Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС

Как провести занятие с опытами

Маленьким любителям неизведанного эксперименты, проводимые в детском саду, однозначно понравятся. Ребенок удовлетворяет свое природное любопытство, получает новые знания, систематизирует и закрепляет уже имеющиеся.

НОД по экспериментированию в средней группе

Проводится экспериментирование в средней группе по теме «Такой интересный песок».

Материалы:

  • леечки с водой;
  • контейнеры с песком;
  • формочки;
  • ложки;
  • лопатки;
  • лупы;
  • стол.

Игры с песком развивают мышление

Воспитатель составляет конспект занятия, в котором прописывает цели и задачи.

Ход НОД:

  1. Дети имеют перед собой открытый контейнер с сухим песком. Педагог предлагает им поиграть с формочками и песком. Конечно же, у дошкольников ничего не выйдет, т. к. песок сухой.
  2. «Ребята, почему у вас не получилось сделать формочки? Правильно, песок сухой».
  3. «Возьмите лупы и посмотрите, что представляет собой песок. Видите, это множество мелких частиц, которые между собой в сухом виде никак не связаны».
  4. «Посмотрите, что есть у вас на столе, что сможет исправить ситуацию? Вода в леечках».
  5. «Полейте ваш песок, и он станет не таким рассыпчатым. Вода поможет частичкам склеиться между собой. Теперь попробуйте сделать формочки. Получается».

Дидактические игры

Такие игры по экспериментированию увлекательны для детей из средней группы ДОУ. Они с удовольствием принимают в них участие.

Игры:

«Утонет или поплывет?». Воспитатель дает детям небольшие образцы из разных материалов и различные предметы. Каждый объект кладется ребенком в центр емкости с водой. Задача заключается в том, чтобы наблюдать, что тонет, а что плавает. Для игры подойдут: скорлупа грецкого ореха, кусочек пенопласта, кусочек картона, пластилин, деревянный брусок, пластиковый кубик, ручка, кружка, металлическая игрушка и прочее.
«Живая вода». Подготовительный этап: ребята совместно с воспитателем садят в стаканчики с землей семена растений. Часть семян не поливают, а часть регулярно поливают водой. Через некоторое время поливаемые семена взойдут. Это наглядный пример того, что растения нуждаются в воде, как люди в пище.
«Знакомый аромат». Детям по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху угадать, что же это за съедобный объект. Для этой игры подойдут апельсины, лимоны, огурцы, бананы, творог, шоколад

После игры важно рассказать детям, что такое обоняние, его значение, особенности у человека и некоторых животных.

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации

Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (ФГОС)

Познавательно-исследовательская деятельность – это одно из основных направлений в дошкольном образовании. В подготовительной группе, которая предназначена для детей 5-6 лет, проводится познавательно-исследовательская деятельность для развития их интеллектуальных способностей.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе направлена на развитие у детей умения искать новую информацию, анализировать ее, выделять главное, делать выводы и решать проблемы. В процессе такой деятельности дети учатся самостоятельно исследовать мир, познавать окружающую природу, понимать ее законы и принципы.

Конспекты занятий и методические рекомендации для педагогов помогают организовать познавательно-исследовательскую деятельность в подготовительной группе. Одной из тем, которая может быть рассмотрена, является “Природа”. Дети маленькой и подготовительной группы могут изучать природу своей родины или природу Урала, если такая тема ближе к месту проживания.

На занятиях проводятся различные практические работы и эксперименты, рассматриваются иллюстрации и фотографии, читаются рассказы и научные статьи для детей старшего дошкольного возраста. В результате таких занятий дети открывают для себя новые факты о природе, учатся объяснять явления, видеть взаимосвязи.

НОД (наглядно-образная деятельность) также широко используется в познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. В процессе учебных занятий и экскурсий дети получают возможность наблюдать и исследовать окружающий мир, проводить маленькие эксперименты и делать выводы

Важно, чтобы уроки были устроены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно ощутить радость открытия и понять, что исследование и ознакомление с новыми знаниями – это интересно и весело

Примерный план занятий по изучению темы “Природа”

Номер занятия
Тема
Описание

1
Введение в тему “Природа”
Рассказ о разных аспектах природы. Беседа о том, что такое природа и как она связана с нами.

2
Растительный мир
Рассмотрение различных видов растений и их функций в природе. Практические работы с растениями (садежка, уход за растениями).

3
Животные мира
Изучение разных видов животных. Наблюдение за животными на прогулке. Организация игрового занятия, в котором дети играют роли различных животных.

4
Окружающая среда
Определение понятия “окружающая среда” и исследование ее составляющих. Практическая работа с использованием отходов и вторичного сырья.

5
Закрепление знаний
Повторение пройденных тем с помощью игр и викторин. Беседа о важности сохранения природы и нашего окружающего мира.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (ФГОС) позволяет развивать интерес к познанию, формировать умение самостоятельно исследовать мир и мотивацию к обучению. Она помогает детям лучше понять и осмыслить окружающую природу, а также побуждает их к заботе о ней.

Примерный план занятия по экспериментированию

Цель занятия: определение характеристик камня практическим путем.

Задача: экспериментирование в подготовительной группе.

Выполнение:

  • Определение цветов, форм и размеров различных камней.
  • Выяснение характера поверхности (гладкая или шероховатая).
  • Изучение рельефа камней при помощи лупы.
  • Взвешивание камней и определение температуры.
  • Исследование свойств камня (тонет ли в воде, легче, чем дерево, впитывает воду, как звучат камни).

Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневник.

Опыты с магнитом увлекательны

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

Цель — знакомство детей со свойствами магнита, создание с ним игрушек.

Задачи — стимулировать познавательную активность, любопытство, мелкую моторику, сформулировать представление о свойствах магнита.

Ход занятия:

  • Детям предлагается разгадать загадку, ответом которой будет магнит.
  • Игра, наталкивающая на представление о том, какие предметы подлежат притяжению, а какие нет. На столе разложены картинки, которые необходимо разложить на две стопки.
  • Физкультминутка.
  • «Склеивание» магнитов. Объяснение существования магнитных полюсов.
  • Учитывая полученные знания, создание магнитной игрушки или скульптуры.
  • Выводы. Обязательное проговаривание с каждым ребенком, что он вынес из урока.

Слайд 11 Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Вторая группа раннего

возраста (от 2 до 3 лет)

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим матери­алом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец раз­ной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение срав­нивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и разли­чие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че­го не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

  1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
  2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

Слайд 10 Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Вторая группа раннего

возраста (от 2 до 3 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредс­твенного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, посте­пенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Уголок экспериментирования в группе

Дети 5–6 лет и более старшего возраста с удовольствием будут проводить время в таком уголке и осуществлять эксперимент. Для его оформления подойдет широкий детский стол и стульчики, рядом с которым удобнее всего разместить шкаф с открытыми полками. Мебель должна быть устойчивой и закрепленной. Оборудовать можно огромным количеством интересных вещей, представить дидактический материал по ФГОС:

  • Развивающими плакатами (осень, зима, лето, весна, насекомые, животные, растения, планеты), обучающей литературой, карточками, журналами.
  • Готовыми экспериментальными наборами.
  • Приборами для измерения веса (весы напольные, весы кухонные электронные и механические, безмен).
  • Приборами для измерения длины (метр деревянный, рулетка, линейка, сантиметровая лента).
  • Приборами для измерения времени (часы песочные, механические, электронные, будильник, секундомер).
  • Микроскопом, лупами.
  • Глобусом, компасом, картами.

Уголок экспериментирования должен быть в каждой группе

  • Магнитом, металлическими вещами.
  • Различными коллекциями (бабочек, шишек, коры деревьев, листьев, пуговиц, монет, семян, камней и другого).
  • Стаканчиками, банками, пробирками, колбами.
  • Подробными описаниями опытов и экспериментов.
  • Перчатками, губками, тряпочками, нарукавниками и фартуками.
  • Контейнером с песком и формочками.
  • Живыми цветами и ростками.
  • Развивающими играми для детей дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе очень разнообразна. Она способна легко увлечь детей 5-6 лет. Они с удовольствием будут открывать для себя этот удивительный мир.

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации

Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

Слайд 14Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Средняя группа (от

4 до 5 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать зна­комить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помо­гать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельнос­ти модели, предложенные взрослым.

Слайд 18Программа «От рождения до школы» (Н.Вераксы) Развитие познавательно- исследовательской деятельности Подготовительная к школе

группа (от 6 до 7 лет)

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации

Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений

В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований

Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине

Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений

Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях

Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать

Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе

Существует множество занятий для развития малышей.

Опыты с магнитом, различного происхождения

Выполнение: детям предлагается использовать скрепки или другие металлические предметы для замера производимой силы и последующего сравнения свойств.

Опыты с песком

Необходимы две пустые пластиковые бутылки, песок, шило, скотч.

Ход:

  1. Соединение крышек скотчем, плоской стороной друг другу.
  2. Проделывание отверстия шилом, в центре склеенных крышек.
  3. Добавление песка в одну бутылку.
  4. Закручивание обеих бутылок.

Обратите внимание! В результате получились песочные часы, время которых устанавливается самостоятельно

Опыты с водой развивают знания

Опыты с водой

В емкости разных форм и размеров разливают воду, и наблюдают, какую форму она примет, констатируя отсутствие цвета и запаха.

Опыты с бумагой и песком

1/2 листа бумаги скручивается в трубочку диаметром 1 см. В нее вставляется карандаш, конструкция засыпается песком до основания трубки. Карандаш убирается, и ребенок наблюдает целостность свернутой бумаги и отсутствие деформаций. Просто и познавательно!

Опыты с бумагой и водой

Берется два листа бумаги, накладываются друг на друга. Ребенку предлагается сдвинуть их. После чего листы пропитываются водой, и сдвинуть их уже не так просто. Таким образом, приходит понимание о склеивающей способности мокрой бумаги.

Опыты с тканью

Необходимо предоставить несколько образцов различных тканей. Дети должны сравнить и проанализировать материал, его толщины, гладкость, прочность, степень намокания.

Опыты с воздухом

Полиэтиленовый пакет надувается и затягивается. Воспитатель показывает — пакет держит форму. Затем воздух выпускают, и пакет опадает. Вывод: в пакете был прозрачный воздух.

Слайд 22Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить: Сюжетные и

ролевые игры — отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.Наблюдение за предметами и их рассматривание — обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.Диалог и беседа — способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.Экскурсии — предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.

Слайд 4ФГОС ДО: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными

способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации

Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений

В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований

Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине

Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений

Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях

Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать

Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

Развитие исследовательских задатков у дошкольников

Развитие исследовательских задатков у ребенка во многом зависит от позиции взрослых. Ведь дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты.

Поэтому взрослые должны мотивировать детей на выполнение интересных заданий, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать ребенку оценить уровень предложенных решений.

При этом необходимо предоставлять максимальные возможности для самостоятельных действий, поддерживать инициативу дошкольника.

Активизация познавательного интереса

Несмотря на то, что у детей существует естественная потребность в познании, их интерес и поисковую активность необходимо стимулировать. Для этого можно использовать задания на развитие умений оригинально мыслить, видеть проблемы, рассуждать с разных точек зрения.

Упражнения и задания для этого подойдут разноплановые. Вот только несколько из них:

  • Составить рассказ от имени Колобка (герой может быть любым);
  • Придумать несколько ответов на эвристические вопросы (Почему поют птицы?);
  • Упражнения на развитие умения задавать вопросы («Задай вопросы веселому зайчику на рисунке, чтобы узнать о нем»);
  • Провести мысленный эксперимент («Что будет, если все люди станут великанами?»);
  • Эксперименты с реальными объектами с целью выявить новые свойства (с водой, красками, лучом света, пластмассой, тканью);
  • Игры на развитие мышления («Последовательные картинки», «Были-небылицы» и другие).

Поощрение самостоятельности ребенка

Исследовательская и поисковая деятельность принесет мало пользы дошкольнику, если он будет только наблюдателем. Недостаточно и того, что ребенок всего лишь будет выполнять действия

Важно, чтобы он самостоятельно ставил цели, что он хочет проверить, узнать, понять. А обозначив цель, действовал в соответствии с ней

Чтобы последовательно развивать самостоятельность ребенка, родителям нужно придерживаться соответствующих правил:

Создавайте в доме среду, способствующую самостоятельности ребенка.
Давайте возможность решать небольшие проблемные ситуации.
Поддерживайте интерес к деятельности.
Дозируйте свою степень активности в совместных с ребенком делах.
Не ругайте за неудачи. Вместе разберите их причины.
Хвалите ребенка за успехи

Это ОЧЕНЬ важно!

Как сделать уголок экспериментирования в подготовительной группе?

Важно определить место будущего уголка:

  • Оформление зависит от фантазии, обязательно наличие картинок и игрушек.
  • Доступ естественного освещения.
  • Детям должно быть просто и легко брать материалы для экспериментов. Визуальный обзор всех предметов.
  • Отсутствие стекла, электрических приборов, розеток, опасных веществ.

Паспорт уголка экспериментирования

Паспорт, это документ, в котором воспитатель указывает название уголка, номер группы и возрастную категорию, количество и название всех веществ и предметов для опытов, в том числе мебель, методические указания по проводимым экспериментам, правила пользования уголком и плакаты по технике безопасности.

Дневник опытов и экспериментов

Важно фиксировать результаты практических исследований. Для этих целей дети ведут дневники опытов и экспериментов, куда схематично вносят свои зарисовки, схемы и пометки

Обратите внимание! Для этих же целей используют стенды с фотографиями, планами и диаграммами, возможно изготовление тематических книжек-раскладушек, на тему проведенных исследований

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

  • умение формулировать проблемы воспитанниками,
  • грамотное формулирование вопросов,
  • построение алгоритма действий для решения проблемы,
  • выдвижение гипотез,
  • выбор способов исследования,
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса,
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация),
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования,
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий