Артикуляционная гимнастика
Залог правильной артикуляции звуков, в том числе и гласных, состоит в достаточно развитой подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, а также в развитом речевом дыхании.
Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.
“Хомячок”
Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки
При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.
“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается)
Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза
Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.
Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.
Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Н».
Автоматизация твёрдого звука «Н» в прямых слогах:
- на — на — на
- на — но — но
- нэ — нэ — нэ
- ну — ну — ну
- ны — ны — ны
- на — но — ну
Автоматизация твёрдого звука «Н» в обратных слогах:
- ан — ан — ан
- он — он — он
- ин — ин — ин
- ун — ун — ун
- эн — эн — эн
- ан — он — эн
Автоматизация твёрдого звука «Н» в интервокальной позиции:
- ана — ана — ана
- уну — уну — уну
- оно — оно — оно
- ины — ины — ины
- энэ — энэ — энэ
- ана — оно — уну
Автоматизация твёрдого звука «Н» в слогах со стечением согласных:
- сна — сна — сна
- дна — дна — дна
- сно — сно — сно
- дно — дно — дно
- сны — сны — сны
- дну — дну — дну
Автоматизация твёрдого звука «Н» в словах:
Насос, ноги, наволочка, наряд, ноябрь, кабан, Диана, енот, барабан, кнут, значок, ангар, слон, лунатик, сыночек, наколдовать, номер, нора, нос, набережная.
Автоматизация твёрдого звука «Н» в словосочетаниях:
Грибная солянка, наварили макарон, серебряный нож, тёмная ночь, банан нарезан, юный натуралист, холодная и кипячёная, танцевальный номер, знамя родины.
Автоматизация твёрдого звука «Н» в чистоговорках:
- На–на–на, На–на–на — сидит кошка у окна.
- Ан–ан–ан, Ан–ан–ан — шёл домой баран.
- Но–но–но, Но–но–но — в комнате окно.
- Ну–ну–ну, Ну–ну–ну — саночки тяну.
- Он–он–он, Он–он–он — в зоопарке слон.
- Ун–ун–ун, Ун–ун–ун — в сказках есть колдун.
Автоматизация твёрдого звука «Н» в предложениях:
Диана знакомит Настю с Нонной. Антон купил новый чемодан. Анна носит норковую шубу. В южных странах тёмные ночи. Настя носит сарафан. Весной цветут пионы и нарциссы.
Автоматизация твёрдого звука «Н» в стихах:
На букве НЯ, как на лесенке,Сижу и распеваюПесенки!(Е. Тарлапан)
Автоматизация твёрдого звука «Н» в рассказах:
«БУРАТИНИЙ НОС»На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щёки краской, ну, как будто он — Буратино.Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.— Надоело мне этот Буратиний нос делать, — бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается!Надулся Никита.— Наклею его лучше прямо не голову.Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.— Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому что они меня и не видели.(Г.Юдин)
- «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
3 техники постановки звука «С»
1.Подражание
Наиболее часто применяемым методом постановки звука «С» считается подражание. Простота данного способа объясняется предрасположенностью дошкольников к копированию действий. Расположившись перед зеркалом вместе с ребенком, логопед демонстрирует правильное положение органов артикуляции и правильную силу и направленность воздушной струи. Нормированное произнесение звука «с» — рот открыть, кончиком широкого языка упереться в нижние зубы.
Техника является эффективной в случае незначительных дефектов звукопроизношения.
Данную технику можно применять в игровой ситуации, например, раздувая паруса кораблика, сдувая воздушный шарик, дуя в горлышко узкой бутылки и т.д.
2.Постановка от опорных звуков
Способ отлично помогает, когда в качестве опоры выступают межзубный или мягкий . Если имеют место подобные формы произношения звука, то ребенку предлаются следующие инструкции:
При мягком «С’»
– При языке, поднятом вверх, ребенку предлагается правильный образец звука, а затем можно попросить повторить следом за вами.
Обратите внимание, что при правильном произношении звука воздушная струя должна быть холодной и направляться вниз. Проверить это можно расположив тыльную сторону ладони малыша перед его губами
При твердом «С»
Можно получить, также используя звук «Ы» и, сомкнув зубы, направить воздушную струю вниз. Получится сочетание «ЫС».
При межзубном «С»
– При языке между зубами и выраженном желобке, можно попросить ребенка произнести звук, расположив язык за зубками.
Если желобок не выделяется, а язык слабый и широкий, то ставим межзубный «С». Лишь затем формируем правильную артикуляцию звука. Для закрепления правильной артикуляции ребенку нужно расположить язычок между зубами и можно даже слегка прижать его кончик резцами. Сформировать желобок поможет упражнение «Ветерок».
3.Постановка с механической помощью
В качестве помощников можно использовать ручку чайной ложечки, обломанные спичку или зубочистку, ватную палочку.
На язык посередине положить тонкую палочку или спичку (серу предварительно счистить) таким образом, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку, зубы сжать. Равномерно с силой выдыхать воздух, следя за тем, чтобы воздушная струя была сильная и холодная. При правильном выполнении всех подготовительных упражнений и этого должен слышаться звук «С». При произнесении звук «С» может звучать неясно и нечетко — значит, палочка лежит неправильно или воздух выдувается с недостаточной силой. При правильном выполнении упражнения получается звук «С». В дальнейшем звук отрабатывается с предметом, а затем без него. Повторять данное упражнение необходимо много раз, обязателен контроль перед зеркалом. Постепенно палочку вынимают и проделывают это же упражнение уже без нее.
При выполнении этого упражнения необходимо учесть несколько моментов:
- предмет необходимо положить ребенку на язык не более 2 см. в глубину;
- при шепелявом свисте нужно прижать предмет губами, а не зубами, но воздушная струя при выдохе проходит между зубами;
- на начальном этапе необходимо контролировать нажим предмета, чуть глубже или сильнее;
- обязательно используйте игровые ситуации, например, помочь герою или спасти принцессу, иначе ребенку будет скучно.
При закреплении произношения звука на начальных этапах работы разрешается использовать палочку при произнесении слогов и слов.
Виды отклонений
Характеристика дефектов произношения:
- Оглушение. Согласный звонкий звук «Д» на разных позициях в словах переходит в парную глухую согласную «Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».
- Открытая гнусавость. Замена звука «Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости.
- Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.
Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей группы дошкольников
- Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
- С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.)
- Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.
Такие простые задачи используются в подготовительных группах для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.
Артикуляция согласных звуков
Подобная группа звуков ставится на правильном выдохе. Таким образом можно исправить легкие дефекты речи. Эти звуки произносятся с большей силой и яркостью, в отличие от разговора. Воздух при вдохе не должен задевать связки и не стелился в полости рта.
Таблица согласных звуков:
Звук П получается в момент размыкания губ. Следует с закрытым ртом вобрать воздух. Затем с помощью нижнего дыхания нужно разомкнуть губы силой давления воздушного потока.
Звук Б образуется таким же методом
Важно не добавлять при этом гласные звуки
Т произносится при участии языка. Воздух направляется на язык и не задевает связки.
Звук Д произносится также с участием языка. Кончик языка упирается в небо, после этого при давлении воздуха он срывается вниз.
Произношение звука Х получается после приближения задней части языка к мягкому небу. Образуется при легком выдыхании через гортань.
Звуки К и Г образуются при смыкании задней части языка с мягким небом. Поток воздуха должен быть резким.
При произношении звука Н язык должен с силой прижиматься к небу. Кончик давит на слегка приоткрытые верхние зубы, а губы слегка приоткрыты горизонтально. Воздух направляется не в нос, а на конец языка.
М произносится если зажать ноздри. В этот момент гортань расширяется, а струя воздуха разрывает губы.
В и Ф возникают практически одинаково. Верхняя губа слегка поднята, зубы немного обнажены. Нижняя губа должна в этот момент касается верхних зубов. Поток воздуха как бы процеживается между зубами и губами.
Чтобы произнести звук Л язык подтягивают к небу. Дальше нужно пустить мощный поток воздуха на переднюю часть языка.
Звук Р образуется при вибрации передней части языка.
Шипящие звуки
При произношении звука Ш зубы должны быть обнажены, а губы раскрыты. Отверстие между зубами при этом небольшое. Язык ненужно прижимать, он обязан быть свободным. Поток воздуха направляется на нижние зубы. Шепелявость проявляется при прижатии нижней губы к зубам. Также явление возникает, если нижняя челюсть выступает вперед.
При звуке Щ положение ротовой полости идентично Ш, однако передняя часть языка располагается ближе к зубам. Для правильного произношения необходим мощный и протяжный выдох.
Чтобы образовать звук Ж нужно обнажить зубы, и раскрыть губы. Пространство между зубами относительно небольшое. Язык приподнимается, но не касается неба и зубов. Потребуется небольшая струя воздуха.
При звуке Ч губы немного раскрыты. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам. Пространство между зубами очень мало, а язык располагается ближе к верхним зубам. Нужен мощный выдох с помощью короткого движения диафрагмы.
Свистящие звуки
Для произношения звука С язык немного приподнимают к зубам. Губы раскрываются, при этом нижняя немного отстает от зубов. Это поможет исключить шепелявость. Выдох обязан быть сильным и протяжным, а поток направляется на подбородок
Важно не располагать кончик языка между зубов
При звуке Ц язык приближен к верхним зубам. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам, тогда проявится шепелявость. Направление короткого и мощного выдоха должно быть на подбородок и нижнюю губу.
Чтобы произнести З расположение ротовой полости должно быть, как при С. Количество воздуха незначительное, а струя опускается вниз. В этот момент кончик языка слегка колеблется.
Автоматизация гласных звуков
После постановки следует автоматизация произношения. Начало занятий такое же, как при постановке, то есть применяются все те же упражнения для развития слухового восприятия фонем и дыхательной способности.
Автоматизация А
Для автоматизации изолированного произношения применяются занятия «Греем ладошки», «Аня плакса» и «Аня засыпает». Педагог просит показать, как плачет Аня. Воспитанник сначала тихо, затем во весь голос произносит: «А-а-а-а-а!». Педагог просит убаюкать засыпающую Аню. Ребенок произносит звук, как при укачивании в колыбельке: «Ааа-ааа-а!».
Второй этап – произнесение гласной в словах. Дошкольник дает имена трем девочкам на картинках, произносит вслух вслед за педагогом: «Аня. Маша. Алла».
Автоматизация О
Сначала гласная проговаривается изолированно, затем в сочетании с другими звуками.
Для автоматизации произношения гласной в словах нужны карточки, изображающие девочку, обруч, окно и осу. Дошкольник повторяет предложения вслед за логопедом: «Это Оля. У Оли есть обруч. Оля смотрит в окно. Олю укусила оса».
Другое задание – повторение слов: овощ, осень, окно, окунь, орех, ослик.
Автоматизация И
Ребенок учится проговаривать гласную изолированно, затем в сочетании с другими звуками.
Для автоматизации в словах дошкольник повторяет вслед за логопедом: игра, блин, лилия, пила, лимон, индюк, слива, ива. Пусть воспитанник нарисует какой-либо из перечисленных объектов.
Автоматизация Э
Для занятия нужны изображения девочки и собаки. Ребенок проговаривает вслед за педагогом: «Это Эмма. У Эммы есть собака Эдик. Эмма зовет собаку: «Эдик, иди кушать!». Эмма кормит собаку: «Эдик, ешь!».
Другое задание – повторение слов: эхо, это, эму, экран, эскимо, эмаль.
Автоматизация Ы
Сначала применяется автоматизация изолированного произношения, затем в сочетании с другими фонемами.
Для автоматизации в словах дошкольник проговаривает слова вслед за педагогом: дым, дыня, мыло, мышь, рыжий, пыль, лыжи.
Автоматизация У
На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение гласной.
Ребенок выговаривает слова за педагогом: ухо, утюг, уж, урок, муха, улица, ум.
Этапы коррекции нарушения звукопроизношения
Логопед придерживается строгой последовательности постановки звуков при дизартрии. Коррекционная работа состоит из 6-ти этапов.
Первый: специалист готовит артикуляционную базу для постановки и произношения небных, сонорных, шипящих и свистящих звуков. Когда малыш овладеет некоторыми из них, логопед переходит к их отработке. Он задействует кинестетический, слуховой и зрительный контроль. Вот пример инструкций логопеда маленькому пациенту: «Смотри в зеркало и повторяй за мной», «Смотри в зеркало и сделай упражнение», «Посмотри на себя в зеркало, вытяни губы трубочкой». Такая особенность постановки звуков дает хорошие результаты.
Такой подход необходим, чтобы снизить апраксические нарушения, которыми сопровождается дизартрия. В целом первый этап — это фундамент для дальнейшего развития навыков звукопроизношения.
Второй: логопед определяет последовательность коррекции. Он оценивает, какой артикуляционный уклад у пациента «созрел». У многих детей с двигательными и речевыми нарушениями лучше идет постановка более сложных звуков, например шипящие. А вот более легкими свистящими звуками, с которых рекомендуют начинать коррекцию, пациент может овладеть позже.
Третий: специалист стимулирует или ставит определенный звук. При постановке он использует классические техники — постановку по подражанию, механическим или смешанным способом.
Четвертый: закрепление, или автоматизация. Это самый сложный этап во всей коррекционной работе. Он требует больше всего времени. Часто дети овладевают звуком и произносят его изолированно, а вот в речи делают ошибки. Поэтому после этапа постановки логопед сосредотачивается на отработке изолированного звукопроизношения, а потом подключает слова с разной слоговой структурой. Таким образом, ребенок произносит звук в начале, середине или конце слов. Затем логопед подключает предложения, в которых сконцентрирован изучаемый звук.
Логопед подбирает лексический материал индивидуально. Он должен соответствовать возрасту и возможностям малыша, а также не включать те звуки, которые он еще не выговаривает или искажает.
Пятый: разделение поставленного и оппозиционных звуков. Сначала логопед предлагает 2 слога, затем увеличивает до 3-х. например, са — ша, ста — шта и пр. После этого отрабатывает пары слов с разной слоговой структурой.
Шестой: формирование коммуникативных навыков. Еще один сложный этап. Нередко дети в кабинете логопеда общаются, а вот при других людях и за пределами кабинета приобретенные речевые навыки теряются, ребенок начинает говорить «по старинке». Чтобы выработались коммуникативные навыки, необходима кропотливая работа логопеда, но без желания самого малыша тоже не добиться успехов.
Развитию коммуникативных умений при дизартрии способствуют такие техники, как заучивание стишков, пересказ или сочинение рассказов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вот занятие началось, все в порядок привелось, (сложить руки на парту)
Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать! (выпрямить спину)
Соберите картинку и узнаете, над каким звуком мы будем работать сегодня. Собирают картинку шара.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Презентация на слайде.
«Улыбка-трубочка».Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт до 5-10.
«Месим тесто». Давай покажем,как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, откройрот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ.
«Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под-ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повторить 2-3раза.
«Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)». Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
«Лопатка». Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.
«Качели». Рот откройте, улыбнитесь.Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.
«Чашечка». Рот откройте, улыбнитесь.Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.
«Фокус». Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.
3. Работа над дыханием.
Логопед: Я приготовила вам картинку, но она спряталась. Давайте попробуем на нее подуть и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»). Дети дуют, через трубочки на манку, где спряталась змейка.
4.«Поймай звук «ш»:
Логопед: «Кто получился на картинке? (Это змея). Молодцы! А давайте с ней поиграем. Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовьте свои ладошки и слушайте меня внимательно, если услышите песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопайте»
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ
5. Постановка звука «ш»:
Логопед: «Давайте мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»
2. вариант. Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» (картинка)
– Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.
– Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш… .)
6. Пальчиковая гимнастика «Змейка»:
Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем»
Между кочек по тропинке (соединить ладони)
Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи)
7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах:
Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Дети подходят по одному к экрану произносят звук «ш» непрерывно соединяя два звука в слог, получилось «ша», аналогично «шо», «ши», «ше», «шу».
Ш___А
Ш___О
Ш___И
Ш___Е
Ш___У
8. Автоматизация звука «ш» в начале слова. Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш»: шуба, шипы, шина, шапка, шкаф.
9. Игра «Чего не стало?»
Логопед предлагает ребенку запомнить четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).
10. Игра «Сенсорная коробка».
В емкость (тазике) с песком спрятать игрушки со звуками Ш.
Обобщение:
Логопед: «С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» вы запомнили?
Ход ООД
1. Орг. момент
-Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука (А, У,
или сейчас встанет тот, у кого имя начинается на звук А,И.
2. Повторение
-что такое звук?
-какие звуки мы знаем?
-какие это звуки? Почему?
Д/игра «Какой звук я хочу сказать?» (беззвучная артикуляция)
-как догадались?
-Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ
3. Знакомство со звуком
-Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.
-Какой звук я сказала?
-Произнесите этот звук хором, по одному.
-Как вы думаете, звук какой? Почему?
4. Этот звук есть в словах:
Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук »
Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия
Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод
Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи
Д/игра «Эхо»
1-й ряд говорит громко, 2-й – тихо.
А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…
5.Подобрать слова-действия:
ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…
деревья: растут, качаются, желтеют…
листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…
6. Работа в тетради (по программе).
7. Арти. гимнастика.
8. Итог занятий.
Тема. «Звук и буква И».
Цель: Знакомство со звуком и буквой И.
Задачи: уточнить артикуляцию звука ; познакомить детей с буквой И; учить соотносить звук и букву; учить выделять звук в начале слова в ударной позиции; учить анализировать звуковой ряд из двух и трёх элементов, развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, к нам пришёл сегодня герой, из леса, он только проснулся, а голос его еще спит, давайте поможем разбудить его голосок. Голосок просыпается (дети произносят звук , поднимаем руки вверх, произносим звук высоко, на уровне груди – пониже, опускаем руки вниз – низко).
Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: И.
Какой звук мы слышим?
Дети произносят звук перед зеркалом, затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.
Анализ артикуляции звука .
– губки в «улыбке»;
– зубки сближены, но не сомкнуты;
– язычок лежит на дне ротика, его края касаются коренных зубов;
– горлышко «работает».
– Когда вы произносите звук , мешает ему что-нибудь в ротике? (Нет)
– Значит звук , какой? (Гласный)
– Каким значком мы обозначаем звук? (Квадратиком)
– А какого цвета будет квадратик, если звук гласный? (Красного цвета)
– Давайте вспомним наше правило про звуки – звуки мы слышим и произносим.
Развитие артикуляционной моторики:закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом: «Окошко», «Лопаточка», «Качели», «Толстячок», «Худышка».
Сказка «Звери в лесу» (арттикл.)
С какими звуками мы уже познакомились?
(А,У)
Давайте поиграем, я буду произносить гласные звуки, как услышите, поднимите красные квадраты вверх.
– Выделение звука из ряда гласных: у и о п а и м к а п о а, и.
– Выделение звука из ряда слогов: он, ин, Ул, ик, ул, ос, ут.
Фонетическое упражнение.
Произносим протяжно звук , сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произносить всё тише и тише.
Работа в раб. тетради Крупенчук О. О, звук и буква «И».
Игра «Суд- жок».
Работа в тетради – Воробьева – звуковые дорожки.
Игра «Чья, чей»
Подведение итогов.
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «В»:
- отсутствие звука, когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «олосы» и «улкан», вместо «волосы» и «вулкан»;
- замена звука, когда ребёнок заменяет звук «В» на «Л», например, произносит «лода» и «лаза», вместо «вода» и «ваза»;
- смешение звука, когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «вонтан» вместо «фонтан», и тут же вместо «врач» говорит «фрач».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Выводы
Дизартрия — это не просто невыговаривание некоторых звуков. И уж точно не стоит ждать, что ребенок с таким диагнозом «разговорится», как дочка соседей. Это речевое нарушение намного глубже и сложнее, но — не всегда приговор. Главное — не упустить время.
Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.
Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.
Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.