Ход занятия:
Игровая ситуация «Весна»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Что мы видим?
Дети: Береза, солнышко светит, травка зеленая.
Воспитатель: А когда у нас начинает травка зеленеть, солнышко ярче светить, первые листочки появляться на деревьях?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно весной. У меня есть очень хорошее стихотворение про весну, послушайте.
В мае
Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там:
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.
Я пройдусь по лугам,
Мотылечки есть там:
Как красивы они
В эти майские дни!
А. Майков
Воспитатель: Ребята, а теперь присаживайтесь за столы. Посмотрите, я принесла вам панно «Весна». Расскажите, что здесь есть?
Дети: Солнышко, облака, бабочек, божьи коровки, цветы.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а как называются цветы.
Дети: Подснежники.
Воспитатель: Помните, мы рассматривали подснежники на прогулке. Они были синего, желтого цвета.
Ребята, у вас на тарелочках лежат цветочки. На карточках, на верхней линии расположим цветочки синего цвета. Помните, между цветочками оставляем место.
Ребята, как можно узнать, сколько цветов на верхней линии?
Дети: Сосчитать.
Воспитатель: Да сосчитать. Давайте считать будем вместе. Один, два, три, четыре, пять. Всего цветочков на верхней линии пять.
А теперь на нижней линии расположите цветочки желтого цвета. Расположите так, что желтый цветок находился, под синим цветком. Выполнили?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о количестве желтых цветов? Их сколько?
Дети: Пять.
Воспитатель: А как вы узнали, что цветочков пять?
Дети: Потому что, желтые цветочки, находятся под синими, и лишних цветов нет.
Воспитатель: Правильно ребята, желтых цветочков тоже пять. Значит, желтых и синих цветочков у нас сколько?
Дети: Поровну.
Воспитатель: Правильно, цветочков у нас поровну. Ребята, цветочки обратно убираем на тарелочки и ставим на край стола.
Ребята, посмотрите еще раз на панно, здесь у нас еще есть божьи коровки. А у вас на столе тоже есть божьи коровки. Переверните карточки. Все нашли?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а сколько коровок у вас?
Дети: пять.
Воспитатель: Ребята, а божьи коровки все одинаковые? Или они отличаются?
Дети: Отличаются. Первая коровка – самая большая, последняя – самая маленькая.
Воспитатель: Божьи коровки хотят погулять, но нам надо им помочь. Они запутались в дорожках. Ребята, а какая дорожка, нужна для самой большой божьей коровки?
Дети: Самая длинная дорожка.
Воспитатель: Да, для самой большой божьей коровки нужна, самая длинна дорожка. Ребята, теперь раскладываем дорожки от самой длинной до самой короткой. Помните, как мы это делали? Среди пяти дорожек выбираем самую длинную, и откладываем. потом выбираем среди четырех дорожек и так далее до самой короткой.
Воспитатель: Молодцы, все справились, у всех божьи коровки пошли гулять. Дорожки обратно складываем в конвертики и откладываем на край стола.
Воспитатель: Знаете, солнышко нам в гости отправил своего друга – солнечного зайчика. И мы с ним сейчас поиграем. Ребята, встаем и идем на коврик. Но у зайчика, есть правила, когда солнечный зайчик идет вверх – поднимаем руки и прыгаем, если лучик вниз- присаживаемся, идет направо или налево, то бежим за ним.
Дети и воспитатель играют. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: А теперь солнечный зайчик приглашает нас опять присесть за столы.
Воспитатель: А сейчас с вами поиграем. Очень внимательно посмотрим на панно. Что на нём есть? А теперь закрываем глазки. Открываем, ребята, что изменилось на панно?
Дети: Бабочка с левого угла перелетела на правый.
Воспитатель: правильно, молодцы.
Игра продолжается 2-3 раза.
Литература
1.От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3- е изд— М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 368 с.
2. Помораева, И. А.Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа / И. А. Помораева, В. А. Позина. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 64 с.
3. Четыре времени года / под ред. С. А. Веретенникова, А. А. Клыкова. – М.: Просвещение, 1992.- 207 с.
Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.
Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка
Стенды с материалами и оборудованием в исследовательском уголке привлекают внимание воспитанников
В некоторых случаях для оптимизации пространства группы исследовательский уголок объединяют с экологическим
В лаборатории ребята с увлечением проводят разнообразные опыты
Желательно, чтобы материалы для опытов были аккуратно разложены по коробочкам или контейнерам
В лаборатории малыши могут проводить опыты с песком и водой
Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду
Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.
Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.
Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил
Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:
- Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
- Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
- Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
- Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
- Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
- Фартуки, защитные очки, шапочки.
- Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.
Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты
В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром
Картотека игр по экспериментированию в средней группе
Вывод:
О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой?( Вода может литься, а может разбрызгиваться).
«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод
: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).
«Какая лужа высохнет быстрее?»
Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод:
О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).
«Сухой песок может сыпаться».
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).
Вывод:
О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.
«Мокрый песок принимает любую нужную форму».
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).
Вывод:
О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).
Стекло, его качества и свойства.
Цель:
Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Игровой материал
: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход игры
: Взрослый вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем взрослый проводит пальцами по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла. Далее взрослый берет стеклянную трубочку диаметром 5 мм, помещает ее среднюю часть в пламя спиртовки. После сильного накаливания сгибает ее или растягивает — под воздействием высокой температуры стекло плавится. При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие). Дети составляют алгоритм описания свойств материала.
Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития
Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.
Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи
Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения
В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:
- Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
- Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
- Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
- Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
- Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
- Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
- Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
- Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.
Игры на развитие слуха
Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.
Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».
Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д
Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться
При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать
Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.
Пальчиковая гимнастика
Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:
- Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
- Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
- Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
- Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.
Пальчиковая гимнастика развивает речь
Заучивание стихов, чтение и рассказывание
Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.
Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.
Обратите внимание! В 2020 году Бардышевой Т. Ю
и Моносовой Е
Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком
и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.
Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.
Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка
Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сандугач» село Шыгырдан, Батыревского района.
1.2.Цель рабочей программы Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; творческой активности.
1.3. Задачи рабочей программы:
1. Формирование познавательных действий, становление сознания.
2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
3. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
4. Формирование знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
5.Формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
1.4. Принципыи подходы к формированиюрабочей программы При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:
Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
Отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию для детей 4-5лет
Месяц | № п/п Неделя | Тема | Цели и задачи | Литература | |
Сентябрь | 1 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Закрепить представление детей об органах чувств, их значение (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос- определять запах) | Игра «Угадай, что звучит» Игра «Отгадай по запаху» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.Ст9 |
Сентябрь | 2 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Продолжить закреплять представления детей об органах чувств, их значение (пальцы- определять форму, структура поверхности; язык- определять на вкус) | Игра «Отгадай на вкус» Игра «Отгадай на ощупь» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст9 |
Сентябрь | 3 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Игра «Что звучит?» | Экспериментальная деятельность Тугушева Г.П. Ст10 |
Сентябрь | 4 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Игра «Что звучит?» | Экспериментальная деятельность Тугушева Г.П. Ст10 |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Пояснительная записка
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
— создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
— формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;
— создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;
— привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
В конце года дети могут:
• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
• составлять план
исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения
Месяц | № п/п Неделя | Тема | Цели и задачи | Литература | |
октябрь | 5 | Прозрачная вода | Выявить свойства воды(прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Игра «Кто такая капелька? С чем она любит играть?»Игра «Узнай и назови» Игра «Какая вода?» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст11 |