Польза конструкторов
Конструкторы являются любимыми игрушками для малышей и детей постарше. Их применение многообразно, а преимущества очевидны:
развитие и закрепление представлений о цветах, формах, пространстве и т.д.;
обучение счету, представлении о количестве;
возможность занять ребенка на какое-то время, сконцентрировать его внимание на одном занятии;
- развитие моторики рук;
- безопасность и многофункциональность. Из одного конструктора можно собрать разные композиции, его применение может быть многократным.
В процессе конструирования у ребенка развивается мышление, воображение, творческий подход к делу.
Преимущества конструкторов перед другими играми
Главный способ восприятия и познания мира для детей — игра. Через игровой процесс дети знакомятся с реальностью, узнают разные модели поведения
Детский конструктор — одна из лучших методик обучения, именно конструированию психологи уделяют сегодня пристальное внимание, ведь работа с деталями:
- развивает мелкую моторику;
- знакомит ребенка с такими понятиями, как форма, цвет;
- учит ориентироваться в пространстве;
- развивает логическое, образное мышления.
Такое комплексное влияние помогает детям усваивать информацию, способствует постановке речи.
Конструктор — универсальная игра, которая может быть построена в разных форматах, с учетом индивидуальных предпочтений ребенка, его подготовленности, а также желаемых результатов.
Рисование, аппликация, работа с пластилином прорабатывают мелкую моторику, но взаимодействие с конструктором имеет ряд преимуществ:
- с поделками из деталей конструктора можно играть и не опасаться, что они сломаются;
- независимо от навыков малыш обязательно соберет из отдельных элементов красочную поделку, уже это доставит ему удовольствие, работа с пластилином, красками более сложная, часто дети расстраиваются, если результат им не нравится;
- конструирование не требует от ребенка неподвижности, детали можно собирать на любой поверхности и в любом месте — дома, на даче, на пляже или в парке.
Правила выбора конструктора для ребенка
На что обратить внимание при покупке набора? Основные критерии выбора лучшего конструктора по советам педагогов следующие:
В первую очередь, все игры делятся на принадлежность к полу: для девочек и мальчиков, но также существуют игры, которые подойдут всем. Вряд ли Вашему сыну понравится собирать розовые куколки, хотя для развития общего представления это будет нелишним
Чтобы избежать ошибок при выборе необходимо обращать внимание на возрастные категории набора.
Возрастные ограничения. На всех упаковках указывается приблизительный возраст ребенка, который сможет собрать детали. Существуют модели, ограниченные возрастом с 3-х лет, это не означает, что малыш не сможет разобраться с игрой, а указывает на то, что в ней присутствуют мелкие детали
Поэтому при приобретении конструктора для малышей необходимо понимать, что игра должно производится под присмотром взрослых, чтобы избежать попадания мелких деталей в нос, рот или уши.
В конструкторе не должны быть острые края деталей, чтобы при сборе ребенок не поранился.
Хорошая обработка поверхности также должна присутствовать на деталях. Так как при активной игре можно получить занозу (при использовании деревянных моделей).
Запах. Качественный материал, из которого изготовлен набор, не должен быть с резким запахом. Поначалу может быть запах новых деталей, но в течение часа он должен выветрится.
Крепление деталей должно быть прочным, при этом не нужно применять большую физическую силу.
Перед тем как вручить подарок, проверьте наличие всех деталей, чтобы избежать разочарования при невозможности закончить результат.
Существуют модели, ограниченные возрастом с 3-х лет, это не означает, что малыш не сможет разобраться с игрой, а указывает на то, что в ней присутствуют мелкие детали. Поэтому при приобретении конструктора для малышей необходимо понимать, что игра должно производится под присмотром взрослых, чтобы избежать попадания мелких деталей в нос, рот или уши.
В конструкторе не должны быть острые края деталей, чтобы при сборе ребенок не поранился.
Хорошая обработка поверхности также должна присутствовать на деталях. Так как при активной игре можно получить занозу (при использовании деревянных моделей).
Запах. Качественный материал, из которого изготовлен набор, не должен быть с резким запахом. Поначалу может быть запах новых деталей, но в течение часа он должен выветрится.
Крепление деталей должно быть прочным, при этом не нужно применять большую физическую силу.
Перед тем как вручить подарок, проверьте наличие всех деталей, чтобы избежать разочарования при невозможности закончить результат.
Особенности выбора «идеального» конструктора
Обычной практикой считается присматривать игрушки ориентируясь на возраст ребенка. Но кроме особенностей возрастного развития следует ознакомиться со следующими тонкостями выбора оригинального подарка:
- Качество сборки и обработки каждой детали. Любая запчасть или составляющая головоломки должна иметь отшлифованные края. Острые выступы и резкий запах являются признаками некачественного товара.
- Места соединения деталей и крепежи должны легко разъединяться, при этом прочность узлов должна сохраняться достаточной.
- Естественность цветовой гаммы. Стоит избегать незнакомых оттенков и выделяющихся чрезмерно цветовых решений производителя. Для малыша отлично подойдет конструктор, состоящий из основных 3-5 цветов радуги.
- Общий параметр вариативности. Детская фантазия безгранична – подарок должен это учитывать, поэтому количество моделей, которые можно собрать из имеющихся деталей, должно быть максимально большим.
Практически каждый универсальный конструктор способствует улучшению сенсорной моторики, развивает логическое мышление у детей, раскрывает и обогащает фантазию.
Лучшие конструкторы для детей до 3 лет
В чем польза конструкторов?
- В первую очередь, это, конечно, же развитие мелкой моторики, моторики кисти. Малыши ловко орудуют детальками, захватывают их пальчиками, скрепляют и раскрепляют, строят башенки и домики, учатся координировать свои движения.
- Благодаря конструированию формируется представление о простейших физических явлениях (сила тяжести, равновесие и пр.).
- Постепенно малыш учится собирать детали по схеме, что тренирует внимательность и усидчивость.
- Конструкторы позволяют создавать свои уникальные модели, а потом играть с ними. Это развивает фантазию, воображение, творческие навыки, пространственное мышление.
- В процессе игр дети знакомятся с разнообразием цветов, геометрических форм.
- Развивается логическое мышление. Как построить крепкую и устойчивую конструкцию? Только методом проб и ошибок можно этому научиться. Со временем дети начинают конструировать самостоятельно различные виды транспорта и техники.
Конструкторов существует огромное множество
И среди них обязательно найдется тот, который понравится именно Вашему малышу.Внимание! Будьте осторожны. Некоторые констуркторы содержат мелкие детали
Лего ДуплоКрупные детали
Рекомендуем наборы:
- Поезд «Считай и играй»(учимся считать: конструируем настоящий поезд, а затем перевозим на нем цифры);
- «Мои первые домашние животные» (собираем из деталей различных домашних животных по принципу пазла);
- «Семейный дом»(строим дом и попутно изучаем множество слов);
- «Магазин продуктов» (перевозим продукты и изучаем их названия).
2. Магнитный конструктор
Что мы развиваем в процессе игр с магнитным конструктором?
- Навыки счета.Сначала выкладываем фигуры в ряд и считаем, затем пытаемся определить, сколько нужно деталей, чтобы построить кубик или пирамиду?
- Сенсорные навыки. Формируем представления о свойствах предметов, их форме, цвете, положении в пространстве.
- Навыки проектирования. Придумываем варианты конструкций: гараж, дом для куклы, парковка. Постепенно учим создавать ребенка мысленно некую модель, которую он будет реализовывать.
- Логическое мышление. Учим кроху логически и последовательно выполнять действия.
суставы человека
9. Конструктор-липучка (репейник) Bunchems (Банчемс)
Игры с конструктором-липучкой:
- помогают запомнить цвета;
- развивают воображение и фантазию;
- развивают тактильное восприятие;
- развивают речь (сначала конструируем, а затем играем с фигурками).
Сами шарики приятные на ощупь и не царапают нежную кожу малыша.
SQUIGZ BIG SIZE.
Как выбрать лучший конструктор для ребенка
Основополагающими параметрами при выборе набора для сборки являются его вид, материал и возраст вашего малыша
Также при покупке важно учитывать интересы ребенка. Возможно, стоит подобрать вариант с героями сказок или мультфильмов
Вид и материал
Покупателям предлагаются конструкторы на любой вкус: с разным типом деталей, из различных материалов, всевозможного назначения – от развлекательных до обучающих. В зависимости от этих критериев наборы для сборки можно подразделить на следующие типы:
- Блочные – состоят из пластиковых блоков, которые скрепляются между собой при помощи шиповых, болтовых или пазовых соединений. Самым ярким примером являются наборы от LEGO.
- Деревянные – включают в себя кубики, цилиндры, бруски и другие элементы из дерева. Чаще всего такие наборы предлагают собирать домики или технику (самолеты, автомобили). Перед покупкой осмотрите детали. Они должны пахнуть древесиной, не иметь заноз или трещин.
- Металлические – представляют собой комплекты из элементов с отверстиями, предназначенными для соединения винтами, гайками или болтами. Из таких наборов можно сконструировать самолет, подъемный кран, машинку или любые другие технические конструкции.
- Магнитные – состоят из деталей, которые фиксируются между собой посредством магнитов. Их отличает простота сборки: если элементы притягиваются друг к другу, значит, ребенок все делает правильно. Конструкторы для самых маленьких изготавливают из очень крупных деталей со встроенными магнитами для большей безопасности.
- Мягкие – выпускаются из полиуретана или поролона. Детали наборов хорошо держат форму, поэтому их можно использовать не только для строительства простых башенок, но и для создания объемных конструкций.
- Наборы для склеивания – включают в себя детали, которые необходимо склеивать между собой. При работе с таким набором ребенок может получить реалистичную копию корабля, танка и другой техники, а также развить аккуратность и расширить свой кругозор.
- Электромеханические – могут изготавливаться из любых материалов, но их главным отличием является наличие мотора, который приводит в движение собранную конструкцию. Разновидностью этих наборов является электронный конструктор, который работает за счет батареек.
- Динамические – представляют собой сборные лабиринты или дороги, по которым можно запускать шарики, автомобили, поезда. Часто в комплектацию входят специальные механизмы, которые возвращают фигурки обратно на старт.
Существуют и другие виды конструкторов, например, конструкторы-липучки или контурные наборы, в которых собранные фигурки могут менять свою форму. Выбор вида и материала игрушки во многом зависит от ваших финансовых возможностей и предпочтений ребенка.
Возраст ребенка
Также наборы можно разделить по возрастным группам:
Конструкторы для детей от 1 года до 3–4 лет – оптимальными считаются модели из поролона или резины, состоящие из нескольких десятков деталей. Количество цветов в наборе не должно составлять более 4, иначе малыш может запутаться в разнообразии оттенков
Важно, чтобы детали имели большие размеры. То же LEGO, например, предлагает специальную серию для самых маленьких – DUPLO
- Конструкторы для детей от 5 лет – в этом возрасте можно покупать пластиковые наборы со множеством блоков или расцветок. Хорошо, если такие модели позволят создавать сложные конструкции или будут иметь несколько способов сборки.
- Конструкторы для детей от 8 лет – отличным выбором станут тематические наборы, в том числе пластиковые, металлические или деревянные. Количество деталей в комплекте может составлять 200 и более. В таком возрасте детям интересны электромеханические модели, конструкторы с возможностью программирования. Самыми приоритетными становятся обучающие комплекты.
Легкость сборки
При собирании конструктора дети младших возрастов не должны прилагать особых усилий для соединения деталей. Особенно это касается блочных и винтовых наборов. Перед покупкой осмотрите детали и оцените особенности стыковки. Убедитесь, что ваш малыш сможет справиться со сборкой самостоятельно, желательно без помощи взрослых.
Освоение робототехники и программирования
Сегодня существует много программ, которые учат детей
программированию роботов, которые построены из деталей конструктора. Они могут
использоваться как в домашних условиях, так и в специальных кружках.
Освоение робототехники и программирования
Если начинать занятия в раннем возрасте, ребенок может
быстро научиться писать простые программы. Он также заинтересуется в
строительстве роботов, получит понимание, как они работают, от чего зависит
устойчивость, стабильность и другие важные особенности.
Так как наборы подобного плана довольно дорогие, мы рекомендуем вам обратить внимание на профильные кружки. Они уже будут оснащены всем необходимым, а малышу будет значительно проще освоиться в этом занятии
Когда и какой конструктор покупать?
Детский конструктор принято делить на группы по возрасту детей.
Конструктор для малышей от 1 года до 4 лет
В этом возрасте лучше остановиться на конструкторе, содержащем небольшое количество крупных деталей во избежание проглатывания их малышом.
Процесс игры с конструктором в этом возрасте ограничивается построением высоких башен (причем первое время это придется делать родителям, чтобы показать малышу принцип игры). Когда ребенок немного подрастет, он и сам с радостью будет их строить. Вам нужно будет только подбадривать малыша в его начинаниях!
Конструктор для деток от 4 до 7 лет
В этом возрасте ребенок уже может долго концентрировать свое внимание на игре, собирать более сложные конструкторы, но пока не без помощи родителей. Подсказывайте малышу, что с чем лучше соединить, чтобы в итоге получилось, как на картинке
Обратите внимание на бренд Lego Duplo — это разновидность конструкторов Lego, разработанный специально для детей дошкольного возраста. Детали в конструкторе крупные, сюжеты несложные
Такой набор малышу будет и интересно собирать, и играть с ним после сборки.
Конструктор для возраста старше 7 лет
В этом возрасте дети уже готовы и хотят собирать более сложные конструкторы, представляющие собой какой-либо сюжет и состоящий из большого количества разнообразных деталей. Например, у конструкторов Lego есть масса интересных наборов: пиратский корабль (с настоящими пиратами, сокровищами в сундуках и прочей атрибутикой), подводный мир, дворец принцессы и другие.
Также детям старшего возраста можно предложить железный конструктор (Meccano), детали которого соединяются специальными болтиками и гайками. Из них можно собрать целые модели поездов, машин, зданий!
Думаем, вы убедились, что конструктор – прекрасная развивающая игрушка, а большой ассортимент позволяет подобрать его для детей любого возраста.
Преимущества развивающих игрушек для детей
Давайте более подробно рассмотрим, какие именно навыки развиваются у детей при игре в конструктор:
Мелкая моторика – наиболее очевидный благоприятный фактор воздействия конструктора. В процессе игры ребёнку нужно брать маленькие детали различных форм и устанавливать их определённым образом, поэтому он будет постепенно развивать свою мелкую моторику рук.
Тактильные ощущения – из-за того, что различные детали имеют разную форму и текстуру, ребёнок будет знакомиться с различными тактильными ощущениями и развивать таким образом своё знание окружающего мира.
Логическое мышление – детали крепятся определённым образом, и иногда нужно подумать, как именно их нужно сцепить друг с другом. Исследования показывают, что при постоянных занятиях с конструктором, ребёнок будет постепенно усваивать различные законы логики и переносить их в реальную жизнь.
Творческое мышление – помимо логики, не менее важным является и творческая сторона в процессе игры
Хороший конструктор не ограничивает ребёнка только лишь одной возможной конечно формой, поэтому он может проявлять творчество и составлять из него различные фигуры и объекты.
Развитие воображения – детская фантазия очень развита и легко возбуждается различными триггерами, а конструктор является идеальным стимулом для того, чтобы воображать собранные машинки или динозавров в различных ситуациях, играть с ними по каким-то правилам, имитировать общение и взаимодействие собранных объектов друг с другом и так далее.
Внимательность – процесс сборки зачастую не является особенно сложным, однако малышу всё равно нужно будет проявить некоторое внимание и разобраться с тем, как происходит крепление деталей друг с другом, и что в итоге у него должно получиться.
Усидчивость и терпение – если же с первого раза собрать конструктор не получается, в дело вступят усидчивость и терпение – ребёнок будет учиться не бросать сложное дело на полпути, а методично и спокойно продолжать двигаться к своей цели.
Развитие речи – во время игры (даже в одиночку) дети крайне склонны к вокализации и одушевлению своих игрушек. Так, ребёнок может озвучивать рык динозавров либо слова людей в конструкторах различных машинок, и в процессе этого озвучивания и будет развиваться речь малыша.
Социализация – если же ребёнок будет играть не один, а в компании с кем-то, то помимо всех прочих плюсов, он также будет учиться взаимодействовать с другими детьми, договариваться с ними, учитывать мнение, а также просто заведёт себе новых друзей и знакомых.
Таким образом, конструкторы намного благоприятнее влияют на развитие, чем легкодоступные в настоящее время компьютерные игры, лишённые почти полностью всех перечисленных выше положительных качеств.
Большие развивающие конструкторы
Некоторые логические игрушки делают больше из соображений безопасности. Но некоторые изделия подобных размеров, рассчитаны на сбор соответствующих сооружений. Кубики, блоки – они изготавливаются с отличием по размерам.
Преимущества конструкторов:
- подойдут детям любых возрастов. С ними интересно играть малышу, независимо от возраста;
- минимальный риск получения травмы. Сложно пораниться крупной деталькой, намного легче получить травму маленькой и острой;
- удобство использования. Зависит от того, насколько крупными будут детали. Если они очень крупные, и малышу в руку не поместятся, то играть с ними станет не так интересно. Лучше подбирать изделия под возраст малыша, чтобы ему было максимально комфортно;
- возможность возводить величественные сооружения. Чем внушительнее детали, тем серьезней из них получается постройка. Отпрыск сможет делать высокие дома, машины, возводить мосты. Причём постройки будут не едва заметными, а действительно впечатляющими;
- высокий интерес для детей. Юнцам нравится делать сооружения крупных размеров. Пусть даже они получаются не слишком правильной конфигурации, главное – чтобы размер впечатлил даже родителей.
Среди недостатков объёмистых детских конструкторов можно выделить следующее:
- неудобство хранения. Чем значительней размер изделия, тем большее пространство оно займет в углу, когда отпрыск с ним перестанет играть;
- солидный вес. При сборе каждого из элементов в одном месте, масса у них получается высокой. По отдельности каждую деталь поднимет даже ребенок, но передвинуть готовую конструкцию ему уже не под силу. Иногда полные комплекты игрушек весят до 80 кг.
Если место в доме допускает, то почему бы не сделать приятный подарок. Чем обширнее конструкция – тем выше радость.
Виды и характеристика конструкторов
Наименование | Разновидности | Описание |
---|---|---|
По половому значению | Для девочек | Преобладают розовые оттенки деталей, преимущественно производится сбор различных кукол или их домов |
Для мальчиков | Модели представлены в виде сбора автомобилей, самолетов и других транспортных средств, а также здания для их эксплуатация (пожарная станция, пост и прочее) | |
Для всех | Заключается в постройке домов, животных и другие модели, позволяющие расширить кругозор ребенка | |
По возрасту | От 1 – 3 лет | Преимущественно обычные кубики, из которых составляют несложные конструкции |
От 3 – 6 лет | Более сложные модели, но не требующие присутствия взрослых или дополнительных знаний | |
От 6 – 10 лет | Может вызвать затруднение, но впоследствии анализа и помощи взрослых будет получен результат | |
От 10 лет и старше | Игры могут затребовать большое количество времени и знаний, которые ребенок уже получил в школе. В моделях могут быть различные составляющие, которые позволяют узнать более подробно точные науки | |
По виду материала | Металлические | Соединение производится при помощи отвертки и шурупов |
Из дерева | Это могут быть как обычные кубики, так и более сложные конструкции в виде замков или домов | |
На магнитах | Позволяют произвести соединение без дополнительных усилий | |
Пластиковые | Обычно на поверхности каждой детали есть определённое количество выпуклостей, которые позволяют соединить деталь с другой подходящей деталью | |
Картонные | Не очень устойчивые, но позволяющие развить фантазию | |
Мягкие (из ткани и поролона) | Подходят для малышей до года |
Выше перечислены самые главные разновидности конструктора. На сегодняшний день в продаже можно найти следующие модели:
- для стройки;
- стандартные кубики;
- составные конструкции;
- игры для сбора определённых моделей;
- сортеры;
- игольчатые;
- конструкция, в которые входят подвижные элементы;
- различные лабиринты;
- наборы с определённой тематикой;
- игры с применением радиоуправления, электроэнергии и других видов физического взаимодействия;
- трансформеры;
- мозаика;
- музыкальные наборы;
- и другие виды.
Чудесное влияние конструктора лего на развитие ребенка
В этом плане очень показательна история сына моих друзей. Мальчик отставал от сверстников, в том числе в плане способностей. Даже выполнение заданий в детском саду давалось ему с трудом. Он не хотел писать и рисовать, лепить и проходить тесты. Все вызывало яростный протест!
И тогда его мудрый папа купил сыну несколько конструкторов. Это был и традиционный Лего, и новые, более сложные вариации на тему. Папа и сын конструировали вместе, и это занятие увлекло их!
Спустя некоторое время мальчик стал более усидчивым, стал проявлять интерес к математике. Он отлично соображал, как сделать модель, руководствуясь инструкцией. Более того, стал придумывать свои собственные модели! К первому классу стало ясно, что это умный, сообразительный ребенок с прекрасно развитым воображением.
Какой конструктор выбрать?
В процессе игры внутри каждого ребенка начинает функционировать целая комплексная система, состоящая из воображения, творчества и желания создать собственную поделку, которая искренне удивит родителей. Каждый конструктор, независимо от направленности, способен положительно повлиять на уровень развития фантазии, целеустремленности, моторики и мышления.
Для выбора конструктора следует руководствоваться следующими правилами:
Первым шагом необходимо ознакомиться с возрастной маркировкой. Выбирать необходимо игрушки с максимальным набором развивающих качеств и возможностей трансформации. Не всегда большое количество деталей является пользой
В младшем возрасте следует ограничиться конструкторами, где число элементов превосходит 50, чрезмерные цифры быстро рассеивают внимание. Проверьте работоспособность и прочность каждого элемента
Независимо от стоимости детского конструктора, его размеров и количества элементов самый замечательный будет тот, в который вы играете вместе с ним.. Придумывайте веселые задачки, назначайте призы, дарите поощрительные «поцелуи» и даже самая маленькая игрушка станет для ребенка бесценной
Придумывайте веселые задачки, назначайте призы, дарите поощрительные «поцелуи» и даже самая маленькая игрушка станет для ребенка бесценной.
Какой вид конструктора выбрать?
- Кубики — номер один для детей первого года жизни. Это самый примитивный тип конструктора, который без сомнений придется по вкусу вашему малышу. Он познакомит ребенка с формами предметов, различными цветами и даже фактурами — все зависит от конкретного набора. Поначалу кроха будет с удовольствием наблюдать за тем, как мама или папа строит башенку из кубиков, а затем с восторгом рушить постройку. Но совсем скоро впервые сконструирует собственную башенку. Немножко кривую и перекошенную, но свою!
- Фигурки-вкладыши. Это пластиковые, деревянные или картонные наборы, в которых для установки фигурок на поверхности предусмотрены специальные отверстия. Они подходят для детей от года и помогают научиться сопоставлять размеры элементов друг с другом.
- Мозаика и пазлы. Предназначены для детей от 2-х лет, но играть в них можно только под присмотром взрослых. Эти конструкторы отлично развивают образное мышление, т.к. из них собирают настоящие картины.
- Блочные конструкторы. Их них строят практически все: самолеты, машины, дома, заводы, железные дороги и т.п. Дети растут и вместе с ними усложняются его конструкции.
- ЛЕГО. Обладают всеми преимуществами обычных конструкторов и нравятся всем детям без исключения. Яркие, красивые, с героями любимых мультиков — они вызывают бурю восторга у детей различного возраста.
Существуют также деревянные, магнитные, железные конструкторы, сложные модели 3D-моделирования, состоящие из тысяч мельчайших деталей. Некоторые из них стоят десятки тысяч долларов, но по уровню пользы практически не отличаются даже от самых примитивных вариантов. Любой конструктор — вещь мега-интересная.
Во все времена говорили о том, что детский конструктор полезен
для развития ребенка. Давайте попробуем объединить все правдивые мысли и отсеять явные преувеличения о влиянии конструктора на ребенка. Безусловно, конструктор является хорошим предлогом для общения между родителями и детьми любого поколения.
Некоторые дети вовсе не любят конструктор, и только авторитет мамы или папы, которые увлеченно играются конструктором, притягивает ребенка к этому виду развлечения.
Не стоит всегда собирать конструкторские поделки для ребенка, ведь именно личное проявление фантазии служит главным развивающим элементом. Кроме того у детей улучшается моторика пальцев и общая подвижность организма. Старайтесь использовать детские поделки на практике, показывая полезность и необходимость работы, которую проделал ребенок.
Верно также замечание, что конструктор позволяет развиваться не только физически, но и творчески. Анализ геометрических формосязание и похвала родителей подталкивают ребенка мыслить логически и действовать активно с еще более усиленной энергией.
Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников
Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
Задачи Лего-методики
Младший дошкольный возраст (2–4 года):
- учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
- знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
- создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
- пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
- развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей
Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
- формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
- учить конструированию с использованием Лего-карточек;
- запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.
В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей
Старшая и подготовительная группы:
- стимулировать детское техническое творчество;
- обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
- формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
- познакомить с основами компьютерного моделирования.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей
Базовые идеи Лего-технологии:
- от простого к сложному;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- созидательность и результативность;
- развитие творческих способностей;
- комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Особенности практического использования с учётом возраста детей:
- С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
- С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
- В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль
Формы реализации Лего-методики в детском саду:
Рейтинг популярных необычных детских конструкторов
В рейтинг вошли популярные конструкторы на основе отзывов родителей, купивших игрушку:
Биплант Кубус 11022-170
Количество деталей конструктора 170. Различные по форме детали окрашены в 12 основных цветов, масса всевозможных цветовых комбинаций. Отличительная черта – уникальная система крепежа деталей, благодаря которой возможно создавать как плоские комбинации, так и объемные поделки. Способствует развитию мышления, раскрывает воображение, стимулирует нестандартное мышление.
ДОСТОИНСТВА:
- Интересная, удобная, простая игрушка
- Яркая
- Развитие мелкой моторики рук, логического мышления, творческих способностей
- Не травмирует, безопасная
НЕДОСТАТКИ
- Не наступать – ломается быстро
- Нет упаковки для хранения
- Мало деталей в наборе
Биплант Кубус 11022-170
Знаток 70690 Альтернативная энергия
Состоит из нескольких научных тем, связанных с перспективными источниками энергии. 51 деталь, совмещенная с двигателем. Цветное пособие учебно-методического характера. Развивает логику, побуждает интерес к науке. Конструктор уникален инженерной направленностью.
ДОСТОИНСТВА:
- Легко собирать
- Развивающий
- Качество деталей
НЕДОСТАТКИ
Не обнаружено
Знаток 70690 Альтернативная энергия
Конструктор-липучка 6026103 Большой набор
Уникальная пластиковая разработка состоит из 400 частей. Подходит для 4-х летних детей. Отличный стимулятор для логического мышления, мелкой моторики. Мягкий конструктор не ограничивает порывы творческих идей.
ДОСТОИНСТВА:
- Мягкий, удобный
- Не так страшно наступить, как на лего
- Неограниченный простор для творчества
- Компактный, легко собирать
НЕДОСТАТКИ
Не все жесткие детали (глазки, ноги, руки) хорошо крепятся в мягкие шарики
Конструктор-липучка 6026103 Большой набор
Висма brickmaster 105 Мост
Строительная универсальная игрушка насчитывает 450 деталей, среди которых арки, кирпичи и все остальные элементы современного строительства. При желании возможно построить полноценный мост. Элементы скрепляются благодаря безвредной строительной смеси. Ребенку открываются нюансы конструирования, игрушка отличается максимальной реалистичностью.
ДОСТОИНСТВА:
- Подходит и для мальчиков и для девочек
- Развивает моторику и воображение
- Можно использовать многократно
- Настоящие кирпичики, мастерок
НЕДОСТАТКИ
- Смесь медленно сохнет и плохо скрепляет детали
- В наборе нет тары для раствора
Висма brickmaster 105 Мост
Игольчатый конструктор Кид Блок PT-00891 Со щетинками
Приятные иголочки в количестве 50 деталей могут складываться в интересные формы: машинки или домики. Улучшает логические данные, навыки мелкой моторики, каждая поделка становится результатом проявления творческих способностей ребенка, что не может не радовать родителей.
ДОСТОИНСТВА:
- Необычные детали
- Развивает воображение, креативность
НЕДОСТАТКИ
Не обнаружено
Игольчатый конструктор Кид Блок PT-00891 Со щетинками
Blue THIN0710-013 Причудливые конструкции
Классические детали конструктора (всего их 65) могут складываться причудливые домики, башни, самолетики. Можно объединять детали по цветам либо по однотипным формам. Подходит для мальчиков 3-х лет.
ДОСТОИНСТВА:
- Приятный пластик
- Развивает логику и моторику
НЕДОСТАТКИ
Не обнаружено
Blue THIN0710-013 Причудливые конструкции
Винтовой конструктор. Как раньше 00863 Эйфелева башня
Невероятно огромное число деталей – 893. Собираются любые бытовые предметы, механические модели, даже животные. Имеется шаблон сбора Эйфелевой башни. Перед ребенком появляется новый мир моделирования и строительства.
ДОСТОИНСТВА:
- Подходит и для мальчиков и для девочек
- Понятная инструкция
- Развивает мелкую моторику рук
НЕДОСТАТКИ
не обнаружено
Винтовой конструктор. Как раньше 00863 Эйфелева башня
Для чего нужен конструктор
Несомненно, яркий вид любой игрушки привлекает внимание, но если выбрать не только по цвету игрушку, но и по назначению для правильного развития, то такой подарок будет радовать еще долгие годы. В чем заключается смысл конструктора? В первую очередь, данный вид развлечения развивает пространственное мышление
При помощи деталей малыш учится познавать их соотношение друг к другу. Во-вторых, конструктор повышает уровень интеллектуальных способностей, развивается фантазия в плане сбора различных моделей. Мелкая моторика, глазомер, образное мышление – все это совершенствуется только за счет одной игры.