем их советские ровесники.

Советские дети рано обретали самостоятельность

Самостоятельность в советское время выражалась и в уходе за собой, самообслуживании. Так, советские малыши в детском саду уже в 4–5 лет отлично завязывали шнурки, чего не умеют даже многие современные младшие школьники (а зачем, если есть обувь на липучках?).

Мой девятилетний сын ходит в бассейн и рассказывает, как там многие папы после тренировки моют его ровесников в душе, затем вытирают полотенцем и полностью одевают.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Чем отличаются современные школьники от советских

Негативно на развитии общества сказывается важная сфера развития школьников — социализация. Советские дети с ранних лет учились общаться со сверстниками или старшим поколением. Они сталкивались с трудностями и преодолевали их, находили друзей и врагов, учились контактировать с теми и другими.

Современный ребенок имеет возможность отдалиться от общества, уйти в себя или оставаться только в том кругу, в котором чувствует себя максимально комфортно. Гаджеты заменили детям живое общение, и именно это больше всего беспокоит психологов.

Неумение людьми строить здоровые отношения в будущем может повлиять на изменение отношения общества к институту семьи. Прежние моральные ценности в 21 веке уходят в небытие, уступая место другим приоритетам. И многое из современного непонятно представителям старшего поколения.

Неполные семьи

Не лучшим образом обстояли дела в Союзе и с выплатами матерям, вынужденным воспитывать детей в одиночку. И если сначала это были обязательные алименты для мужчин в размере 1/4 и 1/3 на ребенка, родившегося в браке и вне брака соответственно, то со временем советское государство все-таки предусмотрело отдельное ежемесячное пособие. Его размер составил:

  • на 1 ребенка – 5 руб.;
  • на 2 детей – 7,5 руб.;
  • на 3 детей – 10 руб.

Последние два пункта обозначают общую сумму на всех детей. Не на одного. А о том, как было на них прожить, догадайтесь сами. Мало того, с 1944 года матери, родившие вне брака, имели право на государственную помощь только до достижения ребенком 12 лет, тогда как женщины в разводе получали алименты до достижения детьми 18-летия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий