Методические аспекты работы по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Что ещё можно включить в план работы с детьми

Дошкольники получают огромное количество информации посредством различных видов деятельности, в которую они вовлекаются в этом возрасте. Воспитатели детского сада должны применять разнообразные методы, стимулирующие детей вовлекаться в активное обучение.

Когда образовательная деятельность возбуждает детский интерес, дошкольники успешно развивают навыки общения, познания, выражения эмоций и движения, которые открывают путь в успешное будущее.

Ниже представлены наиболее интересные детям дошкольного возраста задания и упражнения, которые можно включить в план работы воспитателя ДОУ.

Дошкольники любят заполнять таблицы. Многофункциональность нарисованных таблиц позволяет воспитателям использовать их в различных целях.

Детям нравится вносить в наглядные таблицы и графики геометрические фигуры, овощи, фрукты, животных и т.д., сортируя их по размеру, цвету, количеству и т.п.

В оформлении любого праздника можно использовать разноцветные отпечатки рук. С помощью отпечатков рук на боку цветочного горшка можно создать прекрасный подарок на день матери.

Дошкольникам также нравится делать фигурки голубя и рождественские гирлянды из отпечатков рук. Ещё они легко превращаются в рога северного оленя или индейские перья.

Такие тактильные занятия помогут детям развить мелкую моторику и изучить текстуру краски. А родители будут с любовью хранить результаты этой деятельности долгие годы.

Дошкольники любят считать предметы. Воспитатель может положить одинаковые и единичные мелкие предметы в коробку. Детям нравится считать повторяющиеся предметы, исследуя содержимое коробки.

Дайте им задание найти 4 одинаковых ластика, 2 одинаковые игрушки, 6 одинаковых кубиков или 2 парных носка – и дети несколько минут будут весело заниматься подсчётами, сравнениями и ощупыванием.

Дошкольники учатся различать цифры и слова, обозначающие цифры, сравнивая количество предметов с цифрой или словом.

Дошкольники обожают животных. Создание фигурок животных из простых форм развивает навык распознавания различных геометрических фигур.

Например, дети могут создать утку с помощью простых форм. Большой овал станет телом утки. 2 формы в виде сердечек образуют крылья. Маленькие кружки служат глазами. Треугольником обозначается клюв, а ходит утка на 2 оранжевых лапах в форме звезды.

Развивается воображение и формируется навык принятия решений, когда детям необходимо определиться, какие формы они будут использовать для создания любимого животного.

Дошкольники развивают крупную моторику с помощью музыки и движений. Дети любят двигаться под любимые песни. Воспитатели могут стимулировать вовлечение дошкольников в обучение посредством создания стихов, которые учат некоторым понятиям, и наложения их на знакомые детям мелодии.

Условия, необходимые для организации элементарной поисковой деятельности с детьми.

  1. Первое условие связано с пространственной организацией опытов. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Хорошим подспорьем в организации опыта является раздаточный материал. Воспитатель также должен помнить, что слово идет за чувственным познанием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
  2. Второе условие связано с временным параметром: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, умственного напряжения. Такая деятельность трудна дошкольникам. Следовательно, продолжительность наблюдения должна быть примерно 3-10 минут -–это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить опыт в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления – в этом заключается успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.
  1. Третье условие связано со структурой опыта. Каждое из них имеет начало основную часть и конец. Функции их различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.
  2. Четвертое условие. Это диагностирование воспитателем уровня знаний у детей о явлениях живой и неживой природы. А также уровня развития логического мышления. Это нужно для того, чтобы выбрать наиболее доступные знания не сложные для данного уровня, а также правильную методику проведения опыта (дополнительные вопросы, более долгое рассматривание и т.д.).

Таким образом, соблюдение этих условий позволяет осуществить познавательно- исследовательскую деятельность с детьми педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для образования детей.

Перспективное комплексно-тематическое планирование работы в старшей группе (5-6 лет)

Взрослый не вмешивается в свободную игру дошкольников, участвует наравне с детьми в событийной деятельности, создаёт условия для самореализации в рамках проектной деятельности.

Педагог помогает детям во время обогащённых игр в центрах активности и, конечно, организует развивающие занятия.

Планирование образовательной деятельности в старшей группе

В перспективном комплексно-тематическом планировании раскрыто содержание занятий, предложенное 6-ым изданием программы. В старшей группе предполагаются такие занятия, как:

  • физическая культура в помещении – 2 раза в неделю;
  • физическая культура на прогулке – 1 раз в неделю;
  • музыка – 2 раза в неделю;
  • рисование – 2 раза в неделю;
  • лепка, аппликация, ручной труд – 1 раз в неделю (чередуются);
  • математическое развитие – 1 раз в неделю;
  • ознакомление с окружающим миром: с социальным окружением, с предметным окружением, с природой – 1 раз в неделю (чередуются);
  • развитие речи, основы грамотности – 2 раз в неделю.

При наличии литературы и возможностей дошкольного учреждения планируются так же занятия по конструированию и робототехнике 1 раз в неделю (педагоги дописывают самостоятельно).

Структура перспективного плана

Перспективный план в старшей группе составлен в виде таблицы, в которой отражены основные темы периода (названия тематических недель), задачи периода в соответствии с инновационной программой, программное содержание, реализуемое в ходе образовательной деятельности, а также организация работы с родителями детей старшей группы.

При составлении перспективного планирования учитывались принципы деятельностного подхода, возрастного соответствия, развивающего обучения, а также культуросообразности материала. На занятиях ребята осваивают новые знания и умения, затем полученные знания и умения используются в проектной, событийной и самостоятельной деятельности детей.

Мероприятия, направленные на закрепление материала, предложенного в ходе образовательной деятельности, отражены в календарном плане для старшей группы и соответствуют пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Темы недель календарного плана соответствуют темам недель и тематическим периодам, представленным в перспективном плане работы с детьми старшей группы.

Ознакомьтесь с фрагментом перспективного плана в старшей группе

pktp_st_gr

Проектно-исследовательская деятельность

Одним из основных направлений познавательного развития дошкольников является проектная деятельность в детском саду. 

С чего начать? Совместно с детьми надо выбрать тему и составить план работы по проекту. Темы проектов должны соответствовать возрасту детей, быть интересными для них, содержательными, чтобы каждый дошкольник смог найти в заданной теме какой-либо интересующий его аспект. Дети совместно со взрослыми определяют интересы внутри темы, намечают предлагаемые источники информации.

Тему выбрали? Ставится проблема. В ней отражается недостаток знаний по выбранной теме. В результате дети совместно и самостоятельно будут находить варианты и способы для решения проблемы. При этом применяя уже имеющиеся у них знания, путём проб и ошибок добиваться реального результата.

Цели и задачи дают представления дошкольникам об итогах выполнения проекта. Цель – это предполагаемый результат. А задача – это определённый по срокам результат. Чем яснее вы ставите перед ребёнком задачи, тем легче ему будет спланировать свою работу по проекту, быстро, качественно её выполнить и оценить успех проекта. Реализовывать детские проекты необходимо через разные виды детской деятельности. Также необходимо учить детей доводить начатый проект до логического конца.

По окончании проекта у детей появляется радость, гордость за свою работу и полученный результат. Обязательно нужно дать возможность детям предъявить результат окружающим его людям – презентовать проект. Презентацию проекта можно завершить изготовлением поделок, газет, книг или дети могут показать и рассказать о своём продукте  деятельности в виде составления рассказов, развлечениях и спектаклях. Чтобы совместная проектная деятельность взрослого и детей была исследовательской – нужно постоянно поддерживать инициативу дошкольников, любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Постоянно, как бы играя, нужно вводить воспитанников в различные ситуации, доступные для их понимания. Для того, чтобы метод проектов был успешным необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.

Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, не последнюю роль в котором играет познавательное развитие в дошкольном возрасте, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

Подсказки воспитателю

Сделайте копии плана занятия и кратких описаний упражнений. Это позволит вам иметь при себе необходимые материалы и при необходимости провести занятие вне группы, допустим, в парке.

Выпишите слова, ещё неизвестные детям, и определите их значение. Помните, что детсадовцы всё ещё активно пополняют свой словарный запас, поэтому постарайтесь вводить в их лексикон как можно больше простых и коротких слов.

Запланируйте занятие несколько длиннее, чем собираетесь провести на самом деле. Легче сократить часть урока при нехватке времени, чем, в случае более быстрого окончания занятия заполнять оставшееся время, придумывая упражнения на ходу.

Неплохо будет создать веб-сайт группы и обновлять его каждую неделю, добавляя планы уроков и объявления. Поощряйте родителей ознакамливаться с новостями сайта и учебными планами, создав рассылку на их электронные адреса.

Спросите родителей, не имеющих доступа к сети Интернет, хотели ли бы они получать копии учебных планов на руки.

При отсутствии компьютера, выходом для воспитателя может стать вывешивание объявлений, учебных планов и детских творческих работ в приёмной детской группы. Так родители, приходя за детьми, смогут знакомиться с ходом образовательного процесса и успехами своих детей.

Сомнение — главный аргумент

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя — не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну — и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Какие приемы используются для познавательного развития у детей

Для реализации задач и целей познавательного развития в детском саду во все виды активности включены обязательные компоненты. Они представляют собой специальную платформу, применяемую в учебно-воспитательном процессе.

Обратите внимание! Все приемы объединены в блоки и различаются в зависимости от интеллектуальной и эмоционально-познавательной сферы дошкольника

Игровые приемы

Одними из самых значимых приемов для дошкольников считаются игры. Они бывают:

  • Обучающие — признаны самыми действенными с точки зрения развития познавательных интересов и расширения арсенала познавательных действий. Во время дидактической игры по познавательному развитию детей знакомят с новой информацией, закрепляют пройденный материал и способствуют повторению ранее изученного материала.
  • Подвижного характера — помогают детям развиваться физически, повышают эмоциональный тонус, способствуют гармоничному росту и пополняют личный опыт дошкольников.
  • Театрализованные — развивают творческие способности, а также способствуют познавательному развитию.

Игровые приемы

Словесные способы взаимодействия

В любом возрасте речевое взаимодействие с детьми крайне важно. В старшем дошкольном возрасте такие способы помогают отработать навыки построения диалогических и логичных монологических высказываний, а также пополнить словарный запас и усвоить грамматический строй языка

Обратите внимание! Одним из незаменимых словесных приемов в работе с детьми является объяснение и беседа

Практические способы взаимодействия

Еще одним важным аспектом является практическое освоение мира.

Обратите внимание! Практическая деятельность также приучает детей тщательно подготавливать свое рабочее место и следить за общим порядком

Моделирование

Прием имеет наглядно-практический характер и предполагает познание окружающего мира через созданные модели. При таком способе познавательного развития ребята получают наглядное представление об изучаемом материале и предмете и помогают разобраться во всех нюансах. Например, может рассматриваться время года. Дети должны по картинкам определить, о чем идет речь, например, о зиме. Потом они поочередно рассказывают обо всех нюансах и особенностях, а также о том, как кто предпочитает зимовать.

Наглядные приемы

Такими приемами обязательно должен сопровождаться любой вид деятельности дошкольников. Они активно применяются в качестве актуализирующих и мотивационных опорных знаний. Чаще всего в качестве примера берутся животные, птицы, транспорт или космос. Если речь идет о животных, то ребята должны определить, кто из них дикий, а кто — домашний.

Познавательное развитие в средней группе

К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. С 3 до 5 лет ребенок развивается во многих аспектах: физически, эмоционально, социально. Однако более всего заметно когнитивное развитие, так как в мозгу ребенка постоянно образуются новые логические связи, а также укрепляются старые. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками».

Основные познавательные навыки – умение группировать предметы по определенному признаку, наблюдать, предугадывать ход событий, понимать причину и следствие – закладываются именно в этом возрасте, и необходимы для дальнейшего развития. Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками начинают проводить разнообразные опыты и эксперименты.

В соответствии с ФГОС ДО, детей продолжают знакомить с окружающим миром:

  • Закрепляются знания об овощах и фруктах. Детей учат выделять признаки, форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.
  • Знакомят с трудом сельских жителей на полях и фермах.
  • Закрепляют знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и зимовье.
  • В процессе экспериментирования знакомят со свойствами воды, глины, песка, воздуха, ветра, растений.
  • Начинают знакомить с некоторыми профессиями.
  • Учат выделять признаки времен года.
  • Знакомят с жизнью растений.
  • Дети учат правила дорожного движения.
  • Знакомятся с видами транспорта.

Задачи кружковой работы

Задачи кружков общего развития, в первую очередь, зависят от выбранной педагогом образовательной области и вида деятельности. Цели и задачи кружковой работы указываются в программе кружка: общие — в целевой части, частные — в плане работы к каждому занятию отдельно.

Таблица: планирование работы кружка «Школа юного книголюба», разработала А. Н. Пименова

Цель программы

Задачи программы
знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками — иллюстраторами.
обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи.
способствовать психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).
воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге. Методы работы с книгой
Выразительное чтение вслух.
Беседа о прочитанном.
Рисование и лепка любимого героя.
Игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного

Методы работы с книгой
Выразительное чтение вслух.
Беседа о прочитанном.
Рисование и лепка любимого героя.
Игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного.

Перспективный план работы кружка (фрагмент)Месяц
Тема занятия
Задачи занятия
Сентябрь
«Экскурсия в детскую библиотеку». Знакомство с читальным залом, библиотекарем, его трудом.
Узнать, как живут книги, вызвать интерес к ним.
Беседа «Её Величество Книга».
Вызвать интерес к чтению художественной литературы

Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей.
Беседа «Сказка мудростью богата». Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счёт произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Чтение стихов об осени.
Познакомит детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения.
Октябрь
Беседа «Откуда книга пришла»
Дать элементарные представления о том, как создаются книги.
Посещение группового мини-музея книги. Экскурсия «Книги наших бабушек».
Дать детям представление о том как выглядели книги в прошлом веке, какие в них были иллюстрации.
Конкурс «Оживим наши сказки».
Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность.
Знакомство с творчеством Н. Носова. Чтение рассказа «Живая шляпа».
Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.
Ноябрь
Праздник «Посвящение в читатели».
Помочь маленьким слушателям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации.
«Путешествие по русской ярмарке»
Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору.
Знакомство с творчеством Ю. Васнецова. Продуктивная деятельность: рисование «Любимые герои сказок».
Расширять представления о творчестве художника — иллюстратора детских книг.
«Чудо — дерево» — викторина.
Закрепить знания о произведения К.И. Чуковского.
Цит. по:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/30/programma-kruzhka-dlya-detey-starshey-gruppy-detskogo-sada-shkola

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий