Погодки: дети с маленькой разницей в возрасте – страхи, ошибки, лайфхаки

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Погодки с медицинской точки зрения

Две беременности, двое родов и, соответственно, два послеродовых периода подряд – слишком большая нагрузка и на организм, и на психику. Восстановительный период после родов длится около года, и, когда на него накладывается новая волна гормональных изменений, то это становится слишком сильным стрессом.

Психологи, работающие в женских консультациях, отмечают значительно больший процент послеродовых расстройств настроения у женщин, родивших с таким небольшим перерывом. Так, например, в группе женщин 20–27 лет после первых родов практически не отмечается жалоб на какие-либо проявления нарушений настроения. Незначительный «материнский блюз» выражается в капризности, обидчивости, периодах грусти и вскоре проходит.

Женщины того же возраста, родившие двоих детей подряд, имеют более выраженные симптомы: чувство тоски, потери, значительное снижение настроения, плаксивость, длящиеся по нескольку месяцев. И все это нельзя считать новостью.

То, что двое родов с разницей в год неблагоприятны, известно еще с древности. У народов, живущих традиционным укладом, и сейчас в ходу заговоры на то, чтобы «не рождался второй ребенок, пока этот не побежит и не поплывет», «…пока не освободятся руки у матери», «…пока не обновится молоко». То есть пока старшему не исполнится хотя бы три года.

Древние славянские народы тоже старались избегать слишком маленькой разницы в возрасте. Причем по убеждению во вреде не только для мамы, но и для детей.

Видя, что дети, рожденные без перерыва, чаще болеют, бывают более слабыми, они связывали это с особенностью существования их духов-хранителей. У маленьких детей и духи-хранители маленькие. Они так же непоседливы, любят играть и шалить. И им бывает тесно вместе – поэтому один забирает силы у другого. Конечно, сейчас вырастить детей-погодков не проблема в плане физического здоровья. Психологические же особенности такой ситуации стоит предусмотреть.

Разнополые дети-погодки

«У меня первой родилась девочка, а через полтора года — мальчик. Далеко не все вещи старшей сестры ему подходят, ведь мы с мужем для нашей принцессы все покупали нарочито „девочковое“: коляску, конверт, кроватку… Теперь все покупаем заново. Так еще и вопрос с расширением жилплощади встал остро: для разнополых детей-погодков нужны разные комнаты…»

Екатерина, мама полугодовалого Максима и двухлетней Светы.

На первые годы, пока малыши еще не доросли до подросткового возраста, детям вполне достаточно будет и одной комнаты. Главное — правильно ее зонировать, разделить спальные и рабочие места.

«Даже маленькую комнату можно разделить на зоны, не рискуя лишить обитателей воздуха и света. Это не значит, что придется выстраивать новые стены. Открытые сборные стеллажи с кубическими секциями позволяют создать в комнате перегородку, не достигающую потолка», — говорит дизайнер интерьеров Алена Вайнер.

Приемов для зонирования комнаты очень много: это и игры с цветом, и использование магнитных досок, и стеллажей. Главное — по мере взросления малышей привлекать их к планированию комнаты. А как может выглядеть детская для разнополых детей-погодков, смотрите в фотогалерее.

Старший ребенок: «прилипучий» старшенький

«С тех пор как в доме появился новорожденный Илюша, Ваня, которому нет еще двух лет, стал невыносим. Он постоянно виснет на мне, щиплет малыша, задевает. Я даже не могу спокойно покормить Илью грудью или сменить ему подгузник». Лиза, г. Великий Новгород

Как действовать. Если старший ребенок так и норовит ударить или ущипнуть новорожденного или же говорит ему: «Ты мне не нравишься», так или иначе, сохраняйте спокойствие. Одна из самых больших ошибок родителей — не разрешать своему первенцу испытывать негативные эмоции по отношению к его новорожденному братику или сестричке. Утвердите чувство первенца, сказав: «Я понимаю, трудно разделять маму с кем-то еще», а затем сядьте рядом и крепко обнимите его. Малыш должен почувствовать, что, несмотря на появление нового члена семьи, мама по-прежнему его любит. Также отличной «прививкой» против ревности является вовлечение старшего ребенка в заботы о малыше. Разрешите старшему во время купания младенца аккуратно протирать его ножки специальной махровой салфеткой. Обычно малышам нравится быть мамиными помощниками.

Речь и другие навыки

Обычно к полутора годам дети начинают говорить свои первые слова: “мама”, “папа”, “баба”, “дай”, “на” и т.п. Но если в этот период в доме появляется младенец, то развитие речи старшего ребёнка может сильно затормозиться или даже остановиться и откатиться назад. Возможно, так сказывается стресс. Немаловажен и “пример” неговорящего младенца — им-то все восторгаются и так. Если разница между детьми совсем маленькая (чуть больше года), то членораздельная речь может вернуться у старшего только к 3 годам, когда заговорит и младший.

У нас разница была побольше — 2 с лишним года, и к моменту рождения сестры сын уже говорил простыми предложениями. Так что с появлением малышки говорить он не перестал, но начал часто использовать в своей речи “младенческие” словечки сестрёнки (“бойсь” вместо “боюсь”, “на-на” вместо “дай” и т.п.) с характерной для годовалых малышей интонацией, мимикой и жестами. Смотрелось это у трёхлетки довольно странно и особенно раздражало, если мы находились в общественном месте.

Если разница между детьми ближе к 3 годам, то проблема с речью может возникнуть уже у младшего ребёнка. Трёхлетние “почемучки” очень любопытны, рот у них не закрывается целыми днями. В итоге младенец постоянно слышит беглую взрослую речь, а не положенные ему: “Кто тут у на-а-а-с? Это за-а-а-йчик! З-а-а-а-йчик! У Ксюши за-а-а-йчик! Ксюша взяла зайчика. На ручки. У Ксюши на ручках зайчик”. Постоянно отвечая на вопросы старшего ребёнка, взрослый не успевает описывать младшему происходящее вокруг, называть окружающие предметы, их цвета и другие свойства в том ритме и с той интонацией, которая нужна по возрасту. В итоге научиться говорить малышу может быть труднее.

Предотвратить подобное развитие событий некоторым помогает ношение младенца в слинге. Когда малыш постоянно “перед носом”, про него не забудешь! Мама вовремя замечает, что младшенького что-то заинтересовало, и всё объясняет, не забывает вставить в объяснения для старшего пару фраз и для малыша. Если на прогулку вы выходите с коляской, выбирайте модели, где ребёнок сидит лицом к маме. Таким образом младший ребёнок сможет всегда к вам “обратиться”, а кроме того, доказано, что в колясках “лицом к маме” дети до 2 лет чувствуют себя психологически комфортнее.

Конечно, и регресс у старшего, и перекосы в развитии тех или иных навыков у младшего сильно зависят от индивидуальности детей и предсказать их заранее невозможно. Психологи говорят, что избежать реального отката назад у старшего можно, проигрывая с ним “младенческие” ситуации незадолго до и, главное, после рождения малыша

А относительно младших детей важно помнить, что далеко не всегда они учатся, подражая старшим братьям и сестрам. Это зависит и от типа нервной системы, и от ведущего способа восприятия информации, которые заложены у малыша от рождения

Так, я, например, совершенно не занималась приучением дочки к горшку. Просто поставила второй “трон” рядом с первым и иногда объясняла, зачем его использует сын. Сначала малышка просто садилась на свой горшок одновременно с братом. А в какой-то момент смекнула, и что там надо делать.

При этом знаю семьи, где (при такой же разнице в возрасте) как раз второго малыша было труднее приучить к опрятности, научить есть, одеваться и т.п. С едой, кстати, мне тоже усердствовать особо не пришлось. До года дочь была на педприкорме (брала, что понравится, из моей тарелки) и наблюдала, как ест старший брат. А в год взяла в руку ложку и сама съела тарелку каши с молоком. С ложки я её не кормила никогда.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Дети-погодки: за и против

Некоторые осознанно решают повторно забеременеть непосредственно после родов. В таком случае они должны точно осознавать факт и плюсов, и сложностей.

Преимущества

На основании форумов и отзывов были сформулированы основные плюсы деток, рожденных с разницей в 1 год и менее:

  • Одновозрастным детям очень интересно друг с другом – совместные игры, общность интересов, увлечений, общие друзья. Они будут расти, как двойняшки, ведь чем старше становятся, тем сильнее сглаживается возрастная граница. Когда один старше, то на него чаще всего возлагается забота о младшем. Многим это сильно не нравится, возникают конфликты, внутренние проблемы.
  • Мозг малышей, как губка, они впитывают всю информацию из внешнего мира. Поэтому проведенные обучающие игры со старшим, запоминаются и младшим.
  • Каждая мама хочет отдохнуть, почитать книжку, пообщаться по телефону, но это трудно, когда малыш совсем маленький, свободного времени совсем нет. Наличие двух деток примерно одного возраста дают женщине такую возможность, потому что они могут играть друг с другом.
  • В случае детей-погодок. женщина уходит в единый пролонгированный декрет на три года, после которого уже может полностью окунуться в свою профессию. В обычном варианте происходит следующая ситуация. Она пробыла в декрете 1,5 года, вышла на работу, занимается своей любимой профессией. Потом в семье решают, что можно завести второго ребенка. Факт отказа от профессии, возобновление бессонных ночей пугает, поэтому вероятность повторного рождения откладывается на неопределенный срок.
  • У каждой девушки есть страх потерять привлекательность после рождения – набор веса, изменение параметров тела. От этого никто не застрахован, беременность меняет не только гормональный фон, но и внешность. Многие боятся повторно беременеть, ведь придется заново себя ограничивать, чтобы любимое платье застегнулось. А в случае детей-погодок после рождения второго можно спокойно заняться собой!
  • Получение материнского капитала в некоторых случаях стимулирует семьи на рождение второго.
  • Момент экономии на раннем этапе, даже если малышы разнополые. Детские вещи, коляска, игрушки, кроватка переходят от первого ко второму.
  • Мамы начинают успевать делать миллион дел одновременно, а некоторые даже выходить на неполный рабочий день.
  • Дома всегда весело.

Сложности

Жизнь – это сочетание плюсов и минусов, для детей-погодок существуют сложности, о которых будущим дважды родителям нужно знать:

Тишины дома не будет! Не всегда веселый смех и игры будут создавать шум, но и плач, истерики, крики, выдержать которые бывает крайне тяжело. Каждый период взросления сопровождается эпизодами кризиса, так как маленькие детки начнут в любом случае делить свое личное пространство, требовать индивидуального внимания.
Совместные выходы – на прогулку, в магазин, поликлинику, парк, зону детских игр

Маме важно научить, как нужно вести себя в общественных местах, что можно делать, а что нельзя. Быстро это обучение не пройдет.
Если вы покупаете игрушку, вещь одному ребенку, но также придется делать и для другого

Это как с близнецами.
Постоянный круговорот домашних дел, забот, число которых возрастает пропорционально количеству детей.
Увеличение количества проблем с возрастом детей. Однополые дети могут долго жить в одной комнате, им можно поставить двухъярусную кровать. А если разнополые, то довольно скоро придется думать о выборе квартиры с раздельным пространством для каждого.
Сейчас семьям нужен персональный компьютер. А если детей двое, то есть вероятность борьбы за него.

Возможно, некоторые трудности буду проблемой для одной мамы, а другая их не заметит. Все зависит от характера женщины, психологической атмосферы в семье, желания обоих родителей участвовать в жизни, развитии малышей.

Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй

Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она – основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение

Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.

В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.

Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу

Грудное вскармливание

Планируя вторую беременность с годовалым ребёнком на руках, я, естественно, задалась вопросом: “Можно ли во время беременности кормить грудью?” И, изучив материалы различных источников, поддерживающих грудное вскармливание, узнала: “Да, можно! А после родов можно кормить обоих детей. Называется это „кормление тандемом“ и даже помогает сглаживать ревность между сиблингами”. Я успокоилась и настроилась на тандем.

Уже во втором триместре мне стало неприятно кормить долго (сын любил сосать во сне по 30-40 минут), и я стала постепенно сокращать время кормлений до 5-10 минут. Но за это время малыш обычно успевал уснуть, так что больших проблем мне это не принесло. И вдруг, в 32 недели кормить стало невыносимо больно. Даже минуту я не могла терпеть. А сын привык засыпать с грудью или на руках (иногда его укачивал папа или дедушка). И мне пришлось срочно буквально за 3 дня свернуть грудное вскармливание. Так как всё было неожиданно, малыш плакал, а мне пришлось с огромным животом укачивать его, почти двухлетнего, на руках. Тандема у нас так и не получилось, после рождения сестрички сын от груди отказался, сказал: “Забыл, как сосать”.

Потом от знакомых мам деток-погодок я узнала, что мне ещё повезло докормить до 32 недель беременности. Многим становилось невыносимо больно уже в первом триместре и приходилось спешно отлучать от груди совсем ещё крошек. Конечно, это было сопряжено с большими переживаниями как для мамы, так и для ребёнка, так как изначально планировалось длительное кормление.

Отлично, если у вас получится прокормить всю беременность и потом наладить тандем. Но нужно быть готовым и к тому, что грудное вскармливание придётся свернуть гораздо раньше, чем вы планировали.

Разница между детьми 3 года: плюсы и минусы

Какие преимущества учитывают родители, решив завести второго ребенка через 3 года?

Плюсы

  • Формирование самостоятельности у малыша. К трем годам ребенок научается самостоятельности. Происходит становление детской личности. «Я сам» — говорит малыш, и без помощи взрослого может одеться, покушать, поиграть. У него появляются свои интересы, новые знакомства, увлечения.
  • Занятость мамы. У мамы появляется больше времени и внимания для грудничка, поскольку старший ребенок уже может посещать детсад.
  • Помощь бабушек и дедушек. Ставшего самостоятельным малыша можно смело отправлять на выходные к родственникам. Здесь его ожидает приятное общение и новые занятия. Мама же может немного отдохнуть от психологической и физической нагрузки.
  • Ответственный помощник. С появлением братика или сестрички старшему ребенку приходится взрослеть. Он уже может помочь по уходу за малышом. Так в нем воспитывается чувство ответственности.
  • Общность интересов. Деи с небольшой разницей в возрасте растут дружно, много и тесно общаются, у них много общих интересов, игр, увлечений. Годы лишь укрепляют эти отношения.
  • Образец для подражания. Старшему ребенку всегда хочется, чтобы родители им гордились, поэтому он старается все делать правильно, помочь родителям, ухаживать за младшим ребенком, для которого он становится примером для подражания.
  • Пора в школу. Когда для старшего ребенка наступит время посещения школы, младшему будет 3 года. Его можно отправить в детсад. Появится время для того, чтобы уделять его занятиям со старшим ребенком.

Минусы

Какие трудности предстоят родителям, если разница в возрасте детей – 3 года?

Сложности кризисного этапа. Если второй ребенок родится, когда первому исполнилось 3 года, маме будет сложно справиться с двумя малышами, поскольку возраст 3 лет старшего — кризисный. На данном этапе дети становятся капризными, упрямыми, неуправляемыми, Кризис 3 лет знаменуется появлением у ребенка самостоятельности. Формирование новых черт и особенностей характера сопряжено с прохождением определенных психологических трудностей.

Все еще малыш. Научившись некоторой самостоятельности, старший ребенок все же нуждается в помощи и заботе: ему нужно помочь одеться, обуться, отвести в садик и многое другое. Младший отнимает у матери много времени и сил. Ухаживать за двумя малышами сложно.

Потребности второго малыша. Мама и первый ребенок полностью зависят от потребностей и настроения второго малыша. Прогулка со старшим ребенком планируется только тогда, когда будут выполнены домашние дела и хлопоты, связанные с уходом за грудничком.

И снова распашонки… Ребенок немного подрос. Появилось свободное время для походов в кино, кафе, встреч с друзьями. Решив завести второго малыша, мама возвращается к прежним заботам, откладывая личную жизнь.

С двумя малышами трудно. Бабушки и дедушки могут брать на выходные только одного ребенка, поскольку за двумя малышами трудно уследить. Следовательно, маме придется самой заботиться о детях, не имея возможности уделять время себе.

Чувство вины. Ухаживать за двумя детьми сложно, Второй ребенок отнимает много времени и сил

Мама, не имея возможности уделить должное внимание старшему ребенку, все время чувствует себя виноватой. Чувство вины может угнетать и даже привести к депрессии.

О карьере на время стоит позабыть

Решившись на то, чтобы посвятить себя семье и детям в течение двух декретных отпусков, что составляет шесть лет, женщине придется отложить мысли о карьерном росте и рабочих достижениях.

О безопасности. Трехлетние малыши — еще совсем маленькие и не умеют обращаться с новорожденным. Поэтому оставлять их одних не следует. Старший ребенок может нечаянно причинить боль малышу, сам того не понимая, чем-то навредить.

Слишком маленький старший

«

Они же почти ровесники – значит, будут расти практически в одинаковых условиях. Никаких старших-младших, никакой ревности

». Такое мнение ошибочно. Родители сами испытывают потребность в том, чтобы одного из детей «назначать» старшим, наделять его более взрослыми чертами – даже если воспитывают близнецов. А тут действительно один намного (по сравнению с новорожденным) старше. Конечно, ему и быть более сознательным, терпеливым, ответственным. А он оказался не готов… Более того, он вообще не понял, что произошло и почему ситуация так изменилась. Ребенку трех и даже двух лет можно доступно объяснить, что у него появится братик или сестричка, поговорить с ним о том, почему мама теперь не может так много времени проводить с ним самим. Его можно успокоить, когда он проявляет недовольство ситуацией, как-то поддержать и отвлечь.

Годовалый или ребенок чуть старше не может понять происходящего, для него все проходит на уровне ощущений. И они не самые лучшие. Он хочет быть все время с мамой, засыпать на руках, постоянно видеть ее лицо, обращенное к нему. Ан нет – теперь это стало недоступно, как ни проси. Это порождает тревогу, лишает чувства полной безопасности.

В период восьми месяцев – года у детей появляется сильная привязанность к маме, когда ребенок отстраняется от других людей и, что называется, с рук не сходит. Это нормальный этап социального развития, и он, как правило, быстро проходит. Но для этого надо, чтобы мама была рядом всегда, по первому зову, и всегда была готова «укрыть» от посторонних. В случае когда к году появляется еще один ребенок, это практически невозможно – руки заняты. В результате привязанность к маме не ослабевает, а, наоборот, крепнет, но при этом бывает основана на подсознательном страхе потерять ее саму. Старший становится очень чувствительным – даже ночью просыпается в то время, когда встает младший для кормления. Как бы присоединяется к симбиозу мамы и младшего. Кстати, его жизнь тоже нельзя назвать безоблачной. Конечно, особых переживаний по поводу нехватки внимания нет – ему просто не с чем сравнивать, но близости мамы ему тоже мало. И в этом, наверное, основная трудность – очень уж схожие у детей интересы.

Иногда родители не видят другого выхода, кроме как отделять детей на время. С одним – бабушка или няня, с другим – мама, а потом наоборот. Это дает возможность каждому из детей иметь столько внимания, сколько нужно. Если, конечно, эти периоды недолгие и в них нет явного предпочтения.

Плюсы и минусы воспитания погодок

По поводу рождения погодок существуют разные мнения: кто-то считает, что минимальная разница в возрасте по-своему выгодна с точки зрения затраченного на воспитание детей времени, другие же уверены, что забота о двух младенцах сразу – очень нелегкая работа. Кто же из них прав?

Недостатки рождения детей-погодок

Отказ от грудного вскармливания. Некоторые врачи выступают против кормления грудью во время второй беременности. Во-первых, при стимуляции сосков активно вырабатывается окситоцин, который также участвует в сокращении мускулатуры матки, а значит, повышается риск выкидыша. Во-вторых, для правильного развития плоду требуется все питательные вещества, которые способен дать женский организм. При грудном вскармливании значительная их часть попадает в молоко.

Нехватка времени и отдыха. Согласитесь, от первого ребенка вы не дождетесь не только помощи, но и минимальной самостоятельности. И если после первых родов мамочка могла немного полежать и отдохнуть, когда захочется, то теперь об этом остается лишь мечтать. С рождением второго малыша количество свободного времени резко уменьшается, поскольку режимы детей совсем разные, и младший постоянно у мамы на ручках.

Зависимость от родных. Уговорить бабушку или других родственников посидеть с одним ребенком намного проще, чем с погодками. Перед мамой встает сложный выбор: или постоянно просить о помощи, или обходиться своими силами. Конечно, воспитывать малышей-погодок можно и без поддержки близких, однако есть большая вероятность, что в этом случае вас ждет хроническая усталость.

Финансовые затраты. Вас придется тратиться вдвойне на подгузники, молочные смеси, игрушки. Если погодки разнополые, то у вас не получится сэкономить на одежде, передавая ее по наследству. К тому же в дальнейшем их нужно будет расселить по разным комнатам, что также приведет к затратам.

Стресс и депрессия. Нередко мама выматывается не только физически, но и психологически. Папа начинает активно зарабатывать деньги, а значит, вся ответственность за развитие детей ложится на материнские плечи

Частые крики, ссоры, многочисленные капризы, борьба за родительское внимание смогут вывести из себя даже самую спокойную и любящую мать. Не за горами нервные срывы (на крох и мужа) и депрессия

Можно ли в такой ситуации говорить о комфортной атмосфере в семье? Конечно, нет.

Преимущества рождения детей-погодок

  • Адаптация в обществе. Привыкание к садику проходит у погодок намного проще, так как у них есть опыт общения не только с родителями и бабушками, но и со сверстником. Дети умеют взаимодействовать, решать конфликты, договариваться насчет игрушек.
  • Детская ревность практически не возникает. Считается, что такая небольшая разница между детьми значительно снижает вероятность появления у первенца ревности по отношению к младшему ребенку. А если даже она и появляется, то выражена не так сильно.
  • Лучшие друзья. Поскольку различие в возрасте между малышами минимально, им нравится играть друг с другом. Следовательно, в скором будущем маме больше не понадобится ломать голову, выдумывая новые занятия для деток, пока она готовит обед или занимается домашней работой.
  • Дети тянутся друг за другом. Погодки оказывают положительное влияние друг на друга. Первенец учится ответственности за младшего ребенка и по мере сил помогает матери ухаживать за ним, а тот, в свою очередь, пытается во всем походить на старшего. Если один малыш, к примеру, учит буквы, то и второй начнет проявлять интерес к чтению, а значит, его развитие значительно ускорится.
  • Свежий родительский опыт. Если между детьми в семье большая разница в возрасте, то родители зачастую забывают ранее полученный опыт и отвыкают от периода пеленок и ночных кормлений. В случае с погодками навыки с успехом применяются в уходе за вторым младенцем.
  • Карьера. После выхода из декретного отпуска вы сможете вернуться на работу и вплотную заняться карьерным ростом. А если вы захотите поменять рабочее место, то у вас появится преимущество перед другими соискательницами. Руководители с большей охотой принимают именно опытных мам, меньше опасаясь, что те снова уйдут в декрет.
  • Экономия одежды. О финансовом факторе мы писали в минусах, однако в случае с однополыми погодками он превращается в преимущество. Не будет особых проблем с куртками, сапогами, другими вещами, которые старшие малыши просто не успевают износить.
  • Меньше шансов воспитать эгоиста. Дети-погодки растут менее эгоистичными, так как с рождения привыкают к постоянному присутствию сестры или брата, учатся делиться, сотрудничать, учитывать потребности и желания других людей.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий