Познание окружающего мира и поведение

Дидактическое значение ощущений и восприятия.

При построении обучения решающее значение имеет организация познавательного процесса ученика в логике его продвижения к освоению опыта культуры и цивилизации. Ощущения и восприятия, как уже отмечалось, выступают основой любого процесса познания, представляя его исходное звено. Педагогическое осознание этого факта становится отправным моментом формулирования первых дидактических концепций и практик. Начиная с XVII в., когда схоластика уступила место реализму с сенсуалистическим познанием, и на протяжении нескольких веков опора на реальные ощущения и разностороннее восприятие ребенка выступала, пожалуй, одним из главных и неизменных по сей день требований дидактики.

Дидактическое развитие этого требования воплотилось прежде всего в принципе наглядности обучения, получило свое практическое преломление в принципах доступности обучающих воздействий, связи обучения с жизнью, индивидуализации, системности и систематичности обучения и др. В логике этого фундаментального требования разрабатываются также и ведущие методы обучения: перцептивные, репродуктивные, индуктивные и др.

Наиболее адекватно и полно дидактическое значение ощущений и восприятия раскрывается в принципе наглядности обучения. Эту идею выдвигали известные просветители М.Монтегю (1533 — 1592) и Ф.Бэкон (1561 — 1626), более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В.Ратке (1571 —1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и прежде всего Я.А. Коменский (1592—1670), который разработал этот принцип в «Великой дидактике» и применил в других своих произведениях.

Особое внимание Я.А. Коменского принципу наглядности объясняется всецелой приверженностью педагога сенсуалистической теории познания, согласно которой истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависят прежде всего от показаний органов чувств

На этой основе Я.А.Коменский формулирует свое знаменитое золотое правило обучения, которое напрямую апеллирует к чувственно воспринимаемому опыту. Рекомендованное Я.А.Коменским полисенсорное познание до сегодняшнего дня не реализовано так, как этого добивался выдающийся чешский педагог.

Таким образом, Я.А.Коменский уже в XVII в. предвосхитил необходимость охвата и включения в процесс обучения всего сенсорно-перцептивного потока проявления активности обучаемого.

Я.А.Коменский, а затем И. Г. Песталоцци противопоставляли наглядность схоластическому вербальному преподаванию. Ее использование должно было облегчить учащимся овладение любыми знаниями, как научными, так и практическими. Я.А. Коменский утверждал, что «людей надо учить разносторонне, не из книг черпать мудрость, а с неба, земли, с дубов и буков» . Он заботился также о том, чтобы учащиеся «наглядно» познавали «духовные и несуществующие предметы», например ангелов, души и т. п. То есть речь идет об использовании наглядности в познании как конкретных, так и абстрактных явлений и сущностей.

Примером блестящего образца методического воплощения и разработки принципа наглядности может служить книга Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках», которая стала своеобразным прообразом первых букварей. Эта книга вводит сознание ребенка в мир взаимосвязанных явлений и процессов. Следуя библейской логике миросотворения и мироздания, книга Я.А. Коменского увлекает в захватывающее путешествие к постижению необходимых, сложных и психологически важных для ребенка сторон действительности, формируя целостное и стройное видение окружающего мира. При этом наглядным методом раскрываются не только конкретные вещи и явления (птицы, рыбы, звери и т.д.), но и абстрактные нравственные понятия (душа, справедливость, добродетель и др.).

Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания и руководства со стороны учителей и воспитателей. Особенно это относится к учащимся младших классов, которые из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаясь на случайные и несущественные.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения об этих объектах, способные облегчить и направить восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов. Демо

Формы познания

Есть вот такие шесть форм:

  1. Научное признает только факты – всё, что достоверно, систематизировано, доказано.
  2. Философское дает общее объяснение тайн природы, окружающего мира и человека с точки зрения теории рассуждения.
  3. Художественное раскрывает всю многогранность мира посредством художественных образов. Не стремится быть доказательным и обоснованным (фильмы, театры, музыка, литература, изобразительное искусство, народное творчество).
  4. Религиозное предлагает человеку абсолютные идеалы, моральные нормы, ценности и образное отражение действительности, веру в в религиозные писания (библия, коран, тора).
  5. Мифологическая форма подразумевает веру в сверхъестественное, в несуществующие силы природы (Ра – бог солнца, он вызывает засуху, ему нужна жертва, после жертвоприношения пойдет дождь).
  6. Самопознание изучает поведение социума, общественные взаимоотношения людей, разных групп и сообществ, выявляет в них закономерности, процессы.

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

Основные тезисы и особенности бихевиоризма

Чтобы лучше понять идеи и методы бихевиоризма, давайте рассмотрим основные положения данного направления:

  • бихевиоризм исследует поведенческие реакции всех живых существ;
  • действия человека изучаются только с помощью наблюдения за ними;
  • все психические, интеллектуальные и физиологические действия диктуются поведением;
  • все действия живых существ являются ответной реакцией на внешние триггеры;
  • если заранее определить внешний раздражитель, то можно угадать дальнейшее поведение человека;
  • точное прогнозирование поведения является основной задачей бихевиоризма;
  • можно влиять или контролировать поведение любого человека;
  • все поведенческие реакции приобретаются из опыта или достаются в наследство от предков;
  • умения разрабатываются благодаря рефлексам, способность мыслить или говорить — это приобретенные навыки;
  • на психику живого существа влияет окружение и условия жизни;
  • эмоции возникают в ответ на позитивные или негативные триггеры окружающего мира.

Идеи бихевиоризма, основанные на эмпирическом опыте, оказали большое влияние на научное общество. Но у любой теории всегда найдутся как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их подробнее:

  • Последователи бихевиоризма исследовали только внешние реакции человека, которые представлялись возможным для наблюдения. При этом они полностью игнорировали внутренние проявления человека: психологические и физиологические процессы.
  • Ученые утверждали, что можно влиять и контролировать поведение любого живого существа. Но они исследовали только внешние простые реакции человека, для них не имели никакого значения комплексные действия личности в целом.
  • Бихевиористы не учитывали разницу между животными и людьми, их действия и поведение они исследовали по одной и той же методике.
  • При разработке механизмов поведения, ученые не изучали дополнительно важные факторы — это социум, мотивация и психический образ, которые также влияют на поступки человека.

Бихевиористы попытались охарактеризовать все действия человека через одну теорию, но такой подход не увенчался успехом. Человек — это сложное существо, которое необходимо изучать с разных сторон. В результате бихевиоризму удалось разработать внешние условия, которые способны влиять на личность и побуждать ее на определенные действия.

Если эта информация была полезна для вас, то переходите на сайт «Россия — страна возможностей». На платформе вы найдете более 100 курсов и вебинаров по маркетингу, психологии, менеджменту, финансам и другие. Используйте возможности по максимуму!

Методы моделирования в обществознании

Одним из основных методов моделирования в обществознании является математическое моделирование. С помощью математических моделей можно описать социальные процессы с использованием формул и уравнений. Это позволяет исследователям сделать точные прогнозы и оценить влияние различных факторов на социальные явления.

Другим методом моделирования является графическое моделирование. С помощью таких моделей можно визуализировать сложные социальные системы и процессы. Графические модели позволяют наглядно представить взаимосвязь между различными элементами социальной системы и выявить взаимодействия и зависимости.

Компьютерное моделирование, или моделирование на компьютере, также широко используется в обществознании. С помощью специальных программ и алгоритмов исследователи могут создавать компьютерные модели социальных систем и анализировать их поведение. Компьютерное моделирование позволяет проводить сложные эксперименты и анализировать большие объемы данных, что значительно облегчает исследования в области обществознания.

Методы моделирования в обществознании позволяют более глубоко исследовать и понимать сложные социальные явления. Они дополняют другие методы исследования, такие как анализ данных, опросы и наблюдение, и позволяют создавать новые знания и теории в области обществознания.

Различают наследственные и приобретенные формы поведения

Безусловные и условные рефлексы. Человек рождается с определенным, уже готовым набором поведенческих актов — безусловных рефлексов. Это видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей. Они играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений. К ним относятся пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (одергивание руки от горячего предмета, кашель, чиханье и др.), половые (обеспечивающие размножение) и некоторые другие рефлексы.

В процессе индивидуального развития формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции — условные рефлексы (как следует из названия для их образования требуются определенные условия). Условные рефлексы строго индивидуальны и различаются даже у близнецов.

Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировке во времени и пространстве, т. е. адаптации организма к воздействиям среды. Так, условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного сока и сока поджелудочной железы при виде и запахе пищи создают оптимальные условия для ее переваривания.

Механизм образования условных рефлексов. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением

временной связи между разными группами нервных клеток (центрами) коры больших полушарий головного мозга. К настоящему времени установлено, что в образовании временной связи участвуют и подкорковые структуры. Это положение существенно расширяет и дополняет наши знания о природе условных рефлексов.

В случае предъявления условного, а затем сразу безусловного раздражите -лей на уровне коры больших полушарий оказываются возбужденными сразу два нервных центра. Предполагают, что доминантный очаг возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, как магнит «притягивает» к себе возбуждение из центра условного раздражителя. В результате между ними возникает функциональная временная связь. После многократных предъявлений условного и безусловного раздражителей она становится настолько прочной, что впоследствии даже один изолированно действующий условный раздражитель способен вызвать возбуждение в обоих нервных центрах.

Чтобы выработать условный рефлекс, надо подкреплять условный раздражитель безусловным, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс.

Базой условного рефлекса служат нейроны коры и подкорковых образований головного мозга. Установлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи (кора — кора, кора — подкорка, подкорка — подкорка) при доминирующей роли коры.

Выработка условного рефлекса проходит поэтапно. Начальный этап характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он вырабатывался, но и других раздражителей, сходных с ним по физическим параметрам. На следующем этапе, в процессе закрепления условного рефлекса, ответную реакцию вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.

Методы познания

Эмпирические:

  1. Наблюдение – слежение за объектом со стороны.
  2. Эксперимент – фиксирование данных об объекте, который находится в искусственно созданных условиях.
  3. Измерение – производится с применением определенных приборов для установления веса, роста, скорости, длительности, величины объекта и т. д.
  4. Сравнение – путем сопоставлений производится анализ свойств изучаемого с уже изученным объектом.

Теоретические:

  1. Анализ – подразумевает расчленение предмета изучения на составные части.
  2. Синтез – воссоздание из составных частей расчлененного предмета.
  3. Классификация – распределение объектов в группы по общим признакам.
  4. Сравнение – нахождение в сравниваемых объектах признаков сходства и различия.
  5. Систематизация приводит полученные знания в систему, распределяя их по внутренней сущности объектов.
  6. Конкретизация – процесс получения более углубленных знаний из общих представлений.
  7. Абстрагирование – мысленное нестандартное «видение» предмета (явления) с неожиданной стороны.
  8. Дедукция – познавательная деятельность, характеризующаяся умозаключением от общего к частному (зимой, в теплую и пасмурную погоду идет снег, сейчас такая погода, значит вероятен снег).
  9. Индукция – умозаключение, гипотеза, выведенная из нескольких разных фактов (по разным районам города сегодня нет снегопадов, значит и у нас не будет).
  10. Идеализация – мысленное видение, придумывание совершенного объекта, идеала, к которому нужно стремиться.
  11. Моделирование – создание изученного ранее экспериментального объекта, (того, что существует реально) с целью более глубинного его познания (например, модель строения земли, луны и т.д).

Постоянно развивающийся мир, созданный человечеством, служит примером применения его знаний. Не как итог деятельности, а лишь ступень, ведущая к более высокому уровню развития.

Особенности рационального познания

Рациональный способ познания основывается на получении знаний об устройстве окружающего мира при помощи разума, который является высшей формой мыслительной деятельности. Органы чувств при этом не играют роли. Рациональное познание характерно только для человека.

Рис. 2. Научный эксперимент.

В обществознании принято выделять 3 формы такого способа исследования мира: понятие, суждение, умозаключение.

  • Понятие является исходной формой рационального познания. Говоря простым языком, это мысль, выраженная словами, отражающая существенные признаки предмета или явления. Такие признаки могут быть общими или конкретными. Например, насекомое — общая категория, бабочка — конкретная.
  • Суждение — это мысль, в которой заключается утверждение или отрицание сведений о предмете или явлении. Например, бабочка — яркая, красивая, хрупкая, имеющая крылья.
  • Сущность умозаключения состоит в обобщении информации, взятой из нескольких суждений. Можно сказать, что это вывод о предмете или явлении. Например, бабочка — это насекомое, имеющее две пары крыльев, окрашенных в разные цвета.

Рис. 3. Бабочка.

Способность разума анализировать, обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинно-следственные связи делает рациональное познание более значимым способом исследования мира.

Что мы узнали?

Познание — это процесс исследования окружающего мира, законов его развития. В основе чувственного познания лежат сведения, полученные при помощи чувств. Его формами являются ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание — это получение сведений о мире при помощи разума. Оно также имеет три формы: понятие, суждение, умозаключение.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком является процессом психологического познания в условиях непосредственного общения людей друг с другом. Данный процесс включает все уровни психического отражения, начиная от ощущения, кончая мышлением. Люди при первой встрече в действительности не видят друг друга такими, какие они в реальности и, конечно, на это есть свои причины.

Рисунок 1. Восприятие человека человеком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Осознанно или нет, но человек обращает внимание на жесты, осанку, культуру речи, манеры, поведение, статус и др. В экспериментальных условиях психологи А

А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости

В экспериментальных условиях психологи А. А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.

Далее человек обращает внимание на глаза, которые могут быть разными – добрыми, злыми, колючими, хитрыми, лучистыми и настраивают человека то на доверительный, то на настороженный и агрессивный лад. Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой

Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь

Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой. Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь.

Выражение лица человека формируется его мимикой – у одних людей мимика динамичная и разнообразная, у других бедная, в результате чего создается впечатление угрюмости, скрытности и неприветливости.

Мимика и жесты несут большую информацию о человеке. Мимика регулируется подсознанием и является самым искренним информатором о психическом состоянии человека.

Специалисты заметили, что курящий партнер при положительном решении проблемы выпускает дым вверх, а при отрицательном решении дым выпускается вниз.

Когда партнер испытывает напряжение, его плечи поднимаются, при расслаблении, наоборот, опускаются.

Опущенная голова говорит о замкнутости, а поднятая – об интенсивном самоконтроле.

Склоненная набок голова информирует о любопытстве, стремлении к общению.

Таким образом, в восприятии человека человеком можно выделить четыре способа интерпретации:

  • эмоциональный способ интерпретируется как душевный, хороший, красивый;
  • аналитический способ – брови нахмурены, скулы острые характеризуют злого человека;
  • перцептивно-ассоциативный способ – партнер похож на вредного соседа, поэтому такой же неприятный;
  • социально-ассоциативный способ приписывает человеку его социальные качества исходя из его внешнего вида, если одежда порвана и грязная, то это показывает неблагополучие личности и желание держаться от него подальше.

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.

Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Типы восприятия и наблюдения.

При психологическом изучении особенностей восприятия людей, а также в человеческой практике выделяют следующие основные типы восприятия и наблюдения: синтетическое, аналитическое, аналитико-синтетическое и эмоциональное.

У людей с синтетическим типом восприятия проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Учитель с этим типом восприятия весьма кратко и обобщенно характеризует учащихся: «Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный» или «Разболтанный, невоспитанный», не уделяя должного внимания анализу причин проступков. Сами поступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его общее мнение об ученике.

Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Они стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности, скрупулезно вникая во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности.

У людей, обладающих аналитико-синтетическим типом восприятия и наблюдения, в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада наиболее благоприятны для деятельности.

Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители

Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям

В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача — формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.

57.656. Познание

Одним их важнейших разделов философии является гносеология – философское учение о человеческом познании.

Познание ― это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира:

Агностицизм

(греч. agnostos — недоступный познанию)

Скептицизм

(греч. skeptikos — рассматривающий, критикующий)

Оптимизм

(лат. optimus — наилучший)

Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире.

Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон:субъекта и объекта познания.

Субъект  познания ― это носитель познавательной активности. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом.

Объект  познания ― это все то, на что направлена познавательная активность человека. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект (процесс, явление, внутреннее состояние человека и др.), либо весь окружающий мир.

Уровни познания

Особенности  чувственного  познания:

  • непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;

  • наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;

  • воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Особенности  рационального  познания:

  • опора на результаты чувственного познания;

  • абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;

  • воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения:

Эмпиризм  (от греч. empera — опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Виды  познания

  • Научное познание – вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  • Обыденное познание — это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.
  • Социальное познание – вид познания, который заключается в стремлении объяснить окружающую социальную действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть. Особенностью социального познания является то, что субъект и объект совпадает.
  • Религиозное познание – вид познания, при котором объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  • Мифологическое познание – познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  • Художественное познание – вид познания, который отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.

Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к формированию истины.

Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст

Аналитические методы изучения реальности

Одним из основных аналитических методов является сравнительный анализ. Он предполагает сопоставление различных объектов или явлений с целью выявления сходств и различий между ними. Сравнительный анализ позволяет выявить общие закономерности и особенности, а также определить причины и следствия.

Другим важным аналитическим методом является классификация. Он позволяет систематизировать объекты или явления в соответствии с определенными признаками. Классификация упрощает изучение и облегчает понимание сложных систем, позволяя выделить общие характеристики и различия.

Аналитические методы также включают абстрагирование и идеализацию. Абстрагирование предполагает выделение существенных аспектов изучаемого явления и отбрасывание незначительных деталей. Идеализация включает создание упрощенных моделей или представлений о реальности для удобства исследования и анализа.

Аналитические методы позволяют углубиться в изучение объектов и явлений, выявить их структуру и закономерности, а также понять причины и механизмы их функционирования. Они являются неотъемлемой частью научного познания и позволяют получить более объективные и всесторонние результаты исследования.

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры

Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности

В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.

Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий