Познавательное развитие в подготовительной группе: теория и практика

Мониторинг познавательного развития дошкольников

Подготовительный дошкольный год в детском саду прежде всего развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества детей.

Первичный этап — это наблюдение за тем, как выполняет работу учреждение (детский сад). То есть выделяется деятельность по познавательному развитию воспитанников.

Обратите внимание! Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника. Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление. Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление

Мониторинг дошкольников

Процесс познания сферы детей дошкольного возраста по ФГОС имеет особую актуальность, т. к. именно в дошкольном возрасте познавательный потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций.

Обратите внимание! Важнейшим условием познания всех сфер психики ребенка является развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе

Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе.

Методические приемы в обучении

При работе с дошкольниками, важно знать, что дети лучше усваивают информацию, если занятия проходят в игровой форме — легко и весело. При подготовке к занятию, необходимо подбирать интересные темы, делать краткие конспекты занятий, мероприятий и игр, стараться использовать различные доступные идеи и материалы из окружающей среды, включая мир животных и цветов, строительных объектов и вещей

Природные элементы и художественные материалы позволяют детям развивать воображение и исследовать природу различных предметов, которые они могут каждый день наблюдать вокруг себя.

Познание в детском саду следует расширять через следующие основные методы и формы:

  • настольные и дидактические игры;
  • чтение сказок и рассказов;
  • наблюдения;
  • развлечения;
  • трудовые поручения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • строительные игры;
  • индивидуальная работа;
  • подвижные игры.

От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка. 

В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Малышей приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Их познавательное развитие в ДОУ происходит в наблюдениях и организованных играх.

Приёмы в работе по познавательному развитию в подготовительной группе

Для развития сферы познания у детей подготовительной к школе группы используется стандартный набор из четырёх групп методических приёмов. О практических (продуктивных) и игровых способах говорилось выше, поэтому остановимся на оставшихся двух.

Словесные приёмы

С ребятами 6–7 лет эта группа способов взаимодействия, а точнее, объяснение, становится наиболее продуктивной, что связано с подготовкой малышей к последующей образовательной ступени: именно разъяснение является основным речевым приёмом в школе. При этом для объяснения педагог пользуется не только устным монологическим высказыванием, но и чтением, например, зачитывая те или иные справочные материалы. Так, при рассмотрении темы «Права ребёнка» воспитатель, рассказывая, что «права — это система принятых правил в отношении каждого человека, в том числе ребёнка», дополняет это цитированием ряда прав (о праве на доступе к информации, на образование и др.).

Тесно связанный с объяснением приём беседы также активно используется в работе по расширению познавательной сферы, помогая при этом реализовывать задачи речевого развития. Ознакомиться с методическими тонкостями применения этого приёма можно здесь.

Загадки и стихотворения могут выступать в качестве средств мотивации к работе над темой. Обычно эти виды приёмов используются на этапах ознакомления с новым материалом и для закрепления знаний, умений и навыков. К примеру, в начале изучения темы «Часы: секунда, минута, час» своим воспитанникам я предлагаю такое стихотворение:

Посмотри-ка на часы: Стрелки здесь не для красы: Они указали для нас Секунду, минуту и час. Секунду — тоненькая, Минуту — длинненькая, А коротенькая — час. Так бывает всякий раз: Шестьдесят секунд прошли — Мы к минуте подошли. Ну, а шестьдесят минут Вместе целый час дадут.

А для закрепления этой темы мы с ребятами отгадываем загадки:

  • Братья у Календаря На стене висят не зря. Календарь считает сутки, А они часы, минутки. (Часы),
  • Первая ходит, Вторая бродит, Третья носится. (Часовая, минутная, секундная стрелки).

Загадки не только развивают у ребёнка познавательную сферу, но и мотивируют на дальнейшую деятельность

Приёмы наглядности

Зрительное восприятие для детей очень важно: с его помощью малыши воспринимают мир вокруг цельной картинкой. Поэтому этими приёмами на занятиях также пренебрегать нельзя:

  • картинки (любая тема познавательного развития должна сопровождаться иллюстрациями, например, рассмотрение вопроса, касающегося предметов, определяющих комфортность быта человека, но не во всех домах имеющихся, без картинок с изображением кондиционера, посудомоечной машины, вытяжки на кухне представить нельзя),
  • лэпбуки (организованные в папки или буклеты материалы по отдельным аспектам определённой темы, к примеру, «Национальный костюм», «Перелётные птицы» и др.),
  • атрибуты (например, чтобы детям было проще понять значимость каждого музыканта в оркестре, для игры «Наш оркестр» потребуется набор инструментов разных групп — струнные, ударные, клавишные),
  • демонстрация, то есть выполнение задания педагогом (к примеру, для ознакомления ребят с техникой выполнения рисунков нашей планеты ладошками, образец расположения отпечатка показывает воспитатель),
  • показ (целый ряд тем, например, связанный с изучением жизни на Земле, красочно описан в видеоматериалах, которые могут презентоваться отрывками к той или иной теме, а затем обсуждаются с малышами).

Сомнение – главный аргумент

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя – не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное – научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну – и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания “на блюдечке”. Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Особенности восприятия информации в 5-6 лет

Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:

проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с   одного вида деятельности на другой;
распределение внимания на два и более объекта.

Игра на понимание ситуации

Развитие восприятия у ребенка присутствует   с первых месяцев. Но в  5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

Рабочая программа кружка познавательного направления

Для изучения дополнительных материалов к основной программе познавательного развития в рамках учебно-воспитательного процесса организуется свободное объединение детей по общности интересов, которое называется кружком. Цели такой формы работы аналогичны тем, что определены для старшей группы и сконцентрированы вокруг развития умения самостоятельно находить интересующую информацию, формирования навыка пользоваться справочными материалами, а также полученным ранее опытом.

С ребятами подготовительной группы занятия кружка по познавательному развитию длительностью 30 минут проводятся 2 раза в месяц.

Кружковая работа по познавательному развитию направлена на практическое осмысление тем, например, с помощью опытов

Как индивидуализировать работу по познавательному развитию

Все дети разные, а значит, и процесс развития познавательной сферы индивидуален. При этом существует определённый требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и образовательной программой, по которой работает детский сад, перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать каждый ребёнок. С целью выполнения этой задачи педагогом осуществляется индивидуальный подход, то есть, иными словами, поиск подходящего «ключика» для активизации процессов познания у каждого малыша. Исходя из личного опыта, могу сказать: основная причина того, что, например, один ребёнок в 6–7 лет может складывать и вычитать в пределах 10, а другой не может по условию задания определить, какое арифметическое действие нужно выполнить, заключается в том, что в силу разницы темперамента одни ориентируются в материале быстрее, а другие медленнее. При этом совершенно не факт, что тот, кто долго колеблется, надо сложить или вычесть, не решит задачу. Просто у него на это уйдёт больше времени. Поэтому педагогу следует варьировать и дозировать. Варьировать задания (давать задачи разной сложности — на одно и два действия, если брать в качестве примера занятия по ФЭМП) и дозировать (шустрым холерикам можно дать и две задачи, а вот флегматикам лучше одну и обеспечить спокойную обстановку для её решения, то есть, возможно, посадить отдельно от остальных детей).

Кроме того, индивидуализацию можно осуществить при помощи:

  • практики заданий на дом (если у ребёнка не получается запомнить рифмовку, то стоит поручить родителям проработать текст несколько раз дома),
  • определения круга обязанностей (застенчивым ребятам часто сложно работать в мини-группе, поэтому педагогу стоит назначить роли в каждой, например, «исследователь» – обычно умеющий читать малыш, работающий со справочниками, «практик» – подтверждающий теорию опытом, «оратор» – представляющий материал публике),
  • смены ролей (очень полезно иногда меняться с детьми местами, например, поручить гиперактивному ребёнку подготовить и провести физкультпаузу на занятии).

Один из способов индивидуализировать задания — организовать работу в парах

Занятие по познавательному развитию в детском саду в условиях реализации ФГОС

ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей. Таким образом происходит реализация определенных видов деятельности. Федеральный государственный стандарт развивает интеллектуальные качества будущих школьников. Поэтому есть основное условие для реализации данного направления:

  • определение познавательных задач;
  • применение экспериментирования в работе с детьми;
  • осуществление целей.

Занятие в условиях реализации ФГОС

Пример составления конспекта НОД с элементами познавательной деятельности

Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени»

Каждый дошкольник во время путешествия проходит испытания, преодолевает препятствия, выполняет задания на внимание, память, мышление. Игровая форма будет помогать детям в определении прошлого, настоящего и будущего. Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец

Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры — занятия для дошкольников»

Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец. Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры — занятия для дошкольников».

Обратите внимание! Повышать познавательный интерес помогают досуги, например, занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг ” Мы — фокусники«, а также другие интересные игры — соревнования, КВНы

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (ФГОС)

Познавательно-исследовательская деятельность – это одно из основных направлений в дошкольном образовании. В подготовительной группе, которая предназначена для детей 5-6 лет, проводится познавательно-исследовательская деятельность для развития их интеллектуальных способностей.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе направлена на развитие у детей умения искать новую информацию, анализировать ее, выделять главное, делать выводы и решать проблемы. В процессе такой деятельности дети учатся самостоятельно исследовать мир, познавать окружающую природу, понимать ее законы и принципы.

Конспекты занятий и методические рекомендации для педагогов помогают организовать познавательно-исследовательскую деятельность в подготовительной группе. Одной из тем, которая может быть рассмотрена, является “Природа”. Дети маленькой и подготовительной группы могут изучать природу своей родины или природу Урала, если такая тема ближе к месту проживания.

На занятиях проводятся различные практические работы и эксперименты, рассматриваются иллюстрации и фотографии, читаются рассказы и научные статьи для детей старшего дошкольного возраста. В результате таких занятий дети открывают для себя новые факты о природе, учатся объяснять явления, видеть взаимосвязи.

НОД (наглядно-образная деятельность) также широко используется в познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. В процессе учебных занятий и экскурсий дети получают возможность наблюдать и исследовать окружающий мир, проводить маленькие эксперименты и делать выводы

Важно, чтобы уроки были устроены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно ощутить радость открытия и понять, что исследование и ознакомление с новыми знаниями – это интересно и весело

Примерный план занятий по изучению темы “Природа”

Номер занятия
Тема
Описание

1
Введение в тему “Природа”
Рассказ о разных аспектах природы. Беседа о том, что такое природа и как она связана с нами.

2
Растительный мир
Рассмотрение различных видов растений и их функций в природе. Практические работы с растениями (садежка, уход за растениями).

3
Животные мира
Изучение разных видов животных. Наблюдение за животными на прогулке. Организация игрового занятия, в котором дети играют роли различных животных.

4
Окружающая среда
Определение понятия “окружающая среда” и исследование ее составляющих. Практическая работа с использованием отходов и вторичного сырья.

5
Закрепление знаний
Повторение пройденных тем с помощью игр и викторин. Беседа о важности сохранения природы и нашего окружающего мира.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (ФГОС) позволяет развивать интерес к познанию, формировать умение самостоятельно исследовать мир и мотивацию к обучению. Она помогает детям лучше понять и осмыслить окружающую природу, а также побуждает их к заботе о ней.

Методика проведения занятий по развитию познавательной сферы в подготовительной группе

Поскольку познание есть целевой элемент процесса образования в целом, его задачи есть в каждом (!) виде НОД в детском саду. При этом воспитателем составляется перспективное планирование по этому направлению работы, который позволяет определить вектор разработки тем и выбора видов деятельности для этого.

Временной план занятия

Продолжительность занятия в подготовительной группе 30 минут. В рамках этого хронометража педагог распределяет материал по четырём этапам:

Этап закрепления обычно включает практическое освоение материала, к примеру, выполнение рисунков, аппликаций по теме

  • Система источников экологического права доклад кратко

      

  • Зейгарник блюма вульфовна доклад

      

  • Как учились дети математике в прошлые времена доклад

      

  • Доклад тайной следственной комиссии был единственным обвинительным актом

      

  • Программа оон по окружающей среде доклад о разрыве в уровнях выбросов 2019

Формы реализации познавательного развития в подготовительной группе

Задачи развития сферы познания реализуются не только в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях разных видов (комплексных, интегрированных и др.) по всем направлениям, но и в процессе организации:

  • досуговых мероприятий (к примеру, дети могут быть вовлечены в сбор материалов по теме утренника, посвящённого проводам Масленицы);
  • режимных моментов (так, прогулка является самой удобной формой наблюдений за природой, человеком).

Кроме занятий, цели познавательного развития реализуются и в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий

Особенности развития малышей в 5,6 лет

Занятия, нацеленные  на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые.   В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет   анализировать ситуации, дает  объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям.  У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается   ответственность.


В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться

Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка  все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в   творчестве.

Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он   все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми. 

В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят  посредством игр и общения.   Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают  учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой   результата.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

«Познавательное развитие» следующие тематические блоки:

-«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие, проектная деятельность, дидактические игры)

– «Приобщение к социокультурным ценностям»,

-«Формирование элементарных математических представлений»,

-«Ознакомление с миром природы».

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи

  1. Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
  2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

  1. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

  1. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
  2. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий