Помощь ребенку при стрессе: рекомендации родителям

Занятия спортом и творчеством

Еще один способ избавиться от стресса – начать заниматься творчеством. Художественным искусством. Лепкой. И так далее.

Также, подросток может записаться в спортивную секцию. Начать развиваться в этом направлении. Подросток может выбрать для себя:

  1. Секцию по танцам.
  2. Кружок по рисованию.
  3. Занятия в фитнес-клубе
  4. Занятия боевыми искусствами. Которые будут позволять тинейджеру повышать свои навыки. И сделают так, что он будет лучше себя чувствовать.

Прогулки по улице и встречи с друзьями

Общение с другими людьми тоже значительно поднимает настроение. Предложите подростку погулять со своими друзьями. Или со своей девушкой. После прогулки (и даже во время нее) состояние тинейджера улучшится. Он перестанет испытывать стресс.

Терапия

Если подросток не может справиться со стрессом самостоятельно, то запишите его к психотерапевту. Он выяснит, в чем заключается проблема у тинейджера. Назначит лечение. В рамках которого избавит подростка от проблем.

Сборка конструкторов

Предложите тинейджеру пособирать конструктор. Это самый лучший антистресс. Поскольку, благодаря ему, подросток сможет собрать интересную конструкцию. Сложить ее из нескольких  сотен деталей. А затем сделать так, что больше не будет себя плохо чувствовать. Поскольку сборка деталей быстро снимет стресс.

Как избежать возникновения стресса у детей

Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.

Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.

Правильное питание

Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса

И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.

Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.

Тест: уровень тревожности вашего ребёнка

Иногда родителям бывает трудно определить, не перешло ли тревожное состояние ребёнка допустимые нормы. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем опросник «Уровень тревожности ребёнка», основанный на наблюдениях. Прочитайте предложенные утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны:

  1. Ребенок не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если количество плюсов превысило 15, скорее всего, у вашего ребёнка тревожное расстройство. Если вы положительно ответили на 7 и более утверждений — ваш ребёнок в зоне риска

Мы советуем обратить внимание на проблему и принять меры по профилактике и лечению повышенной тревожности

Каким бывает стресс: хороший или токсичный

Стресс – нормальная реакция организма на изменения, она помогает человеку быть адаптивным. Видишь, что Петя из старшей группы замахивается на тебя грузовичком? В теле тут же начинают выделяться кортизол и адреналин, они заводят нервную систему, сердцебиение учащается, кровь приливает к мышцам. Это позволяет повысить бдительность, ловко увернуться, перехватить грузовик или даже нанести превентивный удар пупсиком. Потом, конечно, выяснится, что Петя хотел не ударить игрушкой, а просто похвалиться. Тут все системы приходят в норму, сердце бьется ровно. В другой раз наш посетитель группы “Муравьишки” будет опытнее, а еще он будет знать, что способен справиться с пугающей на первый взгляд ситуацией. Но что происходит, если ребенок испытывает стресс и чувствует, что он находится в опасном положении длительное время, не способен с ним справиться? Гарвардские специалисты называют такой стресс токсичным. Он не только развинчивает нервную систему, подавляет иммунитет, но и вредит работе мозга: провоцирует неоправданные скачки настроения, проблемы с памятью, сложности в обучении.

Причины стресса у детей

По мнению авторитетных специалистов, сегодня дети в пять-восемь раз чаще страдают от тревоги и депрессии, чем дети, которые жили в разгар Великой депрессии. Странно, ведь сейчас мы живем гораздо благополучнее, а наши дети, вместо того, чтобы драться в подворотне или продавать газеты на углу, ходят в бассейн и в кружок робототехники. С другой стороны, темп жизни ускорился, и мы все чаще требуем от детей серьезных достижений. Вот какие вещи могут способствовать длительному детскому стрессу.

1. Раннее развитие, плотный график и прессинг академических достижений
Вряд ли кто-то из современных родителей ходил в 4 года на курсы подготовки к школе, на ментальную арифметику и потом – бегом, чтоб не опоздать – на дополнительный английский. Время, потраченное на стучание палкой по луже стремительно уменьшается, малыши все реже остаются предоставленными сами себе, и даже в детском саду у них полно структурированных занятий: “Встаньте рядком, сядьте по двое, возьмите желтый карандаш, рисуем курочку!”

2. Агрессивная медийная среда
Дети обладают тонким и восприимчивым внутренним миром. В продвинутых учебных заведениях педагоги стараются гармонизировать пространство, обогатить его природными материалами, желудями и шишечками, тихой музыкой и кинетическим песком. Однако выходя из продуманного пространства маленький человек оказывается в громком мире, где несутся и гудят машины, переливаются всеми цветами билборды, на экранах посторонние дяди и тети говорят и вытворяют странные вещи, а мама чаще ругается с телефонной трубкой, чем с тобой. Чтобы чувствовать себя спокойно в безумном мире, где любая новость доходит до вас за доли секунды, нужно быть очень крепким человеком.

3. Нет возможности выплеснуть переживания
Живя в режиме перемотки, мы недоверчиво относимся к странным детским занятиям, вроде стучания камешками по забору, раскрашиванию обоев гуашью или драки с плюшевым медведем. Что уж говорить про такое традиционное для растущего организма занятие как бег по двору с дикими воплями. Мало есть мест, где взрослые одобрят такое поведение. Таким образом, мы лишаем детей проработки негативных переживаний при помощи спонтанного активного отдыха и арт-терапии. (Да-да, малевание краской в духе раннего авангарда или фигурки из грязи – вполне себе лечение искусством. Подробнее об этом – в книге Эдит Крамер “Арт-терапия с детьми”).

4. Нехватка сна
В течение последних ста лет детям остается на сон все меньше и меньше времени. Чем насыщеннее живет маленький человек, тем раньше звонит будильник его мамы.. Недостаток сна влияет на ребенка губительным образом, в частности снижая его сопротивляемость стрессам.

5. Невозможность влиять на происходящее
Уровень тревожности человека зависит от его возможности контролировать свою жизнь. Если я могу на что-то повлиять, я чувствую себя увереннее перед лицом внезапных происшествий. Согласно исследованиям, описанным в книге Питера Грея (“Свобода учиться. Игра против школы”), проведенным с детьми от 10 до 14 лет за последние 50 лет, картина вырисовывается нерадостная. Она показывает, что локус контроля у детей с 1960 годов постепенно съезжал с внутреннего (я сам принимаю решения), на внешний (я плыву по жизни по воле случая). Одновременно с этим росло количество тревожных расстройств и нервных заболеваний.

Как избавиться от стресса

Когда ваш ребенок хорошо справляется со сложными ситуациями, укрепляется его вера в себя. Его организм становится более устойчивым и выносливым. Даем 5 советов, как родители могут помочь подростку избавиться от стресса.

Совет № 1. Выражать эмоции

Научите подростка распознавать свои эмоции и не бояться их проявлять. Ребенок не должен стесняться признаваться в любви, говорить об обиде, боли или страхе. Посмотрите вместе фильм или откройте книгу, развивайте с их помощью эмоциональный интеллект школьника.

Совет № 2

Переключать внимание. Что именно успокоит вашего ребенка в стрессовой ситуации? Это нужно знать, чтобы научить подростка отвлекаться

Спортивные секции или творческие кружки, киносеанс, семейный ужин — все это может снять стресс

Что именно успокоит вашего ребенка в стрессовой ситуации? Это нужно знать, чтобы научить подростка отвлекаться. Спортивные секции или творческие кружки, киносеанс, семейный ужин — все это может снять стресс.

Совет № 3. Просить о помощи

Объясните сыну или дочери, что просить о помощи — не значит проявлять слабость. Если вам удалось завести откровенный разговор и ребенок решил поделиться своими переживаниями, поддержите его. И не упрекайте этими минутами слабости в будущем.

Совет № 4. Готовиться к стрессовым ситуациям

Помогите ребенку подготовиться к встрече со стрессом. Подойдут квесты, школьные конкурсы, выставки, спортивные состязания. Также будут полезны настольные или компьютерные игры — они развивают логическое мышление, интуицию и учат детей общаться.

В книгах герои часто попадают в стрессовые ситуации и находят из них выход. Попробуйте придумывать такие истории вместе с ребенком и обсуждайте возможный выход из сложных обстоятельств.

Совет № 5. Правильно питаться и соблюдать режим дня

Все просто: чтобы бороться со стрессом, организму нужен запас энергии. Если подросток питается чипсами и газировкой, а по ночам смотрит сериалы, взяться ей будет неоткуда. Все необходимые витамины и микроэлементы приходят в организм с полезной пищей, а энергия накапливается во время отдыха.

В подростковом возрасте тяжело сохранять спокойствие и без стресса

Поэтому так важно научить ребенка справляться со сложными ситуациями и сохранять душевное равновесие. Тем более что стрессоустойчивость пригодится и во взрослой жизни

Попробуйте вместе учиться избавляться от стресса. Это поможет и вам, и вашему ребенку. А еще общение позволит вам понять подростка и стать ближе.

Как научиться управлять стрессом у детей и подростков

Эти стратегии могут помочь контролировать стресс:

  • Спокойный сон. Сон необходим для физического и эмоционального благополучия. Эксперты рекомендуют спать от 9 до 12 часов в сутки для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Подросткам нужно от восьми до десяти часов в сутки.
  • Упражнения. Физическая активность является важным средством снятия стресса для людей всех возрастов. Детям в возрасте от 6 до 17 лет рекомендуется уделять активности не менее 60 минут в день.
  • Беседы. Разговор о стрессовых ситуациях со взрослым, которому доверяют, может помочь детям и подросткам взглянуть на вещи с другой стороны и найти решения.
  • Свободное время для веселья и тишины. Как и взрослым, детям и подросткам нужно время, чтобы делать то, что приносит им радость. Это может быть неструктурированное время для игры со строительными кирпичиками или непрерывные часы занятий музыкой, искусством. Кроме того, в то время как некоторые дети с удовольствием перескакивают с одного занятия на другое, другим требуется больше времени на отдых. Найдите здоровый баланс между любимыми занятиями и свободным временем.
  • Контакт с природой. Проведение времени на природе — эффективный способ снять стресс и улучшить общее самочувствие. Исследователи обнаружили, что люди, которые живут в районах с большим количеством зелени, меньше подвержены депрессии, беспокойству и стрессу.
  • Письмо. Исследования показали, что письменное выражение своих мыслей может помочь уменьшить психические расстройства и улучшить самочувствие.
  • Концентрация внимания. Подростки, которые научились осознанности, испытывают значительно меньше психических расстройств.

Чем опасен стресс у детей

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка

Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Когда стресс полезен

Несмотря на все негативные аспекты стресса, встряска для организма полезна. Она является своеобразным двигателем прогресса, когда стресс заставляет менять решения, набираться смелости, активизировать внутренние ресурсы организма. Если заметить, в стрессе организм может выполнить ежедневную задачу более быстро и качественно, но после этого ощущается огромная усталость и опустошение. Именно поэтому стресс не должен быть постоянным и всегда иметь негативный окрас. Лучше пусть положительные стрессовые ситуации станут двигателем прогресса.

Чтобы оградить себя от «плохого» стресса, учите ребенка противостоять ему и справляться самостоятельно с негативными эмоциями, ведь родители не всегда могут быть рядом. Научите его взаимодействовать с другими людьми, чтобы увереннее себя чувствовать. Проработайте разные ситуации, которые могут возникать, и покажите, как себя вести. Создавайте иммунитет к злости, насмешкам со стороны других детей – они не всегда умеют преподать информацию и ранят других совей прямолинейностью, после чего у детей еще больше возникает комплекс неполноценности.

Что же нужно родителям, чтобы поддержать ребенка в стрессе? Вот несколько советов психологов:

всегда найдите время поговорить с ребенком о его неудачах и помните – это важно не только для вас, но и для него;
поймите, какой шаг хочет сделать ребенок в дальнейшем, чтобы оценить его способность выходить из стрессовой ситуации, и похвалите, если он делает правильно;
показывайте варианты выбора в разных ситуациях, учите его маневрировать;
обыгрывайте дома те моменты, которые представляют наибольшую сложность, психологический дискомфорт.

Эффективные способы борьбы со стрессом

Побороть стресс подростку можно следующим образом.

Медитация

Медитация позволит тинейджеру постоянно держать на контроле происходящие события. Следить за тем, чтобы везде соблюдался баланс. И внутри, и снаружи.

Во время медитации тинейджер сможет:

  1. Привести свои мысли в порядок.
  2. Научиться чувствовать себя.
  3. Успокоиться. Расслабиться.
  4. Избавиться от накопленного в течение последней недели напряжения.

Медитация также позволит подростку научиться контролировать свои мысли. То, на чем он фокусируется. Также, медитация позволит тинейджеру избавиться от различных негативных эмоций. А также разного рода переживаний.

Если тинейджер будет медитировать правильно, то это в целом положительно повлияет на его интеллект. Поскольку практика улучшит состояние его фронтальной коры. А также сделает так, что тинейджер перестанет испытывать стресс.

Стресс – болезнь или новомодное слово

Стресс – термин, введенный Гансом Селье уже много лет назад. На самом деле, изначально под понятием стресса понимали любое сильное переживание или воздействие на организм внешних факторов, которые приводят к неспецифическому ответу организма. Плохим стрессом является дистресс, но это понятие так и не прижилось в среде обывателей, зато слово «стресс» стали употреблять везде – к месту и не к месту. Как же различить стресс и что понимать под этим состоянием?

Стресс является серьезным потрясением для организма. При переживаниях организм расходует большое количество энергии, а при дистрессе негативные эмоции настолько сильно воздействуют на человека, что могут вызвать даже серьезные заболевания и обострения хронических недугов. Примечательно то, что часто стрессовую ситуацию вокруг ребенка формируют сами родители. Они окружают его негативными красками, атмосферой страха, чтобы ребенок больше боялся и был послушным, но на самом деле такое отношение к детям только формирует ауру стресса, из которой ребенок трудно выбирается.

Из-за чего так поступают родители? Ведь их тоже можно понять – они слишком переживают за детей и не могут принять то, что современное поколение идет семимильными шагами – пользуются гаджетами, не боятся пробовать новое, схватывают на лету те вещи, которые родители осваивали дольше. Вполне понятно, что уследить за безопасностью детей и их окружением трудно, поэтому родители вовсю используют систему запрета и страхов, чтобы ограничить малышей.

Формирование стрессовой ауры однозначно не способствует здоровому микроклимату и отговорки «мы же хотели, как лучше», «это все только ради него» не оправдывают действий родителей. Научитесь принимать ребенка таким, какой он есть. В жизни вне дома – в детском саду, в школе, во дворе – дети получают достаточно негатива, о котором даже не всегда говорят родителям. Поэтому семья должна стать тем антидепрессантом, который готов предоставить положительные эмоции, где ребенок поделится своими проблемами, попросит подсказать, как поступить в той или иной ситуации. Доверие к семье и к родителям должно быть в приоритете, в противном случае ребенок начнет искать советы на стороне, у друзей, которые далеко не всегда опытны и дадут хороший совет.

Большинство родителей не способны на такое видение ситуации. Конечно, вырастить удобного ребенка проще всего – мама точно знает, что ровно через пятнадцать минут сын или дочь уже дома после школы, они делают уроки и т.д. Такой себе запрограммированный робот для собственного спокойствия – да, по улицам не бегает, с плохими детьми компании не водит. Но не нужно вдаваться в крайности, найдите золотую середину и дайте ребенку небольшое личное пространство. Контроль – это хорошо, но доверие еще лучше. Таким образом родители и дети выстраивают отношения на взаимном доверии. Поймите, что внутренний мир ребенка такой, какой он есть, а не такой, как хотят взрослые. Это несоответствие заставляет детей чувствовать вину, впадать в одиночество, ощущать себя непонятным и непринятым. Сын хочет погонять с мальчишками после школы в футбол, но мама сказала сразу идти домой – за свое желание нарушить мамино указание малыш будет чувствовать себя виноватым, поэтому снимите груз с его души и выделите время для общения со сверстниками.

О признаках переживания ребенком острого стресса

Очень сложно в большинстве случаев родителям спрогнозировать, как отразится то или иное событие на психическом состоянии их ребенка. В семье может быть очень благоприятная и гармоничная атмосфера, но определенные ситуации в школе столь же часто провоцируют стресс: сложно заговорить с новым учеником или учителем, не дается понимание предмета, насмешки одноклассников, гонка за хорошими оценками…

Есть ряд признаков, которые не должны оставаться без внимания и своевременной психологической помощи, это:

  • негативная острая реакция, которая ранее никак не проявлялась (гнев, истерика, рыдания);
  • энурез, нервные тики, кусание ногтей и сосание пальцев;
  • бессонница, отказ от еды или, наоборот, чрезмерное поглощение сладкого, «заедание» проблемы;
  • развитие фобий, панические атаки, повышенная пугливость, вздрагивания;
  • детское воровство;
  • запинки в речи, заикания;
  • несвойственная ребенку замкнутость или, наоборот, излишняя расторможенность;
  • капризность, плаксивость, оцепенелость или безэмоциональность.

Подобные проявления и расстройства – закономерный ответ на сложные, противоречивые, трудные события, ситуации и обстоятельства. Они могут усугубляться изоляцией, отрывом от семьи, игнорированием детских чувств и переживаний со стороны значимых взрослых, неуважением и отрицанием его прав на подобные эмоции.

Творческий подход и самовыражение

Однообразие и рутина пагубно сказываются на эмоциональном состоянии. Взрослый, придя с работы, хочет расслабиться, отдохнуть, сменить обстановку. Точно так же и дети, отсидев целый день в школе, нуждаются в отдыхе, развлечениях. Недостаточно поставить парту или письменный стол, где ваше чадо будет учить уроки. Ребенку необходимо дополнительное пространство для игр и прочего креатива. Позвольте малышу быть самим собой: рисовать, вырезать, лепить, танцевать. Если нет возможности выделить больше места, прячьте школьные принадлежности после выполнения домашней работы. Это позволит почувствовать, что учеба закончена и можно отдаться любимому делу.

Виды стресса

Существует два основных вида стресса. Краткосрочный, а также долгосрочный. Давайте рассмотрим каждый из них.

Краткосрочный стресс

Краткосрочный стресс, соответственно, длится на протяжении конкретного промежутка времени. Довольно небольшого. В рамках него, мозг принимает решение об активных действиях. Когда сталкивается со стрессовой ситуацией, решает, как поступить. Например:

  1. Убежать.

  2. Ударить.
  3. Остановиться на месте. И не предпринимать никаких действий.

Также, мозг может активировать любой другой шаблон действий при стрессе. Он сделает это для того, чтобы защитить подростка. И чтобы его баланс чувств, эмоций был восстановлен.

Долгосрочный стресс

Долгосрочный стресс представляет огромную угрозу для организма. Особенно для подросткового. Стресс подобного типа практически невозможно побороть в одиночку. Поскольку реакции организма в это время начинают регулироваться очень хаотично. За их функционирование отвечает исключительно мозг. Заблокировать определенные реакции с помощью сознания становится невозможно.

Одна из главных частей нашего мозга, которая активизируется во время стресса – так называемая фронтальная кора. Она получила сильное развитие. И теперь применяется человеком для того, чтобы:

  1. Наблюдать за происходящим.
  2. Проводить анализ тех или иных действий.
  3. Решать, что делать в конкретный период времени. А также то, что делать после того, как определенная ситуация произойдет.

А еще, фронтальная кора помогает человеку строить планы. Продумывать свое будущее. Несмотря на это, у фронтальной коры есть и минусы. Она помогает организму создавать стресс в организме. И делает так, что эмоциональное состояние подростка становится хуже.

Последствия стресса у детей

Негативные последствия

  • Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.
  • Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.
  • Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.
  • Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.
  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».

Позитивные последствия

Важно! После позитивного стресса организм ребенка быстро восстанавливается, и при аналогичной ситуации уже не будет столь бурной реакции.

Что такое повышенная тревожность

Тревожность — это повышенная склонность к беспокойству и опасениям. Человек, страдающий от этой проблемы, часто переживает по относительно незначительным поводам, ощущает постоянную угрозу, страх по неопределённому поводу. Любые события воспринимаются как опасные, неблагоприятные и вызывают у него стресс.

Как и страх, тревога может быть оправдана и даже полезна, ведь это защитный механизм человеческой психики. Ситуативная тревожность помогает мобилизоваться, избежать опасности, решить проблему. Но, если тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных, можно говорить о том, что она стала устойчивой чертой личности, моделью поведения.

Это справедливо как для взрослых, так и для детей. Но проявления тревожности у детей специфические. Тревожному ребёнку трудно устанавливать контакты с окружающими, он постоянно подавлен, находится настороже, воспринимает мир как пугающий и враждебный. У ребёнка закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. Одним из следствий повышенной тревожности у ребёнка становится низкая устойчивость к стрессам, в том числе неспособность справляться с жизнью, успешно учиться и познавать окружающий мир.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше

В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий