Позиция учителя в педагогической деятельности.

Гуманистическая направленность личности учителя

Педагогическая направленность личности учителя может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение, либо на создание условий всестороннего развития личности; во втором случае говорят о гуманистической направленности личности учителя.

Под гуманизмом понимается признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Под гуманностью понимается наличие человечности, человеколюбия, уважения к достоинству другого человека.

Гуманистическая направленность педагогической деятельности означает подчинение всех действий педагога интересам личности ребёнка; что в полной мере реализует основные задачи личностно-ориентированной педагогики – оказания содействия человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей, является важнейшим фактором успешности профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая позиция: суть и значение

Педагогическая позиция — это осознанное и основанное на определенных принципах отношение педагога к процессу обучения и воспитания детей. Она является фундаментальным аспектом педагогической деятельности и оказывает влияние на все ее аспекты.

Значение педагогической позиции состоит в том, что она определяет цели, задачи и методы образовательного процесса. Она позволяет педагогу четко сформулировать свои ценностные ориентации и установки, определить свою роль и ответственность в формировании личности ребенка.

Принципы, на которых строится педагогическая позиция:

  1. Гуманизм. Педагог относится к каждому ребенку как к уникальной личности и стремится развивать его потенциал, учитывая его индивидуальные особенности.
  2. Наука и практика. Педагог опирается на научные достижения и методы, а также учитывает свой опыт и знания, для достижения наилучших результатов в обучении и воспитании.
  3. Взаимодействие и сотрудничество. Педагог сотрудничает с родителями и коллегами, создавая благоприятную образовательную среду и способствуя развитию детей.
  4. Активность и инициатива. Педагог поддерживает и развивает активность и инициативу детей, стимулирует их самостоятельность и творчество.

Педагогическая позиция позволяет педагогу быть последовательным и целенаправленным в своей деятельности, уважать и учитывать особенности и потребности детей, а также создавать оптимальные условия для их развития и самореализации.

Публикация «Основы профессионально-педагогической позиции педагога в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах

  • ФГОС. Внедрение и реализация
  • Темочки

Рассматривая профессионально – значимые качества педагога (педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогический такт, многие современнные педагоги соотносят их с двумя уровнями педагогических способностей : проективными и рефлексивно – перцептивными. Выделены более пятидесяти личностных свойств педагога, по Л. М. Митиной: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального педагога. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является «личностная направленность», которая является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально – педагогической деятельности. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями; идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя понятие личностной направленности применительно к педагогической деятельности, необходимо включить в него еще и интерес к самим воспитанникам, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Педагогом может быть не всякий человек. Дело даже не в том, что педагог должен иметь соответствующее профессиональное образование, a в том, что он должен иметь хотя бы минимальные особые педагогические способности.

От педагога, от его личностных качеств, профессионального мастерства, от его способностей в конечном итоге многое зависит в судьбе детей.

Для успеха в деле воспитания и обучения педагог должен обладать определёнными профессионально значимыми качествами. Обычно указывают: научное мировоззрение, твердые убеждения и идеалы, высокий нравственный и общекультурный уровень; положительное отношение к педагогический деятельности, любовь к детям; профессиональные знания в области психологии, педагогики и методики своего предмета, соответствующие умения и навыки; педагогические способности.

Профессиональные способности соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. Реальное выполнение труда невозможно без запаса профессиональных знаний (сведений о разных сторонах профессиональной деятельности, о способах их осуществления) и психологических знаний (знаний о структуре труда, о способностях, о мышлении). Из знаний специалист черпает эталоны для своего профессионального развития

Выполнение труда опирается также на профессиональные умения и навыки, то есть профессиональные действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста, что не мало важно в реализации ФГОС ДО в современных условиях

Литература:

1. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н. И. Виноградова, А. И. Улзытуева, Н. М. Шибанова. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2012. – 256 с.

2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева. – М. : Академия, 2013. – 420 с.

Моделирование процесса развития педагогической позиции будущего преподавателя высшей школы

На этапе моделирования происходит разработка обобщенной модели, как общей идеи формирования педагогической позиции (статистическая модель) и намечаются основные пути ее достижения (динамическая модель). Педагогическое моделирование – это разработка условий идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. В моделях отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности» структурные компоненты объекта, способы его функционирования. Модель -это «такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя существующий или проектируемый объект исследования, способна замещать ее так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» . Модель является «обобщенным отражением явления, результатом абстрактного обобщения практического опыта», соотнесения теоретических представлений об объекте и эмпирических знаний о нем (Полонский, 1995, с, 104). Она же служит для прогнозирования развития процесса и разработки целей педагогической деятельности.

Моделирование процесса развития педагогической позиции предполагает обращение к концептуальным основам (А), принципам моделирования (Б) и организации процесса, факторам, условиям формирования педагогической позиции аспиранта (Г), логике процесса (Д). Статическая модель процесса А. Концептуальные основы. К основам моделирования в аспекте нашего исследования мы относим: – природу труда преподавателя: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность; – трехкомпонентную структуру педагогической позиции преподавателя; – диалектику внутренних (личностных) и внешних (социально профессиональных) обстоятельств-условий; – процессы интериоршации-экстериоризации. L Труд преподавателя составляет три компоненты: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность — стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Поэтому необходимо удерживать и содержательно определять сразу все три онтологических основания человеческой реальноста (сознание, деятельность, общность) в их специфических профессиональных образах. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначено, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, … способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,

конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за свою страну» . Таких людей могут взрастить педагоги нового гуманитарного типа, обладающие целостным педагогическим сознанием. Концепция структуры педагогической деятельности, предложенная А.К. Марковой , включает следующие составляющие: 1) профессиональные психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции и установки преподавателя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. В рамках этой же концепции А.К, Маркова выявляет и описывает десять групп педагогических умений, с отдельными из которых мы впервой главе в русле компетентностного подхода связывали характер проявления педагогической позиции преподавателя высшей школы

В данной главе мы при построении модели процесса развития педагогической позиции аспиранта как будущего преподавателя высшей школы сделаем акцент на третьем структурном компоненте педагогической деятельности – профессиональные психологические позиции и установки преподавателя, тем самым желая подчеркнуть не только важность обращения к позиции педагога, но и актуальность своего исследования. Чаще всего, этот компонент не включается в содержание образования, не делается предметом специального рассмотрения его в методологическом аспекте, тем самым не обеспечивается, на наш взгляд, смыслообразование педагогической деятельности преподавателя, ее гуманистическая сущность

Определение педагогической позиции

Педагогическая позиция – это система взглядов и установок педагога, которые определяют его действия и отношение к обучаемым.

Педагогическая позиция является неким ореолом, который окружает педагога и влияет на его взаимодействие с учениками, коллегами и родителями. Она формируется под влиянием педагогического опыта, личностных качеств и ценностей педагога, а также современных требований и методик образования.

Основными элементами педагогической позиции являются:

  1. Цель образования. Педагогическая позиция определяет, какие практические цели и результаты образования считаются наиболее важными и желанными.
  2. Методы и подходы к обучению. Педагогическая позиция включает в себя определенные методы и подходы к обучению, которые педагог считает эффективными для достижения поставленных целей.
  3. Отношение к каждому ученику. Педагогическая позиция включает в себя отношение педагога к каждому ученику как к индивидуальности, а также понимание и учет его потребностей, способностей и интересов.
  4. Этика и ценности. Педагогическая позиция определяет этические принципы и ценности, которыми руководствуется педагог в своей работе, включая уважение к ученикам, справедливость и честность.

Педагогическая позиция является основой для принятия решений и построения отношений в педагогическом процессе. Она не является статичной и может развиваться и меняться в зависимости от опыта и изменений в образовательной среде. Как результат, педагогическая позиция – это нечто индивидуальное и уникальное для каждого педагога, отражающее его профессиональный и личностный путь в образовании.

Требования к личности учителя в современном обществе и противопоказания

В истории педагогики представлены основные требования к учителю, но с развитием педагогики и педагогической деятельности, изменяются требования к учителю. Вместе с требованиями, представленными классиками педагогики как ведущими, был выявлен ряд требований к учителю, предъявляемый современным обществом. К таким требованиям можно отнести следующие:

  • корректность, гибкость, любознательность, отсутствие консерватизма, педагог также должен быть неординарным, с хорошим чувством юмора, доброжелателен, терпелив, многоуважаем, иметь большой жизненный опыт, быть мудрым, воспитанным, энергичным, владеть грамотной речью;
  • высокая работоспособность, способность выдерживать действие сильных раздражителей, умение к концентрации своего внимания, активность, бодрость, умение сохранять на протяжении рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность к быстрому восстановлению сил;
  • сдержанность, проявление терпеливости, уравновешенности, собранности, чёткость дикции и выразительность в изложении мысли;
  • высокий темп выполнения работы, умение быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, способность к экспромту, быстрое привыкание к новой обстановке, способность к установлению контактов, непринуждённость в кругу незнакомых или малознакомых людей.

В педагогической профессии существует целый ряд противопоказаний, которые можно кратко охарактеризовать следующим образом:

  • низкий уровень идеалов и убеждений;
  • корыстно-эгоистическая направленность личности;
  • равнодушное отношение к детям;
  • низкий интеллектуальный уровень развития;
  • безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки;
  • наличие некоторых психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия);
  • серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные дефекты речи и слуха.

Выявление противопоказаний к педагогической деятельности можно осуществить в ходе профессионального отбора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий